«Большинство из них верят в духов»

00:01 25/06/2017 Россия
«Большинство из них верят в духов»
Хорошее интервью, очень взвешенный подход сформировавший точные выводы.

Владимира Серкина, психолога, преподавателя и исследователя, окрестили русским Кастанедой после того, как он опубликовал несколько книг из серии «Диалоги с Шаманом». Их герой — отшельник, живущий на Крайнем Севере, обладатель тайных знаний. Его прототипами стали реальные люди, которые выбрали уединение и свой особый путь духовного развития. В беседе с «Лентой.ру» автор диалогов рассказал о тех, кто выбирает одиночество в современном мире.

«Лента.ру»: Как вы искали своих отшельников? А главное — зачем?

Владимир Серкин:Задачи непременно найти отшельников я себе не ставил. Но так вышло: я жил в Магадане, у меня был период, когда я начал ходить по окрестностям один. Я вообще очень люблю ходить по лесам, по горам. А на Колыме есть куда пойти на один-три дня: лес, сопки, бухты. Много мест, где буквально не ступала нога человека.

Когда долго ходишь одним и тем же маршрутом, люди, которые там живут, становятся тебе знакомыми. Они не расположены к общению, иначе бы не жили в одиночестве. Но все происходит постепенно. Сначала киваешь им, потом здороваешься, потом про рыбалку спросишь, потом уже они тебя спросят в шутку: «Что там в городе? Война не началась?» Только потом уже начинается полноценное общение. Бродил я по тем местам с 1995-го по 2000-й, эти отшельники ко мне привыкали постепенно. В какой-то момент я стал записывать некоторые их интересные мысли. Эти люди были примерно такого же возраста, как я сейчас: чуть за шестьдесят. Были и те, кому уже и 80, и 90, но, конечно, мало.

90-летние жили отшельниками?

Был один, который жил там с конца 1940-х. Он, кажется, воевал, имел награды, но потом попал в плен, сидел за это, освободился и остался на Колыме.

Чем они вас так заинтересовали, что вы решили написать книгу?

Как утверждает психологическая теория деятельности, любое занятие конституирует человека, в том смысле что оно выстраивает и психику, и тело. Начнешь чем-то заниматься — и тело начинает приспосабливаться, и психика. Их обособленная жизнь отразилась на психике, меня это заинтересовало как специалиста. Я стал записывать, и через какое-то время этих записей накопилось довольно много. Я показал их знакомым и даже своим студентам. Студентам так понравилось, что они начали включать какие-то диалоги в дипломные работы. Тогда возникла мысль все это издать. В 2001 году издал первую книжку — 55 страниц, 400 экземпляров. За свой счет, разумеется. За полтора-два года все раздал-раздарил. Пошли отзывы. Спрашивали, когда будет продолжение. Тогда я начал уже целенаправленно беседовать с этими людьми и записывать их мысли.

На Колыме так много отшельников?

В чистом виде — нет. Но я стал замечать, что некоторые люди, живущие в городе, если можно так сказать, того же стиля жизни, того же состояния, как и те, кто живет в глуши. Оказалось, что все они имели опыт оторванности от людей: на маяке жили или на радиостанции, служили на отдаленном пункте связи, имели опыт одиночного проживания. Выяснилось, что они тоскуют немного по тому периоду и много рассказывают об этой отшельнической жизни.

Этих «шаманов», как вы их называете, можно считать социофобами и социопатами или у некоторых вполне нормальных людей просто есть запрос на удаление от общества?

Жизнь «шамана» не имеет отношения к тренду современной «социофобии» — это совершенно другое. Сейчас человек поживет один на даче, выложит в Facebook описание того, как он наслаждался одиночеством, получит лайки — и на этом все. А окрестности Магадана — это не Подмосковье, там круглый год надо бороться за жизнь.

Недавно друг из Магадана рассказывал, как они пошли на скалы и случайно обнаружили какую-то расщелину, а там оказалась избушка, живет мужик. Он был угрюм и всем своим видом дал понять, что не хочет никого тут видеть. Это такой типичный интроверт — ушел из города и не хочет ни с кем общаться. Просто у человека склад психики и жизненный опыт такой.

Из тех, кто на момент нашей встречи целенаправленно занимался духовной работой, я знаю одного, ну, может, двух, которые ушли именно для духовной практики. Один из них, помнится, решил три года не разговаривать, ни с кем не общаться. Я думаю, что ему трудно, даже крупу на три года не запасешь — мыши съедят. В любом случае он должен как-то контактировать с окружающими.

Как устроена жизнь у этих людей? Чем они занимаются кроме работ по хозяйству?

Это как у Маркса — бытие определяет сознание. Если весь день ушел только на хозяйственные дела — он прожит зря для психологической практики. Если ты никаких духовных упражнений, усилий не сделал, день прожит зря. Поэтому ушедшие в одиночество обязательно найдут какое-то время, чтобы проделать духовные упражнения. У некоторых они постепенно отодвигают бытовую деятельность до минимального самообслуживания и приличий. В остальное время они занимаются духовными практиками, и этих практик хочется все больше и больше. Мотивацию таких людей нам трудно понять, потому что она в литературе вообще не описана. Они от нас отодвигаются, продвигаются по своему собственному пути.

И далеко можно так уйти?

Далеко. Любой современный человек может попробовать месяц помедитировать — продвинуться по определенному пути. Но потом он вдруг поймет, что с большинством окружающих ему не о чем говорить, неинтересно общаться. А представьте человека, который идет по этому своему пути годами, десятилетиями.

Получается, свидетельства индивидуального опыта практически невозможно получить, они все уносят с собой...

У тех, кто приобрел такой опыт, редко возникает желание поделиться им. Полноценная передача возможна, когда этот человек — твой учитель, и ты вошел в его круг понятий. Но сейчас трудно найти настоящего учителя, потому что и на этом делают бизнес. Можно продвигаться и самому, только не торопясь, осмысленно, без фанатизма.

К одиночеству можно привыкнуть?

Нет, это не для всех. Чтобы жить одиночкой, надо иметь определенную личностную структуру. Но даже религиозные отшельники делают ряд психических упражнений. Хотя они обиделись бы, если бы мы так назвали их практики, скажем — ряд духовных упражнений, позволяющих пребывать в нужном состоянии. Это не всем доступно, кто-то может просто одичать, перестать общаться с людьми. Общение будет казаться ему трудным, страшным или неприятным. Если нет четких духовных целей, то лучше отшельничеством не заниматься. Максимум — можно отдохнуть от общества неделю-две-три.

Какие цели ставят перед собой ушедшие в отшельничество?

Цели развития не поставишь. Они в принципе не ставятся, потому что на каждом качественно новом этапе жизни прежние цели уже не нужны. Например, подростку цели младшего школьника не нужны, даже смешны. А пока ты младший школьник — тебе подростковые цели (например, девушки) малоинтересны.

Вы назвали героя своих книг Шаманом. Шаман — это все-таки посредник между метафизическим миром и нашим. Ваши «шаманы» выполняют эту функцию?

Шаманом я своего героя назвал потому, что эти люди, отшельники, выйдя из контакта с социумом, приобрели какие-то новые контакты. Большинство из них верят в духов (лучше просто термина нет). Но верят не так, как это описывают в случае примитивных аборигенов, пляшущих и мажущих кровью губы идолов. По-своему верят, сложно, современно. Собственно, первое, что меня заинтересовало, — эти их взгляды. Вхождение в иррациональное, трансцендентное — то, чего невозможно добиться в условиях города.

Можно ли сказать, что такие «шаманы» бегут от духовного неравенства?

Так, наверное, некорректно говорить — духовное неравенство… Люди считают себя развитыми по разным критериям. Кто-то преуспел в материальном плане и тратит на это все свое время. А продвинутый буддист, например, на него смотрит и думает: «Какой несчастный человек, он тратит драгоценное время жизни на то, что не возьмешь с собой и с чем не продвинешься по пути совершенствования». Один хочет развиваться материально, другой — духовно. Просто на каком-то этапе развития уход становится частью этого пути.

Беседовал Филипп Прокудин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(25):

1 2+1
4 +0−0Padma Sambhava00:46:14
25/06/2017
Хорошее интервью, очень взвешенный подход сформировавший точные выводы.
2 +0−0Кирилл Малыгин16:22:38
25/06/2017
У нас в комментариях не разобравшись обосрать тольКо и могут.а вы почитайте отзывы кто прочитал серкина о шаманах. Почитайте серкина и не пожалеете.кстати все его книги есть бесплатно онлайн.
2 +0−0Sergey Homyakov10:32:54
25/06/2017
этот феномен либо не имеет никакого практического (духовного) аспекта для общества, либо, что более вероятно, практикующие не видят смысла, а точнее не могут, по причине разрыва, удаленности их новой философии от нас поделится своими "идеями" с обществом... практическую сторону, по всей видимости, видит автор, но не желает ее монетизировать, выдав нам хотя бы в адаптированно-упрощенной версии... хотя, если верить интернету, описания духовных практик отшельничества это хорошо забытое старое... к примеру ими полны закрытые фонды библиотек Ирана...
1 +0−0иван иванов19:07:11
25/06/2017
2 +0−0Кирилл Малыгин16:22:38
25/06/2017
У нас в комментариях не разобравшись обосрать тольКо и могут.а вы почитайте отзывы кто прочитал серкина о шаманах. Почитайте серкина и не пожалеете.кстати все его книги есть бесплатно онлайн.
Хз пока что я увидел что человек понятия не имеет о том, в чем же знание самих этих шаманов, кроме слов о медитации и о том, что люди живут полностью в изоляции - я не увидел ничего. Он там в сколько сказал что человек начинает заниматься духовным, ибо заняться ему больше нечем, но что это за занятия о чем учение непонятно вообще) Кстати квадрат Малевича тоже хвалят, надеюсь намек понятен. Но на досуге с творчеством ознакомлюсь.
1 +0−0Андрей Чертихин04:27:48
25/06/2017
0 +0−0Вадим Гибатулин03:39:35
25/06/2017
Господин психолог сам толком не поставил себе цель исследования, потому и получил набор диалогов.
Приглашаю его в Твиттер, пусть поставит мне диагноз, а сверю со своим от себя, и со справкой из больницы ;)
Если уже есть справка из больницы, то скорее всего нужен психиатр, а не психолог.
0 +0−0Иван Выгодский01:43:59
26/06/2017
0 +0−0Richard Brahman22:20:27
25/06/2017
тогда и Серафим Саровский и Сергий Радонежский и Василий Великий, тоже паразиты, тоже иногда в села и в центральную обитель за продуктами приходили. Можно быть не осовсем полным отшельником, и не судите строго тех, кто таковым является. Задача не ставить рекорды, а создать удобную атмосферу для духовной практики
Сравнил инфантилов, каких-то придурков с Серафимом Саровским или С. Радонежским!
0 +0−0Сергей Караулов00:30:53
26/06/2017
1 +0−0иван иванов19:07:11
25/06/2017
Хз пока что я увидел что человек понятия не имеет о том, в чем же знание самих этих шаманов, кроме слов о медитации и о том, что люди живут полностью в изоляции - я не увидел ничего. Он там в сколько сказал что человек начинает заниматься духовным, ибо заняться ему больше нечем, но что это за занятия о чем учение непонятно вообще) Кстати квадрат Малевича тоже хвалят, надеюсь намек понятен. Но на досуге с творчеством ознакомлюсь.
Можешь и поближе познакомиться - возьми ружьё,пять патронов,коробок спичек,и пройдись недельку-другую по сибирской тайге.В Духов поверишь уже на пятидесятом километре...
0 +0−0Сергей Караулов00:25:55
26/06/2017
Отличное интервью! Без кривляния и ничего лишнего.
Только один момент - полезно,всё-таки,отличать одиночество от уединения...
0 +0−0иван иванов23:34:42
25/06/2017
0 +0−0Нах Нах22:40:01
25/06/2017
но в одном я уверен точно
все здоровые отшельники занимаются онанизмом
и физическим
и духовным
Я хз что ты в это понятие вкладываешь. Но если мы говорим о тех кто самосовершенствует свой дух и тело и общается с духами, то для них онанизм не свойственен) это забирает достаточно много энергии.
0 +0−0Нах Нах22:40:01
25/06/2017
1 +0−0иван иванов19:07:11
25/06/2017
Хз пока что я увидел что человек понятия не имеет о том, в чем же знание самих этих шаманов, кроме слов о медитации и о том, что люди живут полностью в изоляции - я не увидел ничего. Он там в сколько сказал что человек начинает заниматься духовным, ибо заняться ему больше нечем, но что это за занятия о чем учение непонятно вообще) Кстати квадрат Малевича тоже хвалят, надеюсь намек понятен. Но на досуге с творчеством ознакомлюсь.
но в одном я уверен точно
все здоровые отшельники занимаются онанизмом
и физическим
и духовным
0 +0−0Richard Brahman22:29:02
25/06/2017
отшельники это те, кто живут уединенно, среди них могут быть как бомжи так и люди с психическими отклонениями, но могут быть и практикующие безмолвие и медитацию
0 +0−0Richard Brahman22:20:27
25/06/2017
-2 +0−0Иван Выгодский07:42:01
25/06/2017
Йоги-долбойоги, хипари поганые, паразиты. За макаронами все равно в село придет. А еще бложик ему надо вести, героем же хочется быть.
тогда и Серафим Саровский и Сергий Радонежский и Василий Великий, тоже паразиты, тоже иногда в села и в центральную обитель за продуктами приходили. Можно быть не осовсем полным отшельником, и не судите строго тех, кто таковым является. Задача не ставить рекорды, а создать удобную атмосферу для духовной практики
0 +0−0Marat Sharaf14:52:31
25/06/2017
Этот феномен порождён столкновением двух древних инстинктов выживания животных - как индивидуума и как вида . )) Как вид почти бессмертны , а как индивид конкретно смертен , отсюда страх и поиск практик дающих иллюзию , ну а мошенники ( жрецы, власти ) нагло этим пользуются. ))
0 +0−0Nik Ram09:35:50
25/06/2017
4 +0−0Padma Sambhava00:46:14
25/06/2017
Хорошее интервью, очень взвешенный подход сформировавший точные выводы.
Таки согласен с Вами.
0 +0−0Иван Выгодский07:42:32
25/06/2017
0 +0−0Андрей Чертихин04:29:31
25/06/2017
Да. Владимир Серкин в шаманах знает толк.
а шаманы в Серкине не знают и знать не хотят
0 +0−0Александр Филатов07:42:24
25/06/2017
А может быть это история про дальневосточный гектар?))
0 +0−0Александр Филатов07:27:45
25/06/2017
Отшельничество и острокизм имеет место только лишь в рамках религиозных учений, ибо там оно наполнено многовековым осознанным смыслом, а не бездумным шатанием по разным труднодоступным местам, либо проживанием в местах, где не ступала нога человека. Автор обыкновенная жертва западной "психологической" теории, не более того. Последователь пустых идей. Зарабатывает конечно свой хлеб на этом, делает бизнес на том "что хорошо идет".
0 +0−0Витька Пятаков07:15:54
25/06/2017
Духи? Всякий пол
Принять способны или оба вместе -
Так вещество их чисто и легко,
Ни оболочкой не отягчено,
Ни плотью, ни громоздким костяком.
Но, проявляясь в обликах любых,
Прозрачных, плотных, светлых или темных,
Затеи могут воплощать свои
Воздушные - то в похоть погрузясь,
То в ярость впав.
0 +0−0Андрей Чертихин04:29:31
25/06/2017
Да. Владимир Серкин в шаманах знает толк.
0 +0−0Вадим Гибатулин03:39:35
25/06/2017
Господин психолог сам толком не поставил себе цель исследования, потому и получил набор диалогов.
Приглашаю его в Твиттер, пусть поставит мне диагноз, а сверю со своим от себя, и со справкой из больницы ;)
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь