«А может быть, никакого Пелевина и нет. Может быть, за него компьютерная программа книги пишет», — подобную версию относительно творческого метода одного из главных современных российских писателей из уст обывателя можно услышать довольно часто. Вполне вероятно, что и сам Виктор Олегович о ней знает. Но даже если и нет, его новый роман «iPhuck 10» можно прочесть как своего рода ответ на это предположение.
МИР РОМАНАДля начала, о ключевом, заглавном предмете: iPhuck — это гаджет для занятия сексом. Дорогой и сложный (гораздо сложнее, чем просто фаллоимитатор или искусственная вагина), с выходом в интернет, обеспечивающий пользователю ощущение абсолютной реальности происходящего.
Дело в том, что в России второй половины XXI века (а именно в это время происходит действие романа) секса нет. То есть им больше не занимаются телесно. Точнее, теперь для этого нужны не две биологические особи, а одна. Половой контакт между мужчиной и женщиной, мужчиной и мужчиной, женщиной и женщиной и вообще любые виды секса, где требуется присутствие более одного биологического тела, — маргинализован. Люди спят с проекциями (андроидами или iPhuck'ами), а размножаются через пробирку, чтобы избежать инфекций и дать здоровое потомство. Зато иллюзия позволяет провести ночь со сказочной принцессой или римским гладиатором — да с кем угодно. Редкие поклонники физического секса еще остались, но они вне закона.
Виктор Пелевин всегда очень скрупулезно выстраивает свои миры и подробно их описывает. И роман «iPhuck 10» в этом смысле — не исключение. Во второй половине XXI века сетевое и виртуальное если не окончательно взяло верх над биологическим и физическим, то во всяком случае обрело не менее убедительный статус. Например, появились специальные кладбища/колумбарии, где после смерти человека хранится облако его девайсов.
Государственная политика тоже претерпела существенные изменения: Российская Федерация теперь называется Российской Империей, это монархия (ее восстановили в конце 2030-х), и она управляется клонированным Государем (38 процентов биологического материала взяли из левого уса Никиты Михалкова и добрали геномами европейских, китайских и абиссинских династий). Если с Государем приключается что-то нехорошее, то Аркадия Первого сменяет Аркадий Второй, Третий и далее по списку. Описанные в романе события разворачиваются при Аркадии Шестом.
ГЕРОИВладимир Сорокин как-то сказал, что писатель — это «пишущее тело». У Виктора Пелевина же герой-рассказчик — это пишущий разум, лишенный телесного воплощения. Сам про себя он говорит, что он «типичный российский искусственный интеллект второй половины XXI века», «полицейско-литературный робот ZA-3478/PH0 бильт 9.3» с достоевским именем Порфирий Петрович. ПП (назовем его так для краткости) живет только в сетевом пространстве, а его характер, по его же меткому определению, «окрашен в контрастные тона нашей исторической и культурной памяти» и сочетает в себе одновременно и «Радищева с Пастернаком и как бы дознавателя по их объединенному делу».
Внешность полицейского робота может быть любой, но менять он ее волен в рамках некоего заданного шаблона. ПП носит «петровские усы торчком», бакенбарды (любого цвета: от оранжевого до фиолетового) и «лысину с длинным зачесом поперек». Сам про себя он шутит: горе look'овое (в романе не прямо россыпь узнаваемых фирменных пелевинских каламбуров, но их много, и они привычно смешные). Ну и главное: алгоритм робота ПП выполняет две функции. Первая — «раскрывать преступления, наказывая зло и утверждая добродетель» (да, ему свойственны некая напыщенность и витиеватость стиля). То есть он сотрудник Полицейского Управления. И вторая — писать об этом роман в реальном времени.
Робот написал уже 243 романа, а после того, как его взяла в аренду (это тоже возможно) некая искусствовед и куратор по имени Маруха Чо (бритая наголо, «иссушенная диетами», облаченная в кожаную БДСМ-упряжь с шипами женщина, чей гендер был определен в анкете как «баба с яйцами») для «конфиденциального анализа арт-рынка», приступил к написанию 244-го — то есть, собственно, романа «iPhuck 10». И он как бы пишется буквально по мере того, как читатель перелистывает страницы.
ЖАНРКак шутят сценаристы, второй вопрос, который обычно задает продюсер (первый: кто главный герой?), звучит так: кто злодей и где любовная линия? Ответ: злодей — баба с яйцами, и любовь — у сетевого ищейки, будет с ней же. Много любви. Напряженной и изобретательной. В какой-то момент в ход пойдет даже красная английская телефонная будка, причем не как место встречи, а как инструмент проникновения, но спойлеры нынче не приветствуются. Маруха отправляет ПП собирать информацию о разных произведениях искусства, а в перерывах их отношения развиваются от флирта до секса. Разумеется, виртуального.
Поэтому жанровая принадлежность романа «iPhuck 10» находится где-то между детективом и любовным романом. Если вспомнить «Священную книгу оборотня» и «S.N.U.F.F.», то рядом с ними на полке можно поставить и «iPhuck 10». И надо сказать, что такая джеймсбондовщина в абсурдных футуристических декорациях удается Виктору Пелевину лучше всего. Его ирония и цинизм очень идут любовной линии, а талант фантаста — сложному образу антагониста.
СОВРИСКПоскольку область совершения преступления и его расследования — современное искусство, то читателя ждет много остроумных объяснений его сути, художественной ценности, формирования спроса и предложения («Грязный секрет современного искусства в том, что окончательное право на жизнь ему дает — или не дает — das Kapital»), а также роли художников, в частности Павленского, в художественном процессе. При этом современная героям культурная парадигма называется «новой неискренностью».
КРИТИКИОб отношениях Виктора Пелевина с литературными критиками можно было бы написать отдельный роман. Они непростые. На них влияет множество обстоятельств: от текста пелевинского романа до представлений конкретного критика о прекрасном. Некоторые уважаемые обозреватели старшего поколения довольно резко отзывались о книгах писателя. В ответ Виктор Пелевин придумывал им обидные прозвища и в качестве эпизодических персонажей выводил в неприглядном виде в своих новых романах.
И вот в «iPhuck 10» устами своего литературного робота-полицейского автор разразился длинной филиппикой в адрес всех критиков вообще и их роли «кураторов литературного процесса». Местами нападки слишком грубы, чтобы претендовать на изящество. Местами слишком изящны, чтобы казаться грубыми. Вот некоторые особенно эмоциональные пассажи.
(О критиках): «Критик, по должности читающий все выходящие книги, подобен вокзальной минетчице, которая ежедневно принимает в свою голову много разных граждан — но не по сердечной склонности, а по работе. Ее мнение о любом из них, даже вполне искреннее, будет искажено соленым жизненным опытом, перманентной белковой интоксикацией, постоянной вокзальной необходимостью ссать по ветру с другими минетчицами и, самое главное, подспудной обидой на то, что фиксировать ежедневный проглот приходится за совсем смешные по нынешним временам деньги».
(Что такое мейнстримное СМИ): «Смердящий член, которым деградировавший и изолгавшийся истеблишмент пытается ковыряться в твоих мозгах».
(Ну и об отличии критика от блогера):«Если человек высказывается как блогер и частное лицо, это одно. Но когда он выступает в СМИ как «критик»... Это как если бы на огромном смердящем члене сидела злобная голодная *****вошка, которая, пока ее носитель продавливает серьезные аферы и гадит человечеству по-крупному, пыталась напакостить кому-то по мелочи...»
Все это выглядело бы как искренняя обида писателя на журналистов, если бы не одно но. Пелевинская ирония такова, что главный герой, который произносит все эти гневные тирады, через некоторое время сам окажется в критиках, хотя и в состоянии измененного сознания.
А значит, игра продолжается.
Наталья Кочеткова
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
2 +0−0 | Kawado S | 12:20:51 26/09/2017 | ||||||
| ||||||||
Да какой к черту базис? Богатство страны определяется самостоятельностью общества(каждого человека в этом обществе), культурой и воспитанием. Дeрьмo всегда то ли всплывает наверх в виде пены, то ли оседает на дно в виде осадка, "чистый продукт" всегда в середине. И чем меньше осадка и пены, тем больше чистого "продукта". Проблема не во Власти, а в воспитании и обучении, т.е. в количестве пены и количестве осадка. Власть винят только зависимые, несамостоятельные, слабые люди и рассуждают о "богатстве" страны тоже они. Т.е. "осадок" всегда обсуждает "пену", так как в том, что он осадок - винит её, но при этом всегда мечтает сам ей стать... |
2 +0−0 | Михаил Балабас | 11:37:38 26/09/2017 |
Читал раннего (и среднего) Пелевина и радости от чтения не получал, хотя что-то запоминается. Все-таки Пушкин мне ближе. |
1 +0−0 | Анна Моховикова | 14:30:13 27/09/2017 | ||||||
| ||||||||
А с чего Вы и Автор взяли, что "МЫ", то бишь читатель, не догадываемся, а то и ТОЧНО НЕ знаем, как "МЫ" "резко, твердо и даже объемно....выглядим ..со стороны"? НЕ обиделись! Просто реальность куда "интереснее", сложнее и трагичнее, чем та, пересказанная/перенаписанная Автором! |
1 +0−0 | no name | 12:05:55 27/09/2017 | ||||||
| ||||||||
Вы не Пелевин? |
1 +0−0 | Лаврентий Берия | 07:53:19 27/09/2017 | ||||||
| ||||||||
Как известно всем нормальным пацанам, чтение - для чмошников. В танки надо играть. |
1 +0−0 | Иван Иванов | 04:07:31 27/09/2017 |
Дарю идею издательству. Можно пустить слух, что Пелевин кони двинул. Всплеск интереса какое-то время будет. |
1 +0−0 | Parsec | 02:08:29 27/09/2017 | ||||||
| ||||||||
Полностью согласен, что Пелевин просто раскручен. Читаешь, иногда хочется вырвать. Бизнес проект, который делает из читателей таких же тупых, прокуренных индивидуомов, кик и автор. Купил две книги давно. Почитал на интернете и удалил. Теперь теряю время на эти комменты об отбросах. |
1 +0−0 | Алексей Ляпунов | 22:59:46 26/09/2017 | ||||||
| ||||||||
Чему конкретно они учат? Вы спрашивали про книжные серии? Вот сейчас читаю исторический цикл романов Дмитрия Балашова "Государи Московские". Конечно язык трудный у автора и стиль несколько приелся за 6 романов. Но после его произведений я стал лучше любить Родину. Причем по настоящему. Раньше я мог взять и нахамить другому человеку на дороге и на улице или просто подумать о нем плохо, а теперь понимаю, что не надо так. Он же свой, русский и страна это наша Родина. Что внутри уже по доброму останавливает. И к родственникам пытаюсь лучше относится, причем не насильно потому что так надо, а потому что чуствую внутри может быть и сердцем, что они же свои, родные, кто еще есть кроме них ближе. В чем то я стал добрее после этих книг, хотя много еще и плохого во мне, но все еще впереди. А чему научат книги Пелевина. Мой друг занимался дзен буддизмом, читал о нем много. Создавал иллюзию о том, что представляет жизнь и реальность чем то уникальным, не так как все. А теперь и пиво пьет и устроила его сестра на работку, где надо товары на полочку выкладывать в магазине. И признался, что все его практики на самом деле фигня, особенно после того как выкурил косячок-другой и сказал, что не надо было годы труда пустого вкладывать, чтобы добиться такого состояния, когда можно добиться такимо бразом. И забросил все. Нет он и не курил после этого ни разу, просто стала не интерсны ему все дзен буддизмы.. И для этого он 5 лет учился в универе и занимался таинственными восточными практиками и читал всякие опусы авторов типа Пелевина, Которые вплетают эти практики в свои произведения да таким самым сумашедшим образом. И где присуствует или просто бред или какие то непонятные и ненужные образы? Что это мне даст то? И вообще, а насчет этого так ни разу и не сказали. О том, что этот автор сам себя "хоронил", для вас это в порядке вещей. Я буду откровенен, я уже собрался для общего ознакомления прочитать хоть пару его коротких произведения, но после такого самопиара желание сделать это у меня исчезло. |
1 +0−0 | евгений и | 22:57:35 26/09/2017 |
Очень длинно о простом. |
1 +0−0 | Алексей Ляпунов | 22:27:03 26/09/2017 | ||||||
| ||||||||
А я не добиваюсь того, чтобы изливать на него потоки внимания. Видно от переизбытка всеобщего внимания он пиарится тем, что распускает о себе слухи о том, что он двинул кони. Что то не представляю, чтобы Пушкин рекламировал "Евгения Онегина" тем, что распускал слушок о том, что его убили на дуэли. А насчет того о чем пишет сея личность я и так примерно представляю. Прочитавший некоторые его произведения знакомый рассказал. Что за бред, Чапаев там куда то попадает в какие то параллельные миры. Ну не бред ли? Я конечно люблю и фэнтэзи и фантастику но не такую же и не в такой манере, да как я еще понял псевдосмешной да с "глубокими" мыслями. Да и генерейшен пи? Тоже примерно знаю о чем. Что то не хочется читать о проблемах нынешнего пустого времени потребления. Не хочу и все. И если я ошибаюсь в своем представлении содержания некоторых его романов, то ненамного и желания читать его не появится. А вы прежде чем хамить, научились бы с людьми общаться поначалу. |
1 +0−0 | Федя Матроскин | 22:01:13 26/09/2017 |
Рассказы у него замечательные. "Чапая.." его прочитал, помню, с удовольствием. Попытка что-то еще прочитать после этого романа провалились. Больше и не пробую. Не моё!!! |
1 +0−0 | роман бердичевский | 21:06:09 26/09/2017 |
а мне нравится, помню Дж П прочитал за одну ночь. |
1 +0−0 | Вертухай Мордыхай | 20:03:31 26/09/2017 | ||||||
| ||||||||
Обычно у котов блестят, у собак-не очень. Может это он вовсе не собачьи разглядывать любит :) |
1 +0−0 | Сергей Ъ | 18:58:25 26/09/2017 | ||||||
| ||||||||
У блистательного автора должна быть мысль которую он хочет донести до читателя, дальше уже дело вкуса и таланта. А у Пелевена шиза вместо мысли. |
1 +0−0 | Ярослав Свет | 18:40:44 26/09/2017 |
Читал несколько его книг- занятно, но не более. Профессиональный и изобретательный стилист с претензией на писателя. Всё его творчество это литературный коллаж из идей, концепций, аллюзий на злобу дня под бдительным надзором его Величества "стёба". Кстати, идея гаджета, позволяющего вступать в сексуальный контакт с принцессами, императорами и прочими "медийными" персонажами- не просто вторичны, они являлись общим местом третьесортных эротических и порнографических фильмов(доводилось смотреть.))) ещё в 80е-90е года прошлого века. |
1 +0−0 | Фёдор Конькин | 18:37:05 26/09/2017 |
спасибо, поблевал |
1 +0−0 | Полиграф Шариков | 18:12:01 26/09/2017 | ||||||
| ||||||||
Ты рассматриваешь собачьи яйца? Какой ты многогранный человечище ))))) |
1 +0−0 | Иван Иванов | 16:15:48 26/09/2017 |
КОНЕЦ ПЕЛЕВИНА |
1 +0−0 | Хубилай Гы-Гы | 15:07:08 26/09/2017 | ||||||
| ||||||||
Любая альтернатива на тот момент была оправданной. ЛЮБАЯ. Если бы не вековечная сцыкливость народа ("не было б хуже") и бесконечная власть телевизора- так бы оно и произошло. Дальнейшие последствия оказались легкопредсказуемы - дефолт, чеченская, Путин, изоляция, безвременье И не нужно страшилок а-ля 1996 год - "Вот придёт Зюганов и будет ГУЛАГ" или "Жириновский - 3 мировая". 21 год прошёл. Пора бы и поумнеть |
1 +0−0 | Vlad Sobakin | 15:03:05 26/09/2017 |
«Россия - это феодально-полицейское государство, управляемое уродливо разросшимся жандармским аппаратом, пытающимся ввергнуть мир в нестабильность.» Виктор Пелевин - "Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами" |