„ | а за что их любить? В армии они не служат. Работать они толком не работают (немногочисленные ортодоксы заняты в службе ЗАКА по работе с трупами, т.к. труп уже "не человек"). Они плодятся как кролики, получают дотации из бюджета и только срут вокруг себя. Более того, в Израиле есть даже особые секты,...читать полностью | “ |
В любом городе, где имеется еврейский квартал, — от Антверпена до Нью-Йорка, и тем более в Израиле, — ультрарелигиозные евреи сразу обращают на себя внимание одеждой. У мужчин это черный костюм с белой рубашкой и непременная шляпа, у женщин — длинная юбка, рукав ниже локтя и парик. Такая «униформа» знакома всем туристам, бывавшим в еврейских районах Нью-Йорка или старом городе Иерусалима. «Лента.ру» выяснила, почему верующие иудеи так одеваются.
Мода от БогаВсе правила еврейской религиозной жизни заложены в главной книге иудаизма — Торе, или Пятикнижии (первые пять книг христианского Ветхого Завета — это многажды переведенная с одного языка на другой Тора), а именно в книге Левит. Там есть общие указания относительно быта и питания, которые впоследствии многократно разъяснялись и толковались еврейскими мудрецами разных стран и эпох.
Главное и самое общее правило, касающееся не только одежды, разумеется, но и быта и поведения, — «Будь скромен перед Всевышним». Скромность — «цниют» на иврите — подразумевает опрятность и чистоту одежды и сокрытие любых «соблазнительных» зон: современные религиозные евреи (на иврите харедим), например, не обнажают ступни ног (ни мужчины, ни женщины).
Однако соблюдать правило скромности можно в разной форме. Особенность истории еврейского народа в том, что он, будучи лишен собственной территории, был вынужден ассимилироваться в других странах, но смог сохранить национальную идентичность — во многом благодаря строгому соблюдению подробных правовых норм, среди которых были и нормы религиозного дресс-кода. Для сохранения нации в изгнании — в странах галута, или «рассеяния» — важно было, с одной стороны, не слишком отличаться от представителей титульной нации, с другой — сохранять национальные особенности одежды и внешнего вида. Поэтому у сефардов (евреев Средиземноморья) и ашкеназов (жителей Западной, Центральной и Восточной Европы) одежда разная, ведь разной была и одежда народов, среди которых они жили.
Голову не напечетГлавная из религиозных заповедей, касающихся одежды, предписывает покрывать голову. Замужние женщины повязывают голову покрывалом (на иврите оно называется тихль или митпахат, а в галуте евреи использовали другие названия, принятые в их наречиях — ладино у сефардов, идише у ашкеназов и так далее). Впоследствии толкования Торы привели к тому, что у отдельных направлений иудаизма покрывало заменил парик, который носят на коротко стриженной или даже бритой голове, иногда сочетая со шляпкой. Девочки и молодые незамужние девушки, напротив, обязаны ходить с открытыми волосами, которые они отращивают очень длинными: женщина, как и мужчина, должна соблюдать заповедь «плодитесь и размножайтесь», а значит — должна быть привлекательной с целью понравиться потенциальному жениху и вступить в брак. Женщины и девочки также в любое время года носят юбки, полностью закрывающие колени, рубашки и кофточки, закрывающие грудь и локти. Купание в открытых водоемах тоже практикуется в одежде.
Мужчины-харедим всегда, кроме времени сна, носят маленькую шапочку, на иврите — кипу (в России кипу называли ермолкой). Кипу, сшитую из четырех клиньев черной ткани, чаще всего бархата, надевают даже на самых маленьких мальчиков. У хасидов кипы с узкой белой окантовкой, у миснагидов, или литваков — без нее. В праздник евреи носят белые атласные кипы. Юноши старше 13 лет, прошедшие обряд совершеннолетия бар-мицва, как и взрослые мужчины, носят поверх кипы дополнительный головной убор.
У евреев Западной, Центральной и Восточной Европы этим головным убором были шапки-штреймлы из лисьих хвостов: их изначально придумали европейцы как позорное отличие евреев от титульных наций, придерживающихся христианского вероисповедания (христиане шапки из хвостов не шили), но внутри еврейской общины штреймлы стали частью традиции, а в наши дни — праздничным предметом одежды. Позже в повседневной жизни штреймл заменила черная шляпа. По ее форме, ширине полей, высоте и форме тульи человек, разбирающийся в еврейских традициях, может определить, к какому изводу иудаизма принадлежит ее обладатель, каким семейным и социальным статусом обладает.
Хасиды (сатмарские и гурские, бреслевские и так называемые хабадники) носят шляпы разной формы (всего специалисты определяют более 30 вариаций). У хасидов тульи ниже, шляпы миснагидов больше похожи на традиционную европейскую шляпу-хомбург. Хабадники к тому же надевают в праздники белую кипу особой формы — с помпоном и вытканными надписями: это демонстрирует их возведенное в культ стремление к веселому и радостному служению Богу. Все ашкеназские мальчики и мужчины-харедим с трехлетнего возраста коротко стригутся, оставляя на висках длинные пряди волос — пейсы: на это тоже есть заповедь, запрещающая «обстригать голову вокруг». В некоторых общинах пейсы закручивают вокруг ушей или закладывают за уши.
Талит большой и маленькийТора обязывает носить две одежды — из шерсти и из легкой ткани. За столетия толкований и интерпретаций это правило превратилось в обязательство ношения так называемого талита катан («малого талита», в противоположность большому талиту — покрывалу, которым евреи закрывают голову во время молитвы; еще талит катан называют талес или арбеканфес). Это четырехугольный кусок белой шерстяной ткани с темными полосами или без них, который можно надевать поверх рубашки или под нее, но в любом случае из-под одежды должны быть видны кисти талита — цицис, или цицит: это предписание Торы.
Кисти крепятся в отверстиях укрепленных шелком углов талита. Талиты представителей некоторых направлений иудаизма (например, радзинских или ижбицких хасидов) отличаются тем, что в цицит есть нити синего цвета,выкрашенные особой традиционной краской. У сефардов, в отличие от большинства ашкеназов, в углах талита не по одному, а по два отверстия. Некоторые общины предписывают завязывать нити не только на четыре двойных обязательных узла, но и на дополнительные мелкие узелки (до 40 штук). Это внутренний код, позволяющий евреям сразу считывать информацию об общине, к которой принадлежат их единоверцы.
Поверх нательных одежд, включая талит, евреи (и мужчины, и женщины) в старину носили кафтаны, принятые в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Еврейские кафтаны отличались особенностями кроя, но в общем и целом евреи не стремились чрезмерно выделяться среди иноверцев — ни необычными, ни слишком богатыми одеждами. По этой же причине в африканской части Средиземноморья в новое время кафтаны остались в ходу у марокканских евреев (когда русская художница Зинаида Серебрякова путешествовала по Магрибу, она сделала несколько портретов марокканских евреек в национальных костюмах — расшитых кафтанах и цветных юбках). В Средней Азии бухарские евреи носили халаты и меховые шапки поверх кипы, подобно местным жителям, а европейские евреи-ашкеназы носили (и носят по сей день) одежду, похожую на фрак или сюртук.
У фрака нет карманов, а застежка на пуговицы — не слева направо, а наоборот: по еврейскому поверью, добро в теле человека располагается справа (по этой же причине на правой руке евреи носят обручальные кольца). Ткань фрака может быть как матовой (в будни), так и атласной (в праздник), гладкой или с выработкой: это тоже указывает на происхождение и социальный статус. С фраком надевают длинные черные брюки и черные ботинки на шнурках. Исключение опять же составляют хасиды, которые в праздники носят кафтан из светлой ткани, короткие брюки, белые чулки и черные кожаные ботинки без шнурков, так называемые пертил ших. Единственный день в году, когда евреям запрещено носить кожаную обувь, — Йом Киппур, или Судный день, в который верующие не работают, держат безводный пост и молятся о прощении грехов и о том, чтобы следующий год был удачным.
Наряд подвенечныйВ Западной, Центральной и Восточной Европе одним из традиционных еврейских ремесел было ювелирное дело и огранка драгоценных камней. Однако заповедь скромности толковалась в том смысле, что религиозные евреи не должны носить драгоценностей напоказ. Как правило, женатые мужчины носили только обручальное кольцо (по религиозному правилу оно, впрочем, обязательно только для женщины и должно быть золотым и цельнолитым, без отверстий и камней, что особо проверял раввин во время брачной церемонии — хупы) и часы, если позволял достаток. Женщины надевали несколько больше украшений, но тоже неброских, поскольку декольте обнажать не допускалось.
В странах же Магриба (африканской части Средиземноморья), в еврейских общинах Ирана, Кавказа, Афганистана и Узбекистана с ювелирными изделиями было несколько проще, поскольку и местные женщины (мусульманки) носили богатые украшения. Особенно броские драгоценности было принято надевать невесте в день свадьбы. В этот день девушка надевала кольца, многорядные колье с монистами и подвесками, браслеты, серьги и подвески на покрывало, закрывающее лоб.
Особую ценность имели золотые филигранные украшения с мотивом тапеш (стилизованного павлиньего пера), которые делали ювелиры из узбекской Бухары, афганского Герата и других городов Средней Азии. Также ювелирное дело было развито в иранских и кавказских еврейских общинах, где вообще ценилась работа по металлу. Состоятельные семьи могли себе позволить включить в приданое невесты золотые изделия или украшения из серебра с позолотой; те, что победнее, довольствовались посеребренной латунью и бронзой.
Как и в обычные дни, на свадьбу невесте полагалось и полагается по сей день одеваться скромно. Платье должно быть длинным и полностью закрывать колени, локти и грудь. Под хупу (особый навес из ткани на четырех столбиках, который держат над брачующимися друзья и родственники, — по его имени называется и сама брачная церемония) невеста входит с лицом, закрытым покрывалом. Жених у хасидов, как правило, надевает белую праздничную кипу. Во многих направлениях иудаизма гости-мужчины приходят на праздник в шляпах.
В завершение рассказа следует упомянуть, что в Израиле наряду с харедим, которые строго соблюдают все заповеди иудаизма и не признают сионистского государства, есть и так называемые кипа сруга, или религиозные сионисты: они признают государство, соблюдают часть заповедей Торы, но не принадлежат к традиционным религиозным течениям и общинам и одеваются как обычные люди, с небольшими ограничениями. Так, мужчины носят талит (из-за жаркого климата он бывает облегченным, сетчатым) и вязаную из цветных ниток кипу, иногда очень маленькую, чисто символическую, закрепленную на волосах заколкой. Женщины покрывают голову тихлем или сеткой для волос и носят длинные юбки, но не отказывают себе в яркой и пестрой одежде. Часто дамы, принадлежащие к кипа сруга, носят легкие индийские платья, что совершенно недопустимо у религиозных ашкеназов.
В религиозных кварталах (таких как Меа-Шеарим в Иерусалиме или Бней-Брак в Тель-Авиве) есть магазины, специализирующиеся на одежде, соответствующей предписаниям цниют, шляпные салоны, где религиозные матроны пополняют обширные коллекции шляп, магазины с талитами и мастерские по изготовлению париков. Особые запросы харедим влияют на модную индустрию не только в том смысле, что поддерживают эти специфические торговые точки на плаву, но и тем, что особая религиозная мода время от времени влияет и на моду глобальную: необычно по общепринятым меркам одетые еврейские мужчины и женщины вдохновляют модельеров на оригинальные повороты в их коллекциях, предназначенных для светской публики.
Вероника Гудкова
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
8 +0−0 | Костя Минин | 09:02:21 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
а за что их любить? В армии они не служат. Работать они толком не работают (немногочисленные ортодоксы заняты в службе ЗАКА по работе с трупами, т.к. труп уже "не человек"). Они плодятся как кролики, получают дотации из бюджета и только срут вокруг себя. Более того, в Израиле есть даже особые секты, которые не признают Израиль (но пользуются его социальными благами) и проч. А простые работяги это все оплачивают. Кроме того, они все голосуют на выборах 100% за свои религиозные партии, которые за последние 10 лет как минимум всегда входят в правительство и без них не принимается ни один закон - т.о. много законов заблокировано потому, что они не устраивают религиозные. Традиционно глава МВД и Минздрава религиозные. |
7 +0−0 | Иса Исаев | 10:05:34 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Иисус Христос (Мир Ему) являлся лишь Пророком Господа Миров! Ни сыном ни кем бы то ни было из родни в человеческом понимании, так что ересь которую вы несете является величайшим заблуждением и наветом на Всевышнего который Не Рождал и Не был Рожден, являясь Вечным и Самодостаточным! |
7 +0−0 | №-1903825 | 09:42:51 19/04/2018 |
Подсудимый, за что вы избили двух евреев в трамвае? Понимаете, собираюсь на работу, по радио говорят "Евреи перешли Суэцкий канал". Выхожу, а они уже на Обводном! |
7 +0−0 | Папа Смурф | 04:04:19 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
На Пурим евреям не только разрешается, но и предписывается напиваться. Пурим - это радостный праздник, посвящённый погрому, в котором громили не евреев, а евреи - как сформулировал один еврейский философ. |
6 +0−0 | Тодыров | 09:53:20 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Сама провозглашена? А не Сталин ли был у реального создания израиля? Хамлами были тысячи лет, хамлами и остались. За 70 лет со дня оказанного Миром евреям доверия, когда весь мир думал, что они угомонятся, израильтяне столько натворили, что стало абсолютно очевидно, почему у них три тысячи лет не было своей страны после того, как до того они побыли лет 70 каким-то гособразованием |
6 +0−0 | Миша Миша | 00:43:24 19/04/2018 |
Новая партия старушек? — спросил Остап. — Это сироты, — ответил Альхен, выжимая плечом инспектора из кухни и исподволь грозя сиротам кулаком. — Дети Поволжья? Альхен замялся. — Тяжелое наследье царского режима? Альхен развел руками, мол, ничего не поделаешь, раз такое наследие. — Совместное воспитание обоих полов по комплексному методу? |
5 +0−0 | Полесская Герилья | 09:13:01 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
конечно модные явреи ортодоксальных недолюбливают, ибо налоги идут на содержание фриков которые только и делают что плодятся и читают тору. Но на ленте есть и их почитатели. А сами, ортодоксы, нужны израилю и сейчас я расскажу тебе для чего. Берем территорию спорную, которую израиль как обычно отжимает у арабов бульдозерами и танками, там соотношение арабов к евреям 70-80% на 30-20%. У обычной еврейской семьи коэф. по плодовиточти около 2, у араба (примерно в этом регионе) 3,5 , у ортодокса 5,5. Так вот запускаем туда дармоедов-епырей-ортодоксов и через 20 лет получаем если не еврейское большинство, то паритет так точно. Так они с восточным берег Так что чтобы там не гнали на них, они нужна в яврейской экспансии |
5 +0−0 | Андрей Делонов | 07:18:21 19/04/2018 |
Вопрос тусующимся здесь израильтянам: правда ли, что основная масса налогоплательщиков Израился мягко говоря недолюбливают ортодоксов? |
5 +0−0 | Klok Smog | 04:20:45 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Вообще-то сама история какая то мутная - это насчет якобы истребления евреев. |
5 +0−0 | Костя Панфилов | 01:23:03 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Ха ха эти на фото которые у старушек всю капусту сожрали.Похоже. |
4 +0−0 | Максим Асокин | 12:24:08 19/04/2018 |
Всю эту танцующую жирную братию в Израиле не то что не любят, а даже ненавидят, за то что они наглые захребетники и тунеядцы, сидящие на шее трудового народа своей страны. В Израиле всё очень дорого, потому что нет никаких ресурсов, полно пустынь и мало воды. 75% процентов воды в водопроводной системе идёт из опреснителей и влетает в копеечку. Тем не менее страна озеленена и превращена в сельскохозяйственную житницу, всего этого удалось достичь благодаря тяжкому труду нескольких поколений земледельцев и в целом народа. И сейчас в Израиле очень много работают, на некоторых работах так что по приходу домой обессиленно лежат под кондиционерами. А вот эти, не в меру религиозные типы, нагло присвоили себе право не работать, не служить в армии (а это в Израиле святое), получать всевозможные стипендии из госбюджета и ещё пытаются прорваться к власти чтобы ещё больше оттяпать в свою пользу народного добра... |
4 +0−0 | ФдулыЧ | 01:05:57 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Резолюция 4686 Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция 46/86) под заголовком «Ликвидация расизма и расовой дискриминации» была принята 16 декабря 1991 года Генеральной Ассамблеей ООН. Она отменила свою резолюцию 3379 (ХХХ) от 10 ноября 1975 года, утверждавшую, что сионизм — это форма расизма и расовой дискриминации. |
3 +0−0 | Полесская Герилья | 09:03:20 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Страна была самопровозглашена ахахаха, самопровозглашалки, это теперь так истории учат?) |
3 +0−0 | Klok Smog | 04:07:32 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Но упиваются то они так, что банально превращаются в свиней. |
3 +0−0 | Igor Brodetskiy | 01:20:17 19/04/2018 |
Бред конечно феерический - про белые кипы- спасибо поржал, как и про черные с белой окантовкой и про форму шляп и тулей. |
3 +0−0 | Николай Мячиков | 00:49:26 19/04/2018 |
Резолюция 3379 Генеральной Ассамблеи ООН «Ликвидация всех форм расовой дискриминации» была принята 10 ноября 1975 года на XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Она ставила Израиль в ряд с государствами, практикующими апартеид, такими как Южная Африка и Родезия, и постановляла, что сионизм — это форма расизма и расовой дискриминации. |
2 +0−0 | Пушкинд | 19:10:28 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
"сколько Б-г даст". но есть варианты. правило - чем ортодоксальнее община, тем строже запрет на "планирование" семьи и серьезнее отношение к ежедневному сексу две недели в месяц. У детей мало шансов выбраться из колеи жизни родителей, потому что их с самого раннего возраста помещают в очень строгую обучающую систему, практически, закрывающую им всякую дорогу наружу, в большой мир |
2 +0−0 | Тодыров | 09:44:22 19/04/2018 |
Первая реакция - это сродственники клоунов Трампа, Джонсона, Макрона? Хамское поведение, клоунский внешний вид, неуважение к остальным, фанатизм взамен интеллекту - это всё про них |
2 +0−0 | Сергей Амплеев | 08:38:36 19/04/2018 |
По случаю старый советский анекдот: Приходит маленький еврей из школы и говорит: Мама, учительница сказала, чтобы завтра все пришли в школу в национальных одеждах. Мать отцу: Мойша, наш маленький Изя просит дубленку! |
2 +0−0 | Smith Wesson | 04:22:58 19/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Сразу видно человека, который празднует Пурим! Ну, так, зайт гезунд! |