Гнилой пепин

00:02 23/06/2017 Наука и техника
Стив Джобс
Стив Джобс

В 2017 году Apple активно отмечает десятилетний юбилей iPhone, однако можно вспомнить и другое значимое для компании событие: 20 лет с момента прекращения производства приставки Pippin — одного из худших устройств всех времен. «Лента.ру» рассказывает, почему яблочная компания потерпела фиаско при попытке затмить Sony PlayStation и Sega Saturn.

История названной в честь сорта яблок Pippin (пепин) игровой приставки по праву считается одной из самых позорных страниц в истории Apple и приходится как раз на то время, когда Стива Джобса выгнали из компании. Тогда Apple превратилась в крупного производителя компьютеров, но оказалась не в силах бороться с натиском конкурентов и теряла свое влияние.

В попытках найти новые источники дохода «эффективные менеджеры» провели немало экспериментов, транжиря сотни миллионов долларов: Apple выпустила печально известный КПК Newton, цифровые камеры, CD-плееры, акустику и даже аксессуары для телевизора.

Но спасти положение не удалось, корпорация лишь потеряла деньги. В отчаянной попытке остаться на плаву гендиректор компании Майкл Шпиндлер (Michael Spindler) начал лицензирование операционной системы Apple, погнавшись за успехом Microsoft. Так и появились сотни клонов Mac, которые выпускались партнерами Apple.

Рождение легенды

Pippin стал одним из первых продуктов, открывших «эпоху клонов». В Apple мечтали создать некую платформу на базе существующих компьютеров компании и работающих под управлением Mac OS. Разработчикам было плевать, каким будет Pippin, — они всего лишь хотели найти партнера.

И тогда на горизонте появилась японская компания Bandai, руководители которой хотели прибавить к статусу крупнейшего в мире производителя игрушек нечто большее. Наиболее разумным выходом казалось создание собственной игровой приставки, вот только опыта в выпуске консолей у японцев не было. Тут-то задумка Apple с лицензированием платформы и пришлась кстати.

По итогам сделки Apple взяла на себя затраты на разработку устройства с сохранением прав на лицензирование, а Bandai — на производство и маркетинг. Изначально планировалось выпускать простую игровую приставку, которая бы напрямую конкурировала с Sega и Nintendo, поэтому Pippin проектировали на устаревшем процессоре Motorola 68030. Но в ходе работы над системой концепция полностью изменилась, и в Apple по-быстрому превратили устройство в мультимедийную ТВ-приставку с выходом в интернет. В этой связи Pippin перевели на архитектуру PowerPC, чтобы обеспечить поддержку порта GeoPort для подключения модема. Фактически это был PowerMac с рядом ограничений, который работал на упрощенной версии Mac OS.

Анонс Apple Bandai Pippin в Японии состоялся 13 декабря 1994 года, спустя 10 дней после презентации оригинальной PlayStation. Приставка позиционировалась не просто как очередная игровая консоль, а как полноценная машина, которая может выполнять много разных задач — от проигрывания CD до серфинга в сети.

Былинный провал

В Японии продажи Pippin Atmark начались в марте 1996 года. Bandai планировала реализовать 200 тысяч приставок за первый год, и это несмотря на то, что консоль стоила 64,8 тысяч иен (около 650 долларов). Для сравнения: Nintendo 64 стоила 200 долларов, а свежая на тот момент PlayStation — 300 долларов. В Apple же считали цену на Pippin адекватной и оправдывали ее тем, что приставку можно считать полноценной заменой персональному компьютеру, а не просто какой-то игрушкой.

Позже она появилась на прилавках США под названием @WORLD по цене в 600 долларов. В рекламных материалах превыше всего ставили возможность консоли выходить в интернет, а покупателей одаривали кодом на полгода безлимитного доступа к сети. В Америке Bandai планировала реализовать еще 300 тысяч приставок, но события развивались иначе.

Потенциальные покупатели просто не понимали значение символа «@», а интернет еще не был популярен. Те, кто познал диджитал, не расценивали Pippin как устройство для серфинга в сети. Поэтому идея интернет-приставки полностью провалилась.

В 1996 году у Apple появился второй партнер — Katz Media, готовый реализовывать приставку в Европе и Канаде. Но история KMP 2000 (именно так Katz Media назвала свою версию Pippin) закончилась так же стремительно, как и началась. Понимая провальное положение Pippin, компания приняла стратегическое решение отказаться от розничных продаж приставки. Она полностью отошла от идеи Apple и Bandai, позиционируя Pippin как девайс для бизнеса. Ее предлагали в качестве основы для создания интерактивных киосков, интернет-устройств для гостиничных номеров и недорогого компьютера для больниц. Но и эта попытка поднять Pippin с колен тоже не увенчалась успехом.

Игорь тонет

Так как Pippin базировался на Mac OS, портирование игр и софта не вызывало серьезных затруднений у разработчиков. Более того, большинство игр с Pippin без труда запускались на компьютерах Mac. В Apple очень надеялись привлечь к работе по развитию приставки именитых разработчиков игр и пытались наладить с ними хорошие отношения. Но система Apple уже в то время была известна как ОС без игр, поэтому и на Pippin поиграть было не во что. В итоге в Японии для нее вышло менее 80 тайтлов, а в США и вовсе 18 игр и программ.

Единственные, с кем удалось договориться, стали Bungie Studios (создатели Halo и Destiny). Apple и Bandai обеспечили разработчикам финансовую и техническую поддержку, чтобы студия выпустила шутер от первого лица Super Marathon эксклюзивно для Pippin. У игры, возможно, и были шансы стать популярной, но выход на приставке от Apple поставил на ней крест. Аналогичная история произошла с остальными проектами под Pippin.

Развязка

Apple не принимала участия в рекламе Pippin, и это бремя легло на плечи Bandai. В общей сложности японская компания вложила в маркетинг 93 миллиона долларов. Лицензионное соглашение предписывало, что в рекламных материалах Pippin нельзя было назвать компьютером, и это накладывало серьезные ограничения. А с учетом того, что на рынке доминировали Nintendo, Sony и Sega, процветал ПК-гейминг, шансы у Pippin были примерно нулевые.

Очевидно, что высокая цена была не единственной серьезной проблемой приставки. С какой стороны ни посмотри, Pippin была неудачной консолью: устаревшее железо, отсутствие поддержки браузера Netscape 2.0, совершенно нечитабельный текст на телевизорах тех лет, серьезных игр для нее не выпускали, и даже с точки зрения маркетинга все было плохо. За время ее существования Bandai удалось продать всего 42 тысячи Pippin из планируемых 500 тысяч.

Закончилась эта агония лишь с возвращением Джобса в 1997 году. Первым делом он прекратил предоставлять третьим лицам лицензию на производство клонов Mac, в числе которых был и Pippin. Bandai также прекратила выпускать приставку, но поддержку обеспечивала до конца 2002 года. Katz Media, в свою очередь, продала остатки Pippin компании DayStar Digital, которой удалось реализовать еще несколько тысяч устройств. Остальные приставки были либо уничтожены, либо утеряны, либо пылятся на полках у коллекционеров.

Влад Массино

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(34):

1 2
0 +0−0№-193693720:00:10
23/06/2017
0 +0−0Nikita Obama19:37:12
23/06/2017
КПК Newton. Очень даже классная штука была, даже с распознаванием рукописного текста.
КПК - это Pocket PC, а Newton был Message Pad или PDA
0 +0−0Nikita Obama19:37:12
23/06/2017
КПК Newton. Очень даже классная штука была, даже с распознаванием рукописного текста.
0 +0−0Little Willy19:35:37
23/06/2017
Своё время опередила(
0 +0−0Alfa Romeo Giulia17:29:33
23/06/2017
зато сейчас такая приставка у коллекционеров оценивается в сотни тысяч Долларов. глупые хомяки которые имели шанс приобрести ее тогда кусают локти! а вообще нормальная концепция опередившая свое время.
0 +0−0Степан Хренников .16:56:09
23/06/2017
А Жопс-то ту при чем? При нем такой фигни не было!
0 +0−0Наум Приходящий15:16:52
23/06/2017
3 +0−0- -10:18:20
23/06/2017
Чем они опередили? Модемом для выхода в интернет? Модем выходил еще аж для мегадрайва в 1990-м году.
Модем выходил ещё для оригинальной нинтендо в конце 80-х. Только он не для интернета был.
0 +0−0StartVisit .14:21:36
23/06/2017
у Эпла есть только один продукт который по настоящему культовый и является шедевром и именно он и только он вытащил загнивающий бизнес и превратил в первый.
0 +0−0StartVisit .14:12:18
23/06/2017
никогда не слышал про эту игрушку, у меня набор из всех начиная с Сеги и заканчивая последней моделью Xbox.
-1 +0−0Наум Приходящий15:14:38
23/06/2017
-2 +0−0Zigmars .14:56:36
23/06/2017
Аpple и Джобс лично всегда были барыгами - и именно в самом худшем смысле этого слова. За немалые деньги иногда продавали действительно уникальные для своего времени вещи (Macintosh, iPod). Но реальная цена примерно 50% остальной продукции - в целом такова, если вы купили бы кучу дерьма (только потому, что она вышла не из-под кого-нибудь, а из-под САМОГО Стива) - по цене Мерседеса.
Временами "Заносило" не только Apple, но и самого Джобса. А началось это ещё с выпуска Lisa.
Ахахаха, смотрите - у нас тут критик и ценитель завёлся, срывает покровы прямо со своего дивана!
-1 +0−0StartVisit .14:14:17
23/06/2017
цена конечно заоблачная, зачем это покупать если есть значительно дешевле и лучше.
-1 +0−0muxacc07:55:26
23/06/2017
Кпк был вполне отличным
-2 +0−0Zigmars .14:56:36
23/06/2017
Аpple и Джобс лично всегда были барыгами - и именно в самом худшем смысле этого слова. За немалые деньги иногда продавали действительно уникальные для своего времени вещи (Macintosh, iPod). Но реальная цена примерно 50% остальной продукции - в целом такова, если вы купили бы кучу дерьма (только потому, что она вышла не из-под кого-нибудь, а из-под САМОГО Стива) - по цене Мерседеса.
Временами "Заносило" не только Apple, но и самого Джобса. А началось это ещё с выпуска Lisa.
-4 +0−0дыц- дыц05:45:19
23/06/2017
ну, опередили время, чо. сейчас, как я понимаю, к этому производители приставок и пришли. для Эппл это вообще характерно, тот же Newton был не так уж плох в плане задумки, просто на тот момент реализовать нормально было нельзя.
-5 +0−0Watashi Wa05:46:59
23/06/2017
Автору лучше не писать на темы в которых не разбирается.
1 2
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь