Золотая каска

00:03 17/04/2018 Культура
Золотая каска
Автор идиот. Современные эстетические теории уже убили изобразительное искусство. Теперь очередь за театром. С тех пор как Джозеф Кошут создал концептуализм в 65-ом году не появилось ни одного имени, ни одного художника, который смог бы привлечь к себе внимание широких слоёв населения. Даже среди ин...читать полностью

В Москве прошла XXIV церемония вручения театральной премии «Золотая маска». Главные призы получили спектакли, которые могут вызвать разве что зубовный скрежет. Однако проблема совсем не в том, кого и как наградили. В чем — объясняетВиктор Вилисов.

Церемония была посвящена теме «Будущее», и это само по себе звучит как смехопанорама. Даже странно говорить, что это «будущее» у «Золотой маски» имеет место в сегодняшней России, где Госдума планирует запретить ввоз иностранных лекарств, в том числе тех, которые нечем заменить, дрон «Почты России» разбивается о стену жилого дома, а полюбовный договорняк на тему пожарной безопасности выливается в кемеровскую трагедию. Это все понятно, дело житейское; а кроме того, как известно, театральная тусовка — это такой глухой пузырь, из которого «в политику не лезут и занимаются чистым искусством». Но и в контексте самого российского театра разговор о будущем в таких патетических тонах звучит поразительно смешно и дико; как кто-то изящно предложил, нужно было посвятить церемонию теме «Тюрьма», чтобы участники на сцене базарили по фене и показывали друг другу наколки, а также делились рецептами времяпрепровождения под домашним арестом. Чем церемония «Золотой маски» в этом смысле отличается от какой-нибудь пресс-конференции президента, где на фоне «стремительно нищающей страны» говорят про Сколково, нанороботов и показывают мультики про ракеты, — непонятно.

Организаторы пошли дальше и решили тему будущего наглядно визуализировать. За это дело отвечала Галя Солодовникова, отличный театральный художник, почти знаковый для нового российского театра, работающая, в числе прочих, с Диденко, Григорьяном, Серебренниковым. Непонятно, что случилось в этот раз — то ли отказал вкус, то ли просто поторопились. Церемония оформлена так, будто это плохая русская фантастика из 2005 года: облегающие унифицированные костюмы из воображаемого технологического будущего, геометрическая анимация, отсылающая к традиции изображения перемещения информации по материнским платам, и все в таком духе. Это и само по себе выглядит карикатурно, как реклама сервиса по ремонту персональной техники в провинциальном городе, но еще более странно, когда в таких декорациях награждают «заслуженных мэтров российского театра», а «лучшие актеры» исполняют рок-хиты прошлого столетия. На фоне всего этого ведущие озвучивают заготовленные шутки, поступившие, кажется, прямиком из «Аншлага». Все это создает впечатление удивительной эклектики: от церемонии буквально пахнет деньгами, тем более что проводится она на новой сцене Большого театра, но в итоге остается только впечатление плохого капустника, за который всем неловко.

Как же видит будушее фестиваль и премия «Золотая маска»? Ну, например, будущее у фестиваля такое, где нельзя организовать прямую трансляцию церемонии, а можно только показать ее на канале «Культура» через два дня, — наверное, чтобы успеть повырезать всякую фронду: вдруг кто-нибудь себе позволит не того. Будущее у фестиваля такое, что перед открытием аккредитации в этом году фестиваль собрал совещание и обсуждал, что делать с театральными блогерами — феноменом, который российский театр сейчас (через активность автора этого текста) с трепетом для себя открывает. Было принято решение не делать с театральными блогерами ничего — аккредитацию оставили только для официально зарегистрированных СМИ, судя по открытым источникам, сделав исключение для двух зрелых авторов, род занятий которых довольно трудно обозначить словами, и блогерская активность которых выражается в проникновенных лирических постах в Facebook о спектаклях для пары сотен почитателей, среди которых — так уж вышло — и гендиректор «Золотой маски».

Будущее, с точки зрения «Золотой маски», это когда лучший театральный режиссер прошедшего сезона — Юрий Бутусов, лучший спектакль прошедшего сезона — «Страх любовь отчаяние» Льва Додина, а лучший эксперимент — трогательный и абсолютно никакой спектакль «Я Басё», в котором архаическая эстетика дополняется присутствием подростков с особенностями, причем инклюзия в спектакле вообще никак не артикулируется. Будущее, по версии «Золотой маски», это когда спектакль Cantos награждают «за создание новаторской формы музыкального спектакля» — и это к моменту, когда условный Хайнер Геббельс (и другие представители авангардного музыкального театра) делает то, что делает, уже больше 30 лет. Сам по себе этот спектакль отличный и почти великий, более того — на ландшафте российского театра он смотрится очень свежо, но стоит оглядеться шире — и возникают вопросы. Наконец, будущее «Золотая маска» нашла в Гоголь-центре, получившем спецприз за «смелые поиски языка театральной современности». Оказывается, язык театральной современности — это когда по сцене ходят живые актеры и миметическим образом разыгрывают текст.

Разумеется, дело вообще не в том, кого наградили в этом году, кого в прошлом, кого не наградили. Любые конкурсные предприятия всегда подразумевают предельно странные решения, которые с позиции жюри выглядят естественно, потому что включают субъективный контекст, недоступный наблюдателям. Дело в том, какой тип общественных отношений в театре и вокруг репрезентирует и закрепляет «Золотая маска». Эти отношения, наверняка предосознанно, источаются руководством фестиваля: вот есть признанные пожилые мэтры, которые успели показать себя многими и многими спектаклями, их любит народ и это главный критерий качества того, что они делают. И есть «новый театр», который делают обобщенные молодые (хотя им может быть уже за сорок) — к ним у фестиваля и людей, разделяющих его ценности, отношение покровительственно-уважительное. Они автоматически рассасываются по номинациям малой формы и эксперимента, их упоминают в речах и им дают спецпризы. Это всегда «молодые, которых нужно поддерживать», которым нужно «давать дорогу». Эта премия чувствует свои социальные и символические привилегии и воспроизводит миф о том, что она распоряжается некоторым интеллектуальным и культурным пространством, на которое нельзя зайти просто так с улицы. Естественно, что это позиция не просто странная для контекста современной системы культуры, но и вредная для российского театра.

Современный театр сопротивляется самой идее вертикальных иерархий, его главной особенностью является горизонтальное разнообразие. Вряд ли имеет смысл сам по себе феномен награждения в современном театре, — его нужно не разделять по позициям, а просто показывать. Если такого рода символическое премирование за что-то и нужно, так за особенные заслуги по движению театра вперед, а не поддержание статуса-кво. Награждение тусклых режиссеров типа Бутусова или Додина главными призами как бы посылает сигнал массовой публике и одновременно Минкульту: мы тут ничего, не совсем еще распоясались, движемся в том же темпе, что и страна. Сама по себе идея национальной театральной премии выглядит очень странно. Если кто-то и должен держать «главную театральную премию страны», то, может быть, было бы правильно, если это будет независимая от государства институция? Хочет ли российский театр иметь такой почти имперский конкурс, раздающий награды в спайке с министерством культуры и правительством Москвы? Скандал с экспертными советами в 2015 году продемонстрировал, как союз театральных деятелей способен отстаивать собственную независимость. «Золотая маска» пышет государственностью; собственно, на самой маске, которую вручают лауреатам (и которая выглядит абсолютно уродливо, как будто ее купили на турецком рынке за двести рублей), изображен двуглавый орел.

Премия «Золотая маска» является зеркалом проблем, происходящих не только в театре, но и в России вообще. Здесь разговор о театре происходит так, как будто за границами страны ничего не существует, как будто театр в глобализованном мире может существовать в форме национального, никак не соотносясь с мировым контекстом. Здесь абсолютно неспособны работать с реальностью, и пока режиссер, которого «маской» награждают, сидит под домашним арестом по абсурдному обвинению, церемония посвящается теме будущего и укатывается в сказочные эмпирии. Больше того: и с самим театром «Золотая маска» не справляется. Главные премии получают спектакли и режиссеры, место которых в каком-нибудь незаметном списке «За большие заслуги», — режиссеры, которые к живому театральному процессу не имеют никакого отношения, которые живут в своем странном мире, где психологический театр — до сих пор самый авангардный (как это формулирует Лев Додин). В категорию «Эксперимент» попадают или хорошие спектакли, в которых эксперимента вообще ноль, или коммерческий архаический шлак, обозначающий себя иммерсивным театром, на который стыдно смотреть, а в категорию «Маска плюс» попадают спектакли, которые действительно следовало бы номинировать за экспериментальность, но к ним у премии отношение или снисходительно-настороженное или уважительно-непонимающее.

Когда автор этого текста на фоне скандала с московским театральным фестивалем «Территория» пытался объяснить, почему этот — по форме европейский — фестиваль абсолютно советский по ценностям, в ответ звучали упреки и недоумение: зачем критиковать и без того хрупкую организацию, показывающую западный театр в России? Работает — и слава богу. Но если мы действительно хотим появления культурных институций — фестивалей или премий — «европейского уровня», то необходимо смотреть не только на форму, но и на ценностный базис таких институций, а в системе культуры Западной Европы институциональная критика включена в принципы существования самих институций. То есть призывая не критиковать такие организации, потому что они среди немногих прогрессивных в России, люди парадоксальным образом отказываются от движения к прогрессивному.

Что же касается «Золотой маски», то она настолько жестко встроена в вертикальную иерархию и сама эти иерархии воспроизводит, что вряд ли одной критики достаточно, чтобы сделать ее хотя бы сколько-нибудь адекватной современности. Только локализация, демократизация, стремление к прозрачности, в хорошем смысле депрофессионализация и очищение от флера государственности могут помочь этой премии начать отвечать текущему времени и текущему состоянию театра. Тогда можно будет поговорить и про будущее.

Виктор Вилисов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(43):

1 23+1
6 +0−0Roman Carelass13:59:16
17/04/2018
Автор идиот. Современные эстетические теории уже убили изобразительное искусство. Теперь очередь за театром. С тех пор как Джозеф Кошут создал концептуализм в 65-ом году не появилось ни одного имени, ни одного художника, который смог бы привлечь к себе внимание широких слоёв населения. Даже среди интеллигенции изобразительное искусство не пользуется большой популярностью. Это смерть отдельно взятого вида искусства. То же самое будет с театром, если они забудут о том, что искусство существует не ради новаторства ради новаторства, а ради удовольствия зрителя. В основе мировоззрения автора не верная установка, что цель искусства в новаторстве самом по себе. Но не всякое новшество хорошо, а только то, что выражает новые эмоции, новые чувства. Если этого нет, то искусство это просто разновидность специальной олимпиады и онанизм.
6 +0−0Тодоровский обижал овцебыка Гришу10:28:45
17/04/2018
Если такие дегенераты, как серебряков, получают здесь награды, ...
- то все с вами понятно...
Говняный тон статьи, начиная с заголовка, сразу выдает с ушами всю "авторскую непредвзятость" - при чем здесь дроны почты России и вы?…
- каким, извиняюсь за свой "французский", боком вы здесь, а?… Ни дня не стоявшие ни то что 'у станка' - смутно представляющие даже работу своего кассира в кассе... Вы.то куда лезете со своим гуманитарным "рылом" в калашный ряд?

Да уж лучше шутки петросянов чем та дегенерация, которую вы генерите, никчемные...
- кстати, костюмы передраны из так ненавистного вам "совка" - из детского советского к.ф. "Гостья из будущего".
Сами, импотенты 'творческие', ни на что НЕ СПОСОБНЫ… - только бесталанные копии с копий.
Кстати, все советское задублировали, импотенты? Или еще не все?…
5 +0−0Алексей Толкунов14:26:49
17/04/2018
Гоните малолетних хипстеров сцаными тряпками подальше от театральной критики. Лента, не позорьтесь, не печатайте это убожество
3 +0−0Евгений Клюев04:09:37
17/04/2018
Не согласен.У нас сильнейшие театральные традиции.Не нужно нам стремление к европейским "друзьям". Нужно искать новые формы на основе русского театра.
2 +0−0Dinara Uradulova13:12:48
17/04/2018
-7 +0−0Vava Avav09:48:52
17/04/2018
Она великой не была никогда. Всегда плелась в форватере Запада. Великими мы были только на фоне Украин, Грузий и Эстоний. Так мы на их фоне и сегодня великие !
Вы там совсем куку?
2 +0−0Dinara Uradulova13:12:21
17/04/2018
1 +0−0Watashi Wa05:51:00
17/04/2018
Трогательный и абсолютно никакой блоггер продолжает возмущаться.

> трогательный и абсолютно никакой спектакль

Так трогательный или абсолютно никакой?
Милый он, милый.
2 +0−0Александр Трикачёв10:41:40
17/04/2018
Современная театральная Россия напоминает сейчас чёрный квадрат Малевича !!! Ни хрена,не кто, ни чего, не может понять -- но усиленно надувают щеки, боясь не понять того, чего вообще нет ( Культуры )!!!!!!!!!!!!!!
2 +0−0Watashi Wa05:46:44
17/04/2018
-6 +0−0Dinara Uradulova01:30:16
17/04/2018
Отлично, Виктор! У старых пердаунов и пердауних дупы сегодня взорвутся!!! Мара Давидович будет в полном шоке...
Вот он, уровень культуры “прогрессивных” театралов.
1 +0−0Саймон Шмидт16:03:19
17/04/2018
В очередной раз прочитав очередную статью-мнение этого автора прихожу к выводу, что всё наше общество как было лицемерным, двуличными, и вызывающим жалость, таковым и осталось. Потому что статья - отлично продуманная, сильная, и что пугает многих прочих - злая, а журналист злым или агрессивным в рамках слова быть, видимо, не должен, а должен быть приличным до тошноты и говорить только то, что хочется прочим, а это передовица "Правды" за 1974 год, и будьте здоровы, всех благ вам, люди, у которых такая крепкая память, но суть дела в следующем - автор сказал, что все летит в "Росскосмос", и это правда - достаточно просмотреть пять-шесть спектаклей последних двух-трех лет, чтобы убедиться, что вся эта слякоть никому не нужна. И премия сия - точно такая же, как и любая государственная премия - выдается не за то, что ты делаешь сейчас (за это срок дают), а за то, что ты делал за последние года и как все это красиво отражает личное мнение из Министерства Культуры, а больших достижений нет, и всем метрам давно за восемьдесят, и маразм крепчает с каждым днем (Ленком при Захарове последних лет стал кладбищем идей и рассадником пыли), а все прочее - либо чужое, либо ненужное, либо западное, у нас есть и свои Гоголи, Щедрины, и так далее - жрите, что дают, и не вякайте. А Вы, Пелагея, сама, знаете ли, ни грамотностью, ни позицией не отличаетесь, так что - вытрите пыль с портрета Сталина и открывайте рот пошире - ложка Первого канала мимо Вашего рта не должна пролететь мимо.
1 +0−0Александр Трикачёв10:34:18
17/04/2018
6 +0−0Тодоровский обижал овцебыка Гришу10:28:45
17/04/2018
Если такие дегенераты, как серебряков, получают здесь награды, ...
- то все с вами понятно...
Говняный тон статьи, начиная с заголовка, сразу выдает с ушами всю "авторскую непредвзятость" - при чем здесь дроны почты России и вы?…
- каким, извиняюсь за свой "французский", боком вы здесь, а?… Ни дня не стоявшие ни то что 'у станка' - смутно представляющие даже работу своего кассира в кассе... Вы.то куда лезете со своим гуманитарным "рылом" в калашный ряд?

Да уж лучше шутки петросянов чем та дегенерация, которую вы генерите, никчемные...
- кстати, костюмы передраны из так ненавистного вам "совка" - из детского советского к.ф. "Гостья из будущего".
Сами, импотенты 'творческие', ни на что НЕ СПОСОБНЫ… - только бесталанные копии с копий.
Кстати, все советское задублировали, импотенты? Или еще не все?…
Я так понимаю - если Серебреникова подержат до конца года , то и Нобелевскую премию получит !!!!???
1 +0−0Watashi Wa05:51:00
17/04/2018
Трогательный и абсолютно никакой блоггер продолжает возмущаться.

> трогательный и абсолютно никакой спектакль

Так трогательный или абсолютно никакой?
0 +0−0Dinara Uradulova00:22:31
18/04/2018
-1 +0−0Владимир Наумов06:33:34
17/04/2018
Минусинский драмтеатр поставил мюзикл- водевиль "сватовство гусара". Вот с таким спектаклем не стыдно и на "маску" выйти, хотя одна уже у театра есть.
Вот сами исмотрите!
0 +0−0Dinara Uradulova00:21:20
18/04/2018
-1 +0−0Пелагея Петрова14:58:59
17/04/2018
Главное - вообще нет Культуры!
ЕСТЬ!
0 +0−0Dinara Uradulova00:21:06
18/04/2018
6 +0−0Roman Carelass13:59:16
17/04/2018
Автор идиот. Современные эстетические теории уже убили изобразительное искусство. Теперь очередь за театром. С тех пор как Джозеф Кошут создал концептуализм в 65-ом году не появилось ни одного имени, ни одного художника, который смог бы привлечь к себе внимание широких слоёв населения. Даже среди интеллигенции изобразительное искусство не пользуется большой популярностью. Это смерть отдельно взятого вида искусства. То же самое будет с театром, если они забудут о том, что искусство существует не ради новаторства ради новаторства, а ради удовольствия зрителя. В основе мировоззрения автора не верная установка, что цель искусства в новаторстве самом по себе. Но не всякое новшество хорошо, а только то, что выражает новые эмоции, новые чувства. Если этого нет, то искусство это просто разновидность специальной олимпиады и онанизм.
Не надо грязи! Автор душка!
0 +0−0Dinara Uradulova00:20:33
18/04/2018
5 +0−0Алексей Толкунов14:26:49
17/04/2018
Гоните малолетних хипстеров сцаными тряпками подальше от театральной критики. Лента, не позорьтесь, не печатайте это убожество
Идите к чорту! Это шедёвр!
0 +0−0Dinara Uradulova00:19:42
18/04/2018
1 +0−0Саймон Шмидт16:03:19
17/04/2018
В очередной раз прочитав очередную статью-мнение этого автора прихожу к выводу, что всё наше общество как было лицемерным, двуличными, и вызывающим жалость, таковым и осталось. Потому что статья - отлично продуманная, сильная, и что пугает многих прочих - злая, а журналист злым или агрессивным в рамках слова быть, видимо, не должен, а должен быть приличным до тошноты и говорить только то, что хочется прочим, а это передовица "Правды" за 1974 год, и будьте здоровы, всех благ вам, люди, у которых такая крепкая память, но суть дела в следующем - автор сказал, что все летит в "Росскосмос", и это правда - достаточно просмотреть пять-шесть спектаклей последних двух-трех лет, чтобы убедиться, что вся эта слякоть никому не нужна. И премия сия - точно такая же, как и любая государственная премия - выдается не за то, что ты делаешь сейчас (за это срок дают), а за то, что ты делал за последние года и как все это красиво отражает личное мнение из Министерства Культуры, а больших достижений нет, и всем метрам давно за восемьдесят, и маразм крепчает с каждым днем (Ленком при Захарове последних лет стал кладбищем идей и рассадником пыли), а все прочее - либо чужое, либо ненужное, либо западное, у нас есть и свои Гоголи, Щедрины, и так далее - жрите, что дают, и не вякайте. А Вы, Пелагея, сама, знаете ли, ни грамотностью, ни позицией не отличаетесь, так что - вытрите пыль с портрета Сталина и открывайте рот пошире - ложка Первого канала мимо Вашего рта не должна пролететь мимо.
Золотыя слова!
0 +0−0Dinara Uradulova00:08:02
18/04/2018
-1 +0−0Varvara Turova17:15:22
17/04/2018
Я требую изменить оскорбительный заголовок этого текста.
Вы сначала со своим меццо-пропито сделайте так, чтобы в ваших тошниловках фекалии из канализации на кухне в тарелки посетителям не текли, а потом требуйте что-то...
0 +0−0Dinara Uradulova00:04:58
18/04/2018
-1 +0−0Пелагея Петрова23:20:09
17/04/2018
Ура! Молодой пердаун витек вилисов (= деструктивный и алогичный словоблуд) поддержан зело "грамотным" саймоном шмидтом, который считает, что никакой другой позиции - кроме либердастской - в природе быть не должно! Вот вам и либерда-сталинизм чистой пробы! Открывайте рот пошире, соломон - ни одна ложка отравы с СНН и ББС мимо Вашего рта не должна пролететь мимо!
Не надо грязи, Пеля! Витя гений!
0 +0−0Старый Перун21:50:07
17/04/2018
Лента, ты зачем мой ник для заголовка сперла! Это плагиат! Плати мою долю.
0 +0−0Saint Mike20:36:00
17/04/2018
Если ЭТО - "культура", то пора действительно хвататься за пистолет :(
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь