Живые кучи

00:01 03/09/2017 Наука и техника
Живые кучи
Тезис про мозг крайне сомнителен. Мозг в голову переместился не в условиях покрытой травою саванны, а в условиях океана. Более того. В новых условиях он переместился бы куда надо. Но тем не менее, у всех на земле мозг примерно в голове, значит есть на то веские причины. Так что этот признак как раз вполне ожидаем.

Как могли бы выглядеть инопланетные существа? Издание Gizmodo обратилось с этим вопросом к ученым-астробиологам, занимающимся поиском живых организмов в космосе. «Лента.ру» рассказывает о том, что ответили эксперты.

По мнению Сета Шостака (Seth Shostak), астронома из Института SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence), самые нереалистичные формы инопланетной разумной жизни созданы воображением авторов фантастических фильмов. Так, Далеки из научно-фантастического сериала «Доктор Кто» похожи, по выражению ученого, на «промышленные пылесосы», и это не имеет ничего общего с действительностью. Где-то во Вселенной могут существовать организмы, чей интеллект сравним с человеческим, но Шостак уверен, что инопланетяне больше напоминают насекомых.

Астроном и физик Кейтлин Аренс (Caitlin Ahrens) из Университета Арканзаса полагает, что инопланетные существа могут быть обнаружены на планетах, вращающихся вокруг достаточно крупных звезд и находящихся в «зоне Златовласки» (зоне обитаемости) — области вокруг звезды, где возможно существование воды в жидком виде.

Однако есть вероятность, что жизнь могла возникнуть и в мирах, более удаленных от родительских звезд. Например, спутник Юпитера Европа и спутник Сатурна Энцелад находятся вне зоны Златовласки, но на них, скорее всего, имеется жидкая вода под толстой ледяной коркой. Хотя солнечные лучи — основной источник энергии для всего живого на Земле — не проникают в толщу океанов, на дне возможны гидротермальные источники, подобные «черным курильщикам».

Они выносят в океаны высокоминерализованные воды, а это подходящая среда обитания для хемосинтезирующих бактерий, которые получают энергию от окислительно-восстановительных реакций. Их жизнедеятельность поддерживает существование других, более сложных организмов, таких как ракообразные, улитки, крабы, черви, морские губки и моллюски.

Аренс добавила, что инопланетные существа могут не вписываться в современные представления о жизни. На Земле организмы состоят в основном из углеводорода, а в других мирах они могут быть из серы, кремния или других элементов. Они могут быть любых форм и размеров и не обладать разумом.

Дуглас Вакох, президент программы METI (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence) International, специализирующийся на поиске внеземных сигналов, посылаемых иными цивилизациями, считает, что эволюция на других планетах происходит не так, как на Земле. Развитие жизни и появление новых видов зависит от случайных событий, однако это не означает, что невозможно возникновение форм, напоминающих земные.

«Акулы и дельфины похожи, хотя они очень дальние родственники: акулы — рыбы, дельфины — млекопитающие. Не стоит удивляться сходной конвергенции формы тела, когда столкнемся с жизнью в других мирах», — говорит ученый.

При этом различные сочетания даже схожих деталей могут давать множество существ, разительно отличающихся от организмов на Земле. Поэтому Вакох не думает, что человек когда-нибудь встретит похожих на него братьев по разуму.

Исследователь также не исключает того, что океаны на спутниках в Солнечной системе обитаемы. Космические зонды могли бы обнаружить жизнь там двумя способами: брать пробы воды, выброшенной в космическое пространство гигантскими гейзерами, либо бурить многокилометровый ледяной панцирь. Впрочем, вода на Энцеладе слишком холодна, чтобы там могли обитать существа крупнее микроба.

Другой спутник Сатурна, Титан, с плотной атмосферой и жидкими углеродными морями на поверхности также может быть населен примитивными формами жизни. Проблема в том, что на этом небесном теле нет воды, поэтому метаболизм там должен быть совершенно другой.

Преимущество Европы в том, что ее подледный океан взаимодействует с богатой минералами мантией луны. Еще один фактор — генерирование в ее недрах энергии, способной поддерживать жизнь. Часть этой энергии образуется при распаде радиоактивных элементов, часть — при воздействии приливных сил, возникающих из-за вращения спутника вокруг Юпитера. Всего этого достаточно для существования организмов, подобных тихоходкам. Эти создания могут выживать при низких температурах и большом давлении, но, в отличие от своих земных аналогов, должны выдерживать экстремальные условия в течение долгого времени. Вакох называет такие организмы «тихоходками на стероидах».

Ученый полагает, что настоящие инопланетяне не похожи на «серых гуманоидов», как их представляют поклонники НЛО и любители фантастики. Чтобы иная форма разумной жизни напоминала человека, необходим целый ряд случайных совпадений. Антропогенез на Земле включал в себя формирование ключевых ниш в африканских саваннах. Вертикальное положение тела древних людей позволяло им замечать хищников, притаившихся в высокой траве. В других условиях мозг в верхней части тела — весьма сомнительное преимущество. Поэтому инопланетные разумные существа могут быть какой угодно формы и иметь щупальца вместо рук.

Астробиолог НАСА Рокко Маницелли (Rocco Manicelli) также считает, что на Энцеладе возможна только примитивная одноклеточная жизнь. Но жидкая вода и энергия — не единственное необходимое условие для развития организмов. Нужен восстановленный углерод, азот, фосфор в достаточных концентрациях, чтобы они вступили в реакцию друг с другом и образовали биологические полимеры.

Александр Еникеев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(33):

1 2+1
7 +0−0Denis Gribov02:34:52
03/09/2017
Тезис про мозг крайне сомнителен. Мозг в голову переместился не в условиях покрытой травою саванны, а в условиях океана. Более того. В новых условиях он переместился бы куда надо. Но тем не менее, у всех на земле мозг примерно в голове, значит есть на то веские причины. Так что этот признак как раз вполне ожидаем.
5 +0−0Тарас Бульба07:32:28
03/09/2017
Человек существует смешное количество времени по сравнению со временем существования Земли или Вселенной. Человек ничего не сможет сделать если процессы протекающие на планете или в солнечной системе завершат его существование (астероид, затухание солнца, вулканы там..) Человек не сможет преодолеть расстояния до других возможных цивилизаций.

Но при этом человек обладает развитым мозгом и самосознанием, чтобы осознать все это. Котэ вот не знает ни о чем об этом - ему и навалить. А человек то все осознает, а сделать ничего не может. Печаль!
4 +0−0№-198289113:53:19
03/09/2017
Желтая-желтая лента...
3 +0−01Hanch .01:40:06
03/09/2017
Под водой если и возникают разумные существа(так кстати самые высокие шансы на это, например дельфины и касатки очень умны), они не могут создать цивилизацию, потому что у них нет рук с пальцами чтобы что-то ими создавать, под водой оптимальная форма - это плавники(исключение - что-то похожее на щупальца у осьминогов). Цивилизацию могут создать животные , живущие на деревьях, у них почти у всех есть что-то наподобие рук с пальцами. Для цивилизации нужно умение что-то создавать, это приводит к сельскому хозяйству и размножению, а дальше по нарастающей.
2 +0−0Geperionus .16:43:10
03/09/2017
Я думаю, что инопланетяне тоже будут млекопитающими-гуманоидами, и будут иметь такие же как у нас руки. Это будет делать их достаточно похожими на нас.

1. Только существа с очень развитыми конечностями смогут достичь высоких технологических вершин - они нужны для работы с окружающими предметами. Поэтому скорее всего у них будут конечности похожие на наши. Заметьте у енотов лапы тоже похожи на наши руки т.к созданы для сложной работы с предметами.
2. Это буду сухопутные существа. Морские существа не смогут разводить огонь. Нет огня - нет железа, нет пороха и нет ракетного двигателя.
3. Только млекопитающие смогли достигнуть высокого уровня интеллекта. Насекомых можно сразу отбросить - у них недостаточно развиты лёгкие для наличия столь прожорливого мозга. Рептилии слишком зависят от окружающей температуры - сложный мозг этого тоже не любит.
2 +0−0Nikita Obama15:56:43
03/09/2017
0 +0−0Heisen berg01:10:40
03/09/2017
Ясень пень, что нет никаких гуманойдов на летающих тарелках бороздящих просторы вселенной. Это всего лишь выдумки человечества, боящегося себе признаться в том что оно в одиночетве во вселенной. В подсознании люди боятся одиночества, поэтому верят в то чего нет.
Вселенная бесконечна и там может быть что угодно. Конечно не факт, что они навещают нас или хотя бы знают о нас, но это не исключает вероятности их существования.
2 +0−0Степан Жук08:48:52
03/09/2017
"Вертикальное положение тела древних людей позволяло им замечать хищников, притаившихся в высокой траве. " - значит предками людей были жирафы?
Цитировать автор научился, думать - нет.
2 +0−0Андрей Иванов01:48:56
03/09/2017
Далеки не похожи на пылесосы! Далеки похожи на осьминогов.
1 +0−0Руслан Пантелеев22:16:41
03/09/2017
4 +0−0№-198289113:53:19
03/09/2017
Желтая-желтая лента...
Полностью с Вами согласен. Подозреваю даже, что у "Ленты" какие-то серьёзные проблемы, и что, возможно, её ждут в ближайшее время большие перемены: как в кадровом составе, так и в смене хозяина, а, возможно, что это уже и произошло.
Неинтересная стала "Лента", а если точнее сказать, менее интересная.
1 +0−0Alex K21:09:12
03/09/2017
Название статьи не соответствует её содержанию. "Раскрыть внешний вид инопланетян" можно будет только после того, как человечеством будет изучен хотя бы один из его представителей. До этого момента, можно лишь фантазировать об этом. Т.е. логичнее было бы назвать статью так: "Эксперты пофантазировали о том, как могут выглядеть инопланетяне".
1 +0−0Ludmila Guskova14:17:12
03/09/2017
0 +0−0Heisen berg01:10:40
03/09/2017
Ясень пень, что нет никаких гуманойдов на летающих тарелках бороздящих просторы вселенной. Это всего лишь выдумки человечества, боящегося себе признаться в том что оно в одиночетве во вселенной. В подсознании люди боятся одиночества, поэтому верят в то чего нет.
Я с вами полностью не согласна ... Мы не одиноки ..Человек даже и близко на стоит с пришельцами .. они могут быть среди нас .. их способности даже представить невозможно нашему разуму .. И это не мая фантазия это реальность ..
1 +0−0Добер Добер10:21:38
03/09/2017
2 +0−0Степан Жук08:48:52
03/09/2017
"Вертикальное положение тела древних людей позволяло им замечать хищников, притаившихся в высокой траве. " - значит предками людей были жирафы?
Цитировать автор научился, думать - нет.
а горизонтальное положение тела быков, овец и лошадей не позволяло замечать хищников....
1 +0−0Степан Жук08:51:15
03/09/2017
0 +0−0Andy s00:21:16
03/09/2017
Хорошая, вполне научно обоснованная статья.. Тут нечего добавить. Автору респект. Было интересно прочитать.
Глубже лизни его, глубже ;)
Автор надергал цитат, а в конце стал пороть чушь от себя.
0 +0−0Владимир Алексеев02:48:02
04/09/2017
Что за эксперты? Невежды.
Кейтлин Аренс перечисляет возможные формы жизни. В списке крабы и ракообразные. А крабы и есть один из видов ракообразных. Улитки и моллюски. Улитки - один из видов моллюсков. Это дети в школе учат.
Мозг в верхней части тела. А где же ему быть? Чтобы быстро реагировать, глаза и уши должны быть на минимальном расстоянии от мозга. Иначе нервные импульсы будут долго передаваться. И такое существо будет не конкурентоспособно.
Жизнь на неуглеродной основе. Глупость. Только углерод может образовывать длинные цепочки - основу органических молекул.
Разумная жизнь в жидкости невозможна. Никаких технологий в жидкости создать невозможно. Помимо прочего в жидкости из-за её высокой теплопроводности невозможны технологии с высокими температурами.
0 +0−0Всегда против23:14:59
03/09/2017
мозг в верхней части тела — весьма сомнительное преимущество.

Многие хомо сапиенс уже доказали, что их мозг находится в нижней части спины.
0 +0−0M S23:11:36
03/09/2017
0 +0−0Denis Gribov15:51:43
03/09/2017
Ну предложите варианты.
Что, плохо с вариантами?
Фтор вместо кислорода, к примеру...
0 +0−0KarinA BambiNI22:33:09
03/09/2017
0 +0−0Тема Ящеров20:29:24
03/09/2017
Cложную многоклеточную жизнь на Земле создала катастрофа. Если бы ее не было - жизнь на планете так и была бы представлена бактериальной пленкой на мелководье. А какая катастрофа схожего масштаба могла произойти на Европе или Энцеладе?
Ридли Скотт уже все показал и рассказал как на Земле образовались сложные биологические структуры.
0 +0−0Вадим Вадим21:15:11
03/09/2017
0 +0−0Geperionus .17:06:07
03/09/2017
А огонь как в воде разводить?) А электричество?
можно без огня обойтись
0 +0−0Тема Ящеров20:29:24
03/09/2017
Cложную многоклеточную жизнь на Земле создала катастрофа. Если бы ее не было - жизнь на планете так и была бы представлена бактериальной пленкой на мелководье. А какая катастрофа схожего масштаба могла произойти на Европе или Энцеладе?
0 +0−0Степан Жук18:33:12
03/09/2017
0 +0−0Geperionus .17:00:04
03/09/2017
Вообще эти учёные одно название. Сложный мозг нужен для определённых целей, иначе животное его просто не будут развивать дальше необходимого так как сложный мозг - сверх ДОРОГОЕ удовольствие, его сложно развивать и легко повредить. Сложный мозг, нужен для скажем групповой охоты. Но этого мало для цивилизации. Нужно взаимодействовать с окружением, для этого нужны особые формы конечностей. С начало открываем орехи и кокосы, затем учимся бить палкой, затем делаем копьё и лук, и так далее. Нам уже нужны две вещи мозги и руки. Так что на осьминогов разумные формы жизни похожи не будут, только если они развившись прожили сотни тысяч лет в невесомости и кости им просто перестали быть нужны. Но пальчики все равно у них будут =)
Гориллы, орангутанги и шимпанзе в природе мало используют мозг, особенно гориллы. А вот в неволе - на всю катушку. Но вам виднее, вы же не учёный.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь