Хождение по мукам Сигизмунда

00:04 29/07/2017 Бывший СССР
Сигизмунд (Зигмунт) Сераковский
Сигизмунд (Зигмунт) Сераковский
Те многочисленные сосланные "поляки" в большинстве своем совсем не поляки, а местные католики, записанные в РИ "поляками". Хватит Польше присваивать чужую историю и героев.

На днях литовские археологи обнаружили на Замковой горе в Вильнюсе останки человека по имени Сигизмунд (Зигмунт) Сераковский. Сераковский был одним из вождей знаменитого Польского восстания 1863-1864 годов. «Лента.ру» вспоминала жизненный путь офицера и бунтовщика, приведший его в итоге на виселицу.

154 года в земле

Скелет знаменитого повстанца нашли сотрудники Литовского национального музея. В министерстве культуры республики уточнили, что в обнаруженных могилах покоились обсыпанные известью останки семи тел, закопанных со связанными за спиной руками. Журналист, депутат вильнюсского горсовета Ромуальда Пошевецкая рассказала «Ленте.ру», как удалось идентифицировать Сераковского: «То, что останки героев восстания 1863-1864 годов покоятся на святом для литовцев месте — Замковой горе — предполагалось уже давно, но историкам не удавалось найти этому подтверждения. О том, что найденные останки могут принадлежать Сераковскому, свидетельствует обнаруженный при нем медальон, а на правой руке — золотой перстень с надписью на внутренней стороне Zygmunt Apolonija 11 Sierpnia/30 Lipca 1862 r. (Зигмунд Аполония 11 сентября/30 июля 1862 г.)».

Пошевецкая уточняет, что Сигизмунд Сераковский был женат на Аполонии Далевской, которую после восстания выслали в Новгород. «Хотя Сераковский был этническим поляком, в литовской историографии он значится как Зигмантас Серакаускас — так звучат на литовский лад его имя и фамилия. Так же как, к примеру, ближайший соратник Сераковского Кастусь Калиновский в Литве известен как Кястас Калинаускас, а поэт Адам Мицкевич — Адомас Мицкявичюс. Кто они — поляки, литовцы или белорусы — уже неважно. Их имена вплелись в историю, связавшую воедино нынешнюю Польшу, Литву и Белоруссию», — объясняет собеседница.

Сигизмунд Игнатьевич Сераковский родился в 1826 году на Волыни и с детства отличался большими способностями. Окончив с отличием гимназию в Житомире, он поступил в Санкт-Петербургский университет. Польские корни Сераковского оказали решающее влияние на его личность: поляки того времени воспринимали Российскую империю как поработителя. «После раздела Речи Посполитой в конце XVIII века практически вся территория бывшего Великого княжества Литовского была присоединена к Российской империи. Это и стало причиной национально-освободительных восстаний, прокатившихся по территориям нынешней Польши, Литвы и Белоруссии в 1830-1832 годах и 1863-1864 годах», — приводит историческую справку Пошевецкая.

В университете Сераковский возглавил подпольный «Союз литовской молодежи». После того как власти раскрыли деятельность организации, ее вожака в 1848 году арестовали и отправили в армию рядовым. Он служил в Оренбургской губернии (там Сераковский, кстати, познакомился с Тарасом Шевченко, тоже тяготившимся в ссылке). Благодаря отменным способностям вольнодумный поляк сумел продвинуться даже здесь: в марте 1856-го он был произведен в прапорщики и направлен в 7-й батальон Брестского пехотного полка. В том же году Сераковский вернулся в Санкт-Петербург и поступил в военную академию, которую окончил с блестящими результатами.

В дальнейшем он, достигнув капитанского чина, служил в департаменте Генерального штаба военного министерства. По рассказам современников, он был убежденным противником телесных наказаний в армии и всячески с ними боролся. По роду своих обязанностей Сераковский занимался военно-уголовной статистикой — в частности, в 1858 году был послан за границу знакомиться с устройством тюрем в странах Западной Европы. В ходе этой поездки Сигизмунд познакомился с деятелями польской эмиграции, все еще мечтавшими о восстановлении Речи Посполитой в прежних границах.

Крах надежд

Александр Герцен (Сераковский публиковался в его журнале «Колокол») так вспоминал о нем: «Мистик, как большая часть поляков, да, мистик, и по самой фанатической, нервной натуре своей, Сераковский по политическим мнениям был всего ближе к чисто социальному воззрению. К России у него не было не только тени ненависти, но он с любовью останавливался на мечте о независимой Польше и дружественной с ней вольной России». В 1859 году Сераковский организовал в Санкт-Петербурге тайный кружок из офицеров-поляков, служивших в генеральном штабе. Когда четырьмя годами позже донеслась весть о начале в Польше большого восстания, Сигизмунд не колебался: в конце марта 1863-го он взял на службе две недели отпуска и выехал из Санкт-Петербурга.

За короткое время Сераковский, назвавшись именем Доленго (знатный польский род), собрал в Литве крупный отряд — пять тысяч человек. Себя он провозгласил «воеводой Литовским и Ковенским» и отправил своих эмиссаров в окрестные края Литвы. Согласно разработанному им плану, сначала необходимо было овладеть мощной Динабургской крепостью, являвшейся самым сильным военным укреплением во всем регионе. В Латгалии формировались отряды бунтовщиков под началом отставного поручика Антона Рыка и помещика Зигмунда Буйницкого. После того как отряд Рыка был разгромлен, обнаружили подпольную типографию мятежников. Трех ее хозяев арестовали, военный суд в Динабурге (ныне Даугавпилс) приговорил их к каторге.

Восстание под Динабургом, по воле случая, началось тремя днями раньше запланированного срока. Живший здесь 27-летний граф Леон Плятер с пятью слугами 13 апреля напал на военный обоз в шести километрах от местечка Креславка (Краслава), убил троих солдат и завладел грузом — 398 ружьями, 9 пистолетами и 22 тесаками. Однако поднять полноценное восстание и овладеть Динабургом Плятеру и его сообщникам из местных польских помещиков не удалось — местные крестьяне предпочли сохранить верность властям. Иллюзий не было: многочисленные документы конца XVIII — начала XIX века свидетельствуют о крайней жестокости Плятеров по отношению к крепостным. Власть прекрасно понимала настроения масс и решила опереться на простолюдинов: был опубликован официальный призыв к крестьянам о помощи в борьбе с повстанцами. Крестьяне начали громить поместья восставших панов, а 15 апреля, напав на отряд Леона Плятера, захватили его живым. В 11 часов утра 27 мая 1863 года Леон был расстрелян (по некоторым данным, повешен) на песках за крепостью, вблизи железнодорожного полотна Рига — Динабург.

Схватка у эшафота

Сераковскому удача тоже не улыбнулась. Он собирался двигаться в Курляндию, но 25-26 апреля у литовского селения Медейка (ныне Медейкяй) его отряд сошелся с правительственными войсками и был разбит в бою. Сигизмунд Сераковский был ранен, попал в плен и 10 июня предстал перед военно-полевым судом. Поскольку он еще лежал в госпитале, то настаивал, что состояние здоровья не позволяет ему отвечать на вопросы судей: «Не могу отвечать, потому что не имею полного сознания; у меня мешаются мысли». По свидетельствам некоторых современников, Сигизмунд до конца надеялся, что европейские знаменитости, такие как итальянский генерал Джузеппе Гарибальди и французский император Наполеон III (с ними Сераковский лично встречался во время поездки в Европу), будут ходатайствовать за него перед русским царем. Но надежды были напрасны: 15 июня суд приговорил его к смертной казни.

Казнить его вывезли на Лукишкскую площадь в Вильно (теперь Вильнюс). Когда Сераковскому зачитали приговор, он выразил против него громогласный протест. «Палач с длинною рубашкою стоял уже перед казнимым, и он, почти принуждаемый ксендзом, упал на колени перед распятием. Вслед за тем палач сделал движение, чтобы поднять преступника для совершения последнего акта экзекуции; но он явил при этом самое постыдное зрелище бессильной борьбы с неизбежным роком. Отталкивая палача, он в диком исступлении размахивал руками во все стороны, силясь продлить оставшиеся ему минуты жизни. Бой барабанов заглушал его неистовые крики. Овладев скоро обессиленным в борьбе Сераковским, палач повлек его к эшафоту; казнимый и тут обнаружил судорожное сопротивление, борясь с палачом и упираясь ногами в ступени. Еще мгновение — петля была надета, и преступник в саване висел на воздухе», — описывает эту картину журнал «Вестник западной России» за 1865 год.

Вдова Сераковского Аполония Далевская (та самая, кольцо с именем которой он унес в могилу) намного пережила супруга. До своей смерти в 1919 году она успела увидеть независимую Польшу. Память о Сигизмунде в Литве хранят до сих пор: на месте его казни позже установили мемориальную доску и крест, его именем названа улица в Вильнюсе. Теме восстания 1863 года в Литве и Польше посвящают конференции, выставки, проводят памятные мероприятия.

Ромуальда Пошевецкая отмечает, что если для царских властей Сераковский и его соратник Кастусь Калиновский были преступниками, то сегодня они почитаются как герои. «Чьи они герои? Польские? Белорусские? Литовские? Это зависит от взгляда на них с позиции вклада в национальное дело каждой из этих стран. Они шли на смерть с лозунгом "За вашу и нашу свободу!" Теперь в Литве их почитают так же, как в Польше и в Белоруссии».

Владимир Веретенников

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(81):

1 234 ... +1
4 +0−0Елена Володкович12:46:53
29/07/2017
1 +0−0№-186775510:21:45
29/07/2017
Теперь в Литве их почитают так же, как в Польше и в Белоруссии» -- а тех многочисленных сосланных поляков, которые укоренились в России и внесли вклад в ее развитие -- проклинают штоле?
Те многочисленные сосланные "поляки" в большинстве своем совсем не поляки, а местные католики, записанные в РИ "поляками". Хватит Польше присваивать чужую историю и героев.
3 +0−0Arturas Petkevicius17:02:26
29/07/2017
0 +0−0№-186775515:49:39
29/07/2017
были сосланные поляки из восточных областей. их сыновья воевали в советской армии в отечественную войну. знаю примеры.
Да пойми ты наконец,все эти "поляки",это полонизацией "украденные" беларусы и литовцы!!!
3 +0−0Pyr Johns10:08:12
29/07/2017
///...многочисленные документы конца XVIII — начала XIX века свидетельствуют о крайней жестокости Плятеров по отношению к крепостным.///
///Когда Сераковскому зачитали приговор, он выразил против него громогласный протест. ...Отталкивая палача, он в диком исступлении размахивал руками во все стороны, силясь продлить оставшиеся ему минуты жизни.///
Сераковский, как и все польские дворяне, мaло чем отличался от Плятера.
И здесь появляется классическое "а нас то за шо?"
3 +0−0Nekto Lemov09:45:42
29/07/2017
-4 +0−0Нестор Махно02:01:57
29/07/2017
ИМХО, беларусы, литовцы и поляки генетически один народ и есть, только беларусы подверглись сильной русификации ввиду их православности, а литовцы и поляки сохранили свой менталитет благодаря католицизму. До революции беларусы и поляки различались только тем - кто ходит к попу - он беларус, а кто к ксёндзу - поляк. А у литовцев совсем другой, не славянский, язык. А государственным языком Великого княжества Литовского был не литовский, а старобеларусский язык. Франциск Скорина свою Библию напечатал на старобеларусском за почти век до до Ивана Фёдорова. И вообще, беларусов называли литвинами, сами себя так же, а литовцев называли жемайтами.
Что за хрень вы здесь пишите, как это у этих трёх народов может быть единая этничность если у белорусов предками были славянские племена Дреговичей, Кривичей и отчасти Родимичей. Все они входили в древне руское государство. А государственным языком в ВКЛ была западно руська мова, протоязык из которого впоследствии развился современный белорусский и украинский язык, так как и Украина тоже входила в ВКЛ. Князь Гидемин присоединил Киев к своему государству в начале 14 века.
Сейчас все три народа: поляки, белорусы и литовцы образуют три разные нации. что совершенно исторически оправдано...
3 +0−0Рудольф Точиловский03:23:42
29/07/2017
-4 +0−0Нестор Махно02:01:57
29/07/2017
ИМХО, беларусы, литовцы и поляки генетически один народ и есть, только беларусы подверглись сильной русификации ввиду их православности, а литовцы и поляки сохранили свой менталитет благодаря католицизму. До революции беларусы и поляки различались только тем - кто ходит к попу - он беларус, а кто к ксёндзу - поляк. А у литовцев совсем другой, не славянский, язык. А государственным языком Великого княжества Литовского был не литовский, а старобеларусский язык. Франциск Скорина свою Библию напечатал на старобеларусском за почти век до до Ивана Фёдорова. И вообще, беларусов называли литвинами, сами себя так же, а литовцев называли жемайтами.
Жемайтийцами ,аукштайцами ,сувалкийцами ,дзуками.... У литовцев ,поляков и белорусов совсем разные характеры и взгляды и ВОВ это было очень заметно. Также и среди литовцев жемайтийцы,аукштайцы... различаются не только говором , но и нравом.
3 +0−0Alexander Someoneperson01:38:46
29/07/2017
-3 +0−0Ten Canarias00:56:34
29/07/2017
Сепаратист...
Не вечно же безымянной колонией быть.
2 +0−0Soulliens Bernadot19:16:30
29/07/2017
1 +0−0Рудольф Точиловский18:47:05
29/07/2017
Ir kiek kalbu zino lietuviai? Lianku ,vokecu,anglu ...? Kodel baltorusai zino tik rusu kalba ir beveik pamirso savo?
Dar abu žinom rusų kalbą..
2 +0−0Soulliens Bernadot19:14:51
29/07/2017
Путь трёх братьев.
Тадас Иванаускас выбрал свободную Литву и стал известным учёным.
Эжи Ивановский стал полским общественным деятелем , министром иностранных дел Серединой Литвы.Типо , создал Донбасс тогдашний.
Вацлав Иванауски стал министром освещения Беларусской Народной Республики , Минским бурмистром в 1941 -1943 году.
2 +0−0Soulliens Bernadot17:50:22
29/07/2017
-4 +0−0Нестор Махно02:01:57
29/07/2017
ИМХО, беларусы, литовцы и поляки генетически один народ и есть, только беларусы подверглись сильной русификации ввиду их православности, а литовцы и поляки сохранили свой менталитет благодаря католицизму. До революции беларусы и поляки различались только тем - кто ходит к попу - он беларус, а кто к ксёндзу - поляк. А у литовцев совсем другой, не славянский, язык. А государственным языком Великого княжества Литовского был не литовский, а старобеларусский язык. Франциск Скорина свою Библию напечатал на старобеларусском за почти век до до Ивана Фёдорова. И вообще, беларусов называли литвинами, сами себя так же, а литовцев называли жемайтами.
Если я умею русскую мову , то это ещё неозначает , что я не литовец.
2 +0−0Soulliens Bernadot17:43:45
29/07/2017
В Великом Княжестве Литовском государственным языком был не старобелорусский , а латинский. Многие акты были написаны на латыни , и даже Иван Грозный , захватывая Новгород , говорил , что боритса с латинством.
А Адам Мицкевич сам себя считал литовцем , и не важно на каком языке говорил.Этим всё сказано.
Литовский Статут был написан на старобелорусском лиш потому , что белоруссы неспособны на языки. Между прочем , до сих пор . Литовцы полиглоты , знает по несколько языков , а беллоруссы уже многие знает лиш русскую мову.
2 +0−0Arturas Petkevicius16:23:12
29/07/2017
-4 +0−0Нестор Махно02:01:57
29/07/2017
ИМХО, беларусы, литовцы и поляки генетически один народ и есть, только беларусы подверглись сильной русификации ввиду их православности, а литовцы и поляки сохранили свой менталитет благодаря католицизму. До революции беларусы и поляки различались только тем - кто ходит к попу - он беларус, а кто к ксёндзу - поляк. А у литовцев совсем другой, не славянский, язык. А государственным языком Великого княжества Литовского был не литовский, а старобеларусский язык. Франциск Скорина свою Библию напечатал на старобеларусском за почти век до до Ивана Фёдорова. И вообще, беларусов называли литвинами, сами себя так же, а литовцев называли жемайтами.
Нестор Махно : "....а литовцев называли жемайтами....."

Ну а как называли аукштайтов,т.е. две трети популяции летописной Литвы,проживающих на двух третьих территории той же Литвы???
Усек,что написал бред???
Только два титульные народы ВКЛ,литвины и русины!!!...Читай Статуты!!!...Жемайты только субэтнос!!!
2 +0−0Vlad11:43:10
29/07/2017
Первая мировая война не пощадила польские земли. Именно здесь и проходил Восточный фронт. Поляки, разделенный народ, сражались против друг друга в армиях России, Австрии и Пруссии. И даже в самых смелых мечтах они не могли вообразить себе, что все три империи так скоро рухнут. Однако это произошло. На развалинах великих держав образовался широкий пояс новых независимых государств — от Финляндии до Югославии. Пилсудский публично предлагал создать «Междуморье» — федеративное государство, включающее Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Белоруссию и Украину. Приглашались также Финляндия, Чехословакия, Румыния, Венгрия, новообразованная Югославия, но Польше в любом случае должна была принадлежать доминирующая роль. Целью союза было создание прочного барьера против России. Но местный национализм, скажем, чешский, польский или финский, был не более чем простой причудой, кривлянием нескольких десятков мелкобуржуазных интеллигентов, без каких-либо корней в экономике, политике или духовной сфере страны...
2 +0−0Adam Adam11:16:41
29/07/2017
Нашли его тело со связанными руками, далее приводите отрывок из журнала, что он перед смертью не показал мужества и махал руками на все стороны. Автор статьи противоречит самому себе.
2 +0−0raimondas11:11:09
29/07/2017
3 +0−0Рудольф Точиловский03:23:42
29/07/2017
Жемайтийцами ,аукштайцами ,сувалкийцами ,дзуками.... У литовцев ,поляков и белорусов совсем разные характеры и взгляды и ВОВ это было очень заметно. Также и среди литовцев жемайтийцы,аукштайцы... различаются не только говором , но и нравом.
100% pravda ja dzuk (Dainava)
2 +0−0Алексей Чернышов09:53:49
29/07/2017
( Распалась цепь великая и с силою ударила одним концом по барину другим по мужику ) . Маленькое подобие войны севера и юга в Америке только негры обидно неотличимы от хозяев .
2 +0−0Елена Володкович07:05:05
29/07/2017
-4 +0−0Нестор Махно02:01:57
29/07/2017
ИМХО, беларусы, литовцы и поляки генетически один народ и есть, только беларусы подверглись сильной русификации ввиду их православности, а литовцы и поляки сохранили свой менталитет благодаря католицизму. До революции беларусы и поляки различались только тем - кто ходит к попу - он беларус, а кто к ксёндзу - поляк. А у литовцев совсем другой, не славянский, язык. А государственным языком Великого княжества Литовского был не литовский, а старобеларусский язык. Франциск Скорина свою Библию напечатал на старобеларусском за почти век до до Ивана Фёдорова. И вообще, беларусов называли литвинами, сами себя так же, а литовцев называли жемайтами.
Очень многие белорусы по вере католики. Это в РИ их совсем необоснованно назвали "поляками". А они не имеют никакого отношения к этническим полякам Польши и отличаются от них.
1 +0−0Arturas Petkevicius19:15:28
29/07/2017
-1 +0−0Тупое Быдло18:49:09
29/07/2017
быдлo, эти лабусы и пшеки, а не один с нами народ!
Зачетный ник!...и крутой сарказм!
1 +0−0Arturas Petkevicius19:13:07
29/07/2017
-1 +0−0Тупое Быдло18:51:18
29/07/2017
летва - это вообще ни о чем.
территория холопов, рабов, чмырей и прочего отребья.
Так я и не говорю,что я психиатр!
1 +0−0Soulliens Bernadot18:53:06
29/07/2017
0 +0−0Vsevolod Sakhnovsky18:26:22
29/07/2017
А вот мне понравился фрагмент о том, что никто за него из знаменитых европейцев не заступился, и не спас от, в общем то, справедливой казни. Другими словами, никому в Европе польские (литовские, белорусские) герои не нужны были, да и теперь, вероятно тоже. Стоит призадуматься....
Наполеон III хотел заступитса.И даже переписывалса с Серковским.
1 +0−0Soulliens Bernadot18:50:23
29/07/2017
0 +0−0Jesse Pinkman18:18:13
29/07/2017
Поселения балтов были вплоть до Волги, давай уж не мелочись - мордву и русских тоже в балты записывай.

У балтов(особенно литовцев) зашкаливающие показатели гаплогруппы N1c, что у белорусов никак не наблюдается.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь