Несите ваши денежки

00:03 08/04/2017 Россия
Несите ваши денежки

В апреле старшеклассник из Самарской области стал инициатором всероссийской акции против школьных поборов. Идея возникла после продолжительного конфликта с классным руководителем и директором: юноша отказывался сдавать деньги на охрану и уборку школы, навлекая на себя учительский гнев. Видеозаписи, на которых преподаватели грубят ученику и унижают его за «долги», попали на YouTube и привлекли внимание региональной прокуратуры и департамента образования. Добровольно-принудительные сборы на различные нужды в последние годы стали обычной практикой в российских школах. «Лента.ру» разбиралась, как ученики и их родители пытаются противостоять поборам и как поступают с теми, кто отказывается платить.

Бойкот вместо митингов

Конфликт между десятиклассником и администрацией школы города Жигулевска начался еще в сентябре. С каждого ученика собирали по 75 рублей ежемесячно, чтобы покрыть расходы на оплату труда уборщицы. Казалось бы, сумма небольшая, но если умножить ее на примерное число учащихся, получается до 50 тысяч рублей в месяц. Школьник настаивал, что администрация должна отчитываться о дополнительных тратах платежными квитанциями. Учителя парировали, что мальчик «обязан платить», а в противном случае должен приносить из дому тряпку и мыть пол.

Школьника возмутил не столько сам факт сбора денег, сколько настойчивость и грубость, с которой их требовали. «Я отказался платить из-за того, что классный руководитель в приказном тоне требовала деньги, — пояснил он. — Каждый месяц она зачитывала сумму "долга" и отчитывала меня перед всем классом, обзывала дебилом. Дальше был разговор с директором, в котором она сыплет оскорблениями, говорит, что я опозорил своих родителей. Разговор был под запись, я выложил его на YouTube и обратился в прокуратуру».

Ученик собрал подписи одноклассников против поборов. Учителя трактовали этот поступок как предательство и начали открыто травить весь класс. Прокуратуру происходящее в школе заинтересовало, началась проверка. В отношении директора Ирины Русских уже возбуждено административное дело, решается вопрос о возбуждении уголовного.

«Ролики с классным руководителем и директором начали вирусно распространяться по сети, — рассказывает Андрей. — Мне писали другие школьники, которых так же прессуют на тему денег. Одного парня, например, заставляли ходить на дополнительные занятия — якобы добровольно, но отказаться нельзя. Стоимость — 900 рублей в неделю. Мы рассказали ему, как писать заявление в прокуратуру, и теперь этот факт проверяют. Во многих школах деньги собирают на учебники, охрану, звуковое оборудование, в фонд класса, хотя все это незаконно».

Вместе с единомышленниками Андрей записал видеоролик, в котором призывает других школьников последовать его примеру и не платить за дополнительные услуги в школе. «Мы не предлагаем тебе выходить на митинги, чтобы отстаивать свои права. У нас есть идея получше: мы объявляем всероссийский бойкот школьным поборам», — говорят участники акции.

Видео: Бойкот Поборам / YouTube
Все платят — и я заплачу

Впрочем, идея борьбы с незаконными сборами в школах родилась давно и принадлежит родителям школьников. Уборка, охрана, новая мебель, учебники, рабочие тетради — далеко не полный список трат на нужды учебного заведения, которые покрываются из их кармана. Из-за недовольства постоянными дополнительными сборами группа инициативных родителей создала движение «Нет поборам», цель которого — помогать другим бороться с этим явлением.

Школьная администрация чаще всего прикрывается нехваткой финансирования, утверждают активисты. Государство — то есть региональный департамент образования — недоплачивает школе, и администрация покрывает недостачу за счет родителей.

«Директорам проще собрать с учеников, чем обивать пороги чиновников, выпрашивая средства для школы. Хотя именно это — прямая обязанность руководства. Директор в школе нужен не только для того, чтобы отчитывать за плохое поведение, — поясняет активист движения Кирилл Ишутин. — Но деньги, которые проходят через конверты, — по сути та же взятка. Как и куда они уходят — непонятно. Пожертвования должны быть, во-первых, добровольными, а во-вторых, идти через счет школы».

Несмотря на то что поодиночке каждый родитель не согласен со сложившейся системой, именно отсутствие коллективного возмущения позволяет практике школьных поборов существовать десятилетиями. По большей части тут срабатывает коллективное чувство: «Все платят — и я заплачу». Родители, как правило, думают, что это в порядке вещей. Более того, они опасаются, что отказ негативно скажется на успеваемости ребенка и его отношениях с учителями. Такого «уклониста» могут сделать объектом травли. Родители восстают лишь в случае очевидных перегибов: или слишком много просят, или слишком часто.

Выход из ситуации, по словам Ишутина, простой: объединяться и писать в прокуратуру. «Давление происходит ровно до тех пор, пока не погрозили пальчиком сверху. Директора школ и начальники департаментов чувствуют себя хозяевами ситуации, пока все тихо. Как только дело получает огласку, они идут на попятную. Приходится холить и лелеять ребенка, которого еще вчера перед всем классом отчитывали и унижали. Проблема решается, если начать действовать», — резюмирует он.

Кто крайний

Представители родительских комитетов уверены, что ответственность за происходящее должна лежать не на директоре школы или учителях, а на чиновниках, которые занимаются распределением бюджетных средств.

«Как правило, директор оказывается в такой ситуации крайним. Его можно в 24 часа уволить за то, что он не исполняет указаний департамента, — поясняет сопредседатель Петербургского родительского комитета (ПРК) Михаил Богданов. — Деньги, выделенные на школу, ему не принадлежат — они распределяются чиновниками. У них могут быть свои цели, в том числе политические, на которые тратится больше средств. Директора понуждают порой собирать с родителей, а те, в свою очередь, либо скидываются, либо бегут жаловаться в прокуратуру, в то время как источником проблемы являются местные чиновники».

По словам Богданова, в крупных городах в последние годы ситуация со школьными поборами несколько улучшилась, чего не скажешь о регионах. Он отмечает, что дополнительные сборы с родителей — пережиток 1990-х годов, в советские годы подобных практик не существовало. «В 1990-е бюджеты начали превращать в лоскутное одеяло, из которого каждый пытался урвать кусок. Денег стало меньше, и государство начало перекладывать свои социальные обязательства на население», — объясняет он.

Корень проблемы, по мнению сопредседателя ПРК, — в отсутствии комплексной образовательной стратегии. Разбалансировка системы в целом ведет к тому, что денег постоянно не хватает то на рабочие тетради, то на учебники, то на ремонт. В то же время выделяются огромные средства на закупку интерактивных досок, принтеров для контрольных материалов ЕГЭ и другой техники, которая практически не используется.

«Ко всему, что делает Рособрнадзор, очень много вопросов: они ведут слишком бурную деятельность, которая никак не влияет на качество образования. Учебников безумное количество, программа постоянно меняется — очевидно, выгодно это скорее составителям и издательствам. Учителю и директору достается только головная боль», — заключил Богданов.

Анастасия Чеповская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(417):

12 3 456 ... +1
3 +0−0Сергей Строганов15:51:22
08/04/2017
-8 +0−0Dmitriy NeoN14:05:25
08/04/2017
Пацанчик теперь ни в Погранвойска не попадет, ни в ФСО, ни в Кремлевский полк, ни в Военные училища и уж тем более в Академии и даже в категории граждан приравненных к госчиновникам. Поставил сам себе по глупости крест на карьере. Быть свидетелем в суде это почетная обязанность граждан, но только в перечисленных категориях не приветствуется и является неписанным законом и преградой. На всегда.
Законодательство страны где живете надо знать. Нет ни одной нормы запрещающей парню прохождение государственной гражданской и иной службы. А то что его просто куда то не возьмут, так это чьи-то влажные домыслы. Парень молодец, побольше бы таких.
3 +0−0Fpfn Nfubhjd15:11:06
08/04/2017
Школьники молодцы, не испугались, проявили гражданскую сознательность, ведь денег они не зарабатывают. Министр пригрозил наказывать за поборы, надо уже сажать за поборы, все собираетесь и обещаете навести порядок в стране, так, что ждете директорского железобетонного башмака между ног, для ускорения? Поборы не попадают в правовое поле закона и конституции, сажать и все! На счет комментариев: пацанчику не обязательно идти на госслужбу и пресмыкаться и раболепствовать перед начальником, как Вы. Пойдет токарем, сварщиком, пекарем, программистом, столяром, откроет ИП и будет сам по своему труду и уму зарабатывать на жизнь, а не быть халуем.
3 +0−0Иван Хлебников13:44:51
08/04/2017
7 +0−0№-186014113:39:31
08/04/2017
Добровольно-принудительные сборы на различные нужды в последние годы стали обычной практикой в российских школах.
---
"Последние годы" - это уже лет 20, если не больше.
Я учился с 1993 по 2002 и каждый год мы "сдавали на ремонт". При том, что директор был адекватным и гимназия - лучшей в крае. А что ему делать, если денег до школы с гулькин нос доходит. Потом, конечно, директор нашел спонсоров среди богатых родителей и к концу 90-х деньги сдавать перестали. Но, тем не менее, проблема осталась - деньги на гимназию приходят от кого угодно, но не от государства. Это адовый бардак!
3 +0−0Иван Хлебников13:43:12
08/04/2017
-10 +0−0№-363268113:32:51
08/04/2017
конечно, плохо что есть такие вещи в школах...но еще хуже, когда вылазят всякие мутные персонажи и начинают на этом майдан раздувать....
под диваном у тебя майдан, User #3632681 !
3 +0−0Елена Хиврина13:23:53
08/04/2017
-2 +0−0виктор матюшкин13:19:12
08/04/2017
Так такие как ВЫ пытаются политизировать малолеток. Пятиклассник, выступающий на митинге(см. Ютуб), - ваш с Навальным идеал. Хотя студент еще лучше: уже здоровый ростом, но еще без мозгов
Гнать Вас надо и подальше! Вы же ни детей, ни учеников не любите. Студент уже давно с мозгами и побольше, чем у Вас! Это ни ученики за Вами тянутся, а Вы до них опускаетесь...
3 +0−0Елена Хиврина13:12:08
08/04/2017
-1 +0−0виктор матюшкин13:09:41
08/04/2017
Вы судите о человеке и делаете выводы не зная его. Надеюсь, это просто признак плохого воспитания, а не слабого ума.
Это Вы судите, не зная ни меня, ни Навального)) да ещё обзывая педофилом...
3 +0−0ODYS **********13:11:02
08/04/2017
Ну получилось ка в песне учителя с докторами . Начали подозревать димона и ко в коррупции , а на самом деле коррупционеры учителя с докторами ))
3 +0−0Dmitriy Horolskiy12:53:33
08/04/2017
-1 +0−0Артём Андрюков12:40:20
08/04/2017
ну по твоей логике денег никогда ни на что не будет...работай ни работай...по твоей логике я вижу обиды что кто то может поиметь за так денег, а мне не досталось...
Это где ж ты такую логику увидел? По моей логике, если в одной из богатейших стран мира школы недофинансируются - то это в первую очередь недочёт правительства, а не отдельного человека. И обидно мне не из-за того, что "кто то может поиметь за так денег", а из-за того, что мою страну нагло обворовывают, вместо того, чтобы пустить эти деньги в развитие.
3 +0−0Марк Опыт12:48:24
08/04/2017
0 +0−0Peter Khanin10:58:20
08/04/2017
Увы, но, судя по комментариям, вы ошибаетесь. От осинки не растут апельсинки.
Увы, ошибаетесь Вы. Папаша мой был коммуняка, с младых ногтей я спорил с ним. И практика, по ихним же трактатам, всем доказала,
что строить коммунизм тоталитарный, – на царских же дрожжах
могилу царству строить, оно обратно лезет.

Яблоко от вишенки бывает справедливей, а вишенка от вишенки лапшою виснет на ушах ))
3 +0−0Сорвинас Ая12:46:33
08/04/2017
Когда нам в школе говорят: "Посмотрите, что творится в стране - педофилы, теракты. Школа нанимает охранника, чтобы не пускал посторонних в здание школы. Ему надо платить, но департамент образования денег на охрану не выделяет. Вы хотите, чтобы безопасность ваших детей обеспечивалась или вам плевать на своих детей?" Вот так ведь ставится вопрос. И безопасность - это не добровольное дело, а государственное. Это необходимость. Пускай тогда департамент выделяет деньги.
3 +0−0№-186181812:42:45
08/04/2017
Да, школьники становятся опасными для властей и власть тут же отреагировала - 12-ти летних собираются привлекать к уголовной ответственности как было при Сталине. К счастью, не те времена.
3 +0−0Иван Лентов12:42:17
08/04/2017
-2 +0−0виктор матюшкин12:37:28
08/04/2017
Ну ты,хохол, свою развалил. Теперь за Россию взялся?
С чего ты взял, что я хохол? Да ты, больной сучoнoк, любишь развешивать всем ярлыки, как я посмотрю? Оргазмы от этого испытываешь? Я гляжу, ты и не один тут такой извращенец. Может объединитесь? Будете вместе дергать себе в штанах, или друг у друга.
3 +0−0Константин Афонин12:33:16
08/04/2017
-1 +0−0Иван Лентов12:07:41
08/04/2017
Сейчас уже можно не учиться. Учишься за свой счет, тратишь время и деньги, одно съемное жилье стоит огромных денег. После этого ты приходишь устраиваться на работу, и тебе говорят - оклад 20000. Ах-ха-ха! Халява кончилась! Ракеты и самолеты будут падать, а ботинки и помидоры будут китайские. Буду поднимать бокал каждый раз, когда гнилая разворованная и проданная Рашка будет терпеть неудачу. Развалить поганую недоимперию - это теперь долг каждого уважающего себя гражданина РФ.
Вы не правы и зря злитесь. Не важно учитесь ли вы за свой счет или "забесплатно", важно ЧЕМУ вы учитесь. Школа и ВУЗ у нас в стране и за рубежом готовят многознаек и ничегонезнаек конкретно и до конца. Нужно не образованность , а выученность до высшей степени мастерства на мировом уровне. Над детьми издеваются 10 лет в школе и 5 лет в ВУЗе , насильно утрамбовывают в их мозги гигабайты макулатурной информации. Попутно пилят бюджет. А в результате выпускник- никто и ничто и на фирме его надо учить с нуля! И от того , что вы развалите "недоимперию" лучше вас учить не будут. В Америке , Франции, на Кипре в принципе тоже самое +, -. Выбирите себе род занятий , найдите наставника , который очень хорошо зарабатывает этим, а теперь подумайте чем вы его можете заинтересовать. ...... Другого пути нет!!!!
3 +0−0Dmitriy Horolskiy12:25:21
08/04/2017
-3 +0−0№-363268112:12:48
08/04/2017
сейчас любая острая тема будет переводиться либерастами на тему небольшого домика в Италии...
Небольшого... Да что уж там, скромного...
3 +0−0Антон Сырнов11:26:28
08/04/2017
11 +0−0Сергей Абдуллин11:06:20
08/04/2017
1-ое место в мире по добыче и экспорту природного газа (35%мировой добычи).
1-ое место в мире по величине природных ресурсов.
1- ое место в мире по запасам и физическому объёму экспорта алмазов и 2-ое место по их добыче.
2- ое место в мире по разведанным запасам платины и
1-ое место по её экспорту.
1- ое место в мире по разведанным запасам серебра.
2- ое место в мире по разведанным запасам золота.
1-ое место в мире по разведанным запасам каменного угля (23% мировых запасов углей).
1-ое место в мире по запасам лесных ресурсов (23% мировых запасов леса).
1-ое место в мире по запасам питьевой воды.
1-ое место в мире по запасам осетровых, крабов, минтая в 200-мильной экономической зоне.
1-ое место в мире по разведанным запасам олова, цинка, титана, ниобия.
1-ое место в мире по экспорту азотных удобрений.
1-ое место в мире по запасам торфа.
(данные за 2015 год)

Вова, Дима где деньги?
Денег нет, но вы держитесь там!
3 +0−0Сергей Строганов11:13:49
08/04/2017
11 +0−0Сергей Абдуллин11:06:20
08/04/2017
1-ое место в мире по добыче и экспорту природного газа (35%мировой добычи).
1-ое место в мире по величине природных ресурсов.
1- ое место в мире по запасам и физическому объёму экспорта алмазов и 2-ое место по их добыче.
2- ое место в мире по разведанным запасам платины и
1-ое место по её экспорту.
1- ое место в мире по разведанным запасам серебра.
2- ое место в мире по разведанным запасам золота.
1-ое место в мире по разведанным запасам каменного угля (23% мировых запасов углей).
1-ое место в мире по запасам лесных ресурсов (23% мировых запасов леса).
1-ое место в мире по запасам питьевой воды.
1-ое место в мире по запасам осетровых, крабов, минтая в 200-мильной экономической зоне.
1-ое место в мире по разведанным запасам олова, цинка, титана, ниобия.
1-ое место в мире по экспорту азотных удобрений.
1-ое место в мире по запасам торфа.
(данные за 2015 год)

Вова, Дима где деньги?
Этот важный и главный вопрос должен быть адресован не только Диме но и всей его "компании".
3 +0−0Aleks Rya10:53:04
08/04/2017
Все это вранье! Не смотрите ЦРУ-шный интернет и YouTube. Смотрите Раша-ТВ. Там истинная правда про процветание России, ее огромные достижения и успехи. А все остальное - это происки госдепа, 5-й колонны, фашистских прихвостней.
П.С. Вот только с Боярышником в последнее время перебои - вот это действительно проблема.
3 +0−0Dmitriy NeoN08:33:59
08/04/2017
1 +0−0Полигам Полигамыч08:29:46
08/04/2017
мало платят тебе учителю? иди в бизнес
Иди. Репетиторство стоит 800 рубликов в час. и еще поискать придется
3 +0−0Полигам Полигамыч08:27:49
08/04/2017
-3 +0−0Dmitriy NeoN08:11:04
08/04/2017
Это капитализм. А, что не так?
тогда все должно проходить через кассу-банк .. безналичным переводом. тогда будет капитализм
3 +0−0у мальчика нет имени07:42:35
08/04/2017
-5 +0−0Александр Б06:14:18
08/04/2017
Все дети как дети, а тут прямо "маленький Володя Ульянов"., и девочек ему не нужно, и всякие познавание подростковой жизни тоже уже наверное прошел с успехом ....
Вот так вот сидел на уроке и его осенило, - а чё это! И наверное родители не в теме, что у них сын такой правдолюб. А учителя то, учителя то, прям спрашивают с него как с работающего кормильца, мол "работаешь - плати".
Не хотите платить, тряпку в руки и вперёд!
Да он прав, он не против власти и не разговаривает лозунгами.
Он просто не хочет отдавать свои деньги, за то что не должен платить.
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь