Эрдоган, Аллах и Россия

06:00 22/04/2017 Мир
Эрдоган, Аллах и Россия
Вред от религии получается тогда,когда религия от преподавания норм морали переходит к насаждению повседневных норм жизни.Да ещё и норм жизни полуторатысячелетней давности. Мудрость Ислама в Коране - неудобство Ислама в Шариате.Глупые люди быстро превратили рекомендации в жестокие нормативы на уровн...читать полностью

Референдум по изменению турецкой конституции, проводившийся 16 апреля, вызвал интерес во всем мире. Большинство статей в российских и западных изданиях трактуют его результаты — 51,4 процента избирателей высказались в пользу президентской системы — как шаг в сторону исламизации Турции. Так ли это на самом деле и стоит ли россиянам опасаться, что любимые курорты Антальи вскоре закроются для них из-за введения норм шариата?

Футболист-исламист

Отношения турецкого президента с мусульманской религией между тем весьма любопытны и далеко не однозначны. Несомненно, определенную роль сыграло его прошлое. Отец будущего президента придерживался консервативных взглядов и был соблюдающим мусульманином. Он отдал сына в религиозную школу имам-хатибов, а затем «зарубил» его многообещающую футбольную карьеру, в какой-то момент запретив отпрыску «позорить семью в коротких трусах». Не решившись перечить отцу, Реджеп ушел из команды и реализовал свои амбиции в политике.

Харизматик от природы, он быстро поднялся по карьерной лестнице сначала молодежной, а затем и основной организации исламистской Партии национального спасения под началом Неджмеддина Эрбакана. После запрета она была переименована в Партию благоденствия, и Эрдоган стал руководителем ее филиала в Стамбуле. Несколько попыток возглавить муниципалитет Бейоглу или пройти в парламент ему не удались, но на волне растущей популярности исламистов (и деградации других партий) в 1994-м он был выбран мэром Стамбула, набрав 25,2 процента голосов. Эрдоган проявил себя неплохим хозяйственником и добился одобрения жителей города реализованными планами по переустройству и развитию самого большого мегаполиса страны.

Светскость для мусульман

На рубеже веков младореформаторы Абдуллах Гюль, Бюлент Арынч, Реджеп Эрдоган и другие создали Партию справедливости и развития (ПСР), полностью отказавшуюся в своей программе от «исламских» целей. Они здраво рассудили, что победить в Турции может только центристская партия, и не прогадали, хоть и получили свою порцию проклятий от Эрбакана и исламистов из Партии счастья.

С 2002 года ПСР раз за разом в одиночку формирует правительство, а с 2007-го поставляет для Турции президентов. Несмотря на отказ от исламизации турецкой политической системы и внедрения шариатских положений, Эрдоган и соратники никогда не отказывались от борьбы за права соблюдающих мусульман, которые с середины 1920-х годов XX века подвергались дискриминации.
Демократизация Турции одновременно означала и разрешение исламу выйти из гетто приватной жизни, куда его загнал агрессивный секуляризм. Естественный для мусульманской страны выход ислама в публичную сферу вызвал естественную ломку многих стереотипов и отторжение со стороны секуляристов старой закалки. Многие политические баталии велись именно по этому поводу: проблема платков, возможность выпускникам имам-хатибов поступать в университеты, ограничение времени продажи алкоголя и тому подобное.

Ататюрк или Абдульхамид II?

Подобно многим власть имущим, Эрдоган, почувствовав вкус власти, решил больше ее не терять и в 2000-2010-х начал переделывать систему под себя. Поначалу он старался заручиться поддержкой лидеров разных религиозных групп, включая влиятельного проповедника Фетхуллаха Гюлена, но теперь ждал от них просто подчинения. Консервативный электорат стабильно поставлял ПСР голоса, и Эрдоган начал их «цементировать», заставляя всех определяться — с ним или против него.

Началась игра в мусульманского лидера, обусловленная популярностью турецкого премьера на «арабской улице»: на Ближнем Востоке разгоралась «арабская весна», сулившая победу дружественным еще с 1970-х годов исламистам в Египте, Тунисе, Сирии. Промусульманская и в некотором смысле неоосманская риторика, к которой периодически прибегают Эрдоган и его сторонники, является по большей части не программой действий, а политтехнологической имитацией, которую используют для мобилизации масс. Судите сами: Эрдоган 15 лет у власти, но в стране до сих пор легализована проституция, работницы этой сферы официально получают пенсии. Государственные «Турецкие авиалинии» бесплатно раздают алкоголь на своих рейсах, и дипломатические приемы турецких посольств без выпивки не обходятся. Я уже не говорю о программе ПСР, в которой никогда не было ни одного пункта, касающегося шариата, и о турецком законодательстве, целиком и полностью базирующемся на гражданском праве. В середине 2000-х годов Эрдоган заикнулся о том, чтобы объявить прелюбодеяние преступлением, но столкнулся с таким массовым сопротивлением в своем же стане, что сразу же отказался от этой идеи.

Турецкий лидер делает акцент по большей части на республиканских ценностях — родине, нации и величии страны, лишь иногда сдабривая речь мусульманскими символами. По объему власти и влияния на общество он хочет быть Ататюрком, и только по вкусу и флеру — Абдульхамидом II. У него просто нет выбора, даже если бы он имел намерение вновь сделать свою партию исламистской — слишком многие граждане страны разделяют республиканские ценности, за внедрение шариата же выступает менее 10 процентов. В то же время примерно 70 процентов турок — традиционалисты-консерваторы, для которых ислам — это в первую очередь часть национальной идентичности, а не религиозная практика. Их число постепенно уменьшается, как и количество религиозных людей в Турции. Турецкий ученый Али Чаркоглу провел исследование консерватизма и религиозности в 2008-2009 годах, и выяснил, что ценности турецкого общества больше зависят от спектра правый-левый, чем от религиозных взглядов. Главное измерение консерватизма, как показали социологические исследования, заключено в слиянии авторитаризма, старомодности и нетолерантности, которые обуславливают низкую самооценку, политическую неэффективность, но в то же время и повышенное межличностное доверие, а также рост индекса счастья. Именно эти качества своего электората искусно эксплуатирует Эрдоган.

Господа присяжные избиратели

Мусульмане Турции не едины в оценке турецкого президента, и он не единственный общественно-политический деятель, который говорит от их лица. Турецкие джамааты, имеющие суфийские корни, с самого начала не приняли политизацию религии Эрбаканом. Лишь община «Искандер-паша», тесно связанная с некоторыми политиками, благословила создание партии, остальные голосовали за центристов. В 1990-х лидер и этой общины отошел от Эрбакана. ПСР же, со своей демократической повесткой и центризмом, в «нулевых» смогла консолидировать по большей части мусульманский электорат. Он вновь раскололся в последние несколько лет, теперь уже по признаку личной неприязни или, наоборот, любви к Эрдогану и его политике закручивания гаек. Многие мусульманские общины, что называется, присягнули Эрдогану, получив за это определенные бонусы. Но значительно и количество тех, кто отказался поддерживать нынешний политический курс.

Референдум 16 апреля показал, что идеологические водоразделы медленно, но верно уходят в прошлое. Исламисты из эрбакановской Партии счастья официально выступили против внедрения президентской системы. Можно с уверенностью утверждать, что сторонники Гюлена и их близкие голосовали против, поскольку наряду с другими нелояльными подвергаются жестким репрессиям после попытки переворота 15 июля прошлого года. Значительная часть еще двух больших суфийских общин, хоть и без официально выраженной позиции, также настроена по отношению к Эрдогану критически. Есть и другие группы — например, «мусульмане-антикапиталисты», которые заняли позицию «против». Кроме того, в Турции немало просто мусульман, обычно с высоким уровнем образования, разделяющих позицию Народно-республиканской партии и не приемлющих менторский тон Эрдогана. Общий электоральный эффект всех этих «религиозных голосов» на другой от турецкого президента стороне баррикад можно смело оценить примерно в четыре миллиона человек. Их количество рядом с Эрдоганом больше от силы раза в два.

Означает ли это, что значение исламского фактора в Турции уменьшается и его не нужно учитывать во внешнеполитических раскладах для России? И да и нет.

«Пакистанизация» Турции и Россия

На мой взгляд, турецкий ислам сам по себе не претендует на роль серьезного фактора в межгосударственных отношениях, если в деле не замешаны интересы политиков. Причиной тому и турецкая культура, и суфийские корни большинства мусульманских движений, и усвоенный мусульманами светский характер Турецкой Республики с высокой степенью модернизации и урбанизации. Собственно, никакой исламизации турецкого общества не происходит — все социологические исследования говорят об этом.

Однако риски резко возрастают, когда дело касается власти и амбиций Эрдогана. Использование ислама как инструмента приводит к самым серьезным последствиям — таким, например, как финансирование вооруженных формирований на территории Сирии. Многие годы в Турцию уезжают мусульмане из России. Большинство из них — мирные люди, которые просто хотят жить в такой среде, где их религиозная идентичность не будет вызывать подозрений. Но немало и тех, кто использовал Турцию как пересадочный пункт на пути в Сирию или Ирак, где они пополняли ряды бойцов «Исламского государства» или «Ан-Нусры» (запрещены на территории РФ). Турецкие власти и спецслужбы этому как минимум не препятствовали.

В связи с этим опасность представляет именно своеобразная «пакистанизация» Турции: когда поддержка радикальных движений в соседней стране, наряду с попыткой вырастить лояльное поколение в школах имам-хатибов, неминуемо приводит не только к распространению экстремистских взглядов и росту числа боевиков на своей территории, но и к напряженности в отношениях с соседями. Теракты последних лет — прямое тому доказательство, хотя часть из них совершена курдскими радикалами. Эрдоган отчасти уже стал заложником своей политики на Ближнем Востоке, которая привела и к растущей изоляции со стороны Запада, и к конфликтам с Россией.

Таким образом, чем сильнее Эрдоган чувствует себя лидером ближневосточной страны, тем больше угрозы для ее внешнеполитических партнеров. Чем больше Эрдоган «европеец», тем его политика более предсказуема, а риски для России — меньше. Результаты референдума свидетельствуют о его достаточно шаткой позиции, и сложно предсказать, какие конкретные ходы он предпримет для ее укрепления и подготовки к следующим выборам. Тотальную зачистку системной оппозиции и создание карманной? Еще одну маленькую победоносную войну в Сирии, теперь вместе с Трампом против Асада? Продление режима чрезвычайного положения не на три месяца, а на три года? Важную роль играет легитимность полномочий турецкого лидера: принятые на плебисците изменения вступают в силу только со следующих выборов, пока же Эрдоган остается президентом, который де-юре не имеет права управлять правительством даже в режиме ЧП.

Ильшат Саетов научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(43):

1 23+1
7 +0−0Сергей Караулов09:08:47
22/04/2017
Вред от религии получается тогда,когда религия от преподавания норм морали переходит к насаждению повседневных норм жизни.Да ещё и норм жизни полуторатысячелетней давности.
Мудрость Ислама в Коране - неудобство Ислама в Шариате.Глупые люди быстро превратили рекомендации в жестокие нормативы на уровне государственного устройства.То,что Европа прошла 500 лет назад,Ближний Восток проходит сейчас.С одной разницей - в средние века не было оружия массового поражения и транспланетарных коммуникационных средств...
4 +0−0Александр Воробьев09:55:33
22/04/2017
Хорошая статья. Спасибо
3 +0−0Раш Лу15:01:34
22/04/2017
Этот Эрдоган в любой момент может снова воткнуть "нож в спину" другу Путину...
3 +0−0Кудай _12:45:22
22/04/2017
21 век, век повсеместного отката к религиозным ценностям. Пока прогрессивная часть человечества осваивает ближний космос, заглядывает в дальние миры, другая скатывается в средневековное мракобесие пытаясь замолить грехи. Явно тяжкий грех на них, раз они так за душу свою боятся.
3 +0−0Leo Lf12:38:14
22/04/2017
хороший текст. правильно:
ислам (релиджн) для политиков в первую очередь инструмент.
для народа нац идентификация.
немного на нас похоже
с другой стороны, политики создают волну, и следуют на гребне,
но куда бежит волна. часто не туда.
3 +0−0Голохвастов Анатолий12:36:18
22/04/2017
-1 +0−0Авто Минск12:19:27
22/04/2017
Пить алкоголь в Турции – МОЖНО, но в кафе, ресторане, дома, а не ходить и бухать по улицам как у нас в СНГ.
Кто тебе мешает не бухать на улицах в СНГ?
3 +0−0Королёв ВК09:11:40
22/04/2017
Печально что с Турцией происходит в последнее время. У них была довольно интересная, пусть и по своему опасная система когда армия противодействовала правительству, такой балансир между религиозным и светским государством, между президентской властью и властью высшего армейского командования. Эрдоган уничтожил этот институт, став очередным "лидером нации" - очевидно, такой подход не пойдёт на благо развития страны. Больше религиозности, больше популизма, меньше реальных действий для развития экономики. Думаю Турция уже практически как Россия - авторитарный правитель, который контролирует вместе со своими вассалами всю страну и заботится только набиванием карманов своего клана.
2 +0−0Lea Dines15:21:24
22/04/2017
3 +0−0Кудай _12:45:22
22/04/2017
21 век, век повсеместного отката к религиозным ценностям. Пока прогрессивная часть человечества осваивает ближний космос, заглядывает в дальние миры, другая скатывается в средневековное мракобесие пытаясь замолить грехи. Явно тяжкий грех на них, раз они так за душу свою боятся.
Это у вас 21-й век, а у них - 1500-й. Эпоха Возрождения, причём с боем. Христианская церковь в эту эпоху тоже людям много крови попортила. Испанская инквизиция, кстати, было отменена только в 1834 году. А ислам - религия гораздо более неистовая. Так что ждём новых конкистадоров.
2 +0−0alcel24 .12:23:33
22/04/2017
1 +0−0Morgant Laf09:43:33
22/04/2017
Тут многие Эрдогана с Путиным сравнивают... А зря.
При Эрдогане Турция стала гораздо сильнее и политически и экономически. А вот при Путине всё наоборот!
Разница в том, что Эрдоган старается для своей страны, а Путин и его ОПГ "Озеро" просто воры.
Брееед... Турция при Эрдогане рассорилась с союзниками, попала в изоляцию и завезла террор и политическую нестабильность к себе. Экономика уже тоже начала приземлятся как итог всего вышесказаного. Если сравнивать обе страны с началом 2000-ых (когда оба пришли к власти), то результаты окажутся похожими. Вот только Путин сумел зачистить оппозицию, а Эрдоган только начал этим заниматься.
2 +0−0Alex Soprano10:13:36
22/04/2017
Самое хорошее что случилось с Турцией это был Ататюрк! Вот это был реально умный и дальновидный правитель. Можно сказать сделал сам из хаоса и раздора, нищеты и войн - Турецкое государство, светское, сильное и с прогрессивными взглядами. Туркам хорошо жилось с Европой, можно сказать чуть ли не половина населения работало или училось в Европе, Германии и т.д. Российские туристы приносили Турции огромный доход. Частный сектр был занят, у людей были доходы. Потом как всегда пошла исламизация, зомбирование имам-хатив школ, чтобы вырастить целое поколение прозомбированное исламом. Эрдоган рассорился со всеми соседями, с РФ, его же собственный народ сидит без работы из-за оттока туристов, из-за конфлктов с Европой, молодежь тоже не очень то и хочет возвращаться обратно в условное средневековье, после светского образа к которому уже привыкли. А тут еще и Пакистан свои лапы исламисткие распускает в Турции и способствует ее исламизации. Это страна, где до сих пор есть слуги и служанки (почти рабы) в семьях и где забивают палками и камнями любого кто якобы оскорбил коран. Дремучее средневековье и вот эта страна успешно сводит Турцию к такому же образу жизни. Турция пожалуй единственная светская страна из всего исламского мира, которая могла бы стаьт первой страной полностью отделившей ислам от светского государства - теперь полным ходом летит назад к до Ататюрскому хаосу исламистов. Жалко Турок, нселение, жалко людей которые вместо обучения и карьер будут вынуждены бить лбами пол 5 раз в день и вместо семейных ценностей и жизни будут участвовать в этом средневековом обществе с забиванем плаками и т.д. Можно сказать Эрдоган и Пакистан против своего же народа геноцид делают. Уж 51% проголосовавших я уверен в реальности значит за него маскимум 15-20% бы проголосовало бы
2 +0−0Nik Ram10:05:59
22/04/2017
0 +0−0Сергей Караулов09:15:57
22/04/2017
Обратите внимание: когда вы пишете составные слова,программа их подчёркивает как написанные неграмотно.Основание - этих слов "нет в словарях".Если вы будете писать составные слова на немецком или испанском языках,таких знаков не будет.
Программа,написанная англосаксами,русского языка не знающими и русский язык не приемлющими,считающими нас за скотов,постоянно напоминает нам,что скоты не должны выражаться сложно или красиво - скоты должны мычать.
Таки где-то лет двадцать назад MS Word не знал многих слов. Например, подчёркивал слово "мультикaнальный" и предлагал "мультик aнaльный", а вместо слова "походочка" предлагал "поход очка". Таки теперь этот Гeй(тс-с!) научился маскироваться, и эти слова Word не подчёркивает. Но мы-то знаем!!!111
))
1 +0−0Голохвастов Анатолий12:38:11
22/04/2017
-2 +0−0The Holy Spirit12:25:58
22/04/2017
здесь вы правы.
Еще англосаксы- первооткрыватели.
В Лондоне первую ветку метро открыли, в то время как россияне в землянках жили и официально имели в рабстве своих земляков.
Это не мешало англосаксам иметь своих земляков в рабстве в Америке.
1 +0−0Сергей Караулов12:31:51
22/04/2017
-2 +0−0The Holy Spirit12:25:58
22/04/2017
здесь вы правы.
Еще англосаксы- первооткрыватели.
В Лондоне первую ветку метро открыли, в то время как россияне в землянках жили и официально имели в рабстве своих земляков.
Они-же и первозакрыватели.Законсервировали культуру Индии,Северной Америки минимум на двести лет.
Вот теперь ихний же франкенштейн - США, их и слопает...
1 +0−0Сергей Караулов11:30:16
22/04/2017
-1 +0−0The Holy Spirit10:08:57
22/04/2017
А разве они не правы?

изобретай свой интернет, свой лексикон, открой заново законы физики и назови единицы измерений русскими фамилиями :)))
Либо пиши латиницей русские слова,либо не юродствуй...
1 +0−0Александр Гайдар11:26:38
22/04/2017
-1 +0−0Авто Минск10:40:53
22/04/2017
Классная страна! Обожаем там отдыхать, знакомые купили квартиру, вот и мы задумались …
Люди намного гостеприимней, чем в РФ, да и в СНГ!
Классная страна! Главное алкоголь там не пей и в людных местах не собирайся
1 +0−0The Holy Spirit10:10:15
22/04/2017
3 +0−0Королёв ВК09:11:40
22/04/2017
Печально что с Турцией происходит в последнее время. У них была довольно интересная, пусть и по своему опасная система когда армия противодействовала правительству, такой балансир между религиозным и светским государством, между президентской властью и властью высшего армейского командования. Эрдоган уничтожил этот институт, став очередным "лидером нации" - очевидно, такой подход не пойдёт на благо развития страны. Больше религиозности, больше популизма, меньше реальных действий для развития экономики. Думаю Турция уже практически как Россия - авторитарный правитель, который контролирует вместе со своими вассалами всю страну и заботится только набиванием карманов своего клана.
Турция с Эрдоганом и РФ с Бабаем Кремлинским - катятся в религиозное Средневековье.
1 +0−0Morgant Laf09:43:33
22/04/2017
Тут многие Эрдогана с Путиным сравнивают... А зря.
При Эрдогане Турция стала гораздо сильнее и политически и экономически. А вот при Путине всё наоборот!
Разница в том, что Эрдоган старается для своей страны, а Путин и его ОПГ "Озеро" просто воры.
0 +0−0WTF WTF04:11:56
23/04/2017
0 +0−0ПЕТР ШАХОВ21:22:33
22/04/2017
"Прогрессивная" часть человечества затрачивая огромные ресурсы совершенствует вооружение и захламляет космос разными опасными отходами Ес тественно что другая часть пытается отстоять свою самобытность и независимость Каким путем это другой вопрос И не хрен "прогрессивной "части лезть со своим идиотским уставом в чужой монастырь Победить они все равно не смогут
Отрезание голов, обрезание девочек, женитьба на детях, забивание камнями - это твоя самобытность? На хм, если враг не сдается - его уничтожают.
0 +0−0Садиг Агамиров23:48:44
22/04/2017
2 +0−0Alex Soprano10:13:36
22/04/2017
Самое хорошее что случилось с Турцией это был Ататюрк! Вот это был реально умный и дальновидный правитель. Можно сказать сделал сам из хаоса и раздора, нищеты и войн - Турецкое государство, светское, сильное и с прогрессивными взглядами. Туркам хорошо жилось с Европой, можно сказать чуть ли не половина населения работало или училось в Европе, Германии и т.д. Российские туристы приносили Турции огромный доход. Частный сектр был занят, у людей были доходы. Потом как всегда пошла исламизация, зомбирование имам-хатив школ, чтобы вырастить целое поколение прозомбированное исламом. Эрдоган рассорился со всеми соседями, с РФ, его же собственный народ сидит без работы из-за оттока туристов, из-за конфлктов с Европой, молодежь тоже не очень то и хочет возвращаться обратно в условное средневековье, после светского образа к которому уже привыкли. А тут еще и Пакистан свои лапы исламисткие распускает в Турции и способствует ее исламизации. Это страна, где до сих пор есть слуги и служанки (почти рабы) в семьях и где забивают палками и камнями любого кто якобы оскорбил коран. Дремучее средневековье и вот эта страна успешно сводит Турцию к такому же образу жизни. Турция пожалуй единственная светская страна из всего исламского мира, которая могла бы стаьт первой страной полностью отделившей ислам от светского государства - теперь полным ходом летит назад к до Ататюрскому хаосу исламистов. Жалко Турок, нселение, жалко людей которые вместо обучения и карьер будут вынуждены бить лбами пол 5 раз в день и вместо семейных ценностей и жизни будут участвовать в этом средневековом обществе с забиванем плаками и т.д. Можно сказать Эрдоган и Пакистан против своего же народа геноцид делают. Уж 51% проголосовавших я уверен в реальности значит за него маскимум 15-20% бы проголосовало бы
Люди верующие с радостью молятся,совершая намаз(это делается добровольно и с любовью). Называть это "бить лбами в пол" мягко говоря невежество! Человека невозможно заставить совершить намаз,в Турции тем более. Не хочешь,не молись, а ещё намаз не помеха учёбе и работе. Надо знать ,а потом говорить.
0 +0−0ПЕТР ШАХОВ21:29:45
22/04/2017
0 +0−0Кудай _12:46:49
22/04/2017
У нас за распитие в общественном месте огромные штрафы. У нас в Казахстане, так что за всё СНГ говорить не надо.
Ну и правильно Пей в положенных местах а не где придется В россии это тоже запрещено но исполняется зачастую закон слабовато Тем не менее особо на улицах никто не бухает только если из под тишка или особо отмороженные
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь