Убить Дантеса

00:10 08/02/2017 Силовые структуры
Убить Дантеса

Сто восемьдесят лет назад камер-юнкер Александр Пушкин дрался на дуэли с поручиком кавалергардского полка Жоржем де Геккереном (Дантесом). Обстоятельства и ход поединка вроде бы изучены досконально, но до сих пор историки не могут точно сказать, почему противник Пушкина остался жив, несмотря на попадание пули в грудь? Спасла его собственная рука, которой он защищался, медная пуговица или он смухлевал и воспользовался дополнительной защитой — такая версия время от времени всплывает в публикациях. «Лента.ру» о том, как дрались на дуэлях и могла ли пуговица защитить дуэлянта от пули.

На дуэли Пушкин, как известно, был смертельно ранен в живот. Дантес, согласно отчету старшего полицейского врача, был ранен «в правую руку навылет и получил контузию в брюхо».

Мы решили рассмотреть технические аспекты поединка — тактику, уровень подготовки стрелков, характеристики оружия и т. д. Особое внимание уделили пресловутой пуговице и гипотетической кирасе Дантеса. Нам удалось найти два видеоматериала, где показаны эксперименты со стрельбой из дуэльных пистолетов по металлическим пластинам-пуговицам, получить комментарий хирурга и эксперта по дульнозарядному оружию.

Уроки нравственности и хороших манер

Строго регламентированный поединок не только позволял дворянину ответить на оскорбление, но, по замыслу европейских моралистов, способствовал улучшению нравов в обществе. Ведь неловкая шутка или неуместный каламбур могли закончиться для острослова фатально. Правда, дуэль требовала полностью уравнять шансы противников, а в поединках на холодном оружии преимущество в здоровье, возрасте и подготовке нередко превращало поединок в узаконенное убийство. Этим пользовались, чтобы, не нарушая закон, расправиться с соперником и даже политическим оппонентом.

Все изменил пистолет. Не зря его прозвали уравнителем шансов: старик мог сразить юношу, силач — уступить слабому. Относительная доступность оружия и боеприпасов позволяла гражданским практиковаться в стрельбе так же тщательно, как и военным. Наконец, в поединке на пистолетах всегда присутствовал элемент случайности. К середине XVIII века дуэли на пистолетах стали доминировать, а к концу XIX почти вытеснили другие виды поединков.

Первые дуэльные наборы выпустила мастерская британского оружейника Ментона (Manton) — пара полностью идентичных пистолетов (их отличали только номера «1» и «2» на деталях) в специальном футляре из дорогих пород дерева. Помимо оружия, в набор входили пороховница, запас пуль, пулелейка, шомполы, молоток и масленка.

Кто дрался на дуэлях

Драться на дуэли могли только дворяне — межсословные поединки не допускались. Также исключались дуэли между кровными родственниками, больными; считалось нелепым драться со стариками или подростками, нельзя было принять вызов по карьерным или экономическим соображениям, кредитор не мог драться с должником.

Правила были очень разными. Противники могли стрелять с места, а кому делать первый выстрел, определялось жребием. Но чаще стреляли на опережение, например, противники вставали спинами друг к другу, по команде секунданта быстро поворачивались, взводили курки и производили выстрел. Наиболее известный вариант — дуэль с барьерами, именно так дрались Пушкин и Дантес. В русском варианте барьеры — любой предмет, шпага, плащ — ставились на 10-15 шагах, это семь-десять метров. Противники разводились на 20-30 шагов. По команде секунданта они начинали идти в направлении барьеров и могли стрелять в любой момент с любого расстояния.

Если стрелявший первым промахивался, он оставался на месте (в так называемой «позе дуэлянта» — полубоком, рука прикрывает грудь, пистолет — голову), а его оппонент мог подойти вплотную к барьеру, прицелиться и выстрелить. На ответный выстрел, обычно давалась минута, раненому стрелку — две. Промедливший терял право на выстрел. Осечка тоже считалась выстрелом.

Видео: Genry Vazov / YouTube

У Пушкина и Дантеса барьеры стояли на 10 шагах, противников разводили на 20 — по пять шагов до барьера каждому.

Оружием служили капсюльные пистолеты, предположительно, знаменитого французского мастера Лепажа с нарезным стволом калибром 12 миллиметров. «По точности эти пистолеты не уступают современным. Рекорд на 25 метров — 100 очков. Современная спортивная мишень, обычная десятка, хорошие стрелки укладывают в нее 10 пуль», — говорит представитель российского отделения Ассоциации дульнозарядного оружия в Международном комитете дульнозарядных ассоциаций Игорь Вербовский, поясняя, что сегодня во многих странах, в том числе Финляндии, Польше, Прибалтике, проводятся соревнования по стрельбе из старинного оружия.

Навеска пороха в дуэльных пистолетах колебалась от трех до восьми грамм, в зависимости от калибра. Пуля 50-го калибра весом около 12 граммов покидала ствол со скоростью порядка 350 метров в секунду. Ее энергия достигала 730 Джоулей — это чуть больше, чем у пистолета ТТ, однако пробивная способность круглой свинцовой пули была значительно ниже, и скорость она теряла быстрее, чем современная пуля. По наиболее распространенной версии, секунданты зарядили в пистолеты Пушкина и Дантеса ослабленные заряды пороха.

Как это делали русские

Считается, что русские дуэли отличались особой кровавостью — в Европе барьеры ставились обычно на 30 шагах, и для сатисфакции достаточно было выстрелить в сторону противника. В России поединки часто велись до тех пор, пока один из дуэлянтов не будет убит или тяжело ранен. Практиковалась дуэль «через платок» — с дистанции развернутого платка, концы которого дуэлянты удерживали руками. В 1824 году будущий декабрист Рылеев стрелялся с князем Константином Шаховским с трех шагов, из-за близкой дистанции пули дважды попадали в пистолеты противников.

В первой половине XIX столетия в России для военного отказ от дуэли фактически означал выход в отставку, для светского человека — отлучение от высшего общества. Историки считают, что немалую роль в этом сыграли войны начала века — русско-шведская война 1808-1809 годов и заграничные походы русской армии в ходе наполеоновских войн. С одной стороны, множество офицеров познакомилось с традициями европейской аристократии, в том числе дуэльными, с другой, многие военные были подвержены посттравматическому синдрому — боевые офицеры привыкли смотреть смерти в лицо, чувствовали себя победителями сильнейшей армии мира и освободителями Европы. Это отразилось в гипертрофированных представлениях о чести и отношении к дуэлям.

Как проходили поединки

Литература и кино сформировали стереотип поединка: дуэлянты медленно шагают навстречу друг другу, не спеша поднимая пистолеты, тщательно целятся… На самом деле поединок мог выглядеть совсем не так. «Была такая стратегия — ее предпочитали опытные дуэлянты — быстро, чуть ли не бегом пройти свое расстояние и стрелять в приближающегося противника, поясняет Игорь Вербовский. — Стрелок создавал себе выгодные условия: его противнику на ходу трудно сделать прицельный выстрел, вдобавок, встав боком, ты максимально уменьшаешь свою проекцию, а когда идешь, это сделать трудно».

Видео: Genry Vazov / YouTube

Технически для подготовленного стрелка пробежать пять шагов и с семи метров быстро поразить мишень размером с человеческий торс несложно. По словам Вербовского, на костюмированном стрелковом шоу в Финляндии, российские стрелки из дульнозарядного оружия специально ставили эксперимент: средне подготовленный стрелок, прежде не имевший дела с дуэльными пистолетами, практически подбегал к барьеру и стрелял в картонную мишень навскидку. Из шести попыток пять увенчались успехом. Одна пуля поразила край мишени, остальные попали ближе к центральной линии.

Эту стратегию выбрал в последней дуэли и Пушкин, он очень быстро преодолел расстояние до барьера и начал целиться. Но Дантес переиграл его, выстрелив сходу, не доходя до барьера буквально одного шага.

Уровень подготовки дуэлянтов

Александр Сергеевич слыл хорошим стрелком и, по легендам, с 10 шагов мог попасть из пистолета в карточного туза. «Мишеней не сохранилось, но есть воспоминания современников, — рассказывает Вербовский. — В кишиневской ссылке поэт, едва встав с постели, не одевшись, стрелял в стену из пистолета по много раз. Есть воспоминания его крепостного, что во время ссылки в Михайловском, Пушкин каждое утро всаживал по сотне пуль в стену амбара. Вообще у него репутация была хорошего стрелка, с ним опасались стреляться».

Даже тот факт, что, будучи тяжело раненым, Пушкин нашел силы не просто сделать ответный выстрел, но поразить противника, многое говорит и о его мастерстве, и о характере. Поэт стрелял полулежа, опираясь на левую руку.

Дантес, профессиональный военный, тоже должен был иметь хорошую стрелковую подготовку, кроме того, как напоминает Вербовский, учась в офицерской школе во Франции, он завоевывал чемпионский титул в стрельбе по голубям. Это предтеча современной стендовой стрельбы или спортинга (стрельба из дробовика по летящим глиняным тарелочкам).

Пушкина иногда называют опытным дуэлянтом, едва ли не бретером, приписывая ему десятки дуэлей. На самом деле у поэта было около 30 дуэльных историй — так называют ситуации с вызовом на дуэль, но большинство закончились примирением. До поединка с Дантесом поэт выходил к барьеру четыре раза, и только один раз стрелял в противника, но промахнулся. О дуэльном опыте Геккерена-Дантеса точных сведений нет.

Почему выжил Дантес

В ожидании выстрела Дантес, как и положено, стоял боком, прикрываясь рукой с пистолетом. Пуля прошила предплечье и ударила в туловище — получив ранение, он упал, но быстро поднялся.

По официальной версии, от пули Дантеса спасла пуговица, однако на суде она не была предъявлена. Это породило слухи о том, что убийца Пушкина вел нечестную игру, надел кольчугу или специально изготовленную для него кирасу, плотно прилегающую к телу. Ведь перед дуэлью противников не осмотрели.

Мнение современных экспертов на сей счет расходятся. «Пуля, выпущенная поэтом, пробила рукав, мягкие ткани руки, вновь рукав и ударилась о ткань мундира, пробить который уже не смогла. На передней поверхности грудной клетки, защищенной мундиром, вполне могло не остаться вообще никаких повреждений, в том числе ссадин. Хотя раненый, безусловно, почувствовал бы удар в грудь», — прокомментировал «Ленте.ру» врач-хирург Михаил Храменков.

В ходе финского эксперимента производились выстрелы в манекен (пластиковый мешок с землей, одетый в куртку М65), на который крепились медные пластины толщиной два миллиметра и диаметром около пяти сантиметров — они играли роль пуговиц. При уменьшенной навеске пороха, до 3,5 грамма (тот самый ослабленный заряд), пуля не пробила пуговицу, оставив вмятину и прорвав мешок. Конечно, этот эксперимент нельзя считать научным, хотя бы из-за материала манекена. Тем не менее в подтверждение «пуговичной» версии говорят европейские, в частности английские источники XVIII-XIX века, описывающие случаи, когда пуговицы и монеты спасали от пистолетной пули, а жертва в результате попадания испытывала сильную боль, но оставалась практически невредимой.

С другой стороны, нам неизвестно точно, сколько пороха было в пистолете, из которого стрелял Пушкин, ведь при падении ствол его пистолета забился снегом, и секунданты подали ему другой. Авторы документально-постановочного фильма «Пушкин. 29-я дуэль» тоже экспериментировали с оружием XIX века. У них пуля, выпущенная по манекену из баллистического желатина, прошила тело и вогнала в него пуговицу.

Игорь Надеждин
Владислав Гринкевич

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(82):

0 +0−0дмитрий Староверов22:52:02
08/02/2017
0 +0−0rbc vze19:11:40
08/02/2017
Назовите хотя бы одного знаменитого русского, кроме Пушкина и Лермонтова, убитого на дуэли. Стрелялись часто, а гибли редко. Большинство дуэлянтов были военными, они-то знали множество хитростей, когда пуля проходила насквозь, не задевая органы. Пушкин не был профессионалом
потому что уже даже во времена Пушкина дуэли выходили из моды. А во времена Некрасова и Чхова уже считались варварсвтом, за которую могли упечь в Сибирь. Кстати достоевский тоже в дуэлях учавствовал.
0 +0−0112awk .22:32:10
08/02/2017
2 +0−0spambox2001 spambox200111:40:39
08/02/2017
С Лермонтовым все не так просто. Есть конечно теория, что его подстрелил третий стрелок из кустов, но Мартынова он задирал сам и провоцировал на дуэль сам. С Пушкиным ситуация диаметрально противоположная, там Дантес преднамеренно его провоцировал.
Это как сказать - главное оскорбление Мартынов нанес Лермантову , после смерти Пушкина, Мартынов с какой то тупорылой частью дворянства , смеялся над Пушкиным, и над горем Лермантова, - как это нам не странно. Далее Мартынов, зачем то поперся на Кавказ к Лермантову, и ему , что бы справоцировать "на глупые шуточки" Лермантова, уже ничего не стоило. Ему надо было просто стоять рядом и ждать. Все при чем удивились и поводу. По французски Лермантов назвал Мартынова "Горец с большим ножом" Мартынов услышал только последнее слово, собсно - "нож" , - это никак не тянуло на дуэль, и если бы не действия самого Мартынова - никто бы никогда за это не стрелялся бы. Он был туповатый, грубо пытался выдумывать какие то надуманные причины, но про него высказывались что он - преступник. И над убийством Лермантова , снова какая то часть дворянства посмеялась. Реальность такая была, не очень романтичная, что нам показывают по телевизору, а на Кавказе, или военные, это был жесткий народ, при жесточайшем режиме. Где в многом моральный геноцид был на самом деле весь против дворян - это был жестокий строй , а не романтика.
0 +0−0№-185837720:15:49
08/02/2017
-1 +0−0Ценитель Боярышника09:35:42
08/02/2017
Я думаю,даже в школе каждый должен сам выбирать,что ему читать,а что нет.
исходя из какого опыта интересно и по каким критериям школьник это будет делать? есть у меня подозрения, что тогда читать будут только Вконтакте
0 +0−0№-185837720:14:44
08/02/2017
1 +0−0Дмитрий Юманкин13:48:15
08/02/2017
Собственно об уровне развития данного комментатора говорит то, что он уверен, что Пушкин кроме стихов ничего не писал.)
троллинг толстоват, если вы обо мне сударь, вызываю вас на дуэль
0 +0−0Л. Ольга19:23:12
08/02/2017
3 +0−0Иван Чай11:46:43
08/02/2017
С чего вдруг. Дантес прожил жизнь уважаемым человеком, и не являлся инициатором дуэли.
Как же не являлся, когда именно Дантес вызвал Пушкина на дуэль.
Пушкин вызывал Дантеса первым в предыдущую дуэль, которая не состоялась.
0 +0−0rbc vze19:11:40
08/02/2017
Назовите хотя бы одного знаменитого русского, кроме Пушкина и Лермонтова, убитого на дуэли. Стрелялись часто, а гибли редко. Большинство дуэлянтов были военными, они-то знали множество хитростей, когда пуля проходила насквозь, не задевая органы. Пушкин не был профессионалом
0 +0−0Bjerka 201517:50:10
08/02/2017
правильнее было бы Пушкину остановиться и стрелять после первого шага, а не у барьера
0 +0−0дмитрий Староверов17:39:11
08/02/2017
0 +0−0Иван Чай14:25:35
08/02/2017
Это Пушкина тогда мало кто уважал. А Дантес был очень даже уважаемым при всех монарших дворах, даже царь Николай I с ним впоследствии общался.
в среде геев он может и был уважаемым человеком, а так не знаю....
Ссылка на www.spb.aif.ru
0 +0−0Михаил Антонов17:33:57
08/02/2017
-5 +0−0Ценитель Боярышника09:32:16
08/02/2017
Талант у него был,только если бы был гением,то не умер на дуэли из-за каких-то глупостей,у него были связи,которыми он не пожелал воспользоваться.
В вас виден мозг хохла, назвать Пушкина не гением может только идиот ну либо хохол
0 +0−0Иуда Макавеев17:29:39
08/02/2017
Надо было на кулаках.
0 +0−0Иван Иванов17:25:08
08/02/2017
5 +0−0№-185837709:43:34
08/02/2017
"Писака-мажор" создал современный русский язык, на котором ты тут испражняешься в комментах ему же на голову.
Да что ты. А до этого вообще не говорили. Современным он стал намного позже.
0 +0−0дмитрий Староверов17:12:50
08/02/2017
Бригада спокойно!
Картинка на www.seti.ee
0 +0−0Иван Чай17:03:06
08/02/2017
1 +0−0Иванов Сергей15:59:46
08/02/2017
Так, а теперь ссылки на именитых историков кто кому чего жал и кто кого уважал. А то получается простое пи*дабольство у тебя
Читайте биографию Пушкина и Дантеса.
0 +0−0Иванов Сергей16:02:06
08/02/2017
-5 +0−0Ценитель Боярышника13:19:34
08/02/2017
Это все факты,на них ты смог ответить только своим пустым комментарием.
Факт наверное только в первом предложении и то не факт. Кто-то что-то написал, а может и соврал.
0 +0−0N V14:46:01
08/02/2017
Вероятнее всего, порох просто отсырел. Ведь дело было слякотной зимой, а тогда в наличии был только черный дымный порох.
0 +0−0Иван Чай14:25:35
08/02/2017
1 +0−0дмитрий Староверов12:57:21
08/02/2017
не был он уважаемым человеком, по крайне мере в петербурге точно!
Это Пушкина тогда мало кто уважал. А Дантес был очень даже уважаемым при всех монарших дворах, даже царь Николай I с ним впоследствии общался.
0 +0−0дмитрий Староверов12:58:25
08/02/2017
3 +0−0Иван Чай11:46:43
08/02/2017
С чего вдруг. Дантес прожил жизнь уважаемым человеком, и не являлся инициатором дуэли.
А то что Дантес намеренно Пушкина толкал к дуэли это ничего?
0 +0−0дыц- дыц12:54:03
08/02/2017
-2 +0−0Din Don12:06:15
08/02/2017
Вообще-то Дантес был не менее именитой личностью. Только не надо считать что Дантес совершил что-то плохое, как рассказывают детям в первом классе. Он честно победил, Пушкин честно облажался
вот в академии наук в Лондоне смотрел портреты таких "именитых личностей", от которых кроме портретов другой памяти и не осталось )) быть известным при жизни - не гарантия памяти потомков.
0 +0−0Sulim Zemnoy11:47:03
08/02/2017
5 +0−0Тётя Соня02:16:29
08/02/2017
Гадаем, гадаем, придумывам... Сто лет назад не разобрались на месте, но вот сейчас все прояснится!
180 лет в сем году будетс))
0 +0−0Добер Добер11:13:29
08/02/2017
Подпись к фото "а говорил выхлоп 120...."
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь