Нас к торжеству пессимизма ведет

00:01 13/02/2017 Россия
Президиум XXVI съезда КПСС
Президиум XXVI съезда КПСС
Напоследок расскажу Вам правдивую историю с несчастливым концом. Я писал дипломную работу по специальности Горные машины и оборудование. Зашёл в деканат, посмотреть прототипы, хрен его знает, что писать. Беру прототип по Смирновскому месторождению. Сказка , а ни диплом. В конце, как всегда раздел -...читать полностью

Какую роль играла коммунистическая идеология в эпоху «развитого социализма»? Многие эксперты сходятся во мнении, что практически никакой. Почему же крах СССР некоторые считают величайшей трагедией ХХ века? «Лента.ру» рассказывает, как государственная идеология Советского Союза превратилась в набор социально одобряемых практик, над смыслом которых было не принято задумываться.

5 марта 1953 года закончилась эпоха — умер Иосиф Сталин. Важность этого события сложно переоценить, ведь вместе с ним умерла и советская идеология в том виде, в котором она сложилась к тому моменту. Пройдет три года, и на закрытом заседании ХХ съезда партии руководитель страны Никита Хрущев выступит с докладом, осуждающим культ личности предыдущего вождя и массовые репрессии, в которых целиком и полностью обвинит Сталина.

В поздние хрущевские времена к власти приходит новая партийная номенклатура, постепенно выстроившая советскую идеологию в том виде, в каком она запомнилась тем, чья молодость пришлась на 70-е — 80-е годы. Впрочем, как указывает доктор исторических наук Светлана Никонова, главное не изменилось: все стороны жизни общества по-прежнему были тотально идеологизированы, честного и открытого анализа ситуации не было.

Предпринимавшиеся Хрущевым попытки преобразований в духовной сфере и экономические реформы провалились — частично из-за неумелого внедрения, частично из-за приверженности власти догмам, на которых был основано советское государство. То же самое можно сказать и об идеологии — если Хрущев еще заявлял о построении коммунизма «через 20 лет», то в брежневские времена погоню за «белым кроликом» заменила концепция строительства «развитого социализма». Как пишет Никонова, хронологические рамки этого этапа развития советского общества не были определены, а значит, и достижение поставленной цели государственная пропаганда могла трактовать вольно.

«Идеократическое государство существовало эти десятилетия во многом благодаря нормам, традиционным для нескольких поколений советских людей. Несоответствие идеологических установок и реалий жизни в исследуемый период формировали в сознании и психологии людей конформизм, инертность и отчуждение от политики», — поясняет она. Тем не менее советский человек времен «развитого социализма» существовал и находил свое место в системе, принимая идеологические постулаты, спускаемые сверху, но трактуя их по-своему.

Обряды и обычаи

С самого начала советская власть в своем стремлении создать «нового человека» стремилась уничтожить старые обряды и обычаи, заменив их новыми. И, кто бы что ни говорил, в этом вполне преуспела. Религиозные и полуязыческие практики наполнялись новым содержанием, которое заставляло граждан гордиться своей страной, закрепив на инстинктивном уровне простые и абсолютные истины.

Книга кандидата исторических наук Владимира Руднева «Советские обычаи и обряды», вышедшая в 1974 году, рассказывает, как правильно следует встречать только появившегося на свет гражданина СССР, как поощрять его успехи в учебе и работе, что произносить на свадьбе и, наконец, как проводить человека в последний путь. Разумеется, каждый такой ритуал начинается с упоминания социалистических идеалов, успехов советского народа и страны в целом, неминуемого светлого будущего и роли во всем этом Великой Октябрьской социалистической революции — отправной точки всего.

Вот, например, описание церемонии похорон в книге «Социалистическая обрядность», выпущенной киевским Политиздатом: «Современный обряд "Похороны" сложился на основе торжественно-траурных обрядов, которые возникли в нашем обществе после победы Великой Октябрьской социалистической революции, и многовековых народных традиций». Далее предлагается следующее:

«Гражданскую панихиду открывает председатель похоронной комиссии кратким вступительным словом. Он говорит, что покойный всю свою сознательную жизнь работал на благо Родины и советского народа.

Хор или оркестр исполняет отрывок из траурной песни или мелодии. Председатель комиссии предоставляет слово представителю администрации, который рассказывает о трудовой деятельности, достижениях в работе, жизненном пути покойного и о том, что он оставил после себя людям на Земле. Снова включается хор или оркестр.

Председатель похоронной комиссии провозглашает: В знак глубокого уважения, в скорби и трауре по гражданину Союза Советских Социалистических Республик склоняем Государственный флаг!»

В подобных книгах содержались доскональные инструкции и для развлекательных мероприятий: праздника урожая, «русской березки», чествования ударника социалистического труда и другие. Все они максимально идеологизированы, но в то же время лишены глубокого смысла и основаны на утверждениях, которые не подлежат сомнению.

За стабильность

Конечно, мало кто соблюдал церемониал досконально, и, по большей части, он существовал лишь на бумаге. Однако в целом догматы, внушаемые советскому человеку со школы, народ не отвергал. Просто во времена «развитого социализма» идеология окончательно перестала выполнять функцию «сияющего маяка будущего» и превратилась в закостенелую традицию, часть повседневности. Странно вести дискуссию о том, стоит ли мыться или стирать одежду. Так же странно для среднестатистического гражданина было обсуждать идеологию советского государства, хотя он мог недовольно ворчать и осуждать отдельные практики.

В своей книге «Это было навсегда, пока не кончилось» антрополог Алексей Юрчак показывает смысл этого феномена на примере комсомольских собраний 1970-1980-х годов. Комсомольцы, принимавшие в них участие, не особо вникали в курс происходящего и часто занимались своими делами. Но, как говорит один из очевидцев, «как только дело доходило до голосования, все просыпались. Когда ты слышал вопрос “кто за”, у тебя в голове срабатывал какой-то датчик, и ты автоматически поднимал руку».

«Посредством таких актов участники воспроизводили себя как "нормальных" советских субъектов, вписанных в существующую систему норм с ее ограничениями и возможностями — включая, например, возможность после собраний и голосований заниматься вещами, смысл которых не совпадал со смыслом того, за что субъект голосовал, а подчас и противоречил ему», — поясняет автор исследования.

Нельзя рассматривать это голосование ни как акт искренней поддержки предложения, ни как акт выполнения опостылевшей практики, с которой субъект не согласен. Он голосовал за неизменность своего образа жизни, за установленный порядок вещей, зачастую противоречивший официальной политике государства, но отлично укладывавшийся в негласную норму.

Медленное угасание

Восприятие советской идеологии в обществе не всегда было одинаковым. Идеи борьбы за счастье мирового пролетариата действительно воодушевляли массы в 1920-х и даже в начале 1960-х годов. Скорее всего, немалую роль в этом играли настроения в самой власти, передаваемые обществу.

Но «пламенные двадцатые» сменились десятилетиями сталинского режима. Здесь интересно, что Сталин окончательно утвердил свою власть как руководитель, обещавший стабильность и прекращение борьбы за мировую революцию, переход к построению социализма в одной стране, что полностью девальвировало раннюю революционную идеологию большевиков. Чем это все закончилось, известно — фактически, «красной» монархией и массовыми репрессиями.

Однако, как писал в своей книге «Идеология партии будущего» социальный философ Александр Зиновьев, во времена хрущевской оттепели и в первые брежневские годы всесторонняя критика сталинизма во всех слоях общества не только не помогла советской идеологии воспрянуть, но и окончательно убила ее. Ведь если Сталин «вульгаризировал» идеологию, то зачем она нужна вообще? В результате даже в кругах самих идеологов ссылаться на нее стало моветоном.

Дневник костромского писателя Игоря Дедкова, который он вел с 1953 по 1994 год, позволяет взглянуть на переход официальной идеологии из дискуссионной сферы в категорию традиции, практик повседневности. Если в конце 1950-х — начале 1960-х годов он постоянно пытается спорить с государственным идеологическим дискурсом, цитируя Ленина и Маркса и указывая на несоответствие реальности и партийных установок, то к концу 1970-х в дневнике остаются исключительно скупые депрессивные описания позднесоветской действительности: беспросветность существования, дефицит и вечная погоня за материальными благами, составляющая в конечном итоге смысл жизни человека в СССР.

В 1957 году он пишет о развенчании культа личности Сталина и рассуждает о том, что должен собой представлять настоящий социализм:

«Что ж, последние события в верхах можно только приветствовать. Но сколько горечи и сомнений поднимается в душе даже сегодня. Борьба за власть — десятилетия жестокой эгоистической борьбы, тысячи расстрелянных и замученных, тысячи опустошенных и отравленных душ — и все это под прикрытием самых святых, самых человеколюбивых идей. И это социализм! Без гласности, без доверия к народу. Произвол, держащийся на насилии в разных формах. Где же выход, где же эта проклятая истина? Или же все существующее разумно?».

Крушение надежд Дедкова на лучшее будущее, на возможность позитивного развития страны происходит, как и у многих советских интеллигентов, в 1968 году, когда в Прагу вошли советские танки. Власть в СССР «закручивает гайки» и начинает активное подавление инакомыслящих:

«Печальные дни. Мы возвращаемся к сталинским временам. То, что произошло в Чехословакии, отбрасывает нас к тридцать девятому году. Эти дни указывают всему (в том числе искусству) истинную цену. И она ничтожна.

Чехословацкий эксперимент подходит к концу. Развеяна еще одна иллюзия. И никаких надежд. Гиппопотамы торжествуют. Носороги».

С годами таких записей все меньше, а к началу 1980-х практически любые размышления об идеологических практиках перемешаны с повседневностью, в которой партийный съезд соседствует с ливерной колбасой.

«На улицах вывешены красные флаги — к съезду. В редакции сегодня объявлено, что на дни съезда будет "удвоена охрана", то есть будут дежурить два вахтера. В магазинах продают ливерную (шестьдесят копеек) и кровяную колбасу; берут, но без очередей. Зато большие очереди за маслом. Бывает ближе к вечеру — дают по двести граммов. На бюро Костромского райкома партии призывали к бдительности: где-то сожгли грузовик, где-то отравили несколько коров... Шпанченко, со слов своей приятельницы, члена бюро, рассказывал об этом как актах "вредительства"».

Еще более показателен дневник Брежнева, который тот вел до самой смерти. До второй половины 1970-х он активно размышляет о делах страны, международных отношениях, строит какие-то планы. Однако потом видно, как генсека постепенно перестает волновать что-либо, кроме юбилеев его коллег, охоты, трансляции спортивных состязаний по телевизору и употребления пищи. «10 апреля, был дома на даче — обедал. Борщ из свежей капусты, кешанка. Отдых. Был на дворе. Дочитывал материалы. Смотрел хоккей: сборная СССР — Швеция. Итог 4:2 в пользу СССР. Смотрел «Программу времени». Ужин. Сон», — так выглядит одна из записей за 1977 год. В начале восьмидесятых большая их часть посвящена бесконечной череде вручений и получений государственных наград.

Кто за что, а мы за мир

Нельзя сказать, что советское руководство не пыталось корректировать отдельные идеологические установки, сохраняя неизменным основной принцип — борьбу, которая предполагает наличие цели и противника. На роль последнего, вместо изрядно потертого «мирового империализма», идеально подошел капиталистический Запад. Коммунизм и «светлое будущее» в качестве цели также нуждались в замене на что-то более актуальное. Так возникла «борьба за мир» — противовес гонке вооружений и агрессивной политике США, которая чревата развязыванием ядерной войны.

Эта борьба фигурировала не только на международной арене, но и во внутреннем политико-идеологическом дискурсе. Пропаганда велась с помощью СМИ и наглядной агитации: журнал «Крокодил» публиковал карикатуры на «поджигателей войны», видные советские деятели писали письма в западные организации, выпускалась соответствующая литература.

В исследовании социолога Галины Орловой отмечается, что именно борьба за мир — одна из тех положительных практик советской власти, которую люди помнят до сих пор. Она прочно вошла в идеологию СССР — как писала «Пионерская правда» в 1970-е годы, «отдавая свои голоса за советскую власть, мы знаем, что голосуем за мир на земле». Таким образом, само желание отказаться от социалистического пути развития страны трактовалось как голос в пользу войны.

При этом советские люди, не отвергая саму идею борьбы за мир, обесценивали ее суть, превращали в очередной ритуал — общепринятый, но лишенный всякой дискуссии и реального смысла. И, конечно же, как и любая традиция, вошедшая в повседневность, она оборачивалась рутиной.

Об этом свидетельствуют признания информантов Орловой. Один говорит, что на конкурсе плакатов в пионерском лагере на протяжении восьми лет постоянно «рисовал один и тот же сюжет, потому что он у меня был уже отработанный». Другой признается, что, как и во время упомянутого выше комсомольского собрания, участвовал в другой социально одобряемой практике: «Я помню, что вырезали какие-то бланки из "Пионерки", а потом ходили и собирали подписи у своих знакомых. С таким серьезным видом. А "за" или "против" чего мы подписи собирали — понятия не имели, но все взрослые подписывались!»

Еще один информант рассказывает о том, как письма заграничных борцов за мир помогали людям немного подработать: «У нас была замечательная такая учительница немецкого языка. Это был 5-й класс. Немецкий она преподавала не очень хорошо, но зато торговала на уроках марками, очень интенсивно… А брала она эти марки, очевидно, из тех писем, что нам оттуда приходили».

Все подытоживает человек, заявивший, что уже с конца 1970-х все вокруг «стебались» над всем — в том числе и над борьбой за мир: «Благодаря этой эпохе стеба, быть может, все произошло так, как произошло, когда стебались все и над всем, когда, грубо говоря, уже никто и ни во что не верил».

Этот пример наглядно показывает, что советская идеология исчерпала свой потенциал задолго до краха Советского Союза. Изначальные установки о достижении коммунизма, базировавшиеся на работах Маркса и Ленина, давно никого не вдохновляли, но и отказаться от них было совершенно невозможно, поскольку именно на них было построено государство. Разваливающуюся конструкцию поддерживали лишь «подпорки», идущие от противного: не будет социализма, значит, будет капитализм, не будет мира, значит, будет война, в которой погибнет человечество. Официальная идеология заката СССР — идеология простого выбора: «Жить так или никак».

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(341):

1 234 ... +1
12 +0−0Прямолинейничкин17:11:30
13/02/2017
Напоследок расскажу Вам правдивую историю с несчастливым концом.

Я писал дипломную работу по специальности Горные машины и оборудование. Зашёл в деканат, посмотреть прототипы, хрен его знает, что писать. Беру прототип по Смирновскому месторождению. Сказка , а ни диплом. В конце, как всегда раздел - экономический эффект. Принёс домой, показал отцу, спрашиваю - Это правда, что у нас такое есть? Правда. 32 км отсюда. Только его больше нет.
Почему? Есть такой депутат, фамилия Рудь, он решил, что это месторождение нерентабельно.
И что?
Хапу в ствол кинули, взрыв. Рудник затопило.
Где он сейчас?
В Москве. На повышение пошёл.
Весь посёлок на выселки.
А он на повышение пошёл.
Так в экономическом эффекте правильный расчёт?
Правильный.
И?
Рудь экономист он правильнее считает.
А Рудю было 36.
А Смирновское месторождение разрабатывали, когдо он ещё мальчиком был.
ШСУ прошли ствол, квершлаги, спустили новейшее оборудование, машины ТОРО - 200, Электровозы Ганс, мощные насосы и подстанции, бурильные машины Тамрок.

Рудь что-то посчитал . И ........................БУМ.......................
нет посёлка.
А Вы говорите идеология.
КРЕТИНИЗМ отдельных мерзавцев.
Можно подумать, Валуев сейчас лучше считает))) Или гимнастки путинские)))
8 +0−0Gunars Zeps21:55:39
13/02/2017
Почитал "дневник уважаемого писателя" Дедкова. Тяжелый случай, если только это все не высосано из пальца, что вероятней 9:1. Я помню отрезок Союза 1959-1991. Простите меня, но по сравнению с тов.Дедковым, я как-то жил... Я алчно учился и хотел все знать. Я влюблялся страстно и переживал сильно. Не отсутствие колбасы, а то, что уже полночь, кино давно кончилось, а она так и не пришла. Я любил природу, и в воскресение становился на лыжи и уходил в лес на 20-30 км. Вечером с трудом возвращался. Я старался всегда говорить только правду. И никто меня за это не выслал в Сибирь... Если кто действительно хочет знать что-то о Союзе, лучше спросите меня, мой профиль в Фейсбуке. Я и сам по вечерам пишу воспоминания. Не Черчиль, конечно, но повидал действительно много.
СССР- это моя Родина! Я оттуда, я вырос в нем, я советский человек и таким и останусь. Я не идеализирую его. Я сам сражался против него и меня брали с поличным на 58-ю статью. Но меня простили за молодость и глупость. Но если кто-то начинает бездумно блевать на Союз, меня это сильно задевает. Если говорить о нем, то только правду и с объязательным почтением к истории!
8 +0−0Прямолинейничкин15:32:08
13/02/2017
Я всё помню, а тот кто написал эту статью, опирается на сплетни таких как Жириновский.
Промышленность - это основа экономики страны. И другой основы не бывает, по сути. Но Горбачёв, насмотревшись разноцветных фантиков находясь, вместе с семьёй, в постоянных загранкомандировках, решил, что "рыночные отношения" нашей стране нужны больше, чем промышленность. И громадная богатейшая страна, владеющая большинством ресурсов планеты, с малочисленным населением - где хватало всего на всех, стала бедной. К 85 году, производства нуждались в модернизации, что само по себе, является сложнейшим вопросом. Уже были готовы новые проекты, на объекты завезено новейшее оборудование, началось возведение новых инфраструктурных зданий и сооружений. И всё это, потом было продано Касьяновым, Гайдаром, Собчаком, и конечно Горбачёвым с Ельциным, как ни странно в Китай. Те брали всё! Вспомните, как русские металлоломщики выдерали даже спортивные снаряды в парках, для отправки в Китай. Полиметаллические рудники просто встали колом из-за того, что металла, для китайцев хватало на поверхности. А лес? А морепродукты? Нас окружает 13 морей. Как может 100 гр. сушёного кальмара стоить 3 булки хлеба?
С землёй вообще ничего не понятно, кому и как она отошла? Почему она перестала давать элементарное - урожай? Проекты разрабатываемые для отечественных заводов и фабрик продавались на Запад, преимущественно в Германию и США. Тем временем наши предприятия работали на станках 1930 года выпуска, а правительство с нетерпением ждало, когда они задохнуться, чтобы их производственные площади потом сдать в аренду барыгам.
ВСЕМИ ЛЮБИМАЯ ИДЕОЛОГИЯ НЕ ДЕГРАДИРОВАЛА И НЕ ЗАБЫТА, ОНА БЫЛА ПРЕДАНА, РАДИ ПЛАНА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ КЛАНОВ И ИХ СЕМЕЙ! Иными словами, если предал армию солдат, есть шанс, что все выживут, а если командир - это поражение! Я могу ещё долго писать новую статью по ПРЕДАТЕЛЬСТВУ, а ни деградации, вместо этой сектантской, да боюсь места в интернете не хватит.
7 +0−0юрий крнкин17:18:09
13/02/2017
2 +0−0Александр Тишин16:55:13
13/02/2017
Совкодрочеры в комментах :)
Ну, а если серьезно, то главный посыл власти и сегодня такой: либо такая, хреновая жизнь, либо "придут злые пиндосы и гейропейцы и устроят Майдан". Ничего не изменилось. У власти - 3,14доры, все, как один, побывавшие в КПСС, партия ЕР - это та же самая КПСС, кругом вранье, пропаганда, серость, беспросветность и гонка за потреблением. Декорации чуток поменялись - это да. Но суть осталась почти той же самой. Совки - вымирайте поскорее, пожалуйста. :)
Поменялось не чуток.. а кордиально, Брежнев первый человек государства, жил в 5 комнатной квартире , Сталин умер с трёшкой в кармане, зато теперь глава районной избирательной комиссии, живёт в дворце, человек который ни чего в жизни не сделал полезного.
7 +0−0Rostislav D. Kudryashov15:39:59
13/02/2017
В чём главное прегрешение КПСС? - В отходе от материалистического положения К.Маркса: материальный, промышленный базис определяет надстройку общественных отношений. Социализм вырастает только на высшей стадии развития индустриальной базы капитализма. Отсталости этой индустриальной базы в СССР так и не удалось преодолеть.
Российские либералы впали в ещё более гибельный, либеральный догматизм. И вместо подъёма индустрии угробили её окончательно.
А вот Эрик Райнерт в книге "Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными" доказывает, что не может быть ни надёжного богатства, ни демократии в стране без развитой обрабатывающей промышленности.
7 +0−0Kovpak Tom09:37:32
13/02/2017
жизнерадостные московские школьники, вся жизнь впереди. не знали они тогда что им горбач уготовил ! в ссср идеология конечно была не нацелена на потребление. Идеология была направлена на образование, социальное равенство и как ни странно дружбу народов. Страшно сказать, что например задача гос банка в ссср была не прибыль , а социальная поддержка. поэтому и кредиты были под 0.01 процента. И люди не парились где им работать после института, потому что все специальности были востребованы. А еще телевизоры и холодильники не ломались через год, а работали хрен знает сколько. И их мог починить рядовой советский школьник, какой ужОс !!!!
7 +0−0Angel OfSky06:00:02
13/02/2017
4 +0−0Uzurpator Nlp04:35:16
13/02/2017
А сейчас нет вообще никакой идеологии.
Есть. Поддержа решений правительства. Любых. Даже заведомо агрессивных или антинародных. Кто против - тот экстремист и попадет за решетку.
7 +0−0Angel OfSky05:57:41
13/02/2017
"Он голосовал за неизменность своего образа жизни" - вот именно. За то, что можно было не бояться закончить свою жизнь, прося подаяния у метро, и голосовали.
"Не будет социализма, значит, будет капитализм " - и это правда, ведь так оно и случилось. Ослабилась идеология, и каждый вор тут же возжелал быть хозяином, да и стал им.
А всё остальное в статье - туфта. Нужно было идеологическое воспитание, чтобы не потерять власть трудящихся - вот и воспитывали, как могли. Перестали воспитывать - получили отношения "человек человеку волк" и "иди работай". Всем привет, а кто не выбился в буржуи - сам виноват, короче.
6 +0−0№-186576818:38:34
13/02/2017
"...советский человек времен «развитого социализма" , был на голову выше в плане морали, образования и человеческих качеств, чем сегодняшний , времен развитого капитализма...
6 +0−0Roman Lt07:23:59
13/02/2017
И вновь продолжается бой.
И сердцу тревожно в груди…
И Ленин — такой молодой,
И юный Октябрь впереди!
5 +0−0Любовь Яковлева19:31:34
13/02/2017
Странная здесь модерация. Слово "врать" у них считается ругательством. Загляните в словарь Ожегова! Но зато проституцию свободно рекламируют.
5 +0−0Gen Shor17:28:37
13/02/2017
Название статьи неверное. Не советская идеология деградировала, а советские "идеологи". Самые яркие метаморфозы озвучены генеральным секретарем ЦК КПСС, который последовательно называл себя ленинцем, коммунистом а в конце концов сказал, что всю жизнь исповедовал социал-демократическую идею. И это только вершина айсберга.
5 +0−0Прямолинейничкин16:06:36
13/02/2017
-4 +0−0Александр Б16:02:57
13/02/2017
А раньше не отстой??????
Сигареты по талонам, за колбасой очередь, за одеждой очередь, продуктовые заказы, запись на телевизор, машина по блату, и тд и тп...
да, а щас полно, но денег нет, и закурить негде)
5 +0−0Angel OfSky10:52:54
13/02/2017
7 +0−0Kovpak Tom09:37:32
13/02/2017
жизнерадостные московские школьники, вся жизнь впереди. не знали они тогда что им горбач уготовил ! в ссср идеология конечно была не нацелена на потребление. Идеология была направлена на образование, социальное равенство и как ни странно дружбу народов. Страшно сказать, что например задача гос банка в ссср была не прибыль , а социальная поддержка. поэтому и кредиты были под 0.01 процента. И люди не парились где им работать после института, потому что все специальности были востребованы. А еще телевизоры и холодильники не ломались через год, а работали хрен знает сколько. И их мог починить рядовой советский школьник, какой ужОс !!!!
Не было страха за завтрашний день. Правительство, какое бы оно там ни было, обязано было в первую очередь заботиться о людях. А теперь, не спрося людей, отнимают будущую пенсию. А кто им разрешал? А давайте референдумом нас спросим, хотим мы этого или нет!
5 +0−0TahiR S10:21:17
13/02/2017
Что интересно практический все кто нам эту идеологию впихивал быстро переобулись. Детей в Лондоны услали, а сами с новой идеологией уже по новому продолжили грабить народ. Так быстро комсорги, секретари обкомов и прочие ответственные партработники стали владельцами заводов, газет, пароходов теми самыми которых совсем недавно клеймили позором на собраниях.
4 +0−0Arctic Owl17:23:33
13/02/2017
12 +0−0Прямолинейничкин17:11:30
13/02/2017
Напоследок расскажу Вам правдивую историю с несчастливым концом.

Я писал дипломную работу по специальности Горные машины и оборудование. Зашёл в деканат, посмотреть прототипы, хрен его знает, что писать. Беру прототип по Смирновскому месторождению. Сказка , а ни диплом. В конце, как всегда раздел - экономический эффект. Принёс домой, показал отцу, спрашиваю - Это правда, что у нас такое есть? Правда. 32 км отсюда. Только его больше нет.
Почему? Есть такой депутат, фамилия Рудь, он решил, что это месторождение нерентабельно.
И что?
Хапу в ствол кинули, взрыв. Рудник затопило.
Где он сейчас?
В Москве. На повышение пошёл.
Весь посёлок на выселки.
А он на повышение пошёл.
Так в экономическом эффекте правильный расчёт?
Правильный.
И?
Рудь экономист он правильнее считает.
А Рудю было 36.
А Смирновское месторождение разрабатывали, когдо он ещё мальчиком был.
ШСУ прошли ствол, квершлаги, спустили новейшее оборудование, машины ТОРО - 200, Электровозы Ганс, мощные насосы и подстанции, бурильные машины Тамрок.

Рудь что-то посчитал . И ........................БУМ.......................
нет посёлка.
А Вы говорите идеология.
КРЕТИНИЗМ отдельных мерзавцев.
Можно подумать, Валуев сейчас лучше считает))) Или гимнастки путинские)))
Гораздо лучше сейчас считает г-н Прохоров, весьма неплохо образованный человек: "Гномики еще накопают".
4 +0−0Gunars Zeps16:25:12
13/02/2017
Я не понял. Теперь дневник этого депрессивного нытика Дедкова будет вместо "Краткого курса истории В(к)ПБ"? Да он просто збал своим пессимизмом- скорее всего просто больной человек. Думаю, что и после 1994-го тон его дневника ничуть неизменился. Если, конечно, его не убили гопники... Но вот для всяких молодых историков, которым так нетерпится поскорее выполнить объязательный обряд отречения, тупо обгадив все красное, он неисчерпаемый колодец отктрытий.
4 +0−0№-185815915:31:49
13/02/2017
А сказать-то что хотел, автор? Всё можно было в один абзац уложить.
Вот я ещё застал СССР. И могу сказать, что и сейчас и тогда - всё упирается в людей.
Плановая или рыночная экономика. Технологии. Искусство. Это всё люди.
А новые - всегда будут ругать старых, так при СССР ругали всё, что было при царе. Теперь ругают всё что было при "развитом социализме". Это эволюция. Но сбалансированно нигде и никогда ещё небыло. Всегда перекосы. Люди.
4 +0−0Kovpak Tom15:11:30
13/02/2017
идеология сейчас проста ! почтальон 20 тыс, директор почты 100 млн.
отошли так сказать от уравниловки !
4 +0−0Татьяна Маренина14:23:12
13/02/2017
Да хватит уже ,что было -то было.Предложите лучше!
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь