«Положение нашей страны было критическим»

00:04 01/02/2018 Наука и техника
Плакат Вениамина Пинчука «Единым ударом!»
Плакат Вениамина Пинчука «Единым ударом!»
Помню, как в 90-е, вытирая жирные после поглощения американской гуманитарной помощи губы, тогдашние совки ругали США, что те "наживались" на Второй Мировой Войне. За неполные 30 лет вы не изменились. Вот он, пример полярности позиций - между Западом и такими, как Вы и Ваши единомышленники. Вы, пут...читать полностью

У нынешней России, как и у послевоенного Советского Союза, неважные отношения с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Поэтому у нас не принято говорить о ленд-лизе и его вкладе в общую победу над фашизмом. Но справедливо ли это? Почему в 1941 году СССР и Великобритания вместе оккупировали Иран? Кто виноват в гибели знаменитого конвоя PQ-17 в 1942 году? Зачем Сталин в 1944 году отдал американцам авиабазу на Украине? Мог ли СССР одолеть нацистскую Германию в одиночку и остались ли у России долги по ленд-лизу? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, профессор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Михаил Супрун.

Паническое письмо Сталина

Сейчас есть много спекуляций на тему того, могла ли наша страна во время Великой Отечественной войны обойтись без ленд-лиза.

Супрун:И да, и нет. Великобритании, исходя из ее национальной стратегии «стягивания кольца», было выгодно иметь СССР в качестве союзника по борьбе с Гитлером. Черчилль понимал, что Восточный фронт замкнет кольцо вокруг Германии, отрезав ее от жизненно важных ресурсов. Не случайно сразу после нападения Германии на нашу страну британский премьер заявил о безусловной поддержке Советского Союза, несмотря на идеологические противоречия.

Как вы считаете, насколько существенна была помощь наших союзников во время войны?

Конечно, тем более, что вплоть до 22 июня 1941 года Советский Союз активно снабжал Германию топливом, сырьем и продовольствием. Уже в июле 1941 года в Арктику отправилась миссия британского адмирала Вайана, чтобы прощупать возможность создания совместной англо-советской военно-морской базы на острове Медвежий или на Шпицбергене. Первый конвой с британской помощью прибыл в СССР 30 августа 1941 года. На Первой Московской конференции 1 октября 1941 года представители Великобритании и США («миссия Бивербрука — Гарримана») обязались оказать Советскому Союзу всемерную поддержку.

Поэтому нельзя сказать, что союзники не сразу стали нам помогать. Наоборот, они выручали, чем могли. Другое дело, что поставки из Великобритании действительно приостановились в конце октября — начале ноября 1941 года, когда ситуация под Москвой стала критической и было неясно, устоит ли она. И лишь после речи Сталина на станции метро «Маяковская» 6 ноября 1941 года и знаменитого парада на Красной площади на следующий день Черчиллю стало ясно, что советский вождь остался в Москве и не собирается ее сдавать. Удостоверившись, что мы намерены и дальше продолжать борьбу с Гитлером, англичане сразу же возобновили нам отправку грузов.

То есть вопрос открыт до сих пор?

Это правда, ведь США до нападения Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года официально не участвовали во Второй мировой войне. К тому же американское общественное мнение было негативно настроено по отношению к СССР, видя в нем недавнего союзника Гитлера. Поэтому президент Рузвельт не мог провести через конгресс закон о помощи нашей стране. Тогда он пошел на хитрость и приказал грузы для Советского Союза поставлять через англичан.

Вы думаете, это такая же плата по ленд-лизу, что и американская авиабаза под Полтавой в 1944 году?

Уже в сентябре 1941 года. Как известно, 3 сентября 1941 года Сталин направил Черчиллю паническое письмо с отчаянной просьбой о немедленной помощи. В противном случае он недвусмысленно намекал о возможном выходе СССР из войны. Черчилль тут же отправил послание Рузвельту с требованием как можно скорее поддержать как Великобританию, так и Советский Союз. В ответном письме от 6 сентября 1941 года американский президент заверил Черчилля (тот сразу же написал об этом Сталину), что США непременно помогут обеим странам. Чтобы обойти конгресс, он разрешил британскому премьеру часть грузов из увеличенных объемов помощи для Англии переправлять в нашу страну. Вот так фактически началась программа американской помощи для СССР. Официально поставки по ленд-лизу США распространили на нашу страну 7 ноября 1941 года, в день военного парада на Красной площади.

В 1941 году Великобритания и США сами были кровно заинтересованы во всемерной помощи Советскому Союзу. Они понимали, что если Восточный фронт рухнет и Сталин опять договорится с Гитлером, то исход Второй мировой войны будет неясным. Другое дело, что ресурсов для более существенной помощи у них тогда было мало. Американская армия оставалась еще слабой и немногочисленной, а воюющая с Гитлером с 1939 года Великобритания балансировала на грани поражения. Чтобы рассчитаться за поставки из США, англичане были даже вынуждены уступить им несколько островов в Карибском море.

Иранский транзит

Часто приводят фразу Сталина, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью».

До февраля 1942 года и Великобританию американцы снабжали под проценты, хотя и небольшие. Когда обе страны договорились о безвозмездных поставках с условием возвращения уцелевшей техники после окончания войны, по каналам разведки об этом сразу же стало известно Сталину. Судя по всему, Берия и Судоплатов оперативно устроили так, чтобы у Рузвельта и у Черчилля появилась дезинформация о якобы ведущихся сепаратных переговорах между СССР и Германией. Видимо, страх перед перспективой нового Брестского мира заставил наших союзников быть посговорчивее. Уже к 23 февраля 1942 года американский президент отправил Сталину письмо, где сообщил не только о списании прежних советских кредитов, но и том, что помощь по ленд-лизу отныне будет оказываться на такой же безвозмездной основе, как и для Британии.

Насколько обоснованной была сумма, предъявленная нам американцами за поставки по ленд-лизу?

Основных маршрутов было три: северными морскими конвоями через Норвежское море, через Персидский залив и Иран, а также через Тихий океан. В разные периоды войны существовали другие вспомогательные пути доставки: по воздушной трассе «Аляска — Сибирь» с осени 1942 года, по авиационному коридору из Северной Африки после ее освобождения в 1943 году, а с 1944 года добавился черноморский маршрут.

Как вы думаете, почему так и не удалось вовлечь нашу страну в глобальные экономические институты?

Северный маршрут был и самым коротким, и одновременно самым опасным. Почти 40 процентов всех поставок по ленд-лизу осуществлялось именно этим путем. Здесь срок прохождения занимал 10-15 дней, в то время как через Иран — 40-50 дней. Такая разница очень существенна: чем длительнее время пути, тем больше нужно топлива для транспорта. Через Иран на одном пароходе можно было провести вдвое меньше грузов, чем арктическими конвоями.

То есть ленд-лиз стал фундаментом ялтинско-потсдамского мира?

В том числе и поэтому. Советские самолеты совершили авианалет на Тегеран, наши войска захватили север Ирана, а британские — юг и центральные районы. Чуть позже к ним присоединились и американские военные, обеспечивающие безопасность поставок по ленд-лизу через трансиранский коридор.

Пригодился ли опыт ленд-лиза после окончания Второй мировой войны?

Сами иранцы это всегда отрицали. Но оккупацию в 1941 году они помнят до сих пор, и это всегда отравляло отношения Москвы и Тегерана как при шахе, так и при аятоллах. Подозреваю, что и недавние волнения в этой стране тоже имеют определенное отношение к тем событиям.

«Germany first»

Государственные структуры США могли им в этом негласно потворствовать?

Не только для нас, но и для наших союзников по антигитлеровской коалиции. Я считаю, что в 1942 году именно на маршрутах северных конвоев решалась судьба всей Второй мировой войны на море.

У нас часто обвиняют США в торговле с нацистской Германией во время Великой Отечественной войны. Насколько это соответствует действительности?

Я уже говорил в начале беседы о стратегии «стягивания кольца». Изначально это была национальная стратегия Великобритании, ставшая затем одним из компонентов стратегии всей антигитлеровской коалиции. Она действовала до Тегеранской конференции 1943 года и открытия второго фронта в Европе. Ее еще называли стратегией «непрямых действий» или «периферийной войны», что подразумевало удушение Третьего рейха со всех направлений с помощью морской блокады, бомбардировок и диверсий. Остальные два принципа союза против Гитлера тоже впервые сформулировал Черчилль. Это Germany first («сначала Германия») — приоритет европейского театра военных действий и прежде всего борьба с нацистской Германией — и ленд-лиз в качестве цементирующего фактора всей коалиции.

Когда Сталин передал американцам авиабазу под Полтавой (операция «Фрэнтик»), это тоже было своего рода платой за ленд-лиз?

Самое непосредственное. Арктика стала важнейшим участком «периферийной войны» антигитлеровской коалиции, особенно Великобритании. Война на морских коммуникациях была главным вкладом англичан в общую победу. Американцы в этой коалиции занимались экономической помощью своим союзникам и борьбой на Тихом океане с японским флотом, а с японской армией в Восточной Азии сражались китайцы. Ну а мы держали Восточный фронт — главный театр военных действий Второй мировой.

И если еще вспомнить принцип «Germany first», то наиважнейший вклад в войну на суше внесла наша страна, а на море — Великобритания. Но ведь основные военные действия на море разворачивались именно в Арктике. Поэтому и получается, что судьба Второй мировой войны на море зависела от исхода боевых действий в районе движения северных конвоев. Здесь сходились все три компонента стратегии антигитлеровской коалиции. Значение северного морского театра военных действий понимали и нацисты. Не случайно именно тут они держали главные силы своего флота.

Трагедия каравана PQ-17

Когда у нас пытаются принизить значение помощи от союзников во время войны, то упоминают об обратном ленд-лизе — поставках из СССР в США или в Британию.

В какой-то степени да. Англичане изначально не хотели отправлять конвои летом, во время полярных дней и штилей на море, когда корабли видны противнику как на ладони. Они предлагали отправлять грузы более безопасным маршрутом через Иран, но положение на советско-германском фронте летом 1942 года стало настолько критическим, что Сталин настоял на северном варианте.

Англичане действительно использовали конвои в качестве приманки для Кригсмарине. Крейсерские и линкорные группы британского флота, следующие позади основного каравана, должны были атаковать немецкую эскадру во главе с линкором «Тирпиц» при ее выходе из норвежских фьордов. Но англичане трагически ошиблись в своих расчетах. Оставив конвой в открытом море, британские корабли выдвинулись на перехват «Тирпица» за сутки до его реального выхода на оперативный простор. Естественно, никаких немцев они не нашли, зато потеряли много времени и топлива. После этого английская эскадра повернула назад, к своим базам, а конвой PQ-17 остался беззащитным. Результат известен — из 34 судов каравана до Архангельска добрались лишь 11 кораблей.

Как советской приемке в США и Британии удалось диктовать свои условия поставок? Ведь мы получали именно то, что нам было необходимо, а не то, что могли навязать американцы.

Впервые эту версию выдвинул британский писатель Дэвид Ирвинг, а потом ее подхватил Валентин Пикуль в своем известном романе «Реквием каравану PQ-17». Сейчас большинство историков ее отвергают.

Это правда, что почти весь пенициллин в советских военных госпиталях был американским?

Это все верно. Летом 1942 года положение нашей страны было критическим, но и у союзников дела тоже шли неважно: англичане отступали в Северной Африке под натиском Роммеля, американцы еле-еле одолели японцев в битве при атолле Мидуэй. Что касается двухмесячного перерыва в отправке северных конвоев, то не соглашусь с вами. Уже спустя две недели после разгрома PQ-17 англичане отправили в Архангельск новый караван из разрозненных судов. А следующий полноценный конвой PQ-18 двинулся в путь уже 2 сентября 1942 года. Кстати, потерянный при гибели конвоя PQ-17 груз для Советского Союза англичане вскоре компенсировали поставками через Иран.

Джипы и пенициллин

А еще были знаменитые грузовики «Студебеккер», на которых мы потом перевозили «Катюши».

Номенклатура грузов исчислялась тысячами наименований, и в зависимости от конкретной ситуации она могла оперативно меняться. Союзники нам поставляли самые разные грузы — от американских ботинок для наших солдат, золотых пуговиц для генералов и адмиралов, очков «дипломат», кожаных портфелей и тушенки до кораблей, пушек, танков и самолетов.

Что конкретно союзники привозили в СССР по ленд-лизу?

Да, союзники нам поставили 430 тысяч автомобилей, включая 30 тысяч джипов, от которых наши сначала отказывались.

У нас часто обвиняют США в торговле с нацистской Германией во время Великой Отечественной войны. Насколько это соответствует действительности?

Они хотели от американцев поставок мотоциклов, как у немцев. Лишь потом наши военные убедились, насколько джипы на войне удобны и эффективны. Очень кстати нам пришлись радиостанции, с помощью которых удалось существенно улучшить связь на фронте. Позднее Микоян в докладе Сталину признавался, что благодаря американским радиостанциям и телефонам советская радиопромышленность совершила скачок на десятилетие вперед.

Но после разгрома PQ-17 англичане действительно на целых два месяца приостановили отправку новых конвоев в СССР. А ведь это был самый страшный период Великой Отечественной: после разгрома советских войск в Барвенковском котле под Харьковом немцам была открыта дорога на Сталинград и Кавказ, шли тяжелые бои подо Ржевом, между Новгородом и осажденным Ленинградом гибла 2-я ударная армия.

Да, пенициллин в качестве первого антибиотика изобрели в Великобритании еще до войны. У нас в стране он появился намного позже и был дефицитом. Поэтому наших раненых в основном спасали импортным пенициллином из Англии и США.

Но есть и другая версия: что конвой PQ-17 изначально был обречен, а его гибель англичане хотели использовать как предлог для прекращения поставок по ленд-лизу в СССР.

Англичане с американцами понимали исключительную важность Восточного фронта, державшего всю сухопутную войну в Европе, поэтому они нам ни в чем не отказывали. Есть известная фраза американского посла в СССР Гарримана «давать, давать и давать, не рассчитывая на возврат», которая на самом деле наверняка принадлежит Рузвельту. Союзники нам охотно отдавали даже новейшие образцы военной техники — например, англичане отдали для Красной Армии свой танк «Черчилль Крокодайл». Что касается американцев, то, согласно докладу Микояна, они по ленд-лизу поставили нам свыше 20 тысяч наименований сверхсекретных разработок и материалов. Некоторые из них мы потом использовали для создания атомной бомбы.

Одним из самых печальных эпизодов войны в Арктике стала гибель конвоя PQ-17 летом 1942 года. Это правда, что одной из главных причин его разгрома стала тактика наших союзников выманивать германский флот из норвежских фьордов с помощью северных караванов?

На Вашингтонской конференции в январе 1942 года была сформулирована концепция пула как резервуара победы. Образно говоря, это был общий котел, в который каждый участник коалиции вкладывал в победу что мог, а взамен получал то, что ему было нужно. Поэтому в качестве обратного ленд-лиза мы отправляли в США и Великобританию сырье: лес, уголь или руду. Хотя в основном им загружали иностранные суда только для того, чтобы они не возвращались порожняком и их не перевернуло в открытом море. Если СССР получил от союзников грузов на сумму примерно 17 миллиардов долларов (по обменному курсу того времени), то стоимость обратного ленд-лиза не превышала двух миллионов долларов. Поэтому его масштаб был, конечно, несопоставим.

Американская база на Украине

Но какое отношение концепция «периферийной войны» имеет к северному маршруту ленд-лиза и судьбе Второй мировой?

Да, конечно. Американцы еще просили Сталина разрешить использовать наши аэродромы в Сибири при авианалетах на Японию. Однако он ответил отказом, поскольку до поры до времени боялся спровоцировать конфликт с Токио.

Авиабазу в Полтаве Сталин в 1944 году предоставил американцам для дозаправки и технического обслуживания тяжелых бомбардировщиков B-17 и B-25, базирующихся в недавно освобожденной Италии. После налетов на Германию и ее союзников американские самолеты загружались под Полтавой американскими же бомбами, полученными нами по ленд-лизу, и на обратном пути снова сбрасывали их на вражеской территории.

Почему?

На государственном уровне такого быть не могло — с декабря 1941 года США официально находились в состоянии войны с гитлеровской Германией. Но некоторые американские корпорации вполне могли тайно, окольными путями, торговать с немцами.

Но все же северный маршрут поставок по ленд-лизу для нас был несравнимо важнее?

Нет, конечно. Рузвельт был принципиальным и убежденным противником нацизма. Если в США стало бы известно об участии государства в чем-то подобном, то случился бы грандиозный скандал.

Говорят, другой причиной операции «Согласие» были подозрения Сталина и Черчилля, что иранский шах симпатизировал Гитлеру и во многом поэтому накануне войны переименовал свое государство из Персии в Иран («страна ариев»).

Конечно. Из системы ленд-лиза и связанной с ней концепции пула выросла стратегия глобализации и вся послевоенная система международных отношений. Многие современные международные институты ведут свое начало от организаций, созданных во время войны для координации между союзниками по антигитлеровской коалиции.

Именно поэтому Советский Союз и Британия в августе 1941 года вместе оккупировали Иран — чтобы обеспечить безопасность этого транспортного коридора?

Разумеется, наши англо-американские союзники надеялись и Советский Союз втянуть в глобальную экономическую систему. В последний год войны 91 процент поставок в СССР по ленд-лизу были гражданскими: американцы отдали нам несколько нефтеперерабатывающих, консервных и рыбных заводов. Благодаря американским поставкам наша страна получила устойчивую радиосвязь между Москвой и крупнейшими городами: Ленинградом, Киевом, Владивостоком.

Какие из этих путей были наиболее короткими, и какие считались самыми опасными?

Я полагаю, что даже по идеологическим причинам какая-либо интеграция СССР в капиталистическую систему вряд ли была возможна. К тому же в 1945 году в США и Великобритании пришли к власти новые лидеры, с которыми у Сталина не сложилось таких же доверительных отношений, как с Рузвельтом и отчасти с Черчиллем. Между бывшими союзниками нарастало отчуждение, и дело шло к холодной войне.

Например, в августе 1945 года Советский Союз запросил у США кредит на льготных условиях для восстановления народного хозяйства в размере 6,5 миллиарда долларов — огромная по тем временам сумма. Из-за международного скандала с арестованными у нас польскими генералами переговоры в Сан-Франциско фактически провалились. В итоге американцы нам дали лишь 242 миллиона долларов, которые мы погасили к 1947 году. Поэтому поднимать из руин страну нашему измученному войной народу пришлось исключительно своими силами.

Обещанный платеж

Какими маршрутами в нашу страну осуществлялись поставки по ленд-лизу?

Во время войны нам предоставили грузов в размере 17 миллиардов долларов, из них значительная часть (стоимостью 6-7 миллиардов долларов, по расчетам американцев) осталась у нас в стране. В 1947 году на двухсторонних переговорах мы с этой суммой не согласились и стали возвращать обратно полученную по ленд-лизу технику. Затем наша страна постепенно отправляла назад в США боевые корабли и транспортные суда типа «Либерти». Этот процесс продолжался долго — например, еще во время Карибского кризиса 1962 года шесть ленд-лизовских пароходов «Либерти» перевозили на Кубу советские ракеты.

Почему американцы не сразу сделали поставки в СССР безвозмездными, как для Великобритании и Китая?

Скорее всего, это апокриф. Документально эта фраза нигде не зафиксирована, но после начала холодной войны настроение у него было именно такое. Помня о концепции пула, в 1947 году Сталин распорядился прекратить все возвраты по ленд-лизу. К тому времени американцы снизили стоимость оставшейся в СССР ленд-лизовской техники до трех миллиардов, а при Хрущеве, когда мы возобновили ее возврат, скостили до 1,2 миллиарда долларов. Во время визита Никсона в Москву в 1972 году на переговорах с Брежневым речь шла уже о 722 миллионах долларов. Это было время так называемой «разрядки», к тому же в следующем году в СССР пошли первые нефтедоллары. Брежнев согласился с этой суммой с условием предоставлением нашей стране внешнеторговых льгот. В итоге за два последующих года мы выплатили американцам 48 миллионов долларов. Все закончилось после принятия конгрессом США печально известной поправки Джексона — Вэника в 1974 году.

Вновь тема долгов по ленд-лизу возникла в 1996 году. Экономическое положение нашей страны было тяжелым, поэтому возобновление выплат отложили до 2002 года. Когда наступил этот срок, то американцы согласились списать оставшуюся сумму при условии, если Россия будет помогать США в борьбе с международным терроризмом. Я подозреваю, что база НАТО в Ульяновске тоже стала частью этого соглашения.

Когда это было?

По сути да. Кстати, соглашение между нашими странами о совместной борьбе с террористами действует до 2030 года.

Говорят, что в первые месяцы Великой Отечественной более охотно нам помогали именно англичане, а не американцы.

Да. Наверняка американцы полагают, что мы и сейчас не рассчитались с ними по ленд-лизу.

То есть англичане сразу оценили выгоду от сотрудничества с СССР в совместной борьбе с Гитлером?

Ответ на этот вопрос исходит из концепции ленд-лиза как пула — каждый участник коалиции вкладывал в него и получал оттуда все что мог. Это в равной степени касается как СССР, США и Великобритании, так и, например, Монголии, Новой Зеландии или Мексики. Это действительно была общая победа.

«Лента.ру»: У нас часто упрекают англо-американских союзников по антигитлеровской коалиции, что летом-осенью 1941 года они не спешили с помощью и выжидали, чья возьмет. Так ли это?

Во-первых, это очередной пример применения сослагательного наклонения для истории. Во-вторых, такую постановку вопроса я считаю абсолютно некорректной, тем более сейчас это вообще не имеет никакого значения. Исходя из концепции ленд-лиза как пула, эта помощь нужна была нашим союзникам ровно настолько, насколько союзники нуждались в Восточном фронте.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(1841):

1 234 ... +1
23 +0−0Martin Rodriguez10:21:21
01/02/2018
Помню, как в 90-е, вытирая жирные после поглощения американской гуманитарной помощи губы, тогдашние совки ругали США, что те "наживались" на Второй Мировой Войне. За неполные 30 лет вы не изменились.

Вот он, пример полярности позиций - между Западом и такими, как Вы и Ваши единомышленники.

Вы, путинские патриоты, занимаетесь подстрекательством, подрывной работой, дестабилизацией положения - всем тем, о чём и рассказал генерал Картер.

В вашем языке нет слов "помощь", "интеграция", "развитие", "взаимодействие".

В вашем глоссарии другие термины - "добить", "подорвать", "уничтожить", "дожать", "нагнуть", "отобрать".

Почувствуйте разницу.

Эту разницу хорошо понимали восточноевропейские страны, которые, когда появилась такая возможность, скопом ринулись вступать в НАТО.

Эту разницу хорошо понимали в Грузии, а затем и на Украине, когда делали европейский выбор.
22 +0−0Пушкинд13:41:45
01/02/2018
Вообщем, почитав первые 500 комментов, что есть уже социологический опрос, можно сделать следующие выводы:
1. современные внушаемые россияне не испытывают никакой благодарности другим странам за помощь в войне, ошибочно считая это чувство непатриотичным
2. стремление российских СМИ окоротить исторический фон Второй Мировой войны до Великой Отечественной войны не позволяет особо зашквареным ватанам понимать написанное историками.
3. Ревность и подозрительность россиян в вопросах истории ВОВ находится на грани физической агрессии против друг друга (см. Сванидзе против Шевченко)
21 +0−0Alexander Alexandrin08:44:59
01/02/2018
Как же по-идиотски выглядит замазанная свастика на последнем плакате. Что за кретины...
17 +0−0Mr Мороз01:58:51
01/02/2018
11 +0−0Виталий Диков00:17:16
01/02/2018
Ангосаксы не Враги, а конкуренты. Когда встанет реальный вопрос жизни и смерти все эти шалости сразу забудутся.
Британцы внесли решающий вклад в развитие ракетной техники СССР, когда в 1944 настойчиво попросили передать им остатки ракет с немецкого полигона в польше, чем создали группу компетентных исследователей немецких ракетных технологий. И в Панемюнде и Митльверке уже знали что искать.
Также Британия стоит у истоков создания в СССР современных турбореактивных двигателей,
ВК-1 (РД-45) Основан на британском двигателе Rolls-Royce Nene которые были проданы в СССР с условием не использовать в боевых самолётах
16 +0−0Пушкинд00:41:09
01/02/2018
хорошие у Сталина были союзники...
у Гитлера таких не было
15 +0−0Tricky Porcupine09:00:26
01/02/2018
21 +0−0Alexander Alexandrin08:44:59
01/02/2018
Как же по-идиотски выглядит замазанная свастика на последнем плакате. Что за кретины...
На предпоследем плакате на левом рукаве Гитлера тоже убрана. Мракобесие какое то.
12 +0−0Teodor Pozharsky14:31:02
01/02/2018
22 +0−0Пушкинд13:41:45
01/02/2018
Вообщем, почитав первые 500 комментов, что есть уже социологический опрос, можно сделать следующие выводы:
1. современные внушаемые россияне не испытывают никакой благодарности другим странам за помощь в войне, ошибочно считая это чувство непатриотичным
2. стремление российских СМИ окоротить исторический фон Второй Мировой войны до Великой Отечественной войны не позволяет особо зашквареным ватанам понимать написанное историками.
3. Ревность и подозрительность россиян в вопросах истории ВОВ находится на грани физической агрессии против друг друга (см. Сванидзе против Шевченко)
1. Россиянам вообще не свойственно чувство благодарности. На любую помощь они смотрят с подозрением, считая ее частью далекоидущего хитрого плана.

2. Тогда рассыплется сакральный миф о главенствующей роли СССР в победе во ВМВ.

3. Табу же. У россиян табу - как у дурака фантиков. И все священные по самое небалуйся. И умело подогреваются, ибо толпа фанатиков - страшная сила.
11 +0−0Фидель18:10:20
01/02/2018
отличная статья, фактическая и непредвзятая
11 +0−0Виталий Диков00:17:16
01/02/2018
Ангосаксы не Враги, а конкуренты. Когда встанет реальный вопрос жизни и смерти все эти шалости сразу забудутся.
10 +0−0Tricky Porcupine16:11:30
01/02/2018
Правдивая статья реально зашkварила скрепоносных. Эка их пучит, плющит и корежит! Удивляюсь- как это интервью попало в Ленту.
10 +0−0Шпрота ленточная10:32:36
01/02/2018
Мясные консервы, поставленные союзниками, составили 108% от советского производства (664 600 т), сахар-песок — почти 42% (610 000 т), обуви поставили 16 млн пар.
Поставки союзников практически закрыли два слабых места Красной армии — транспорт и связь. Союзники поставили 409 500 автомобилей, прежде всего грузовиков (студебеккеры), что в 1,5 раза превосходило советское производство в годы войны. Кроме того, были поставлены 1900 паровозов (советское производство — 446 штук), свыше 11 000 вагонов (в СССР произведено немногим более 1000), 622 000 т рельсов. В СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников, почти миллион миль полевого телефонного кабеля (им можно было бы несколько раз обмотать Землю по экватору).
10 +0−0Дмитрий Матвиенко06:55:48
01/02/2018
С нетерпением ожидаем прихода Максима Шевченко в гости к редакции Ленты.
9 +0−0Андрей Бородин00:27:51
01/02/2018
-8 +0−0Кот СамПоСебе00:25:00
01/02/2018
А сколько миллионов англосакских жизней спасла Россия, приняв на себя весь удар?
Лента, лебиральная антисоветская , сколько заплатили автору за статью?
Как понимать "приняв на себя весь удар"? Россия грудью прикрыла Англию?
8 +0−0pk14:43:35
02/02/2018
согласен тока с тем что все вместе победили это зло и если б не срались щас, то думаю человечество смоглобы пробиться очень далеко , но к сожелению у власти любители роскоши и бобла их все устраивает !

Но вот фраза из статьи конечно огонь - " в США и Великобританию сырье: лес, уголь или руду. Хотя в основном им загружали иностранные суда только для того, чтобы они не возвращались порожняком и их не перевернуло в открытом море." - я так же могу сказать и машинах и танках , которые они к нам везли - это баласт !!!
8 +0−0Vadim Magomedov12:47:00
01/02/2018
-20 +0−0Вова Кузькин10:30:18
01/02/2018
Дубоват ты Мартин , то не "путинские патриоты " а как раз наоборот , проамериканские тролли .
А вот сейчас то свои миллиардеры как разовьют Россиюшку. Они то не либерасты .Не разу нет. Они все сплошь Морозовы Саввы.
7 +0−0Poploukhin Aleksandr14:21:06
01/02/2018
-6 +0−0petr volkov13:04:27
01/02/2018
Англосаксы - враги, ещё с петровских времён. "Англичанка гадит" - поговорка того времени. "Англичанка" всю жизнь строго следила за тем, чтобы Россия, не дай Бог, не обрела хорошие отношения, уж не говоря о союзе, с ключевыми игроками в Европе: с Германией и Францией, время от времени сталкивая их между собой. И всё это благодаря вам, англофилам, Европа 300 лет не знала покоя: то Германия воевала с Францией, то с Россией, то обе вместе против России.
"англичанка гадит", "обама гадит", а теперь "трамп гадит". время идет - ни чего не меняется
7 +0−0Martin Rodriguez09:41:45
01/02/2018
2 +0−01 109:30:10
01/02/2018
статью писал какой-то хипстер, насмотревшийся американского кино. П.и.д.о.р.а.с, одним словом.
Здесь правда что-то бабахнуло или мне послышалось? Я просто прибежал на шум
6 +0−0Lgor Lgha21:42:11
02/02/2018
-2 +0−0Александр Сосницкий20:42:09
02/02/2018
Наших и немцев на фронте погибло примерно одинаково. В конце войны лупили как пингвинов. Остальное - гражданское население. У немцев почти никого, а у нас в три раза больше чем на фронте. Цифры конечно очень приблизительные. Всего наших ушло думаю миллионов 60, учитывая раненых, больных и т.п.
Откуда такие цифры?... Мы во время второй мировой войны потеряли, так сказать, на поле боя в два раза больше, нежели Германия. И поставленных под ружьё (мобилизованных) у нас было в два раза больше. А уж общие потери в живой силе просто несоизмеримы.
6 +0−0Василий _12315:49:24
02/02/2018
-3 +0−0Vasily Mironov15:28:42
02/02/2018
Все бы ничего, только никто не вспоминает как после 1 мировой вдруг неожиданно поднялись немцы, а кредиты им давала хваленная Америка. Россия торговала со всеми, а кто не торговал?! Если ты можешь продать почему не продавать?! В германии была гиперинфляция, а тут вдруг появились деньги...А что уж говорить, франция и англия профукали подьем и начало агрессии германии...Потом ровно так же сдались, особенно франция. Запахло жаренным, Америка тоже схитрила нашла свою выгоду в войне в европе, понятно дело идеологически им британия ближе как братья..но кто заварил кашу?! Такая рубка была выгодна только Американцам, кто они были до 2 мировой?! никто, и ничего из себя не представляли в экономике. Ровно как сейчас в сирии, если бы америка хотела победить, она бы каждый сантиметр ракетами закидала, благо может себе позволить...но им неожиданно лень, потому что это их инструмент, зачем ломать свое?! Так что о какой общей победе можно говорить!? Можно говорить лишь только о победе народа этих стран, а политические разборки всегда были грязными, это европе надо помнить, мы не забывали
> Такая рубка была выгодна только Американцам, кто они были до 2 мировой

Страной с самой большой и мощной экономикой на планете.
6 +0−0Елена Махова11:07:39
02/02/2018
История, как говорят, не знает сослагательного направления, но мне почему то кажется, что если бы не пиндосы,в 1942 году нам жрать точно было бы нечего.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь