С киберспортом связано множество стереотипов. Многие, особенно представители старшего поколения, не относятся к этому всерьез и считают, что у всех, кто профессионально играет в компьютерные игры, непременно проблемы со зрением, лишним весом и личной жизнью. Да и вообще — неженское это дело. Мифы и заблуждения в беседе с «Лентой.ру» развеяла чемпион мира по Counter-Strike, очаровательная Елена Урусова.
«Лента.ру»: Как вы обрели столь нестандартное для девушки увлечение?
Урусова: Из-за парней. Это произошло в конце 1990-х. Я в основном играла на консолях, но однажды с друзьями оказалась в компьютерном клубе, где все играли в Counter-Strike. Игра меня не зацепила, но директор клуба уговорил попробовать. Мне не понравилось, потому что поначалу совсем ничего не получалось — моего персонажа все время убивали. Однако из спортивного интереса я решила во что бы то ни стало научиться и добиться успехов. Так сложилось, что во дворе я общалась только с мальчишками. Нужно было хорошо играть в футбол, баскетбол, ведь не хотелось быть для них обузой. С Counter-Strike произошло то же самое.
Как родители относились к вашему увлечению компьютерными играми? Многие стараются ограничить детей в этом хобби...
Мама скептически восприняла мое увлечение, это было ей непонятно. Ведь раньше дети только бегали и играли во дворе. Но я не могу сказать, что сидела в компьютерном клубе днями напролет и больше ни чем не интересовалась. Я продолжала учиться и заниматься спортом. Поэтому мама сильно не переживала — я успевала везде. Когда в старших классах пришло время получать хороший аттестат и поступать в институт, я совсем отказалась от компьютерных игр. После поступления в вуз меня позвали в женскую команду, и я вернулась к играм, начала тренироваться. С первыми победами на всероссийских соревнованиях мама окончательно смирилась с моим хобби.
Сколько времени в день уделяют компьютерным играм профессиональные киберспортсмены?
Здесь все индивидуально. Лично мне требовалось не так много времени. Хотя бывало, тратила на это 8-10 часов в день, когда понимала, что это необходимо. Каждый должен решать для себя, сколько ему нужно готовиться. Обычно тренировки делятся на этапы: сначала анализируются ошибки из прошлых игр, затем оттачиваются навыки на пустой карте, и контактная игра 5 на 5. На это уходит 6-8 часов. А кто-то сутки напролет бездумно играет, и в этом нет никакой пользы. Если подготовку систематизировать, останется много времени на другие дела и увлечения. Не стоит забывать и о выходных, иначе можно «перегореть».
Некоторые психологи говорят о негативном влиянии компьютерных игр на психику детей. Особенно таких жестоких игр, как Counter-Strike. Что вы можете на это ответить?
Это слишком поверхностное обвинение. На психику ребенка влияет прежде всего его окружение, ведь в Counter-Strike он играет не с пеленок. Его воспитывают родные и близкие, детский сад, улица. Психика формируется на раннем этапе развития. Если ее травмировать, позже компьютерная игра может стать катализатором, благодаря которому наружу вылезут психологические проблемы. Но не нужно путать причину со следствием. Любая жестокость, увиденная на улице или по телевизору, может вызвать такой же эффект. Психологи, критикующие компьютерные игры, довольно странные люди. У меня большие вопросы к их квалификации. К таким «специалистам» никому не советую обращаться.
Есть ли хронические заболевания, характерные для киберспортсменов?
Все индивидуально. У кого-то физика сильнее, кто-то предрасположен к разным заболеваниям. Я, например, увлекаюсь компьютерными играми с 1999 года, и у меня нет никаких проблем, в том числе со зрением. Да, когда ты долго находишься в сидячем положении перед компьютером, то это вредит и позвоночнику, и зрению. Но это относится не только к киберспортсменам, к любым офисным сотрудникам, целый день работающим в Excel. Всем нужно заниматься спортом.
Шахматисты рассказывают, что физическая активность и выносливость необходимы им для достижения высоких результатов. Что насчет киберспортсменов?
Киберспорт молод, ему всего 20-25 лет. Стандарты подготовки только формируются. Но очевидно, чем лучше твоя физическая подготовка и чем ты здоровее, тем светлее голова. Трудно хорошо играть, когда неважно себя чувствуешь.
В чем секрет растущей популярности киберспорта в России?
Здесь стали крутиться большие деньги, призовые фонды некоторых соревнований — миллионы долларов. Это всегда привлекает внимание. Интерес возник даже у тех, кто не понимает, что такое киберспорт. В июне прошлого года киберспорт был официально признан Министерством спорта России. Мнения по этому поводу разделились, но популярность в любом случае возросла.
Почему вы решили завершить профессиональную карьеру?
Я не играю на профессиональном уровне с 2011 года. Тогда женский киберспорт, по сравнению с мужским, был совсем непопулярен. Жить на заработанные призовые было невозможно, киберспорт приходилось совмещать с обычной работой, не связанной с играми. В том же году Counter-Strike была переиздана, появилась новая модификация CS:GO. Мне пришлось бы изучать новую динамику, технику, движок, стрельбу. Это потребовало бы много времени. Мне было 24 года. Я решила, что немало добилась в киберспорте, поэтому стоит попробовать свои силы в других направлениях.
Чем занимаетесь сейчас?
Аналитикой соревнований, комментирую игры. Недавно приглашали на «Матч ТВ», где мы с Павлом Занозиным вели посвященную киберспорту программу.
Василий Уткин недавно отказался считать киберспорт спортом, так как, по его мнению, спорт немыслим без физических нагрузок. Что вы ему ответите?
Действительно, физических нагрузок здесь нет. Но в киберспорте присутствует соревновательная составляющая, соперничество. Ты должен победить, доказать что ты лучше. Очень часто в подобных спорах ссылаются на шахматы. Люди поколения Уткина крайне консервативны, для них спорт — это футбол, волейбол, легкая атлетика и так далее. Киберспорт — это другое, но и он никуда не денется и будет развиваться, с ним придется считаться.
Коллега Уткина Виктор Гусев, напротив, заявил, что не исключает включения киберспортивных дисциплин в программу Олимпийских игр. Вы считаете это возможным?
Не вижу в этом никаких проблем. Олимпиада — это грандиозное шоу, там действуют законы бизнеса. Киберспорт — это огромная аудитория, причем новая. Он поможет привлечь в олимпийское движение новых инвесторов. Уверена, что это только вопрос времени. Пока никто не знает, как интегрировать киберспорт в Игры. С другой стороны, всегда можно привлечь специалистов, которые давно и успешно организуют соревнования. Не сомневаюсь, что это рано или поздно произойдет.
Беседовал Алексей Гусев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
1 +0−0 | №-1856458 | 16:06:34 12/03/2017 | ||||||
| ||||||||
И с кем ты в онанизме соревнуешься..? |
1 +0−0 | Карина Козырева | 15:31:28 12/03/2017 | ||||||
| ||||||||
почти все аргументы бред высосанный из пальца. И Школы есть и тренеры есть. Что такое культура игры? а есть ли культура игры бросания молота, или прыжков в длинну? есть стандартные правила, есть судьи, люди им следуют и все! Сидение на пятой точке - да аргумент конечно сильный. а в легкой атлетике прием стероидов допингов и гормонов, в худ гимнастике травмомопасность и нечеловеческие нагрузки. Я уж не говорю про Бокс и штангу! так что аргумент об опасности для здоровья можно отнести к 90 процентам спортивных дисциплин. низкая зрелищность?- ну это субьективщина! . Признайтесь честно вы ни разу не видели нормальных турниров. тут уж скоре задача телевизионщиков и креативщиков сделать так чтобы все стало понятно даже неподготовленному зрителю. А тот кто знаком с правилами игры прекрасно понмает все ходы происходящего на экране. неподготовленный человек и в американском футболе ничего не поймет. Но тем не менее он собирает стадионы в США, Контингент малолетених дебилов- ну ну... -нет положительных качеств и навыков развивающихся во время игры - давайте тогда уж начистоту скажем , что их нет и в метании МОЛОТа, и в Хокее, и в доброй сотне оффициальных дисциплин! ну кому в жизгни пригодится навык метания Снаряда, или умение махать клюшкой?. --нет смысла развивать государству,выраждение здорового населения. Есть смысл развивать компаниям производящем кибер инвентарь, и производителям игр. |
1 +0−0 | Виталий Морковской | 15:08:02 12/03/2017 | ||||||
| ||||||||
Бобслей,велоспорт,гребля да вы мастер выбрали самые физически развитые виды спорта! Там самая высокая физическая активность! |
1 +0−0 | Виталий Морковской | 14:48:51 12/03/2017 |
Нужно развивать стендовую стрельбу,практическую!Это настоящее занятие! |
1 +0−0 | Виталий Морковской | 14:32:24 12/03/2017 |
Любой спорт зрелищный,развивающий человека! А "киберспорт" - это сидение на пятой точке,и рекламирование игры и железа,и вербование малолетних дегенератов! Только если пролоббируют,производители игры,для зарабатывания денег! |
1 +0−0 | Виталий Морковской | 14:23:54 12/03/2017 | ||||||
| ||||||||
Какие шахматы,это престиж страны,и развитие человека!А "киберспорт" это выражение,и реклама софта и компьютерного железа! Пользы ноль,зрелищности ноль! |
1 +0−0 | martaaddams | 12:28:27 12/03/2017 | ||||||
| ||||||||
Если речь об онлайне, то в Diablo 2 и 3, в WOW, и в несколько Assassin's Creed- ов. Сейчас осталось только Diablo 3, а до Варкрафта уже полгода дойти не могу. А если речь про оффлайн, - во что я только не играла, сейчас вот Mass Effect Андромеду жду. |
1 +0−0 | Сергей Большаков | 10:00:24 12/03/2017 |
Не я понимаю нашли с пяток девчонок симпотных и давай форсить тему мол ошибочное мнение, что кибер спорт на ожирение влияет, но когда смотришь женский чамп по кс там же шизец из толпы пяток симпотных причем на фоне этой толпы, а на некоторых снайперов команды нави которые пришли дрыщами а сейчас под сотку весят конечно стереотип), не спроста по инету ходит выражение строение киберспортивное понимается под этим далеко не худоба, хотя те же шахматы считаются спортивной дисциплиной так что не думаю что разница там сильно большая, а как шоу смотрится все очень неплохо с пивасом потянет что бы молодость вспомнить |
1 +0−0 | Иван Верховой | 22:43:43 11/03/2017 | ||||||
| ||||||||
Это пидорок с Савушкина))) |
1 +0−0 | - - | 22:02:36 11/03/2017 | ||||||
| ||||||||
Вы явно не в теме. За последние 2-3 года киберспорт сделал шаг, который он делал предыдущие десять лет. Так трансляции по КС, которые раньше собирали максимум 70 тыс зрителей, теперь собирают свыше 1 миллиона. Призовые фонды крупнейших турниров выросли в 5 раз. Первые два места по статистике steam в онлайне занимают как раз таки киберспортивные дисциплины с огромным отрывом от всех остальных. |
1 +0−0 | - - | 21:53:01 11/03/2017 | ||||||
| ||||||||
У виртусов вообще-то спонсор Алишер Усманов, принявший решение вложить в киберспорт 100 миллионов долларов. |
1 +0−0 | Виталий Набережный | 19:47:09 11/03/2017 |
Лучше поздно... Надеюсь не при моей жизни. Спортсмены, блин! |
1 +0−0 | Максим Кряжев | 18:41:05 11/03/2017 |
фигня какая-то, что за спорт то, междусобойчик для задротов. какая к чертям олимпиада. школьники все такие "спортсмены", а кто то не хочет вырастать, а так дальше и гамать, и деньги на этом получать, вот и популяризирует из-за всех сил |
1 +0−0 | Павел Автарков | 18:01:53 11/03/2017 | ||||||
| ||||||||
Зарабатывает руками, а Кариночка сиськами и тупостью. Хотя если честно, не думаю, что Карина тупая, просто выгодно продавать тупую геймершу, которая матерится, вот она и продает. |
1 +0−0 | Кирилл Анабиозов | 17:58:17 11/03/2017 | ||||||
| ||||||||
Как банально, никаких аргументов, просто оскорбить и все... Я думаю ваш интеллектуальный уровень ни у кого не вызывает сомнений. Что ж, раз вы так любите выглядеть полным идиотом в глазах окружающих, это ваше личное дело. |
1 +0−0 | karmadon wowkovich | 17:39:56 11/03/2017 |
ябывдул |
1 +0−0 | Илья Ипполитов | 14:42:17 11/03/2017 | ||||||
| ||||||||
А керлинг чем лутше? Тоже со стороны дурацкое занятие. Где деньги там и спорт, вы думаете что спортсмены высокоморальны? Что они элита нации? Они просто зарабатывают деньги. И футбол, хоккей тому живой пример. |
1 +0−0 | Илья Ипполитов | 14:35:38 11/03/2017 | ||||||
| ||||||||
Да ты бы и собаке... |
1 +0−0 | Bitch Hunter | 14:00:16 11/03/2017 |
Ребят, все, кто пишет про то, что тогда и карты со школьными олимпиадами надо включить в ОИ. Девка вам на это ответила в статье - киберспорт стал популярен, когда в него потекли бабки. Вот и все что нужно знать про киберспорт. МОК кстати сам открыл этот ящик Пандоры, включив в олимпийские дисциплины всякое дерьмо типа футбола, пляжного волейбола, хоккея на траве... |
1 +0−0 | Ломай Систему | 13:53:32 11/03/2017 | ||||||
| ||||||||
Еще Танчики всякие с папками. Илы-Штурмовики с вирпилами. Аниме задроты по скоростному прохождению японских текстовых квестов. Ну да, так турниры крупные и проводят , отдельные дисциплины по каждой категории игр. |