«Арестовывать влиятельных людей глупо»

00:04 12/04/2018 Россия
«Арестовывать влиятельных людей глупо»
Люди погибли потому, что не горящие стройматериалы, пожарная сигнализация и работающие спринклерные оросители слишком дорогие, владельцы здания решили что и так сойдёт. А так как капитализм у нас кастовый, то и сошло. Владельцы, политики и крыша органов - это всё члены одной ОПГ, которые прикрывают ...читать полностью

Следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности в отношении командира пожарного звена, участвовавшего в тушении пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», — по месту его жительства проводятся обыски и вскоре он будет задержан. Когда по подобным резонансным делам начинаются аресты «маленьких людей», создается впечатление, что следствие просто хочет найти виноватых, чтобы поскорее представить результаты своей деятельности обществу. О том, действительно ли это так, «Ленте.ру» рассказал ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев.

То есть говорить, что это делается для того, чтобы выслужиться перед начальством, нельзя?

Титаев:Эта тяга не только наших силовиков. Правоохранительные органы более или менее во всем мире ориентированы на публичную демонстрацию своей эффективности — кроме совсем уж авторитарных режимов, которые могут себе позволить наплевать на общественное мнение. Поэтому, если существует преступление, имеющее общественный резонанс, то правоохранительные органы пытаются демонстрировать свою эффективность. В странах с другими правоохранительными системами это достаточно часто выливается в так называемые «избыточные аресты», когда арестовывают много людей, а потом, разобравшись, отпускают.

Но в нашем случае, поскольку наша система не умеет отпускать, возникает довольно интересная дилемма: с одной стороны, нужно кого-то арестовать, с другой стороны, понятно, что арестованных потом не отпустишь. Арестовывать влиятельных или очевидно невиновных людей глупо, и поэтому приходится искать некоторый баланс. Находят тех, кто недостаточно влиятелен, чтобы защититься от такого, условно скажем, нападения правоохранителей и, одновременно, тех, кому можно хоть что-то поставить в вину.

В этом плане, учитывая, как у нас регламентированы действия практически всякого человека в любой сфере, обвинить в нарушении некоторых правил, регламентов и так далее можно более или менее любого. Совершенно непонятно — правильно, или неправильно действовал обвиненный начальник звена пожарной охраны, но тот факт, что он что-нибудь да нарушил в ходе своих действий не подлежит сомнению.

Но когда смотришь на происходящее в России, кажется, что это стрельба во все стороны, из-за которой страдают не то чтобы очевидно виновные люди.

Как я уже сказал, с сильными подозреваемыми непонятно, куда в итоге предъявлять обвинения. А система отчетности в наших правоохранительных органах устроена таким образом, что реабилитация — ситуация, в которой человеку сначала предъявили обвинение, а потом признали невиновным — влечет очень тяжкие последствия для следователя, с ненулевой вероятностью таковых для его руководителя и того прокурора, который подписывал статкарточку на предъявление обвинений.

Стоит ли их тогда искать?

Не ритуал, а типовая практика работы на любом крупном деле.

Нужно ли что-то менять в плане действия наших силовых структур по таким делам?

Мы не знаем, как конкретно этот факт воспринимает общество, но в целом социум с симпатией относится к жестким правоохранительным мерам. Например, есть такой широко известный феномен, как резкое ужесточение приговоров у судей, идущих на переизбрание в тех странах, в которых судей избирают. За некоторое время до того, как начинается очередная избирательная кампания, судьи начинают выносить все более жесткие приговоры, особенно по резонансным делам, чтобы понравиться публике, и эта тактика работает.

Вы говорили, что в других странах происходит нечто похожее…

Это эмпирический вопрос, на который у нас нет сейчас ответа. Но на уровне здравого смысла я могу вам обосновать любую из позиций — за и против.

После трагедии в Кемерове люди собрались на митинг, на котором сразу же стали предъявлять претензии не к владельцам здания, не к пожарным в первую очередь, а к властям. Не стала ли эта достаточно неожиданная реакция населения причиной того, что стрелки начали переводить все ниже и ниже?

Одну вы уже великолепно обрисовали сами. Вторая же, особенно если все это будет подано определенными СМИ, состоит в том, что изначально мы все были неправы, проблема не в пожарной охране, не в том, что пожар случился, а в том, что его начали неправильно тушить. Соответственно, люди погибли именно поэтому. В общем-то, представить такого человека, как этот командир пожарного звена, страшным и неадекватным несложно. Можно найти какие-то данные, скажем, о его прогулах или каких-то других служебных проступках. Общество может отнестись к нему по-разному, в зависимости от грамотной работы медиа.

Обоснуйте, пожалуйста.

Я бы не сказал, что эта реакция была странной для трагедии такого масштаба. Вопросы разной степени громкости звучат к властям всегда. Просто большая часть трагедий с таким количеством жертв была связана либо с чем-то слегка осуждаемым — вроде пожара в ночном клубе «Хромая лошадь», — либо с высокорисковыми сферами, такими как авиаперевозки, в которых люди ожидают, что может случиться что-то плохое, и там далеко не всегда так ярко выплескивается подобное народное недовольство.

Сказались ли народные волнения на действиях следователей — это вопрос, ответа на который у нас нет и, наверное, никогда не будет. Но логика состоит в том, что без всякого недовольства социума правоохранительные органы работают по той схеме, по которой они всегда работали. Поэтому искать тут дополнительные факторы, побуждающие их действовать таким образом, нет никакого смысла. Грубо говоря, если бы это были не десятки погибших, а, скажем, 20 отравившихся не в Кемерове, а в Новокузнецке, которые дней 20 пролежали в больнице с пищевым отравлением, логика правоохранительных органов была бы плюс на минус той же самой.

Значит, общество просто требует наказаний, и кого — неважно? Но мне кажется, что простой человек, наблюдающий, скажем, за тем же делом «Зимней вишни», может запросто проассоциировать себя с этим самым командиром пожарного звена — ведь он тоже работает и совершает подобные ошибки на рабочем месте. Не будут ли его симпатии на стороне пожарного? Ведь его могут точно так же в один прекрасный момент посадить.

Не во всем — похожее в том, как работают правоохранительные органы и в том, как общество требует наказания.

Как это воспринимает общество? Оно действительно хочет видеть подобные результаты работы правоохранителей?

В идеальном мире понятно, что в таком случае должно идти очень долгое расследование, позволяющее реконструировать ход событий. Там одни экспертизы должны длиться очень долго. Нужно много чего изучить, довольно сложным образом реконструировать. После этого уже можно устанавливать конкретных виновников. И я даже вам скажу страшную вещь: их может не оказаться. Ведь все это может быть просто роковым стечением обстоятельств, когда каждое отдельное действие не приводило к последствиям, за каждое из них отвечал отдельный человек, и его нарушение не тянет на уголовно наказуемое деяние, но случайный комплекс разных событий привел к тому что произошло. Виновных в уголовно-правовом смысле может и не быть.

То есть, можно сказать, что для них подобные аресты — некий ритуал?

Конечно. Смотрите, если у вас есть некоторые симптомы, позволяющие предположить, что у вас, скажем, рак. Вам нужно сдать 20 болезненных анализов и потратить месяц своего времени, хотя врач вам честно говорит: вероятность этого заболевания у вас составляет около 20 процентов. Стоит ли в этой ситуации тратить время и деньги, чтобы сдавать анализы? Мне кажется, да, поскольку речь идет об очень серьезном деле. Так же и тут. Возможно, есть конкретный виновник, и его выявление позволит каким-то образом приблизиться к восстановлению справедливости и, вероятно, одновременно обнаружить некую регулярную практику нарушений, предупреждение которой позволит снизить вероятность повторения таких трагедий в будущем.

Но цепочку нарушителей можно проследить до самого верха.

Мы не знаем, действительно ли они виноваты или нет, и не можем уверенно предполагать, что у самих силовиков сейчас тоже есть стопроцентная уверенность в том, что некто виновен. Соответственно, сейчас это действительно бомбардировка по площадям, из которой, может быть, что-то полезное и выйдет, но такова более или менее типовая практика.

«Лента.ру»: Найти козла отпущения в России пытаются после любого крупного происшествия. Откуда такая тяга?

Возможно, это тоже присутствует, но мы об этом не знаем — никто не сидит в голове конкретных следователей — и не имеем понятия о том, какие указания они получили.

Беседовал Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(43):

1 23+1
31 +0−0Volhv Bora00:34:29
12/04/2018
Люди погибли потому, что не горящие стройматериалы, пожарная сигнализация и работающие спринклерные оросители слишком дорогие, владельцы здания решили что и так сойдёт. А так как капитализм у нас кастовый, то и сошло. Владельцы, политики и крыша органов - это всё члены одной ОПГ, которые прикрывают друг друга. У Цапок фетиш в физическом и сексуальном насилии, а у этих в экономическом: Все катастрофы в РФ прoиcxодят потому, что эти люди экономят и зарабатывают. Их жертвы всегда нищеброды: в экономическом, физическом или юридическом смысле.
19 +0−0perplexed76 и комп12:19:46
12/04/2018
"по месту его жительства проводятся обыски"
Интересно,если его обвиняют в халатности, какого чорта эти господа по его квартире шароёпятся?
Спроси любую начальственную морду: за что тебе платят такую зарплату. Ответ мгновенный "У меня большая ответственность". Но при любом ЧП в 99% случаев отвечают простые работяги, а морда рьяно исправляет ситуацию. Ну максимум добровольно уходит на "заслуженный" отдых,чтобы вернуться.
17 +0−0Евгений Харлампенков09:05:30
12/04/2018
Конечно, в виновности пожарного заинтересованы все подозреваемые. Если он станет основным виновным, то окажется, что чиновники подписали все правильно, сигналка работала, директор тщательно следил за ТБ и ПБ, и все были белыми и пушистыми. Как говорил мой бывший начальник: "У нас таких много".
15 +0−0Valery Ovchinnikov07:56:39
12/04/2018
Очень хороший заголовок - арестовывать влиятельных людей глупо. Все равно придется отпустить. А вот пожарного можно - за него сверху никто не заступится. Вот и все расследование. Учтите пожарные на будущее.
12 +0−0Nugzar Ter-Oganov09:20:36
12/04/2018
Писать таку огромную статью, а на выходе пустышка! Очень много пустой болтовни, вроде: "Возможно, есть конкретный виновник, и его выявление позволит каким-то образом приблизиться к восстановлению справедливости и, вероятно, одновременно обнаружить некую регулярную практику нарушений, предупреждение которой позволит снизить вероятность повторения таких трагедий в будущем". А ведь все прекрасно знают в чем истинная причина этих часто повторяющихся трагедий - это несостоятельность нынешней системы управления, когда все подчинено интересам олигархов и госкорпораций.
12 +0−0Mag Nit07:10:03
12/04/2018
Виновны те, кто подписывал акты за бабки.
9 +0−0link .14:47:09
12/04/2018
Вся наша страна - одна большая "Зимняя вишня". Виновен в этом премьер Медведев и его правительство. Именно они в 2012 году отменили своим постановлением № 390 участие госпожнадзора в приёмке зданий и сооружений при их вводе в эксплуатацию, отменили инспекторские проверки бизнеса. Вот Медведева и надо судить. Но Путин его снова сделает председателем правительства.
8 +0−0Кен Барбин09:26:44
12/04/2018
17 +0−0Евгений Харлампенков09:05:30
12/04/2018
Конечно, в виновности пожарного заинтересованы все подозреваемые. Если он станет основным виновным, то окажется, что чиновники подписали все правильно, сигналка работала, директор тщательно следил за ТБ и ПБ, и все были белыми и пушистыми. Как говорил мой бывший начальник: "У нас таких много".
На скотном дворе всегда, по мнению хозяина, виноват скотник! Человек, жертвующий своей жизнью и здоровьем, обвиняется в том, что он недостаточно этим жертвовал. Ох уж эта человеческая неблагодарность!?
7 +0−0Георгий Степанов08:17:12
12/04/2018
Страна, в которой правдой считаются лишь речи чиновников в уши изумлённой публики... Пропаганда рулит как и всегда!
5 +0−0Дмитрий Неклюдов10:25:24
12/04/2018
Суть в двух словах: стрелочник. Возможно у него и есть какие-то прегрешения, а учитывая сколькими бумажками и регламентами обложились всевозможные контролёры, они есть практически у каждого, но виновным в трагедии единолично он очень вряд ли является, однако система устроена так, что наказать кого-то надо, но не "больших" людей.
4 +0−0Геннадий Лашманов14:43:35
12/04/2018
Вполне ожидаемый результат,плавно увели от ответственности высоких персон- Тулеева ,мэра Кемерово и их аппарата ,до рядовых стрелочников.Неоднократно писали о том ,что это здание было введено в эксплуатацию вопреки всем правилам и здравому смыслу. Но с высокой вероятностью могу думать о том ,что на торжественном открытии этого ТЦ присутствовал лично Тулеев ,мэр и другие чиновники ,ккоторы закрыли глаза на происходящее и дали разрешение на его эксплуатацию. А в всем произошедшем виновата система существующей госудапственной власти и тотальная коррупция в стране.
4 +0−0Анатолий Иванов06:26:48
12/04/2018
Пожарных - в тюрьму! Кожухетлвичам - ордена и бабло! Ураааа!
3 +0−0Poploukhin Aleksandr12:38:21
12/04/2018
-22 +0−0Игорь Пупкин02:16:31
12/04/2018
Ленту походу не устроит ни один результат кроме ареста Самого Главного Зачинщика :) Все остальное так, стрелочники. Знаем мы этот рефрен "Россия без Путина" как будто автоматом Россия процветет и вся беда только в негодном правителе.
Ну ведь очевидно что командир пожарного звена допустил халатность. Нет надо снова хайп разжечь. Тулеева отправили в отставку и то ленточные недовольны. Вот уж кому хочется громких приговоров вплоть до расстрелов.
Если бы пожарная сигнализация сработала бы, то люди начали бы покидать кинозал - раньше, несвоевременная эвкауция привела к тому, что люди были уже отрезаны огнем и дымом, поэтому заперлись в кинозале и стали ждать помощи. А теперь смотрим как на парковках вокрг ТЦ народ парукет авто, смогут ли пожарники подъехать? Объедь любой ТЦ и скажи где там гидрант или куда его подключить? С большой вероятностью выйдет, что над люком припарковано чье-то авто.
3 +0−0Владимир Дзювин10:42:49
12/04/2018
Приказы "подписать, не осматривать..." пожарникам... поступали сверху. Так работает система власти, в которой каждый выполняет желание своего начальника. И в СССР было "телефонное право"

Чтобы разорвать все порочные связи в городе, области, стране надо убрать мэров, губернаторов, президента и их администрации, передав власть группе людей - думе..., оставив подчинение по профессиональному признаку. Работу государственных служб (МЧС, полиции, медицины, образования...) должны контролировать и управлять не мэры и губернаторы, а их начальники и СК, ФСБ.
3 +0−0Владимир Дзювин09:12:08
12/04/2018
У нас заведено: с крупного бизнеса мзду берут начальники, с мелкого - их подчинённые
3 +0−0Анастасия Смирнова05:50:07
12/04/2018
-22 +0−0Игорь Пупкин02:16:31
12/04/2018
Ленту походу не устроит ни один результат кроме ареста Самого Главного Зачинщика :) Все остальное так, стрелочники. Знаем мы этот рефрен "Россия без Путина" как будто автоматом Россия процветет и вся беда только в негодном правителе.
Ну ведь очевидно что командир пожарного звена допустил халатность. Нет надо снова хайп разжечь. Тулеева отправили в отставку и то ленточные недовольны. Вот уж кому хочется громких приговоров вплоть до расстрелов.
Какую халатность допустил Генин?

Не молчи уж об "очевидном" - раскрой глаза неведающим!!!!

Генин выполнял приказ РТП. В направлении, указанном очевидцами, работало другое звено.

В чем халатность?!!!!!
2 +0−0Сергей Владимирович14:17:18
12/04/2018
8 +0−0Кен Барбин09:26:44
12/04/2018
На скотном дворе всегда, по мнению хозяина, виноват скотник! Человек, жертвующий своей жизнью и здоровьем, обвиняется в том, что он недостаточно этим жертвовал. Ох уж эта человеческая неблагодарность!?
ой не надо ля-ля. Если было четко сказано где остались люди. и он имел возможность туда пройти- вывести, то при чем тут благодарность если проигнорированная наиважнейшая информация, и как следствия- погибли дети.

И да, недостаточно. Раз погибли люди- недостаточно жертвовал, еще раз повторю. Работа такая у них- жертвовать собой ради спасения, что бы ты тут мог пердеть про благодарность.
2 +0−0Серж Nemo14:13:03
12/04/2018
Какой-то демагог этот специалист. Брешет как дышит. больших начальников нельзя арестовывать, ага. А обычных людей можно.
1 +0−0Vasiliy Zverev01:17:02
13/04/2018
Нашли козла отпущения! Пересажаем пожарных — некому будет пожары тушить. Это как сажать врача, который взялся оперировать безнадёжного больного, но пациент умер.
1 +0−0mah5221:52:46
12/04/2018
Посадить надо было Тулеева. Это он в своем регионе создал анархию "Гуляй поле".
А его посадили в председательское кресло. Это возможно только в Путинской России.
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь