Советская техника против вермахта

06:58 09/05/2017 Бизнес
Советская техника против вермахта

Победа в Великой Отечественной войне далась Советскому Союзу ценой невероятных жертв и разрушений. Вместе с тем промышленный потенциал страны за годы войны многократно вырос, появились принципиально новые виды оружия, технологии и целые отрасли. Чем ответили Гитлеру советские инженеры и что позаимствовали у Третьего рейха после войны — вспомнила «Лента.ру».

Великое переселение заводов

В первый год Великой Отечественной войны Советский Союз провел не знающую аналогов операцию по эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны. Из прифронтовой зоны на Урал, в Сибирь, Поволжье и Среднюю Азию перевезли более 2500 заводов и фабрик. Вглубь страны шли эшелоны, двигались грузовики со станками и механизмами, следом ехали рабочие и инженеры. Вся экономика спешно перестраивалась на военный лад, поскольку в первые месяцы противостояния время играло на руку фашистам. К концу 1941 года две трети военных заводов перебазировались либо находились в пути на новые места дислокации.

В январе 1941-го на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) параллельно с тракторами стали делать танки «Клим Ворошилов» (КВ). К концу первого военного года производство тракторов свернули, переключившись на танки и дизельные моторы для них. Выпуск силовых установок наладили благодаря размещению на площадях ЧТЗ вывезенного из Харькова дизельного завода №75. После того как в Челябинск переехал ленинградский Кировский завод, предприятие переименовали в Кировский челябинский завод.

Советское руководство осознавало неизбежность войны с Германией, непростительно просчитавшись лишь со сроками. На случай боевых действий имелся план развертывания войск и ускоренной мобилизации. В частности, в начале 1941 года была принята программа по выпуску боеприпасов: предприятиям поручили приспособить технологический процесс под имеющееся оборудование. Так что в известной шутке про советские макароны диаметром 7,62 миллиметра (распространенный калибр стрелкового оружия) лишь доля шутки.

В результате масштабной эвакуации в восточных регионах страны были созданы, как сказали бы сейчас, целые промышленные кластеры. В 1943 году, в разгар противостояния СССР и Третьего рейха, выпуск военной продукции на Урале вырос в шесть раз относительно 1940 года, в Западной Сибири — в 34 раза, Поволжье — в 11 раз. Валовая продукция промышленности СССР только в восточных районах (именно производили большую часть оружия во время войны) выросла с 39,4 миллиарда рублей в 1940 году до 91,2 миллиарда — в 1944 году. Конечно, все это далось нелегко и было оплачено потом и кровью людей, трудившихся в тылу, в том числе стариков, женщин и детей.

Дали прикурить

Маршал СССР Георгий Жуков в послевоенных беседах с писателем Константином Симоновым признавал, что страна вступила в самую кровопролитную в своей истории войну, «продолжая оставаться отсталой в промышленном отношении» по сравнению с Германией.

Летом 1941-го, когда полчища вермахта вторглись в СССР, советская промышленность только осваивала серийное производство современной военной техники. Но уже тогда отдельные образцы оружия, такие как легендарный танк Т-34, превосходили немецкие. Боевая машина, разработанная КБ харьковского завода №183, поступила в Красную армию в 1940 году. По совокупности своих эксплуатационных и боевых качеств Т-34 был лучше любого танка того времени, в том числе немецких Т-III и Т-IV. Средний танк впервые в мировой практике был оснащен 76-миллиметровой пушкой, сравнявшись по огневой мощи с тяжелым КВ. При этом 27-тонная «тридцатьчетверка» с мощным дизельным мотором В-2 была гораздо более маневренной и обладала большей проходимостью.

Наклонная броня Т-34 значительно повышала живучесть — танк был защищен от большинства выпускавшихся на тот момент кумулятивных снарядов, огня самолетов-штурмовиков и противотанковых орудий. Снаряды немецких 37-миллиметровых пушек, по воспоминаниям пресс-атташе Риббентропа Пауля Кареля, отскакивали от него, «как горох».

Справедливости ради нужно сказать, что знаменитый танк был далеко не идеальным и воевать на нем было трудно. Первые модели страдали от множества недостатков: плохая обзорность, маленькая башня (командиру приходилось исполнять обязанности наводчика), неудобная коробка передач (управляться с нею водителю помогал радист-пулеметчик), неэффективная очистка от пороховых газов, отсутствие связи (радиостанция зачастую была только на командирском танке). Многие из этих слабых мест в бою имели решающее значение. Устранить их удалось лишь на модели Т-34-85, запущенной в серию в январе 1944 года. В самых ожесточенных боях, в том числе в битве на Курской дуге, принимали участие именно первые «тридцатьчетверки». Тем не менее высокий потенциал для модернизации в сочетании с маневренностью и ударной мощью сделали Т-34 самым массовым танком Второй мировой войны.

Ужас наводила на фашистов первая советская система залпового огня БМ-13, получившая в Красной армии ласковое прозвище «Катюша». Немецкие же солдаты называли ее не иначе как «черной смертью» или «органом Сталина». Собранная на базе грузовика ЗИС-6 реактивная установка впервые была применена в июле 1941 года под Оршей. Новое оружие оказалось настолько эффективным, что срочно было запущено в серийное производство. До конца года изготовили около 600 установок БМ-13. Залп каждого полка, состоящего из 36 «Катюш», накрывал площадь в 100 гектаров.

Составлявшие основу советской истребительной авиации И-16 к июню 1941 года уже безнадежно устарели, хотя советские асы умудрялись воевать и на них. К исходу первого года войны в арсенале Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) появились неплохие образцы авиатехники — штурмовики Ил-2 и истребители Ла-5.

Первые серийные образцы самого массового советского штурмовика были собраны в феврале 1941-го. Конструкторы называли Ил-2 летающим танком, а пилоты люфтваффе — бетонным самолетом. Крылатую боевую машину вооружали авиабомбами, пушками, пулеметами и реактивными снарядами. Пилот находился в специальной бронекапсуле, однако Ил-2 не мог эффективно бороться с истребителями противника. Поэтому по требованию военных в самолете предусмотрели еще одно место — для стрелка. В 1942 году на вооружение поступил одномоторный истребитель Ла-5, оснащавшийся двумя малокалиберными автоматическими пушками ШВАК. Именно на этом самолете, противостоявшем немецким «мессершмиттам» и «фокке-вульфам», известный ас Иван Кожедуб одержал полторы сотни побед. Уже в августе 1941 года советские бомбардировщики сбросили первые бомбы на Берлин. Авиатехника, как и танки, дорабатывалась уже во время войны. Немалые потери противнику нанесли противотанковые ружья, автоматы ППШ, 76-миллиметровые дивизионные пушки СИЗ-3, гаубицы МЛ-20 и другое мощное оружие советской армии.

Металлу приделали крылья

В годы войны создавались не только новые образцы вооружений, но и целые промышленные отрасли. СССР не располагал производством алюминия в масштабах, достаточных для серийного выпуска современных самолетов. Поэтому истребители ЛаГГ-3 (и их продолжение — Ла-5 и Ла-7) делали из сосны и прессованных опилок. Алюминий в основном импортировался. С 1941 по 1945 год США, Великобритания и Канада по ленд-лизу поставили советской промышленности более 300 тысяч тонн алюминия. Германия за тот же период произвела почти полтора миллиона тонн этого металла.

С началом войны в СССР остался лишь один завод на Урале, выпускавший алюминий. Волховский и Днепровский алюминиевые заводы прекратили работу, также были потеряны Тихвинский глиноземный завод и рудники бокситов. Страна фактически лишилась половины алюминиевого производства, трети мощностей по бокситам, 60 процентов по глинозему.
Как показала практика, развитие современной авиации было невозможно без дюралюминиевых сплавов. Недаром алюминий, обеспечивающий минимальный вес при высокой прочности, прозвали «крылатым металлом». Но алюминиевые сплавы были нужны не только для обшивки самолетов. Из них делали некоторые детали авиадвигателей, винты, шасси. Силумин (сплав алюминия с кремнием) шел на изготовление узлов для танков, САУ и гидросамолетов. Без магниевых и алюминиевых порошков невозможно было делать бомбы, снаряды и осветительные ракеты.

Технику из цехов Днепровского завода переправили на строительную площадку Уральского алюминиевого завода (УАЗа). Выплавка алюминия на Урале росла небывалыми темпами: более 31 тысячи тонн за 1941 год против 13 тысяч в 1940-м. В военные годы УАЗ продолжал увеличивать объемы производства, и в 1945-м довел их до 71,5 тысячи тонн. То есть к окончанию войны одно уральское предприятие выпускало в разы больше алюминия, чем все три завода (Уральский, Волховский и Днепровский) в довоенное время. На базе оборудования, вывезенного с Волховского алюминиевого и Тихвинского глиноземного заводов, начали форсированное строительство заводов в Новокузнецке и Краснотурьинске.

Трофеи Победы

Весной 1945 года союзники по антигитлеровской коалиции начали реквизировать военное и гражданское имущество в Германии. Изъятие материальных ценностей также проводилось «в инициативном порядке» сотнями тысяч освобожденных пленных и иностранных рабочих.

Согласно опубликованным в 1990-е годы данным Главного трофейного управления СССР, в Советский Союз из Германии было вывезено около 400 тысяч железнодорожных вагонов (включая 72 тысячи вагонов стройматериалов), 96 электростанций, 200 тысяч электромоторов, 340 тысяч станков, 2885 заводов, телескопы из астрономической обсерватории университета Гумбольдта и вагоны берлинского метро.

Вместе с оборудованием в СССР перекочевали некоторые передовые технологии. В частности, вывозились моторы, а также реактивные авиадвигатели, в разработке которых нацистская Германия обогнала абсолютно все сверхдержавы. В руках советских инженеров также оказалась документация по первой в мире баллистической ракете ФАУ-2. Именно она послужила прототипом будущих советских и американских ракет, положивших начало не только новому оружию, но и космической эре.

Интерес для победителей представляли и гражданские технологии. Так, с помощью захваченного оборудования в Советском Союзе организовали производство некоторых ранее не выпускавшихся синтетических материалов: «Найолана», «Перлона», искусственного шелка, заменителей синтетического каучука и других. После войны в СССР, благодаря вывезенному с германских предприятий оборудованию, наладили выпуск бумажного шпагата. Летом 1946 года на льнопрядильной фабрике «Двина» в Витебске приступили к монтажу станков, полученных по репарациям из Германии. Через год с конвейера сошли первые метры ковровой дорожки «Букле» и плюша. По некоторым данным, на Центральной телефонной станции Москвы, номера которой начинались на «222», обслуживавшей ЦК КПСС, вплоть до 1980-х годов использовалось оборудование телефонного узла рейхсканцелярии.

Александр Волобуев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(502):

1 ... 121314 15 161718 ... +1
0 +0−0Leonid Shtekel20:55:11
09/05/2017
1 +0−01234567 123456719:14:12
09/05/2017
Это неправда. На малых и средних высотах Ла 7 например делал вертикаль лучше, чем все немецкие истребители. Тот же Кожедуб этим пользовался
Не могу сказать, согласен или нет. Если судить по потерям, то вряд ли. Но здесь нужно учитывать, как неопытных летчиков бросали в бой и чем это заканчивалось. Но мне в это не верится. Я приведу один пример. Мне как то на съемках дали в руки и я из его стрелял холостыми патронами. Конечно и Калашников из рук рвется при стрельбе, но по сравнению с - это день и ночь. Когда стреляешь из ППШ, ощущение, что в руках отбойный молоток. Я вообще не представляю, что из него можно прицельно стрелять. Я это к чему говорю. Технический уровень он не бывает здесь один, а там второй. Вот мне трудно в это поверить. Но, повторяю, я не знаю свидетельств о Ла-7, может Вы правы, а я нет.
0 +0−0Shelonnik20:52:36
09/05/2017
-1 +0−0Leonid Shtekel18:47:20
09/05/2017
Захаров тогда в Веди и показал, что слабость двигателей советских истребителей не позволяла им на равных с немцами бороться на вертикали. А это главное в бою.
Захаров показал?)) Пилотировал оба истребителя лично?

И с чего вы взяли, что это главное?... А... опять Захаров?
0 +0−0Shelonnik20:48:48
09/05/2017
0 +0−01234567 123456718:33:41
09/05/2017
При чем тут дисбаланс? Немцы воевали до 1944 лучше РККА, и техника у них была в основном лучше нашей. Это очевидный факт. К сожалению, выводы их этого у нас не делают
Какие же выводы из этого надо, по-твоему, сделать?))
0 +0−0Shelonnik20:42:35
09/05/2017
0 +0−0Leonid Shtekel18:29:03
09/05/2017
Кто Вам сказал, что советские самолеты превосходили немецкие по ЛТХ? Даже Яковлев не позволяет себе сказать такую чушь! Пример с новыми самолетами я привел лишь для сравнения. Новые самолеты, действительно, не нужны, если есть хорошие старые. Но с появлением реактивных самолетов, старые сразу стали не нужны. И, кстати, сразу после войны, как только в СССР украли образец двигателя для реактивной авиации, сразу стали части перевооружать на реактивные самолеты.
Я посмотрел ЛТХ. Ваш Кэп. Чего и вам советую. А то у вас гонору явно больше чем знаний.

== Но с появлением реактивных самолетов, старые сразу стали не нужны.

А вот про "актуальность" немецких реактивных я уже написал. Если не дошло - извините, повторять не буду.

== И, кстати, сразу после войны,

Вот когда после войны появились нормальные реактивные двигатели, СССР и США и перевооружились. Причем СССР даже чуть обогнал.
0 +0−0Shelonnik20:39:55
09/05/2017
0 +0−01234567 123456719:10:08
09/05/2017
Насчет высотности нет, у немцев были и модификации самолетов для тех высот, и специальные разработки истребителей для ПВО. Тем более, что у союзников истребители выпускались как раз для больших высот, у немцев они были универсальнее в этом смысле. Но в остальном - да, где - то так
Ну да, были, с бору по сосенке, в том числе переделанные из бомберов летающие коровы, в небольших количествах. Почитайте про страдания Люфтваффе по перехвату союзнических армад
0 +0−01234567 123456720:36:22
09/05/2017
1 +0−0Архип Гришин20:26:04
09/05/2017
даже если предположить, что это так, это НЕ отменяет воспитание)
Знаешь, если на протяжении нескольких часов человек несет чушь, то у меня просто нервы не выдерживают. Я его просто не понимаю, зачем писать о том, чего не знаешь делая вид, что то, что пишешь в какой - то степени соответствует действительности.
0 +0−0Shelonnik20:35:16
09/05/2017
0 +0−0alcel24 .19:19:52
09/05/2017
По сути дела,- нет. Фин чётко написал что могла напасть. Были силы которые хотели войны, но были и другие. Решение об объявлении войны должно было приниматься парламентом и автоматического большинства у партии войны не было. Более того, фины были не в восторге от кампании в которую они вписывались по этому поводу. Немцев они не сильно любили и ориентировались больше на АиФ. Так что вероятность объявления войны была 50 на 50. А СССР просто взял и разбомбил. Причём бессмыслено, глупо и невовремя. После чего вопрос объявления войны решился автоматически. С тем же успехом можно было долбануть по японцам или туркам. И тогда они бы тоже поучавствовали...
Так что по сути, Солонин в даном вопросе прав. СССР имено де факто решился на агрессию, что и вызвало войну.
Да ладно. И финские диверсионные группы в СССР до войны не забрасывались? И немецкие самолеты с финских аэродромов не взлетали? А Гитлер не говорил в своей речи 22 июня, что немцы сразажются "совместно со своими героическими финскими братьями по оружию"?

Действительно, и чего это СССР отбомбился...
0 +0−0polite_person20:34:02
09/05/2017
0 +0−0Shelonnik20:22:01
09/05/2017
Есть одна проблема с твоим глубоко поцреотичным утверждением: наши и немецкие данные по потерям открыты, пусть и не полны. Выходит, что наши завышали потери противника даже чуть больше немцев. Хотя и те, и другие завышали в 3,5 - 4 раза.
всё правильно он написал.
0 +0−0Shelonnik20:26:34
09/05/2017
0 +0−0Кубик Рубика14:19:59
09/05/2017
До массированных бомбардировок немецких городов союзники выиграли контроль над Атлантикой, в том числе резко уменьшили количество немецких подлодок.
А выиграли Атлантику сами по себе или все же немного помогло то, что приоритетом для Германии стал Восточный фронт, как думаешь?
0 +0−01234567 123456720:25:46
09/05/2017
0 +0−0Shelonnik18:50:11
09/05/2017
На Западе просто совершенно другие условия боя - основные бои шли против армад, бомбящих по площадям в тылу, с фантастической для Восточного фронта плотностью оборонительного огня. Плюс высотные самолеты - не немецкий конек. Хотя были немецкие пилоты, которые успешно набивали десятки самолетов на Западе - и быстро погибали на Востоке.

А когда союзники "зашли" в Нормандию и начали прикрывать свои войска на земле, и давить чужие, у немцев квалифицированных пилотов почти не осталось.
Кстати забавный факт насчет высотности: у американцев была разработана патентованная система турбонаддува - турбокомпрессор, работающий от выхлопных газов. Так вот они не поделились этой системой даже с англичанами.
0 +0−0Shelonnik20:24:46
09/05/2017
0 +0−0alcel24 .19:34:16
09/05/2017
Не многовато ли конспирологов? Галланд тебя не устраивает, Шпеер тоже.. Речь то о том, что в условиях ограниченых ресурсов и временых рамок заниматься промышлеными авантюрами таких масштабов, вместо того чтобы сосредочиться на уже успешной моделе это далеко "нелогичное требование". И то, что авиационое давление союзников как на поле боя, так и вне его сыграло свою роль. А реактивная истребительная авиация не сыграла роль хотя бы из своей небольшой числености. И Арадо тоже. Слишком мало, слишком поздно. Ну и где ж тут конспирология то?
Вполне устраивают, просто надо критически читать, с чем у тебя проблемы. Ме-262 не был успешной моделью. К моменту высадки союзников его так и не сумели довести до ума. Причем требования Гитлера на это никак не повлияли - под них просто поставили держатели, примерно как на ФВ.
0 +0−0Shelonnik20:22:01
09/05/2017
-1 +0−0Александр Викторов19:54:23
09/05/2017
На самом деле он сбил еще больше.
Просто нашим летчикам каждый раз было необходимо доказывать воздушную победу, иначе не платили премии.
У немцев все наоборот - засчитывали даже самолеты, расстрелянные на аэродроме, то есть как в тире.
За сбитый бомбардировщик могли засчитать два самолета.
Их показатели можно смело уменьшать вдвое, наши - умножать раза в полтора.
Есть одна проблема с твоим глубоко поцреотичным утверждением: наши и немецкие данные по потерям открыты, пусть и не полны. Выходит, что наши завышали потери противника даже чуть больше немцев. Хотя и те, и другие завышали в 3,5 - 4 раза.
0 +0−0Архип Гришин20:21:03
09/05/2017
0 +0−0Alexey Groshikov19:02:13
09/05/2017
Ничего ты не знаешь, и муть как раз пишешь ты.
По существу темы ТЫ еще не издал ни звука и не написал ни буквы)))
А твое мнение мне НЕ интересно ни разу...
0 +0−01234567 123456720:07:16
09/05/2017
0 +0−01234567 123456720:02:09
09/05/2017
Это вы недооцениваете то, с каким блеском эта операция была спланирована и проведена. "В ходе этого обширного наступления была освобождена территория Белоруссии, восточной Польши и часть Прибалтики и практически полностью разгромлена германская группа армий «Центр». Вермахт понёс тяжелейшие потери, отчасти из-за того, что А. Гитлер запрещал любое отступление[5]. Восполнить эти потери впоследствии Германия была уже не в состоянии."

Ссылка на ru.wikipedia.org
И все это за 2 месяца
0 +0−01234567 123456720:02:09
09/05/2017
-2 +0−0Leonid Shtekel16:33:59
09/05/2017
Мне кажется, даже Вы идеализируете данные. Я думаю, что эффективность СА стала вышей вермахта только в самые последние месяцы войны. Есть, например, совершенно точные данные, что до марта 1945 года вермахт не допускал к боям частей, не прошедших совместную огневую подготовку. Я читал воспоминания фронтовиков о том бардаке, который творился и в 1944, и мне трудно поверить, что армия с таким бардаком могла быть более эффективная, чем вермахт.
Это вы недооцениваете то, с каким блеском эта операция была спланирована и проведена. "В ходе этого обширного наступления была освобождена территория Белоруссии, восточной Польши и часть Прибалтики и практически полностью разгромлена германская группа армий «Центр». Вермахт понёс тяжелейшие потери, отчасти из-за того, что А. Гитлер запрещал любое отступление[5]. Восполнить эти потери впоследствии Германия была уже не в состоянии."

Ссылка на ru.wikipedia.org
0 +0−0николай шатский19:55:04
09/05/2017
0 +0−0Valentin Vygovski17:20:35
09/05/2017
Как следует из статьи, поставка алюминия по ленд-лизу как минимум в 2 раза превысила советское производство. Ну и еще практически все танки во время войны были сделаны из броневого листа поставленного по ленд-лизу. Пиндосы проклятые, как сейчас говорят в России.
Лига наций наложила на СССР санкции после нападения на Финляндию и поставки алюминия из Пиндосии прекратились
0 +0−01234567 123456719:53:45
09/05/2017
0 +0−0polite_person19:23:06
09/05/2017
- на высотах до 3.5 км превосходили.
- поршневые самолеты воевали еще и в Корее и даже во Вьетнаме.
- СССР честно купил первый РД у бриттов.
Купил без лицензии и скопировал. Это называется - украл
0 +0−0Алексей Чашин19:48:07
09/05/2017
Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262[5].
0 +0−0Александр Викторов19:46:30
09/05/2017
-1 +0−0Leonid Shtekel16:24:18
09/05/2017
Четвертое. Автор статьи сознательно не говорит о важнейшем факторе при работе в промышленности. Сумасшедшая разница в зарплатах. Люди, которые работали на военных заводах, получали сравнительно неплохие (по советским меркам) деньги. Плюс заводские пайки. Но все это делалось за счет других заводов. Во время войны разница в зарплате между заводами первой группы (которые были на учете у Ставки) - авиационные, танковые и т.д. и заводами даже военными, но местными, была на уровне смерти. Денег, которые платили на тех заводах, могло не хватит на еду и одежду. Вообще, реальная картина советского тыла до сих пор не нарисована. Например, я брал интервью у женщины, которая во время войны в эвакуации работала медсестрой в госпитале. У нее дома была два инвалида (мать и отец) и маленький ребенок от старшей сестры, ушедшей на фронт. Так вот, на ее зарплату сестры семья выжить от голода не могла. Ее саму и ее семью спасло то, что ее работа понравилась одному знаменитому врачу, и он сделал ее своей операционной сестрой. И стал ей платить за одну операцию почти столько, сколько она получала в месяц. Абсолютно такая же ситуация была и в промышленности. Все эти замечания можно было бы продолжать - просто нет времени.
В годы войны жилось тяжело.
Если это открытие, то только для вас.
0 +0−0Александр Викторов19:37:55
09/05/2017
0 +0−0Leonid Shtekel18:32:38
09/05/2017
По поводу Пантер- неправда. Отличная машина, с которой советские конструкторы украли все, что могли. Да, танки ломались. Но в бою они били советские машины. С Пантеры, если мне не изменяет память - давно не проверял, советские конструкторы украли ПМП и дульный тормаз
Какая чушь!
Это немцы хотели скопировать Т-34 и сделали "Пантеру".
К слову, конкурентом "Пантеры" на испытаниях был танк, который даже визуально был копией Т-34.
Вы просто дилетант.
1 ... 121314 15 161718 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь