«Бизнес — занятие непрестижное»

00:01 24/04/2017 Финансы
«Бизнес — занятие непрестижное»
Во многих странах государство поддерживает открытие бизнеса - выделение земли, подключение коммуникаций, льготный кредит, налоговые каникулы, упрощенное быстрое оформление и т.д. В России, наоборот, пытаются ободрать, как липку.

Премьер-министр Дмитрий Медведев призвал увеличить долю малого бизнеса в экономике до 50 процентов. «Лента.ру» побеседовала со старшим научным сотрудником РАНХиГС, членом Экспертного совета при правительстве России Вадимом Новиковым о том, почему эту задачу пока невозможно выполнить.

«Лента.ру»: В недавнем письме Федеральной налоговой службы есть просьба к инспекторам правильно обращаться с бизнесменами, не придираться к формальным неточностям, а вплотную заниматься законностью операций. Это хорошая новость для бизнеса или плохая?

Вадим Новиков:Это хорошая идея — как для органов власти, так и для самих предпринимателей. Я смотрю на это письмо как на реализацию идущей сейчас контрольно-надзорной реформы, так называемого риск-ориентированного подхода. Главное состоит в том, что чем выше опасность от предполагаемого действия, тем более пристальным должен быть контроль за ним. Оформление документов — второстепенный вопрос по сравнению с тем, чем занимается бизнес.

Недавно бизнес-омбудсмен Борис Титов назвал мифом утверждение о том, что в России невелика доля малого бизнеса. Он сказал, что бизнес есть, просто он нелегальный и находится в тени. Согласны ли вы с этим? Если это так, какова реальная доля предпринимателей в экономике?

Все-таки доля предпринимателей в российской экономике не так уж и велика. Ее можно установить не только статистическим средствами, да и статистики не так уж наивны. Есть, например, опросные данные. Много лет выпускается международный бюллетень по этой теме — Global Enterpreneurship Monitor. Смотрят распространение предпринимательства в самых разных странах мира.

Первое, что бросается в глаза — в России предпринимательство не так развито, как в среднестатистических странах. Лидируют по приросту новых предприятий страны типа Буркина-Фасо, Белиза, Эквадора.

В мире давно действует тенденция к централизации, бизнес становится более крупным. Не бывает же малого сталелитейного бизнеса. Во многих сферах малое предпринимательство попросту невозможно. В типичном своем виде малый бизнес — это самозанятость.

Россия с ее слабым малым бизнесом по приросту предприятий находится в ряду относительно развитых стран, к которым по ВВП мы, быть может, и не принадлежим. Как в плане демографии (с маленькой рождаемостью), так и в плане демографии организаций, со слабым распространением вновь созданных малых бизнесов.

И все же какова эта доля в экономике? Несколько лет назад мне попадались данные о том, что доля малого бизнеса в экономике Италии составляет 65 процентов. Мы ленивы или нам это не нравится? Это смешно — деньги нравятся всем.

Деньги нравятся всем, но занятия делятся на престижные и непрестижные. Предприниматель зарабатывает много, а занятие — непрестижное. Несколько лет назад ВЦИОМ проводил опрос о престиже профессий. Рейтинг начинается с таких профессий, как юрист, адвокат и прокурор. А предприниматель при всех своих высоких доходах стоит в иерархии общественных предпочтений существенно ниже, где-то рядом со средним чиновником.

Председатель правительства Дмитрий Медведев, выступая перед Госдумой, поставил цель довести долю малого и среднего бизнеса до 50 процентов. Если это реально, что для этого нужно сделать?

Что касается распространения малого бизнеса вообще, тут требуются более сложные механизмы. Эти меры должны быть неспецифическими и вряд ли касающимися собственно малого предпринимательства. Одна из причин, по которой крупный бизнес более жизнеспособен, — это не какая-то классическая экономия производства на издержках. Просто крупный бизнес более защищен в любых столкновениях с государством. Грубо говоря, принадлежность к большому холдингу для отдельного цеха — крыша, прикрытие. Если бы эти вызванные общением с государством издержки уменьшились, гораздо больше бизнесов стали бы жизнеспособными. Но это работа, направленная на улучшение инвестиционного климата в целом.

У вас есть ощущение, что за словами лидеров вроде «перестаньте кошмарить бизнес», «давайте увеличим долю» и так далее стоят какие-то действия, которые реально способствуют достижению этих целей?

Каких-то масштабных действий, меняющих курс системы, благоприятность ведения бизнеса для малых предприятий, пока даже не заявлено. Нужно ожидать, что подобного рода поручения будут исполняться так, как они обычно исполняются чиновниками. То есть с минимальными затратами, средствами Росстата. Самый простой рецепт для чиновников в данном случае — просто переопределить, что такое малый бизнес.

Есть еще одно ведомство, которое теоретически должно быть на стороне среднего и малого бизнеса — это Федеральная антимонопольная служба. Она вроде как за здравый смысл, справедливость. Насколько этот орган соответствует своим задачам?

По замыслу, ФАС должна иметь дело с крупными предпринимателями — условными Рокфеллерами. Но в действительности Рокфеллеров очень мало, а основная масса дел — до 40 процентов — направлены против малого и среднего бизнеса.

Монополистом, по мнению ФАС, может оказаться даже индивидуальный предприниматель, что часто и случается. Наиболее известный пример — «батутное дело» из Горно-Алтайска. На площади Ленина в Горно-Алтайске появляется ИП Евгений, ставит свой батут, на котором прыгают дети. Цену за попрыгать он назначает на уровне 50 рублей. Просто, не очень много, одна купюра, передал и все. Через некоторое время на площадь приходит еще один ИП Иван. Он ставит ту же цену, но конкуренция срабатывает. Теперь Евгений вместо 15 минут разрешает прыгать за этот же тариф сколько угодно. Его примеру следует и конкурент. Через некоторое время прибывает ФАС и спрашивает у бизнесменов — а почему у вас цены одинаковые? Иван и Евгений объясниться не смогли, и чиновники записывают, что это сговор. Возбуждается дело, начинаются суды. И предприниматели эти суды проигрывают.

Или другая история. Мелкий предприниматель работает с крупными торговыми сетями, ФАС возбуждает дело по дискриминации одной из сетей — при том, что потерпевший этого не признает.

Причина тут простая. Малый бизнес обеспечивает проверяющим органам массу дел — ты не можешь держать большой штат, если у тебя мало дел. На этом проверяющий орган легко заработает свою палку. Там ведь, как и в полиции, палочная система — она распространена по всем контрольным органам. Кроме того, у большого бизнеса гораздо больше возможностей для защиты — адвокаты, внимание прессы и так далее. Малый предприниматель — просто легкая жертва.

А я вспомнил, как индивидуальный предприниматель вывел Израиль на второе место в мире по экспорту черной икры. Ему рукоплескала вся страна. У нас так не получается?

Здесь мы видим как проявляет себя плохая система мотивации. Она втягивает чиновников в соревнование, в котором попросту не нужно участвовать.

Есть две точки зрения на развитие в обществах с большим количеством проблем. Есть белорусский путь, где предпринимателей осчастливливают дополнительными нагрузками. Хочешь работать — работай, но ты еще вот тут построй или там почисть. В этом тоже есть логика, которая позволяет президенту Белоруссии справляться с каким-то количеством проблем. А есть Гонконг и Тайвань, лидирующие по количеству экономических свобод. К чему стремиться в нашей ситуации?

Ну, во-первых, нужно обозначить, в чем состоит наша ситуация. У нас свобод маловато. В тех же самых рейтингах при 160 участниках Россия находится на 100 месте. С точки зрения среднего человека, потребителя, подход Гонконга и Сингапура лучше. Почему? Потому что ему не приходится покупать что-то в нагрузку. У потребителя же должен быть выбор. Например, приобретая авиабилет, он может выбирать, платить ли ему за выбор места, дополнительную страховку, завтрак. В несвободной стране с системой социальной ответственности, с «партийными заданиями» для бизнеса, ограничивается сам потребитель. Он вынужден платить. Возможно, он бы и в классической свободной системе заплатил, но там у него совершенно другая степень контроля. В нормальной ситуации есть общественный сектор экономики, в нем тратятся какие-то деньги, и, по крайней мере, известно, как они тратятся. Любой человек может открыть бюджет, найти строчку, эти строчки обсудят парламентарии, пресса, сами люди. А система социальной ответственности — это, по большому счету, барщина.

Даже если предпринимателя обременить, обложить явным налогом — это будет лучше. Потому что это видимо для всех, и мы можем обсуждать, как этот налог потратить. А тут есть множество решений чиновников, которые попросту не видны и никем не контролируются.

Даже в деловых СМИ доминирует парадная повестка дня. Что будет обсуждаться на большой конференции по проблемам с правоприменением антимонопольного законодательства? Те дела, с которыми сталкиваются юристы, работающие в основном на крупные предприятия. Там будут обсуждаться дела, которыми хочет похвастаться руководство ФАС. Случаи из Горно-Алтайска не имеют шансов дойти до такого обсуждения. То же самое происходит на страницах газет. Крупные корпорации могут говорить сами за себя. А малый бизнесмен никогда не станет героем событий, у него не спросят комментарий, даже если дело касается его самого. Для них существует гильдия, за него может говорить «Опора России». Это означает абстрагирование и появление посредников, у которых могут быть свои корпоративные интересы. Понятно, что организация находится в Москве, и им так или иначе важно поддерживать отношения со многими ведомствами. Когда малый предприниматель не рассказывает сам о себе, а вместо него говорят «Опора России» или эксперт Вадим Новиков, эта ситуация не очень благоприятная. Для начала малому бизнесу нужны даже не какие-то меры, а просто внимание.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(28):

1 2+1
7 +0−0Стокс 00:22:20
24/04/2017
Во многих странах государство поддерживает открытие бизнеса - выделение земли, подключение коммуникаций, льготный кредит, налоговые каникулы, упрощенное быстрое оформление и т.д. В России, наоборот, пытаются ободрать, как липку.
6 +0−0Александр Малкин04:02:08
24/04/2017
-5 +0−0Голохвастов Анатолий03:48:17
24/04/2017
Интересная логика. Ты нарушил закон, но суки все равно - они.
Нормальная логика . В налоговой формы отчетов меняются постоянно . Я 20 числа принес отчет по ЕНВД ( причем мне говорили ,что форма отчета не поменялась до этого) , а мне показывают ,что цифирьки под штрихом изменились . Сдаю 21 уже с опозданием .
5 +0−0Владимир Савченко06:29:45
24/04/2017
тут и без налоговой и прочих сэсок, коммунальщики задрали, и все по закону. Предприятие занимает первый этаж пятиэтажки и половину подвала. Должно платить управляющей компании (которая под мэром, кстати). Должно платить ОДН. При этом уборка территории и ремонт коммуникаций в помещении за свой счет. Электрикам платишь не только по счетчику,но и за потери, хотя дом с тобой на одном кабеле. Да и цена за электричество для дома в 2 раза дешевле. Нынче тепловики выкатили счет, что раз мы в жилом доме, то не имеем право платить по счетчику, а только по площади. А в площадь включают и склады, где отопления нет и не нужно, и вентиляторную, и, блин, холодильник. Да у меня оборудование меньше 200 квт в день не потребляет, плюс газ, мне тепло девать некуда, и теперь я обязан платить дармоедам, даже если вообще краны перекрою. И все по закону, во всем правы.
5 +0−0Иван Колтин00:50:24
24/04/2017
Сейчас малый бизнес и ИП ИФНС достает редко, кошмарят пожарные, экологи и другие контролирующие органы. Глупостей и самодурства там достаточно - армии чиновников многочисленны и непрерывно обновляют свои методы борьбы с предпринимателями.
4 +0−0Владимир Савченко06:14:33
24/04/2017
-5 +0−0Голохвастов Анатолий03:48:17
24/04/2017
Интересная логика. Ты нарушил закон, но суки все равно - они.
наличие закона не оправдывает сук. Сталин гулаг наполнял строго по закону. И Гитлер законы не нарушал.
4 +0−0Иван Михайлов02:18:15
24/04/2017
5 +0−0Иван Колтин00:50:24
24/04/2017
Сейчас малый бизнес и ИП ИФНС достает редко, кошмарят пожарные, экологи и другие контролирующие органы. Глупостей и самодурства там достаточно - армии чиновников многочисленны и непрерывно обновляют свои методы борьбы с предпринимателями.
В десять вечера звонок в дверь. На пороге сотрудник полиции. Принёс повестку в налоговую. Спрашиваю почему полиция принесла? Отвечает что взаимодействие у них такое. Как будто я скрываюсь. Принесли штраф за не вовремя представленный отчёт по НДС. 500р со скидкой 250 р. Суки.
3 +0−0Иван Михайлов12:30:19
24/04/2017
-5 +0−0Голохвастов Анатолий03:48:17
24/04/2017
Интересная логика. Ты нарушил закон, но суки все равно - они.
Анатолий вопрос не в нарушении закона, я готов ответить за несвоевременное предоставление отчетности. Была ли необходимость направлять ко мне в дом, где вся семья вечером собралась, полицейского для вручения повестки налоговой инспекции первичной?
Пусть почтовые открытки тоже полицейские разносят, и газеты, и журналы. Им же делать нечего, в России все спокойно (в пределах полицейского участка).
Или может быть меня надо было расстрелять?
Ты не прав.
3 +0−0Макс Максов06:43:06
24/04/2017
Просто чтобы открыться, если не сфера услуг, нужно платить пенсионку 32тр в год - это при отсутствии сотрудников, если сам человек работает и за кассу тысяч 30тр. В результате, чтобы только держаться на плаву предприниматель, даже очень мелкий платит считай 5тр в месяц - без учета аренды, налогов, закупок и того, что ему нужно кушать. Пока налоговая нагрузка будет такой(и ее продолжают усложнять), никаких малых предпринимателей, которые потом возможно выросли бы в крупных, не будет.
3 +0−0Иван Колтин00:51:39
24/04/2017
0 +0−0Александр Б00:12:18
24/04/2017
" ....... почему эту задачу пока невозможно выполнить."
Потому, что так или иначе весь крупный/средний бизнес находится под криминалом. В регионах под криминалом как в 90 и местными "царьками", в крупных городах под силовиками. А на "палатках с сникерсами и парикмахерскими" далеко не уедешь...
Чаще под чиновниками и депутатами.
2 +0−0Админы идиоты16:52:15
24/04/2017
5 +0−0Владимир Савченко06:29:45
24/04/2017
тут и без налоговой и прочих сэсок, коммунальщики задрали, и все по закону. Предприятие занимает первый этаж пятиэтажки и половину подвала. Должно платить управляющей компании (которая под мэром, кстати). Должно платить ОДН. При этом уборка территории и ремонт коммуникаций в помещении за свой счет. Электрикам платишь не только по счетчику,но и за потери, хотя дом с тобой на одном кабеле. Да и цена за электричество для дома в 2 раза дешевле. Нынче тепловики выкатили счет, что раз мы в жилом доме, то не имеем право платить по счетчику, а только по площади. А в площадь включают и склады, где отопления нет и не нужно, и вентиляторную, и, блин, холодильник. Да у меня оборудование меньше 200 квт в день не потребляет, плюс газ, мне тепло девать некуда, и теперь я обязан платить дармоедам, даже если вообще краны перекрою. И все по закону, во всем правы.
а потом приходят пожарники и пальцем показывают где должны быть не сгораемые двери. хотя там ни людей, ни товара
2 +0−0Евгений Жаданов08:17:33
24/04/2017
Не надо говорить о том, в чем сам в душе до конца, твердо не разобрался. Все просто, Бизнес это напряженный ТРУД (физический, интеллектуальный ,художественный и т.д). А воровство, обман это другое. Не путайте бизнес и воровство и обман. Тогда и подобных дискуссий не будет.
2 +0−0Сергей Рыжий08:01:28
24/04/2017
Информация по микропредприятиям из первых рук. Поддержки никакой - она на 100% декларативна. Например, рекламируют закон "о защите при проверках". На практике, проверяющие обходят его без особых усилий. Примерно с 2010-2011 гг. началось планомерное увеличение административного давления. Этот тренд продолжается до сих пор. В последние 2-3 года к увеличению административного давления прибавилось увеличение налоговой нагрузки.
Улыбноло про фразу о более высоких доходах предпринимателей по сравнению с госсектором.
Очень понимаю украинцев, несмотря на бешеную пропаганду о том, как все плохо в Украине.
1 +0−0Natalya Nazarova18:08:15
24/04/2017
Честно у нас малый бизнес выжить не может.
1 +0−0дыц- дыц08:33:51
24/04/2017
3 +0−0Иван Колтин00:51:39
24/04/2017
Чаще под чиновниками и депутатами.
да это одно и тоже
0 +0−0Misha Weiss22:46:50
24/04/2017
0 +0−0Владимир Конин21:57:25
24/04/2017
Опоздал,уже есть,и не по одному...
Значит надсмотрщиков тоже чипировать и к ним приставить по следящему, и не по одному. Пока эффективность системы не повысится.
0 +0−0Владимир Конин21:57:25
24/04/2017
0 +0−0Misha Weiss19:37:09
24/04/2017
Вот именно! Поэтому необходимо всех ИП принудительно чипировать и закрепить за каждым личного надсмотрщика от государственных органов. Поверьте, это в интересах потребителя!
Опоздал,уже есть,и не по одному...
0 +0−0Владимир Конин21:55:28
24/04/2017
Помню,в 1988,сумма налогов на каждый рубль прибыли составила 102 копейки...Мой бухгалтер,она же главбух нашего Белого дома,четырежды отчёт проверяла...
В 2002 для получения участка под КФХ собрал 18 (восемнадцать!) подписей в различных конторах...Рыбнадзор,пожарники и Мособлкомвод в их числе,от Москвы до Коломны территориально...
Хрен с тех пор что-то лучше стало...
0 +0−0Misha Weiss19:37:09
24/04/2017
1 +0−0Natalya Nazarova18:08:15
24/04/2017
Честно у нас малый бизнес выжить не может.
Вот именно! Поэтому необходимо всех ИП принудительно чипировать и закрепить за каждым личного надсмотрщика от государственных органов. Поверьте, это в интересах потребителя!
0 +0−0Главный_редaктор ™18:47:47
24/04/2017
7 +0−0Стокс 00:22:20
24/04/2017
Во многих странах государство поддерживает открытие бизнеса - выделение земли, подключение коммуникаций, льготный кредит, налоговые каникулы, упрощенное быстрое оформление и т.д. В России, наоборот, пытаются ободрать, как липку.
ПРиведите примеры, пожалуйста.
С ФИО, датой, названиями фирм.
Статистику собираю.
0 +0−0Админы идиоты16:50:56
24/04/2017
3 +0−0Макс Максов06:43:06
24/04/2017
Просто чтобы открыться, если не сфера услуг, нужно платить пенсионку 32тр в год - это при отсутствии сотрудников, если сам человек работает и за кассу тысяч 30тр. В результате, чтобы только держаться на плаву предприниматель, даже очень мелкий платит считай 5тр в месяц - без учета аренды, налогов, закупок и того, что ему нужно кушать. Пока налоговая нагрузка будет такой(и ее продолжают усложнять), никаких малых предпринимателей, которые потом возможно выросли бы в крупных, не будет.
согласен. причем помню как пенсионка выросла с 17 на 32. у нас, что пенсии в 2 раза выросли. понятно же, сколько хотят столько и сдирают.
помню тут вроде на ленте и писали про книгу "евросеть", вспомнилась фраза в России (не помню точно) 20-30 органов которые могут закрыть твой магазин. 20-30 Карл !!!! это же сколько взяток надо. А платит то конечный потребитель
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь