К 80-летию Большого террора (1937-1938) в Московском Мультимедиа Арт Музее (МАММ) открылась выставка, дающая адекватное представление о масштабах преступлений и не скрывающая имена палачей.
«Грязные лапы агентов гестапо протянулись к нашим жилищам, к нашим шахтам, к нашим заводам», — читает дотошный посетитель на пожелтевшей странице «Правды» от 5 марта 1937 года. Пропагандистские штампы передовицы, как и напечатанная рядом карикатура Бориса Ефимова, про «пса фашизма» должны бы намекать на Гитлера, но в 1937-м он еще числился в друзьях. «Фашистскими убийцами» в СССР называли тогда соотечественников, проходивших по делу «бухаринско-троцкистского блока», с которого, собственно, и начался Большой террор.
А выставка начинается даже не с «Правды», не с «родных» тюремных и лагерных дверей, привезенных сюда из Музея истории ГУЛАГа (вместе с Домом фотографии, Международным Мемориалом и Фондом Памяти он стал одним из организаторов проекта), не с обнаруженного под Магаданом мотка колючей проволоки или найденного школьниками на месте бывшей зоны самодельного башмака — как тут не вспомнить заваленные обувью бараки в Освенциме. Еще до входа в зал, прежде чем увидеть вещи зеков и их фотографии, вчитаться в отчаянные, вымаранные цензурой письма и порочащие НКВД документы, рассмотреть сделанные тайком рисунки, вы слышите песню. «Товарищ Сталин, вы большой ученый», — поет Дина Верни. В это же время на мониторе крутится документальный фильм о ней — натурщице Майоля, героине Сопротивления, хозяйке знаменитой галереи. Картина снята в 1995-м Ольгой Свибловой. Песня сопровождает выставку как экскурсия. Аннотация к шедевру Юза Алешковского в зале, увы, отсутствует, и кто-нибудь наверняка решит, что песню сочинил народ.
«За что сижу, поистине не знаю», — выводит густым контральто Дина Верни, пока посетители вчитываются в приказ наркома Ежова, перечисляющий категории лиц, подлежащих «немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — РАССТРЕЛУ» (орфография оригинала сохранена). Разнарядки на репрессии — сколько людей и где должны быть арестованы (35 тысяч по Московской области, включая Москву, — самое внушительное число, перекрытое впоследствии в десятки, если не в сотни раз) — показывают, насколько плановым и преднамеренным был этот устроенный на земле ад.
Песня вполне описывает варианты приговоров и наказаний. «В чужих грехах мы с ходу сознавались», — поет Дина, и перед нами дело Всеволода Мейерхольда, протоколы допросов с выбитыми под пытками признаниями, автографы бесконечных жалоб на имя Берии и Молотова: «Меня здесь били — больного, 65-летнего старика: клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине...»
А в песне: «Здесь конвоиры, словно псы, грубы».
«Этапом шли навстречу злой судьбе», — продолжает Дина Верни, и расстрелянного режиссера сменяют авиаконструктор Королев, и писатель Солженицын с рукописью «Август четырнадцатого», и священник Павел Флоренский — его открыточного формата Соловецкие пейзажи находятся под стеклом рядом с рисунками водорослей: в заключении отец Павел занимался исследованием вечной мерзлоты. В письме матери и младшим детям, уже с Соловков, в марте 1937 года, когда в Москве запущен механизм показательных процессов, он рассуждает о том, что не приемлет Скрябина с Чайковским. Потому что оба они «не ощущают недр бытия, из которых вырастает жизнь». Нелепая предвзятость небожителя Флоренского словно опускает его на землю — и напоминает зрителям, в каких условиях он это писал.
Список одних только священников и монахов, расстрелянных на Бутовском полигоне, занимает стену от пола до потолка. Трудно сказать, почему из 20 760 убитых здесь — в возрасте от 14 до 82 лет, 73 национальностей, всех известных нам вероисповеданий и сословий — авторы выставки выбрали православных исповедников (их убили там около тысячи). Возможно, выбор намекает на нынешнюю позицию церкви в оценках сталинских деяний: на Соловках, например, монастырское начальство предпочитает о лагерном прошлом островов вовсе забыть.
Льва Кропивницкого и Бориса Свешникова арестовали в 1946-м в числе группы студентов за «участие в антисоветской террористической организации и антисоветской агитации». Работы обоих висят теперь в Третьяковке и Центре Помпиду. А вещи с выставки — живопись Кропивницкого и олдскульные, с мельчайшими деталями рисунки 20-летнего Бориса Свешникова, уже дающие представление о будущем иллюстраторе Гофмана и Андерсена, — хранятся в Международном Мемориале. Как и рисунки Юло Соостера.
Для Соостера куратор выставки Анна Зайцева сделала исключение — помимо лагерных вещей эстонского художника, здесь висят его хрестоматийные живописные «Можжевельники». Но взгляд останавливается на обугленных по краям рисунках и единственной акварели. Рисовать в лагерях не разрешалось, очередной вертухай кинул пачку рисунков в огонь, Соостер полез и вытащил. За что лишился передних зубов. После освобождения и реабилитации в 1956-м Юло Ильмару Соостеру останется всего 14 лет жизни. Художник, которому не найдется места в родном Таллине, приедет вместе с женой Лидией, с которой познакомился в лагере, в Москву, станет одним из лидеров неофициального советского искусства, нарисует вместе с Юрием Соболевым первый в СССР полнометражный мультфильм «Стеклянная гармоника» (режиссера Хржановского по сценарию Шпаликова и на музыку Шнитке, причем будет две версии картины, потому что первую уничтожит цензура). Он примет участие в обруганной Хрущевым выставке 1962 года в Манеже. Но до первой своей персональной выставки не доживет.
Дела умерших в заключении экономиста Евгения Сорина, студента Юрия Арнольдова, старшего бухгалтера Веры Гольвек, документы расстрелянного инженера Калистрата Гогуа, письмо директора управления тонкосуконного комбината Марии Ильиной, выжившей в Мордовских лагерях, но так и не увидевшей умершего на Колыме сына, оставляют ощущение еще большей безнадежности, чем истории великих и знаменитых. Живые, записанные на видео свидетельства сидельцев, карты с отпечатками пальцев, начерченные на миллиметровке эскизы декораций для театра Магадана, письма, выброшенные из столыпинских вагонов («не пожалейте копейку или две, вложите в конверт и пошлите по адресу…»), тысячи фотографий, которые демонстрируются в режиме слайд-шоу, — все эти составляющие выставки являются частностями общего лагерного прошлого страны, которая чем дальше, тем меньше хочет в него верить. Основатель и первый директор Единой гидрометеорологической службы СССР Алексей Вангенгейм был расстрелян в 1937-м в том самом Сандармохе, где тысячи захоронений зеков идентифицировал глава Карельского Мемориала Юрий Дмитриев, находящийся уже год как под стражей.
Лет пять назад подобная выставка не обратила бы на себя столь пристального внимания. Лет 20 назад она была бы воспринята как норма жизни и могла стать одной из многих. «Таких выставок должно быть сто, тысяча», — заметил на вернисаже вдохновитель проекта, кинорежиссер Павел Лунгин. Он принимает активное участие в работе Фонда Памяти (Фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий»), созданного год назад по инициативе Музея истории ГУЛАГа.
Открытие состоялось 20 декабря, в день 100-летия ВЧК, и это случайность. В любом случае, работает выставка «Жертвам политических репрессий посвящается» до 4 февраля. И в дни новогодних каникул вход в Мультимедиа Арт Музей бесплатный.
Ирина Мак
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
1 +0−0 | Leonid A | 09:42:33 03/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Так у вас не только головорезы приезжали, наш дорогой оклахомщик, но и кредиторы. |
1 +0−0 | Alexander Rokov | 08:51:53 03/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Посмотрим, КАКОЙ тренд прервали большевики своим переворотом, вооруженным захватом власти. Сейчас доля России в мировом ВВП - 2.6% Для сравнения - доля России в современных границах в мировом промышленном производстве в 1913 году была равна 8.9 %, доля России в мировом ВВП в 1913 году, в современных границах – 6.2 %. В 1913 г. по сравнению с 1908 г. количество предприятий увеличилось на 31 %, численность рабочих — на 24 %, превысив уровень в 3 млн человек, а стоимость валовой продукции, оцениваемая на сумму свыше 7,4 млрд руб., — на 52 %. Среднегодовые темпы роста российской экономики на протяжении целой четверти века опережали развитие всех других развитых стран, составив 8% в 1889-1899 гг. и 6,25% в 1900-1913 гг. В период между 1890 и 1913 гг. российская промышленность учетверила свою производительность. Рост выпуска продукции машиностроения поднялся со 102 млн рублей в 1910 г до 175 млн в 1913 году, в 1.7 раза. С 1876 по 1913 год Россия неизменно сохраняла активный торговый баланс. В 1913 году Россия создала невиданные до этого времени многомоторные самолёты. 26 мая 1913 года совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского. И т.д. и т.п. А теперь расскажи, КАК ЖЕ всего этого можно было добиться без твоего любимого Вождя, Сталина, а? Ну вот как так может быть- Вождя нет, массовых репрессий нет, доносов нет, коммунизм не строится, зато экономика, промышленность и технологии в стране растут сверхинтенсивно? А вслед за этим растут, постепенно, и доходы населения и его качество жизни. |
1 +0−0 | Георгий Шилов | 07:34:43 03/01/2018 |
Опять "Мемориал" проплатил рекламу своего бреда? Автор, конечно тоже великолепна — про самодельный башмак и Освенцим это просто шедевр умопомешательства. Слашала звон, да не знает о чем он. Браво, просто браво! Еще пару таких статей и даже не сильно обремененные знаниями люди начнут задумываться какие помои им скармливают антисоветчики. |
1 +0−0 | Валерий Щербаков | 06:45:58 03/01/2018 | ||||||
| ||||||||
И где я упомянул твое имя и фамилию. У меня брат двоюродный носит мусульманскую фамилию, так что о национальности прошу свой поганый ротик закрыть. |
1 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:50:26 03/01/2018 | ||||||
| ||||||||
John Doe, откуда ты знаешь такие подробности? Неужели в архивах копаешь? Тогда так и скажи: имею доступ к советским архивам. |
1 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:41:04 03/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Тов. Щербаков, ты мне тут не тычь и не переходи на личности. почему это я должен тебе верить? Я Пушкинду верю, а тебя я не знаю да и имя у тебя какое-то странное |
1 +0−0 | Пушкинд | 01:46:33 03/01/2018 | ||||||
| ||||||||
если бы в РОССИИ сажали за участие в репрессиях, как в Германии, каждого маленького бухгалтера из каждого маленького освенцима, вы бы не стали так считать. все это наплевательство от безнаказанности |
1 +0−0 | Тупая Вата | 01:37:31 03/01/2018 | ||||||
| ||||||||
"И да, в каждой семье есть или палач, или жертва." - клише. |
0 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:38:30 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Куда у вас подевались эти миллионы россиян? Дайте статистику. |
0 +0−0 | Валерий Щербаков | 05:37:31 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Давай дальше домысливай что я хотел сказать. Самому то точно не чего. Так что гуд бай не хацм иди домысливай и дальше. |
0 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:37:30 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Это вы желаемое за действительное выдаёте. |
0 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:37:09 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Запомните, Сталин никогда не победил коррупцию. Она бессмертна. Она зиждется на жадности человека. |
0 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:36:03 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Так их же второй вождь постепенно всех почти и извёл. |
0 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:35:20 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Так это ж сам вождь натравливал бедных на тех, у кого хоть что-то ещё осталось. Наметилась катастрофа! |
0 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:33:51 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Как они отдали землю? Когда это случилось? это когда вождь выбросил проыокационный для России лозунг "Власть народу!", "Землю крестьянам!", а всё остальное - рабочим? А потом, через 4 года после переворота вождь вдруг сообщил, что надо признать, что эта революция не способствовала повышению производительности труда. Крестьяне так и не смогли за 4 года накормить страну. Пришлось вводить проклятый НЭП. |
0 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:29:24 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Ну, вы не правы, Лёня. Зачем же сразу на личности? Вы по существу того, что сказал Роков. |
0 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:28:20 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
См. выше про организаторов этих самых трёх революций. |
0 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:27:40 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Ну правильно. И чтобы остановить развитие этого тренда Парвус нашёл Ульянова и отдал его немцам, а англичане с американцами нашли Л. Бронштейна и бросили этих двух пламенных ораторов на организацию развала восстающей из патриархальщины России. Западу тогда сильная Россия была не нужна. И внутри страны всякие Нечаевы, Бакунины, Кропоткины начали охоту за элитой, развязали террор и 50 лет до революции мешали нормальному развитию страны. |
0 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:20:37 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Про семейные делам может быть, и правда. |
0 +0−0 | Fikrat Gadjiev | 05:17:36 04/01/2018 | ||||||
| ||||||||
Неужели и Солженицын тоже расхитил? |