Они убегали за родину

00:04 04/05/2018 Культура
Они убегали за родину
Да что вы говорите. Тот кто говорит, что думающие и страдающие нацисты концлагеря, обязательная часть фильма "думающего" режиссёра, пытается мне внушить идею толерантности к этим чудовищам. Злость распирает именно от таких заметок с такими авторами, а вовсе не от просмотра фильмов. Вот где самая чернуха.

В прокате — мегаломанский блокбастер «Мстители: Война бесконечности», провозглашенный студией Marvel самым грандиозным кроссовером в истории (в деле — сразу 67 персонажей). Кроме того: Константин Хабенский дебютирует в качестве режиссера с драмой о побеге из концлагеря, а Уэс Андерсон возвращается в кукольную анимацию.

«Мстители: Война бесконечности» (Avengers: Infinity War)
Режиссеры — Энтони и Джо Руссо

«Танос! Он приближается!» — выпаливает ошарашенный Брюс Бэннер (Марк Руффало), только что рухнувший с небес прямо в нью-йоркскую резиденцию магического ордена, возглавляемого Доктором Стрэнджем (Бенедикт Камбербэтч): тот — бывают же совпадения — как раз проводит аудиенцию с отказывающимся принимать его всерьез Тони Старком, он же Железный человек (Роберт Дауни-младший). Что ж, степень близости шершавого сиреневого титана (Джош Бролин), к вторжению которого Marvel готовил своих зрителей 10 лет и 18 фильмов, Бэннер/Халк, вместе с Тором (Крис Хемсворт) отхвативший от Таноса люлей в первой сцене «Войны бесконечности», даже недооценивает: уже через минуту Стрэндж, Старк и Человек-паук (Том Холланд) схлестнутся с приспешниками суперзлодея на улицах Нью-Йорка. Далее — везде: космос, Глазго, Титан, Нидавеллир, Нигде, Вормир, ну и наконец Ваканда, где вся армада марвеловских супергероев по приглашению Черной Пантеры (Чедвик Босман) даст решающий бой Таносу. Выживут в нем не все.

Самопровозглашенная миссия Таноса — с помощью шести камней бесконечности, сбором которых он здесь большую часть времени и занимается, одним щелчком пальцев стереть в порошок половину населения вселенной и тем самым решить глобальную проблему перенаселенности — впечатляет своим геноцидальным мегаломанством. Размаху амбиций своего злодея «Война бесконечности» пытается соответствовать: действие скачет из одного живописного угла галактики в другой, в многочисленных баталиях задействуются не только сверхспособности многочисленных персонажей, но и интересный реквизит вроде булыжника размером с планету, жертвы с героическим надрывом сменяются самопожертвованиями, возможности современных CGI эксплуатируются по полной, регулярно заполняя экран грандиозными разноцветными световыми шоу, призванными поражать даже натренированный нескончаемым потоком блокбастеров взгляд. Вполне соответствует этому почти вагнеровскому по степени величественности настрою и занимающая сорок минут экранного времени финальная битва, итог которой преисполнен столь явного стремления к шок-эффекту, что даже кажется несколько жульническим.

Основная проблема «Войны бесконечности», впрочем, вовсе не в провокационной псевдоразвязке (настоящий финал этой саги запланирован на следующий год, когда на экраны выйдут «Мстители 4») и даже не в патологическом отсутствии собственного стиля у режиссерского дуэта братьев Руссо. При всей неординарности вводных данных (какому еще фильму в современной киноистории приходилось решать проблему такой гипертрофированной перенасыщенности персонажами?), новые «Мстители» с поразительным тщанием избегают даже малейшего намека на подлинный авторский риск. Понятно, что никакой смелости в убийстве любимых народом героев на деле не наблюдается — все мы знаем, как легко Голливуд умеет воскрешать этих воинов трико и латекса. Но Руссо не решаются экспериментировать даже на уровне отдельных сцен: «Война бесконечности» не добавляет нового знания ни об одном персонаже (не считая самого Таноса), постоянно обыгрывая моменты первого знакомства прежде не встречавших друг друга супергероев, генерирует из них лишь скоропортящиеся комические панчи, а как только в кадре все же начинает наливаться драматическое напряжение, спешит уйти в очередной монотонный боевой эпизод (экшен остается самым слабым элементом марвеловских фильмов). В итоге львиную долю экранного времени остается только воображать, каким бы могло быть это кино, если бы создатели осмелились, например, заставить героев разрешать свои противоречия не рукопашной, а исключительно разговорами. Ну или хотя бы, взяв урок бескомпромиссности у Лава Диаса, выпустили на экраны фильм длиной не в два с половиной, а в четыре часа: все-таки заставлять зрителей ждать полноценной развязки еще год — садизм вполне таносовского уровня.

Купить билеты на фильм «Мстители: Война бесконечности» можно на «Афише»

«Остров собак» (Isle of Dogs)
Режиссер — Уэс Андерсон

Каждый уважающий себя пес подтвердит: все беды на свете от кисок. Вот и новый фильм Уэса Андерсона — вторая анимационная работа в его карьере после «Бесподобного мистера Фокса» — начинается с пролога, в котором кошачье-человечье войско со славным полководцем Кобаяши во главе почти доводит собачий род до полного исчезновения. Спасение приходит неожиданно — в лице мальчишки-самурая, предающего собственный вид, обезглавливающего Кобаяши и на время приостанавливающего вечную вражду собак и кошек. Возобновится она уже в Японии 2028-го, когда на эпидемию собачьего гриппа (симптомы у четвероногих: меланхолия, нарколепсия, бессонница и немотивированная агрессия) дальний потомок того самого Кобаяши, плечистый мэр города Мегасаки с гигантской кошачьей татуировкой на всю спину, ответит высылкой всех местных псов на близлежащий остров-помойку. Слабым силам оппозиции — разработавшему лекарство-сыворотку ученому и активному меньшинству школьников-собаколюбов — заткнут рот головорезы Кобаяши. Так что единственным, кто осмелится нарушить статус-кво, окажется племянник мэра, 12-летний Атари, который угонит прогулочный самолет, посадит его на собачий остров и отправится искать на его просторах своего пса Спотса — тот был отправлен в мусорную резервацию самым первым.

Что Уэс Андерсон и в формате кукольного мультфильма верен себе, пояснять, наверное, не нужно: фирменный стиль режиссера «Семейки Тенненбаум» и «Королевства полной луны» в силу своей выразительности уже стал порождать не только километры текстов-обобщений, но и несколько издевательские мемы. Анимационная форма «Острова собак», впрочем, привычные претензии к режиссеру разом снимает: традиционно выстроенный по принципу золотого сечения андерсоновский кадр за счет мультипликационности уже не режет глаз искусственностью, да и тотальная, способная и раздражать особенно скептично настроенных зрителей эксцентричность персонажей кажется куда более уместной, когда большая часть этих персонажей — уже четвероногие и лохматые, более того, изъясняющиеся на чистом английском (японский, на котором говорят здесь люди, при этом переведен, только когда это оправдано обстоятельствами сюжета — что время от времени Андерсон задействует для достижения убийственного комедийного эффекта).

Несколько размывая анимацией эффект от этих констант своего стиля, Андерсон, с другой стороны, в «Острове собак» дает убедиться в еще одной, куда реже попадающей в поле обсуждения грани своего таланта. Этот фильм показывает его таким редким в современном кино творцом, способным создавать — причем более-менее с нуля, в отсутствие материала-первоисточника (к слову, тот же «Бесподобный мистер Фокс» основывался на сказке Роальда Даля) — в своих фильмах целые миры, переполненные деталями, причудами, персонажами. Базой той экранной вселенной, которую он воплощает в «Острове собак», оказывается, конечно же, японская культура — причем увиденная глазами любознательного, всеядного, неутомимого иностранца. В складывающейся от этого скрещивания традиции и неофитства эстетике в итоге находится место и бою барабанов тайко в саундтреке, и прямым визуальным оммажам восьмибитным видеоиграм, и воспеванию традиций сервировки еды, и неизбежным появлениям в сюжете якудза с самураями.

При этом стиль андерсоновского детища не оказывается пустым — не сводится к голому ностальгическому оммажу, к сумме многочисленных источников авторского вдохновения (которые, конечно, не исчерпываются Японией и включают в себя, например, классику фильмов-антиутопий). Неизменно эффектную обертку и неугомонный, не знающий передышек сюжет Андерсон наполняет эмоциями и идеями, которые хотя и могут быть знакомы по предыдущим фильмам режиссера, свежими и убедительными от этого быть не перестают. Речь далеко не только о силе доведенных до поэтического предела чувств — будь то взаимная привязанность человека и его меньшего брата или неутолимая неприкаянность подросткового одиночества — но и о горьких, неизбежных наблюдениях на тему природы мира взрослых людей (разные его грани здесь иллюстрируют не только собственно мир людей Мегасаки, но и складывающееся на острове-гетто собачье комьюнити), в котором царят бессмысленные мачистские интриги, жажда власти и лидерства, легкость предательства и короткая память. Удивительно в «Острове собак» то, с какой элегантностью Андерсон, сначала безжалостно зафиксировав все эти беды нашего мира, затем демонстрирует душеспасительную возможность искупления решительно для всех, включая отрицательных, персонажей. Ну разве что за кисками стоит присматривать повнимательнее: мало ли что.

Купить билеты на фильм «Остров собак» можно на «Афише»

«Собибор»
Режиссер — Константин Хабенский

1943 год. В концентрационный лагерь Собибор приезжает очередной эшелон с евреями из Минска. Порядок обращения с новоприбывшими давно отработан: как часто повторяют в «Собиборе», орднунг есть орднунг — выгрузка, построение на платформе, сдача под роспись чемоданов и ценных вещей, расчет по профессиям и полу, ну и, наконец, дезинфекция. То есть газовые камеры для подавляющего большинства: женщин, детей, стариков и тех, чьи профессиональные навыки не востребованы немецкой машиной смерти. Среди немногих новичков лагеря, оставленных в живых для работы, оказывается бывший офицер Красной армии Александр Печерский (Константин Хабенский). Через две недели именно он возглавит массовое восстание и побег из Собибора — единственный успешный во всей истории нацистских концлагерей.

Надо отдать должное дебютирующему «Собибором» в режиссуре Константину Хабенскому — учитывая, что идею фильма ему подал министр культуры, в его фильме на удивление почти нет ухитряющейся пробраться почти во все крупные кинопроекты с государственным участием конъюнктуры: ни украинских коллаборантов, ни попыток высказаться о современных фашистах и о том, где они обитают. Хабенский достаточно уверенно ведет действие и напряжение нагнетает плавно — чтобы не исчерпать зрительские эмоции задолго до самого побега, риск чего при таком материале определенно был. Впрочем, заметные достоинства фильма не могут отменить заложенного в сами его замысел и структуру изъяна. По своей природе «Собибор» является картиной все-таки архаичной — ставящей перед собой одну-единственную цель: в рамках непрекращающейся установки на поиск и чествование исторических поводов для национальной гордости прославляет подвиг Печерского и его соратников по восстанию. При этом здесь нет попыток посредством кино решать более универсальные и глубокие вопросы. Что происходило в сознании тех, кто лагерем руководил и в нем работал? Как обычные, ничем не отличающиеся от всех остальных люди совершали нечеловеческие зверства? Вместо этого «Собибор» откровенно демонизирует, если не сказать дегуманизирует нацистов — тем самым умалчивая от зрителя факт банальности, обыденности даже самого страшного зла и легкости, с которой его зарождению поддается людская природа.

Купить билеты на фильм «Собибор» можно на «Афише»

Денис Рузаев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(32):

1 2+1
8 +0−0Дмитрий Стороженко02:56:21
04/05/2018
Да что вы говорите. Тот кто говорит, что думающие и страдающие нацисты концлагеря, обязательная часть фильма "думающего" режиссёра, пытается мне внушить идею толерантности к этим чудовищам. Злость распирает именно от таких заметок с такими авторами, а вовсе не от просмотра фильмов. Вот где самая чернуха.
6 +0−0Pribor Sorok1312:17:54
04/05/2018
А кому интересна психология нелюдей кроме Рузаева? Понять, значит простить? Тех кто детей газом травил? Их надо понимать? Их надо уничтожать как вшей.
6 +0−0Евгений 10:26:55
04/05/2018
"ни украинских коллаборантов, ни попыток высказаться о современных фашистах и о том, где они обитают"

угу, при том что половину охраны конкретно этого лагеря смерти составляли "украинские коллаборанты"
6 +0−0Сергей Левченко09:11:13
04/05/2018
Автор возомнил себя великим критиком)))). Потешил ЧСВ, такой достойно войдет в 1 ряд с псвдоисториком Панасенковым.
5 +0−0Вадим Володин08:44:45
04/05/2018
Интересно что лента уже и не скрывает за кого она топит. Спущенный "темник" виден невооружённым взглядом. Пару раз в месяц обязательно о "оттоптаться" о ВОВ (варианты м. б. разными генералы кровопийцы, солдаты насильники, и т. д. и т. п.) пару раз об "успехах" в России (проигранный космос, наши летят на луну только с американцами, су 57 фигня и т. д.) и пару тройку раз как хорошо у них и какие они хорошие (их оружие, их успехи, их демократия, немцев душивших людей во время ВОВ нужно понять и простить а нам нужно каяться).
Но самое опасное то что Лента это один из исполнителей этого "темника" вспомните танцы Петрова в форме СС (немцы тоже люди см. выше). И это отовсюду лезет!!!!
5 +0−0Николай Радионов06:02:41
04/05/2018
8 +0−0Дмитрий Стороженко02:56:21
04/05/2018
Да что вы говорите. Тот кто говорит, что думающие и страдающие нацисты концлагеря, обязательная часть фильма "думающего" режиссёра, пытается мне внушить идею толерантности к этим чудовищам. Злость распирает именно от таких заметок с такими авторами, а вовсе не от просмотра фильмов. Вот где самая чернуха.
У автора похоже родня в полицаях ходила. Вот пытается их как-то оправдать.
4 +0−0Emma Doolittle15:05:00
04/05/2018
Это какая сука так назвала статейку? И что это за «демонизация нацистов»? Але, автор, ты уже родился больным или стал уродом уже в процессе?
4 +0−0Старый Перун12:35:37
04/05/2018
6 +0−0Pribor Sorok1312:17:54
04/05/2018
А кому интересна психология нелюдей кроме Рузаева? Понять, значит простить? Тех кто детей газом травил? Их надо понимать? Их надо уничтожать как вшей.
Вы вообще текст не поняли. Речь как раз о том, что эти нелюди были обычными людьми, а не сумасшедшими маньяками. В каждом это сидит. Пришел бы щас новый гитлер к власти - половина населения записалось бы надзирателями в лагеря смерти. В любой стране. Такова природа человека. Почитайте про Стэнфордский тюремный эксперимент, если интересно.
4 +0−0Александр Казаков10:10:46
04/05/2018
На счёт "Собибора" автор на все 100% отжег!

Все очень просто в этой теме с мотивациями:
Для персонала концлагеря заключённые - не люди, а скот на скотобойне, для заключённых "Гансы-пулеметчики" - не люди, а черти в разверзшемся на Земле Аду.
И гуманизировать тут кого-то как минимум не уместно.
4 +0−0Падован Дартович06:35:25
04/05/2018
Может всетаки они убегали чтоб не стать набивкой для матрасов и костной мукой?
4 +0−0Николай Радионов06:00:29
04/05/2018
"Что происходило в сознании тех, кто лагерем руководил и в нем работал? Как обычные, ничем не отличающиеся от всех остальных люди совершали нечеловеческие зверства?"

Интересно, оказавшись в концлагере автор сего опуса тоже бы начал исследование на ту тему? Тошнотно читать такие высеры.
3 +0−0Anton AVP Pavlov12:28:51
04/05/2018
"Что происходило в сознании тех, кто лагерем руководил и в нем работал? Как обычные, ничем не отличающиеся от всех остальных люди совершали нечеловеческие зверства? Вместо этого «Собибор» откровенно демонизирует, если не сказать дегуманизирует нацистов "
Ой-вэй, люди то оказывается хорошие были. Чет как не поеду в Порхов, мимо Мемориала жителям Красухи, так мне эти заживо сожженные не дают гуманизировать нацистов, не дает моя однофамилица Ксения Павлова, с ее двухлетним сыном Эдуардом, и ещё несколько сот человек. Может афтар как-то объяснит, зачем их сожгли? ну те гуманисты, которые и воевать то не хотели. А на Собибор после такой рецензии точно пойду.
2 +0−0Евгений 15:07:51
04/05/2018
-3 +0−0Лили Югова14:26:57
04/05/2018
тихо тихо а то окажется что немцы не при делах вообще. у ватанов пукан сгорит от таких выводов)
немцев там было около 30 чел. остальные - наши небратья, те что потом по схронам ховались до 50х годов. херои
2 +0−0Остоточный прощевай 08:06:59
04/05/2018
Посмотрел вчера этих Мстителей.

Лютый кал. Да красиво, да дорого. Но актерская игра просто на нуле. Более менее из всей кучи выделяется Хемсворт. Все таки американский кинематограф скатился в откровенное дерьмo, особенно когда весь фильм это CGI.

Из Марвела для меня лично идеален это Человек Паук начала 2000х. То, что дальше снималось это лютая дичь
1 +0−0Лили Югова14:19:58
04/05/2018
2 +0−0Остоточный прощевай 08:06:59
04/05/2018
Посмотрел вчера этих Мстителей.

Лютый кал. Да красиво, да дорого. Но актерская игра просто на нуле. Более менее из всей кучи выделяется Хемсворт. Все таки американский кинематограф скатился в откровенное дерьмo, особенно когда весь фильм это CGI.

Из Марвела для меня лично идеален это Человек Паук начала 2000х. То, что дальше снималось это лютая дичь
ну так если там в роль берут только тех кто дупло подставляет вот отсюда и актеры херовые
0 +0−0cosmic wind21:03:58
04/05/2018
«Собибор» откровенно демонизирует, если не сказать дегуманизирует нaцисTов концлагерей, загонявших евреев в газовые камеры. Да, да... Действительно, перестарались с демонизацией. Они ведь были просто люди. Не то что фашиcTы, которые бесчинствовали в KрыMе в 2014 и от которых спасла Россия!
0 +0−0Юрий Овчинников20:47:25
04/05/2018
-9 +0−0Юрий Овчинников00:53:45
04/05/2018
Дебют режиссера Хабенского смотреть как-то даже и не хочется - фильмов про фашистов и так уже выше крыши, и чернухи тоже. Режиссер должен быть независимым, думающим и неожиданным, как Данелия, Рязанов или Балабанов, например.
Запомните мои слова, что про этот конъюктурный фильм Хабенского уже через год никто не вспомнит, а "Кин-дза-дза" - это на века.
0 +0−0Алексей Романов19:16:37
04/05/2018
Посмотрел Собибор. Мальчик заключенный, кормящий лошадь сахаром в условиях концлагеря, впечатлил. Условия содержания в лагере значительно отличаются от, например, "Судьбы человека".
0 +0−0Дм Глебов19:05:26
04/05/2018
это ,
как его хеб енский
решил пропиариться на страданиях доведённых до отчаяния людей..
ба бла подрубить там и медийности и вообще позв..
вот же ев... рож ..
.......
Кто ты такой?
Кто тебя сюда прислал?
К чужой славе хочешь примазаться?
.............
в 1987 году в Голливуде режиссёр Джек Голд снял блокбастер «Побег из Собибора». Главную роль Александра Печерского сыграл Рутгер Ха уэр, за свою роль солдата Сашко он получил «Золотой глобус»...
.......
а по жизни
План массового побега из лагеря удался лишь частично - восставшие смогли убить несколько эсэсовцев и охранников, но завладеть оружейным складом не удалось. Охрана открыла огонь по заключённым, и они вынуждены были прорываться из лагеря через минные поля. Им удалось смять охрану и уйти в лес.
...
Печерский пошёл в Белоруссию, там он вступил в партизанский отряд имени Щорса и воевал в его составе до прихода Красной армии. Когда подошли наши советские войска, Александра Печерского после проверке «СМЕРШ» в как подозреваемого в измене Родине и сотрудничестве с фашистами отправил в штрафной батальон....
Но Печерского вызволили некоторые влиятельные евреи
и сегодня он герой Израиля ..
Вениамин Каверин позже написал очерк «Восстание в Собиборе»....
Художественное произведение .. с элементами сказочности..
0 +0−0Mihail Maksimov18:41:34
04/05/2018
4 +0−0Старый Перун12:35:37
04/05/2018
Вы вообще текст не поняли. Речь как раз о том, что эти нелюди были обычными людьми, а не сумасшедшими маньяками. В каждом это сидит. Пришел бы щас новый гитлер к власти - половина населения записалось бы надзирателями в лагеря смерти. В любой стране. Такова природа человека. Почитайте про Стэнфордский тюремный эксперимент, если интересно.
В фильме "Сын Сауля" газовые камеры "обслуживают" евреи. А в неиецком докфильме "Бухенвальд" (или как-то так) утверждается, что часть низшего звена управления этих лагерей была коммунистами.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь