Священная трава

00:02 22/05/2018 Путешествия
Священная трава
Я автор основной части текста и во-первых мне совершенно точно никто не платил, а во-вторых если я о чем и сожалеею, то только о том что ценное лекарственное растение находится под запретом, при этом его оборот совсем даже не уменньшается, а деньги которые могли бы пополнять государственный бюджет в виде акцизов, как это происходит например в Испании, идут в карманы наркоторговцев и корумпированных чиновников.

Несколько дней назад Роскомнадзор заблокировал для показа на территории России одну из серий YouTube-канала о путешествиях «Хочу домой», в которой речь шла о деревне растаманов на Ямайке. Автор канала Леонид Пашковский рассказал «Ленте.ру», что стало причиной блокировки и почему он считает это решение несправедливым.

Подозреваю, что Роскомнадзор увидел в этом видео пропаганду употребления марихуаны, но никаких официальных причин указано не было. Все, что у меня есть, — это письмо от службы поддержки YouTube, которое ставит меня перед фактом. За подробностями я могу обратиться на официальный сайт, но что смешно — он у меня не открывается. Заливая серию, я предполагал, что такая ситуация может возникнуть, потому что в кадре очень много употребляют травку, поэтому специально поставил два дисклеймера — чтобы не задеть чувств некурящих и верующих.

Все дело в том, что цель у видео была совершенно обратная: попытаться разобраться и объяснить другим, что культура и религия раста — это совсем не про марихуану. Это поп-культурный стереотип, глубже которого никто у нас, к сожалению, не смотрит, и поэтому чаще всего ставится знак равенства между растаманами и наркоманами.

Марихуана — это всего лишь мелкая деталь (и далеко не обязательная) большого и разнообразного культурно-религиозного движения. Движение раста возникло в 1930 году на Ямайке на волне движения за права чернокожих. Черное население острова — потомки рабов, потерявшие родину, корни и культуру, занимавшие самое низкое социальное и экономическое положение в стране, — остро нуждалось в духовной и социальной поддержке. Отчасти ею была религия — христианство и всевозможные афрохристианские и неоафриканские культы и секты.

В ожидании черного Иисуса

Еще в 1914 году Маркус Гарви создал Всемирную ассоциацию негритянского развития, а позже основал несколько ее филиалов в США. Он активно проповедовал идеи объединения чернокожих по всему миру, превосходства черной расы, возвращения потомков рабов в Африку, а также идею черного Христа. Кроме того, он говорил, что нужно ждать с востока великого царя, который избавит африканский народ от страданий и освободит от гнета.

Так сложилось, что в 1930 году на трон в Эфиопии, единственной африканской стране, которая никогда и никем не была колонизирована, под именем Хайле Селассие I взошел Рас Тафари Макконен. Многие ямайцы посчитали это сбывшимся пророчеством Гарви и провозгласили императора своим спасителем и сыном божьим. Так и зародилось движение раста, или растафари, взявшее название от имени императора.

Автор проекта lovejah.org, известный в раста-тусовке под никнеймом Living Man, добавляет, что с того момента раста-движение сильно изменилось: «Так называемое растафарианство (rastafarianism) — это выдуманный термин, от которого все настоящие раста всеми способами открещиваются. Раста — это, по сути, густое плетение смыслов и образов, зародившихся в недрах ямайского общества в совершенно уникальных культурно-исторических условиях начала ХХ века и благодаря музыке регги выплеснувшееся в мир.

В рамках этого движения существуют как концепции всечеловеческого братства народов и рас, так и крайне реакционные фашистские доктрины "черного превосходства", как совершенно православные люди, так и крайне экзальтированные сектанты.  Во время своего визита на Ямайку в 1966-м император Хайле Селассие I, которого встречали тысячи растаманов, совершенно определенно сказал, что никакой он не бог, а смертный человек, и послал на Ямайку священников, основав миссию Эфиопской Православной Церкви.

После этого движение распалось на множество течений: кто-то, как орден Ньябинги, продолжил поклоняться императору; Эммануэль Чарльз Эдвардс объявил себя Черным Христом и Спасителем, основав орден Бобо Ашанти; Вернон Каррингтон, основатель коммуны Двенадцати колен Израилевых, прислушался к императору и создал самое разумное и вменяемое движение в этой культуре».

Лекарство для бедных

Living Man подчеркивает, что роль марихуаны в раста-движении воспринимается массами совершенно неправильно, и даже среди растаманов ее употребление далеко не всегда считается обязательным или священным: «Я категорически не одобряю культ "священной травы", распространенный среди некоторых сектантов. Но стоит, однако, заметить, что по отношению к конопле как к лекарственному растению имеет место вопиющая историческая несправедливость».

«Индийская конопля на Ямайке входила в состав большинства традиционных народных снадобий, и ее курение не считалось предосудительным, зато народное мнение никак не могло взять в толк смысл ее запрещения и видело в этом измывательство властей», — пишет в своей книге «Культура Растафари» российский африканист Николай Сосновский.

Конопля, конечно же, использовалась в медицинских целях не только на Ямайке. В начале ХХ века препараты с содержанием конопли использовались повсеместно. Для бедных ямайцев, не имеющих доступа к медицинской помощи, использование лекарственного растения было насущной необходимостью. Неудивительно, что употребление конопли стало здесь символом протеста против угнетателей. Уже потом ко всему этому примешалась всякого рода мистика. Но каким образом вообще растение, тысячами лет использовавшееся как лекарственное, вдруг стало запретным?

Это весьма любопытная и поучительная история. До 1910 года каннабис — или hemp (пенька) — широко использовался в медицине. Американская медицинская ассоциация обыкновенно использовала коноплю в настойках, сиропах и выжимках для того, чтобы лечить и облегчать множество разнообразных недомоганий. Около 1910 года в США наблюдался большой приток легальных мексиканских иммигрантов, бежавших из страны, раздираемой гражданской войной. Именно они принесли с собой слово «марихуана».

От лекарства к наркотику

Это слово в значительной степени ответственно за последовавшую криминализацию и демонизацию растения, которое веками использовалось многими культурами для лечения. Впрочем, и это новое слово в первое время было вполне невинным, пока два человека не начали использовать его, чтобы настроить американскую нацию против употребления растения, ответственного за облегчение боли и лечение людей. Звали их Уильям Херст и Гарри Энслингер.

Два невероятно влиятельных человека решили, что каннабис представляет угрозу для их планов достижения власти и богатства. Херст владел несколькими газетами и лесозаготовительными компаниями, которые выпускали для них бумагу. Производители более дешевой и качественной бумаги из конопли угрожали его бизнесу, поэтому он сговорился с Энслингером, недавно назначенным первым директором Федерального Бюро по наркотикам, и несколько групп влиятельных лоббистов приступили к запуску массовой кампании против каннабиса.

Используя газеты Херста, они стремились убедить общественность в том, что каннабис — «самый насильственный наркотик в истории человечества», цитируя Энслингера.

Первым делом для общественной демонизации конопли нужно было переименовать ее в марихуану, а затем связать ее потребление с массовым насилием и преступностью. Многие люди, читающие газеты, понятия не имели, что марихуана и каннабис — это одно и то же. Популярным было мнение, что марихуана — это новый ужасный уличный наркотик. Кампания оказалась эффективной, и в 1937 году Конгресс принял закон о налоге на марихуану, который криминализовал коноплю.

Не только широкая общественность была введена в заблуждение этой пропагандой, но даже Американская медицинская ассоциация. Последствия этого закона для медицинского сообщества были очевидны: каннабис перестал быть доступным лекарственным средством. К 1941 году последние препараты каннабиса были исключены из фармакопеи США, целебные качества этого растения перестали признаваться. Каким образом и почему весь остальной мир последовал этому примеру — история, требующая исследования и осмысления.

К сожалению, раста в сознании масс сегодня ассоциируется с сектантским поклонением Хайле Селассие, которого он никогда не принимал и которым был весьма удручен, и наркозависимостью. Но если копнуть глубже, можно обнаружить удивительно красивые и глубокие культуру и философию». 

Не о пропаганде употребления марихуаны, а именно об этом социально-культурном явлении говорилось в заблокированном видео, причем от лица носителей наследия раста, тех, кто может рассказать о нем правду, не искаженную западной поп-культурой. Но, к сожалению, изолировать проблему гораздо проще, чем попытаться в ней разобраться, и документальный проект, несущий образовательную миссию, подвергается ненужной цензуре.

Жители России все еще могут посмотреть сюжет о раста-деревне на странице проекта «Хочу домой» во «ВКонтакте», а также программы о Пакистане, Иране, Кубе и Гаити на Youtube-канале.

Леонид Пашковский

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(15):

4 +0−0Living Man13:31:45
22/05/2018
1 +0−0Виталий Р10:34:55
22/05/2018
да тут не объективность важна, а личное (или проплаченное) сожаление автора что легкие наркотики когда-то запретили и все никак не могут разрешить в том числе и в медиа-пространстве. все остальное - белый шум, ширма для сожаления -)
Я автор основной части текста и во-первых мне совершенно точно никто не платил, а во-вторых если я о чем и сожалеею, то только о том что ценное лекарственное растение находится под запретом, при этом его оборот совсем даже не уменньшается, а деньги которые могли бы пополнять государственный бюджет в виде акцизов, как это происходит например в Испании, идут в карманы наркоторговцев и корумпированных чиновников.
3 +0−0Jesus Dies10:23:24
22/05/2018
Русские люди выбирают АУЕ и алкоголианство. Жигуль не менее полезен для организма чем конопля. Одна банка балтики 9тки перед едой омолаживает организм
2 +0−0Living Man02:33:52
22/05/2018
Проблема в том, что Леонид попал именно в сектантскую общину и то, что он осветил в этом видео, показывает хоть и не худшие, но достаточно негативные стороны этого движения. Как бы то ни было, я весьма благодарен ему за проделанную работу, потому что это очень неплохой повод для дискуссии на эту щекотливую тему.
1 +0−0Паша Решетников18:20:10
22/05/2018
К счастью, успел посмотреть серию Леонида на youtube. Никакой пропоганды там нет, если бы вы посмотрели, вы бы сами это увидели. Вообще, цикл серий не носит какого-либо пропогандистского оттенка. Познавательный и ознакомительный характер беседы с представителями разных культур. Очень интересно. Спасибо автору, с удовольствием смотрю 2 сезон.) А по поводу того кто и как относиться к каннабису - это дело каждого.
1 +0−0Виталий Р10:34:55
22/05/2018
1 +0−0Living Man03:07:52
22/05/2018
Не был Маркус Гарви никаким основоположником "религии" Раста (определение Раста, как религии вообще неадекватное и надуманное, настоящие Раста чураются этого термина, если только они не сектанты), напротив - он буквально проклинал всех этих сектантов, превозносивших его и был одним из основателей неканонической Православной Африканской Церкви, которая, широко распространившись в Африке, в1940-50-е стала канонической, присоединившись к Александрийскому Патриархату и на сегодняшний день является самой прогрессивной и быстрорастущей из всех Православны Церквей. Подробнее об этом вы можете прочитать здесь Ссылка на www.sobranie.org
да тут не объективность важна, а личное (или проплаченное) сожаление автора что легкие наркотики когда-то запретили и все никак не могут разрешить в том числе и в медиа-пространстве. все остальное - белый шум, ширма для сожаления -)
1 +0−0Living Man03:07:52
22/05/2018
Не был Маркус Гарви никаким основоположником "религии" Раста (определение Раста, как религии вообще неадекватное и надуманное, настоящие Раста чураются этого термина, если только они не сектанты), напротив - он буквально проклинал всех этих сектантов, превозносивших его и был одним из основателей неканонической Православной Африканской Церкви, которая, широко распространившись в Африке, в1940-50-е стала канонической, присоединившись к Александрийскому Патриархату и на сегодняшний день является самой прогрессивной и быстрорастущей из всех Православны Церквей. Подробнее об этом вы можете прочитать здесь Ссылка на www.sobranie.org
1 +0−0Living Man02:22:44
22/05/2018
Раста-движение измнеилось не с 1930 года, а с 1966, когда Император прибыл на Ямайку
1 +0−0Living Man02:15:50
22/05/2018
И еще у меня есть серьезное возражение по поводу текста: Маркус Гарви никогда не проповедовал идеи черного превосходства!
0 +0−0Дмитрий Ильков21:59:13
22/05/2018
Комментарий удалён.
Статья хорошая. Я об этом даже в комментарии написал. Но не развёрнутая именно о нашей стране. Можно и больше написать.
0 +0−0Дмитрий Ильков21:50:25
22/05/2018
4 +0−0Living Man13:31:45
22/05/2018
Я автор основной части текста и во-первых мне совершенно точно никто не платил, а во-вторых если я о чем и сожалеею, то только о том что ценное лекарственное растение находится под запретом, при этом его оборот совсем даже не уменньшается, а деньги которые могли бы пополнять государственный бюджет в виде акцизов, как это происходит например в Испании, идут в карманы наркоторговцев и корумпированных чиновников.
Согласен с Вами.
0 +0−0Дмитрий Ильков21:48:19
22/05/2018
А нашим контролирующим органом не нужно в чём-то разбираться. Они давно уже себя зарекомендовали, как неквалифицированные во всём. Главное запретить, а разбираться и думать уже не их дело.
Статья хорошая. Давайте следующую о том, как запретили прекрасную культуру у нас в стране. При том, что на своём пике, в 50-е, её у нас сеяли под 1 млн. га.
И к слову, в США во время ВОВ снимали запрет на культивирование конопли, для поддержки армии и промышленности, но потом опять ввели.
0 +0−0Jean-Baptiste Emmanuel ZOrg18:38:16
22/05/2018
не доживающие до старости тупые нищие бомжи с желтыми зенками - это прямо лучшая антиреклама травы
0 +0−0Михаил Антонов16:56:24
22/05/2018
4 +0−0Living Man13:31:45
22/05/2018
Я автор основной части текста и во-первых мне совершенно точно никто не платил, а во-вторых если я о чем и сожалеею, то только о том что ценное лекарственное растение находится под запретом, при этом его оборот совсем даже не уменньшается, а деньги которые могли бы пополнять государственный бюджет в виде акцизов, как это происходит например в Испании, идут в карманы наркоторговцев и корумпированных чиновников.
Мужик не надо ни перед кем тут оправыдваться, большинство критикующих понятия не имеют ни о растафарианстве ни о траве, им что по телеку сказали то и думают.
0 +0−0Максим Смирнов15:23:37
22/05/2018
3 +0−0Jesus Dies10:23:24
22/05/2018
Русские люди выбирают АУЕ и алкоголианство. Жигуль не менее полезен для организма чем конопля. Одна банка балтики 9тки перед едой омолаживает организм
Статистику - в студию! (с)
-1 +0−0№-215257012:33:54
22/05/2018
есть подозрение что данная статья самая что ни на есть пропаганда употребления.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь