На лицо ужасные

00:00 03/06/2017 Наука и техника
Реклама шоу французского иллюзиониста Анри Робена, 1863
Реклама шоу французского иллюзиониста Анри Робена, 1863
Призраки по Карлу Юнгу представляют собой архетипы — универсальные базовые врожденные психические структуры, из которых состоит коллективное бессознательное. Видения, связанные с ними, способны отключать логическое мышление человека. ------------------------------------------------------ вот и определение религии. жаль, что в России в 21 веке меня за такие слова могут посадить.

Чем сильнее люди в викторианскую эпоху увлекались сверхъестественным, тем больше было мистификаций. В «век разума» большинство считало привидений суеверием, однако страх перед «существами из иного мира» укоренен в подсознании человека, и вот он вырывался наружу. В статье, опубликованной в журнале Folklore, историки Дэвид Уолдрон и Шэрн Уолдрон (David Waldron & Sharn Waldron) рассказывают об этом феномене на примере колониальной Австралии середины и конца XIX века.

Я вижу мертвых

Если в Англии одевались в простыню и шли пугать граждан представители праздной «золотой молодежи», то в английских колониях на этом деле ловили вполне рациональных, уважаемых и вроде бы не склонных к асоциальному поведению людей. Среди них были школьные учителя, домохозяйки, чиновники и даже простые рабочие, у которых вроде бы не оставалось времени для таких развлечений. Поэтому, несмотря на то что этот феномен был общим для Англии и ее колоний, воспринимался и проявлялся он по-разному.

Призраки по Карлу Юнгу представляют собой архетипы — универсальные базовые врожденные психические структуры, из которых состоит коллективное бессознательное. Видения, связанные с ними, способны отключать логическое мышление человека. Мистификаторы в костюмах привидений эксплуатировали именно этот принцип.

В середине XIX века австралийский штат Виктория стал центром спиритуализма и источником фольклора о сверхъестественном. Местная пресса писала о целом «реакционном движении против материалистической философии».

Проза, пресса и фольклор

В такой атмосфере истории о встречах с призраками пользовались чрезвычайной популярностью и формировали австралийский колониальный фольклор. Многие фольклорные образы были хорошо знакомы европейцам и британцам, поскольку местное население состояло из переселенцев из этих стран: безголовые лошади, женщины в белом, духи животных и призраки убитых. Публикации в прессе о встречах с ними подстегивали авторов художественной прозы, превращавших фольклор в романы и повести.

К 1890 году ажиотаж публики вокруг подобных историй, подогреваемый розыгрышами и мистификациями, заставил газеты заговорить об «одержимости призраками». Паника, которую вызывали рассказы очевидцев, отражалась и на бюджете региона, увеличив расходы на охрану порядка. В некоторых СМИ даже призывали выставлять патрули констеблей, чтобы те стреляли в любой движущийся силуэт, напоминающий призрака. Если существо бестелесно, то пуля не причинит ему вреда, рассуждали журналисты, а если это человек, нарядившийся призраком, тем хуже для него.

Хотя в большинстве газет дискуссия о привидениях велась с изрядной долей сарказма и скептицизма, все это тоже подливало масла в огонь. Одни репортеры старались развенчивать мистификации. Можно вспомнить историю о «безголовой собаке», оказавшейся кошкой, засунувшей голову в консервную банку, или рассказ шахтера об ужасной женщине с «прозрачным телом», ехавшей на лошади, за которую он принял брошенный манекен, стоящий возле бревна.

Другие корреспонденты не спешили с выводами. Они не утверждали реальность призраков, однако отмечали, что видения помогают, например, найти место убийства той или иной жертвы.

Шутники

Мистификаторы (обычно мужчины) наряжались призраками (костюмы шили сами) и выходили ночью на дорогу, стеная и пугая прохожих. Иногда даже нападали на них.

У каждого был свой особенный почерк, и «спецодежда» сильно отличалась, что позволяло газетчикам давать «призракам» клички. Например, Бомбардир-волшебник: его белую робу дополнял белый остроконечный колпак. Он пугал рабочих и прохожих на дороге между Балларатом и Килмором, испуская жуткие крики и кидаясь камнями. Бомбардир-волшебник любил играть в кошки-мышки с блюстителями порядка, устраивавшими на него безуспешные облавы. В конце концов, его все же поймали два местных жителя — и поколотили.

Некоторые шутники наносили на свои костюмы фосфоресцирующую краску, которая как раз в конце XIX века стала доступна в Австралии. Они светились в ночи, и прохожие пугались еще больше. Иногда такой краской рисовали на стенах домов череп и кости или другие жуткие знаки.

Интересно, что фосфоресцирующий раствор был очень токсичен. Отравление им приводило к кардиоваскулярным и респираторным заболеваниям, болезням органов пищеварения, диарее, недержанию мочи, нарушению зрения, повышению давления, беспричинной тревоге, тремору и припадкам. Такие шутники вполне могли даже впасть в кому и умереть. Превращая себя в символ смерти, они сами приближали ее к себе.

Порой образ призрака помогал преступникам скрывать свою личность при ограблении или изнасиловании. В качестве примера можно привести бывшего пациента Араратского сумасшедшего дома, который слонялся по улицам города Балларат в черных одеждах, измазанных фосфоресцирующей краской, и пытался насиловать местных девушек. В конце концов бдительные граждане схватили его и отвели в полицию.

В городе Бендиго мужчина нарисовал на своей голой груди череп с костями, подписал рисунок словом «смерть» и совершал акты эксгибиционизма на кладбище. Там же другой человек в белом плаще, вымоченном в фосфоресцирующем растворе, нападал ночами на женщин. Были и более опасные случаи: например, некий мужчина, измазанный светящейся краской, с гробом на спине, заколол ножом шахтера, пришедшего на помощь девушке, которую «призрак» пытался изнасиловать.

В 1904 году был арестован Герберт Патрик Макленнан — за непристойное поведение и нападения на женщин. Он носил высокие резиновые сапоги и белый плащ, имел при себе плетку-девятихвостку. Хотя за информацию о нем была установлена награда в размере пяти фунтов, Макленнану долго удавалось избежать правосудия.

Издеваясь над властями, он однажды послал мэру Балларата письмо:

Уважаемый сэр,

Я вижу, что ваши никчемные советники пообещали за мою голову награду в размере пяти фунтов, но в этом объявлении не написано, необходимо ли меня взять живым или мертвым. А потом вы сообщили, что всадили бы в меня пулю, если бы нашли.

Мистер мэр, я предупреждаю, что буду стрелять в каждого, кого увижу с рукой в кармане и сочту подозрительным. Надеюсь, вы предупредите об этом своих особо ярых советников.

Искренне ваш,
Призрак.

Макленнан был известным и уважаемым преподавателем ораторского искусства. Его арест вызвал шок у местного населения и породил бурные дискуссии. Несмотря на высокий социальный статус, полиция давно подозревала его и собирала доказательства того, что «призрак» — именно он.

Привидениями прикидывались не только только мужчины. Одна женщина делала это, чтобы воровать кур и яйца. Другую, ранее замеченную в ношении мужской одежды, поймали под мостом в костюме, вымазанном фосфоресцирующей краской, и жуткой маске. Газеты писали также и о женщине в образе призрака, игравшей на гитаре рядом с отелем в городе Сандхерст.

* * *

Хотя криминальные мотивы в описанных случаях очевидны, такое поведение было еще и способом бросить вызов материалистической идеологии «века разума». «Призраки» восставали против викторианской морали и представлений о респектабельности того или иного члена общества. Эти люди пытались опровергнуть тезис о том, что предрассудки остались в далеком прошлом, таким образом стараясь изменить сложившийся статус-кво в целом.

Неудивительно, что многие из этих шутников отказывались от традиционных гендерных ролей и нарушали всяческие общественные табу — одеждой, поведением и бранной лексикой. То, с какой тщательностью они придумывали свои костюмы, рисковали быть пойманными или отравленными токсичной краской, показывает, насколько чувство причастности к идее отрицания социальных норм было для них важно. «Призраков» можно считать воплощением колониальной Австралии — земли переселенцев, вторгшихся на территорию чужой культуры аборигенов и не нашедших для себя места в еще не до конца сложившемся новом австралийском обществе.

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(22):

1 2+1
2 +0−0Админы идиоты14:51:58
03/06/2017
Призраки по Карлу Юнгу представляют собой архетипы — универсальные базовые врожденные психические структуры, из которых состоит коллективное бессознательное. Видения, связанные с ними, способны отключать логическое мышление человека. ------------------------------------------------------ вот и определение религии. жаль, что в России в 21 веке меня за такие слова могут посадить.
1 +0−0Nop Nopper14:21:29
03/06/2017
0 +0−0Николай Разгуляев13:01:13
03/06/2017
Чтобы такое писать тоже надо быть психически нездоровым.
Немного кокаинчика и всё норм.
1 +0−0Бегемот Иваныч12:24:01
03/06/2017
0 +0−0Николай Разгуляев02:37:01
03/06/2017
Суеверия и больное воображение тоже.
— А дьявола тоже нет? — вдруг весело осведомился больной у Ивана Николаевича.
— И дьявола...
— Не противоречь! — одними губами шепнул Берлиоз, обрушиваясь за спину профессора и гримасничая.
— Нету никакого дьявола! — растерявшись от всей этой муры, вскричал Иван Николаевич не то, что нужно, — вот наказание! Перестаньте вы психовать.
Тут безумный расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.

Михаил Булгаков " Мастер и Маргарита"
1 +0−0knightrocker 2110:24:04
03/06/2017
"Раскрыта сущность привидений и призраков"

пить надо меньше
1 +0−0Юрий Запятой08:15:49
03/06/2017
Редакция, вы совсем охренели? Исправьте ошибку, не позорьтесь.
1 +0−0Anton Davidenko02:09:20
03/06/2017
-1 +0−0Николай Разгуляев00:39:46
03/06/2017
Продукты суеверий и больного воображения,плюс фильмов ужасов.
Вера в привидений появилась задолго до фильмов ужасов
0 +0−0Xin Qilin00:22:54
04/06/2017
0 +0−0Xin Qilin00:17:36
04/06/2017
По Карлу Юнгу есть универсальные базовые врожденные психические структуры.

Из которых может строится как коллективное сознательное, так и коллективное бессознательное.

Последнее по сути всегда недостроенное , поэтому все непознанное и необъяснимое или запрещаемое перемещается именно туда.

А из него развиваются как сознательные коллективные табу и связанные с ним психозы, так и бессознательные мистификации, в том числе и вера в Призраков.

Периодическое высвобождение личного бессознательного происходит во сне.

Коллективное же бессознательное либо периодически сжигается в культуре перевоплощений, либо преобразуется в более коллективном рациональном мышлении.

Если ни того, ни другого долго нет, то случится может все что угодно от смешного до самого страшного.

Как итог: видимо эта статья именно об этом…
Но сути связи насущного живого , страха смерти, памяти об умерших и проявления в поле этой памяти физических явлений общего порядка эта статья не раскрывает…
0 +0−0Xin Qilin00:17:36
04/06/2017
По Карлу Юнгу есть универсальные базовые врожденные психические структуры.

Из которых может строится как коллективное сознательное, так и коллективное бессознательное.

Последнее по сути всегда недостроенное , поэтому все непознанное и необъяснимое или запрещаемое перемещается именно туда.

А из него развиваются как сознательные коллективные табу и связанные с ним психозы, так и бессознательные мистификации, в том числе и вера в Призраков.

Периодическое высвобождение личного бессознательного происходит во сне.

Коллективное же бессознательное либо периодически сжигается в культуре перевоплощений, либо преобразуется в более коллективном рациональном мышлении.

Если ни того, ни другого долго нет, то случится может все что угодно от смешного до самого страшного.

Как итог: видимо эта статья именно об этом…
0 +0−0Петька Стекломой21:12:12
03/06/2017
"Например, Бомбардир-волшебник: его белую робу дополнял белый остроконечный колпак." - он просто член Ku Klux Klan.
Статья не ахти конечно, единственное что узнал из неё что насиловали женщин таким образом.
0 +0−0Master Kuklovod20:26:27
03/06/2017
статья бредовейшая, наверное, один из самых низких уровней из лентовских. причем тут заголовок вообще??
0 +0−0Master Kuklovod20:25:01
03/06/2017
-4 +0−0к - 32408:01:24
03/06/2017
Отрицая существование иного мира иметь верные представления о психике человека в принципе невозможно.
Получится то же самое что и с теорией эволюции, типа жизнь зародилась сама по себе.
Вроде все объяснили, а найти подтверждения во вселенной не могут.
Нету их, признаков, подтверждающих теорию эволюцию во вселенной. И ведь искали и надеялись, почти все доступные звездные скопления проверили.
Нету признаков, подтверждающих теорию. Теперь будут пристраивать новые гипотезы, новый вариант на тему "а почему все мамонты вымерли". Ведь не зря называют это дело феноменом. Потому что противоречит вероятностной модели, положенной в основу теории эволюции. Вероятностными моделями имеют дело фантасты, это их хлеб с маслом. В то время когда еще не было технических средств чтобы проверить далекие галактики на предмет признаков другой высокоразвитой цивилизации фантастам приходилось иметь только с вероятностной моделью теории эволюции. И они конечно населили вселенную каждый в меру своего воображения и интеллекта (который у многих вполне материалистичен, даже научен). А что в реальности? Феномен.
абсолютно согласен с вами, коллега
0 +0−0Dron .!.19:34:20
03/06/2017
1 +0−0Юрий Запятой08:15:49
03/06/2017
Редакция, вы совсем охренели? Исправьте ошибку, не позорьтесь.
Да там школота за доширак пашет. А админа так вообще каклы на кожаной палке вертят как шашлык.
0 +0−0Nop Nopper14:20:38
03/06/2017
0 +0−0leptinotarsad12:58:46
03/06/2017
"«Призраки» восставали против викторианской морали и представлений о респектабельности того или иного члена общества. "

Это вывод после бесконечной вереницы описаний изнасилований и грабежей.
Либерализм взглядов автора не палится, нет.
Автор будет голосовать за Навального, да?
Онежедети! Понятьипростить!
0 +0−0Мизантроп .14:19:03
03/06/2017
анекдот из конца 80х:
решили мы как то с Михалычем выпить. пошли значит отоварили талоны - не хватило, взяли у таксиста - не хватило, догнались одеколоном... вот тут то мы привидение/инопланетянцев/ НЛО и увидели.
0 +0−0Илья Павлов13:51:05
03/06/2017
0 +0−0leptinotarsad12:58:46
03/06/2017
"«Призраки» восставали против викторианской морали и представлений о респектабельности того или иного члена общества. "

Это вывод после бесконечной вереницы описаний изнасилований и грабежей.
Либерализм взглядов автора не палится, нет.
Автор будет голосовать за Навального, да?
"Ну пошалили немного, подумаешь! Мыжедети!.." -из объяснений Навального в суде.)))
0 +0−0Николай Разгуляев13:01:13
03/06/2017
1 +0−0Бегемот Иваныч12:24:01
03/06/2017
— А дьявола тоже нет? — вдруг весело осведомился больной у Ивана Николаевича.
— И дьявола...
— Не противоречь! — одними губами шепнул Берлиоз, обрушиваясь за спину профессора и гримасничая.
— Нету никакого дьявола! — растерявшись от всей этой муры, вскричал Иван Николаевич не то, что нужно, — вот наказание! Перестаньте вы психовать.
Тут безумный расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.

Михаил Булгаков " Мастер и Маргарита"
Чтобы такое писать тоже надо быть психически нездоровым.
0 +0−0leptinotarsad12:58:46
03/06/2017
"«Призраки» восставали против викторианской морали и представлений о респектабельности того или иного члена общества. "

Это вывод после бесконечной вереницы описаний изнасилований и грабежей.
Либерализм взглядов автора не палится, нет.
Автор будет голосовать за Навального, да?
0 +0−0Марат Якупов10:53:44
03/06/2017
Бытие есть то, что существует в материальной или идеальной форме. Люди не способны создать то, чего нет и быть не может. Привидения были и будут, но только не виде материальных клоунов-придурков.
0 +0−0Николай Разгуляев02:37:01
03/06/2017
1 +0−0Anton Davidenko02:09:20
03/06/2017
Вера в привидений появилась задолго до фильмов ужасов
Суеверия и больное воображение тоже.
0 +0−0void01:48:01
03/06/2017
автор статьи не разобрался, то ли приведение к общему знаменателю, то ли привиделось что-то.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь