Смерть всем человекам

00:04 02/06/2017 Наука и техника
Смерть всем человекам

Эксперт по робототехнике из Стэнфордского университета Хизер Найт (Heather Knight) подняла новую волну споров о безопасности беспилотных машин. В электромобиле Tesla Model S она выяснила, что система не принимает велосипедистов за людей, что может привести к печальным последствиям. О том, как беспилотные автомобили становятся виновниками ДТП и сколько жертв на их счету, — в материале «Ленты.ру».

Гроза велосипедистов

В своем блоге на Medium Найт рассказала о своих впечатлениях от электрокара, а также опубликовала результаты собственного исследования. В целом она положительно отзывается о беспилотнике: машина отлично перестраивается из ряда в ряд без участия водителя и самостоятельно поворачивает. Но статью свою назвала красноречиво: «Велосипедисты умрут».

«По моим оценкам, автопилот в потоке правильно определяет около 30 процентов автомобилей и всего 1 процент велосипедистов. Невозможность классифицировать объект не говорит о том, что Tesla его не видит. Но, когда на кону человеческая жизнь, мы рекомендуем НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АВТОПИЛОТ TESLA ВОЗЛЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ», — предостерегает Найт.

Другими словами, Tesla не понимает, что перед ней человек, и воспринимает велосипед как маленький автомобиль. Поэтому Найт в очередной раз напомнила, что сейчас автопилот — это не более чем ассистент, который поможет перестроиться в другой ряд или предупредит об опасности, но никак не полноценная замена человеку.

В июле 2016 года в Норвегии система не смогла идентифицировать транспортное средство, и Model S наехала на мотоциклиста сзади, нанеся ему серьезные травмы.

Норвежская ассоциация мотоциклистов NMCU (Norsk Motorcykkel uniоn) написала открытое письмо министру транспорта королевства Кетилу Солвик-Олсену (Ketil Solvik-Olsen) и главе Tesla Илону Маску (Elon Musk) с требованием разобраться в случившемся. Байкеры уточнили, что ни в коем случае не выступают против технического прогресса. Но, по их мнению, систему необходимо тщательно проверить, пока она не готова к массовому использованию. Позже к норвежцам присоединились мотоклубы Нидерландов и Федерация европейских ассоциаций мотоциклистов (FEMA). Все они уверены, что технология Tesla слишком сырая и ее нельзя давать в руки обычных водителей.

В марте 2017 года в Фениксе (штат Аризона, США) Tesla Model X столкнулась сразу с двумя полицейскими мотоциклами. Двое стражей порядка остановились перед светофором. Следовавший за ними на автопилоте электрокар сперва притормозил, но спустя мгновение продолжил движение. Полицейским пришлось бросить мотоциклы и ретироваться.

Первые жертвы

Первое и пока единственное ДТП со смертельным исходом с участием автопилота Tesla произошло в мае прошлого года (хотя в компании о нем рассказали лишь в конце июня). Джошуа Браун (Joshua Brown) двигался по шоссе в Уиллистоне, штат Флорида на своей Model S, когда на полосу перпендикулярно направлению движения выехал седельный тягач с полуприцепом. Ни водитель, ни машина не среагировали на светлую фуру на фоне яркого неба, и тормозная система не включилась.

По версии национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), автопилот бездействовал потому, что датчики Tesla находятся слишком низко и система не среагировала из-за большого дорожного просвета фуры.

Как бы то ни было, в январе 2017 года эксперты NHTSA виновным в ДТП признали самого водителя. В расследовании говорится, что автопилот выполняет вспомогательную роль и у Брауна было порядка семи секунд, чтобы среагировать на опасность. По иронии судьбы, за месяц до аварии Браун опубликовал ролик о том, как система Tesla спасла его от столкновения с грузовиком.

В Tesla тоже считают, что в ДТП с участием их автомобилей виноваты сами водители. Никто никогда и не говорил, что текущая версия их ПО обеспечивает полностью автономное управление. Это лишь помощник, которого можно активировать только на шоссе, и даже тогда не следует терять бдительность.

Безгрешных нет

Свой беспилотник предложила и компания Uber, однако дело не пошло. В октябре прошлого года в Питтсбурге, штат Пенсильвания, один из тестовых автомобилей с системами автономного управления уличили в нарушении ПДД. Беспилотник пытался выехать на улицу с односторонним движением в противоположную сторону. Также машины Uber порой спокойно проезжают на красный сигнал светофора.

В марте 2017 года Volvo XC90 с оборудованием Uber в штате Аризона выехал на перекресток на желтый сигнал светофора. Другой участник движения пытался свернуть налево и не уступил дорогу беспилотнику. В результате столкновения тестовый автомобиль перевернулся. После этого амбициозный проект был остановлен.

Других участников этой гонки автопилотов тоже преследуют неудачи. Так, в Google, уже много лет работающей над беспилотным автомобилем, только за 2015 год зафиксировали 272 ошибки своей системы. За первые шесть лет тестов «гугл-мобиль» попал в 11 аварий, хотя и не по своей вине. В компании считают, что автомобили ведут себя слишком «вежливо» и их необходимо сделать агрессивнее.

В истории Google была всего одна авария по вине автопилота. В феврале прошлого года Lexus RX 450h с системой автономного управления столкнулся с автобусом при объезде препятствия. Машина решила не пропускать общественный транспорт, тем самым спровоцировав столкновение. В ДТП никто не пострадал, но Google пообещала улучшить свое ПО.

Неприятные инциденты случались и у Volvo, планирующей приступить к продаже своих беспилотных автомобилей уже в 2021 году. Во время демонстрации новой версии функции автоматического торможения кроссовер «не заметил» группу людей и на полном ходу сбил их. В Volvo объяснили, что автомобиль и не был оборудован системой обнаружения пешеходов, потому что его владельцы отказались докупать эту опцию.

И все же никто из крупных производителей, кроме Tesla, пока не рискует делать громких заявлений о работе своего автопилота. Да и последствия большинства ДТП с беспилотными седанами и хетчбэками не кажутся столь катастрофическими. Но необходимо понимать, что это только начало и в мире не так много машин с автопилотом. Страшно представить, что будет твориться, если в нынешнем состоянии систем автономного вождения на дороги выйдут различные беспилотные КамАЗы или фуры Tesla.

Стоит разделять понятия «полностью автономный» автомобиль и просто «автопилот». К сожалению, многие не видят разницы и отдают все управление на откуп системе. Но на данный момент ни один автомобиль не может самостоятельно принимать решения и зачастую лишь информирует водителя об опасности. Эта оговорка позволяет крупным компаниям не брать на себя ответственность и винить в произошедших ДТП либо других участников движения, либо самих владельцев машин с автопилотом.

Влад Массино

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(61):

1 +0−0№-189216503:29:44
02/06/2017
1 +0−0Vadim Ashdodskiy00:41:19
02/06/2017
Хоть кол на голове теши, но журналисты будут продолжать называть тесловскую систему помощи водителю "автопилотом" - и делать из своего дурацкого искажения естественным образом дурацкие же выводы. А что касается мотоциклистов и велосипедистов (особенно на велосипедах с электроприводом), то они слишком часто ведут себя на дороге, как самоубийцы.
Последний абзац:

"Стоит разделять понятия «полностью автономный» автомобиль и просто «автопилот». К сожалению, многие не видят разницы и отдают все управление на откуп системе. Но на данный момент ни один автомобиль не может самостоятельно принимать решения и зачастую лишь информирует водителя об опасности. "
1 +0−0Vadim Ashdodskiy00:41:19
02/06/2017
Хоть кол на голове теши, но журналисты будут продолжать называть тесловскую систему помощи водителю "автопилотом" - и делать из своего дурацкого искажения естественным образом дурацкие же выводы. А что касается мотоциклистов и велосипедистов (особенно на велосипедах с электроприводом), то они слишком часто ведут себя на дороге, как самоубийцы.
1 +0−0Alex Diver00:35:36
02/06/2017
Лента, хорош размещать одну и ту же бредятину по второму разу...
0 +0−0Георгий Агеев22:43:34
02/06/2017
Выше нос, куски мяса!
8/64

P.S. искусственный интеллект ничто в сравнении с естественной глупостью пешеходов!
0 +0−0alexshyshkin Shyshkin22:21:21
02/06/2017
Для того, чтобы не было аварий с автопилотными автомобилями, нужны автопилоты для пешеходов и велосипедистов.
0 +0−0ODYS **********21:58:53
02/06/2017
Даже автопилот не любит мотоциклистов ))).. Он их специально давит
0 +0−0Скотный Двор21:51:17
02/06/2017
0 +0−0Maserati Ghibli21:45:56
02/06/2017
Кремлебот ты ту Инструкцию читал? Там черным по белым написано, что водитель все равно должен сохранять контроль над ситуацией и держать ногу на педали Тормоза. Что это просто ассистент облегчающий вождение, а не полностью автономный водитель.
....что водитель все равно должен сохранять контроль над ситуацией и держать ногу на педали ......

А на х ера тогда нужен такое авто? В чём суть иметь Теслу?
0 +0−0Maserati Ghibli21:48:23
02/06/2017
1 +0−0Vadim Zorin17:24:30
02/06/2017
Проблема велосипедистов глобальна. Эти люди плевать хотели на ПДД - они могут ехать по дороге в качестве автомобиля, но могут свернуть на тротуар и уже полагают, что они как бы пешеходы. Они пытаются пользоватться преимуществами пешехода в своих интересах, хотя пешеходами по-факту не являются. мое мнение, что на автомобильных дорогах велосипедистов быть не должно в принципе. А если они и хотят там быть - они должы, обязаны четко соблюдать правила, на равне с другими видами транспорта. Сразу оговорюсь, что у нас в Канаде очень много велосипедистов и проблему я знаю очень хорошо. И вина в 99% случаев именно на велосипедистах.
абсолютно согласна. Едет придурок двухколесный . без Шлема, На роже очки, в ушах наушники. ПДД не знает ,куда он повернет, какой маневр совершит, только Ванга знает.
0 +0−0Maserati Ghibli21:46:10
02/06/2017
0 +0−0Сергей Глушков20:28:52
02/06/2017
Я велосипедист, когда на дороге, ни бог, ни дьявол не указ.
вас глушить пора!
0 +0−0Maserati Ghibli21:45:56
02/06/2017
0 +0−0Скотный Двор21:25:37
02/06/2017
...Как бы то ни было, в январе 2017 года эксперты NHTSA виновным в ДТП признали самого водителя. .......

Интересно, а причём тут хозяин авто? Он купил машину, прочитал инструкцию, что в машине он может заниматься чем угодно - виновата-то Тесла! Надо будет принимать новые ПДД в отношении этих авто и заранее определять виновного в ДТП.
Кремлебот ты ту Инструкцию читал? Там черным по белым написано, что водитель все равно должен сохранять контроль над ситуацией и держать ногу на педали Тормоза. Что это просто ассистент облегчающий вождение, а не полностью автономный водитель.
0 +0−0Скотный Двор21:25:37
02/06/2017
0 +0−0Евгений Жаданов20:45:02
02/06/2017
Да, аварий много. И в статье написано все верно и правильно, но прогресс не пойдет назад, только вперед. Значит, за беспилотниками будущее. Хотим мы того или нет. И поверьте, это только начало.
...Как бы то ни было, в январе 2017 года эксперты NHTSA виновным в ДТП признали самого водителя. .......

Интересно, а причём тут хозяин авто? Он купил машину, прочитал инструкцию, что в машине он может заниматься чем угодно - виновата-то Тесла! Надо будет принимать новые ПДД в отношении этих авто и заранее определять виновного в ДТП.
0 +0−0nkl1978 .20:53:35
02/06/2017
0 +0−0Jerry Colber15:41:39
02/06/2017
Это вопрос поднимался давно и он не решаем. Что делать автопилоту давить велосипедиста который прёт против правил или таранить соседнюю машину по потоку? Допустим дали приоритет велосипедистам, теперь они могут вооще болт на ПДД класть у них режим бессмертия. Они едут - беспилотники расступаются по сторонам.
Ну и что?
0 +0−0№-193173620:48:02
02/06/2017
0 +0−0Сергей Глушков20:28:52
02/06/2017
Я велосипедист, когда на дороге, ни бог, ни дьявол не указ.
Никого не боится человек-паук, только человека-тапка...
0 +0−0Евгений Жаданов20:45:02
02/06/2017
Да, аварий много. И в статье написано все верно и правильно, но прогресс не пойдет назад, только вперед. Значит, за беспилотниками будущее. Хотим мы того или нет. И поверьте, это только начало.
0 +0−0Сергей Глушков20:28:52
02/06/2017
Я велосипедист, когда на дороге, ни бог, ни дьявол не указ.
0 +0−0Scorpio Wss220:15:11
02/06/2017
1 +0−0Vadim Zorin17:24:30
02/06/2017
Проблема велосипедистов глобальна. Эти люди плевать хотели на ПДД - они могут ехать по дороге в качестве автомобиля, но могут свернуть на тротуар и уже полагают, что они как бы пешеходы. Они пытаются пользоватться преимуществами пешехода в своих интересах, хотя пешеходами по-факту не являются. мое мнение, что на автомобильных дорогах велосипедистов быть не должно в принципе. А если они и хотят там быть - они должы, обязаны четко соблюдать правила, на равне с другими видами транспорта. Сразу оговорюсь, что у нас в Канаде очень много велосипедистов и проблему я знаю очень хорошо. И вина в 99% случаев именно на велосипедистах.
Не надо ля ля - проблема не в велосипедистах а водителях которые не хотят или просто не замечают велосипедистов так же как и автопилот ...
Я долгое время ездил на велосипеде на работу но один раз меня подрезал вэн чтобы тетку высадить и я вылетел в открывающуюся дверь ... Водителя наказали дали ему штраф и демерит поинты но я с тех пор езжу на машине а уже лет 6 вообще не езжу так как работаю из дома ...
0 +0−0Карина18:20:12
02/06/2017
Нужно сделать только беспилотные авто и никаких аварий не будет робот же не поедет на красный и не нажрется барматухи сбивая людей на переходах!
0 +0−0Кек Кеков17:32:28
02/06/2017
1 +0−0Vadim Zorin17:24:30
02/06/2017
Проблема велосипедистов глобальна. Эти люди плевать хотели на ПДД - они могут ехать по дороге в качестве автомобиля, но могут свернуть на тротуар и уже полагают, что они как бы пешеходы. Они пытаются пользоватться преимуществами пешехода в своих интересах, хотя пешеходами по-факту не являются. мое мнение, что на автомобильных дорогах велосипедистов быть не должно в принципе. А если они и хотят там быть - они должы, обязаны четко соблюдать правила, на равне с другими видами транспорта. Сразу оговорюсь, что у нас в Канаде очень много велосипедистов и проблему я знаю очень хорошо. И вина в 99% случаев именно на велосипедистах.
KILL ALL VELOSEPEDISTY!!1
0 +0−0Дмитрий Богданов17:00:33
02/06/2017
Кому предъявлять затраты по наступлению несчастного или страхового случая? Tesla, Uber, Kamaz? Когда этих случаев раз-два и обчёлся - это один вопрос. А когда вопросов будет тысячу в день (машину поцарапал о педаль велосипеда), то кто?
0 +0−0Игорь Немов16:53:16
02/06/2017
0 +0−0Greg12:36:29
02/06/2017
ИМХО.Либо система не готова и находится на стадии доработки\тестирования и тогда "тестирующим" необходимо платить деньги за их работу, либо система по их мнению готова к массовому использованию (тем самым гарантируя работоспособность автомобиля) и берут на себя все то, что их автопилот совершил, снимая с водителя абсолютно всю ответственность. я к чему: если автопилот ставят на автомобили, которые потом продают простым смертным, значит он должен соответствовать неким требованиям безопасности, а они этого не делают=производитель автомобиля виноват (именно автомобиля, раз уж решился говнo встраивать в свой продукт)
Там же сказано, что подобная система вспомогательная и водитель все равно должен следить за дорогой и быть готовым ко всему. Наличие такой системы никаким образом не снимает ответственности с водителя.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь