„ | не статья, а порожняк или, скорее, параша какая-то | “ |
Символ грядущего года — петух. По этому поводу записные остряки рунета сейчас много шутят, поскольку на уголовном жаргоне так именуют представителя низшей касты среди заключенных. Воровское арго, социолект преступного мира всегда вызывал большой интерес у публики, проникая в разные сферы общественной жизни. И это понятно: ему не откажешь в своеобразной выразительности. О наиболее известных заимствованиях из этого языка «Ленте.ру» рассказал исследователь тюремного мира, писатель, известный под псевдонимом Фима Жиганец, Александр Сидоров.
Петух, впавший в немилость— В местах лишения свободы «козел» и «петух» — страшные ругательства, — говорит собеседник «Ленты.ру». — С козлом все еще более-менее понятно: это вонючее животное, у него есть рога, а они среди арестантов всегда означают что-то позорное. Вначале козлами именовали пассивных гомосексуалистов, а с 60-70 годов прошлого века — помощников тюремной администрации. Но почему петух? В фольклоре это всегда положительный образ. Скажем, курицами, наседками называют стукачей. Это понятно: сидят, насиживают, слушают. А за что петуху досталось — вопрос. Пассивных гомосексуалистов в местах лишения свободы так называют давно, хотя во времена ГУЛАГа в ходу были больше диалектизмы «певень» или «пивень». Кстати, сегодня у слова «петух» в тюрьмах есть синоним — «пинч», сокращение от породы собак — пинчеров. Это жаргонное слово упоминается еще в поэме Игоря Михайлова «Аська», написанной в 1943 году.
По словам Александра Сидорова, сегодня тюремный, уголовный жаргон — это уникальный сборник всевозможных заимствований, претерпевших определенные изменения. С приходом советской власти в местах лишения свободы оказались и интеллигенты, и белые офицеры, и купцы, и священники, и рабочие, и крестьяне. И от каждого социального слоя в огромный плавильный котел уголовного жаргона поступали свои словечки, профессиональные термины, необычные словосочетания.
— К примеру, фраза «толкать порожняк», то есть вести пустые, бессмысленные разговоры, пришла от шахтеров. Порожняк — это пустая вагонетка, которая уходила в шахту за углем. Другой пример — «волына», пистолет. Это казацкое слово, так назывался оружейный ремень.
«Жиган» — это диалектизм, то есть слово из народного говора, присущего определенной местности. Корни «жиг» и «жег» были связаны со значениями «палить», «гореть», «производить чувство, подобное ожогу», а также с нанесением болезненных («жгущих») ударов. Поначалу слово «жиган» ассоциировалось с огнем. Жиганами называли кочегаров, винокуров, вообще людей, запачканных сажей, а позже это слово перешло на «горячих», лихих людей — плутов, озорников, мошенников. В уголовном мире царской России жиганов очень уважали, они относились к высшей касте фартовиков, сливок фартового общества.
Фраер с репутацией— Иногда заимствуют и иностранные слова, — рассказывает Сидоров. — Так, по одной из версий, слово «халява» пришло в лексикон преступников из Польши. Есть польская поговорка: «Видно пана по халяве». Халява — это голенище сапога. Жулики специально шили сапоги с большими голенищами и расхаживали в них по базарам. Пока сообщник отвлекал торговца, вор тихонько прятал товар за голенище сапога — скидывал на халяву. Возможно, так и возникло современное значение этого слова — даром, бесплатно.
Фраер (Freier) по-немецки — жених. В царской России мошенники именовали так солидных, богатых господ с репутацией — нередко чиновников, которые любили заглядывать к проституткам. Фраер легко мог стать жертвой мошеннической схемы: в самый ответственный момент в комнату, где он уединился с представительницей древнейшей профессии, мог зайти... ее муж. Причем вполне законный. Он со своей сообщницей-проституткой немедленно поднимал шум. Фраер, чтобы избежать скандала и спасти репутацию, отдавал мошенникам все деньги — и немедленно ретировался.
— Любопытно, что мошенницу, замешанную в таких схемах, называли хиписницей или хипишницей. Это от слова «хупа» — так на иврите называется балдахин, под которым во время еврейской свадьбы стоят жених и невеста, — объясняет эксперт. — Сам же мошеннический прием с разводом фраера — это «взять на хипиш». Современные словечки вроде «кипиш» или «не кипишуй» произошли именно отсюда.
Со временем фраерами стали называть не только респектабельных посетителей борделей и жертв хипиша, но вообще разных неудачников, простофиль. В ГУЛАГе же фраер — это обычно политический заключенный, интеллигент. Матерые уголовники их презирали. А вот политзаключенных 1960-1980-х годов, диссидентов уголовники уже уважали — за стойкость и убеждения. Тому способствовали и антикоммунистические настроения в уголовной среде.
— И слово «фраер» уже обозначало не лопуха или лоха, как раньше. Теперь фраера стали мастью, идущей за ворами, их подручными, эдакими романтиками блатного мира, — отмечает Сидоров.
Воровские страсти— У воров в законе свой лексикон, — говорит собеседник «Ленты.ру». — Раньше их либо короновали, либо крестили, посвящая в воры. Ритуал зависел от вероисповедания (ведь крестить вора-мусульманина как-то странно). Взять того же Деда Хасана — он езид, у них особая религия, поэтому его именно короновали. Сейчас от этого стали отходить: в воровском мире решили, что ритуал лучше не разделять на коронацию и крещение, чтобы не было споров. Теперь говорят просто: по такому-то человеку «решили вопрос», то есть посвятили в воры. Такой вот канцеляризм.
Еще один любопытный нюанс: по традиции вор в законе обязан отвечать утвердительно на вопрос, является ли он вором, заданный кем угодно — вплоть до сотрудников полиции. Тем самым преступник фактически сознается, что возглавляет ОПГ.
— Вообще, воры в законе чтут традиции — но с этой вышла накладка, поскольку сегодня она явно идет им во вред. Что делать в такой ситуации? Шакро Молодой, к примеру, после задержания вообще отказался общаться с правоохранительными органами перед камерой. А некоторые воры поступают иначе — на провокационный вопрос отвечают: «Я при своих». Это значит, я свояк, я при своих людях, при ворах. Те, кто в теме, поймут. А посторонним такое и понимать ни к чему.
Еврейские корни— Есть теория, что в русском уголовном жаргоне много заимствований из иврита, причем разошлись по стране они в основном из Одессы. У нас же было два главных воровских центра — Ростов и Одесса, славянский и еврейский. На самом деле оба города находились в черте еврейской оседлости. Евреев в Ростове было гораздо больше, чем в Минске или Киеве. И хотя 60-70 процентов отечественного уголовного жаргона — это вариации с живым великорусским языком, изученным Далем, немало в воровском арго и вкраплений из иврита и идиша.
Эксперт отмечает, что с заимствованиями из иврита много путаницы. К примеру, некоторые исследователи считают, что слово «параша», то есть отхожее место в камере, пришло именно оттуда. На самом деле все гораздо проще: 27 октября отмечается день Параскевы Грязнухи. Осень, грязь, льют дожди. Праскева — это Прасковья, ласково Параша. «Парашей», «парашкой» по аналогии с Грязнухой стали называть кадку или ведро с нечистотами, которую каждый день выносил каторжанин-«парашник». В результате возникли такие выражения, как «нести парашу», «да это параша!». И иврит со словом «параша» (ударение на последнем слоге) — наставление, тут совершенно ни при чем.
То же самое относится и к слову «ботать» (по фене) — говорить на воровском жаргоне. В нем ищут еврейские корни, а следовало бы посмотреть в другом направлении. В старину коровам на шею вешали ботало — колокольчик или погремушку. Отсюда и ботать — греметь, бренчать, говорить.
Некоторые слова в уголовный жаргон пришли с Востока, — говорит эксперт. Одно из них — «шмонать». Его корень восходит к тюркскому слову «ашмалаш» — обыскивать, трясти, грабить. Слово «ашманать» упоминается в романе Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». А уже от него образовались ныне распространенные в уголовной среде «шмонать» и «шмон».
Алексей Стейнерт
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
19 +0−0 | Андрей Поляков | 00:44:18 04/12/2016 |
не статья, а порожняк или, скорее, параша какая-то |
17 +0−0 | Cheshire Cat | 08:02:42 04/12/2016 |
>всегда вызывал большой интерес у публики у какой публики? у школоты, или у даунов? Только идиот может этим восхищаться и интересоваться. Ку-ку, прошли девяностые. Лента, прекращай культивировать эти быдляцкие темы, тюремно-петушиные и про русских рэперов строчить заказные статьи, что почти одно и тоже. |
17 +0−0 | Сергей Зарайский | 01:28:03 04/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Ага, только на нем никто не говорил 100 лет назад, а на идише 8 как и на немецком - ахт. Но если тебе не дают покоя лавры Задорнова, можешь сварганить теорию о том, что все языки произошли от иврита, будешь иметь оглушительный успех в Хайфе. |
15 +0−0 | FMJ . | 00:27:25 04/12/2016 |
Чёт так бедненько и жиденько написано, автор, внатуре? |
14 +0−0 | Кастор Трой | 01:55:25 04/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Покажите пжлста хотя бы одну власть, один политический строй, одну общественную формацию, к-рая устраивала бы уголовников. |
10 +0−0 | костя кинчев | 08:30:12 04/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Да им делать просто не х.. на зоне. На урановые рудники отправить всю эту публику блатную пора. |
10 +0−0 | Кастор Трой | 01:42:44 04/12/2016 |
Даже в такую статью умудрились всунуть "стойкость диссидентов" и "антикоммунистические настроения". А как же иначе? Генеральная линия xyлe... |
10 +0−0 | Darwetra . | 00:26:39 04/12/2016 |
חלב - (халяв) - молоко на иврите. По субботам в синагогах бесплатно раздавали бедным семьям. Сейчас в синагогах традиция халявы продолжается в виде халявных вечеринок с кошерными халявными угощениями, но в основном для привлечения молодежи. |
10 +0−0 | Петр Петров | 00:22:42 04/12/2016 |
Исследователь дерьма. |
9 +0−0 | Nik Ram | 09:36:36 04/12/2016 |
Таки просветили - прям хоть садись)) |
9 +0−0 | serge vernam | 03:27:46 04/12/2016 | ||||||
| ||||||||
По-моему, вы проспали тренд. Уже не так. Уже в основном наоборот - как хорошо было в СССР, и как мы должны туда вернуться. С миллиардами долларов в заграничных банках, с поместьями и океанскими яхтами туда никто из владельцев всего этого в СССР возвращаться не собирается, само собой, но народу заплёвывать мозг чем-то нужно же. Если же вернуться к лагерной теме, то система лагерей была всё же построена именно коммунистической властью, как ни крути. Ну а тот факт, что наследники коммунистов не собираются её демонтировать, и по-прежнему используют, говорит о том, что построенная система сильнее их или выгодна им. А уж в какие краски они красятся, это дело десятое. Есть мнение, что коммунисты никуда и не уходили, а просто перекрасились, отбросив ненужную и надоевшую идеологию, ранее используемую в качестве прикрытия. Вот такой социализм-коммунизм, с лагерями, как прежде, но уже без бесплатных ништяков, как ранее. |
8 +0−0 | №-1877298 | 11:35:12 04/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Национальный символ Франции. |
8 +0−0 | Любомир Батькович | 10:39:25 04/12/2016 |
Россия — это страна, где люди с замками в Европе и яхтами в Каннах учат патриотизму тех, кто ездит на ржавых жигулях и живет в хрущевках.Власть разводит народ , отвлекает от внутренних проблем, повышения цен, бедности и переносят внимание народа на внешних врагов хохлов, сирию и американцев....как в Серной Корее |
8 +0−0 | Олег Петров | 08:10:21 04/12/2016 |
а активных гомосексуалистов как называют на зонах ? )) |
8 +0−0 | serge vernam | 05:27:39 04/12/2016 | ||||||
| ||||||||
А вы что, в полшестого утра по Москве решили мне краткий курс истории ВКП(б) прочитать? Класть мне на абстрактные дефиниции, я знаю реальность. |
8 +0−0 | №-1870591 | 03:55:49 04/12/2016 |
Кстати, на зоне мата практически нет. Потому что там "за базар" надо отвечать, т.е. буквально: сказал "... твою мать" - а тебе - "докажи!" И - все... |
8 +0−0 | serge vernam | 02:20:07 04/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Ну вот, началось... Не надо читать мои мысли на расстоянии, тем более, что вы этого не умеете. И не надо переводить стрелки на "весь остальной мир". ОК? Я знаю, за что дают строгий режим. И ещё знаю, что и сейчас в России ничего к лучшему в положении зеков не изменилось, как бы не хуже стало. Но это вы решили придраться к словам автора статьи, хотя он на ненависти к коммунистам и симпатии к диссидентам внимание отнюдь не акцентировал. |
8 +0−0 | Сергей Зарайский | 01:25:05 04/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Можно бесконечно смотреть как горит огонь, как течет вода, и как евреи пытаются везде выискать еврейские корни. Пушкинд, ты немного необразован, ну я тебя поправлю. Одесские воры тех времен не знали иврита, прикинь? Его тогда вообще мало кто знал, кроме ребе. Поэтому все свои фантазии о корнях из иврита можешь сразу выкинуть в мусорник. Идиш еще туда сюда, оттуда действительно зашло чуть-чуть. |
8 +0−0 | Сергей Зарайский | 01:08:38 04/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Смотрите-ка, какой кадр нарисовался. Образованный, революционер. |
7 +0−0 | No Name | 08:05:43 04/12/2016 | ||||||
| ||||||||
Не просто не приняно, а опасно для жизни послать кого-то на три буквы. За все слова придётся отвечать. Послав зека на чей то %%%, ты тем самым обвиняешь его в гомосексуализме. А за это тебя самого сделают петухом. Так что одно лишнее слово или ругательство и всё. Хотя сейчас говорят с этим уже не так строго, как в былые времена. Но всё равно послушав зеков можно подумать что попал в общество аристократов и интеллигентов. Все друг к другу в камере исключительно вежливо обращаются. Манеры как в высшем обществе. Иначе нельзя. |