„ | Честно говоря, люблю староверов - конечно, это не будущее и никаких новых технологий они не изобретут. Но это последние реально верующие люди. Не потому что модно, выгодно, как все и т.д. Просто верят и тем живы. Они как бы фундамент, и да им бог здоровья и много детишек | “ |
В Приморском крае чиновники озаботились судьбой староверов, приехавших несколько лет назад из Уругвая и Боливии по программе переселения соотечественников. Активность в этом направлении началась после того, как весной Владимир Путин встретился с митрополитом Корнилием, главой старообрядческой церкви. Корреспондент «Ленты.ру» отправился в село Дерсу, где живут переселенцы из Боливии и где впервые в России появился официальный уполномоченный по правам староверов, уже переехавших и только собирающихся вернуться на историческую родину.
«Они мне как родня какая-то»Первые староверы из Латинской Америки прибыли в Приморье в 2009-м, в разгар конфликта в Красноармейском районе, где открылся национальный парк «Удэгейская легенда». «Когда нацпарк установился, местные жители восприняли это как ущемление своих прав», — вспоминает Федор Крониковский, бывший директор "Легенды", многолетний ходатай за староверов-переселенцев. А с середины июня — еще и официальный представитель по защите их прав при государственном Агентстве по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. «Люди ушлые, к вольнице привыкшие — а с парком же правила природопользования пришли», — поясняет он.
Восемь лет назад на очередном собрании местные жители пригрозили покинуть прилегающие к парку деревни. «Уедете вы — кто-то другой приедет», — сказал им Крониковский. «Хаааа-хаха, какой дурак сюда поедет», — цитирует Федор Владимирович ответные реплики.
Через месяц стало известно, что по программе переселения соотечественников именно в Красноармейский район направляются староверы из Уругвая. «Для меня это как Божий промысел был, — говорит вновь назначенный омбудсмен. — Еще никого их не видел и не знал. А уже мне стали они как родня какая-то».
Встречать первых переселенцев Федор Крониковский приехал на станцию Дальнереченск. И не один, а с отцом Евгением из поселка Рощино — ближайшего центра цивилизации: пара часов езды до Дерсу по тотальному бездорожью, и то если с паромом через реку Большую Уссурку повезет. «Да, это батюшка из РПЦ, — подтверждает Крониковский. — Ну и что? Да, церковный раскол. Но христиане же». К тому же, вспоминает он, была пасхальная неделя: «Отец Евгений заходит к ним в автобус: “Христос воскресе!” Те сразу оживились, дружно так: “Воистину воскресе”. Сразу контакт наладился».
Переселенцев предупредили: летом будут комары и мошка, готовьтесь. «Нас это только порадовало», — уверяет Ульян Мурачев, староста общины староверов в селе Дерсу. Он и его братья приехали сюда пять лет назад — уже следующей «партией» из Боливии. Для «связей с общественностью» из семи десятков жителей Дерсу — только он да брат его Иван, остальные с чужими молчат. «Что в Уругвае, что у нас это добро жалило круглый год. А тут — только летом!», — поясняет Ульян.
Жизнь на сундуках«Как узнали, что едем, так мы себе сундуков наделали из боливийского материала, — продолжает Ульян, похлопывая по массивной конструкции под собой. — Робля называется, что-то вроде дуба». Roble — действительно латиноамериканский дуб. «А по-русски робля вообще смешно — табебуйя», — добавляет его брат Иван Мурачев. «На продажу сундуки долларов по двести там люди делают. А мы для себя сколотили. Чтобы ехать, а здесь — на них сидеть».
Посидеть можно, даже необходимо. За окном избы Ульяна Мурачева — проливной дождь, два десятка изб села Дерсу и подворья вымокли до того, что работать невозможно: нога даже в резиновом сапоге проваливается по голень. Разве что дать корм курам — это делает кто-то из мурачевских мальчишек («Куда босиком?» — одергивает мать) — и быстро домой.
Да и жизнь на чемоданах, то есть на сундуках — дело для переселенцев привычное. За последний век в истории того же клана Мурачевых сначала были тридцать лет в Китае, после бегства от Советов и их репрессий против староверов. Потом — тридцать лет в Бразилии, куда пришлось удирать уже от коммунистов Мао. А в начале восьмидесятых — переезд в Боливию, более спокойный: в департаменте Санта-Крус запустили программу освоения отдаленных земель, староверы уехали туда — за большим гектаром. «Триста, — говорит Ульян о своей латиноамериканской латифундии. — У иных семей и по пятьсот, и по тысяче гектаров в пользовании было».
На родине, конечно, таких объемов никому не дали. И вообще, по словам староверов, на первых порах жизнь в России складывалась «не совсем чтобы очень». В Уссурийском районе Приморья, куда определили Мурачевых, им предложили разбирать сараи для постройки собственных домов — поскольку 46 миллионов рублей, выделенных центром на возведение жилья, «где-то по дороге затерялись», как говорит Ульян. В качестве временного жилья выделили многоэтажки на территории бывшего гарнизона у границы с Китаем — с уже имеющимися соседями из местных.
Сохранению уклада староверов — уединенность, спасение души, работа и жизнь вдали от «бесовщины» вроде пьянства и наркотиков — это не способствовало никак. Соответственно, в повестку встал вопрос переезда в следующий пункт федеральной программы. Уже за свои, без подъемных.
Таковым пунктом и оказалось село Дерсу, что в Красноармейском районе Приморья.
Путь на край географииДо советско-китайского пограничного конфликта на острове Даманском село Дерсу называлось Лаулю — что до сих пор сохранилось в устной народной топографии этих мест: «староверы сидят у себя в Лаулях», «поехали обратно в Лаули».
В Дерсу — а село названо в честь того самого, Дерсу Узала — надо ехать так. От Владивостока — ночь поездом до станции Дальнереченск. От Дальнереченска — часа два машиной до поселка Рощино, ближайшего к староверскому поселку центру цивилизации. Там пять тысяч человек, сносная жизнь при леспромхозе, торговый центр с искусственной пальмой и парой гипсовых львов, глядящих в тайгу.
Еще в Рощино есть рынок — там те же Мурачевы время от времени торгуют маслом, молоком и прочим, а осенью еще и мясом. И клуб «Геолог», где уже несколько месяцев ждут культурное событие — выступления цирка из Новосибирска. В программе обещаны попугаи на велосипедах, озорная обезьяна, игривый пони и феерия бразильских голубей.
От Рощино — еще час по грунту до реки Большая Уссурка, по-китайски звавшейся Иман. Там нужно подождать паром — изобретение Николая Лалетина, учителя физики из школы в селе Дальний Кут, что на одном берегу с «Лаулями». Угол наклона лебедки, примерная сила течения и сноса — лишь немногие вычисления, проделанные Лалетиным. В результате паром резво — и без всякого мотора — бегает поперек реки, перевозя по одной машине туда или обратно.
К парому, правда, надо поторопиться: как явствует из бумаги, прикрепленной к ближайшему дереву, работает он по три часа в день — утром, днем, вечером. Так что лучше не опаздывать, иначе придется переходить Уссурку по деревянному мостику — и дальше следовать к староверам пешком. Если, конечно, не договориться заранее, что кто-нибудь подъедет встретить к берегу реки. А договориться трудно: сотовая связь заканчивается в Рощино, неподалеку от «Геолога».
Впрочем, еще неизвестно, как легче преодолеть последние десять километров до Дерсу: дороги от берега до староверов по факту нет. Полноценный край географии: вокруг уссурийская тайга — и дальше она же, только совсем без дорог. Даже номинальных.
«Нам говорят все время “а что вы так далёко заехали”, — вспоминает самые частые вопросы гостей Ульян Мурачев. — Мы и отвечаем: “Так не было куда дальше”. Нам отшиб нужен, мы своим укладом живем».
Уклад укладом, а программа обустройства переселенцев на исторической родине — программой. Паспорта российских граждан староверы из Боливии получили быстро. Но ответить что-то внятное тем, кто остался в Латинской Америке, — а вопрос там только один: «когда можно переезжать к вам?», и задают его, по словам старосты Ульяна, «семь сотен наших в Боливии и десяток деревень в Бразилии» — Мурачевы и другие староверы пока не могут.
«Сильно по черепахе»«Программа переселения соотечественников написана, к примеру, под жителей Средней Азии, бывших советских республик, — уверяет Федор Крониковский. — О том, как документы на нашу систему конвертировать — дипломы, стаж трудовой, другие бумаги». Отдавая должное программе, Крониковский отмечает полную ее непригодность для староверов из Южной Америки: «Образования формального у них нет, учились сами. Трудовых книжек — нет, в Боливии они не в ходу. Даже водительские права боливийские здесь не котируются, соглашения нет. Куда, с чем устраиваться?»
«Только на землю, как нам положено», — говорит Ульян Мурачев.
Земельный вопрос для староверов Дерсу решен так: у каждого — полгектара приусадебных. Еще шестьдесят — на все село — с дальневосточными гектарами и краевыми программами. И еще 500 гектаров староверы взяли в аренду у района. Правда, стоимость аренды в последний год поднялась в шесть раз, но по наводке краевого руководства нашелся меценат, оплативший разницу. В перспективе — пересмотр аренды в обратную сторону. Все, разумеется, после встречи президента Путина и митрополита Корнилия.
«Обустроить подворья, коровник помочь наладить, — перечисляет Ульян нужды общины. — МЧС вот ставит нам новые столбы, провод сильный — чтобы без перебоев электричество шло». Две огромные стиральные машины у входа в избу Ульяна — вполне богоугодно: облегчение труда по дому и в поле только приветствуется.
«Еще дорогу по деревне и дорогу к нам хотелось бы. Дорожные работы ведутся, но сильно по черепахе — технику хорошую забросить по переправе не могут», — указывает Иван Мурачев. На вопрос, почему сами не подлатали дорогу к парому — для себя же в конце концов — Иван отвечает так: «Если бы были в силах, то давно бы сами сделали. А семьи многодетные, работы много. Коровы, арбуз, пшеница. Соя вот хорошо сейчас идет».
С многодетностью тоже все в порядке. У Ульяна Мурачева, к примеру, двенадцать детей и девятнадцать внуков: «Последний вчера родился». У Ивана — девять детей, внуков нет: «Никого не женили пока. Два сына в напряжении жениться — одному 20 лет, другому 19, но денег на свадьбу нет». Где брать невест своей веры? «Эээ, со стороны это вопрос, а для нас не вопрос, — успокаивает Ульян. — Вон парень с Енисея на Пасху приезжал, дочь мою посмотреть — списались по почте, фото в конверте положили, потом познакомились. Понравились друг другу, свадьбу сыграли. Дочь с Енисея пишет — живут, нравится».
«Приморский край — Москва»
«Продолжение следует»
Юрий Васильев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
21 +0−0 | Shelonnik | 00:49:38 17/06/2017 |
Честно говоря, люблю староверов - конечно, это не будущее и никаких новых технологий они не изобретут. Но это последние реально верующие люди. Не потому что модно, выгодно, как все и т.д. Просто верят и тем живы. Они как бы фундамент, и да им бог здоровья и много детишек |
20 +0−0 | Vlad Bor | 11:41:33 17/06/2017 |
очень хорошо для России , что переезжают в Россию староверы, люди не испорченные "западными ценностями" и российским пофигизмом , люди которые рассчитывают на свои силы, а не бегут жаловаться в Европейский суд по правам человека или лично президенту РФ. Это свежий генофонд. |
18 +0−0 | Владислав Смирнов | 09:27:40 17/06/2017 |
Душа радуется, чистая вера- добрые люди, истинные верующие православные. Господь им в помощь! |
14 +0−0 | Сергей Вторый | 02:16:26 17/06/2017 |
Присылайте больше староверов, единственные истинные Русские остались, не то что это г... с подвернутыми штанами и айфоном в руке. |
14 +0−0 | Dmitriy NeoN | 02:06:08 17/06/2017 |
В кои веки хорошая статья. |
13 +0−0 | Звезда Быстрая | 05:14:52 17/06/2017 |
Приятно читать о таких людях. Пусть у них все хорошо будет!^_^ |
12 +0−0 | Ирина Федосова | 11:30:08 17/06/2017 |
Таких бы побольше- трудяги и хранители нравственности. |
12 +0−0 | Natalya Nazarova | 10:50:00 17/06/2017 |
Русские люди. Вот кто поднимет ДВ. Очень хорошо что возвращаются на родину в Россию. |
11 +0−0 | Иван Иванов | 11:07:34 17/06/2017 | ||||||
| ||||||||
коренные разбалованы советским колхозом, работой спустя рукава, пьянками и халявой. |
11 +0−0 | Ivan Hangoverov | 02:04:40 17/06/2017 |
Предлагаю избрать его патриархом вместо Кирилла. А Кирилл пусть идёт вон на Арбат швейцарскими часами торговать. |
10 +0−0 | Ivan Hangoverov | 01:58:45 17/06/2017 |
Сравните из поведение и привычки - с мерзкими деятелями РПЦ, склонными к роскоши и гомосексуализму. Кто больший христианин - этот конкретный чел или "Нектарий" с джипом?! По мне так эрпецешники это Зло - а вот эти вот граждане это Добро. |
9 +0−0 | Иван Иванов | 09:33:07 17/06/2017 |
Отличная новость! Пусть приезжают, земли хватит всем. Молодцы старообрядцы! Не чета эмигрантам-колбасникам, пенной плесени, которую выплеснули вон. |
8 +0−0 | mishacol . | 12:56:11 17/06/2017 | ||||||
| ||||||||
Я бы жену у них взял, так не отдадут же атеисту и коммунисту. |
8 +0−0 | ИМя | 03:05:51 17/06/2017 | ||||||
| ||||||||
Совершенно с вами согласен! Спокойно написанная статья ,без призывов и политики и за людей радостно как то |
7 +0−0 | Р Е З О Н Ё Р | 20:15:09 17/06/2017 |
Путин дурака не валял бы а Кирюху со всей монашьей кодлой туда выслал, можно было бы и по 10 гектаров на рыло выделить лишь бы пахали. |
7 +0−0 | Иван Михайлов | 06:32:00 17/06/2017 |
Трудитесь ребята, удачи. |
7 +0−0 | Андрей Мишин | 02:53:25 17/06/2017 |
Как хорошо, что русские люди вернулись. Было бы у нас нормальное правительство, давно бы помощь оказали. А то пока болтовня одна да пиар... |
7 +0−0 | Ivan Hangoverov | 02:02:03 17/06/2017 | ||||||
| ||||||||
Из правильнее называть "настоящие православные". Они же просто верят как из деды верили - но в отличии от эрпецешных "нектариев" не гомики и не фанаты роскоши. |
6 +0−0 | Иван Иванов | 10:14:53 17/06/2017 | ||||||
| ||||||||
В Забайкалье есть села старообрядцев, там стоят памятники односельчанам погибшим в Великую Отечественную войну. Афганцев не знаю, наверное, тоже есть. В Сирию призывников не отправляют, только контрактников, и это нормально. Контракт в армию заключают не для того, чтобы в бесплатный фитнес ходить и жрать за счет государства. |
6 +0−0 | Иван Иванов | 10:00:16 17/06/2017 | ||||||
| ||||||||
Что за за бред сивого мерина ты несешь? у тебя в башке все смешалось , и 5000 лет, и СССР, и Донбасс. На Аляске живет 700 тыс. человек, это как в одном Хабаровске. В Дальневосточном округе живет 7 миллионов человек, многие здесь родились, и никуда уезжать не собираются. Дальневосточники и в Лондон заглядывают, и виски пьют. Не переживай за нас, мы за тебя не переживаем, и вообще знать не знаем тебя, живой ты, мертвый)) |