„ | там и понимать нормальному человеку ничего не надо....шиза она и в африке-шиза.... | “ |
На XIII фестивале имени Чехова, главном летнем театральном смотре международного масштаба в столице, показали спектакли Филиппа Жанти и Джеймса Тьере. Критики часто упоминают их рядом: оба, француз и швейцарец, — признанные лидеры синтетического театра, искусства, вбирающего в себя не только приемы театра, но и эстетику, и логику цирка. Оба — постоянные гости Чеховского фестиваля, оба — любимцы московской публики: на красочные представления, пленяющие не столько масштабом, сколько беспредельностью режиссерской фантазии, билетов обычно не достать.
Филипп Жанти, уже фактически живой классик, привез спектакль «Внутренние пейзажи». Как и многие его другие работы, этот спектакль основан на сновидениях режиссера. Логика спектакля — логика сна: одно превращается в другое, нет какой-либо законченности и определенности. Марионетки очень похожи на людей, а люди копируют рваную, вертлявую пластику марионетки. Кажется, что Жанти становится все более меланхоличным: в его новом спектакле не столь очевидно радостное удивление перед многообразием мира, которое сквозило в предыдущих работах. Одна из первых сцен — клетка, сооружение из нескольких прочных решеток: простор темной сцены театра имени Моссовета для героя спектакля сужен до этого тесного квадратика, подчиняющего себе вынужденное сгибаться и приседать тело.
Ощущение возможной несвободы, ощущение небезопасности, хрупкости самого человека и его убежища пронизывает весь спектакль. Вообще, Жанти честно и в какой-то степени беспощадно разоблачается перед зрителями, раскрывается во всех своих фобиях, связанных и с детскими воспоминаниями о войне, и с нынешним восприятием политически агрессивного мира. Открывающиеся в воздухе двери, вращающаяся короткая лестница, не связанная ни с одной стеной или площадкой, — это не только отсылка к литографиям Эшера, но и знак зыбкости, призрачности какой-либо стабильности.
Да, в спектакле много красоты, и есть сказочные, футуристические миры с гигантскими технологичными пауками, вышагивающими по разноцветной пустыне. Но эта среда вызывающе неестественна и полна угроз — Жанти играет с пропорциями, со страхами не только социального, но и гендерного характера: в одной из сцен герой барахтается в гигантских резиновых ногах огромной инертной женщины. Жанти, несмотря на свое очевидное эстетство, тем не менее красноречиво социален — в его спектакле есть и молчаливые солдаты, а в зимнюю идиллию с домиком с запорошенными окнами варварски и некрасиво врывается война.
Тьере (между прочим, внук Чаплина и продолжатель актерской династии), кажется, от «социальщины» далек; его миры — из сказок, книг, кино и мультфильмов, — с реальностью, в общем, не соприкасаются. Когда смотришь его спектакль «Лягушка была права», вспоминаешь сразу и «Пиратов Карибского моря» с их живописностью, и мультики Тима Бертона с их некроромантикой. Если смотреть издалека, стены выглядят темно-золотыми, если приглядываться, то окажется, что своды подводного царства, в которое попадают герои (во главе с самим Тьере, исполняющим роль эксцентричного скрипача), сделаны из чего-то вроде бликующего полиэтилена, залитого черной краской. Все остальное — магия предельно выверенного света.
Спектакль, по словам Тьере, связан с его детскими воспоминаниями — о лягушке в детском саду, от разговора с которой его не могли оторвать родители. Это стало семейной шуткой, а для режиссера Тьере — поводом сочинить историю о странном женственном существе в красном бархате, тоскующем по человеческой любви.
Весь спектакль — сложное сочетание музыки, живого джазового пения, света, подвижной сценографии (центр композиции — разлапистая старинная люстра, похожая на живого осьминога, ее плоские плафоны и покачивающийся шнур то и дело вспыхивают разрядами электричества, синими и зелеными всполохами). Самое важное — пластика, акробатическая эксцентрика: актеры взмывают под колосники, Тьере виртуозно крутится на веревочной лестнице, мертвая пианистка за старинным инструментом вздрагивает в творческих конвульсиях, ударяя по трухлявым клавишам. Для эстетики Тьере важно сочетание живого и неживого — кто-то хватает пианистку за руку, и неживая, негнущаяся кисть остается у него в ладонях.
В отличие от Жанти, тревожного и предостерегающего, мир старинного стимпанка у Тьере (здесь богемная салонная красота люстр и тяжелых штор сочетается с активным участием каких-то специальных инструментов, вроде раскручивающейся центрифуги) довольно уютен, полон неги и мягкой иронии. Драматургия (опять же, в отличие от Жанти, спектакль «Лягушка была права» почти линейна в своей фабуле) строится на насыщенной последовательности трюков и клоунских гэгов — например, Тьере борется со скрипкой, прилипшей к его рукам.
И то, и другое — синтетический театр во всех смыслах, в том числе и с концептуальной точки зрения. И Тьере, и Жанти делают роскошные шоу, но и тот, и другой зашифровывают в коммерчески успешном зрелище важные для себя смыслы: один говорит о войне и о будущем нашей цивилизации, другой находит великолепное в безобразном и придумывает новую парадоксальную эстетику.
Анна Банасюкевич
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
10 +0−0 | Валентина Онегова | 00:56:35 02/07/2017 | ||||||
| ||||||||
там и понимать нормальному человеку ничего не надо....шиза она и в африке-шиза.... |
9 +0−0 | №-1956837 | 00:55:20 02/07/2017 | ||||||
| ||||||||
А что там понимать? Изречение хрени с умным видом. |
8 +0−0 | Андрей Петров | 09:56:08 02/07/2017 |
По моему театр- это сборище извращенцев, смотрящих на бред и им же восхищающихся. Им бы еще сделать спектаклю, где 3-х метровый, голый Пушкин выходит на сцену и говорит Дантесу- Да я тебя старуху ел..й своей убью как муху- выстрел, Пушкин падает из него ползут черви- публика в экстазе- ГЕНИАЛЬНО. |
8 +0−0 | Валентина Онегова | 00:55:30 02/07/2017 |
да сдохните вы с такой культурой уроды... |
7 +0−0 | Yemelya Kolovrat | 02:04:34 02/07/2017 |
Самое говеное в т.н. богемке ( aka в алкашах и наркошах от искусства ) - это когда лицедеи вместо того чтобы просто банально развлекать и при этом немножечко окультуривать публику, начинают оригинальничать, заниматься авангардом, поиском нового слова в искусстве и прочей подобной херней. Все это приводит в большому перевесу формы над собственно содержанием и смыслом. |
5 +0−0 | Александр Котов | 14:43:07 02/07/2017 |
Вы думаете Антон Павлович одобрил бы это сборище извращенцев? |
5 +0−0 | Андрей Лукин | 09:25:31 02/07/2017 |
Бредятина. Ещё и билетов не достать..? Да если бы они запустили просто групповой трах актёров, без всякой режиссуры и декораций, зрители сидели бы в три ряда вверх. |
4 +0−0 | Елена Б | 14:03:27 02/07/2017 |
Наверное, это мужские фантазии, доведенные до абсурда, гротеск такой... Я сама высокая, а сколько ко мне маленьких мужчин липнет, наверное их тянет противоположное, или как в анекдоте: так много и все мое! |
4 +0−0 | Владимир Тимофеев | 09:57:39 02/07/2017 |
Смотреть на ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ Малевича и исходить слюной.... ГЛУБОКО КОПАЕТ!!!!!!!! Мир АУ!!!!!!!!! Куда ты летишь!!!!!!!!!! |
4 +0−0 | Total clearance | 08:53:15 02/07/2017 | ||||||
| ||||||||
Картины - гoвно, а художники - пид@рaсы!© Где-то я уже это слышал...))) |
3 +0−0 | Валентина Луганская | 17:19:51 02/07/2017 |
...такое не могу смотреть , даже на картинках... ((( |
3 +0−0 | вася васин | 13:19:05 02/07/2017 |
сука....что люди курят?.....я тоже хочу таких глюков |
3 +0−0 | Валерий Горнак | 10:56:22 02/07/2017 |
Не!Не приживётся это всё в нашей России.Не приемлет наше православие этого уродства.Как никогда не будет акцептировано нами голубизна и лесбиянство.Там у себя на Западе пусть лазают по всем дыркам.Но не в России.Как и искусство синтетическое.Никогда и ни за что. |
3 +0−0 | эМ Вар | 10:23:37 02/07/2017 |
Сборище деградантов. |
2 +0−0 | Я-_- R | 16:04:26 02/07/2017 |
обкурятся потом пишут всякие "сценарии" яжхудожник яжтаквижу... |
2 +0−0 | Дмитрий Жуков | 14:17:05 02/07/2017 |
Люди , а вы вдумайтесь. Просто так ли показывая всякую мерзость, называют этот не фестиваль, но шабаш, именем славного русского писателя? Есть заинтересованные лица в полном духовном разложении России и при этом не важно, какими способами. Театр стал к сожалению одним из инструментов этого разложения. |
2 +0−0 | Дмитрий Жуков | 14:09:45 02/07/2017 |
Ну и мерзость. Антон Павлович был бы в жутком шоке. Тут и сатирикон похоже отдыхает. Сатирикон с маленькой специально написал. |
2 +0−0 | Игорь Васильев | 00:39:42 02/07/2017 |
Это что было, я вас спрашиваю, где хрущевский бульдозер? Срочно пригнать, или найти аналогичный и использовать по назначению, на худой конец подогнать православных активистов и прокуроро-депутата Няшу, пускай хоть раз займутся общественно-полезным делом, взаимно аннигилируются вместе с театром, и дадут спокойно жить |
1 +0−0 | Meta Eye | 22:47:36 02/07/2017 |
..так людей превращают в дегидротов... главное - чтоб привыкли под слова о красоте и пр. и пр. |
1 +0−0 | Владимир Конин | 21:40:30 02/07/2017 |
Галиматья сперва зовётся Исканьем,свежею струёй... Но пыл спадёт - и остаётся Галиматья галиматьёй... |