«Знайте свое место, больно вы возгордились»

00:04 02/03/2017 Россия
Михаил Пиотровский
Михаил Пиотровский

Михаил Пиотровский, который в этом году отметит четверть века на посту директора Государственного Эрмитажа, в последние месяцы оказался на переднем крае событий, не связанных со знаменитым музеем. Здесь и споры о принадлежности Исаакиевского собора, и дискуссия вокруг слияния крупнейших библиотек. И особенно — ситуация с Европейским университетом (ЕУ) в Санкт-Петербурге, где Пиотровский возглавляет попечительский совет.

Конфликт вокруг ЕУ, который собираются лишить лицензии и выставить из особняка в центре города, по словам Михаила Пиотровского, уже стал частью истории Петербурга. Этот и прочие сюжеты, разворачивающиеся вокруг культурных объектов Северной столицы, директор Эрмитажа считает частью борьбы за ее идентичность — с тем, что Пиотровский называет «провинциализацией».

«Лента.ру»: Какие уроки нам следует извлечь из истории с Европейским университетом?

Михаил Пиотровский: Думаю, урок здесь может быть только один: мы должны защищать то непохожее на других, что у нас есть. Если говорить о том, что происходит вокруг Европейского университета, грубо и примитивно — происходит подстригание под единую гребеночку. В частности, города Петербурга, Ленинграда. А Петербург — место особое. И в нем все должно быть не совсем так, как у всех.

Что происходит в Европейском университете? Страна избавляется от большого количества частных вузов, которые непонятно чем занимаются.

Это хорошо или плохо?

Вопрос... В принципе это хорошо. Кругом полно всяких высших учебных заведений, которые печатают дипломы. Упорядочивание в этой сфере — естественный процесс. Но если в результате уничтожения сорняков погибнут редчайшие растения, все же выросшие на этом поле, то это поставит под вопрос всю прополку. Петербург гордится Европейским университетом, который был создан в наше время. Мы гордимся Эрмитажем, Мариинкой, Санкт-Петербургским государственным университетом и много чем еще — но ведь все это создали наши предки.

А что еще подобное создали сейчас в Петербурге?

Надо подумать. Скорее, речь идет не столько об институтах, сколько о моделях их деятельности. Эрмитаж до нашего времени никогда не был универсальным международным мировым музеем. Александринский театр, Мариинка, даже Михайловский театр — все они существуют как мировые культурные единицы, чего раньше на таком уровне не было. Все они делают Петербург особенным — в рамках не только России, но и мира.

А Европейский университет — символ нового Петербурга как такового. Петербурга, вернувшегося после Ленинграда, вернувшего себе имя. Символ нашей открытости миру, нашего умения быть на одном уровне с миром. Недавно читал в одной серьезной газете: для того, чтобы у нас было все в порядке, нужно, чтобы к нам вернулись все, кто уехал учиться за границу. «Но они же не вернутся!» — уверены в газете. Так вот, Европейский университет — тот случай, когда «они» вернулись. И строят свою научную, образовательную деятельность на основах свободы — и при этом в полном согласии с критериями эффективности, выработанными для вузов в России. Хотя сами термины «эффективность», «оптимизация» и тра-ля-ля порядком себя за последние годы опорочили.

Кто может мешать ЕУ? Притом что еще в прошлом году появилась бумага, расписанная — как принято говорить среди чиновников — вице-премьеру Ольге Голодец. С резолюцией «поддержать» и подписью Владимира Путина.

При всем уважении, кроме Владимира Владимировича, в стране есть много разных других сил.

Тянет на сенсацию.

А что не так-то? Как бюрократ, я давно знаю, что любая полученная резолюция — хоть от Господа Бога — не значит ничего. Равно как ничего не значит и любой закон — до тех пор, пока он не обрастет подзаконными актами. Даже самые лучшие резолюции нужно развивать — как говорят те же бюрократы, приделывать бумаге ноги. Это лишь в полностью абсолютистских государствах царь сказал — все сделано. И то это работает только на уровне отрубить либо не отрубить голову…

А в наших условиях — не может один человек заниматься всем в стране, даже когда уже отдал распоряжение. Процесс провинциализации, о котором стоит поговорить отдельно, сказывается и в этом: есть некие провинциальные силы, которые сами по себе могут играть заметную роль. Нельзя же, чтобы за каждым чиновником — от любой отрасли — следил Путин. Звать городового на помощь каждый раз — это интеллигентский принцип, и он работает далеко не всегда. В том же случае с ЕУ надо самим в ручном режиме бороться, добиваться, не оставлять без внимания.

Бороться против чего в данном случае? С чем Европейский университет имеет дело — с политическим ли, с хозяйственным ли спором?

Я полагаю, что речь все же идет о здании. Как таковом. Особняк Кушелева-Безбородко — единственный оставшийся маленький дворец Петербурга, в котором, после определенных манипуляций, можно поселиться. Если его отреставрировать, то он выпадет из этого рынка — в нем можно будет вести только функциональную деятельность. В данном случае образовательную. А место престижное. Кругом дома прекрасные — сходите, посмотрите.

И набережная с крейсером «Аврора» под боком.

«Аврора» ладно: она на Неве то там, то здесь, можно договориться (смеется). А вот ансамбль набережной впечатляет. Вполне возможно, что есть мнение среди питерских девелоперов — не кого-то конкретно, а всей отрасли: «Нечего тут держать университет, когда можно его тут не держать». Особенно в том месте, где когда-то жили князья, — и, стало быть, должны жить князья новые, хозяева жизни.

Ключевое слово «можно». А что, действительно можно — даже с учетом такой резолюции?

Сколько угодно. Мы постоянно слышим по другим поводам: «А что тут, в конкретном здании, делать музею?» Героический Русский музей с кровью отбивал и отбивает для себя дворец за дворцом. Про церковь не говорим. Спасибо ситуации вокруг Исаакия и Шнуру — слово «музей» стало произноситься с большой буквы. Еще недавно под музеем в общественном сознании подразумевалось либо что-то такое скучное и поганое, либо сокровище, которое надо забрать.

Тогда вновь вопрос об уроках, но только в случае с Исаакиевским собором.

У нас вдруг появилась возможность напомнить, что музей — в идеале — определяет мировоззрение. Музей учит, музей просвещает, музей наставляет. Лучше музея и университета, пожалуй, никто серьезнее ни о чем людям не рассказывает, не дает настоящей пищи для дальнейшего размышления. Телевидение, кино, тра-ля-ля, книги, театр — это все с точки зрения возможности мыслить проходит мимо. Воспитывать людей по-настоящему могут только интеллектуальные центры.

Значит ли это, что сейчас — в информационную эпоху, когда любые интеллектуальные достижения моментально оказываются под рукой — человек утрачивает навык самостоятельного воспитания, самостоятельного образования?

Именно из-за мультимедийности и утрачивает — самым неожиданным образом. Хотя казалось бы, люди должны быть куда образованнее, чем раньше. А выясняется, что даже нам, в Эрмитаже, надо объяснять людям азы — воспитывать, направлять через удовольствие общения с искусством. Люди нуждаются в азах.

Какого рода?

Азы о том, что искусство бывает сложным, а не обязательно просто красивым. Азы о том, что если у нас демократия, то это не значит, что твое суждение о чем-либо, включая искусство либо образование, — закон. Все то, что выявил сюжет вокруг выставки Яна Фабра в Эрмитаже и история, связанная с Европейским университетом.

Вы часто употребляете понятию «провинциализация» в связи с Петербургом. Это новая попытка наделить великий город областной судьбой, согласно крылатой фразе поэта Льва Озерова?

Гораздо шире. Под провинциализацией я имею в виду насильное навязывание второсортности городу, который ни разу не был второсортным. Несмотря ни на что: на революцию, на Кронштадт после нее, на блокаду, на «ленинградское дело» — основные попытки принизить город. Все равно не вышло поставить на место. Ленинград, Петербург всегда был первосортным городом.

Даже при Григории Романове — первом секретаре Ленинградского обкома, при котором город покинули многие деятели культуры и науки?

Даже Романов пытался подчеркнуть первосортность города. Только по-своему — в пику интеллигенции, через пролетариат. А так даже в перестройку все самые мощные, самые элегантные конфликты власти и общества происходили здесь — и были связаны с памятниками. Что делать с гостиницей «Англетер?» С домом Дельвига? Спорить о судьбе памятника — вовсе не то же самое, что митинговать на месте, где рубили голову Пугачеву…

В результате Петербург — единственный крупный город в мире, где исторический центр полностью поставлен под охрану ЮНЕСКО. Такого не бывает, нет нигде! И это против всех правил: нельзя же весь город сделать памятником ЮНЕСКО. История с Европейским университетом, попытка превращения Исаакия в приходской храм, слияние библиотек… Все это — попытки крикнуть городу «знайте свое место, больно вы возгордились». Зачем вам, Эрмитажу, Фабр? Зачем здесь современное искусство? В Москве есть специальные уполномоченные галереи, там все и без вас сделают…

Как же работать с государством, преодолевая насильственную провинциализацию?

Для этого надо учиться успешно работать не столько с государством, сколько прежде всего с людьми. С каждым по-разному. Везде показывать заинтересованность, участвовать в решении любого вопроса пусть не на сто — но хотя бы на 95 процентов.

То есть заменить собой этого самого городового?

Скорее стать контролером. Направляющим, обращающим внимание, задающим вопрос «как дела?», показывающим свою глубокую заинтересованность. По всем проектам, в которых принимаешь участие. Я, к сожалению, человек старой выучки, не менеджерской. У меня есть пределы, не только физические — для каких-то вещей просто не хватает образования.

Хотелось бы узнать, чего именно не умеет в области управления культурой Михаил Пиотровский.

Знания психологических приемов, необходимых для общения, — скорее всего, этого у меня нет. Умения этого — завораживать взглядом, жестом, цепляющим словесным оборотом… Наверное, всегда, по любому вопросу, имеется недостаток информации: дел много, по каждому из них всего знать невозможно. А надо же знать, к примеру, по тому же Европейскому университету — кто эти мелкие интересанты, которые так хотят этот особняк на набережной. Мы знаем, что это не президент, что это не губернатор, — но ведь есть что-то, чего я не могу уловить...

И вообще, никогда не надо считать, что ты все знаешь. Всегда надо исходить из того, что ты очень многого не понимаешь — тогда, может быть, и будешь понимать почти все. Каждый раз в отдельности.

Если убрать особенности времени — перед вами в Эрмитаже стоят те же задачи, что и перед вашим отцом, Борисом Пиотровским? Или совсем другие?

Одно время мне казалось, что задачи разные. Там была господствующая идеология, но деньги были. Сейчас такой идеологии нет, а с деньгами — крутись как хочешь, в пределах законодательства, разумеется… Но на большом уровне речь идет по-прежнему о престиже музея, о его автономии, о наращивании его мирового веса, о праве и умении принимать решения. Об умении создавать ситуации, когда вынесенное тобой решение принимают совсем другие люди — и все выглядит так, как будто это они распорядились таким образом; это очень важно для управления в целом.

Самая непровинциальная задача — развитие. Можно оставаться на том же уровне, у нас всегда будет очень много туристов и много денег. Но мы всегда должны доказывать миру, что Эрмитаж — самый лучший. И соответственно, Петербург тоже. Как это доказывать — башней «Газпрома»?

Но и не Эрмитажем же единым, в конце концов.

Это правда. Был, кстати, шанс доказать это новым стадионом «Зенит» — первый проект реконструкции был гениальным по архитектуре. Загубили, заломали — в том числе и долгой стройкой… А так, к сожалению, как раньше первые ассоциации в мире при слове «Петербург» — всего два слова: «Эрмитаж, Собчак», — так и сейчас два слова: «Эрмитаж, Мариинка». Пока все. Хотя, несмотря ни на что, многое в своем развитии идет к тому, чтобы пополнить глобальный культурный контекст Петербурга — и это не может не радовать.

Если говорить про областные и районные центры как таковые — какие стратегические проекты в области сбережения культуры вы могли бы отметить, глядя со стороны?

Блестящий был пример в Перми. Там культурный проект начал развиваться, потом поломался, но сейчас все вновь идет к тому, чтобы он вернулся на новом уровне. Совершенно замечательная перспектива у Керчи и Херсонеса — в борьбе за то, чтобы Музей с большой буквы стал главным для территории. Что это не просто красивые раскопки, где бродят туристы, а культурная доминанта национального самосознания — настоящая история, настоящая археология, не какие-то сказки языческие… Отличные перспективы у Екатеринбурга — в том числе благодаря созданию там центра Эрмитажа, конечно (улыбается). Суздаль очень многое обещает — если удастся договориться с различными конфессиями, там ведь не только Московский патриархат…

Есть много таких мест в России. И везде руководителям культуры надо отвечать на вопросы — себе и другим: «Почему здесь музей, почему он именно таков, почему здесь возникает именно такой театр?» Если ты полностью понял это для себя, то у тебя формируется аргументация и тебя начнут внимательно слушать. Даже начальники.

На какие компромиссы можно идти на этом пути? Где грань между интересом дела и тем, что потребуется взамен?

И это тоже каждый раз решается заново и по-своему. Простой пример: каток на Дворцовой площади, несколько лет назад. Я не просто бился против него — я насмерть бился. Но в какой-то момент тема катка на Дворцовой площади стала частью предвыборной борьбы. Упершись в это, я решил, что больше про каток не разговариваю — потому что иначе я бы втянул Эрмитаж в политическую баталию, что в перспективе не спасло бы никого и ни от чего. Эрмитаж в любом случае находится вне политики, в этом — одна из наших сильных позиций.

В результате каток появился. После чего всем сразу стало ясно, что ничего подобного на Дворцовой площади впредь делать нельзя, невозможно.

На Красной площади можно, а в Петербурге нельзя?

Именно такой аргумент выдвигали сторонники катка на Дворцовой. Чем, дескать, хуже Москва, что там можно, а тут нельзя? А вот построили — и стало понятно, что в Петербурге это выглядит как форменное безобразие, абсолютно неуместное. Ну и все вышло по-нашему: катки здесь больше не заливают. И каждый такой случай — пример того, как распорядиться своей автономией, своим правом принимать решения. И за каждое из них отвечаешь только ты.

Вам не сложно вести сейчас сразу несколько «войн» — учитывая те силовые проверки, которые только что прошли по деятельности Эрмитажа как такового?

В этом году исполнится 25 лет с момента, когда я возглавил Эрмитаж. Столько же — «войнам», которые идут вокруг него. Вы же представляете, сколько народу пришло в восторг от того, что сын предыдущего директора Эрмитажа сам стал директором, да? Как началось, так и продолжается. Привык. То одно, то другое. То кража, то проверка, то гадость в газете, то нормальный такой политический заказ для Счетной палаты — в год выборов президента и губернатора одновременно… Самое трудное, с чем приходится иметь дело, — намеренное искажение реальности со стороны. Ну так надо ставить реальность на место, что я могу сказать.

А все остальное… Сложно, конечно. Потому мы и пытаемся — через тот же Эрмитаж — учить всех, что все на свете сложно. И что любая сложность и любое разнообразие — это красиво.

Санкт-Петербург — Москва

Беседовал Юрий Васильев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(144):

1 2 345 ... +1
2 +0−0Vladimir Vovk02:45:28
02/03/2017
учась в петербургском политехе на инженерной специальности я сталкивался с несколькими доцентами (если быть точным то у меня преподавали социологию и еще что-то типа того(для тех кто не знает, на бакалавриате обязательно требуется изучать гуманитарные дисциплины в довесок к техническим), которые получали свои ученые степени в европейском университете. Пары состояли из бездумного записывания конспектов под диктовку и сумасшедших семинаров где душевнобольные преподавательницы рассказывали о своей личной жизни. Если те два доцента с которыми я столкнулся это типичные выпускники европейского университета, то этот университет не заслуживает права на существование. Пиотровский очень разочаровал этим интервью, думал он адекватный.
1 +0−0Alexander Rokov21:53:23
02/03/2017
Забавно всё ж наблюдать за кашей в голове путинистов. Часть из них пытаются защищать Пиотровского и против передачи Исаакия РПЦ, хотя путинизм давно уже идеологически заточен на чморение таких, как Пиотровский и проводит курс на клерикализацию, на потакание РПЦ.

Путинизм - это такой коллективный Милонов-Хирург(Залдостанов)-Жириновский-патриарх Кирилл. Даже глупцам должно быть ясно, что это противоположный полюс Пиотровскому.
1 +0−0Vlad Combrig21:19:20
02/03/2017
Это ведь при нем из Эрмитажа муж с женой много лет тащили музейные ценности...
1 +0−0Andrey Pogoreltsev17:36:12
02/03/2017
Он вам не Димон
1 +0−0Ярослав Евтихиев17:23:17
02/03/2017
-1 +0−0sam17:08:52
02/03/2017
Про "сжатую злобой и завистью черепную коробку" пишет человек, у которого во всех постах на этой ветке одни комплексы и желчь по поводу Петербурга. Васёк, ты ещё и лицемерием решил пострадать? Что-то ты совсем какой-то убогий.
"Собор должен принадлежать церкви. Кунсткамера и Эрмитаж должны быть музеями" - смотрю у особо активной части нашего народа через сто лет, кроме "землю-крестьянам", "фабрики-рабочим", появился ещё один постулат - "храмы-церкви". Хоть что-то новенькое придумали)
"объединяются разные явления для того, чтобы навязать им некую умозрительную единую систему" - это только для таких, как вы эти явления не являются звеньями одной цепи. Совсем без мозгов что ли или лицемерить только можете?
--> "пишет человек, у которого во всех постах на этой ветке одни комплексы и желчь по поводу Петербурга"
Просто вы читать разучились. Смотрите в книгу, а видите чужую желчь и злобу. :) Ну, где я здесь испачкал Петербург в желчи? Про описанный центр города, что ли? Или про постоянную роль Петербурга как резкого поворота для всей России? Это не желчь. Это факт. Но мне это великолепие нравится. Я в Петербург уже ездил в детстве, а сейчас вожу жену. Показываю то, что я видел. Ей нравится.
А знаете почему я попадаю в ваши личные предпочтения, а вы нет? :)
--> "смотрю у особо активной части нашего народа через сто лет, кроме "землю-крестьянам", "фабрики-рабочим", появился ещё один постулат - "храмы-церкви".
Этот прием называется обгыгыкиванием и навешиванием ярлыком. :) По существу-то возразить нечего.
Мы всегда были такими. Иногда обманывались от недостатка знаний. Ведь земля не может принадлежать крестьянину в промышленную эпоху. Да и рабочим не до управления фабрикой. Работать надо.
Кстати, не уверен, что мой русский народ является вашим. Ни юридических прав ни культурной общности с русским народом в вас не видать. Снобизм имеется. Но это черта английских джентльменов, а русских мужиков.

-->"это только для таких, как вы эти явления не являются звеньями одной цепи."
Ну, хорошо. Как связан пожар в библиотеке РАН, с нападением самоназванных православных активистов (частью РПЦ или православного сообщества не являющихся по определению) на какую-то гадкую выставку (нападений было много, но ничего достойного атаковано не было)? Могу только предположить, что у какого-то сноба оказавшегося в библиотеке РАН (чудом скорее всего) так сильно подгорело седалище от новости, что пламенем стала объята все помещение. :)))) Больше связи нет.
1 +0−0Ярослав Евтихиев16:40:00
02/03/2017
2 +0−0sam15:57:43
02/03/2017
А то что этот храм никогда не принадлежал церкви, а теперь почему-то должен это нормально? Вы что такой православнутый?
Вы если ничего не знаете свои "измышления" не постите бред. Исакий был на самообеспечении, производил реставрационные работы за свой счёт плюс ещё содержал некоторрое время Смольный собор. Наша "нищая" церковь уже объявила, что у неё нет средств на уход за зданием. Т.е. все расходы лягут на бюджет города, так же как город оплачивает реставрации Казанского и Смольного, которые уже давно переданы церкви.
Позабавило как вы собираетесь воспитывать современных людей, не проводя выставки современного искусства.
Если вы хотите воспитывать современных шариковых(вон тут в комментах беснуются вовсю не понимая, что речь идёт в большей степени о всей стране), то и отдавайте храмы церкви, громите неудобные вам выставки, жгите библиотеки РАН(в курсе сколько там исторического наследия погибло?), завидуйте дальше что кому-то юнеско присваивает звания(это у вас я так понимаю больная мозоль), держите нос пониже.
Можете чувствовать себя нормальным и дальше.
1. Если мне потребуется лекция об Исаакие (в среде идиотиков его видимо отождествляют с сыном Авраама и то в лучшем случае). От Незнаек мне лекции не нужны. Уместить в сжатой злобой и завистью черепной коробке системную информацию невозможно. :) Поменьше злобы, побольше системности и я отвечу вам на любой вопрос о незнакомом вам соборе. Я же не из новостей и бложиков информацию беру. :)
2. Собор должен принадлежать церкви. Кунсткамера и Эрмитаж должны быть музеями. В спальне нужно спать, в кабинете работать, на кухне резать кроликов. Вот такую вот шариковщину я хочу до вас донести, а вы мне тут хором про то, что мне надо бы ненавидеть церковь частью которой я являюсь и полтинника для детей "Германии жалко". Подберите слюни, господа хорошие. Снимите шапку в помещении, если вы мужчина, снимите калоши, если проходите в комнату... :)
3. Я не видел еще ни одного достойного человека воспитанного современным искусством. У современного искусства нет даже такой задачи. Свои методы были у эпохи Возрождения, свои у эпохи Классицизма, даже культура Соцреализма (которую я не шибко высоко ценю) имела свою образовательную составляющую. У современного искусства такой задачи нет вообще и образовывать оно не способно по определению.
Впрочем я позволю Вам привести любой пример возможности использования современного искусства для воспитания или образования. Даже не ограничиваю жанром или именем. Даже не ограничиваю списком добродетелей и воспитываемых качеств. :) Я знаю, что это невозможно в принципе. А вы нет. Потому что человек вы необразованный. :)
4. Прием когда через запятую объединяются разные явления для того, чтобы навязать им некую умозрительную единую систему называется "передергивание". Вот оно:
"отдавайте храмы церкви, громите неудобные вам выставки, жгите библиотеки"
Одно из этих явлений является логичным поступком образованных людей, другое - правонаршением с целью пиара, а третье - несчастный случай, происшествие. Нетрудно догадаться что есть что, неправда ли? :)
1 +0−0Ирина Бакулина15:14:20
02/03/2017
Соломку себе подстилает, чувствует, что кресло зашаталось и вряд ли удастся передать его сыну.
1 +0−0Много Спама14:44:02
02/03/2017
Все комментарии - желч трясущихся, при упоминании претензий Питера на какие-то амбиции, москвичей. Смеюсь с диагнозов вроде "Город идиотов с целым букетом...", "Неприятный городишко..." и "...декорации..." прочие. Петербург, увы, это не только Дворцовая, Стрелка, и зассанные дворы-колодцы.
Пиотровский - фигура спорная, да только его не обсуждают, как и не обсуждают проблему, о которой он заявляет.
Единственная ветка про про "воспитательную" функцию музеев, хотя как мне кажется, журналист слегка увел не в ту степь, не хочу его защищать, но, кажется, Пиотровский про воспитание говорил противопоставляя музей церкви, ибо это именно поповская тема, но эту тему поднимать редактору не хотелось и он её убрал. Вот получилась эта нелепица.
А парадные на Марата и Лиговке обсосаны, увы не из-за юнеско и директора Эрмитажа, чисто не там где убирают, а там где не пачкают. И наличие или отсутствие этого статуса никак не скажется на ситуации.
1 +0−0Много Спама14:07:42
02/03/2017
-1 +0−0Кот Кремля09:10:28
02/03/2017
Ни в коем случае не опускайте Ленинбург до уровня той же Москвы! Грязь, вонь, бомжи и наркоманы, вот это вот всё - это непременно должно остаться! Чудовищные коммуналки в самом центре, набитые настоящим человеческим мусором - это превосходная иллюстрация к "Преступлению и наказанию" Достоевского, или "На дне" Горького. Где еще почувствуешь себя в самом центре человеческого распада, вдохнешь отвратительный гнилостный смрад разложения когда то жившей в этом обветшалом городе, ныне заселенном одичалыми вырожденцами, цивилизации? Нет, не смейте опускаться до уровня Москвы!
Правильно! Выселить все эти музеи, университеты из Княжеских Дворцов. И коммуналки расселить, стены сломать и залы вернуть.
Пусть понаедут не гастры, а Князья наши, ваши московские чинуши. А мы их культуре учить будем...Пусть дети ГОПников, которых 18й год перенес из бараков в дворцы вернутся в обратно. А мы столичные соски будем смеяться с этих провинциалов.
1 +0−0D K13:53:44
02/03/2017
0 +0−0№-340676813:37:03
02/03/2017
как и твое
Мухосрансками и держится земля российская.
1 +0−0Серж Горелый13:42:54
02/03/2017
-3 +0−0Valery Grigoryev13:25:52
02/03/2017
это не глупый снобизм.
это желание европейского города не уподобляться шариковградам.
Шариковград у нас в стране один - это Питер, город ни на что не способных кроме первобытной животной гордыни люмпенов ;)
1 +0−0Vladimir Zakharov12:50:03
02/03/2017
Великий Человек,подписываюсь под каждым словом!
1 +0−0petr volkov11:11:34
02/03/2017
-1 +0−0Кот Кремля09:10:28
02/03/2017
Ни в коем случае не опускайте Ленинбург до уровня той же Москвы! Грязь, вонь, бомжи и наркоманы, вот это вот всё - это непременно должно остаться! Чудовищные коммуналки в самом центре, набитые настоящим человеческим мусором - это превосходная иллюстрация к "Преступлению и наказанию" Достоевского, или "На дне" Горького. Где еще почувствуешь себя в самом центре человеческого распада, вдохнешь отвратительный гнилостный смрад разложения когда то жившей в этом обветшалом городе, ныне заселенном одичалыми вырожденцами, цивилизации? Нет, не смейте опускаться до уровня Москвы!
Прошло 100 лет. И до сих пор ни у кого не поднялась рука ликвидировать это позорище, эти "фавеллы" в центрах столиц. Хотя, судя по расторопности и стоимости строительства стадиона, ждать расселения коммуналок придётся ещё 100 лет. Так, что ЮНЕСКО может не беспокоиться за обоссаные углы.
1 +0−0Кот Кремля08:59:55
02/03/2017
О как, оказывается разваливающиеся дома с зассанными дворами-колодцами и трещинами в стенах на Марата находятся под охраной Юнеско? Видимо поэтому их нельзя привести в божеский вид, ссанина, трещины, плесень и вонючие обитатели коммуналок - это экспонаты!
1 +0−0Абв Гдеж08:08:01
02/03/2017
Плохо, что Путину о многом своевременно не докладывают.
0 +0−0Ломай Систему01:06:43
03/03/2017
0 +0−0D K14:15:19
02/03/2017
Исскуственное назначение Питера на роль "культурной столицы" "колыбели революции" и т.д. совдепии,сыграло с ним злую шутку,вместо того чтобы действительно найти свою культурную и социальную нишу ,город долго почивал на незаслуженных лаврах и многое упустил,а расплатой будет деградация.
После того чтго Москвичи сделали с ленинградом, после блокады , Жданова и Сталинских чисток, странно было бы ожидать чего то иного.
0 +0−0Ломай Систему01:03:32
03/03/2017
0 +0−0Kuka Mutabor16:56:39
02/03/2017
Позвольте уточнить -кому петербуржцы продались ?
И почем ?
А ты посмотри Брат 1. там в конце немец бомж на кладбище монолог произносит. Это как раз про Петербург!
0 +0−0Ломай Систему01:00:22
03/03/2017
-1 +0−0Yelena Kortyn20:59:41
02/03/2017
Пиотровский, вместо болтовни с антисоветским уклоном, лучше бы поделился, как поживают "филиалы" Эрмитажа в Лондоне, Амстердаме, Лас Вегасе!
В России, в русских городах, этот так называемый директор(под протекцией Путина безусловно), филиалы Эрмитажа не открыл, а они были бы так нужны и в Новосибирские и в Томске и во Владивостоке.
Целые залы исчезли из Эрмитажа в 90е годы, когда эти мородёры орали о том, как "опустел" Эрмитаж после революции(тогда было продало 43 картины, не больше и не меньше, за золото, необходимое стране в то время).
В советское время в Эрмитаже устраивались выставки, о которых сейчас можно только мечтать, а нынешний Пиотровский набитые чучела выставляет.
эммм что? Какие 43 картины? Вагонами везли ювелирку царскую в основном.!
0 +0−0Александр Клейн23:30:51
02/03/2017
-1 +0−0Lino Ventura19:50:03
02/03/2017
Ну ненависть московского быдла к Питеру известна. Ничего нового.

Жирик , "Эхо Москвы" и быдло-олигархи в этом едины ....
"Эхо Москвы" -- весь пост ради этого высера в адрес либеральных москвичей?
0 +0−0Александр Клейн23:29:05
02/03/2017
-1 +0−0Yelena Kortyn20:59:41
02/03/2017
Пиотровский, вместо болтовни с антисоветским уклоном, лучше бы поделился, как поживают "филиалы" Эрмитажа в Лондоне, Амстердаме, Лас Вегасе!
В России, в русских городах, этот так называемый директор(под протекцией Путина безусловно), филиалы Эрмитажа не открыл, а они были бы так нужны и в Новосибирские и в Томске и во Владивостоке.
Целые залы исчезли из Эрмитажа в 90е годы, когда эти мородёры орали о том, как "опустел" Эрмитаж после революции(тогда было продало 43 картины, не больше и не меньше, за золото, необходимое стране в то время).
В советское время в Эрмитаже устраивались выставки, о которых сейчас можно только мечтать, а нынешний Пиотровский набитые чучела выставляет.
антисоветским уклоном? Экая замшелость... Ещё "татем" назовите.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь