«РПЦ хочет христианизировать идею космоса и вселенной»

00:07 30/11/2017 Россия
«РПЦ хочет христианизировать идею космоса и вселенной»

Не успели обломки освященной епископом Лукианом ракеты-носителя «Союз-2.1б» остыть, как протодиакон Андрей Кураев упрекнул церковь в предоставлении некачественных услуг. С этого началась дискуссия о помешательстве общества и властей на ритуалах, иногда доходящая до абсурда. Ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал «Ленте.ру», как россияне стремятся приблизиться к магическому, а церковь — освоить космос и почему светское государство Россия перестало быть таковым.

«Лента.ру»: В последнее время у нас освящают практически все, начиная от ракет и кончая сотовыми телефонами. Откуда эта мода?

Лункин:Практика освящения самых разных предметов, помещений, машин и прочего сложилась еще в 1990-е годы, когда многие (в большинстве своем неосознанно) пришли в православную церковь или просто стали считать себя православными. Следуя собственным представлениям о том, что такое православие, они воплощают свою православность не только через крещение детей или посещение храма в Пасху, но и освящая самые разные предметы.

В 2000-е годы сложилась новая тенденция — представители разных корпораций и организаций стали приглашать священников освящать коммерческие помещения, а в правительственных зданиях и воинских частях появились часовни. Например, православная часовня есть на территории Мосгорсуда.

По идее, у нас светское государство, и в зданиях органов власти не должно быть никаких религиозных объединений, но на это смотрят сквозь пальцы. В итоге, поскольку все это фактически не считается нарушением светскости, у нас в том числе освящают и ракетные комплексы, которые должны доставить спутники на орбиту.

Говоря об упавшей ракете и ответственности за это духовенства, Кураев иронизировал и троллил. И дело совсем не в том, что священники и епископы стали больше освящать. Просто общество все больше обращает внимание на действия представителей церкви.

Что вы имеете в виду под «действиями представителей церкви»?

Сейчас, когда спутники упали в Атлантический океан, сразу по всем СМИ распространили сообщения, дескать, виноват епископ, а причина неудачи в том, что он не обеспечил своим благословением или окроплением святой водой выход спутника на орбиту. Божья помощь не помогла, и действия представителей церкви воспринимаются с иронией.

Это может говорить о том, что общество начало перекладывать ответственность уже и на бога?

Если бы общество надеялось на бога, большинство людей глубже заинтересовались тем, что такое на самом деле христианская жизнь, почитали бы Евангелие или Библию и постарались жить в согласии с божьими заповедями. Здесь нечто другое. Население все больше обсуждает роль церкви в обществе, при этом о ней они знают довольно мало. Поэтому часть людей возмущается и критикует ее.

Сразу после распада СССР началась активная православизация, и все считали себя православными. Сейчас часть общества относится к РПЦ критически, идет волна против ее монополии и того, чтобы все в нашей жизни определяла религия. Другая часть социума критикует церковь с точки зрения собственного представления о православии. К примеру, церковь требует проходить курсы катехизации перед крещением и венчанием, но многих это возмущает, и делать этого они не хотят. Им это кажется церковной бюрократией. Они не считают нужным быть в курсе содержания Ветхого Завета, хотя каждый христианин, будь то православный, католик или протестант, должен знать, во что он верит.

Почему именно в 1990-е начали окроплять все святой водой без разбора?

До 1991 года это было немыслимо. Пригласить священника было сложно, да и их было мало. Но 1990-е годы были временем религиозного бума, всеобщего интереса к религии как таковой и к православию как исторической и национальной христианской конфессии России. Освящение было знаком присутствия православия в жизни человека. Ничего другого никто не знал.

А ради чего все это?

Стремление все освящать — это проявление магического сознания, когда вера в совершение ритуала подразумевает дальнейшую помощь бога, а пользование освященным крестом или машиной навсегда огородит от неприятностей, что бы ты ни делал. Это и есть магическое представление о том, что механическое действие или ритуал способные совершить чудо.

Я думаю, что далеко не во всех случаях это простое суеверие. Часто это проявление неосознанной веры. У многих людей есть представления о едином боге, духовном мире и вере. При этом православие понимается магически, и церковь сама довольно долго этому способствовала.

Благословение военной техники и космических ракет — это тоже магический ритуал?

Это зависит от того, что освящают. Например, в Северодвинске Архангельской области местный митрополит окропил святой водой атомную подводную лодку. Таким же образом у нас благословили ракету-носитель на космодроме Восточный. И между православными здесь начинаются споры.

С одной стороны, освящение таких важных для страны объектов — это патриотический жест. С другой стороны, ракета — это научный прогресс и развитие технологий, а оружие в воинских частях или атомная подлодка — это уже не мирные цели, поэтому тут встает вопрос об этичности. Одно дело — благословлять воинов на защиту родины, но не совсем понятно, зачем освящать именно оружие.

Почему всю военную технику у нас освящают православные священники, а не имамы или раввины?

Мусульманских мулл и имамов периодически приглашают на подобные официальные мероприятия в качестве вторых или третьих лиц в разных частях России. Обычно представители РПЦ играют первую скрипку, а ислама или иудаизма — вторую. Во-первых, у мусульман просто нет практики окропления святой водой. Но имамов иногда приглашают для благословения, например, призывников в мусульманских регионах. В данном случае власти учитывают конфессионально-этнический принцип деления России.

Есть объяснение, зачем в космос запускают святые мощи?

Прежде всего, считается, что мощи имеют особую силу и оберегают космонавтов. Это некая духовная защита в космическом масштабе. Если космонавты на это согласны, то в этом нет нарушения каких-то церковных или христианских правил.

Такое обращение церкви к космосу — это отсыл к космизму и идеям Константина Циолковского?

Церковь много внимания уделяет космосу. Регулярно проводятся телемосты с космонавтами. Зачем церкви это нужно? Думаю, что таким образом РПЦ хочет христианизировать идею космоса и Вселенной, а также показать, что большая наука не противопоставлена церкви. Смысл в том, что если космонавты не видят из космоса бога, это не значит, что его вообще нет, ведь он создал всю Вселенную. В советское время идея космоса играла большую роль. Ею постоянно попрекали священнослужителей, и сейчас РПЦ показывает, что молиться можно, грубо говоря, даже на другой планете. Происходит некая модернизация церковного мировоззрения, ее приспособление к современным достижениям.

Если церковь хочет христианизировать космос, значит, у нее есть амбиции расширить свое влияние?

И католическая, и православная церкви считают себя вселенскими, то есть их влияние распространяется на весь земной шар, а их деятельность — на все сферы жизни. Их богословие дает свой комментарий и научным достижениям и открытиям, и тому, что касается разных областей — от биологических открытий и клонирования до космических исследований. Все эти вещи расширяют наше представление о мире и Земле. И поскольку человек ищет ответы на смысл своей жизни во Вселенной, то церковь показывает, что, даже исследуя космос, можно быть христианином и искать во всем христианский смысл.

У нас светское государство, но влияние церкви на нашу жизнь все заметнее. Почему власть это допускает?

Формально у нас светское государство, и все религии равны перед законом. Более того, в законе о государственной службе прописано, что чиновники не имеют права использовать свое положение для пропаганды религиозных взглядов. Но сложилась практика привлечения традиционных религий (прежде всего православия) и на официальные мероприятия, и на освящение каких-либо объектов. Так что на практике произошло корректирование принципов светскости России.

Такое постепенное усиление РПЦ влияния на общественную, государственную жизнь стало происходить в конце 1990-х годов. Уже при Ельцине православие обрело некую силу. Сейчас оно легитимизирует государственную власть и является ее опорой в качестве традиционной религии. Но, по-моему, в современной ситуации нет какого-либо сращивания церкви и государства, у них разные интересы.

Сложился определенный баланс, когда и церковь что-то получает от государства, прежде всего недвижимость и спонсоров, и государство пользуется ее духовным авторитетом, чтобы скреплять общественное сознание населения. Православие в данном случае становится фундаментом политического единства для российского общества. Это особенно активно стало проявляться с 2012 года, когда сложились такие обстоятельства и такое мировоззрение церковного руководства, что церковь была противопоставлена российскому оппозиционно-либеральному движению. РПЦ встала на консервативные позиции, став абсолютной опорой власти.

Беседовала Виктория Кузьменко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(119):

1 ... 345 6
0 +0−0yura petrow11:04:54
30/11/2017
23 +0−0Николай Вячеславович02:06:20
30/11/2017
Короче, страна-мракобесие.
воще тупые , завоевать весь мир насадить эту путинскую систему как в сев.корее и как хотели раньше насадить коммунизм но этого не получилось и не получится нельзя повернуть историю
0 +0−0Bronislav Milik08:10:53
30/11/2017
анекдот вспомнился насчет "Бог не нанимался тебе в охранники"
0 +0−0Ziggy Stardust07:07:25
30/11/2017
-4 +0−0Анафему Путину-Гундяеву03:31:12
30/11/2017
Православие, вернёмся к вопросу о ритуальном оубийстве царской семьи - не будем смотреть на шоу, которое соблазняет нас но сделаем всё для того чтобы запретить коммунистическую партию и уничтожить мавзолей Ленина - это путь к Иисусу Христу
Как вы достали своим нытьем. Идите в монастырь. Там все будет вам любо.
-1 +0−0Alexandre Savine15:44:40
30/11/2017
7 +0−0Geo Lock15:40:08
30/11/2017
РПЦ как средство держать ватоцефалов в стойле. Нормуль. Но космос жалко
Дожимай, дурчок, дожимай. Но про космос - забудь тогда. Его ж ватники-коммунисты затеяли. Сходи к какой-нибудь раке приложись.
-1 +0−0Белое Безмолвие11:43:19
30/11/2017
4 +0−0Alexander Rokov11:40:47
30/11/2017
Какая разница, откуда фото? Сути статьи оно не меняет ни на йоту.
Я думаю, если тебе рассказать, как Армстронг с корешом служили мессу на Луне, ты тоже скажешь, что сути статьи это не меняет.
-1 +0−0Николай Прижимин06:47:35
30/11/2017
Есть хорошая поговорка - на Бога надейся, а сам не плошай.
Бог не поможет, если конструкторы и сборщики косячат.
-2 +0−0Белое Безмолвие11:52:37
30/11/2017
Просто оставлю здесь поисковую строку, чтобы потом не искать.
Источник третьей фотки вы можете самостоятельно найти, задав в гугле запрос "освящение солнечной электростанции в селе Терновица Львовской области".
-2 +0−0Белое Безмолвие11:42:25
30/11/2017
4 +0−0Alexander Rokov11:40:47
30/11/2017
Какая разница, откуда фото? Сути статьи оно не меняет ни на йоту.
Да, правда, хохлы освещают солнечные батареи, но виноват путинский режим.
-3 +0−0Белое Безмолвие12:29:27
30/11/2017
6 +0−0Иван Иванов12:15:11
30/11/2017
Нет. Это тоже все РПЦ. У Украины нет своей секты, там тоже РПЦ московского патриархата. У них была попытка создать свою отдельную секту киевского патриархата, но она ни кем не признана и считается раскольнической. Сейчас конечно она имеет поддержку государства в силу того, что правильным считается все что назло москалям.
Но даже если там был сектант из секты киевского патриархата, а не из сексты московского патриархата, сути дела это не меняет.
Лол, вас вот серьезно не смущает, что он без бороды, но при этом одет как и православный священник?

Это греко-католик, то есть секта, которая перешла в католицизм, но сохранила восточный обряд. Запад Украины, Галичина - это униаты.
-3 +0−0Белое Безмолвие12:03:10
30/11/2017
2 +0−0Alexander Rokov11:56:58
30/11/2017
И что нам до этого? Мы в Украине живём, чтобы этим заморачиваться? На Украине тоже немало архаичности и что дальше? А в Зимбабве ещё больше, ну и?
Потому что статья называется «РПЦ хочет христианизировать идею космоса и вселенной», а подкрепляется почему-то фотачками с украины.

Это манипуляция, как и все что делают либерахи. Притом что, когда их тыкаешь в нее носом, они визжат "да какая разница". При том, что в аналогичной ситуации, если бы статья была про хохлов, а фотка из России, они бы тут первыми плясали в комментах.
-3 +0−0Белое Безмолвие11:39:12
30/11/2017
1 +0−0Alexander Rokov11:33:43
30/11/2017
А почему попов приглашают освящать ракеты, например? Просто потому, что попы хотят подзаработать? Попы тут вообще ничего не решают. А решает государство, то есть правящий режим. То есть, клерикализация - это желание не РПЦ даже, а Кремля.
Роков, вот скажи, тебя ничего не смущает в третьей фотке?
Что на ней не православный священник например.
Если ты загуглишь откуда она, то ты сильно удивишься. Это львовская область или что-то типа того.
-3 +0−0Белое Безмолвие11:17:10
30/11/2017
5 +0−0User #219537407:44:09
30/11/2017
солнечные панели освещают)))) последнее вложил, боженька сохранит))))
дремучий народ!
Это кстати скорее всего из хохляхи фото.
Во-первых я видел такое же или похожее украинское, это совершенно точно, а во-вторых это скорее всего не православный, это по виду понятно.
-3 +0−0Белое Безмолвие11:14:55
30/11/2017
Я думаю, что когда Армстронг с пацанами приземлился на Луну и первым делом провели там мессу, в этом тоже виноваты РПЦ и лично Кирилл.
-4 +0−0Максим Орешин21:10:16
30/11/2017
0 +0−0Александр Калмыков20:58:17
30/11/2017
Сиди и веруй молча в тряпочку. Верующий, который орёт о своей вере налево и направо как представитель секс-меньшинства, который вышел на парад. Вам верить никто не мешает! Но хватит навязывать свою глупость окружающим!
Но вы же - атеисты навязываете свою глупость окружающим! Получается вам можно, а нам нет?
-4 +0−0Максим Орешин17:44:38
30/11/2017
Гонения на Христиан начались уже и в России...
-4 +0−0Анафему Путину-Гундяеву03:31:12
30/11/2017
Православие, вернёмся к вопросу о ритуальном оубийстве царской семьи - не будем смотреть на шоу, которое соблазняет нас но сделаем всё для того чтобы запретить коммунистическую партию и уничтожить мавзолей Ленина - это путь к Иисусу Христу
-5 +0−0Игорь Brick10:33:17
30/11/2017
Такое ощущение, что в ленте засели редакторы с незалэжной, постоянно льют воду на мельницу хохлотроллей. Уже третья статья на эту говнотему.
-7 +0−0Савва Скорый01:03:40
30/11/2017
Ленте лишь бы поразжигать против церкви
-10 +0−0Михаил Сотников20:03:59
30/11/2017
Как уже затрахали воинствующие атеисты
Практически все великие умы человечества были верующими, может быть хоть этот факт повод задуматся
1 ... 345 6
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь