«Разработать такие антенны невозможно»

00:00 10/04/2018 Наука и техника
Советский снимок обратной стороны Луны
Советский снимок обратной стороны Луны

Общественное восприятие истории — это понятная последовательность заметных событий, которые закрепляются в сознании людей еще со школы. В этом смысле история освоения космоса СССР — спутник, полет Гагарина и череда разных автоматических космических станций, которые сливаются в одну эпопею, самыми яркими главами которой стали фото обратной стороны Луны, луноходы и посадка на Венеру. Предлагаем выйти за пределы такого восприятия и посмотреть на известные события изнутри, глазами советских инженеров, которые ровно 60 лет назад создавали первую в истории человечества линию связи с космическими аппаратами, улетающими к Луне. Предоставленный «Ленте.ру» холдингом «Российские космические системы» (РКС) архивный документ «Эскизный проект системы радиоконтроля орбиты объекта «Е-1» публикуется впервые.

Несколько поколений сотрудников предприятия, которое раньше называлось НИИ-885, оставляли отметки на его первых страницах, требуя не уничтожать оригинал и хранить его для истории. И вот время этого документа пришло.

«Е-1» — это индекс, присвоенный в Особом конструкторском бюро № 1 (ОКБ-1) станциям, которые должны были первыми отправиться к Луне. Программу исследования Луны Сергей Королев предложил в 1957 году вскоре после запуска первого спутника. События тогда развивались очень стремительно: менее чем через год после «Спутника-1» СССР уже предпринял первую попытку запуска аппарата к Луне.

От постановления правительства о создании лунной станции и трехступенчатой ракеты 8К72 на базе ракеты Р-7 до первой попытки запуска «Е-1» прошло всего полгода. Ученые и инженеры работали в состоянии постоянного цейтнота.

Размер и форма аппаратов серии «Е-1» были аналогичны первому спутнику Земли. Их задачей было просто «попасть» в Луну, а по дороге собрать сведения о радиоактивности, магнитных полях и газовой компоненте межпланетного вещества. Это ставило сразу несколько сложнейших задач, основной из которых было создание космической ракеты и отработка ее управления на огромных расстояниях. Их решение должно было дать советским ученым необходимый опыт для дальнейшего исследования планет Солнечной системы. Энтузиазм был огромен, но с технической точки зрения в конце 1950-х эта задача казалась почти фантастической:

«Определение параметров движения ракеты и передачу информации с нее на Землю необходимо производить на расстояниях, на два порядка превышающих расстояния, для которых до настоящего времени разрабатывались аналогичные системы в реактивной технике и в других смежных областях».

Не упустить момент

Ключевой и одной из самых сложных технических задач этой миссии было своевременное отключение двигателей. Выбор правильного момента зависел от точности определения скорости. Ошибка в ее определении всего на один метр в секунду отклоняла траекторию на 250 километров. Необходимо было запустить ракету в четко определенное время, очень точно контролировать ее траекторию и скорость и в нужный момент дать команду на отключение двигателей.

Вот как это описывает Борис Черток в своей книге «Ракеты и люди»:

«Возможные ошибки автономной системы выключения двигателей второй ступени — от интегратора продольных ускорений — превышали допустимые. Поэтому с самого начала было решено использовать радиосистему управления для выключения двигателя по измерениям скорости и координат».

О предельной сложности решения этой задачи говорится в «Эскизном проекте системы радиоконтроля орбиты объекта «Е-1»:

«Такую сложную проблему можно решить в сравнительно короткие сроки только в сочетании с системой радиоуправления, которая должна обеспечивать в конце активного участка траектории измерение шести параметров движения с точностями, достаточными для решения задачи — попадания в Луну».

Точность определения параметров движения, которые предполагались изначально, выдержать было, по мнению инженеров, невозможно, но для попадания в Луну точности должно было хватить. Кроме того, радиолиния «борт-земля» должна была передавать сигналы с установленных на борту «Е-1» телеметрических систем РТС-12А (на активной части траектории) и РТС-12Б (на пассивной части траектории).

Связь с неизвестностью

Сложность при создании радиолинии, которая прямо в документе самими ее разработчиками названа «самым слабым звеном «Е-1», состояла в погрешности прохождения сигнала через атмосферу Земли, которая влияла на определение координат и скорости объекта. Эта проблема актуальна до сих пор, особенно для систем спутниковой навигации, а в конце 1950-х годов к ее решению только приступали.

Но все становилось еще хуже по мере приближения к Луне. Если об эффектах влияния земной атмосферы и магнитного поля на радиоволны было по крайней мере известно, то о том, что ждать от Луны, не знал никто:
«При прохождении объекта «Е-1» в зоне непосредственной близости к Луне возможно возникновение дополнительных ошибок в радиоизмерениях его координат и скорости за счет ионосферы Луны, существование которой следует предполагать».

Первое убедительное доказательство существования ионосферы вокруг Луны передали в 1970-х советские аппараты «Луна 19» и «Луна 22».

О составе лунного грунта было известно очень приблизительно:
«При расчетах Значения коэффициента отражения и выигрыша в направлении зондирующего радиопередатчика за счет неровностей лунной поверхности необходимо знать химический состав и структуру лунной поверхности. В литературе наиболее распространенным является суждение о том, что лунная поверхность представляет собой твердые вулканические породы, по составу аналогичные земным, которые покрыты слоем пыли толщиной порядка нескольких миллиметров. Была проведена экспериментальная проверка такой структуры в земных условиях».

Есть контакт

Для осуществления миссии «Е-1» необходимо было поддерживать радиосвязь с аппаратом на расстоянии в сотни тысяч километров. Для этого требовались мощные наземные передающие и принимающие антенны с эффективной площадью не менее 400 квадратных метров. Никаких специально созданных для таких целей антенн и тем более комплексов связи в то время не было, и советские ученые импровизировали. Для начала пришлось констатировать, что того оборудования, которое бы хотелось иметь для выполнения задачи, нет и не будет:

«Такой эффективной площадью обладает параболический рефлектор диаметром не менее 30 метров. Действующих антенн, обладающих такими параметрами, в настоящее время у нас нет. Разработать и изготовить такие антенны и особенно поворотные устройства по азимуту и углу места для них в сроки, предусмотренные для объекта «Е-1», также невозможно. В связи с этим необходимо найти компромиссное техническое решение. В настоящее время отечественная промышленность не выпускает поворотных устройств, допускающих вращение антенн размерами 12 на 12 по азимуту и углу места. Поэтому при ограниченном сроке на разработку и изготовление наземных антенн целесообразно использовать поворотные устройства от трофейных радиолокационных станций «Большой Вюрцбург» или SCR-627».

«Большой Вюрцбург» — станции наведения истребительной авиации, которые вместе с полным комплектом конструкторской документации были вывезены советскими специалистами из Германии. Американские РЛС SCR-627 мощностью 225 киловатт поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Обе эти антенны требовали существенной доработки.

Одновременно решался очень важный для северной страны вопрос с размещением нового комплекса. Необходимо было выбрать точку с максимальным возвышением объекта «Е-1» над горизонтом. Под это требование подходила южная часть европейской территории СССР. Была выбрана Крымская экспедиция ФИАН в городе Симеиз. Там уже были два рефлектора эффективной площадью 70 и 120 квадратных метров соответственно и располагался параболический рефлектор от трофейного радиолокатора «Большой Вюрцбург», на поворотное устройство которого можно было поставить новую антенну (установленная на нем антенна диаметром 7 метров была признана недостаточной):

«Реальная возможность использования c некоторыми переделками готовых радиоастрономических антенных устройств физического института АН в районе города Симеиз (Крым) дает основание разместить там измерительный пункт. В этом случае радиосредствами будут контролироваться три участка пассивной части траектории: начало — по данным системы радиоуправления, середина — 12+200 тысяч километров и конец — 320+400 тысяч километров по измерениям системы радиоконтроля. Аппаратуру измерения дальности, скорости и телеметрии, антенны для которых создаются на базе поворотных устройств типа «Большой Вюрцбург» и SCR-627, будут размещены на горе Кошка».

Приемную часть наземной аппаратуры предполагалось смонтировать стационарно, а передающую — разместить на шасси автомашины ЗИЛ-151.

Так в СССР появился первый в истории человечества пункт связи с межпланетной космической станцией, которая была основной вплоть до создания нового центра космической связи под Евпаторией. В Симеизе узнали о падении на Луну первого созданного человеком аппарата и получили первое фото обратной стороны Луны.

Достать до Луны

У первых «лунников», как называли «Е-1» их создатели, не было даже названий, только индекс. Удостоились получить место в истории только два из семи аппаратов, те, которым удалось добраться до Луны. «Луна-1» (четвертая попытка запуска «Е-1») прошла в 6000 километрах от Луны. При выдаче команды на отсечку двигателя третьей ступени (блока «Е»), которая выдавалась с Земли, не было учтено время прохождения сигнала от командного пункта до станции.

Тем не менее это был большой успех для СССР, который праздновали во всем мире, но создатели радиолинии были недовольны: радиоуправление сработало не идеально и в Луну не попали. Произошедшее отлично описал Борис Черток:

«Но радиокоманда опоздала! Потом, конечно, разобрались, что виноваты наземные пункты радиоуправления — РУПы. В Луну третья ступень вместе с лунным контейнером и вымпелом не попала, промах составил 6000 километров — примерно полтора поперечника Луны. Ракета вышла на свою самостоятельную орбиту вокруг Солнца, стала спутником, превратившись в первую в мире искусственную планету Солнечной системы. Январский пуск был для нас всех очень хорошей репетицией и тренировкой. Была впервые полностью проверена работа третьей ступени. Очень полезной оказалась проверка системы радиосвязи, получения телеметрии контейнера, обработки результатов оперативного определения его координат, налаживания взаимодействия комплекса измерительных средств, службы контроля орбиты и вычислительных центров. Вся бортовая аппаратура работала хорошо».

Переданные с аппарата данные позволили установить отсутствие у Луны магнитного поля, был замерен уровень радиации, исследованы параметры солнечного ветра. Бортовой радиокомплекс передавал на Землю сигналы вплоть до удаления на более чем 500 тысяч километров и замолчал только когда полностью сели аккумуляторы: через 62 часа после старта, при том, что рассчитаны они были только на 40 часов.

Тем не менее это был не полный успех. Руководство СССР требовало первыми, раньше американцев, добраться до поверхности Луны. Добиться этого удалось в самый подходящий для этого политический момент — во время визита Хрущева в США в сентябре 1959 года.

Впрочем, совпадение это было скорее случайностью. Всего в течение года перед этим СССР запустил шесть станций в сторону Луны. В четырех случаях аварии произошли в первые пять минут полета ракеты-носителя.

Еще один старт не состоялся из-за снятия со стартового стола неисправной ракеты-носителя. Но в сентябре старт прошел успешно и в точно назначенное время (всего на 1 секунду позже запланированного). Все системы сработали идеально и в 00:02:24 14 сентября все сигналы на станции в Симеизе и на телеметрических станциях Байконура резко оборвались — «Луна-2» врезалась в спутник Земли.

***

Предлагаем вам пролистать электронную версию документа и почувствовать дух советских инженеров середины прошлого века, которые, обладая куда меньшими ресурсами и возможностями, чем их американские коллеги, смогли победить в первой части лунной гонки.

Владимир Корягин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(277):

1 ... 345 6 789 ... +1
0 +0−0Леонид А16:59:38
10/04/2018
0 +0−0Anatoly Safarov16:40:39
10/04/2018
Объективно - это не сидеть и изучать украденное или давно уже снятое с производства, а ехать учиться, быть в курсе всего нового, участвовать в совместных разработках, общаться не только на уровне соцсетей. Ну и платить достойно не из бюджета и не разрабатывать по приказу, а развивать частные компании дать им свободу внедрения, авторского права, и прочего. Как это делается во всем мире.
Вам хотя бы азы экономики поучить, про историю прав и патентов я даже не заикаюсь )))
0 +0−0Dmitry_Silver16:50:37
10/04/2018
0 +0−0Александр Немо II16:30:11
10/04/2018
.... эко куда вас, козла, понесло, ну давай ещё в три этажа, порадуй словесностью )))
О, боги! Только не обижайтесь на правду )
Человек вы недалекий, и что ваши измышления, что измышления ватников - никакой ценности не имеют )
Ценность имеют суждения людей адекватных. А у вас мнение формируется сугубо идеологическим шаблоном, от которого вы и пляшете.
Я буду только рад, если вы поумнеете, но это маловероятно.
0 +0−0Codacoda Codacoda16:48:19
10/04/2018
0 +0−0Eug Kazar05:31:38
10/04/2018
Попал на ресурс для дэбилов, неневидящих Россию. " Луна 2" не врезалась в луну, это запланированная жесткая посадка, тк, у нее не было двигателя. А ваши замечательные америкосы, со своими "Пионерами" были в то время еще очень далеко от луны
Дебилушка. Какая жесткая посадка? Разогнали с Земли и с маршевой скоростью врезались в поверхность на скорости больше 3 км в секунду, испарившись в пыль. Так можно и попадание снаряда в цель назвать "жесткой посадкой", скорость снаряда ведь меньше 3 км/сек. Да? Умник ты наш.
0 +0−0Dmitry_Silver16:44:06
10/04/2018
0 +0−0Леонид А16:07:26
10/04/2018
Конечно, сколько удачных испытаний было лунного модуля перед полетом?
2 года непрерывных испытаний. В том числе в полетах. А что?
Вы, конечно же, понятия не имеете о стендовых и комплексных испытаниях. Как и понятия не имеете, что тот же советский лунный модуль 11Ф94 (ЛК) был ровно так же успешно обкатан на Земле (и, кстати, показал феноменальную надежность, почти в 20 раз перекрыв расчётный ресурс) и три раза успешно (100% успеха) был испытан в космосе.

Вы же, почему-то не спрашиваете, почему сейчас ракеты и авиалайнеры, не падают на испытаниях? Наверное тоже, потому что все эти Ангары, новые Союзы, Арианы, Фалконы, Аэробусы, Боинги, Суперджеты и МС-21 - сняты в павильонах киностудий?
0 +0−0Anatoly Safarov16:40:39
10/04/2018
0 +0−0Dmitry_Silver16:09:36
10/04/2018
Так, что вы, со своими причитаниями, что "хихикающие" - одного поля ягоды. Невменяемые неадекваты, неспособные объективно оценивать реальность.
Объективно - это не сидеть и изучать украденное или давно уже снятое с производства, а ехать учиться, быть в курсе всего нового, участвовать в совместных разработках, общаться не только на уровне соцсетей. Ну и платить достойно не из бюджета и не разрабатывать по приказу, а развивать частные компании дать им свободу внедрения, авторского права, и прочего. Как это делается во всем мире.
0 +0−0Pavel Pavel16:39:49
10/04/2018
3 +0−0Максим Холодов16:33:00
10/04/2018
Евгений Молотов, академик, возглавлял отдел НИИ-885 (разработка систем управления для баллистических ракет):
"На протяжении всего полета мы отслеживали все этапы полетов Аполлонов"
космонавт и конструктор космических кораблей К. П. Феоктистов:
«Когда Армстронг, Олдрин и Коллинз летели на Луну, наши приемные радиосредства принимали сигналы с борта „Аполлона-11„, разговоры, телевизионную картинку о выходе на поверхность Луны."

но, разумеется, проще быть "абсолютно невежественным" - зачем напрягать мозги.
Ага,"летали-летали",аж 6 раз,потом почему то прекратили. А спустя 40 лет засобирались вновь. И кстати,где их 300 кг."лунного грунта"? Они долго переводили разговор,когда их все таки приперли к стенке-съехали с темы- "МЫ ЕГО ПРОСТО ПОТЕРЯЛИ!??"???
0 +0−0Максим Холодов16:37:45
10/04/2018
-1 +0−0Pavel Pavel16:26:21
10/04/2018
Сказки конечно,ведь там уровень радиации сумашедший. А даже сейчас защиты лучше свинца нет. Ну и как бы их носитель доставил,в свинцовых скафандрах min 6 см.толщиной?
В 1966 году на поверхность нашего спутника села АМС Луна-9, которая с помощью прибора КС-17М измеряла интенсивность излучений, как на трассе перелета, так и после посадки на лунную поверхность. Измерения показали, что поверхность Луны не радиоактивна.
0 +0−0Максим Холодов16:34:51
10/04/2018
0 +0−0Pavel Pavel16:32:43
10/04/2018
А насчет "создана за 6 дней"- в Библии есть место-"... у Бога один день как 1000 лет,и 1000 лет как один день..."
Ага, значит, мир создан за 12 000 лет -тоже, вполне съедобно для "абсолютно невежественных"
0 +0−0Pavel Pavel16:32:43
10/04/2018
0 +0−0Максим Холодов16:24:48
10/04/2018
Все же достаточно просто:
"Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди.", - отметил космонавт Алексей Леонов.
невежественных людей хватает, некоторые до сих пор верят, что Земля плоская и была создана за 6 дней + 1 выходной.
А насчет "создана за 6 дней"- в Библии есть место-"... у Бога один день как 1000 лет,и 1000 лет как один день..."
0 +0−0Александр Немо II16:30:11
10/04/2018
4 +0−0Dmitry_Silver10:54:32
10/04/2018
Это соперничество и привело к тому уровню комонавтики, который мы сейчас имеем.
Люди недалекие склонны, в угоду своей идеологии, пытаться отрицать очевидное.
Одни - пытаются отрицать американские достижения. Другие бараны, вроде вас, пытаются отрицать советские. Ни они, ни вы, к думающему классу не относитесь.
.... эко куда вас, козла, понесло, ну давай ещё в три этажа, порадуй словесностью )))
0 +0−0Александр Немо II16:27:00
10/04/2018
0 +0−0TaijiquanGaoshou .09:55:46
10/04/2018
Представляю, как бы ты радовался, если бы первым в космосе был американец. Тогда и на риск для его жизни можно было бы закрыть глаза.
В открытом космосе американцы, что дальше?
0 +0−0Alexander Oderiy16:24:59
10/04/2018
0 +0−0Anatoly Safarov15:57:44
10/04/2018
Шарашкина контора что-то разрабатывала. Лишь для того чтобы порадовать своего обезумевшего хозяина.Никакого толку от этих полуукраденных полуразработок не было и нет до сих пор. Ни для промышленности ни для народного хозяйства. Результат мы увидели в конце 80-х. Когда у нас радовались что изобрели наконец телевизор с пультом управления, с огромными платами и допотопными радиоэлементами у японцев все это помещалось на одной плате, по качеству превосходило в разы. Сравните и вам будет стыдно Также во всем: автомобилестроении, станкостроении, микроэлектронике. Только признав что это кустарно, уебишно, непрофессионально можно хоть что-то изменить. Но нет мы продолжаем хихикать над развитием альтернативной энергии, над электромобилями, над всем что нам недоступно потому что ума не хватает, надо учиться.
Над Китайской индустриализацией смеялись, кибернетику назвали лженаукой, сланцевую революцию просрали. Но и сейчас продолжаем то же самое. Ничему нас история не учит.
100% согласен.
0 +0−0Максим Холодов16:24:48
10/04/2018
0 +0−0Pavel Pavel16:22:01
10/04/2018
Приголливудивались. Все 6 раз. Блажен кто верует
Все же достаточно просто:
"Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди.", - отметил космонавт Алексей Леонов.
невежественных людей хватает, некоторые до сих пор верят, что Земля плоская и была создана за 6 дней + 1 выходной.
0 +0−0Pavel Pavel16:22:01
10/04/2018
6 +0−0Максим Холодов14:49:00
10/04/2018
Нет, на Луну американцы не "приземлялись", они прилунялись.
Приголливудивались. Все 6 раз. Блажен кто верует
0 +0−0Леонид А16:21:32
10/04/2018
0 +0−0Anatoly Safarov15:57:44
10/04/2018
Шарашкина контора что-то разрабатывала. Лишь для того чтобы порадовать своего обезумевшего хозяина.Никакого толку от этих полуукраденных полуразработок не было и нет до сих пор. Ни для промышленности ни для народного хозяйства. Результат мы увидели в конце 80-х. Когда у нас радовались что изобрели наконец телевизор с пультом управления, с огромными платами и допотопными радиоэлементами у японцев все это помещалось на одной плате, по качеству превосходило в разы. Сравните и вам будет стыдно Также во всем: автомобилестроении, станкостроении, микроэлектронике. Только признав что это кустарно, уебишно, непрофессионально можно хоть что-то изменить. Но нет мы продолжаем хихикать над развитием альтернативной энергии, над электромобилями, над всем что нам недоступно потому что ума не хватает, надо учиться.
Над Китайской индустриализацией смеялись, кибернетику назвали лженаукой, сланцевую революцию просрали. Но и сейчас продолжаем то же самое. Ничему нас история не учит.
Действительно, чему история может научить бредогенератор? Так чему она вас научила?
0 +0−0Nikita S16:14:39
10/04/2018
0 +0−0№-623023911:19:35
10/04/2018
Космический сортир вещь не банальная и громоздкая.
Гордимся космическими сортирами но ежегодно дети проваливаются и тонут в школьных сортирах-скворечниках.
0 +0−0Dmitry_Silver16:09:36
10/04/2018
0 +0−0Anatoly Safarov15:57:44
10/04/2018
Шарашкина контора что-то разрабатывала. Лишь для того чтобы порадовать своего обезумевшего хозяина.Никакого толку от этих полуукраденных полуразработок не было и нет до сих пор. Ни для промышленности ни для народного хозяйства. Результат мы увидели в конце 80-х. Когда у нас радовались что изобрели наконец телевизор с пультом управления, с огромными платами и допотопными радиоэлементами у японцев все это помещалось на одной плате, по качеству превосходило в разы. Сравните и вам будет стыдно Также во всем: автомобилестроении, станкостроении, микроэлектронике. Только признав что это кустарно, уебишно, непрофессионально можно хоть что-то изменить. Но нет мы продолжаем хихикать над развитием альтернативной энергии, над электромобилями, над всем что нам недоступно потому что ума не хватает, надо учиться.
Над Китайской индустриализацией смеялись, кибернетику назвали лженаукой, сланцевую революцию просрали. Но и сейчас продолжаем то же самое. Ничему нас история не учит.
Так, что вы, со своими причитаниями, что "хихикающие" - одного поля ягоды. Невменяемые неадекваты, неспособные объективно оценивать реальность.
0 +0−0Леонид А16:07:26
10/04/2018
0 +0−0Dmitry_Silver15:30:16
10/04/2018
А что не так с теорией вероятности? Опять псевдоинженерная ахинея на службе у конспиролухов? )
Конечно, сколько удачных испытаний было лунного модуля перед полетом?
0 +0−0Леонид А16:03:47
10/04/2018
0 +0−0Pavel15:46:44
10/04/2018
Было ли совершено перемещение летательного аппарата с живыми людьми(космонавтами) на борту на поверхность спутника Земли - Луны с последующим их возвращением в целости и сохранности обратно на Землю матушку, как то говорят наши "друзья" американцы, в простонародье пиндосы?
Официально были, неофициально, постоянно возникающие проблемы с материальными ценностями и вопросы по программе Аполлон, вызывает сомнения.
0 +0−0Anatoly Safarov15:57:44
10/04/2018
Шарашкина контора что-то разрабатывала. Лишь для того чтобы порадовать своего обезумевшего хозяина.Никакого толку от этих полуукраденных полуразработок не было и нет до сих пор. Ни для промышленности ни для народного хозяйства. Результат мы увидели в конце 80-х. Когда у нас радовались что изобрели наконец телевизор с пультом управления, с огромными платами и допотопными радиоэлементами у японцев все это помещалось на одной плате, по качеству превосходило в разы. Сравните и вам будет стыдно Также во всем: автомобилестроении, станкостроении, микроэлектронике. Только признав что это кустарно, уебишно, непрофессионально можно хоть что-то изменить. Но нет мы продолжаем хихикать над развитием альтернативной энергии, над электромобилями, над всем что нам недоступно потому что ума не хватает, надо учиться.
Над Китайской индустриализацией смеялись, кибернетику назвали лженаукой, сланцевую революцию просрали. Но и сейчас продолжаем то же самое. Ничему нас история не учит.
1 ... 345 6 789 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь