Четыре мужика в одной палатке

00:02 03/12/2016 Наука и техника
Четыре мужика в одной палатке
С учетом японского дизайна персонажей это скорее "4 петушка в одной палатке".

Final Fantasy XV — судьбоносная страница в истории легендарной серии. После откровенно провальной 13 части и сомнительных успехов портативных ответвлений бренд, некогда олицетворявший всю японскую игровую индустрию, потерял былое величие и скатился до нишевых и странных портативных игр. Вернуть «финалку» на пьедестал должна была пятнадцатая часть, мучительная и долгая десятилетняя разработка которой сама по себе тянет на легенду. Вопрос в том, насколько счастливый у этой сказки конец. «Лента.ру» разбиралась, получилось ли у Square Enix хоть что-то, или рядом с надгробием Metal Gear Solid следует копать очередную могилу.

Мы строили, строили…

Самой низкой точкой в истории студии Square принято считать провал фильма «Последняя фантазия: Духи внутри», который обошелся студии в 100 миллионов долларов. Это ускорило происходившее параллельно слияние Square со студией Enix, причем на невыгодных для первой позициях. Тогда работу в студии потеряли множество ветеранов и «отцов» Final Fantasy, в том числе легендарный Хиронобу Сакагути.

Но и это был еще не конец: куда более болезненным для Final Fantasy стал провал проекта Fabula Nova Crystallis, флагманом которой стала игра Final Fantasy XIII. Тринадцатая часть полностью оправдала свой номер и в одночасье уничтожила всю репутацию легендарной серии. Виной тому — отказ от нелинейного прохождения, чересчур вычурный и запутанный игровой мир и плохой сюжет. Оставшиеся гвозди в гроб серии забили два сиквела.

Проблемными оказались и другие игры «саги о кристаллах». Портативная Final Fantasy Agito XII так сильно ушла от изначальной истории и концепции, что ее переименовали в Type-0, а Final Fantasy Versus XIII вообще не смогла выйти из препродакшена. Стало очевидно, что серию Final Fantasy надо спасать.

Эту задачу взвалил на себя в 2012 году Хадзиме Табата, прежде отвечавший за портативную Type-0, которая была тепло принята прессой и геймерами. Гейм-дизайнера поставили руководителем проекта Final Fantasy Versus XIII, после чего он переименовал проект в Final Fantasy XV, начал делать игру с нуля и ушел от сугубо японских механик, внедряя в работу студии популярные на Западе практики.

Сломанные скрепы

В такой непростой обстановке и создавалась Final Fantasy XV, именно поэтому она вышла захватывающей, увлекательной и неряшливой одновременно.

Игра открывается достаточно пафосным текстом «Final Fantasy для фанатов и новых игроков», но в кои-то веки этот пафос полностью оправдан. В отличие от XIII части новая «финалка» радикально отвергает большинство традиций серии, которые оставались незыблемыми десятки лет. Табата и компания настолько ушли от канонов классики jRPG, что страшно представить, как будет корежить некоторых старых фанатов. При всем при этом Final Fantasy XV — прекрасная игра для новых игроков, и это хорошо.

Но от ностальгии не спрятаться и в новой реинкарнации Final Fantasy: игра навевает яркие воспоминания о шедевральной восьмой части, где сосуществовали магия и современные технологии. Традиционно эклектичный и избыточный дизайн Final Fantasy прекрасно уживается со смартфонами, автомобилями и прочими не очень свойственными фэнтези вещами. А от местных пейзажей захватывает дух!

При этом «пятнашку» едва ли можно назвать красивой игрой. Движок теряет кадры, текстуры лучше не разглядывать вблизи, да и сглаживание не такое удачное, как хотелось бы. Но работа художников и специалистов, отвечавших за освещение, искупает все огрехи. Final Fantasy XV удается создать ощущение очень «настоящей» другой реальности. Этот мир хочется исследовать, сюда тянет вернуться, чтобы узнать о вселенной игры больше.

Кожаный квартет

Еще одна важная составляющая успеха Final Fantasy XV — герои. И пусть дизайн в духе японских поп-идолов достался игре в наследство от Versus XIII, четверка разодетых в кожу мужиков, которые ночуют в одной палатке, — самый обаятельный квартет в видеоиграх за долгое время. Отчасти благодаря гениальной структурной находке игровых дизайнеров.

Первая половина игры подается в манере легкомысленного дорожного приключения, во время которого можно не только научиться отличать протагонистов по прическам, но и как следует узнать их. Прекрасно подано и необходимое любой ролевой игре ощущение открытия: вместе с игроком протагонисты с каждым часом узнают все больше об окружающем их мире.

Идиотские с виду занятия типа готовки блюд высокой кухни, ночевки в отелях и длительных поездок на машине, на деле прекрасно работают на атмосферу отдыха и заставляют геймера поверить, что он выбрался в отпуск в чужой, увлекательный и загадочный мир. Это сложно описать, но в простых компанейских радостях FF XV кроется самая обаятельная часть игры, так что за совершенно бесцельными занятиями игрок, скорее всего, проведет непростительно много времени. Не потому, что игра заставляет. Нет! Просто хочется дурачиться подольше.

Тем не менее FF XV не лишена болячек, характерных для любого долгостроя. Например, наблюдается проблема с повествованием. Во второй половине игра становится заметно линейнее, мрачнее и разгоняется до такой степени, что просто забывает о некоторых персонажах. Это не влияет на качество, а концовка игры и вовсе заставит игроков растрогаться.

В 2016 году от ролевой игры на сто часов геймплея хочется как минимум большей законченности, особенно когда перед глазами «Ведьмак 3» и великолепные дополнения к нему. Смена темпа в XV настолько стремительна, что можно почувствовать момент, когда разработчики решили «свернуть лавочку», чтобы игра вообще когда-нибудь вышла. Остается лишь надеяться на сюжетные DLC, которые заштопают серьезные сценарные дыры.

Есть у FF XV свои особенности и с подачей игровой вселенной. Чтобы до конца понять мотивации некоторых персонажей, лучше ознакомиться с полнометражным фильмом Kingsglaive и сериалом Brotherhood. Кто-то может записать это в недостаток, но игра дает достаточно базовой информации для понимания многих закулисных интриг.

Нафантазировали тут

Что Final Fantasy XV действительно серьезно изменила, так это традиционный для жанра игровой процесс. Серия столь стремительно ворвалась в светлое и дружелюбное к игроку будущее, что рискует потерять многих фанатов-ортодоксов. Хотя, может, это и к лучшему.

Во-первых, игра выбросила на помойку систему сражений ATB. Отныне все бои разворачиваются в реальном времени и больше похожи на слэшер в духе Devil May Cry. Это разительно отличается от чемпионата на скоростную навигацию по лохматым подменю, которым всегда для простого игрока выглядели сражения в «финалке». Впервые в серии — по крайней мере, для автора — боевая система перестала быть переусложненной на ровном месте обузой и стала действительно дьявольски увлекательной частью процесса. Драться в FF XV — чистое удовольствие. Управление ясное и отзывчивое, а способности и магия не ограничивают игрока. Отдельной похвалы заслуживают сопартийцы: они прекрасно поддерживают героя во время битв и действительно помогают в сложных ситуациях.

Ролевая система изменилась соответствующе — теперь прокачка максимально разгружена и прозрачна и не требует унизительного гринда всех встречных и поперечных. Получать AP, за которые приобретаются новые способности, можно за банальные путешествия по карте, да и древо навыков не представлено вычурными сферами, а похоже на «созвездия» из Skyrim. Почти наверняка кто-то назовет Final Fantasy XV слишком простой, но, честно говоря, это массовая RPG, и здесь это скорее плюс. Для ценителей сложности всегда есть плоды творчества Хидетаки Миядзаки.

Второй шаг в современные тренды — открытый для исследования мир, который отныне не заперт в рамки глобальной карты и прочие условности. В этом плане FF XV сильно похожа на «Ведьмака 3», только вместо Плотвы игроки скачут на курицах-переростках Чокобо. Размер локаций правильно балансирует между ощущением простора и комфортом перемещения, так что про тягучие километры из Xenoblade Chronicles X можно, к счастью, забыть. Серьезным недостатком остаются лишь побочные квесты, которые сводятся к банальному «убей и/или принеси». Но для прохождения по сюжету выполнять их не требуется, а влюбленному в новую боевую систему игра дает лишний, причем хорошо оплачиваемый повод снова окунуться в угар сражений.

Отдельно хочется отметить выдающиеся «подземелья», которые чем-то напоминают гробницы из Assassin’s Creed 2. Каждый этап уникален и потребует от игрока полной отдачи. К тому же в игре неожиданно сильный «постгейм»: вы можете комфортно пройти сюжет и уже после вернуться к более обстоятельному исследованию игрового мира. Достаточно сказать, что лучшее «подземелье» в игре доступно лишь при полном прохождении кампании.

Полным разочарованием уверенно можно назвать лишь техническую сторону игры. Отсрочка в два месяца почти наверняка спасла проект от катастрофы, но FF XV все еще тормозит, может без причины вылететь в меню консоли и вообще ведет себя неподобающе.

***
Final Fantasy XV — смелый, увлекательный и не всегда удачный эксперимент по очеловечиванию жанра японских ролевых игр, который безбожно застрял в «золотых 90-х». Но гораздо чаще у игры получается удивлять, восхищать и радовать, так что на редкие минуты досады и обиды попросту не хочется обращать внимания. Final Fantasy XV едва ли игра года, но это успешная попытка смотреть в будущее, не забывая о легендарном наследии. По крайней мере, эта «Фантазия» точно не последняя.

Максим Зарецкий

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(37):

1 2+1
5 +0−0Konstantin Vlasov06:02:31
03/12/2016
С учетом японского дизайна персонажей это скорее "4 петушка в одной палатке".
5 +0−0Big Macintosh03:51:23
03/12/2016
Если в рецензии на японскую RPG нет ни одного доброго слова о сюжете, то следует очень и очень насторожиться.
4 +0−0Proud Pindos00:27:21
03/12/2016
Прочитал - Четыре мужика в одной пелотке...
3 +0−0alcel24 .12:32:57
03/12/2016
Ерунда. Автор просто свои личные предпочтения пытается выдать за какие то там общие тренды. 8-ая часть НИКОГДА и НИКЕМ не рассматривалась как шедевральная. Да и не была такой. Культовые части это 6,7 и 10-ая. Причём абсолютное большинство считает лучшей имено 6. Назвать 13-ую каким то там гвоздём это бред. Она была очень популярной и уж точно с весьма оригинальным сеттингом и сюжетом. В общем, автор, не надо выдавать своё личное мнение за истину в последней инстанции.
3 +0−0Вася Пупкин08:48:16
03/12/2016
Xenoblade на WiiU - на голову выше этой финалки.
2 +0−0Aleksei Ship13:50:12
03/12/2016
0 +0−0Transcendreamer X.11:18:45
03/12/2016
по скринам видно что целевая аудитория - озабоченные подростки затроты
Это вряд ли. Скорее такие как я - сорокалетние дядьки, выросшие на 6-7-8 части.
2 +0−0Transcendreamer X.11:17:52
03/12/2016
4 +0−0Proud Pindos00:27:21
03/12/2016
Прочитал - Четыре мужика в одной пелотке...
Так и было задумано, это же Лента!
1 +0−0Борис Борисович15:19:18
03/12/2016
-2 +0−0Серёга Хохлоболев14:28:37
03/12/2016
Resident всегда был ТПС, c 96-го играю. И всегда нравилси именно тпс. Аутласты вон пусть делают, а резидент это святое.
Верно говоришь. 7-ка типичный школотронский аутласт
1 +0−0дмитрий Староверов14:58:35
03/12/2016
-3 +0−0№-186766800:57:47
03/12/2016
А почему она выглядит как украинская проститутка - отстало и вульгарно?
это ты про Гоблинскую игру про зеков?
1 +0−0дмитрий Староверов14:45:33
03/12/2016
5 +0−0Big Macintosh03:51:23
03/12/2016
Если в рецензии на японскую RPG нет ни одного доброго слова о сюжете, то следует очень и очень насторожиться.
а может автор просто не хотел спойлерить.
1 +0−0дмитрий Староверов14:44:05
03/12/2016
3 +0−0alcel24 .12:32:57
03/12/2016
Ерунда. Автор просто свои личные предпочтения пытается выдать за какие то там общие тренды. 8-ая часть НИКОГДА и НИКЕМ не рассматривалась как шедевральная. Да и не была такой. Культовые части это 6,7 и 10-ая. Причём абсолютное большинство считает лучшей имено 6. Назвать 13-ую каким то там гвоздём это бред. Она была очень популярной и уж точно с весьма оригинальным сеттингом и сюжетом. В общем, автор, не надо выдавать своё личное мнение за истину в последней инстанции.
ЛОЛ . Большинство игроков про твою 6 даже и не слышали. 7 популярна была, и 8 это уж точно. потому что их даже на Пека портировали.
1 +0−0Андрей Михайлюк12:20:57
03/12/2016
0 +0−0Transcendreamer X.11:18:45
03/12/2016
по скринам видно что целевая аудитория - озабоченные подростки затроты
Ну вообще то практически в каждой игре из серии Final Fantasy есть весьма выдающиеся в некоторых местах дамы, которые ходят в откровенных нарядах, так что в этом они не изменились...:)
0 +0−0Ян Дворянкин21:50:50
03/12/2016
Последняя финалка, в которую играл, это 9 часть. Только ее и осилил, и то на эмуляторе, и то еле еле. Играл в 5, 8, всегда доходил чуть ли не до конца и никогда не проходил. Сорокаминутные битвы с боссами выносили мозг)) Также попадались почти все остальные старые части, но не сложилось, толком не играл.
0 +0−0Ян Дворянкин21:44:14
03/12/2016
-2 +0−0Proud Dictator18:04:22
03/12/2016
Сейчас уже не игры делают, а г-но в красивой обёртке, а ещё и не доделывают и остальное выпускают как дополнение. Вот в 80-ых и 90-ых с душой делали, потому что графика была простой, поэтому игроков заинтересовывали чем то-другим.
Тем не менее в статье не раз сказали про Ведьмака 3 и есть штук 5 других достойных РПГ, вышедших за пару лет
0 +0−0Proud Dictator18:05:00
03/12/2016
0 +0−0Transcendreamer X.11:18:45
03/12/2016
по скринам видно что целевая аудитория - озабоченные подростки затроты
Потому что сейчас для быдла западного делают.
0 +0−0Extremo Xtr17:44:50
03/12/2016
Уж не ожидал увидеть тут фанатов resident evil parasite eve и т.д.
0 +0−0№-246987617:00:22
03/12/2016
RPG? Видео(!) игра FF00. Adventure, то есть приключения. .Линейная с ...
0 +0−0дмитрий Староверов15:19:41
03/12/2016
0 +0−0alcel24 .15:12:19
03/12/2016
И...? Это доказывает что? 13ый по моему был самым быстрым окупившим себя,кстати. Но речь абсолютно не про это. Прорывами считались имено 6,7 и,в меньшей степени,10. Ну, некое абстрактное обобщение. А так, что кому нравится, личное дело каждого.
да правы вы конечно ,личное дело каждого, для меня Crisis Core Final fantacy VII- лучшая. Просто потому что играл только в 7 и 8 . )
0 +0−0alcel24 .15:12:19
03/12/2016
0 +0−0дмитрий Староверов15:05:02
03/12/2016
если уж говорить про приставки посмотрим продажи. Final fantasy III Продажи: 1.3 миллион копий на 31 март 2003
Final Fantasy VIII. - 8,15 миллионов копий на тот же март.
Final Fantasy VII. - 10 миллионов копий.
И...? Это доказывает что? 13ый по моему был самым быстрым окупившим себя,кстати. Но речь абсолютно не про это. Прорывами считались имено 6,7 и,в меньшей степени,10. Ну, некое абстрактное обобщение. А так, что кому нравится, личное дело каждого.
0 +0−0дмитрий Староверов15:05:02
03/12/2016
0 +0−0alcel24 .14:57:49
03/12/2016
Она не моя. А твоя большая часть это люди которые во времена еще пешком под стол ходили или на приставках не играли. Но это не отменяет того факта что по всевозможным рейтингам градация имено такова.
если уж говорить про приставки посмотрим продажи. Final fantasy III Продажи: 1.3 миллион копий на 31 март 2003
Final Fantasy VIII. - 8,15 миллионов копий на тот же март.
Final Fantasy VII. - 10 миллионов копий.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь