Не лезь в бутылку

06:10 20/07/2017 Бизнес
Не лезь в бутылку

Минздрав России предложил радикальный способ борьбы с пьянством — ввести сухой закон выходного дня. Еще до того, как материализоваться в какой бы то ни было значимый юридический акт (например, законопроект), эта инициатива уже обрела массу противников. В чем опасность такого принуждения к здоровому образу жизни — разбиралась «Лента.ру».

Отрезвили по полной

На днях стало известно об инициативе Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины (ГНИЦПМ) при Минздраве запретить продажу алкоголя в выходные дни. Это положение предлагается закрепить на бумаге, включив его в Стратегию формирования здорового образа жизни населения.

Бороться с чрезмерным употреблением спиртных напитков пытались еще в СССР, где за время его существования было проведено несколько серьезных антиалкогольных кампаний. Самую масштабную попытку борьбы с «зеленым змием» предпринял Михаил Горбачев в 1985-1987-м. Будущий инициатор «перестройки» понимал, что повсеместное пьянство, принявшее к концу 1970-х годов угрожающие масштабы, серьезно бьет по экономике.

В ЦК КПСС решили бороться с алкоголизмом радикальными методами. Массово закрывали алкомаркеты, время продажи спиртного сократили — приобрести его можно было только с 14 до 19 часов, на юге страны стали вырубать виноградники. Ликеро-водочные заводы стали массово переоборудовать под выпуск лимонада и газировки, из-за чего за Горбачевым закрепилось прозвище Лимонадный Джо. В полную силу заработала пропаганда — газета «Правда» публиковала обличающие пьяниц памфлеты, цензура вырезала из фильмов сцены застолий.

В результате цены на водку выросли втрое, производство крепких напитков резко сократилось. Люди часами стояли в очередях за спиртным, варили и пили самогон, травились суррогатом. Попытка «вытрезвления» населения нанесла значительный урон отечественному виноградарству (было вырублено до трети виноградников), советский бюджет, формировавшийся по некоторым оценкам почти на четверть за счет поступлений от торговли спиртным, лишился многих миллиардов рублей. В то же время, согласно официальной статистике, пить стали меньше, сократилось число «пьяных» ДТП и преступлений на почве алкоголизма.

Тем не менее сам Горбачев уже после развала Советского Союза не раз признавал, что опыт введения сухого закона в СССР оказался неудачным.

По дороге к коммунизму

Согласно последним данным Роспотребнадзора, среднедушевое потребление алкоголя в России с 2009 года снижается. Соответственно, оснований для полного запрета на торговлю алкоголем в выходные вроде бы нет. В мае Минфин даже предложил в качестве эксперимента легализовать продажу в интернете вина и пива. На этом фоне инициатива Минздрава уже получила массу негативных отзывов.

В частности, вечером в понедельник резко против высказались в Минпромторге. Замглавы ведомства Виктор Евтухов заявил, что если подобное предложение будет воплощено в жизнь, в выходные вместо легального алкоголя будут покупать суррогаты и самогон. Чиновник добавил, что ему неизвестны примеры подобных запретов в цивилизованных странах. Такого же мнения придерживаются в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Директор организации Владимир Ионкин назвал эту инициативу «возвратом в СССР» и предупредил, что таким образом будет создан «воскресный бонус» для нелегальных торговцев.

В похожем ключе прокомментировал ситуацию глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз: «Абсолютно пустая, бессмысленная, неэффективная, но звучная инициатива. Периодически, раз в несколько лет, она всплывает, но серьезно к ней никто не относится». Он подчеркнул, что предложения Минздрава так или иначе затрагивают 80 процентов взрослого населения России. Эксперт уверен, что они вопреки критике все-таки будут зафиксированы в стратегии формирования здорового образа жизни населения, но «сам документ ни к чему не обязывает». «Пусть будет, как светлая мечта, как маниловщина, как коммунизм», — иронизирует он. Дробиз уверен, что даже если запрет будет введен, то существенно на алкогольный рынок не повлияет.

Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям «САН ИнБев» Ораз Дурдыев уверяет, что любые ограничительные меры в отношении продажи легальной алкогольной продукции неизбежно приведут к росту рынка нелегального сектора. При этом доля производителей, не уплачивающих акциз, по данным Росалкогольрегулирования, в настоящее время составляет всего 5-7 процентов. «Опыт стран, где уже существуют подобные ограничения по продаже алкоголя в выходные дни, показывает, что покупка алкоголя "впрок" увеличивает средний чек в магазине в сравнении с разовыми покупками в течение недели», — добавляет он.

Доставят на дом

Руководитель отдела розничных продаж УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский отмечает, что именно на выходные дни приходится пик спроса на алкогольную продукцию. По его словам, до 80 процентов спиртных напитков реализуется в рознице в течение последних трех дней недели — пятницу, субботу и воскресенье. «Опыт большинства стран, в которых действовали существенные ограничения на продажу алкоголя (США, Канада, Финляндия, Норвегия, Швеция, СССР) свидетельствует, что единственным результатом такой политики будет криминализация рынка спиртосодержащей продукции и рост отравлений суррогатом», — добавляет он. Менеджер также обращает внимание на то, что ограничения по времени продажи алкоголя уже создали серый рынок по доставке горячительных напитков на дом. «В лучшем случае этим легально занимаются рестораны и бары, в худшем — это сомнительного качества продукция нелегальных интернет-магазинов», — говорит он.

По мнению Звенигородского, усиливать борьбу с пьянством, ограничивая продажу алкогольной продукции, нужно лишь в отдельных регионах. «Алкоголизация национальных республик, в которых компактно проживают малые народы, а также ряда депрессивных регионов с преобладанием титульной нации, действительно, создает демографические риски», — говорит он. Согласно данным проекта «Трезвая Россия», меньше всего пьют в Чечне, которая набрала всего 12,8 балла по «шкале трезвости». Хуже других выглядят Ненецкий автономный округ — 41,5 балла, Бурятия — 44 балла, Коми — почти 45 баллов, Чукотский автономный округ — больше 45 баллов, Магаданская область – 46,6. Самые непьющие регионы — это либо те, в которых преобладает ислам, либо население проживает в относительно благополучных социально-экономических условиях, резюмирует Звенигородский.

Адвокат бюро «Деловой фарватер» Павел Ивченков считает крайне низкой вероятность введения на законодательном уровне повсеместного запрета на торговлю алкоголем в выходные дни. «Во-первых, гражданам ничто не будет мешать покупать алкоголь заранее, перед выходными. Во-вторых, это может стимулировать очередную волну продажи различных суррогатов, тех же фуфыриков, опасных для здоровья и даже жизни», — подчеркивает он. Юрист также напоминает, что поступления от акцизов на алкоголь — одна из существенных доходных статей российского бюджета, в частности в 2016 году она принесла в казну более 148 миллиардов рублей.

Практически непроходной инициативу Минздрава также считает аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев: «В правительстве хватает алкогольных лоббистов, которые будут вести игру против этого, ведь производители крепкого спиртного уже достаточно потеряли на государственных запретах и ограничениях».

Александр Волобуев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(44):

1 2 3+1
0 +0−0Alex Diver22:35:12
20/07/2017
0 +0−0Сибирский Хряк10:48:47
20/07/2017
Пора строить дестилятор
Зачем? Сейчас в продаже куча готовых.
0 +0−0Ivan Ivanov22:30:08
20/07/2017
-3 +0−0Boris Khvan16:43:36
20/07/2017
Почему так активно выступают против запрета алкаголя по выходным.Если ввести запрет,то кто захочет отметить в выходной какое либо событие,заранее приобрести не будет никаких проблем.Алкаголик не может заранее купить,так как либо все пропьет сразу,либо нет денег на приобретение заранее.
Так что я за запрет по выходным.Правда я вообще не пью.
"Если человек не пьет, не курит и не есть сено - то он не годится в компанию ни человеку ни лошади"(С)Не мое
0 +0−0* *21:28:03
20/07/2017
0 +0−0Семён Красногоров20:44:15
20/07/2017
"...Помогут ли безалкогольные выходные в борьбе с пьянством..." не помогут, доказано практикой много раз; результат известен: криминализация производства и продажи алкоголя, да и у наркорынка выходных не бывает. Чинуши Минздрава должны лечить население страны, а не заниматься тупым пиаром.
так усилят полицию, введут обязательное ежедневное наркотестирование, акции фарм-компаний вырастут..
0 +0−0Валерий Богомазов21:03:35
20/07/2017
0 +0−0Семён Красногоров20:44:15
20/07/2017
"...Помогут ли безалкогольные выходные в борьбе с пьянством..." не помогут, доказано практикой много раз; результат известен: криминализация производства и продажи алкоголя, да и у наркорынка выходных не бывает. Чинуши Минздрава должны лечить население страны, а не заниматься тупым пиаром.
Лечить людей это надо уметь,а болтать языком ,и пороть всякую чушь ума не надо.
0 +0−0Семён Красногоров20:44:15
20/07/2017
"...Помогут ли безалкогольные выходные в борьбе с пьянством..." не помогут, доказано практикой много раз; результат известен: криминализация производства и продажи алкоголя, да и у наркорынка выходных не бывает. Чинуши Минздрава должны лечить население страны, а не заниматься тупым пиаром.
0 +0−0Кастор Трой20:17:25
20/07/2017
-2 +0−0Дмитрий Нестеров11:32:46
20/07/2017
Не согласен с аналитиком по поводу: что закрытие заведений никогда еще не давало результата. Давало, если вспомнить например период с 1910 по 1917 год, тогда в стране было наименьшее потребление алкоголя вообще за всю известную историю. Если бы не революция (которая появилась как будто специально в ответ на небывалый рост экономики от трезвости), то население бы сейчас было как в Китае, а жизнь как в Арабских эмиратах (видимо кое-кто тогда побоялся подъема страны и решил сдержать всех нас). Но есть просто разница, в те времена люди сами развернули компанию против алкоголя и государство поддержало их в этом, а сейчас наоборот происходит, поэтому не получается. Поэтому нужно не запреты ставить без остановки, а создать условия, чтобы люди сами захотели запреты ставить. Вот это мудрая политика.
Боже, какая чушь несусветная.... Россия, которую мы потеряли... да бросьте, в это уж давно никто не верит, кроме самых упоротых, бредни на уровне журнала "Огонёк" 90-х годов...
0 +0−0Алексей Грошиков19:10:26
20/07/2017
-2 +0−0Дмитрий Нестеров11:32:46
20/07/2017
Не согласен с аналитиком по поводу: что закрытие заведений никогда еще не давало результата. Давало, если вспомнить например период с 1910 по 1917 год, тогда в стране было наименьшее потребление алкоголя вообще за всю известную историю. Если бы не революция (которая появилась как будто специально в ответ на небывалый рост экономики от трезвости), то население бы сейчас было как в Китае, а жизнь как в Арабских эмиратах (видимо кое-кто тогда побоялся подъема страны и решил сдержать всех нас). Но есть просто разница, в те времена люди сами развернули компанию против алкоголя и государство поддержало их в этом, а сейчас наоборот происходит, поэтому не получается. Поэтому нужно не запреты ставить без остановки, а создать условия, чтобы люди сами захотели запреты ставить. Вот это мудрая политика.
Ну а в 1917 помните что случилось??? Народ протрезвел и.....
0 +0−0Мистер Твистер16:25:24
20/07/2017
Найдите хоть один взрослый Российский фильм, где не употребляют спиртное? Алкоголь в России не искоренить, он в генах, которые пальцами не раздавишь!
0 +0−0Алексей Понедельник16:24:16
20/07/2017
0 +0−0Умная Эльза15:27:31
20/07/2017
И пропаганда тоже поможет очень даже. Вместо того, чтоб показывать застолья в каждом сериале и фильме русском, показывали бы как этот алкоголь действует, научно бы всё людям по полочкам раскладывали, мозолили бы им глаза роликами как алкоголь разрушает из мозги, портит их гены, ослабляет здоровье и пр,я уверена результат был бы уже спустя пол года такой активной пропаганды. Так что всё это размусоливание только видимость каких то действий против алкоголя, где-то наверху спаивание населения и алкобизнес просто напросто выгоден кому-то.
Если уж наш народ верит в церковь,хотя это очевидный бизнес на пустом месте, то уж в науку они бы точно поверили, там хоть обосновать всё можно.
К сожалению, народ скорее поверит не в то, что обосновано, а в то, что хочется легко, вкусно и лениво верить.
0 +0−0Умная Эльза15:27:31
20/07/2017
И пропаганда тоже поможет очень даже. Вместо того, чтоб показывать застолья в каждом сериале и фильме русском, показывали бы как этот алкоголь действует, научно бы всё людям по полочкам раскладывали, мозолили бы им глаза роликами как алкоголь разрушает из мозги, портит их гены, ослабляет здоровье и пр,я уверена результат был бы уже спустя пол года такой активной пропаганды. Так что всё это размусоливание только видимость каких то действий против алкоголя, где-то наверху спаивание населения и алкобизнес просто напросто выгоден кому-то.
Если уж наш народ верит в церковь,хотя это очевидный бизнес на пустом месте, то уж в науку они бы точно поверили, там хоть обосновать всё можно.
0 +0−0Умная Эльза15:17:45
20/07/2017
Я вам щас скажу что надо сделать) Надо сначала организовать по-хорошему службу надзора за нелегальным распространением алкогольной продукции, не так, чтобы жаловаться можно было только местным участковым, а вот прям горячие линии какие-то, масштабные такие серьезные органы, куда если настучишь чтоб они сразу приезжали и жестоко всех распространителей карали большиими штрафами, а может даже и сроками. И да, стукачам ещё поощрительные большие. Воот при таких условиях у нас только сухой закон заработает успешно.
0 +0−0Юрий Устинов13:47:17
20/07/2017
-4 +0−0Алексей Понедельник13:05:09
20/07/2017
Алкашня негодуэ
из русских японцев не сделать. это я так, образно, к примеру.
0 +0−0Рекорд Надоев11:59:45
20/07/2017
-2 +0−0Дмитрий Нестеров11:32:46
20/07/2017
Не согласен с аналитиком по поводу: что закрытие заведений никогда еще не давало результата. Давало, если вспомнить например период с 1910 по 1917 год, тогда в стране было наименьшее потребление алкоголя вообще за всю известную историю. Если бы не революция (которая появилась как будто специально в ответ на небывалый рост экономики от трезвости), то население бы сейчас было как в Китае, а жизнь как в Арабских эмиратах (видимо кое-кто тогда побоялся подъема страны и решил сдержать всех нас). Но есть просто разница, в те времена люди сами развернули компанию против алкоголя и государство поддержало их в этом, а сейчас наоборот происходит, поэтому не получается. Поэтому нужно не запреты ставить без остановки, а создать условия, чтобы люди сами захотели запреты ставить. Вот это мудрая политика.
Ну да, ну да...
А антиалкогольная кампания времен перестройки стала одной из причин полного падения коммунистического режима.
А американцы - ну тупые - всего-навсего организованную преступность создали на фоне сухого закона.
0 +0−0Рекорд Надоев11:26:34
20/07/2017
0 +0−0S F10:11:24
20/07/2017
а что будет ПЯТОГО ноября? -))) столетие Октябрьской Революции - седьмого все же -)))
0 +0−0Сибирский Хряк10:48:47
20/07/2017
Пора строить дестилятор
0 +0−0S F10:11:49
20/07/2017
1 +0−0Р_Узкий Мир v906:31:16
20/07/2017
В рабочие дни бухать больше будут, таков будет основной результат нововведения.
ну почему... скорее, закупаться впрок просто в тяпницу с запасом -))
0 +0−0S F10:11:24
20/07/2017
0 +0−0Рекорд Надоев07:19:56
20/07/2017
Удивительно просто! Люди не знают историю и у них нет мозгов!
Здесь вам не Америка - там ограничились созданием мафии, у нас - делают революцию. Или они действительно не ждут, а готовятся к 5.11.17?
а что будет ПЯТОГО ноября? -))) столетие Октябрьской Революции - седьмого все же -)))
0 +0−0S F10:08:55
20/07/2017
"Массово закрывали алкомаркеты", - ну что за бред! не было никаких "алкомаркетов", были "вино-водочные магазины, отделы"... вы еще там напишите, что антиалкогольная кампания горбачева собрала множество письменных дизлайков в прессе и подняла хайп в среде хипстеров советских... -)))
эх, школота...
0 +0−0Рекорд Надоев07:19:56
20/07/2017
Удивительно просто! Люди не знают историю и у них нет мозгов!
Здесь вам не Америка - там ограничились созданием мафии, у нас - делают революцию. Или они действительно не ждут, а готовятся к 5.11.17?
-1 +0−0Алексей Понедельник17:15:22
20/07/2017
-4 +0−0Алексей Понедельник13:05:09
20/07/2017
Алкашня негодуэ
Ну и предсказуемо минусуэ)
1 2 3+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь