«Это была циничная сделка с дьяволом»

00:01 23/08/2017 Наука и техника
Часть изображения была размыта, чтобы не нарушать законодательство РФ
Часть изображения была размыта, чтобы не нарушать законодательство РФ

Пакту о ненападении СССР и Германии 23 августа исполняется 78 лет. Почему в августе 1939 года СССР заключил договор с Германией, а не с Англией и Францией? Были ли Гитлер и Сталин союзниками и зачем они разделили Польшу? Связаны ли военные неудачи 1941 года с решениями, принятыми в 1939 году? Об этом «Ленте.ру» рассказал военный историк, кандидат исторических наук Алексей Исаев.

Пакт без союза

«Лента.ру»: На ваш взгляд, приблизил ли пакт Молотова-Риббентропа начало Второй мировой войны? Не стал ли он ее катализатором?

Исаев:Безусловно, не стал, потому что все военные планы Германии к тому времени были уже сверстаны и заключение советско-германского договора в августе 1939 года никак на них не повлияло. Гитлер рассчитывал, что пакт существенно изменит позицию Англии и Франции, но когда этого не произошло, он не стал отказываться от своих намерений.

То есть Германия в любом случае напала бы на Польшу в 1939 году, даже без пакта Молотова-Риббентропа?

Да, конечно. Вермахт был уже готов к вторжению, и даже была направлена специальная диверсионная группа для захвата Яблунковского перевала, открывающего дорогу на Краков. В конце августа 1939 года колеса немецкой военной машины крутились вне зависимости от результатов переговоров в Москве.

Можно ли сказать, что пакт Молотова-Риббентропа сделал сталинский СССР и гитлеровскую Германию союзниками, которые якобы вместе развязали Вторую мировую войну?

Нет, никакими союзниками СССР и Германия после августа 1939 года не стали. У них не было совместного планирования военных операций, и даже боевые действия на территории Польши обе стороны вели независимо друг от друга. Более того, СССР долго выжидал, прежде чем выйти на линию разграничения сфер интересов, определенную секретными протоколами к пакту Молотова-Риббентропа. Никакой взаимной координации военных действий, подобной сформировавшейся позднее англо-американской коалиции, Германия и Советский Союз в 1939 году не осуществляли.

А как же совместный парад в Бресте и поставки советских ресурсов в Германию вплоть до июня 1941 года?

Парад в Бресте не был парадом в прямом смысле этого слова, неким торжественным мероприятием. Прохождение немецких, а затем советских войск по улицам города служило для советского командования зримым подтверждением того, что немцы действительно покидают территорию, находящуюся в сфере интересов СССР.

Что касается поставок, то они шли в обе стороны. Советский Союз получал высокотехнологическое оборудование, а в ответ поставлял в Германию сырье. Впоследствии мы активно использовали немецкое оборудование для производства вооружений, с которым воевали против Германии. К тому же сами по себе поставки ни о чем не говорят. Вспомним об отношениях Германии и Швеции. Как известно, немцы были едва ли не главными потребителями шведской железной руды. Но значит ли это, что Швеция была союзником Германии? Конечно, нет. Швеция поставляла сырье Гитлеру из-за отсутствия других торговых партнеров и сложной ситуации с продовольствием. При этом в Германии имелись планы оккупации Швеции.

Раздел Польши

Если отношения СССР с Германией были не союзническими, то тогда как их можно назвать? Дружественными?

Нет, никакой дружбы не было. В наших отношениях с Германией с 1939-го по 1941 год сохранялись напряженность и взаимное недоверие.

А как же тогда договор о дружбе и границе от 28 сентября 1939 года?

Он так назывался лишь формально. Никакой настоящей дружбы между СССР и нацистской Германией, конечно, не было, да и не могло быть. Это было вынужденное ситуативное партнерство и настороженный нейтралитет.

Оговаривались ли специально в пакте Молотова-Риббентропа или в секретных протоколах к нему сроки выступления СССР против Польши, которое произошло 17 сентября 1939 года?

Все соответствующие документы давно опубликованы и на Западе, и у нас. Конечно, никаких планов по совместной оккупации Польши в них нет. Там лишь обозначается линия разграничения сфер интересов обеих сторон.

То есть согласно пакту Молотова-Риббентропа у СССР не было письменных обязательств нападать на Польшу вместе с Германией?

Конечно, никаких обязательств, тем более с обозначением конкретных дат, не существовало. Более того, СССР мог вообще не переходить советско-польскую границу ни 17 сентября, ни потом. Но поскольку имелось явное недоверие к немцам, в некоторых местах перешедшим линию разграничения интересов, то приняли такое решение. Однако давайте подумаем, как бы развивалась ситуация, если бы эти польские территории заняли германские войска? Тем более что на западном фронте тогда никаких активных боевых действий вообще не было — англичане и французы вели с немцами так называемую «странную войну».

В нынешней Польше занятие Красной Армией ее восточных территорий в сентябре 1939 года называют «ударом в спину». А как вы это оцениваете?

Если использовать эту терминологию, то к моменту вторжения советских танковых бригад никакой спины у Польши уже не было. К 17 сентября польская армия была уже полностью разгромлена вермахтом.

И правительство Польши к тому времени эвакуировалось из страны.

Да, но не это стало спусковым крючком для советского вторжения. Решение о польском походе Красной Армии было принято независимо от этого. Хотя эвакуация правительства Польши наглядно демонстрировала коллапс ее армии. Повторюсь, занятие Западной Украины и Западной Белоруссии Красной Армией в сентябре 1939 года предотвратило ее захват гитлеровскими войсками.

«Припятская проблема»

Как вы оцениваете присоединение Восточной Польши (она же Западная Белоруссия и Западная Украина) с военно-стратегической точки зрения? Помог ли раздел Польши между Германией и СССР отсрочить войну или лучше к ней подготовиться?

Тут не следует ограничиваться только Польшей. Немцы нам тогда позволили занять часть территории Финляндии к северо-западу от Ленинграда и поглотить прибалтийские государства. И это в корне изменило всю стратегическую ситуацию в регионе.

На территории бывшей Восточной Польши тоже произошли существенные изменения. До 1939 года головной болью советского военного планирования была так называемая «Припятская проблема» — труднопроходимая лесисто-болотистая местность на юге нынешней Белоруссии. Но затем эта область стала проблемой уже для германского командования, что в 1941 году негативно сказалось на взаимодействии между группами армий «Центр» и «Юг» и дальнейшей реализации плана «Барбаросса».

После окончания Второй мировой войны бывший генерал вермахта Альфред Филиппи написал об этом целую книгу, которая так и называется: «Припятская проблема. Очерк оперативного значения Припятской области для военной кампании 1941 года». Поэтому здесь наше стратегическое положение в 1939 году тоже улучшилось, и 300 километров от старой до новой границы давали СССР существенный выигрыш во времени и расстоянии.

Но ваши оппоненты на это могут возразить так: границу-то отодвинули на 300 километров, но в результате хорошо укрепленную «линию Сталина» на старой границе мы законсервировали, а «линию Молотова» на новой границе к июню 1941 года так и не обустроили.

Утверждение, что так называемая «линия Сталина» была хорошо укреплена, может вызвать лишь горькую усмешку. Она строилась в 1930-е годы во многом по устаревшим чертежам и лекалам, и в ней имелись большие бреши, особенно на территории Белоруссии. Поэтому цепляться за нее особого смысла не было. Но линия обороны на новой границе, как ни странно, сыграла важную роль в 1941 году, несмотря на то, что немцы ее преодолели.

Например?

Благодаря ей 1-я танковая группа вермахта была вынуждена сбавить темпы наступления и существенно скорректировать свои планы. Немцам пришлось перераспределить свои силы и средства, что впоследствии помешало им при продвижении к Киеву.

Еще говорят, что на вновь присоединенных территориях (особенно на Западной Украине) Советский Союз получил враждебное местное население, в 1941 году радушно встретившее немцев.

На общем фоне тех событий, когда воевали миллионные армии, этот фактор не имел существенного значения. На исход военного противостояния он вообще не влиял.

Передышка перед блицкригом

То есть вы не считаете, что достижения сталинской дипломатии 1939 года обесценила военная катастрофа 1941 года? Ведь, скажем, находящийся недалеко от границы 1939 года Минск немцы взяли уже 28 июня 1941 года.

Это ложный вывод. Ошибки, совершенные советским руководством в 1941-м, вовсе не были следствием решений, принятых в 1939 году. То, что Сталин не решился на развертывание войск на западных границах в мае 1941 года, не означает того, что положение Красной Армии на границах 1941 года было хуже, чем на рубежах двухлетней давности. Если бы со стороны советского руководства была нормальная реакция на события, предшествующие 22 июня 1941 года, то никакой катастрофы бы не было.

Но этого не случилось, поэтому Минск немцы действительно взяли уже 28 июня. Однако следует помнить, что это сделали подвижные дивизии вермахта еще до выхода к городу основных пехотных сил группы армий «Центр». Именно пехота определяет окончательный контроль над территорией, а не действия механизированных соединений.

Советский Союз получил передышку на два года, чтобы подготовиться к войне. Значительно усилилась наша военная промышленность, а численность Красной Армии возросла с 1 миллиона 700 тысяч человек в августе 1939 года до 5,4 миллиона человек в июне 1941 года.

Да, но из них в 1941 году только в плен попало более трех миллионов.

И что? А если бы война началась в 1939 году, и в плен к немцам попал миллион, после чего войска вермахта спокойно вышли бы на линию Архангельск — Астрахань? Кому от этого стало бы легче?

Как вы считаете, почему переговоры СССР с Францией и Англией летом 1939 года завершились неудачей? Был ли реален союз между ними вместо пакта Молотова-Риббентропа?

Да, теоретически они могли бы договориться, но только в том случае, если бы западные союзники предложили СССР то, чего он так настойчиво от них добивался, — конкретный план действий на случай войны. Однако Англия и Франция рассматривали эти переговоры лишь как средство воздействия на Гитлера, чтобы сдерживать его амбиции, и Москве они мало что могли предложить. В свою очередь, Сталину в случае конфликта с Германией не хотелось спасать западных союзников, как это было во время Первой мировой войны, и принимать основной удар на себя. Эти противоречия во многом и привели к провалу переговоров. Вообще, главная проблема предвоенной Европы заключалась в том, что никто не был готов вместе бороться против Гитлера, отбросив свои сиюминутные интересы.

Мюнхенский сценарий Сталина

На ваш взгляд, понес ли СССР политический и моральный ущерб, заключая договор с нацистским режимом? В Коминтерне известие об этом вызвало шок, и сочувствие к Советскому Союзу среди западной левой общественности заметно поубавилось.

Для нашей страны польза от Коминтерна и от новых типов вооружения и военной техники, выпущенных с 1939-го по 1941 год, несравнима. Советский Союз был вынужден делать трудный выбор между симпатиями прекраснодушных замечательных людей на Западе и интересами своей безопасности.

Вы писали, что для СССР советско-германский договор в военном отношении был тем же, чем стало для Англии Мюнхенское соглашение 1938 года: минимум годичной паузой на подготовку страны к войне. То есть пакт Молотова-Риббентропа — наш Мюнхен?

Да, это был наш Мюнхен. У Англии и Франции была точно такая же мотивировка: лучше подготовиться к войне. Разница между Мюнхеном и пактом Молотова-Риббентропа лишь в секретных протоколах о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. То, что Мюнхенское соглашение якобы имело целью перенаправить гитлеровскую агрессию на Восток, — это выдумки советских пропагандистов. На самом деле Англии и Франции тоже требовалась хоть какая-то передышка для мобилизации своих ресурсов.

Заключая в 1939 году договор с Гитлером, Сталин никак не мог предвидеть, что будущая война пойдет по совсем иному сценарию, чем он предполагал. Он, например, совсем не ожидал, что в мае 1940 года случится катастрофа Дюнкерка и Франция, которая в Первую мировую почти четыре года успешно держала западный фронт, капитулирует перед Гитлером всего через полтора месяца после начала активной фазы боевых действий. Конечно, пакт Молотова-Риббентропа был циничной сделкой с дьяволом ради интересов нашей страны. Однако дальнейший ход событий показал, что эта сделка для нас все-таки была оправданной.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(1595):

1 ... 345 6 789 ... +1
3 +0−0Верховный Пятиугольник08:51:02
23/08/2017
как целомудренно "запикали" свастику на картинке ))
Это что - новый тренд?? или заставь дурaка Богу молиться..
скоро и лицо тов. Гитлера будут бумажкой прикрывать ))
3 +0−0Сергей Суров08:27:24
23/08/2017
0 +0−0АЛЕКСАНДР Петров08:25:09
23/08/2017
"Парад в Бресте не был парадом в прямом смысле этого слова, неким торжественным мероприятием" да... дело Геббельса живет и цветет... что либералы, что поцреоты... 3.14здеж просто сказочный...
немецкие войска выходили из города, советские входили, причем здесь парад?
3 +0−0Юрий Юрий08:02:12
23/08/2017
-3 +0−0nikolai kojokar07:50:17
23/08/2017
И КТО ИЗ НИХ ТОТ САМЫЙ ДЬЯВОЛ-ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС !
Вопросов нет дурачок. Посмотри материалы трибунала
3 +0−0Юрий Юрий07:56:21
23/08/2017
О! Какая прекрасная либеральная хуцпа!!!
И почему нет интервью с Резуном ?
3 +0−0andrey nekrasov06:47:05
23/08/2017
Почему отечественные либералы очень часто выглядят тупыми? Потому что работают по методичкам от тупых. Когда берётся одна часть истории и раздувается,а другая часть истории умалчивается. Это у тупых и исключительных типа тонкий приём такой.
А теперь вопрос по разделу Польши.
Рисковал ли Пилсудский, заключая пакт с Гитлером?
3 +0−0g g02:58:57
23/08/2017
1 +0−0caxapable .02:41:59
23/08/2017
Да, спасибо настоящему историку. Все разжевал, в рот положил. А, стоп, так ещё же безапелляционно сам переварил и выгадил. Спасибо. Научно, патриотично.
Исаев не настоящий историк, а доморощенный, МИФИ закончил. Он вынужден придерживаться коньюктурной т.з. для востребованности на нашем воспитанном на брехне рынке баек про войну.
3 +0−0Песец .02:48:00
23/08/2017
1 +0−0caxapable .02:41:59
23/08/2017
Да, спасибо настоящему историку. Все разжевал, в рот положил. А, стоп, так ещё же безапелляционно сам переварил и выгадил. Спасибо. Научно, патриотично.
Скрепно и духовито
Небось сам гундяй лично эту исаевскую брехню освятил
3 +0−0Йоганн Вайс01:48:49
23/08/2017
0 +0−0blondin goluboglazii01:44:23
23/08/2017
Ну так он эту задачу в 39ом успешно решил и дожидался лишь падения либо Германии, либой Англии с Францией. Но в какой то момент фритцы не подетски разошлись. А что было дальше мы все знаем.
А что мешало Англии и Франции заключить договор против Германии который им СССР предлагал в начале 1939 года?.
3 +0−0Йоганн Вайс01:23:08
23/08/2017
-5 +0−0Песец .01:15:35
23/08/2017
Потому что ты-тупо врешь

Польша не заключала союз с нацистами об уничтожении Чехословакии, не воевала против Чехословакии и не расстреливала десятки тысяч чехословацких офицеров за то, что они хотели воевать против немецких нацистов

Все это делали против Польши друганы и союзники немецких нацистов-совково-российские фашисты
Кстати..А ты не знаешь почему Англия и Франция отказались от предложения СССР в начале 1939 года заключить договор против Германии?? И почему Польша не позволила СССР транзитом провести части РККА в Чехословакию на помощь против Гитлера в 1938 году??
3 +0−0Йоганн Вайс01:20:30
23/08/2017
-5 +0−0Песец .01:15:35
23/08/2017
Потому что ты-тупо врешь

Польша не заключала союз с нацистами об уничтожении Чехословакии, не воевала против Чехословакии и не расстреливала десятки тысяч чехословацких офицеров за то, что они хотели воевать против немецких нацистов

Все это делали против Польши друганы и союзники немецких нацистов-совково-российские фашисты
Правильно...Потому то потом и Черчиль назвал Польшу не иначе как - ГИЕНА Восточной Европы...Тю...Так пусть тогда хохлы вернут Польше Галицию..А Румынии Буковину...
3 +0−0Йоганн Вайс01:08:20
23/08/2017
-1 +0−0Иуда Макавеев01:05:55
23/08/2017
Читай договор.
Там все написано.
Да читал...Я вас спрашиваю а почему СССР не мог поступить с Польшей так же как Польша вместе с Германией и Венгрией поступили с Чехословакией??
3 +0−0Йоганн Вайс01:01:00
23/08/2017
-5 +0−0Иуда Макавеев00:57:20
23/08/2017
Нельзя вернуть то, что ты признал чужим.
Польско-советский договор был подписан 25 июля 1932 года сначала сроком на 3 года, но уже 5 мая 1934 года продлён до 31 декабря 1945 года. По договору стороны признавали суверенитет, взаимные границы и территориальную целостность друг друга. Таким образом Польша закрепила территориальные приобретения, полученные по Рижскому договору 1921 года.
Странно...Например Галиция в 1923 году Лигой Наций признана Польской...Ну??Как это?? А как на счет Тешенской области в 1938 году??
3 +0−0Йоганн Вайс00:32:44
23/08/2017
-2 +0−0Иуда Макавеев00:16:57
23/08/2017
Британия и Франция были связаны с Польшей союзническими обязательствами.
Агрессия Гитлера против Польши немедленно включала в войну Лондон и Париж.
И какой-то кандидат новых наук пытается нас убедить, что обязательство Сталина не нападать на Германию никак не изменило стратегический расклад?
Странно...Но например Франция была связана союзническими обязательствами и с Чехословакией...И это не помешало Франции сдать часть Чехословакии (Судеты) Германии...
3 +0−0Пушкинд00:19:54
23/08/2017
Историк МО РФ...
Антирезун
2 +0−0Владимир Макавеев23:18:30
23/08/2017
Фашистский режим Сталина вытеснил из Европы фашистский режим Гитлера в 1945-м.
Европейцы выгнали советских оккупантов в 80-х, но в России совково-фашисткий режим сохранился до сих пор! Российско-фашистские оккупанты продержали половину Европы в нищете, рабстве, репрессиях - 40 лет! Самым ярким проявлением фашизма было построение Коммунизма при помощи концлагерей и пыток! Не понятно что было хуже для русского человека - фашизм или коммунизм. Конечно коммуняки ,фашистам достаточно было убить тело человека,а вот коммунякам надо было убить еще и душу.
Коммунисты на порядок опаснее фашизма - по своему лицемерию они превзошли все мыслимые и немыслимые пределы.
2 +0−0MstrDRV22:41:24
23/08/2017
-1 +0−0KarinA BambiNI22:04:11
23/08/2017
Вата. зачем вы вырастили Гитлера?
это германия создала ссср воюя с Российской империей.
дарвин , маркс и энгельс россияне?
2 +0−0Мозес Знаймер22:01:18
23/08/2017
-- А как Рио-де-Жанейро, -- возбужденно спросил Балаганов.
-- Поедем?
-- Ну его к черту! -- с неожиданной злостью сказал Остап.
-- Все это выдумка, нет никакого Рио-деЖанейро, и Америки нет,
и Европы нет, ничего нет. И вообще последний город-это
Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана.
-- Ну и дела! -- вздохнул Балаганов.
-- Мне один доктор все объяснил, -- продолжал Остап, --
заграница -- это миф о загробной жизни. Кто туда попадает, тот
не возвращается.
-- Прямо цирк! - воскликнул Шура, ничего не поняв.
2 +0−0Beat Ukronazi20:35:10
23/08/2017
-3 +0−0Сергей Пупкин19:14:37
23/08/2017
рашизм, новое понятия фашизма, несколько исторических параллелей - Путин начал наступление на Крым после олимпиады в Сочи, как Гитлер после олимпиады в Берлине начал захват Австрии. Гитлер также при помощи, и при финансовой поддержки, использовал местные криминальные группировки в Австрии, подкупы, как прямые так и косвенные, местных органонов самоуправления,а также диверсионные группы сс, без опознавательных знаков, Гитлер также водил войска, под предлогом защиты национальных меньшинств, Гитлер также применял, агрессивную, циничную, лживую пропаганду, среди собственного населения, (причем основные тезисы, строились на превосходстве арийской нации, над другими), именно то, что прослеживается, в нынешних заявлениях российских политиков, о историческом статусе Украины, и не только. ( на эту тему хочу добавить господа великие, что когда киев, уже 500 лет был столицей, на вашей родине только волки выли) после захвата Австрии, на хорошо подготовленной пропагандой почве, Гитлера поддерживало больше 85% населения германии, что развязало ему руки , строить новый рейх, на костях других национальностей, и государств. у Гитлера на тот момент, было существенное превосходство, как промышленное так и военное в Европе, но это не помогло германии, избежать последующей катастрофы. так что горячим головам, стоит обратить внимания, на уроки истории.
Свинья, а визжать надо громче !
2 +0−0Гозман Амнуэль20:07:51
23/08/2017
0 +0−0Страшила Мудрый19:44:28
23/08/2017
Что он правильно сделал ,напал на Польшу на пару с Гитлером ?
Конечно правильно. Сталин мудреее чем Страшила Мудрый
2 +0−0Страшила Мудрый19:14:40
23/08/2017
0 +0−0Шут Балакирев18:31:32
23/08/2017
Все, кто критикует Сталина за договор с Германией, должны почаще вспоминать о том, что сначала, - 29.09.1938 года - была Мюнхенская сделка, а только потом - 23.08.1939 - пакт Молотова-Риббентропа. Иначе получается всё, как у А. С. Пушкина:
"Молчи ж, кума; и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой *** соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна!..."
А какая война началась после Мюнхенского договора ?
1 ... 345 6 789 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь