В сети появились «Киборги» Ахтема Сейтаблаева — военно-патриотическая драма о боях за Донецкий аэропорт, ставшая самым кассовым украинским фильмом в истории местного проката. «Лента.ру» посмотрела картину и сравнила ее с другой нашумевшей лентой о событиях на Украине, последовавших за Евромайданом, — российской мелодрамой «Крым» Алексея Пиманова, которая в свою очередь провалилась в отечественном прокате.
Сюжет«Капец, вы крутые... Не люди — киборги!» — восклицает в первой сцене «Киборгов», обращаясь к подчиненным, командир украинского батальона, защищающего Донецкий аэропорт: разведка только что донесла о том, что войска ДНР планируют использовать систему залпового огня «Буратино» — верная смерть для всех, кто находится в здании терминала. Следует титр «Десятью днями ранее» — и более-менее подробный рассказ о том, каким адом обернулась длившаяся почти восемь месяцев оборона ДА. На примере воображаемого добровольческого отряда, прибывающего в сентябре 2014-го пополнить силы ВСУ в аэропорту: приезд, знакомство, зачистка помещений от сепаратистов, обмен пленными, оборона терминала от пехотно-танковой атаки ДНР-овцев и так далее, вплоть до гибели половины героев и поступления новых бойцов. Ахтем Сейтаблаев и его сценаристка Наталья Ворожбит не претендуют на всеобъемлющее высказывание об украинском конфликте, по сути ограничиваясь лаконичной окопной драмой — тем меньше риска вызвать у зрителя фейспалм.
«А скоро они сюда придут. Будут из всех нас украинцев делать», — попавший под замес под Корсунью и поэтому боящийся наступления фашистской чумы на Крым Саша стращает свою возлюбленную Алену, сторонницу идей Евромайдана. Режиссер «Крыма» Алексей Пиманов проводит линию идеологического фронта именно по романтическому союзу крымчанина и киевлянки, так что история присоединения полуострова к России в его фильме отражается через драму девичьего перевоспитания. Конечно, к финалу — после красочной иллюстрации провокаций на Майдане, взвинченной трагедии с избиением и убийством следующих в Крым пассажиров рейсового автобуса, велеречивых диалогов о влиянии «иностранных партнеров» (знаменитые печеньки Нуланд не упоминаются лишь, кажется, по случайности) и шпионских страстей в судьбоносные для Крыма дни — в необходимости вмешательства в ситуацию России убедится даже наивная столичная штучка Алена. Россия — в лице законспирированных под алкашню службистов и вежливых десантников — не заставит себя ждать.
Что лучше:«Киборги»
ПерсонажиКомандир подразделения Серпень — националист и правдоруб. Карьерный военный Суббота — стоик и реалист. Предпенсионного возраста доброволец Старый — характера сентиментального. Ветеран боев за аэропорт Гид — с опытом плена у ДНР-овцев и нервными срывами на этой почве. Юный доброволец Мажор — приверженец европейских ценностей, уехавший на войну в тайне от родителей. Военный медик Псих — не умеющий стрелять православный интеллигент. Основные герои «Киборгов» представляют собой более-менее архетипических для военного кино персонажей — с поправкой на украинскую специфику и наличие реальных прототипов. Сейтаблаев, что, наверное, было неизбежно, сужает фокус фильма до этих шестерых героев (несколько преуменьшая в процессе число бойцов, находившихся в новом терминале ДА) — но зато дает каждому из них представить свое отношение и к войне на востоке Украины и к будущему страны.
У Пиманова центральное место в сюжете занимают крымчанин неопределенного рода занятий Саша, голубоглазый и светловолосый молодой человек такой внешности, что всплакнули бы от зависти и кадровики Третьего рейха, и его девушка Алена, снимающая кино об истории Крыма киевлянка с пронзительным взглядом, кудрявыми локонами и, как показывает случающаяся в самый драматичный для полуострова момент постельная сцена, очень соблазнительным телом. И хотя эта парочка более-менее олицетворяет оба озвученных авторами фильма подхода к судьбе Крыма в феврале 2014-го, присутствуют здесь и несколько важных второстепенных персонажей. Родители Александра, русские крымчане, один из которых (по очень удобному для интриги совпадению) оказывается командиром местного подразделения зениток С-300. Вот коллега-оператор Алены Микола, не только соперничающий с Сашей за внимание девушки, но и оказывающийся диверсантом, засланным на полуостров «бандеровцами» как раз произвести залп из С-300. А вот и до поры до времени притворяющийся алкоголиком-туристом полковник ФСБ, который в финале спасает не только полуостров от провокаций «майданутых», но и любовь Саши с Аленой: возможности отечественных спецслужб, как всегда, превосходят даже самые смелые фантазии.
Что лучше:«Киборги»
ФормаПри том, что в обоих фильмах хватает сложнопостановочных сцен, и в случае «Киборгов», и в случае «Крыма» основная смысловая нагрузка ложится на диалоги. Герои Сейтаблаева дискутируют, пожалуй, даже больше, чем воюют, в основном, представляя весь спектр мотиваций, заставлявших украинцев ехать в зону АТО и браться за оружие — получают возможность высказаться (причем достаточно правдоподобно) и сепаратисты в лице пары пленных персонажей. Через разговоры, по большому счету — точнее нервные, на грани истерики, с двумя-тремя попытками разрыва отношений, разрешается и идеологический конфликт влюбленных в «Крыму» Пиманова. Но при этом если «Киборги» диалогами о судьбах родины и батальными сценами и ограничиваются, предоставляя зрителю картину как минимум цельную, то Пиманова тащит во все стороны. Тут и Корсунь, и Майдан, и романтическая линия, и патриотический пафос, а главное, всюду героев поджидают предатели и диверсанты — кажется, все второстепенные персонажи, вроде друга главного героя Вениамина или пророссийского беркутовца Петра, нужны лишь для того, чтобы в решающий момент пасть жертвами затихарившихся правосеков. Так что пусть «Киборги» и не чураются повторять заезженные до невозможности клише военного кино, то они хотя бы остаются в рамках этого жанра. «Крым» же неуклюже переваливается из мелодрамы в политические интриги, а из боевика в историческую агитку — в которой финальное вмешательство русского флота обставлено с той же неотвратимой торжественностью, с которой в финале «Рождения нации» Гриффита на американский юг наводила порядок бравая конница белых господ в белых капюшонах.
Что лучше:«Киборги»
СтильПо-хорошему, в этой графе должен применительно к обеим картинам стоять жирный прочерк. «Киборги», в остальном на удивление последовательно оставаясь в рамках батального жанра — и не забывая несколько раз выразительно высказаться об отвратительности войны как таковой, саму войну изображают чаще всего с удивительной легкомысленностью. Так сцена обороны при атаке сепаратистов на аэропорт выглядит, как эпизод из какого-нибудь «Отряда Дельта» или и вовсе «Неудержимых»: по ходу перестрелок находится место и рукопашной, и чуть ли не кульбитам с переворотами — не менее фантазийно смотрится и сцена спасения застрявшего в горящем танке экипажа. Бросается в глаза и скромность бюджета: при том, что создатели в интервью рассказывают о воссозданном в павильонах в масштабе 1:3 терминале ДА, чаще всего действие разворачивается буквально в трех-четырех локациях.
Бюджет «Крыма» Пиманов, напротив, подчеркивает раз в пять минут экранного времени: ничем, кроме авторского желания пофлексить возможностями, нельзя объяснить эти возвышенные пролеты камеры над Майданом или крымскими скалами, симферопольским вокзалом или базами ВСУ (а уж над авианосцем с русскими десантниками камера летает так гордо, как будто режиссер рассчитывал не только потрафить патриотическим чувствам, но и повысить призывную явку в военкоматы) — во всяком случае они абсолютно ничего не добавляют самой истории. Какой смысл визуально подчеркивать масштаб происходящего, если что на Майдане, что в Крыму, по фильму Пиманова, ситуацию разруливают беркутовец Петр с коллегами, да, судя по всему, на уровне Майкла Дудикоффа владеющий навыками кун-фу Саша — с посильной помощью папы, подруги и вежливых людей? Добавим также, что визуально все пимановские киноаттракционы от аэросъемки до патетичного саундтрека больше напоминают не масштабное историческое кино, а рекламу шоколада «Россия» — с разлитой по пейзажу щедростью народной души.
Что лучше:Оба хуже
ИдеологияБудет наивно отрицать пропагандистский характер обоих фильмов — но, как чаще всего и бывает, пропаганда пропаганде рознь. «Киборги» обходятся почти без громких заявлений про страну-агрессора, родную хату и геополитику, не демонизируют врага и, повторимся, дают пленному сепаратисту произнести довольно убедительную речь о Киеве, грабящем Донбасс, и бестолковости украинских политиков. Самый яростный спор здесь и вовсе разворачивается между двумя украинскими солдатами — националистом советского помола Серпенем и юным евро-«толерастом» (так его характеризуют боевые товарищи) Мажором — и касается путей дальнейшего развития Украины, а также взглядов на ее культуру, грубо говоря, дихотомии Шевченко — Гоголь. Давая героям озвучить свои позиции, Сейтаблаев при этом сам не занимает ни одну из них — в «Киборгах», к их чести, решительно нет никакой дидактики. Не считать же таковой само прославление бойцов, воевавших и умерших в донецком аэропорту?
«Крым» в этом плане представляет собой произведение совсем другого рода. Пиманов не стесняется стращать зрителя охватившей Украину фашистской чумой — не только находя на каждом шагу все новых и новых предателей и провокаторов, но и часто прибегая к совсем уж лобовой манипуляции. Так в сцене атаки украинских националистов на рейсовые автобусы под Корсунью камера показательно задерживается на избиении стариков и женщин — да и ножичек обреченный друг главного героя получает, конечно же, в спину: предатели такие предатели. Характерно также, что если в реальности Крым к России был присоединен народным волеизъявлением, то фильму Пиманова никакой референдум оказывается не интересен — то ли дело любование мощью спасительного русского оружия и поучительные разъяснения: «Одни приехали убивать, а другие — защищать». То есть, в плане доказательства легитимности возвращения полуострова «Крым» если и оказывает российским властям услугу, то явно медвежью.
Что лучше:«Киборги»
Денис Рузаев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
1 +0−0 | Фидель | 12:12:52 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
прикрутить можно что угодно, но факт остается фактом - Генуэ́зская кре́пость — крепость в городе Судак (Крым), построенная генуэзцами как опорный пункт для своей колонии в северном Причерноморье. (с) |
1 +0−0 | eger gere | 12:11:44 03/04/2018 |
"Крым" фильм объективно провальный. да и жанр другой, нежели у военной драмы "Киборги". но сравните "Киборги" с одножанровыми "28 Панфиловцев" и сразу "Киборги" со своими мультяшными военными постановками резко перестанет быть таким уж годным. Другое дело, что нашим конечно надо снять внятное кино про события на Украине, но видимо еще время не пришло... |
1 +0−0 | Фидель | 12:10:06 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
до чего же вы необразованны, Крым - Украина аж с 1954 года |
1 +0−0 | Andrew Dark | 11:40:16 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Рузаев вообще самый объективный автор Ленты. |
1 +0−0 | Игорь Кулешов | 11:33:08 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
В "Киборгах" рассматриваются обе точки зрения и не навязывается что однозначно "белое", а что однозначно "черное", а упор больше делается на описание событий. В отличие от пропагандонского "Крыма". Результат: "Киборги" - действительно кассовый фильм, "Крым" - на премьере в том же Крыму всего один (!) зритель и практически пустые кинозалы по России. |
1 +0−0 | Вася Ну-вы-знаете | 11:26:15 03/04/2018 |
"крымчанин неопределенного рода занятий" - для интереса глянул крым. там этот крымчанин довольно четко говорит, что он учитель физры в школе. разве это неопределенное занятие ? аффтар, вы кино внимательно смотрели ? |
1 +0−0 | dron dronov | 10:44:45 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Скоро.... |
1 +0−0 | dron dronov | 10:44:15 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Страдай..... |
1 +0−0 | Фидель | 10:40:37 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
я смотрю, вы, как бывший xoxoл, русский язык слабо понимаете: генуэзская крепость это не русская и не украинская "жемчужина", это "генуэзская жемчужина" а приверженность к родным местам это конечно похвально, но ни коим образом не отменяет тот факт, что Судак - это захудалый поселок |
1 +0−0 | Фидель | 10:00:17 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Судак ни разу не жемчужина, и тем более ни российская... кому был бы интересен этот захудалый поселок, если бы генуэзская крепость))) |
1 +0−0 | Владимир Кручинин | 09:19:51 03/04/2018 |
И всё же о фильмах. Они действительно разные. Разные «правды» в них – это очевидно. Но будем помнить: истина всё же одна. И «низкая кассовость» в эпоху Интернета ровным счётом ни о чем не говорит. Каждый, кто посмотрит оба фильма непредвзято, без большого труда увидит, какие кадры из каждого фильма истине соответствуют, а какие – нет. |
1 +0−0 | Nik R | 09:16:48 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Скажут, что документальный)) |
1 +0−0 | NULL | 08:42:36 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Вот потому они и киборги. |
1 +0−0 | NULL | 08:41:26 03/04/2018 |
Отечественный трэш против украинского трэша! Что лучше?! А может лучше - не смотреть? |
1 +0−0 | s Cherednyk | 08:40:50 03/04/2018 |
Жалею, что " Киборги" не сделки мини - сериалом. Тему можно и расширить. Забыли показать сцену, как предатель в еще нмирный аэропорт запускает про -российских боевиков с оружием... |
1 +0−0 | Illya Murashov | 08:24:08 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Ты можешь и сказать и блевануть. Но есть факты : Гражданской войны нет, - есть российско-украинская война. И в выигыше Украина - Крым с ЛуганДоном вне избирательного процесса в Украине, а именно они тянули раз за разом голоса в сторону России. Я напомню главную претензию Путина к Западу - расширение на восток. Вы это расширение получили. |
1 +0−0 | Тодыров | 03:42:03 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
сукчанин он, а не крымчанин |
1 +0−0 | Василий Терентьев | 01:37:55 03/04/2018 | ||||||
| ||||||||
Знаю такого типа людей. Они претендуют на роль интеллектуалов, могут с лупой ползать по графику распределения голосов на участке и искать там отклонения от гауссианы, но при этом на полном серьезе верят что 10 тысяч человек могут войти, хором поставить единицу, и это не набег, а нормальное распределение. |
1 +0−0 | Vadim Ashdodskiy | 00:35:56 03/04/2018 |
Думал было пожурить кремлеботов за комичную оценку фильма "Крым" на IMDB. Но нет, исправились. Долго там висел рейтинг чуть выше единицы, основанный на нескольких сотнях оценок. Ещё месяц-другой назад показывал его сыну как забавный казус (точно помню, что это было, когда вышла в прокат "Чёрная пантера"). Но нет, молодцы, исправились, поработали и в этом направлении. Теперь у фильма-агитки приличное количество оценок (около 17 тысяч), да и рейтинг подрос до пяти с небольшим. Мало, но уже не смешно. |
0 +0−0 | Serg Kr | 00:24:30 04/04/2018 | ||||||
| ||||||||
мем киборги запустил в своем блоге как раз ополченец.. еще за долго до его разрушения.. |