«Десятки умирают только потому, что они геи»

00:01 25/09/2017 Россия
«Десятки умирают только потому, что они геи»
Хуже геев, только АВТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ВИДЕО на лента.ру

Принятый в России закон о запрете гей-пропаганды привел к взрывному росту убийств и насилия в отношении лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. К такому выводу пришел кандидат социологических наук, сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге и Центра независимых социологических исследований Александр Кондаков. Недавно он опубликовал монографию «Преступление ненависти против ЛГБТ в России», в основу которой лег анализ судебных дел, где так или иначе упоминается сексуальная ориентация фигурантов. Исследователь рассказал «Ленте.ру» о том, где опасно демонстрировать нетрадиционную сексуальность, почему судьи сочувствуют геям, а российская наука считает тему ЛГБТ маргинальной.

«Лента.ру»: У вас в работе сказано, что за год в среднем совершается 20-35 преступлений против лесбиянок и гомосексуалистов. В масштабах страны цифры не шокирующие.

Кондаков: Мы не говорим, что в нашем исследовании представлена полная картина. Статистика неполная, но она дает представление о тенденциях. Сегодня для полиции преступлений по мотивам ненависти к ЛГБТ не существует. К тому же в своей работе мы опирались на данные самого достоверного, но и самого консервативного источника — суда. Статистика, которую мы собрали, — официальная, но в процессе научной работы неофициально обобщенная. А по поводу того, что цифры воображение не поражают... Даже когда один человек погибает — это трагедия. А тут десятки умирают только потому, что они геи и лесбиянки.

Что значит: «сведения неофициально обобщены»?

Поскольку официально дел по фактам ненависти к сексуальной ориентации жертвы практически не регистрируется — за все время встретились только два случая — приходилось их искать. Мы составили список ключевых слов, которыми обычно пользуются судьи и прокуроры для обозначения нетрадиционной сексуальной ориентации. Их много: гомосексуальность, гей, мужеложество, ЛГБТ и т.д. А затем вводили эти синонимы в общедоступные системы поиска судебных решений «Правосудие» и «Росправосудие». У нас собраны данные с 2010 по 2015 годы.

Какую тенденцию вы обнаружили?

Если до 2013 года было в среднем 32 дела по мотивам ненависти к ЛГБТ, в 2015-м — уже 65. Идет резкий рост преступлений в этом сегменте. И другой момент — убивать стали больше.

Почему вы считаете, что растет агрессия по отношению к ЛГБТ, а не преступность в целом?

Если посмотреть статистику обычных убийств в России за этот период, то показатели действительно выросли. Но не такими темпами. Тут же двукратный скачок. Тенденция видна не только по официальным судебным решениям. Параллельно мы с командой анализировали сообщения в СМИ. Там также наблюдается серьезное увеличение случаев насилия в отношении ЛГБТ. В 2011 году в прессе рассказывалось о 51 эпизоде. В 2015-м — о 67-ми, в 2016-м — о 85-ти.

Можно ли назвать города, где такие преступления совершаются чаще всего?

Конкретные регионы я бы не стал называть. Например, на Кавказе таких преступлений практически не регистрируется. Но не потому, что их нет. Просто ответственные лица скрывают информацию, стыдятся говорить о преступлениях, основанных на сексуальности. Опираясь на данные из СМИ, мы проводили сравнение разных типов поселений на предмет безопасности для ЛГБТ. Самые безопасные в этом плане мегаполисы. Чем меньше населенный пункт, тем выше риск для представителя ЛГБТ стать жертвой насилия. Интуитивно это понятно: большие города терпимее к разнообразию, в том числе и сексуальному.

В суде ненависть к сексуальной ориентации является отягчающим обстоятельством?

Ненависть к определенной социальной группе лиц в российском законодательстве действительно наказывается более сурово. Но когда речь идет о сексуальной ориентации, судьям неудобно применять это положение. Поэтому в судебных решениях часто не упоминается это обстоятельство. Однако можно наблюдать неформальное принятие этого мотива через вынесение более строгого приговора. Сроки по таким убийствам в среднем на год выше, чем по аналогичным.

Аналогичным — это каким?

Когда убивают гея, но ненависть не служит мотивом. Например, убийства в ходе ссоры. Преступления ненависти к ЛГБТ отличаются жестокостью. Я приводил в докладе случаи, когда поедают части тела своей жертвы, душат пакетами, насилуют расческами. То есть делают что-то из ряда вон выходящее.

Нелюбовь к представителям ЛГБТ становится сегодня одной из скреп российского общества — православие, патриотизм, традиционные ценности (читай традиционная сексуальная ориентация). Неужели судьи готовы по-тихому шатать генеральную линию?

Судьи все же не механические проводники политики государства. Естественно, у них есть собственные практики неформального сопротивления. Самый распространенный случай — условные наказания. В российских судах редко выносятся оправдательные приговоры — так принято. Но есть и неформальная практика: наказать, признать уголовное преступление состоявшимся, однако не отправить человека в тюрьму, дать условное наказание. Это можно назвать сопротивлением судей системе не очень справедливого правосудия. И неформальное признание мотива ненависти через более строгие приговоры можно назвать таким сопротивлением сегодняшней политической повестке.

Кто чаще подвергается насилию: геи, лесбиянки, трансгендеры?

Сложно сказать. Большая часть дел в нашей базе оперирует общим понятием: «лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией». Так их называют судьи. Но что они подразумевают — не ясно. В основном речь идет о мужчинах-геях, но это могут быть и мужчины-бисексуалы, и трансгендеры. Узнать, что текст судебного решения касается именно лесбиянки, очень трудно. Судьи крайне редко используют слово с корнем «лесби», называют их «и прочие действия сексуального характера». А под такое определение попадает все, что не соответствует гетеросексуальному генитальному контакту.

Сексуальная толерантность россиян как-то выделятся на фоне других стран?

Мы сравнивали только с Северной Америкой, смотрели убийства по мотивам сексуальной ненависти. Если брать индекс убийств (количество преступлений в расчете на 100 тысяч населения —прим. «Ленты.ру»), в России до 2012 года уровень был примерно одинаков с США. А после мы резко пошли в рост. В США же количество таких преступлений не изменилось. Можно сказать, что сейчас в России ситуация примерно в 2,5 раза хуже, чем в Америке, хотя и там далеко не все хорошо. В центре Нью-Йорка, возможно, безопасно. А в каком-нибудь техасском захолустье вполне могут побить или выгнать из ресторана. Но даже там дела лучше, чем у нас.

Вы связываете рост преступлений с принятием закона о запрете гей-пропаганды?

Да. Пока что я других причин не вижу. Закон вступил в силу в 2013 году. Возможно, усиление негатива вызвало его обсуждение в СМИ. Если помните, то на главных каналах страны тогда показывали псевдодокументальные фильмы, новостные сюжеты, которые были наполнены неприязнью к ЛГБТ. Там прямым текстом говорилось, что гомосексуалисты — неполноценные. Поэтому некоторые россияне решили, что нужно действовать — очищать страну от содомитов. Появились даже целые группы граждан, которые специально объединяются для поиска геев в различных социальных сетях, преследуют их, шантажируют.

Есть теория, что количество людей с нетрадиционной ориентацией всегда стабильно — всего 1-2 процента. Вы согласны?

Это риторические конструкции. Сейчас наука не может сказать, откуда берется гомосексуальность. На этот счет есть разные теории. В зависимости от того, какую вы хотите применить, можно указать то или иное количество людей, которые бы соответствовали нужной версии. То есть я бы не стал принимать на веру какие-то цифры.

Но можно ли сказать, что ЛГБТ-сообщество сегодня расширяется?

Еще раз повторюсь — как считать. Допустим, позиционирующих себя геями и лесбиянками становится даже меньше. Потому что возникают новые способы идентификации себя в обществе: панромантики, постгей, интерсекс и т.д. Спектр сексуальности велик и все время вводит новые термины.

Ряды гетеросексуалов также неоднородны. Есть, например, любители БДСМ (они могут быть любой сексуальной ориентации), свингеры, сапиосексуалы и т.д. То есть люди начинают себя распознавать с большими нюансами. Но когда задают вопросы о росте сообщества ЛГБТ, то обычно имеют в виду — можно ли увеличить популяцию этих людей с помощью пропаганды? Наука дает на это однозначный ответ: нет.

Когда государство оказывает давление на ЛГБТ посредством законов и информационных ресурсов — это запрос общества?

Скорее, государство придумывает, что действует по запросу общества. Если посмотреть опросы общественного мнения, то можно увидеть, что враждебность к ЛГБТ растет. Но о каком общественном мнении мы говорим: об ожидаемых ответах или о четкой сформированной позиции? Скорее о первом. Посмотрите, как сформулированы сами вопросы в анкете. Дается четыре варианта ответов об отношении к ЛГБТ. При этом три из них — негативные. Разве можно в этом случае ждать адекватного результата?

Так что вопрос о сплошной гомофобности российского общества не такой простой. Есть стыдливость в отношении любых проблем сексуальности. Но необязательно враждебность.

Одна из теорий заговора — голубое лобби, которое сформировано среди крупных чиновников и политиков. Судя по ситуации в стране, это миф?

Вопрос достоин изучения. Я по этому поводу ничего не знаю. Очень может быть, что представители какой-то одной социальной группы, люди, которые видят общность друг с другом по какому-то признаку, будут друг другу помогать. Возможно это в теории? Да. Есть ли люди гомосексуальной ориентации в сегодняшнем правительстве — наверняка. Значит, все может быть.

В российском научном мире тема ЛГБТ считается маргинальной?

Монографий, диссертаций по этому вопросу практически нет. Есть отдельные ученые, интересующиеся этой темой. Но работы в основном касаются психологии. Исследований по антропологии, социологии, политике в отношении ЛГБТ мало. Научные гранты специально по этой проблематике не выделялись. Если подавать заявки на финансирование по какой-то социальной проблеме, завязанной на ЛГБТ, велика вероятность, что не одобрят, так как тематика считается непроходной.

Одна коллега мне заявила, что тема ЛГБТ не фундаментальная, то есть это частный, маленький вопрос. Хотя странно. Государство по этой проблеме принимает закон, об этом постоянно говорят в СМИ. Но общество на самом деле ничего не знает о гомосексуальности в России: как, где, с кем, кто. Эти вопросы полностью игнорируются. Либо к проблеме применяется идеологический подход. Появляются публикации в научных (!!!) журналах, где приводятся следующие тезисы: гомосексуализм — грех, однополые браки разрушают Россию и т.д. Никакой доказательной научной аргументации не приводится.

Почему вы взялись за этот вопрос? Не боитесь, что на вас как на ученого также упадет какая-то тень?

В научной сфере как исследователь я не чувствую стигмы. Я уже почти десять лет занимаюсь этими вопросами. Другое дело, что есть какие-то группы, которые обратили на меня внимание, пишут гадости в соцсетях. Но мне интересна эта проблематика, потому что в России ЛГБТ серьезно никто не занимается, значит, первопроходцам предстоит много открытий.

За рубежом научное сообщество тоже долго не воспринимало вопросы нетрадиционных сексуальных отношений. Как они это преодолели?

Конечно, там также это долго игнорировали. Изменения произошли в 1960-80-е годы. В США во многих ведущих университетах появились кафедры по изучению истории и социологии ЛГБТ. Поскольку в Америке многие известные учебные заведения — частные, все это финансировалось меценатами. В странах Европы эти темы начали изучать с подачи государства. Там постепенно приходило понимание, что вопросы ЛГБТ могут выводить и на более общую проблематику: что такое сексуальность, сексуальные отношения внутри общества.

А в российской науке, как когда-то в СССР, секса нет?

В России другая ситуация. У нас есть наследие советской эпохи, в которой социальные и гуманитарные науки должны были соответствовать единому методологическому, теоретическому и политическому стандарту, то есть линии партии и марксизму-ленинизму. Сегодня ленинизма нет, но линия партии осталась. И по привычке деятели науки до сих пор воспринимаются как проводники этой линии и слуги государства. Но это не так. Самая главная функция науки — критическое переосмысление окружающей действительности, а не поиск доказательств того, что правительство делает правильные шаги. Но, к сожалению, по-новому осмыслить отношения между государством и учеными нам так и не удалось.

Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(514):

1 234 ... +1
22 +0−0Pavel V08:26:48
25/09/2017
Хуже геев, только АВТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ВИДЕО на лента.ру
18 +0−0Андрей Ухов00:18:35
25/09/2017
За прошлый год на дорогах России погибли 23.000 человек. Выйду на парад против аварий.
17 +0−0Michail Kaus03:20:27
25/09/2017
Модератор, ты хyй собачий сосeшь каждый день, срaл я тебе жидким в рот. Маму твою трогать не стану, все-таки не виновата женщина, что ты вырос дoлбаeбoм, способным только тереть комменты без какой-либо причины, без мата, без ругательств и оскобрлений. За сегодня уже столько комментов моих потёр, ни одно мата до этого момента не говорил, никого не оскорблял. Сyка, знаю, что ты прочитаешь это, всплакнешь от того, что жизнь у тебя печальная и дальше за работу свою никчемную возьмешься.
16 +0−0Alexander Rokov04:32:10
25/09/2017
0 +0−0Petr Petrov04:02:37
25/09/2017
Откровенно предвзятый взгляд. Науки там минимум, автор явно политически мотивирован. Рассуждая о преступлениях против геев, почему то не обсуждаются преступления, совершаемые геями и устраиваемые ими провокации. Смотрим фото. Одиночный пикет и сотня журналистов.
Да, эти мерзкие геи так и норовят набить морду обычным гражданам, ну все ж это знают. А выходить на одиночный пикет - это запредельная наглость. Мало ли что Конституция и даже текущее законодательство это разрешают. Россия должна жить не по праву и законам, как загнивающий Запад, а по понятиям, как у нас принято, и потому пусть ЛГБТ не высовываются.
15 +0−0Stephen Mode04:21:30
25/09/2017
Уровень нетерпимости и ненависти в российском обществе зашкаливает - убивают за шляпу не по фасону или косой взгляд, что уж говорить о нестандартной ориентации.
14 +0−0Алексей Московский07:02:01
25/09/2017
13 +0−0Roman Lt06:52:34
25/09/2017
Нет, серьезно, кто-нибудь мне объяснит, что страшного произойдёт со страной, если в ней число геев увеличится, скажем, с 1-3 до 5%? До 10%? До 20%?
Ну, больше физически никак, при всей натяжке. Даже на знаменитом концерте Тату.
Только не нужно про сокращение рождаемости, на это более серьезных причин хватает.
Вся проблема в том, что у нас в стране ЛГБТ - это "грех и ужас", а вот, например - казнокрадство и мажорство - в принципе уже и не плохо. Подмена понятий произошла у нас в стране при помощи мощного религиозного лобби. Возьмите Израиль - крайне религиозная страна, проводит гей парады и всевозможные плюшки раздает меньшинствам. А почему - потому что выгодоно, на тот же гей парад приезжают тысячи туристов с деньгами, теже БДСМ-щики тратят тучу денег на аттребутику. Чистая экономика.
13 +0−0Максим Холодов09:31:37
25/09/2017
-12 +0−0Алексей Иванченко09:21:54
25/09/2017
А где тут политка ненависти?
Объявление некоторых групп населения своей страны неполноценными - это вызывает насилие со стороны других, маргинальных слоев общества. В статье же ясно написано - государство формирует отрицательный тренд отношения к определенному слою общества.
13 +0−0Roman Lt06:52:34
25/09/2017
Нет, серьезно, кто-нибудь мне объяснит, что страшного произойдёт со страной, если в ней число геев увеличится, скажем, с 1-3 до 5%? До 10%? До 20%?
Ну, больше физически никак, при всей натяжке. Даже на знаменитом концерте Тату.
Только не нужно про сокращение рождаемости, на это более серьезных причин хватает.
13 +0−0rusenn00:32:32
25/09/2017
убивать кого-то за его секс. ориентацию, это конечно совершенно не приемлемо. но так исторически сложилось, что в нашей стране гей-культура чуждая совершенно всему . кроме нашей "бохемы", которая сама по себе отвратна, но еще и по всем каналам тв насаждается в мозг россиянам. я не против гомосексуалистов до тех пор, пока они свою ориентацию не начинают выпячивать как нечто исключительное и продвинутое. в противном случае хочется применять не парламентские действия и сломать челюсть . резюме. давайте жить дружно и не напрягать друг -друга.
10 +0−0Максим Холодов11:31:48
25/09/2017
0 +0−0Павел Жмогин11:29:26
25/09/2017
Модератор на ленте гей? Почему удаляются вполне адекватные мнения гетеросексуальных пользователей? Ведь это всего-лишь мое оценочное суждение или плюрализма мнений здесь нет?
Кто дал гомосексуалистам право развращать наших детей?
нет, модератор не гей, но пи..р это точно.
10 +0−0Максим Холодов09:29:58
25/09/2017
Комментарий удалён.
Вы сами себе противоречите , сначала пишите, что половинчатые законы приводят к насилию, а потом, что усиление подобных законов, приведет к снижению насилия - это полная чушь, так как объект насилия никуда не денется, а усиление подобных законов приведет лишь к увеличению насилия.
10 +0−0Lera Lera08:54:54
25/09/2017
-18 +0−0Иван Ивано07:02:05
25/09/2017
просто государственное устройство будет разрушаться
каким образом?
10 +0−0Roman Lt07:35:50
25/09/2017
-18 +0−0Иван Ивано07:02:05
25/09/2017
просто государственное устройство будет разрушаться
Чего вдруг?
10 +0−0ivan ivanov05:58:01
25/09/2017
Гомофобия это первый признак дебилизма, дикарства и лишнехромосомности.
9 +0−0андрей Кульпин20:07:39
25/09/2017
В современном мире, не традиционная сексуальность, стала символом некой "крутизны", которую обязательно надо демонстрировать окружающим. Не природная сексуальность, с которой человек должен жить, а "крутизна." При помощи которой геи выбивают из общества определённые преференции, привилегии.
9 +0−0Максим Холодов09:47:12
25/09/2017
-3 +0−0Кирилл Суранов09:42:59
25/09/2017
ребятам законодательно запретили множиться через детскую голову, но иначе они не умеют - от того и все недовольство.
множиться через детскую голову, но иначе они не умеют .. -откуда, по вашему, появляются геи в странах, где за это казнят и нет вообще никакой т.н. пропаганды ?
8 +0−0Павел Пырин11:31:30
25/09/2017
"25-35 преступлений ... десятки умирают .." Вы батенька Нобелевку так не получите, надо писать сотни тысяч, а лучше миллионы геев. Можно включить сибирские лагеря, вот Солженицер написал о сотнях миллионов - почет на Западе и уважение.
8 +0−0ivan ivanov08:56:04
25/09/2017
1 +0−0Arma Pietro08:35:59
25/09/2017
Прямо Махатма Ганди номер два. А мог бы бритвой по горлу полоснуть.
И не говори. Я, как и все нормальные люди, гомофобов считаю недоразвитыми и ущербными существами. Впрочем они такими и являются.
8 +0−0Alexander Rokov04:27:28
25/09/2017
Не, ну если даже сама российская власть, то есть ВЫСШИЙ авторитет в России, позиционирует ЛГБТ врагом России, утверждает, что ЛГБТ распространяет чуждые для России ценности, то почему бы и не ликвидировать ЛГБТ-контингент? Это ж враги, а врагов положено ликвидировать.
7 +0−0Ozz Ozz10:33:49
25/09/2017
А можно сводки МВД по этому поводу опубликовать?
Меня уже утомила скрытая пропаганда гомосексуализма в СМИ.
Гомосексуализм это НЕНОРМАЛЬНО!
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь