Не надо ждать, когда дадут по морде

08:55 17/11/2016 Культура
Александр Калягин, Евгений Стеблов и  Михаил Швыдкой
Александр Калягин, Евгений Стеблов и Михаил Швыдкой
Государство платит с налогов, которые собирает со всех граждан. Поэтому и давать деньги должно не только в угоду одних.

Вопрос о цензуре не перестает волновать российских театральных деятелей, поэтому председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин решил созвать актеров и режиссеров за круглый стол и поговорить на эту тему. Дискуссия вышла слегка бесформенной, но каждый выступающий был искренен и говорил о наболевшем.

«Спорить почти не о чем, с моей точки зрения, поэтому мы собрались не спорить, а поговорить», — так начал своей краткое выступление председатель СТД. Затем он сообщил, что в России нет цензуры как института, отметил, что «для хулиганов, устраивающих скандалы в театрах и на выставках, много чести — называть их цензорами, они такие же хулиганы, как дебоширы на борту самолета», и напомнил, что запретить спектакль можно только по решению суда. После чего извинился и покинул собрание, а в президиуме остались специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и первый заместитель председателя СТД Евгений Стеблов. Именно им пришлось выслушивать эмоциональные выступления коллег — и высказывать собственное мнение.

А у коллег накипело. И они говорили про отношения с церковью, про отношения с определяющим бюджеты начальством и про отношения друг с другом. Желание церкви цензурировать искусство вызывает у людей театра все большую тревогу. Борис Мездрич (директор Новосибирского оперного театра, уволенный из-за постановки «Тангейзера») обратил внимание собравшихся на то, что в Конституции России прописаны права человека и на свободу вероисповедания, и на свободу творчества. Но свобода вероисповедания защищена многими законами и подзаконными актами, свобода же творчества такой поддержки не имеет, в результате она остается декларацией. Мездрич, сказав, что понимает, почему на съезде СТД Константин Райкин выступил с пламенной речью об опасности цензуры (по его мнению, худрук «Сатирикона» увидел этот дисбаланс в защите прав граждан), предложил ввести соответствующие статьи хотя бы в административный кодекс, чтобы те, кто мешает свободе творчества, отвечали перед законом. В защиту церкви выступил Евгений Стеблов, сообщив, что он разбирается в ситуации, потому что его единственный сын живет в монастыре. Известный артист объяснил, что нападки на церковь сама церковь считает бесовщиной, и к ее мнению надо относиться с уважением. Выступление Константина Райкина воцерковленный актер назвал «истерикой, мотивированной личными проблемами Райкина с театром»: «Нас еще никто не бьет, а мы кричим "не трогайте меня", как психопаты». Коллеги в зале прокомментировали: «Будет худруком театра имени Моссовета» (Павел Хомский, главный режиссер театра, в котором служит Стеблов, недавно умер, и преемник пока не объявлен —прим. «Ленты.ру»). А Михаил Швыдкой заметил: «Евгений сказал важную фразу: ощущение себя жертвой стало доминировать. Не надо ждать, когда придут и дадут по морде. Надо дать первым».

Кому специальный представитель президента предлагал начистить физиономию — осталось неясным. Деятели культуры сосредоточились на изложении своих «цензурных» бед, некоторые истории могли бы стать основой для нецензурного романа. Главный режиссер пермского «Театра-Театра» Борис Мильграм с улыбкой заверил общественность, что «нам никто не запрещает делать то, что мы делаем», и тут же рассказал историю о том, как некий журналист (он же сын главного режиссера в другом, более мелком пермском театре «У моста») сообщил общественности, что в спектакле Мильграма происходит «восемь половых актов на фоне иконы Богородицы». Ни актов, ни Богородицы в спектакле не было, но местный министр культуры кинулся в бой, и спасло Мильграма только то, что его поддержал губернатор. (Швыдкой меланхолически напомнил собравшимся, что это классический расклад советской пьесы: плохой секретарь райкома и хороший секретарь обкома, обеспечивающий справедливость.)

Худрук московского театра «Модерн» Светлана Врагова рассказала, как она пострадала за возражения, высказанные в глаза заместителю мэра Москвы Леониду Печатникову: по ее словам, с тех пор в театре идет проверка за проверкой, которые ничего криминального не находят, но нервы треплют. «Цензура цензурой, но есть и другие методы уничтожения театра», — сказала режиссер. С ней согласились многие присутствующие — и заговорили о «финансовой цензуре»: сейчас власть может просто отобрать деньги — и тем добиться нужного ей результата. «Министерство культуры говорит, что государственные деньги не нужно тратить на эксперименты, — вступил в беседу продюсер Давид Смелянский (он представляет Московский театр мюзикла — частный, не получающий от государства ни копейки). — Но должно быть наоборот: государство должно заниматься развитием театра, а коммерческие спектакли пусть производятся на частные деньги».

«Наш единственный цензор — это деньги», — сказал худрук театра «Эрмитаж» Михаил Левитин и призвал театры не бояться быть бедными. А худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский предложил отправить в Думу экземпляр стихотворения Пушкина «Сапожник» (где художник советует герою «судить не свыше сапога») и пародийный проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России» (Михаил Швыдкой высказался в том смысле, что не надо подавать Думе такие идеи).

Деятели культуры рассказывали частные истории, вспоминали советское прошлое (кто с печалью, а кто, как Евгений Стеблов, с некоторой теплой нотой — мол, идеологическую цензуру тогда мы научились обходить, а цензуру денег сейчас не обойдешь), встреча то текла ровно, то фонтанировала эмоциями, и неясно было только одно: может ли она принести хоть какую-то пользу. Надо было что-то решать — и народ выдвигал предложения. Самым удивительным было предложение руководителя московского центра «Вишневый сад» Александра Вилькина: чтобы государство не осуществляло цензуру и чтобы цензуру не пытались осуществлять уличные экстремисты, он предложил создать специальный орган в самом Союзе театральных деятелей, чтобы проверенные его члены определяли, что хорошо в театре и что плохо. Михаил Швыдкой тут же напомнил о том, как в свое время был закрыт спектакль Анатолия Эфроса «Три сестры»: на просмотр были приглашены старые актеры МХАТа. И прекраснейшие актеры разнесли спектакль — не злонамеренно, он им просто не понравился, они были воспитаны в иной художественной системе. Так предложение Вилькина потускнело, но совсем не исчезло: в зале раздавались реплики, что собственная цензура — это наименьшее зло.

Закон о цензуре (которая в России запрещена) нарушается не государством, а благодаря попустительству государства (прежде всего это касается экстремистской, «уличной» цензуры) — к такому выводу пришли многие собравшиеся. Следовательно, надо обращать внимание государственных органов на недостаточность их работы в данном направлении. Вторя говорившему на съезде СТД Райкину, главный режиссер РАМТа Алексей Бородин подчеркнул: люди театра должны поддерживать друг друга. «Мне стыдно за то, что происходит с Мильграмом, и за то, что произошло с Мездричем. Как могли мы не вступиться за "Театр.doc", когда его выселяли из его помещения?» — заявил рассерженный режиссер.

Завершил же разговор Михаил Швыдкой. «Союзу театральных деятелей надо заняться пропагандой театрального искусства. Всем, а не только детям надо объяснять, как смотреть спектакли. Нужна серьезная просветительная работа, надо работать с обществом». В этом специальный представитель президента видит способ предупреждения попыток «уличной» цензуры — вероятно, он считает, что если люди будут лучше разбираться в искусстве (и в частности в театре), они будут меньше «оскорбляться» неожиданными для них постановками и выставками. Эта его мысль неожиданно напомнила лозунг, популярный сейчас в американском Facebook: «Не уезжай в Канаду. Отправляйся в "красный" штат, работай в школе и объясняй детям, что такое расизм».

Стоит напомнить, что 2 декабря в очередной раз будет собран Совет по культуре у президента России. Можно только надеяться, что люди театра успеют выработать общую позицию по вопросу, который волнует не только их, и сформулировать свои предложения. По крайней мере, по пресечению случаев «уличной», экстремистской цензуры.

Анна Гордеева специально для «Ленты.ру»

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(35):

1 2+1
5 +0−0Андрей Воробьев12:26:56
17/11/2016
1 +0−0Andrey Abramov10:28:40
17/11/2016
Вот пришёл я в публичный дом, выбрал девочку, заплатил, а она мне говорит, что она спать со мной не будет, потому что у меня нос кривой. Вот так и Райкин, кто платит, тот его и танцует.
Государство платит с налогов, которые собирает со всех граждан. Поэтому и давать деньги должно не только в угоду одних.
5 +0−0Андрей Никонов09:17:50
17/11/2016
Интересно, а представители "искусства" не пробовали обсудить вопросы по уменьшению количества дерьма, которое сейчас производит их братия, прикрываясь фразой: "Я художник, я так вижу"? А то зацензурировали бедненьких.
3 +0−0Alixandra JekyllHyde15:26:57
17/11/2016
Читая комментарии можно сделать вывод, что от театра лучше вообще избавиться. Деньги сэкономятся и никто не будет ныть) А ещё можно запретить выставки, изобразительное искусство, фотографии, музыку, даже кино, ибо всё может оскорбить, всё бесполезно, всё ведёт к беспорядку, богохульству, осквернениям, унижениям, пыткам и смертям различной формы..."духовность")
3 +0−0Wladimir Kuznetsov10:55:45
17/11/2016
Ну раз уже ждут...то дадут!
2 +0−0petr volkov14:30:50
17/11/2016
-1 +0−0Андрей Воробьев12:28:44
17/11/2016
Ты имеешь полное право не смотреть, не слушать, не нюхать и не есть дерьмо. Они же не приносят его тебе в дом. Не ходи к ним. Но не запрещай ходить другим.
Да ради Бога! Только не обижайтесь, когда Вас не примут в приличном обществе с уровнем Вашей культуры.
2 +0−0petr volkov14:23:31
17/11/2016
5 +0−0Андрей Никонов09:17:50
17/11/2016
Интересно, а представители "искусства" не пробовали обсудить вопросы по уменьшению количества дерьма, которое сейчас производит их братия, прикрываясь фразой: "Я художник, я так вижу"? А то зацензурировали бедненьких.
Вся эта братия хорошо описана у Ильфа и Петрова в авангардистском спектакле "Женитьба" Н. В. Гоголя. "Талант" нынешних мэтров сцены на уровне Ник. Сестрина и монтёра Мечникова. Пошлятина. Это уже было, в конце двадцатых годов, следовательно, наша культура рухнула на столетие назад. Благодаря Райкину, Галкину, Палкину и др.
2 +0−0Юрий Николаевич10:18:38
17/11/2016
Во всей этой истории категорически не нравится одна вещь. Очень уж любят наши разнообразные "инженеры человеческих душ" инженерить за счёт этих самых "человеков". То есть реализовывать свои амбиции на халяву!
1 +0−0Олег Лукин18:59:03
17/11/2016
-1 +0−0Olya Kush17:30:30
17/11/2016
У меня есть полное право прийти на выставку Гельмана и сказать, что это отвратительно, собрать людей и высказать свою точку зрения, и потребовать закрытия - ЭТО МОЕ ПРАВО тоже.

Но, "творцы" требуют права и "поддержки гос-ва" только для себя и плюют на меня. Это - нечестно. Они слишком много возомнили о себе.
Да проблема не в том, что много или мало дерьма, а в том, что церковная структура, известная как РПЦ, и ее последователи лезут решать вопросы, мягко говоря лежащие в том же самом правовом поле, что и религиозные обряды (согласно Конституции). Только вот когда человек протестует против крестных ходов (когда перекрывают улицы, предназначенные для публичного пользования) - его даже не слушают, а если поп протестует против голого торса - его конечно же выслушают и даже помогут. Это и есть основная проблема цензурирования, в данном случае у нас оно педалируется рпцшниками. Я не против того, чтобы убирать раздражающее многих дерьмо, я против того, чтобы дифференцировать убираемое/неубираемое дерьмо по цвету и запаху.
1 +0−0petr volkov13:38:28
17/11/2016
Государство Вам даёт деньги на классику, а самовыражаться - пожалуйте за свой счёт, тем более, что вахтанговых среди Вас нет.
1 +0−0Виктор Моршнев13:22:52
17/11/2016
1 +0−0Андрей Воробьев12:25:28
17/11/2016
А кто высказывается ЗА детскую порнографию?
Только дай определение, что порнография, что нет. И почему то, что раньше не считалось чем то плохим и запретным, сейчас вдруг стало считаться.
Вспомни советские детские фильмы. Там не редко полуголые детишки бегают. И ничего. А сейчас попробуй покажи фотографию полуголого ребенка - сразу возбудятся по педофилии.
это ты про фильм добро пожаловать вспомнил.. дык там вообще голые дети в капиву прыгали.. однако в театре снимать трусы.. и делать 6 половых актов.. играть голыми.. это мне не понятно.. зачем.. лучше б они яйца прибивали к брусчатке на красной площади..
1 +0−0Андрей Никонов13:06:01
17/11/2016
5 +0−0Андрей Воробьев12:26:56
17/11/2016
Государство платит с налогов, которые собирает со всех граждан. Поэтому и давать деньги должно не только в угоду одних.
Вот только подавляющее большинство граждан ходят либо на классические (не только по художественной классике, но и в смысле построения действия) спектакли, где хотя бы декорации есть, а не "мужики" по сцене на каблуках скачут, либо три калеки в обносках посреди сцены орут и беснуются - или не ходят вообще. А вас, поклонников, утрируя, Малевича, либо представителей "искусства", прибивающих свои яйца к мостовой или %%%шихся в Биологическом музее на камеру - исчезающие единицы процента, примерно соответствующие процентному соотношению в обществе людей с девиантным поведением.
1 +0−0Андрей Воробьев12:25:28
17/11/2016
1 +0−0SERGEJ S11:49:05
17/11/2016
я бы Райкину сказал следующее-не нравится цензура церкви или союза Офицеров?
так выскажись сам ПЕРВЫЙ против, например детской порнографии. Чего ВЫ люди культуры молчите то???? Вас все устраивает? Тогда ВЫ Г....НО!
А кто высказывается ЗА детскую порнографию?
Только дай определение, что порнография, что нет. И почему то, что раньше не считалось чем то плохим и запретным, сейчас вдруг стало считаться.
Вспомни советские детские фильмы. Там не редко полуголые детишки бегают. И ничего. А сейчас попробуй покажи фотографию полуголого ребенка - сразу возбудятся по педофилии.
1 +0−0Елена Белова12:17:29
17/11/2016
2 +0−0Юрий Николаевич10:18:38
17/11/2016
Во всей этой истории категорически не нравится одна вещь. Очень уж любят наши разнообразные "инженеры человеческих душ" инженерить за счёт этих самых "человеков". То есть реализовывать свои амбиции на халяву!
Эта проблема возникает не в тот момент, когда они ставят спектакль или устраивают выставку, а тогда, когда зарабатывают деньги, участвуя в различных советах и совещаниях, смысл которых можно свести к одному вопросу - "как нам построить народ", или выступают в СМИ в роли пророков. Многие больше ничего не делают, и живут замечательно. Себе отводят роль воспитателей, а народу - воспитуемых; претендуют на наличие "третьего глаза" - так, будто лишь им дано видеть "высшие истины", и т.п.

На самом деле, их задача - либо развлекать публику, либо расширять представления, предлагая новые смыслы. Во втором случае и возникают конфликты: предложенные представления противоречат существующим. Но если по каким-то причинам этим не будут заниматься художники, им найдётся эффективная замена...
1 +0−0SERGEJ S11:49:05
17/11/2016
я бы Райкину сказал следующее-не нравится цензура церкви или союза Офицеров?
так выскажись сам ПЕРВЫЙ против, например детской порнографии. Чего ВЫ люди культуры молчите то???? Вас все устраивает? Тогда ВЫ Г....НО!
1 +0−0Andrey Abramov10:28:40
17/11/2016
Вот пришёл я в публичный дом, выбрал девочку, заплатил, а она мне говорит, что она спать со мной не будет, потому что у меня нос кривой. Вот так и Райкин, кто платит, тот его и танцует.
0 +0−0Diman Koenig09:31:33
18/11/2016
2 +0−0petr volkov14:30:50
17/11/2016
Да ради Бога! Только не обижайтесь, когда Вас не примут в приличном обществе с уровнем Вашей культуры.
Когда я слышу слово культура, мне как Геббельсу хочется схватиться за пистолет
0 +0−0Diman Koenig09:28:34
18/11/2016
3 +0−0Alixandra JekyllHyde15:26:57
17/11/2016
Читая комментарии можно сделать вывод, что от театра лучше вообще избавиться. Деньги сэкономятся и никто не будет ныть) А ещё можно запретить выставки, изобразительное искусство, фотографии, музыку, даже кино, ибо всё может оскорбить, всё бесполезно, всё ведёт к беспорядку, богохульству, осквернениям, унижениям, пыткам и смертям различной формы..."духовность")
Я только за. Телевизора хватает для окультуривания
0 +0−0Diman Koenig09:27:10
18/11/2016
Театр - гoвнo для лузеров и пенсов!
0 +0−0Валерий Щербаков04:12:21
18/11/2016
0 +0−0дмитрий Староверов00:42:01
18/11/2016
Знаю очень многих людей которые ходят только на современные постановки, не знаю никого кто ходит на на классические. На классических им скучно , и они засыпают. КАким образом вы проценты высчитали то? Кстати то что вы сейчас называете классическим в конце позапрошлогоднего века было вполне авангардным. Вы что предпочитаете застой в творчестве? ну тогда вы идиот.
Больше похоже на то, что сам и есть идиот. По моему если человек пришел в театр посмотреть на то, как кто -то снимает трусы или трахается, то это точно сексуально озабоченный, для которого в самом спектакле он ищет не смысл, а наслаждение. Такие как ты, после каждой такой увиденной сцены бегут в туалет, чтобы снять полученный стресс, знакомым многим способом.
0 +0−0Валерий Щербаков04:01:57
18/11/2016
Ну почему, за исключением Стеблова, все сторонники Райкина, выступавшие там, как правило евреи. Для них православная церковь не является своей, поэтому что хочу, то и ворочу.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь