Признак оперы

15:03 22/11/2017 Культура
Признак оперы
Дима, Россия с тобой, Россия любит тебя. Честный, профессиональный человек, прославляющий Россию за рубежом на поприще классического искусства. Очень большая утрата. Очень рано.

The Russian baritone — с определенным артиклем, так называли его в американской прессе. Он и был русский — до последней капли крови, в каждом звуке — хоть и жил с 1994 года в Лондоне, не общаясь там с русской диаспорой, и женат был вторым браком на девушке, в которой сплетались лишь французские и итальянские гены. Собственно говоря, Хворостовский стал образцовым примером русского артиста, живущего за границей, ниспровергателем дурацких штампов про «конфетки-бараночки» и «подмосковные вечера», раздрызганность и неорганизованность наших людей. Вердиевский репертуар и жесткий график выступлений — тщательно выстроенная карьера, разумно выбранная жизнь.

Видео: Ivan Plazacic / YouTube

Хворостовский родился в Красноярске 55 лет назад. Отец — химик-технолог, влюбленный в музыку, любящий петь и с раннего детства усадивший ребенка за фортепиано, мать — врач-гинеколог. Родители видели в сыне будущего пианиста; сам он, услышавший запись Шаляпина в три года, утверждал, что тогда же и решил, что будет певцом. Подростком Хворостовский, конечно, рванулся прочь от классики — он стал клавишником и певцом в местной рок-группе «Радуга». Практиковались в ресторанах — и именно тогда ему сломали нос. Но высокая музыка победила: Хворостовский поступил в местный институт искусств. Еще студентом стал солистом Красноярского театра оперы и балета. В 1989-м победил в конкурсе оперных певцов в Кардиффе, где был дан старт не одной великой оперной карьере. На него посыпались предложения, он их принимал — но уехать насовсем еще не собирался.

На это «поработали» девяностые годы и Большой театр. Главный театр страны отнесся к молодому певцу, только что пережившему первые европейские триумфы, примерно так: «Дмитрий, наша новая знаменитос-с-сть». Его позвали в стажерскую группу — честь для не известных еще никому новичков, но он-то таковым не был. Дирижер Александр Лазарев, отвечавший тогда за музыку в Большом, пообещал, что будет приглашать певца на разовые выступления, но ни одного приглашения не последовало. Хворостовский решил, что никому в столице своей страны не нужен — и значит, можно отчаливать в другие столицы. Плюс обокрали его квартиру, только что приведенную в божеский вид с европейских заработков — и виновных так и не нашли (до сих пор). Хворостовский взял жену (в первый раз женился он еще в Красноярске на артистке кордебалета), ее ребенка от первого брака — и перебрался в Лондон.

С тех пор его жизнь была выстроена по правилам гастролирующих оперных звезд — без привязки к какому-либо театру. Он вообще очень скептически относился к тем принципам, по которым существуют оперные театры в России, к принципам репертуарного театра. В юности посмотрев, как меняется атмосфера в родной Красноярской опере (театр открыли, когда Дмитрию было 16 лет, и он еще застал то дружество и братство, что было свойственно новенькому театру, в который со всей страны съехались молодые артисты, а затем наблюдал, как соперничество разрушает и художественные, и человеческие отношения), он был убежден, что репертуарному театру скоро придет конец. Что и в России восторжествует европейская схема, которую он считал более правильной и здоровой: в штате театра числится только хор, а солисты заключают контракты на определенные спектакли.

Эти спектакли идут блоками — сначала подряд десять «Маскарадов», например, потом десять «Князей Игорей». Солист приезжает, репетирует, поет свои спектакли — и уезжает в другой театр и в другую страну. Такая система позволяет не только отшлифовать качество самой постановки и ее технические детали (вплоть до работы монтировщиков), но исключает соперничество и интриги в труппе. Все приехавшие знают, что будут исполнять конкретные роли, обозначенные в их контрактах, — и никто не копает друг под друга. Закулисных интриг Хворостовский терпеть не мог. Будучи звездой, он не раз помогал в работе другим артистам, кого-то прямо рекомендуя на постановки.

Он пел в «Ковент-Гарден» и «Ла Скала», в Вене и в «Метрополитен-опере» в Нью-Йорке. Появлялся в Мариинском театре — и пылко говорил не о таланте даже, но о гении Валерия Гергиева. (Его приводила в восторг способность маэстро работать без репетиций — хотя сам он предпочитал тщательно готовиться к выходу на сцену.) Восемь лет назад поразил и испугал оперную публику сотрудничеством с Игорем Крутым — и лишь усмехался по поводу обвинений в том, что Верди и Крутой как-то не сочетаются в одной биографии. Если поп-артистам можно перекладывать для себя классическую музыку, почему оперному певцу нельзя поупражняться на их поле? Его поклонниками тут же стали десятки тысяч человек, никогда в жизни не выбиравшихся в оперу, — ну, заодно и узнали, что такое настоящий певческий голос.

Он жил все так же в Лондоне, опекал свое многочисленное семейство (в первом браке были близнецы, во втором, с красавицей Флоранс Илли, исполнявшей в опере второстепенные роли, взявшей штурмом мировую звезду и затем оставившей карьеру — еще двое детей), как минимум раз в год приезжал с концертами в Россию и был полностью счастлив. Счастье это рухнуло два года назад, когда у певца был диагностирован рак мозга; все эти два года он сражался, периодически даже выходя на концерты. Полтора месяца назад информационные агентства распространили фейковую новость о смерти певца; так он оказался одним из немногих людей, кому при жизни удалось прочесть собственные некрологи и увидеть по откликам в соцсетях, какому невероятному количеству людей он был дорог, как была любима его музыка. Теперь, увы, новость правдива — подтвердила семья артиста.

Анна Гордеева специально для «Ленты.ру»

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(30):

1 2+1
10 +0−0Ekaterina P15:57:25
22/11/2017
Дима, Россия с тобой, Россия любит тебя. Честный, профессиональный человек, прославляющий Россию за рубежом на поприще классического искусства. Очень большая утрата. Очень рано.
7 +0−0Лена Тентулова17:29:26
22/11/2017
А как он пел песни Пахмутовой! Помню, во времена его плотного графика, когда несколько лет были буквально расписаны по гастролям по всему миру, он выкроил пару часов слетать на концертный юбилей Пахмутовой... Это надо слышать: одна "Нежность" чего стоит... Очень жаль терять такой голос
7 +0−0№-507258816:29:32
22/11/2017
«Дон Баритон»,«Признак Оперы» - эй,вы хоть в день смерти человека свое «остроумие» не демонстрируйте!
6 +0−0Иван Михайлов17:59:39
22/11/2017
Человек!!!
6 +0−0pribor sorok0515:28:17
22/11/2017
Он занял свое место в том клине журавлей...
4 +0−0Илья Руденчик03:52:35
23/11/2017
Талант. Огромный. Яркий. И так рано - и так глупо...
Земля пухом.
3 +0−0iam iam10:58:40
23/11/2017
Скончался ЧЕЛОВЕК! Такие Личности делают нас людьми, будят в нас доброе начало, мы учимся даже плакать вместе...низкий Вам поклон, Дмитрий!...и спасибо автору статьи...
3 +0−0pribor sorok0505:48:53
23/11/2017
Красивый человек. Красиво жил.
3 +0−0Сергей Жучков23:40:43
22/11/2017
Вечная и светлая память великому сыну России! Пусть земля Вам будет пухом, Дмитрий Александрович!
2 +0−0modeRRatoR _11:53:27
23/11/2017
-2 +0−0Tatyana Grishina10:18:05
23/11/2017
Всегда жаль, когда кто-то так рано умирает. Однако Хворостовский пел
исключительно за-границей, билеты на единичные концерты в России были
дорогими, попасть так и не удалось, поэтому что-то сказать о его голосе
и певческом таланте ничего не могу. Странно, что его хоронят на Новодевичьем
кладбище, где похоронены люди, внесшие значительный вклад в науку и культуру РФ и СССР, а не у него дома , в Лондоне.
Хватит завидывать!
2 +0−0Marina Mazurova21:58:51
22/11/2017
...светлая память...
1 +0−0modeRRatoR _11:54:39
23/11/2017
-2 +0−0Tatyana Grishina10:18:05
23/11/2017
Всегда жаль, когда кто-то так рано умирает. Однако Хворостовский пел
исключительно за-границей, билеты на единичные концерты в России были
дорогими, попасть так и не удалось, поэтому что-то сказать о его голосе
и певческом таланте ничего не могу. Странно, что его хоронят на Новодевичьем
кладбище, где похоронены люди, внесшие значительный вклад в науку и культуру РФ и СССР, а не у него дома , в Лондоне.
Билет на творческий вечер Чулпан Хаматовой в Питере стоил 15 тысяч рублей)))
1 +0−0modeRRatoR _09:56:03
23/11/2017
Людмила Зыкина, Дмитрий Хворостовский алмазы обрамленные РОССИЕЙ!
1 +0−0modeRRatoR _09:52:21
23/11/2017
-2 +0−0анатоль Янчек01:45:51
23/11/2017
угу)дремучие
Иди послушай Киркорова или Стаса Михайлова, можешь успокоишься
1 +0−0modeRRatoR _09:50:40
23/11/2017
-3 +0−0анатоль Янчек01:38:33
23/11/2017
угу,погасла "звезда",таких звезд до хрена и больше в России
Таких больше нет!!!
1 +0−0modeRRatoR _09:49:18
23/11/2017
От горьких слез слипаются глаза, и холодно и горько без тебя!
1 +0−0modeRRatoR _09:47:32
23/11/2017
Лучший из лучших! Велика потрея для нашего народа! Человек мира, достойный сын своей страны, лучший голос России! Скорбим!
1 +0−0putrin nedoumkov23:45:40
22/11/2017
Погасла оперная звезда мирового масштаба. Светлая память, скончавшемуся, жившему в Лондоне, Дмитрию Хворостовскому
0 +0−0Михаил Антонов18:09:56
23/11/2017
жаль
0 +0−0Валентина Игнатова15:31:47
23/11/2017
-2 +0−0Tatyana Grishina10:18:05
23/11/2017
Всегда жаль, когда кто-то так рано умирает. Однако Хворостовский пел
исключительно за-границей, билеты на единичные концерты в России были
дорогими, попасть так и не удалось, поэтому что-то сказать о его голосе
и певческом таланте ничего не могу. Странно, что его хоронят на Новодевичьем
кладбище, где похоронены люди, внесшие значительный вклад в науку и культуру РФ и СССР, а не у него дома , в Лондоне.
Пел в Самаре на каком-то городском празднике, на площади, для всех желающих...
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь