„ | ??? Что за бред у этого Сергея Гандлевского? Боярышника хлебнул? Причём тут Джамбул? Честно, давно на Ленте не было такого бреда как этот! | “ |
Семена Израилевича Липкина нельзя было не уважать. Помимо других талантов и добродетелей, его отличала неприязнь к красному словцу и точность, затрудняющая безмятежный треп. Как-то я в легком разговоре, совершенно не предвидя возражений, вскользь и пренебрежительно помянул акына Джамбула, лауреата Сталинской премии и многократного орденоносца. «Это вы напрасно, — вдруг сказал Липкин. — Я был с ним знаком. Он был умен, и ему принадлежит лучшее из известных мне определений поэзии: “Поэзия утешает, не обманывая”».
Как такое возможно? Ведь существует взрослое, основанное на опыте знание, что правда по большей части безрадостна.
Здесь полезно «поверить гармонию алгеброй» и пристальней присмотреться к процессу с торжественным названием «творчество».
Счастливая случайность в искусстве поэзии значит, быть может, больше профессионализма и пресловутой техники. Давным-давно и не раз замечено, что настоящую поэзию мутит от профессионализма, в первую очередь от собственного. Похвалы вроде «от зубов отскакивает» — это не про поэзию, с этим — в конферанс или скоротать ненастье за игрой в буриме. Версификационная сноровка главным образом и пригождается для того, чтобы счастливую случайность подметить и не упустить.
Больше, чем к любому другому искусству, к поэзии имеет отношение сказочное напутствие: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.
Желаемого результатадостигает ремесло — на том стоит мир:
Летчик водит самолеты —
Это очень хорошо!
Повар делает компоты —
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
А творчество высокой пробы каждый раз изумляется собственной удаче — «ай да Пушкин! ай да сукин сын!» — будто она свалилась как снег на голову, а не была гарантирована талантом и мастерством.
Допустим, Пушкин нам не указ — он всего лишь гений… Но Бог! Бог — Абсолютное Всемогущество по определению! На первой же странице Библии читаем, как Он, создавая свет, небо, флору, фауну и проч., лишь по завершении каждого этапа Творения, задним числом видел, «что это хорошо». (Зубной врач или электрик, простодушно ликующий в связи с удачным исходом профессиональных манипуляций, наверняка внушили бы нам кое-какие опасения.)
Такая вот, на обывательски здравый взгляд, странная, едва ли не дилетантская реакция на сделанное дело. Однако подмеченная странность кажется не просто занятным совпадением, а стойким признаком всякой творческой работы. И эстетическое удовольствие — в большой степени не что иное, как разделенный публикой восторг автора из-за случившегося с ним чуда: он внезапно посрамил свои же представления о собственных возможностях — превзошел себя. (В этом, если вдуматься, коренное отличие искусства от спорта содним-единственнымиобщимрекордомна всехучастников того или иного состязания.)
Занятия искусством, по убеждению Владимира Набокова, наводят на мысль, что «при всех ошибках и промахах внутреннее устройство жизни», как и «устройство точно выверенного произведения искусства, тоже определяется вдохновением и точностью…» А раз так, то применительно к бытию не вовсе заказаны представления о замысле!
Именно эстетическое совершенство какого-либо изделия человеческого гения может свидетельствовать в пользу метафизической подоплеки искусства. Праведное содержание здесь ни при чем.
Иногда что-то такое подозревая, я с понятной радостью прочел у Аверинцева: «Классическая форма — это как небо, которое Андрей Болконский видит над полем сражения при Аустерлице. Она не то чтобы утешает, по крайней мере в тривиальном, переслащенном смысле; пожалуй, воздержимся даже и от слова "катарсис" как чересчур заезженного; она задает свою меру всеобщего, его контекст, — и тем выводит из тупика частного».
Кажется, библейская «Книга Иова» без насилия поддается прочтению как притча о герое и авторе, о «тупике частного» и о воле замысла (об этом — статья А. Сопровского «О книге Иова»).
Это история человека, который процветал и благодарил Господа за свое процветание, но Тот по наущению сатаны поставил над счастливым праведником жестокий эксперимент: лишил всего, чтобы проверить, насколько бескорыстна его набожность. И Иов терпел, терпел ужасные лишения, а потом возроптал. И невзирая на глубокомысленные и красноречивые уговоры советчиков-доброхотов, он оставался безутешен, криком кричал и — докричался до Бога. И Бог Иову ответил, но не на человеческий лад, а на какой-тоиной… Вместо разговора о бедах, обрушившихся на Иова, Всевышний повел величественную, пространную, страстную и местами язвительную речь об… «основаниях земли» и «уставах неба», пропитании львов и воронов, сроке беременности и родах ланей, анатомии бегемота и т. д. и т. п. и даже довольно забавно подражал голосу коня, вторящему звуку боевой трубы. По замечанию Честертона, «Создатель отвечает восклицательным знаком на вопросительный». Время от времени Господь прерывает эту торжествующую инвентаризацию риторическим вопрошанием, по силам ли Иову создать нечто подобное.
Здесь, сдается, ключ к парадоксу Джамбула.
Вероятно, и мы, сопереживая искусству, уподобляемся Андрею Болконскому перед лицом неба или — в миниатюре — многострадальному Иову, озирающему с подачи Творца Его великий замысел одновременно и целиком, и в подробностях. Под порывами мощного авторского воображения мы словно возносимся на творческий ярус мира, и пока эта иллюзия в силе, маленькая человеческая доля предстает нам сопричастной одухотворенному миропорядку, видится —другими глазами.
Сухо и убедительно высказался на данную тему Владислав Ходасевич: «Кажется, в этом и заключена сущность искусства (или одна из его сущностей). Тематика искусства всегда или почти всегда горестна, само же искусство утешительно. Чем же претворяется горечь в утешение? Созерцанием творческого акта — ничем более».
Вот они и пришли к одному и тому же выводу — обласканный тираном лукавый долгожитель-акын и немолодой беженец в пенсне и демисезонном пальто. Под настроение можно пофантазировать, как теперь в «садах за огненной рекой» они сверяют свои прижизненные умозаключения с правильным ответом.
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
2 +0−0 | Кооператив Озеро | 04:53:52 19/01/2017 |
??? Что за бред у этого Сергея Гандлевского? Боярышника хлебнул? Причём тут Джамбул? Честно, давно на Ленте не было такого бреда как этот! |
1 +0−0 | Julia Ivanisenko | 21:48:31 19/01/2017 | ||||||
| ||||||||
"Вы, Шариков, находитесь пока на низшей ступени развития. Вам надо пока только мочать и слушать, да да, молчать и слушать!" М. Булгаков, Собачье сердце. |
1 +0−0 | Yuri Pugacz | 09:52:10 19/01/2017 |
Самое смешное, что акын ничего подобного Липкину говорить не мог - просто потому, что акын по-русски знал лишь слово "гонорар", а Липкин по-казахски - и того меньше :) А все "эпохальные произведения" акына сочинялись сразу на русском языке прямо в Москве специально назначенными "переводчиками", хорошо ориентирующимися в текущей "политике партии"... |
0 +0−0 | Aлексей Никонов | 04:33:21 20/01/2017 |
Большое спасибо за статью, очень соответствует моим ощущениям, которые я, за суетой, не стремился облечь в словестную форму, но если бы попытался, то получилось бы что-то вроде: "восторг от искусства перевешивает депрессивность предмета искусства со всем его экзистенциальным ужасом" |
0 +0−0 | John Bandersky | 02:20:36 20/01/2017 |
Боже, зачем ты сотворил столько идиотов? - А кто-бы иначе в меня верил? |
0 +0−0 | Сергей Фещенко | 23:33:17 19/01/2017 |
А мне статья не понравилась.По идее и сказано красиво и со смыслом- но вот эти нравоучения из серии- как жить и смотреть на весчи правильно... об искусстве вообще неплохо, как мне кажется написал Солженицын то ли в Круге Первом то ли в Иване Денисовиче.Вот если бы автор написал так же захватывающе как там...Да, мне бы тоже понравилось...а так- ну, да, мысль интересная- ещё Белинский там что то ваял на тему важности искусства в жизни общества- а уж сколько людей до него и тем паче- после :))) |
0 +0−0 | Сергей Фещенко | 23:27:03 19/01/2017 |
Это все конечно интересно рассказано- но внизу статьи висит : ТВОЯ СЕСТРА ТАКАЯ ДУРА...заголовок "заманушной" статейки вроде как про Беллу Ахмадулину.и с одной стороны вроде как в газете сказано о высоком, но манера подачи то , увы, идет на поводу у читателя.Нет скандала- нет интереса.Я даже и не знаю к чему это вот сейчас пишу- но как то "резануло, взгляд при прочтении . |
0 +0−0 | Julia Ivanisenko | 22:03:45 19/01/2017 |
Большое спасибо, отличная статья! Глоток свежего воздуха. |
0 +0−0 | Алексей Бочкин | 21:42:03 19/01/2017 | ||||||
| ||||||||
А в этом что то есть |
0 +0−0 | Антон Сумин | 21:13:30 19/01/2017 |
По поводу же утешения, как сопричастности к творчеству, думаю, что тут есть и менее глубокий, но более понятный уровень сопричастности - социальный. Соприкасаясь с творением мастера ты ощущаешь и человеческий резонанс, чувствуешь отголосок эмоций автора, его присутствия. Радость сопереживания, что ли. А вот сам автор - одинок, т.к. чувствует и фиксирует что-то надчеловеческое, великое, но равнодушное. |
0 +0−0 | Антон Сумин | 20:58:44 19/01/2017 |
Спасибо за интересные мысли! |
0 +0−0 | Алексей Бочкин | 20:43:51 19/01/2017 |
Всему своё время |
0 +0−0 | Valery Zakharov | 18:00:57 19/01/2017 |
Акыны появились для передачи истории (с привиранием, конечно) на базе всеобщей неграмотности великого казахского народа, когда долговой распиской являлся крест на песке, а песок собирался в мешочек. Письма заучивались гонцами наизусть. Старики-казахи еще помнят это время. В России надобность в подобных кобзарях отпала задолго до Джамбула. |
0 +0−0 | Коля Гнатко | 17:04:10 19/01/2017 | ||||||
| ||||||||
как будь-то твою руку кто -то направлял.. |
0 +0−0 | Ярослав Сметанин | 10:21:38 19/01/2017 |
На своем опыте скажу: до Всевышнего можно так докричаться, если очень все плохо. И тоже услышать легенды об основании земли и об устройстве небес. Вот как Иова будет, но на современный лад. Уверен, у каждого получится, но не надо этим злоупотреблять, опасно для здоровья. Потом заставить замолчать будет очень тяжело, если начал уже. Чем больше человек недоволен, тем пространнее будут истории. При этом собеседника ставит в тупик простое: "все это хорошо, конечно, но ты сам то о чем думал в моем конкретном случае?" После этого история переходит на следующий уровень, под конец достигая вселенского масштаба. Сначала дико интересно, прямо детектив с элементами фантастики и хоррора, потом понимаешь, что все это к реальности отношения не имеет, и пользы от такого "общения" ноль, что во все века и понимали в итоге те, кто сталкивался. Наша наука просто до сих пор о такой способности не знает, и это я считаю позор. Мой опыт далеко не уникальный, самое простое, что можно найти в Инете сразу: Эммануил Сведенборг. У него как я понимаю было что-то аналогичное, после чего он оставил пространные сочинения об устройстве небес и на религиозные темы, а своего "общения" и не скрывает. Но в отличие от него, я был и остался атеистом, потому что родился в космическую эпоху, и быстро понял, что это и где это, и где правда на самом деле. Позор науке, но многие люди до сих пор думают, что их окружают невидимые существа, с которым можно прямо в голове выйти на контакт. Сейчас предпочитаю пребывать в тиши и здравии, и не быть Иовом-1151, толку от таких откровений очень мало, хотя и действительно любопытно. |
0 +0−0 | Церковь Иисуса Сына Божьего | 08:50:38 19/01/2017 |
ДЖАМБУЛ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ПО СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ НЕ ВЕДАЮТ О СЛЕДУЮЩЕМ ДУХОВНОМ ХРИСТИАНСКОМ ФАКТЕ: ❤❤❤ В Христианстве нет водного ветхозаветного крещения водой простой, но в Христианстве главное крещение – Водой Живой и Духом Святым Божьим !!! ❤❤❤ ❤❤❤ Поэтому Иисус Христос сказал своим первым ученикам: Ибо Иоанн крестил водой, а вы, через несколько дней после этого, будете крещены Духом Святым. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и тогда будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли – и будете проповедовать всем народам Евангелие Царства Божьего !!! ❤❤❤ ❤❤❤ При этом Вода Живая - это Евангельско-Христианское Учение-Слово Иисуса Христа о Царстве Божьем и Жизни Вечной !!! ❤❤❤ |
0 +0−0 | Tadco Tadco | 05:35:57 19/01/2017 |
Акын, Иов, ассиметричный ответ Яхве, Сталин - не слишком ли перемешено и мудрено? Немножко напоминает анекдоты советских времен, начинавшихся с "Однажды Брежнев, Чингачкук и Чебурашка попали на необитаемый остров..." Да и нафиг кому нужен этот Джамбул и, вообще, кто знает кто это такой ? Ассоциируется с нечто вроде: Один вождь, одна струна, Я пою моя страна. Умность высказывания Джамбула о поэзии весьма спорна, но понравилось утверждение: --------------------------------------- Именно эстетическое совершенство какого-либо изделия человеческого гения может свидетельствовать в пользу метафизической подоплеки искусства. --------------------------------------------- По-моему, Гандлевский слишком хорош для Ленты. Избыточно умен. |
0 +0−0 | Тимофей Тимонов | 05:28:32 19/01/2017 |
Джамбул, Бог, Иов, Болконский... это надо было постараться ввернуть их в один текст ) |
0 +0−0 | Кооператив Озеро | 04:55:07 19/01/2017 |
Комментарий удалён. | ||
Эт точно! Лопату ему в зубы и выделить участок для уборки. Мигом забудет и Джамбула и Иова! |
0 +0−0 | валерий франгулян | 04:13:01 19/01/2017 |
Что сказать-то хотел,человек? |