Советская техника против вермахта

06:58 09/05/2017 Бизнес
Советская техника против вермахта

Победа в Великой Отечественной войне далась Советскому Союзу ценой невероятных жертв и разрушений. Вместе с тем промышленный потенциал страны за годы войны многократно вырос, появились принципиально новые виды оружия, технологии и целые отрасли. Чем ответили Гитлеру советские инженеры и что позаимствовали у Третьего рейха после войны — вспомнила «Лента.ру».

Великое переселение заводов

В первый год Великой Отечественной войны Советский Союз провел не знающую аналогов операцию по эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны. Из прифронтовой зоны на Урал, в Сибирь, Поволжье и Среднюю Азию перевезли более 2500 заводов и фабрик. Вглубь страны шли эшелоны, двигались грузовики со станками и механизмами, следом ехали рабочие и инженеры. Вся экономика спешно перестраивалась на военный лад, поскольку в первые месяцы противостояния время играло на руку фашистам. К концу 1941 года две трети военных заводов перебазировались либо находились в пути на новые места дислокации.

В январе 1941-го на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) параллельно с тракторами стали делать танки «Клим Ворошилов» (КВ). К концу первого военного года производство тракторов свернули, переключившись на танки и дизельные моторы для них. Выпуск силовых установок наладили благодаря размещению на площадях ЧТЗ вывезенного из Харькова дизельного завода №75. После того как в Челябинск переехал ленинградский Кировский завод, предприятие переименовали в Кировский челябинский завод.

Советское руководство осознавало неизбежность войны с Германией, непростительно просчитавшись лишь со сроками. На случай боевых действий имелся план развертывания войск и ускоренной мобилизации. В частности, в начале 1941 года была принята программа по выпуску боеприпасов: предприятиям поручили приспособить технологический процесс под имеющееся оборудование. Так что в известной шутке про советские макароны диаметром 7,62 миллиметра (распространенный калибр стрелкового оружия) лишь доля шутки.

В результате масштабной эвакуации в восточных регионах страны были созданы, как сказали бы сейчас, целые промышленные кластеры. В 1943 году, в разгар противостояния СССР и Третьего рейха, выпуск военной продукции на Урале вырос в шесть раз относительно 1940 года, в Западной Сибири — в 34 раза, Поволжье — в 11 раз. Валовая продукция промышленности СССР только в восточных районах (именно производили большую часть оружия во время войны) выросла с 39,4 миллиарда рублей в 1940 году до 91,2 миллиарда — в 1944 году. Конечно, все это далось нелегко и было оплачено потом и кровью людей, трудившихся в тылу, в том числе стариков, женщин и детей.

Дали прикурить

Маршал СССР Георгий Жуков в послевоенных беседах с писателем Константином Симоновым признавал, что страна вступила в самую кровопролитную в своей истории войну, «продолжая оставаться отсталой в промышленном отношении» по сравнению с Германией.

Летом 1941-го, когда полчища вермахта вторглись в СССР, советская промышленность только осваивала серийное производство современной военной техники. Но уже тогда отдельные образцы оружия, такие как легендарный танк Т-34, превосходили немецкие. Боевая машина, разработанная КБ харьковского завода №183, поступила в Красную армию в 1940 году. По совокупности своих эксплуатационных и боевых качеств Т-34 был лучше любого танка того времени, в том числе немецких Т-III и Т-IV. Средний танк впервые в мировой практике был оснащен 76-миллиметровой пушкой, сравнявшись по огневой мощи с тяжелым КВ. При этом 27-тонная «тридцатьчетверка» с мощным дизельным мотором В-2 была гораздо более маневренной и обладала большей проходимостью.

Наклонная броня Т-34 значительно повышала живучесть — танк был защищен от большинства выпускавшихся на тот момент кумулятивных снарядов, огня самолетов-штурмовиков и противотанковых орудий. Снаряды немецких 37-миллиметровых пушек, по воспоминаниям пресс-атташе Риббентропа Пауля Кареля, отскакивали от него, «как горох».

Справедливости ради нужно сказать, что знаменитый танк был далеко не идеальным и воевать на нем было трудно. Первые модели страдали от множества недостатков: плохая обзорность, маленькая башня (командиру приходилось исполнять обязанности наводчика), неудобная коробка передач (управляться с нею водителю помогал радист-пулеметчик), неэффективная очистка от пороховых газов, отсутствие связи (радиостанция зачастую была только на командирском танке). Многие из этих слабых мест в бою имели решающее значение. Устранить их удалось лишь на модели Т-34-85, запущенной в серию в январе 1944 года. В самых ожесточенных боях, в том числе в битве на Курской дуге, принимали участие именно первые «тридцатьчетверки». Тем не менее высокий потенциал для модернизации в сочетании с маневренностью и ударной мощью сделали Т-34 самым массовым танком Второй мировой войны.

Ужас наводила на фашистов первая советская система залпового огня БМ-13, получившая в Красной армии ласковое прозвище «Катюша». Немецкие же солдаты называли ее не иначе как «черной смертью» или «органом Сталина». Собранная на базе грузовика ЗИС-6 реактивная установка впервые была применена в июле 1941 года под Оршей. Новое оружие оказалось настолько эффективным, что срочно было запущено в серийное производство. До конца года изготовили около 600 установок БМ-13. Залп каждого полка, состоящего из 36 «Катюш», накрывал площадь в 100 гектаров.

Составлявшие основу советской истребительной авиации И-16 к июню 1941 года уже безнадежно устарели, хотя советские асы умудрялись воевать и на них. К исходу первого года войны в арсенале Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) появились неплохие образцы авиатехники — штурмовики Ил-2 и истребители Ла-5.

Первые серийные образцы самого массового советского штурмовика были собраны в феврале 1941-го. Конструкторы называли Ил-2 летающим танком, а пилоты люфтваффе — бетонным самолетом. Крылатую боевую машину вооружали авиабомбами, пушками, пулеметами и реактивными снарядами. Пилот находился в специальной бронекапсуле, однако Ил-2 не мог эффективно бороться с истребителями противника. Поэтому по требованию военных в самолете предусмотрели еще одно место — для стрелка. В 1942 году на вооружение поступил одномоторный истребитель Ла-5, оснащавшийся двумя малокалиберными автоматическими пушками ШВАК. Именно на этом самолете, противостоявшем немецким «мессершмиттам» и «фокке-вульфам», известный ас Иван Кожедуб одержал полторы сотни побед. Уже в августе 1941 года советские бомбардировщики сбросили первые бомбы на Берлин. Авиатехника, как и танки, дорабатывалась уже во время войны. Немалые потери противнику нанесли противотанковые ружья, автоматы ППШ, 76-миллиметровые дивизионные пушки СИЗ-3, гаубицы МЛ-20 и другое мощное оружие советской армии.

Металлу приделали крылья

В годы войны создавались не только новые образцы вооружений, но и целые промышленные отрасли. СССР не располагал производством алюминия в масштабах, достаточных для серийного выпуска современных самолетов. Поэтому истребители ЛаГГ-3 (и их продолжение — Ла-5 и Ла-7) делали из сосны и прессованных опилок. Алюминий в основном импортировался. С 1941 по 1945 год США, Великобритания и Канада по ленд-лизу поставили советской промышленности более 300 тысяч тонн алюминия. Германия за тот же период произвела почти полтора миллиона тонн этого металла.

С началом войны в СССР остался лишь один завод на Урале, выпускавший алюминий. Волховский и Днепровский алюминиевые заводы прекратили работу, также были потеряны Тихвинский глиноземный завод и рудники бокситов. Страна фактически лишилась половины алюминиевого производства, трети мощностей по бокситам, 60 процентов по глинозему.
Как показала практика, развитие современной авиации было невозможно без дюралюминиевых сплавов. Недаром алюминий, обеспечивающий минимальный вес при высокой прочности, прозвали «крылатым металлом». Но алюминиевые сплавы были нужны не только для обшивки самолетов. Из них делали некоторые детали авиадвигателей, винты, шасси. Силумин (сплав алюминия с кремнием) шел на изготовление узлов для танков, САУ и гидросамолетов. Без магниевых и алюминиевых порошков невозможно было делать бомбы, снаряды и осветительные ракеты.

Технику из цехов Днепровского завода переправили на строительную площадку Уральского алюминиевого завода (УАЗа). Выплавка алюминия на Урале росла небывалыми темпами: более 31 тысячи тонн за 1941 год против 13 тысяч в 1940-м. В военные годы УАЗ продолжал увеличивать объемы производства, и в 1945-м довел их до 71,5 тысячи тонн. То есть к окончанию войны одно уральское предприятие выпускало в разы больше алюминия, чем все три завода (Уральский, Волховский и Днепровский) в довоенное время. На базе оборудования, вывезенного с Волховского алюминиевого и Тихвинского глиноземного заводов, начали форсированное строительство заводов в Новокузнецке и Краснотурьинске.

Трофеи Победы

Весной 1945 года союзники по антигитлеровской коалиции начали реквизировать военное и гражданское имущество в Германии. Изъятие материальных ценностей также проводилось «в инициативном порядке» сотнями тысяч освобожденных пленных и иностранных рабочих.

Согласно опубликованным в 1990-е годы данным Главного трофейного управления СССР, в Советский Союз из Германии было вывезено около 400 тысяч железнодорожных вагонов (включая 72 тысячи вагонов стройматериалов), 96 электростанций, 200 тысяч электромоторов, 340 тысяч станков, 2885 заводов, телескопы из астрономической обсерватории университета Гумбольдта и вагоны берлинского метро.

Вместе с оборудованием в СССР перекочевали некоторые передовые технологии. В частности, вывозились моторы, а также реактивные авиадвигатели, в разработке которых нацистская Германия обогнала абсолютно все сверхдержавы. В руках советских инженеров также оказалась документация по первой в мире баллистической ракете ФАУ-2. Именно она послужила прототипом будущих советских и американских ракет, положивших начало не только новому оружию, но и космической эре.

Интерес для победителей представляли и гражданские технологии. Так, с помощью захваченного оборудования в Советском Союзе организовали производство некоторых ранее не выпускавшихся синтетических материалов: «Найолана», «Перлона», искусственного шелка, заменителей синтетического каучука и других. После войны в СССР, благодаря вывезенному с германских предприятий оборудованию, наладили выпуск бумажного шпагата. Летом 1946 года на льнопрядильной фабрике «Двина» в Витебске приступили к монтажу станков, полученных по репарациям из Германии. Через год с конвейера сошли первые метры ковровой дорожки «Букле» и плюша. По некоторым данным, на Центральной телефонной станции Москвы, номера которой начинались на «222», обслуживавшей ЦК КПСС, вплоть до 1980-х годов использовалось оборудование телефонного узла рейхсканцелярии.

Александр Волобуев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(502):

1 ... 678 9 101112 ... +1
0 +0−01234567 123456707:44:10
10/05/2017
0 +0−0Кубик Рубика21:21:03
09/05/2017
Ну а как еще поднять патриотизм?
Перестать воровать и провести техническое перевооружение, чтобы поднять производительность труда и зарплату? Нет, этот путь не для России. У нас будут искать и находить внешних и внутренних врагов и трындеть о великой победе, чтобы народ не озаботился настоящими врагами - то есть теми, кто сейчас у власти
0 +0−01234567 123456707:22:26
10/05/2017
1 +0−0Shelonnik20:47:32
09/05/2017
Еще раз рекомендую почитать по теме.

Серийное производство «пантер» (Pz.V Ausf D) началось в январе 1943 года. Планировалось к 12 мая передать в войска 250 танков, которые должны были принять участие в немецком наступлении под Курском — операции «Цитадель». Однако трудности с изготовлением и приемкой новых танков заставили перенести срок начала операции «Цитадель» с 15 мая на 25 июня, а затем на 5 июля.

==Но в бою они били советские машины.

Я вам открою один секрет полишинеля: советские танки, за малым исключением, не были предназначены для борьбы с немецкими. Собственно, и немецкие стали бороться с советскими от безысходности. Более 70 процентов боевых потерь "Пантер" пришлось на огонь советской артиллерии.

Просвещайтесь глобчик, меньше будете говорить глупостей.
Этот секрет полишинеля скорее советская пропаганда. Думаю, он появился вследствие того, что наши танки как противотанковое оружие существенно уступали немецким. Особенно это было заметно по итогам битвы под Курском.
0 +0−01234567 123456707:07:39
10/05/2017
1 +0−0polite_person21:09:47
09/05/2017
да, но не настолько и тому были объективные причины, часть из которых он изложил.
Это слова. Доказать уже невозможно
0 +0−0Илья Павлов06:30:27
10/05/2017
0 +0−0Алексей Чашин19:48:07
09/05/2017
Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262[5].
Забыл еще двух американских "Мустангов".
0 +0−01234567 123456705:47:00
10/05/2017
0 +0−01234567 123456705:36:27
10/05/2017
Где - то видел подробный анализ ТТХ советских истребителей тех времен. Этот вывод оттуда. В плюс идет то, что на свободную охоту на Яках не летали, только на Ла
Кстати, ничего удивительного. АШ-82 по тем временам был неплохим двигателем, даже в сравнении с аналогичными немецкими. Единственный существенный недостаток - малая высотность
0 +0−01234567 123456705:36:27
10/05/2017
0 +0−0Leonid Shtekel20:55:11
09/05/2017
Не могу сказать, согласен или нет. Если судить по потерям, то вряд ли. Но здесь нужно учитывать, как неопытных летчиков бросали в бой и чем это заканчивалось. Но мне в это не верится. Я приведу один пример. Мне как то на съемках дали в руки и я из его стрелял холостыми патронами. Конечно и Калашников из рук рвется при стрельбе, но по сравнению с - это день и ночь. Когда стреляешь из ППШ, ощущение, что в руках отбойный молоток. Я вообще не представляю, что из него можно прицельно стрелять. Я это к чему говорю. Технический уровень он не бывает здесь один, а там второй. Вот мне трудно в это поверить. Но, повторяю, я не знаю свидетельств о Ла-7, может Вы правы, а я нет.
Где - то видел подробный анализ ТТХ советских истребителей тех времен. Этот вывод оттуда. В плюс идет то, что на свободную охоту на Яках не летали, только на Ла
0 +0−01234567 123456705:33:10
10/05/2017
0 +0−0Ataka Salata00:20:41
10/05/2017
помедитируйте над наставлением
Картинка на files1.armyman.info
Изыди!
0 +0−01234567 123456705:31:35
10/05/2017
0 +0−0Виктор Василишин21:22:41
09/05/2017
Турбонаддув, если не ошибаюсь, BMW первым применил?
Рено во время первой мировой
0 +0−01234567 123456705:29:57
10/05/2017
0 +0−0Ataka Salata00:01:14
10/05/2017
наши ставили стабилизаторы на танковые пушки еще в 30-е и что? И ничего. И у нас и у них не пошло. Не тот уровень еще был
Опять вранье. Наши начали ставить стабилизаторы на танки только в 1950. Ссылка на ru.wikipedia.org
0 +0−01234567 123456705:28:20
10/05/2017
0 +0−0Ataka Salata23:55:13
09/05/2017
А что вас удивляет? Автостроители делали заводы под свои технологии. КАкие технологии использовались в автостроении тех лет? Не знаете? Ну так сперва поизучайте какие технологии были на заводах до войнв и что из этих технологий американцы использовали при постройке Б-24 к примеру. Не будем даже вспомнить Аэрокобру с автомобильной дверцей.
Вопjрс был простой. И тем не менее, тема про про "бомбардировщики с автоконструкциями" и про "танки с маломощными двигателями аж шест штук на одном танке" не раскрыта
0 +0−0Jesse Pinkman05:03:13
10/05/2017
0 +0−0Otto Skorceni16:46:12
09/05/2017
Про Бутса не слышал, у немцев многие сбили по 100 и более самолётов. Но читал вспоминания Хартмана. Оч интересная судьба. Умудрился даже отсидеть 10 лет в Сибири. Если попадётся эта книга и интересует история, советую прочитать.
Раздели количество боевых вылетов на количество сбитых самолетов у наших асов и у немцев, и тебе откроется истина.
0 +0−0Jesse Pinkman05:01:03
10/05/2017
0 +0−0Leonid Shtekel23:37:02
09/05/2017
Не за всю войну, а только за 41 год - 4 с лишним миллиона пленных. И то, что большинство из них погибли от голода стало главным аргументом Сталина в войне. Я не знаю, что было бы, если бы немцы по человечески обошлись бы с этими солдатами. Не уверен, что СССР пережил бы 42 год.
Не было в 41м году 4 млн пленных.
0 +0−0alcel24 .03:40:24
10/05/2017
0 +0−0Ataka Salata23:59:45
09/05/2017
Довоенные пилоты и разгромили. Достаточно посмотреть биографии американских асов на Пацифике в 41-42 гг. Мало кто из них дожил до 43-44 гг, когда пошли массы подготовленных пилотов на озерных авианосцах. И так то да - джапы потеряли цвет своих ВВС и не сумели быстро восполнитье его. Американцы точно также потеряли довоенный состав, но смогли восполнить. ДА и что касается якобы сотен аваносцев которые быстро напекли американцы. 80% их них были КОНВОЙНЫЕ. На них размещался мизер самолетов и задача у них была КОНВОЙНАЯ.
Слушай, так ты уж реши. Или годами готовить надо было или они за год справлялись. Ведь имено столько длилась их подготовка пилотов. А поскольку довоеных пилотов у них было мало и они очень сильно пострадали в первые дни войны, как и авиков на Тихом океане в первый период войны, то получается что они япов били качеством во все периоды. Когда добавилось количество, то война превратилась в избиение.
Касательно сотен авиков это ты чего то не то перекурил... Уж не знаю кто тебе такое сказал, но за войну амеры склепали по памяти штук 120. Из них 2 десятка ударных. Что было чуть больше чем до хрена и пожалуй больше чем весь остальной мир вместе взятый за всю первую половину 20-го века. А уж кто и где клепал сотни авианосцев это я не знаю...
0 +0−0Jesse Pinkman01:21:57
10/05/2017
-1 +0−0Leonid Shtekel23:32:17
09/05/2017
Когда западные источники пишут о войне, они почти всегда подчеркнуто критичны к действиям союзников тех лет. И, разумеется, для этого есть основания. Но у нас все наоборот. Подавляющее большинство пишет абсолютно пустые хвалебные оды. И Вы сравниваете хвалебные оды наших и критические статьи западных исследователей. Это очень забавно и грустно. Это хорошо видно на примере фильмов Дискавери о Второй мировой войне. Советские события они дают по советским источникам,а западные по западным. И возникает картина столь сладостная для патриота СССР. Только к реальности она не имеет отношения. Да,были ошибки бомбометания у союзников. Но нужно брать не отдельные критические материалы, а итоги этих действий. Итог очень серьезный - Германия была вынуждена отправить под землю почти всю свою военную промышленность. Они теряли огромные ресурсы. Я не встречал в западной прессе анализа итогов бомбежек. Нашим не выгодно об этом писать, западных историков это не интересует. И я не хочу сейчас анализировать это. Я пишу о ситуации в советской промышленности. Она была катастрофической. И не из-за немцев. Сталин должен был бы Гитлеру и Альфреду Розенбергу поставить золотой памятник. В Российской империи в 1917 году произошла революция, а ситуация там была во сто крат лучше, чем тылу СССР. Во сто крат. Просто Гитлер не стал альтернативой Сталину. А Сталин уничтожил всех, кто хотя бы чуть-чуть мог претендовать на роль оппозиции. Не случайно в 41 расстреливали ВСЕХ, перед приходом немцев.
Вы не читали Исаева, если такого мнения о нашей историографии. В России сейчас публикуется даже Соколов, с его сумасшедшими цифрами.
0 +0−0Alexey Groshikov01:16:52
10/05/2017
0 +0−0Архип Гришин00:45:57
10/05/2017
Маня это ты?)Ну бывает, посочувствовать могу, вот помочь тебе нечем).
Так что "пеши исчо" - хотя основная направленность твоих комментов уже давно понятна...
А суть моих комментариев понятна всем, я просто пишу правду, а таким как ты она не нравится.
0 +0−0Alexey Groshikov01:12:03
10/05/2017
0 +0−0Архип Гришин00:45:57
10/05/2017
Маня это ты?)Ну бывает, посочувствовать могу, вот помочь тебе нечем).
Так что "пеши исчо" - хотя основная направленность твоих комментов уже давно понятна...
Нет ты, я же к тебе обратился.
0 +0−0Леонид Ф00:50:37
10/05/2017
1 +0−0Leonid Shtekel17:26:30
09/05/2017
У немецких и американских конструкторов были разные задачи. Немцы наводили свои самолеты с земли, так как основное поле битвы авиации было над Германией. Им была нужна быстрота в горизонтальном полете и по вертикале. У американцев была иная задача. Их авиация в основном занималась либо бомбардировкой, либо прикрытием бомбардировщиков. Соответственно и разные конструктивные решения. Американцы создали управляемые бомбы, а немцы - крылатые и баллистические ракеты. Что касается их значения, то я думаю, если бы немцы сумели, как планировали, запустить проект на год раньше, то его политический эффект был бы очень большой. Ракеты это был военно-политический проект, и если бы не подвиг людей, которые передали союзникам данные по этому проекту, то его воздействие могло быть гораздо выше. В политическом плане. Доводы же о том, что советская техника была неизбежным итогом существовавшего производства, на мой взгляд очень спорна. Технический уровень СССР получил чудовищный удар еще во время процесса о Промпартии. На протяжении 30-х годов последовательно выбивалось все более профессиональное и талантливое в инженерной работе. Лично для меня очень показателен один пример. В конце 80-х была сделана ревизия электростанций Ленинградской области. Так вот станции, построенные во время НЭПа в середине двадцатых, продолжали работать. А станции, построенные после войны, уже надо было выводить из рабочего состояния и ставить новые турбины. Со времени НЭПа (даже не со времени Российской империи) технический уровень заводов, производящих турбины, резко упал. Это общая картина для промышленности в СССР, а не только в сфере турбин, где, кстати, все рабочие и инженеры имели бронь на время войны.
Как все запущенно ))) Но надеюсь в другой раз вы не будете рассказывать, как в совке все устарело по сравнению с западом и надо было срочно все менять )))
0 +0−0Леонид Ф00:48:11
10/05/2017
0 +0−0Leonid Shtekel21:23:49
09/05/2017
Во-вторых, Вы упорно не желаете смотреть правде в глаза. На самом деле уровень управляемости советской экономики был отвратительный. Если взять реальные факты, то просто тошно. Я в годы застоя читал в Социндустрии рассказ о работе промышленности в годы войны. Это был 1984 год. И я тогда уже проработав конструктором, понимал, какой ужас творился в стране. Издержки были безумные, а за все люди платили сумасшедшей нищетой в тылу. Никто не хочет провести реальный анализ ленд лиза. В натуральном выражении. Это как с самолетами. Формально самолетов было 12 или 15 процентов. Но это проценты от общего числа якобы выпущенных самолетов. А если взять число только тех, которые участвовали в боях. Какой процент тогда будет? 30, 40, 50? И точно так же с тушенкой и яичным порошком. Какой реальный процент от всех продуктов питания составляли они?
Ха-ха-ха
0 +0−0Архип Гришин00:45:57
10/05/2017
0 +0−0Alexey Groshikov00:17:50
10/05/2017
Маня, вот именно народ разберётся, всё в открытом доступе, поисковиками все умеют пользоваться.
Маня это ты?)Ну бывает, посочувствовать могу, вот помочь тебе нечем).
Так что "пеши исчо" - хотя основная направленность твоих комментов уже давно понятна...
0 +0−0Леонид Ф00:45:32
10/05/2017
-1 +0−0Leonid Shtekel23:06:11
09/05/2017
Я, конечно, не историк, но Вы пишите ерунду. Организация труда в СССР была ниже всякой критики. Гораздо ниже. Наркомы приезжали на заводы, и становились директорами вместо директоров заводов. Это вообще бред. А ведь это было повсеместно. Безумное количество брака, отсутствие квалифицированных рабочих. И не потому, что их забрали на фронт. Их просто не было. Безумное воровство. Это только кажется, что диктатура наводит порядок. Десятки людей мне рассказывали о масштабном воровстве тех лет. Прямо на своем рабочем месте. Все, что выпускалось, делалось с безумными издержками. Возьмите книгу "Битва в пути". Вы что думаете, ее герои просто так появились на свет? Это была система тех лет. Страшный удар по экономике заключался в наличие в ней рабов - заключенных. Что, только у нацистов были рабы со всей Европы? А у Сталина - миллионы в лагерях. Все эти липовые цифры экономических успехов СССР взяты с потолка. Надо брать только в натуральном выражении. Это как с числом самолетов, куда попадают и рабочие самолеты и нерабочие. А числятся - все рабочие. Да, в СССР делали больше танков. А сколько из них реально были работоспособными? Посчитаешь сколько официально танков было в СССР -- ну тотальный должен быть перевес в танках уже с 43-го. А на практике его не было и в 44-ом. Тотального перевеса. Значит врут об этих бесконечных самолетах и танках. Значит в реальности их было гораздо меньше. Те, кто жил в СССР, хорошо знаю, что такое приписки.
Брехня, но мне понравилась, особенно с десятками людей )) Пишите еще )))
1 ... 678 9 101112 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь