«Русские могут напиться и натворить дел»

00:01 14/03/2018 Россия
«Русские могут напиться и натворить дел»
Водители, будьте вежливы! Особенно к велосипедистам!! Особенно к велосипедистам зимой!!!

Голландец Хенк ван Диллен — энтузиаст-путешественник, который мечтает объехать весь свет на велосипеде. Он ведет блог, в котором описывает свои приключения. Только что он завершил велопоход по маршруту Санкт-Петербург — Мурманск. «Лента.ру» побеседовала с Хенком о том, почему он выбрал для путешествия Заполярье и каким он увидел Север России.

Но безопасность — это же хорошо, это в целях общественного блага.

Ван Диллен:В 2015 году я отправился на велосипеде из Голландии в Сингапур. Это путешествие заняло у меня год. Потом я решил попробовать что-то новое, настолько же сложное, но в более сжатые сроки. У меня была возможность взять отпуск на 30 дней, и я решил отправиться в такое место, о котором практически ничего не знаю. Им стала Россия — страна, культуру которой я очень хотел изучить. Я видел репортажи о России в прессе, но мне хотелось встретиться с людьми, которые живут там, поговорить с ними. Если бы я поехал в какую-нибудь европейскую страну, то увидел бы примерно то же, что и на родине, а ваша страна — другая.

Сальса не является частью русской культуры. У меня есть друзья, увлекающиеся латиноамериканскими танцами, но повального увлечения ими нет. Но вернемся к России, тем более что вы не против вернуться. Как вам наша страна в целом?

Например, я узнал, что у вас незнакомые люди, встречаясь на улице, обычно не улыбаются друг другу. У нас прохожие практически всегда улыбаются, это просто считается нормальным поведением. Но потом оказалось, что, разговорившись, русские улыбаются, и только тогда эта улыбка настоящая, когда для нее есть причина.

Вы уже планируете следующие путешествия?

Я путешествую на велосипеде потому, что хочу узнать о культурных особенностях того или иного народа. Я никогда не оцениваю культурное явление с точки зрения того, плохое оно или хорошее. Иногда, прочитав что-то в СМИ, мы злимся, грустим или радуемся какому-то событию. Но отсюда, из Европы, мы не можем в полной мере осознать, что именно происходит в другой стране, потому что проблема всегда сложнее, чем кажется по сообщениям прессы. Россияне живут совершенно в других условиях. Например, мне было очень интересно узнать, как выживают люди там, где зимой температура опускается до минус 25 градусов.

Ну, у нас полицейские всегда изображают из себя крутых. Вероятно, они считают, что иначе люди не будут принимать их всерьез.

У нас в Голландии обычно не бывает ниже минус пяти, и зимой идут дожди.

Я не считаю европейскую культуру лучше русской или наоборот — они просто совершенно разные. Поскольку мы живем в разных странах, то не понимаем друг друга, и я, путешествуя на своем велосипеде, пытаюсь понять эти различия.

Вы писали в своем блоге, что когда вы ехали в поезде, вас высадили полицейские, которые стали проверять ваши документы, и вы испугались. Почему? Наверное, читали какие-нибудь страшные истории о российских правоохранительных органах?

Прежде всего, я знал, что здесь все проще. У нас в Европе куча правил, много регуляций, запретов. В этом регионе России не было всего этого… Точнее, правила есть, но другие. Например, я понимал, что здесь ехать по шоссе на велосипеде гораздо опаснее, чем в Европе, и это ожидание оправдалось. Мне было действительно страшно, когда в двадцати сантиметрах от меня, проезжал грузовик.

Был такой момент, когда вам хотелось послать все к черту и вернуться?

Да, в 2015 году одна кореянка решила проделать то же, что и я, и попала в аварию. Она потом очень злилась, потому что, по ее мнению, водитель должен был извиниться, а он сказал, что нельзя кататься на велосипеде по обочине шоссе зимой. Он просто не ожидал увидеть там велосипедистку. И он был прав!

Вы встречали пьяных водителей?

Иногда. Когда один водитель хотел обогнать другого и замечал меня, то начинал сигналить, считая, что я должен убраться с дороги, потому что он просто хочет проехать, а меня тут быть не должно. Иногда у меня складывалось впечатление, что люди просто не понимали, зачем я еду на велосипеде, да еще при минус 25, когда могу проделать тот же путь на машине. Мне кажется, это одно из различий Европы и России, потому что у нас велопутешественники — обычное дело. А русские просто не понимают, чем руководствуется человек, решивший отправиться зимой в путь на велосипеде.

Какой этап вашего путешествия стал для вас самым сложным?

Да. Конечно, это было сложно: многие русские не понимают английского, и мне зачастую приходилось объясняться жестами. Но в конце концов я научился понимать простые слова — например, «откуда», вести несложный разговор. Бывали моменты, когда передо мной останавливался обычный автомобиль, и водитель предлагал мне горячий чай, спрашивая: «Как ты тут оказался?» Я отвечал, что путешествую на велосипеде. А когда я говорил, что сплю в палатке, люди просто отказывались верить и удивлялись, зачем я это делаю, как я мог сам этого захотеть. Вообще я считаю, что такие путешествия в среде, где существуют проблемы с общением, идут мне на пользу. Так я узнаю, как разные люди реагируют на ту или иную ситуацию.

Россияне из больших городов отличаются от жителей мелких поселений?

В больших городах все заняты своими делами, спешат куда-то, никому нет дела до меня. Поэтому я предпочитаю глушь и случайные встречи с редкими путниками. Однажды в 50 километрах от Петрозаводска мне повстречались сын с отцом. Это была очень приятная встреча — они пригласили меня к себе домой, предложили чай. Мне повезло: сын общался по-английски, он переводил мне то, что говорил его отец. У нас был очень интересный разговор о том, что представляла собой Россия в советские времена, 28 лет назад, когда все было по-другому, — он тогда занимал руководящую должность в местном отделении ГАИ. А потом он подарил мне звездочку с погона своего старого кителя. Не думаю, что такая встреча могла бы состояться в большом городе. То же самое и в Голландии — жителям мегаполисов нет дела до одиноких велосипедистов, проезжающих мимо них. А у жителей регионов просто больше времени.

А у вас получалось объяснить им, зачем вы это делаете?

Думаю, когда я был в Кандалакше и собирался ехать по трассе М18, ведущей в Мурманск. Многие русские говорили мне: «Не делай этого!» Я встретил там одного мурманчанина, члена клуба велосипедистов «Веломурман», и он тоже убеждал меня не ехать из соображений безопасности. В 2011 году известного японского путешественника Харухису Ватанабэ насмерть сбили неподалеку от Кандалакши, в 2015 году корейская велосипедистка, как я уже говорил, тоже попала в аварию. У меня было два примера велосипедистов, которые хотели добраться до Мурманска зимой, и у обоих это не вышло.

Я подумал: есть ли какая-то причина, по которой я должен попытаться проделать это? Грубо говоря, передо мной стоял сложный вопрос: хочу ли я рисковать жизнью ради достижения цели? Холод не был проблемой — у меня была палатка и снаряжение для ночевки при минус 25. Но к аварии нельзя подготовиться. Попадется какой-нибудь пьяный водитель, не увидит меня — и дело с концом.

В некотором роде да. Но, знаете, многие российские водители считают себя, что ли, привилегированным сословием по отношению к велосипедистам и пешеходам. Вы замечали такое отношение к себе?

Я видел пьяных, но они не были за рулем. Но, вы знаете, есть же много историй о том, как русские могут напиться и натворить дел. Поэтому передо мной стоял серьезный вопрос: буду ли я продолжать свое путешествие или закончу его. В конце концов я все же решил поехать, в том числе и в память о японском путешественнике — продолжить его дело, доехать до Мурманска. Это решение далось мне непросто.

Ну да, мало кто отважится поехать на велосипеде по российскому заполярному шоссе, да еще зимой…

Однажды ночью я лежал в палатке, в спальном мешке, и не мог согреться. В какой-то момент я запаниковал: стоит ли мой выбор того, чтобы замерзнуть тут насмерть? В голове крутились мысли, что подумает моя семья, моя девушка, оставшаяся в Голландии, надо что-то срочно делать… Да, тогда я был готов все бросить. Но в результате все обошлось, и теперь об этом случае напоминает только палец на руке, который частично потерял чувствительность из-за обморожения.

Но у вас ведь были какие-то представления о России и россиянах до того, как вы приехали сюда? Они подтвердились?

Нет, не поэтому. Просто когда я был в Китае, со мной произошла страшноватая история. Однажды меня остановила полиция для проверки. Полицейские просто стащили меня с велосипеда, отвели в участок и продержали там четыре часа, задавая вопросы. Им показалось странным, что я катаюсь на велосипеде в этом месте. Они хотели убедиться, что я просто турист, а не шпион, собирающий информацию.

В Кандалакше меня ссадили с поезда полицейские и стали задавать обычные вопросы вроде «что вы тут делаете?» — ничего странного не происходило… Но они делали это по-русски: представьте, пять русских парней, не улыбаются, все такие серьезные... И я запаниковал: что происходит? Что будет дальше? В Голландии даже если полицейский арестовывает преступника, он всегда дружелюбен, вежлив и улыбается.

В некоторых регионах у нас бывает и минус 70...

Да, я понимаю, но это нужно знать — иначе кажется, что они конкретно к тебе враждебно настроены, и ты начинаешь все это принимать на свой счет. Поэтому многие путешественники, приезжающие в Россию, пугаются, когда им устраивают такие проверки. Казалось, будто меня подозревают в шпионаже.

По-вашему, какой образ поведения лучше?

Я слышал рассказы друга о том, как он проехал на велосипеде по Сибири при температуре минус 60 градусов. И это меня заинтересовало: раз уж я выжил при минус 30 — может, и при минус 60 получится?

Мне также хочется проехать по Южной Америке — очень нравятся такие страны, как Куба, потому что я танцую сальсу. В России тоже вроде танцуют сальсу — вы же связаны с Кубой?

И в чем разница?

Как я уже говорил, тут все проще. В Европе власти все решают за тебя: куда ехать опасно, а куда — нет. В России у меня не было такого ощущения. Например, когда я приехал в Норвегию, то не смог проехать на велосипеде до мыса Нордкап — мне просто не разрешили: сказали, что это небезопасно. Я ответил, что проверил погоду, что приехал сюда из России, что у меня достаточно опыта самому решать, что делать. В Европе нас постоянно контролируют, а у вас этого нет, и мне это нравится.

«Лента.ру»: Зачем вам все это?

Но когда все безопасно и зарегулировано, получается, что ты уже не можешь принять никакого самостоятельного решения, все уже решили за тебя. Мне как путешественнику хочется свободы. Я понимаю, что безопасность нужна для блага общества. Но, понимаете, когда у вас что-то есть, вам всегда хочется чего-то другого. И мне нравится, что у вас каждый отвечает сам за себя.

Беседовал Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(25):

1 2+1
10 +0−0Стас Соболь03:16:15
14/03/2018
Водители, будьте вежливы!
Особенно к велосипедистам!!
Особенно к велосипедистам зимой!!!
9 +0−0Житель Земли01:26:16
14/03/2018
-4 +0−0№-186531600:12:56
14/03/2018
"Я понимаю, что безопасность нужна для блага общества. Но, понимаете, когда у вас что-то есть, вам всегда хочется чего-то другого. И мне нравится, что у вас каждый отвечает сам за себя."

Человек просто не понимает, что в России никто ни за что не отвечает и всем на всё наплевать. Он это воспринимает как свободу, для меня как для русского это трагедия, когда человек замерзает насмерть на обочине, потому что всем наплевать (было в Сибири), когда человека режут в центре города и всем наплевать (было недавно в Питере на пл. Восстания) и таких примеров много.
А когда в Германии насилуют пожилую немку, а в полиции советуют не ходить по одному в парках - это кому наплевать? Когда от холода, у себя в доме, в европе замерзают люди из-за финансовой невозможности платить за дорогое тепло - это нормально? И таких примеров много.
Терпеть не могу нытиков. Замерзает человек - так подойди и помоги. Боли хватает везде. А жить у нас проще.
Почему-то когда закручивают гайки в России с теми же штрафами за нарушение ПДД, все ..роиды воют волками о несправедливости, а в Европе штраф за фак камере в 600 евро- это благо.
5 +0−0Alex Cheni12:13:03
14/03/2018
"раз уж я выжил при минус 30 — может, и при минус 60 получится?" - Да это как же должна остопиздинеть (модератор прости, другим словом не могу сказать) сытая голландская жизнь.
5 +0−0Геннадий Чебурашкин10:07:57
14/03/2018
Всё в мире перевернулось на 180°!
Европеец только в России почувствовал себя свободным!
5 +0−0Юрий Елистратов09:15:35
14/03/2018
-4 +0−0№-186531600:12:56
14/03/2018
"Я понимаю, что безопасность нужна для блага общества. Но, понимаете, когда у вас что-то есть, вам всегда хочется чего-то другого. И мне нравится, что у вас каждый отвечает сам за себя."

Человек просто не понимает, что в России никто ни за что не отвечает и всем на всё наплевать. Он это воспринимает как свободу, для меня как для русского это трагедия, когда человек замерзает насмерть на обочине, потому что всем наплевать (было в Сибири), когда человека режут в центре города и всем наплевать (было недавно в Питере на пл. Восстания) и таких примеров много.
3,14здеть не мешки ворочать, можно с дивана рассуждать о Сибири, а можно самому проехать по суровым просторам.Если ты никогда не ездил по Сибири не раскрывай свой хавальник по поводу обочины, не один, подчёркиваю не один водила, зимой не проедет мимо замерзающего.
4 +0−0№-548423209:42:13
14/03/2018
1 +0−0Виталий Сорокин08:02:56
14/03/2018
Хоть убей,но я всего этого не понимаю!!! Всего один вопрос: А на Хрена???
чё тут непонятного...просто захотел - он не работает чтобы выжить, он просто живёт!
2 +0−0иван векхин14:53:09
14/03/2018
1 +0−0Виталий Сорокин08:02:56
14/03/2018
Хоть убей,но я всего этого не понимаю!!! Всего один вопрос: А на Хрена???
Преодолеть себя, проверить себя на прочность, это тоже самое,что забраться на Эверест
2 +0−0Степан Хренников .14:16:07
14/03/2018
Безбашенный тип. Я летом по нашим шоссе на велосипеде ездить стремаюсь.
2 +0−0Геннадий Чебурашкин13:11:23
14/03/2018
-3 +0−0№-548423211:31:28
14/03/2018
слишком громко сказано.
...от чего свободным - от ответственности и здравого смысла?
- да!
От контроля и указок "заботливых" полицейских и спецслужб.
1 +0−0Dutch Bird18:59:40
14/03/2018
Респект дядьке, отмороженный вхлам.
1 +0−0Ян Дворянкин14:22:37
14/03/2018
Зимой... в минус 25... на велике... совсем куку))
1 +0−0№-186775514:00:22
14/03/2018
Молодец!
1 +0−0№-548423209:46:36
14/03/2018
5 +0−0Юрий Елистратов09:15:35
14/03/2018
3,14здеть не мешки ворочать, можно с дивана рассуждать о Сибири, а можно самому проехать по суровым просторам.Если ты никогда не ездил по Сибири не раскрывай свой хавальник по поводу обочины, не один, подчёркиваю не один водила, зимой не проедет мимо замерзающего.
3,14здеть не мешки ворочать, можно с дивана рассуждать о Сибири а можно самому тут пожить - человек живущий в Сибири никогда не скажет "проехать по суровым просторам"!
ну просто потому, что нет никаких "суровых просторов", есть окружающая действительность, обыденность, которую в особо тяжких случаях характеризуют эпитетами типа "опа", писец или "баная жисть"

...а про водил ты не свисти, всяких персонажей полно, особенно сейчас - детей из маршрутного транспорта в - 30 высаживают, а ты говоришь.
1 +0−0Виталий Сорокин08:02:56
14/03/2018
Хоть убей,но я всего этого не понимаю!!! Всего один вопрос: А на Хрена???
0 +0−0Имя Имя01:13:10
15/03/2018
-3 +0−0№-548423211:31:28
14/03/2018
слишком громко сказано.
...от чего свободным - от ответственности и здравого смысла?
- да!
Свобода это осознанная необходимость. Ключнвое слово - осознанная.
0 +0−0Имя Имя01:12:27
15/03/2018
5 +0−0Геннадий Чебурашкин10:07:57
14/03/2018
Всё в мире перевернулось на 180°!
Европеец только в России почувствовал себя свободным!
Так Россия всегда была свободнее Европы. Все познается в сравнении.
0 +0−0бЭз коментариев22:23:04
14/03/2018
велобомжара))
0 +0−0alien alien16:53:46
14/03/2018
9 +0−0Житель Земли01:26:16
14/03/2018
А когда в Германии насилуют пожилую немку, а в полиции советуют не ходить по одному в парках - это кому наплевать? Когда от холода, у себя в доме, в европе замерзают люди из-за финансовой невозможности платить за дорогое тепло - это нормально? И таких примеров много.
Терпеть не могу нытиков. Замерзает человек - так подойди и помоги. Боли хватает везде. А жить у нас проще.
Почему-то когда закручивают гайки в России с теми же штрафами за нарушение ПДД, все ..роиды воют волками о несправедливости, а в Европе штраф за фак камере в 600 евро- это благо.
и ты прав...
а я лев))
0 +0−0Степан Хренников .14:13:27
14/03/2018
5 +0−0Геннадий Чебурашкин10:07:57
14/03/2018
Всё в мире перевернулось на 180°!
Европеец только в России почувствовал себя свободным!
Это ненадолго. Скоро и тут все зарегулируют вусмерть.
0 +0−0Василий Бушнев12:46:08
14/03/2018
9 +0−0Житель Земли01:26:16
14/03/2018
А когда в Германии насилуют пожилую немку, а в полиции советуют не ходить по одному в парках - это кому наплевать? Когда от холода, у себя в доме, в европе замерзают люди из-за финансовой невозможности платить за дорогое тепло - это нормально? И таких примеров много.
Терпеть не могу нытиков. Замерзает человек - так подойди и помоги. Боли хватает везде. А жить у нас проще.
Почему-то когда закручивают гайки в России с теми же штрафами за нарушение ПДД, все ..роиды воют волками о несправедливости, а в Европе штраф за фак камере в 600 евро- это благо.
В России мигранты насилуют русских, это тебя не беспокоит?Сажают по надуманным предлогам за протесты, фальсифицируют выборы, закрывают больницы и школы, собирают по копейке на лечение детей это тоже норма!
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь