„ | Государство платит с налогов, которые собирает со всех граждан. Поэтому и давать деньги должно не только в угоду одних. | “ |
Вопрос о цензуре не перестает волновать российских театральных деятелей, поэтому председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин решил созвать актеров и режиссеров за круглый стол и поговорить на эту тему. Дискуссия вышла слегка бесформенной, но каждый выступающий был искренен и говорил о наболевшем.
«Спорить почти не о чем, с моей точки зрения, поэтому мы собрались не спорить, а поговорить», — так начал своей краткое выступление председатель СТД. Затем он сообщил, что в России нет цензуры как института, отметил, что «для хулиганов, устраивающих скандалы в театрах и на выставках, много чести — называть их цензорами, они такие же хулиганы, как дебоширы на борту самолета», и напомнил, что запретить спектакль можно только по решению суда. После чего извинился и покинул собрание, а в президиуме остались специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и первый заместитель председателя СТД Евгений Стеблов. Именно им пришлось выслушивать эмоциональные выступления коллег — и высказывать собственное мнение.
А у коллег накипело. И они говорили про отношения с церковью, про отношения с определяющим бюджеты начальством и про отношения друг с другом. Желание церкви цензурировать искусство вызывает у людей театра все большую тревогу. Борис Мездрич (директор Новосибирского оперного театра, уволенный из-за постановки «Тангейзера») обратил внимание собравшихся на то, что в Конституции России прописаны права человека и на свободу вероисповедания, и на свободу творчества. Но свобода вероисповедания защищена многими законами и подзаконными актами, свобода же творчества такой поддержки не имеет, в результате она остается декларацией. Мездрич, сказав, что понимает, почему на съезде СТД Константин Райкин выступил с пламенной речью об опасности цензуры (по его мнению, худрук «Сатирикона» увидел этот дисбаланс в защите прав граждан), предложил ввести соответствующие статьи хотя бы в административный кодекс, чтобы те, кто мешает свободе творчества, отвечали перед законом. В защиту церкви выступил Евгений Стеблов, сообщив, что он разбирается в ситуации, потому что его единственный сын живет в монастыре. Известный артист объяснил, что нападки на церковь сама церковь считает бесовщиной, и к ее мнению надо относиться с уважением. Выступление Константина Райкина воцерковленный актер назвал «истерикой, мотивированной личными проблемами Райкина с театром»: «Нас еще никто не бьет, а мы кричим "не трогайте меня", как психопаты». Коллеги в зале прокомментировали: «Будет худруком театра имени Моссовета» (Павел Хомский, главный режиссер театра, в котором служит Стеблов, недавно умер, и преемник пока не объявлен —прим. «Ленты.ру»). А Михаил Швыдкой заметил: «Евгений сказал важную фразу: ощущение себя жертвой стало доминировать. Не надо ждать, когда придут и дадут по морде. Надо дать первым».
Кому специальный представитель президента предлагал начистить физиономию — осталось неясным. Деятели культуры сосредоточились на изложении своих «цензурных» бед, некоторые истории могли бы стать основой для нецензурного романа. Главный режиссер пермского «Театра-Театра» Борис Мильграм с улыбкой заверил общественность, что «нам никто не запрещает делать то, что мы делаем», и тут же рассказал историю о том, как некий журналист (он же сын главного режиссера в другом, более мелком пермском театре «У моста») сообщил общественности, что в спектакле Мильграма происходит «восемь половых актов на фоне иконы Богородицы». Ни актов, ни Богородицы в спектакле не было, но местный министр культуры кинулся в бой, и спасло Мильграма только то, что его поддержал губернатор. (Швыдкой меланхолически напомнил собравшимся, что это классический расклад советской пьесы: плохой секретарь райкома и хороший секретарь обкома, обеспечивающий справедливость.)
Худрук московского театра «Модерн» Светлана Врагова рассказала, как она пострадала за возражения, высказанные в глаза заместителю мэра Москвы Леониду Печатникову: по ее словам, с тех пор в театре идет проверка за проверкой, которые ничего криминального не находят, но нервы треплют. «Цензура цензурой, но есть и другие методы уничтожения театра», — сказала режиссер. С ней согласились многие присутствующие — и заговорили о «финансовой цензуре»: сейчас власть может просто отобрать деньги — и тем добиться нужного ей результата. «Министерство культуры говорит, что государственные деньги не нужно тратить на эксперименты, — вступил в беседу продюсер Давид Смелянский (он представляет Московский театр мюзикла — частный, не получающий от государства ни копейки). — Но должно быть наоборот: государство должно заниматься развитием театра, а коммерческие спектакли пусть производятся на частные деньги».
«Наш единственный цензор — это деньги», — сказал худрук театра «Эрмитаж» Михаил Левитин и призвал театры не бояться быть бедными. А худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский предложил отправить в Думу экземпляр стихотворения Пушкина «Сапожник» (где художник советует герою «судить не свыше сапога») и пародийный проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России» (Михаил Швыдкой высказался в том смысле, что не надо подавать Думе такие идеи).
Деятели культуры рассказывали частные истории, вспоминали советское прошлое (кто с печалью, а кто, как Евгений Стеблов, с некоторой теплой нотой — мол, идеологическую цензуру тогда мы научились обходить, а цензуру денег сейчас не обойдешь), встреча то текла ровно, то фонтанировала эмоциями, и неясно было только одно: может ли она принести хоть какую-то пользу. Надо было что-то решать — и народ выдвигал предложения. Самым удивительным было предложение руководителя московского центра «Вишневый сад» Александра Вилькина: чтобы государство не осуществляло цензуру и чтобы цензуру не пытались осуществлять уличные экстремисты, он предложил создать специальный орган в самом Союзе театральных деятелей, чтобы проверенные его члены определяли, что хорошо в театре и что плохо. Михаил Швыдкой тут же напомнил о том, как в свое время был закрыт спектакль Анатолия Эфроса «Три сестры»: на просмотр были приглашены старые актеры МХАТа. И прекраснейшие актеры разнесли спектакль — не злонамеренно, он им просто не понравился, они были воспитаны в иной художественной системе. Так предложение Вилькина потускнело, но совсем не исчезло: в зале раздавались реплики, что собственная цензура — это наименьшее зло.
Закон о цензуре (которая в России запрещена) нарушается не государством, а благодаря попустительству государства (прежде всего это касается экстремистской, «уличной» цензуры) — к такому выводу пришли многие собравшиеся. Следовательно, надо обращать внимание государственных органов на недостаточность их работы в данном направлении. Вторя говорившему на съезде СТД Райкину, главный режиссер РАМТа Алексей Бородин подчеркнул: люди театра должны поддерживать друг друга. «Мне стыдно за то, что происходит с Мильграмом, и за то, что произошло с Мездричем. Как могли мы не вступиться за "Театр.doc", когда его выселяли из его помещения?» — заявил рассерженный режиссер.
Завершил же разговор Михаил Швыдкой. «Союзу театральных деятелей надо заняться пропагандой театрального искусства. Всем, а не только детям надо объяснять, как смотреть спектакли. Нужна серьезная просветительная работа, надо работать с обществом». В этом специальный представитель президента видит способ предупреждения попыток «уличной» цензуры — вероятно, он считает, что если люди будут лучше разбираться в искусстве (и в частности в театре), они будут меньше «оскорбляться» неожиданными для них постановками и выставками. Эта его мысль неожиданно напомнила лозунг, популярный сейчас в американском Facebook: «Не уезжай в Канаду. Отправляйся в "красный" штат, работай в школе и объясняй детям, что такое расизм».
Стоит напомнить, что 2 декабря в очередной раз будет собран Совет по культуре у президента России. Можно только надеяться, что люди театра успеют выработать общую позицию по вопросу, который волнует не только их, и сформулировать свои предложения. По крайней мере, по пресечению случаев «уличной», экстремистской цензуры.
Анна Гордеева специально для «Ленты.ру»
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
5 +0−0 | Андрей Воробьев | 12:26:56 17/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Государство платит с налогов, которые собирает со всех граждан. Поэтому и давать деньги должно не только в угоду одних. |
5 +0−0 | Андрей Никонов | 09:17:50 17/11/2016 |
Интересно, а представители "искусства" не пробовали обсудить вопросы по уменьшению количества дерьма, которое сейчас производит их братия, прикрываясь фразой: "Я художник, я так вижу"? А то зацензурировали бедненьких. |
3 +0−0 | Alixandra JekyllHyde | 15:26:57 17/11/2016 |
Читая комментарии можно сделать вывод, что от театра лучше вообще избавиться. Деньги сэкономятся и никто не будет ныть) А ещё можно запретить выставки, изобразительное искусство, фотографии, музыку, даже кино, ибо всё может оскорбить, всё бесполезно, всё ведёт к беспорядку, богохульству, осквернениям, унижениям, пыткам и смертям различной формы..."духовность") |
3 +0−0 | Wladimir Kuznetsov | 10:55:45 17/11/2016 |
Ну раз уже ждут...то дадут! |
2 +0−0 | petr volkov | 14:30:50 17/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Да ради Бога! Только не обижайтесь, когда Вас не примут в приличном обществе с уровнем Вашей культуры. |
2 +0−0 | petr volkov | 14:23:31 17/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Вся эта братия хорошо описана у Ильфа и Петрова в авангардистском спектакле "Женитьба" Н. В. Гоголя. "Талант" нынешних мэтров сцены на уровне Ник. Сестрина и монтёра Мечникова. Пошлятина. Это уже было, в конце двадцатых годов, следовательно, наша культура рухнула на столетие назад. Благодаря Райкину, Галкину, Палкину и др. |
2 +0−0 | Юрий Николаевич | 10:18:38 17/11/2016 |
Во всей этой истории категорически не нравится одна вещь. Очень уж любят наши разнообразные "инженеры человеческих душ" инженерить за счёт этих самых "человеков". То есть реализовывать свои амбиции на халяву! |
1 +0−0 | Олег Лукин | 18:59:03 17/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Да проблема не в том, что много или мало дерьма, а в том, что церковная структура, известная как РПЦ, и ее последователи лезут решать вопросы, мягко говоря лежащие в том же самом правовом поле, что и религиозные обряды (согласно Конституции). Только вот когда человек протестует против крестных ходов (когда перекрывают улицы, предназначенные для публичного пользования) - его даже не слушают, а если поп протестует против голого торса - его конечно же выслушают и даже помогут. Это и есть основная проблема цензурирования, в данном случае у нас оно педалируется рпцшниками. Я не против того, чтобы убирать раздражающее многих дерьмо, я против того, чтобы дифференцировать убираемое/неубираемое дерьмо по цвету и запаху. |
1 +0−0 | petr volkov | 13:38:28 17/11/2016 |
Государство Вам даёт деньги на классику, а самовыражаться - пожалуйте за свой счёт, тем более, что вахтанговых среди Вас нет. |
1 +0−0 | Виктор Моршнев | 13:22:52 17/11/2016 | ||||||
| ||||||||
это ты про фильм добро пожаловать вспомнил.. дык там вообще голые дети в капиву прыгали.. однако в театре снимать трусы.. и делать 6 половых актов.. играть голыми.. это мне не понятно.. зачем.. лучше б они яйца прибивали к брусчатке на красной площади.. |
1 +0−0 | Андрей Никонов | 13:06:01 17/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Вот только подавляющее большинство граждан ходят либо на классические (не только по художественной классике, но и в смысле построения действия) спектакли, где хотя бы декорации есть, а не "мужики" по сцене на каблуках скачут, либо три калеки в обносках посреди сцены орут и беснуются - или не ходят вообще. А вас, поклонников, утрируя, Малевича, либо представителей "искусства", прибивающих свои яйца к мостовой или %%%шихся в Биологическом музее на камеру - исчезающие единицы процента, примерно соответствующие процентному соотношению в обществе людей с девиантным поведением. |
1 +0−0 | Андрей Воробьев | 12:25:28 17/11/2016 | ||||||
| ||||||||
А кто высказывается ЗА детскую порнографию? Только дай определение, что порнография, что нет. И почему то, что раньше не считалось чем то плохим и запретным, сейчас вдруг стало считаться. Вспомни советские детские фильмы. Там не редко полуголые детишки бегают. И ничего. А сейчас попробуй покажи фотографию полуголого ребенка - сразу возбудятся по педофилии. |
1 +0−0 | Елена Белова | 12:17:29 17/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Эта проблема возникает не в тот момент, когда они ставят спектакль или устраивают выставку, а тогда, когда зарабатывают деньги, участвуя в различных советах и совещаниях, смысл которых можно свести к одному вопросу - "как нам построить народ", или выступают в СМИ в роли пророков. Многие больше ничего не делают, и живут замечательно. Себе отводят роль воспитателей, а народу - воспитуемых; претендуют на наличие "третьего глаза" - так, будто лишь им дано видеть "высшие истины", и т.п. На самом деле, их задача - либо развлекать публику, либо расширять представления, предлагая новые смыслы. Во втором случае и возникают конфликты: предложенные представления противоречат существующим. Но если по каким-то причинам этим не будут заниматься художники, им найдётся эффективная замена... |
1 +0−0 | SERGEJ S | 11:49:05 17/11/2016 |
я бы Райкину сказал следующее-не нравится цензура церкви или союза Офицеров? так выскажись сам ПЕРВЫЙ против, например детской порнографии. Чего ВЫ люди культуры молчите то???? Вас все устраивает? Тогда ВЫ Г....НО! |
1 +0−0 | Andrey Abramov | 10:28:40 17/11/2016 |
Вот пришёл я в публичный дом, выбрал девочку, заплатил, а она мне говорит, что она спать со мной не будет, потому что у меня нос кривой. Вот так и Райкин, кто платит, тот его и танцует. |
0 +0−0 | Diman Koenig | 09:31:33 18/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Когда я слышу слово культура, мне как Геббельсу хочется схватиться за пистолет |
0 +0−0 | Diman Koenig | 09:28:34 18/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Я только за. Телевизора хватает для окультуривания |
0 +0−0 | Diman Koenig | 09:27:10 18/11/2016 |
Театр - гoвнo для лузеров и пенсов! |
0 +0−0 | Валерий Щербаков | 04:12:21 18/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Больше похоже на то, что сам и есть идиот. По моему если человек пришел в театр посмотреть на то, как кто -то снимает трусы или трахается, то это точно сексуально озабоченный, для которого в самом спектакле он ищет не смысл, а наслаждение. Такие как ты, после каждой такой увиденной сцены бегут в туалет, чтобы снять полученный стресс, знакомым многим способом. |
0 +0−0 | Валерий Щербаков | 04:01:57 18/11/2016 |
Ну почему, за исключением Стеблова, все сторонники Райкина, выступавшие там, как правило евреи. Для них православная церковь не является своей, поэтому что хочу, то и ворочу. |