Бот нас больше не любит

09:49 10/11/2016 Культура
Бот нас больше не любит

В разгаре два самых громких сериала осени — новый хит HBO «Мир Дикого Запада» и теледебют любимца Канн Паоло Соррентино «Молодой Папа». В одном сходят с ума роботизированные проститутки и ковбои, в другом — дрожит от перемен Ватикан, оба дразнят зрителя встречей с Создателем. «Лента.ру» считает, что пока не убедительно.

Снится ли роботу Энтони Хопкинс? Или это робот снится Энтони Хопкинсу? Или их разговор приснился кому-то еще 30 лет назад? К финалу шестой серии «Мир Дикого Запада» новый масштабный проект HBO, который призван поправить репутацию этого гиганта сериалостроения после относительных провалов «Винила» и «Настоящего детектива», успел запустить столько сюжетных линий и поднял, основательно или мимолетом, столько тем, что число вопросов в его отношении пока значительно превышает начавшие проступать ответы. Более того, разворачивающийся в роботизированном парке ковбойских развлечений, в декорациях ожившего вестерна «Мир Дикого Запада» запутывает аудиторию так старательно, что кажется, главная пока его интрига заключается не в том, к чему каждая конкретная сюжетная линия приведет, а в том, сможет ли сериал эти ответы предоставить в принципе.

«Мир Дикого Запада» из тех сериалов, что каждым авторским решением пытаются заявить о своей многозначительности. Так что и основное действие здесь происходит сразу на нескольких уровнях, пластах сюжета и смыслов. На одном разворачивается классическая для жанра фантастики история о том, как прежде прекрасно существовавшие в рамках прописанной им драматургической петли роботы парка начинают, в терминологии сериала, пробуждаться — обнаруживать у себя воспоминания, волю, способное осознать свой собственный рабский статус в экосистеме парка развлечений. В другой основной линии некоторые из персонажей — вырвавшаяся из своего стандартного, отводящего ей роль невинной дочери фермера сюжета девушка-робот Долорес (Эван Рэйчел Вуд), сопровождающий ее рохля-посетитель Уильям (Джимми Симпсон) и таинственный пожилой садист, известный как Человек в черном (Эд Харрис), который может оказаться, а может и не оказаться тем же Уильямом 30 лет спустя — разыскивают, каждый по собственным причинам, некий секретный уровень, содержащий разгадки всех тайн Мира Дикого Запада Лабиринт.

Параллельно создатели сериала, Джонатан Нолан (брат Кристофера) и его жена Лиса Джой, разворачивают производственную драму о том, как функционирует закулисье Мира Дикого Запада — с участием меланхоличного старика-идеолога (элегантного сумасброда по имени Форд играет Энтони Хопкинс), встревоженных экономическими проблемами парка менеджеров, мечтателей-разнорабочих и сценаристов-истериков, а также нависающего над всеми сразу незримой угрозой совета акционеров. Конечно же, Нолан и Джой не могли не обставить эту сюжетную линию как почти лобовую метафору кино- и телепроизводства в его современном виде — с их запутанной системой корпоративных сдержек и противовесов, гарантирующей головную боль любому амбициозному творцу.

Наконец, «Мир Дикого Запада» раз за разом вдруг выходит на уровень разговора именно что о Творце — трагической фигуре создателя и парка, и его андроидов-обитателей, человеке по имени Арнольд, который покончил с собой еще до запуска его детища в эксплуатацию, но продолжает таинственным образом влиять на его повседневный быт. Проще говоря, в «Мире Дикого Запада» одновременно происходит столько всего, что самой частой эмоцией, возникающей при его просмотре, оказывается элементарное «Какого черта?» — то есть недоумение. Нолан и Джой не способствуют ясности и будто бы только провоцируют возникновение самых разнообразных фанатских теорий, на каждой развилке заметая за собой следы, подкидывая намеки и догадки, которые часто противоречат друг другу, настойчиво сообщая о том, что за хитросплетениями сюжета скрывается некое почти сакральное откровение, емкое рациональное объяснение тому нарративному хаосу, который становится только гуще с каждой новой серией.

Вот только чем дальше, тем сильнее подозрение, что, когда «Мир Дикого Запада» наконец доведет зрителя до эпицентра своего Лабиринта, скрывающаяся в нем Истина окажется пшиком, еще одним мистификаторским трюком, которые этому сериалу пока даются куда лучше рациональных причин и следствий. Как и в остальных своих проектах, Нолан не может удержаться от того, чтобы не напустить в историю богоискательского пафоса — и скоровогоркой озвучивает один за другим проклятые вопросы бытия, не замечая, что без ответов тем временем остаются дилеммы куда более приземленные. Зритель никак не поймет, как устроено сообщение между самим парком и его командным центром или даже как технически устроено присутствие посетителей в Мире Дикого Запада (материален ли он или это дополненная, виртуальная реальность — а если первое, то как, например, покидают парк те гости, у которых кончается кредит) — а его уже фигачат по голове мутными мегаломанскими идеями, теориями всего и сразу. При этом как только сериал фокусируется на простых жанровых удовольствиях, например перешедшей сюда из оригинального фильма 1973 года линии с намечающимся восстанием роботов, как он сразу становится увлекательнее. Но Нолану мало просто увлекательного жанрового продукта, бойкого техновестерна — он, как и брат, всегда замахивается еще и на притчу. И как и брату, ему будет ой как трудно предъявить в финале хоть сколько-то свежую истину о том, что значит быть человеком — хотя бы потому что такие истины редко проявляются в стремлениях человеческого рода добиться разговора с Создателем.

Незримо присутствует фигура Творца всего сущего и в другом громком сериале сезона — совместном детище европейских Sky и Canal Plus, а также того же HBO «Молодой Папа», также пока отметившегося шестью сериями. «Я раздражителен. Мстителен. Злопамятен. А еще у меня есть один грех. Я не верю в Бога». Автор этих, произнесенных в импровизированной исповедальне на крыше ватиканского собора слов, вообще-то, только что заступил на папский престол. Как дают понять уже первые десять минут «Молодого Папы», хитроумные кардинальские интриги далеко не всегда идут самим кардиналам на пользу. Выбрав на очередном конклаве новым отцом церкви и хранителем веры совсем юного по меркам понтификов (47 лет) нью-йоркского архиепископа Ленни Белардо (Джуд Лоу), священнослужители думают, что получат послушного и управляемого простака. Жестокая, наивная ошибка. Новоиспеченный Папа, который берет себе имя Пий XIII, первым же делом возвышает над ветеранами ватиканских коридоров воспитывавшую его в сиротском детстве простую монашку (Дайан Китон). Последовательно унижает самых могущественных из кардиналов («Скажите, ваше Преосвященство, вы гомосексуал?»). Выпускает гулять в ватиканском саду подаренного австралийским министром кенгуру. Наконец, кладет ноги на престол и, утомленно прикрыв глаза, закуривает сигаретку. Дальше — больше, вплоть до серьезного скандала, каким обернется первое публичное выступление нового Папы.

Стиль придумавшего и снявшего «Молодого Папу» Паоло Соррентино, автора любимых многими «Великой красоты» и «Молодости», для которого это первый телевизионный проект, узнается мгновенно. Вычурно-китчевые, манерные сцены снов и фантазий (уже в первом кадре новый понтифик выбирается из-под груды обнаженных младенческих тел, чтобы оказаться на пустой венецианской площади Сан-Марко — это, конечно, ночной кошмар). Лобовой, но не переходящий границ дозволенного провокационный юмор, высмеивающий в данном случае погруженность Ватикана в дворцовые интриги и мелкие междоусобные дрязги. Неспешный, больше подходящий музыкальным клипам ритм. Пожалуй, именно он, а не специфический, глянцевый подход Соррентино к устройству кадра пока кажется главной проблемой «Молодого Папы» — который за два часа первых двух серий успевает только немного поскрести заявленную тему, лишь намекнуть на кроющиеся за привлекательным экстерьером Джуда Лоу бездны. Вот даже и процитированная выше реплика героя об отсутствии веры в Бога тут же, по крайней мере на словах, оказывается шуткой.

Медлительность, неспешность, с которой сериал изображает первые месяцы Пия XIII на папском престоле, не была бы такой проблемой, если бы за душой у «Молодого Папы» было что-то, кроме набора эффектно снятых комических сценок из коридоров Ватикана, где (сюрприз-сюрприз!) обитают, мягко говоря, не святые. Шесть серий спустя Соррентино так всерьез и не взялся за раскрытие хотя бы одной из насущных проблем современного католичества (педофилия? отношение к ЛГБТ? ожесточение конкурирующих структур вроде ислама и православия?) Вместо этого он предпочитает врубать I'm Sexy and I Know It на сцене одевания Папы перед выходом к кардиналам или выстраивать монтажные переклички, в которых религиозный экстаз раз за разом рифмуется с сексуальным. Тем временем воедино все это связывает довольно предсказуемый сюжет об интригах, которыми живет Ватикан, — по сути мало чем отличающийся от какого-нибудь «Карточного домика». Да, Лоу убедительно дает этакого Трампа на папском престоле — неожиданно пришедшего к власти и успевшего оскорбить все человечество разом фундаменталиста. Но даже у Андервуда с Трампом были относительно достойные их соперники — молодому Папе же, этому неуязвимому для нападок пожилых политиканов-кардиналов трикстеру, ничего всерьез не грозит. Ну разве что Соррентино вдруг перестанет поминать Бога и рискнет так или иначе явить его длань герою и зрителям. Но, зная итальянского режиссера и то, как часто он в своих фильмах обещает сакральное, на деле предъявляя залитое «божественным» свечением профанное, простую, расхожую истину, есть подозрение, что даже и в этом случае божья длань, в лучшем случае, окажется рукой Марадоны.

Денис Рузаев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(79):

3 +0−0Oblako Ray17:48:20
10/11/2016
2 +0−0fantasy FF17:00:54
10/11/2016
В WW у меня вопросы возникают на каждом шагу. И далеко не только о том: как там этот мир покидают или посещают. А, например, как они нейтрализуют клиентов, когда персонал растаскивает трупы роботов, как сюжет отыгрывает неадекватное поведение клиентов, желающих, например, тупо убивать всех вокруг (что часто случается в компьютерных играх), какого хрена роботы включают дурака, когда им прямо в лицо рассказывают, что они "ненастоящие", какого клиенты прутся с детьми туда, где детям, мягко говоря, делать нечего? Как реализована блокировка убийства клиентов роботами (то оружие их не пробивает, то вдруг просто слабо пробивает, но почему роботы не могут клиентов тупо душить или заколоть ножом или, например, подстроить ловушку типа волчьей ямы??)? И как быть с теми клиентами, которые там торчат месяцами, при том, что обитатели салуна за это время бывают убиты раз по десять? Клиентов не смущает, что они приходят в тот же салун, где вчера собственноручно застрелили всех шлюх, а его встречают те же шлюхи? В лучшем случае такой аттракцион будет восприниматься не как иная реальность, а как другой вариант каруселей с лошадками. И за что там платить сумасшедшие бабки - хз. За секс с куклами? Короче - такое....
В оригинале, трупы убирали ночью, пока клиенты спали. Из люков вылезали сотрудники парка, ставили свет, грузили роботов в грузовик, после чего сгружали их на ленточный конвейер мастерской, который выдвигался из полуподвального окна. Роботы или клиенты не могли убить теплокровного, так как на всем оружии в парке был тепловой прицел. Душить и резать они начали только когда случился сбой программы. Срок прибывания клиента в парке - деве недели. Цена, тысяча долларов в сутки. Парк разбит на три зоны. "Средневековье", "Рим" и "Дикий Запад". Клиенты воспринимали парк как и положено, как карусели с лошадками которых можно убивать или трахать.
В сериале много какой то мути и переживаний роботов, что ему больше мешает чем делает интересным.
3 +0−0StartVisit .15:49:49
10/11/2016
спасибо за рекламу, незнал про эти шедевры
3 +0−0Антон Петров15:35:30
10/11/2016
8 +0−0Serzh Doom14:38:33
10/11/2016
Мир Дикого Запада шикарен! А вообще автор идиот, откуда такие вылезают вообще
Мир Дикого Запада не смотря на некоторые клише в плане представления устройства ИИ ШЕДЕВРАЛЕН, такого я от них не ожидал. Они поймали сумую суть темы !!! Особенно момент, когда зав.борделем берёт в руки поведенческий планшет не веря, что она сама всё думает и решает и видит там всё что она говорит или собирается сказать, это был гениальный момент ! Быть может мы тоже сами ничего не решаем ? Кто то нажал на кнопку и бац, нормальные люди одели кастрюли на бошки и побежали жечь покрышки и людей, а потом бац на троне олигарх, с которым они боролись путём жжения покрышек и людей, и ничего, нормально, никто ничего не замечает необычного !
3 +0−0Антон Петров15:33:55
10/11/2016
3 +0−0Nikita Zelenin10:45:12
10/11/2016
О вкусах не спорят, но то что автор пишет о Westworld выдает в нем лишь плебейские корни. Все сериалы равнозначно хороши или плохи - это впрос вкусов. Но называть масштабные работы с огромными бюджетами - пшиком, у меня лично язык бы не повернулся. Как можно за раз такое сказать? вы хоть представляете себе там, сидя на казенном стуле, строча статейки за свои жалкие 60 т.р. зарплаты что такое сделать сериал такого масштаба? что значить пойти и защитить такого уровня идеи и бюджеты? отличная музыка, картинка, подбор актеров, хороший и редкий сюжет, качество деталей "не так уж хороши"!? Редакция, автор, - это вы не так уж хороши!
Мдя....на каждого бездарного критика всегда найдётся комментор, который его переплюнет по глупости. А вообще стоило бы почитать автора, перед тем как осуждать, пшик он боялся получить в центре лабиринта, а не называет всю картину пшиком.
3 +0−0Evgeni Dolgopolov13:43:27
10/11/2016
3 +0−0Николай Кондратьев11:28:46
10/11/2016
возможно, автор имеет в виду второй сезон. он, действительно, "не айс" а первый - шедевральный!
Второй, лучше, жестче и без хеппи енда.
3 +0−0Николай Кондратьев11:28:46
10/11/2016
14 +0−0ы в11:21:17
10/11/2016
Настоящий детектив провал? Омг вы рейтинги посмотрите, он сразу стал культовым после нескольких серий.
возможно, автор имеет в виду второй сезон. он, действительно, "не айс" а первый - шедевральный!
3 +0−0Nikita Zelenin10:45:12
10/11/2016
О вкусах не спорят, но то что автор пишет о Westworld выдает в нем лишь плебейские корни. Все сериалы равнозначно хороши или плохи - это впрос вкусов. Но называть масштабные работы с огромными бюджетами - пшиком, у меня лично язык бы не повернулся. Как можно за раз такое сказать? вы хоть представляете себе там, сидя на казенном стуле, строча статейки за свои жалкие 60 т.р. зарплаты что такое сделать сериал такого масштаба? что значить пойти и защитить такого уровня идеи и бюджеты? отличная музыка, картинка, подбор актеров, хороший и редкий сюжет, качество деталей "не так уж хороши"!? Редакция, автор, - это вы не так уж хороши!
2 +0−0teruik teruik20:14:50
10/11/2016
1 +0−0Oblako Ray19:05:54
10/11/2016
Майкл Крейтон писатель, сценарист. Он потом "Парк юрского периода" создал, судя по всему из этой идеи с технологичными развлекательными парками .
Ну да, что там что в "WW" ещё на уровне функционала этих идей уже возникает очень много вопросов. А эсли в "Парк юрского периода" ещё и экзистенциальных метаний динозавров накидать побольше.......хорошо что Спилберг не Нолан)
2 +0−0Oblako Ray19:34:14
10/11/2016
19 +0−0Mikhail Markeyev12:39:00
10/11/2016
WestWorld смотрю с удовольствием. Жду каждую серию. Развитие сюжета идёт достаточно быстро, не в пример тех же "Игры престолов" или, не дай бог, "Секретных материалов", где часть сюжетов по спирали уходила в никуда.
Ну, критиков тоже можно понять - ущемлённое самолюбие от осознания собственной креативной импотенции не каждый может легко пережить. Пусть пишут что хотят. Мне лично это нисколько не мешает.
Сериал "Игра престолов" это эталон, который создает новых звезд в кино а не эксплуатирует их как "Западный мир"
2 +0−0Oblako Ray17:31:28
10/11/2016
-12 +0−0ИМя10:36:52
10/11/2016
Westworld хавниша кусок с деревянными актерами и сценарием написанным пьяненькой уборщицей в перерывах между мытьем туалетов ,уж насколько Хопкинс великолепный актер а здесь он жалок и похож на заготовку буратино ( про остальных даже говорить нечего, там просто шлак )
Вообще-то автор сценария оригинального Westworld, Майк Крейтон, американский писатель,сценарист и режиссер. Самые известные его работы это "Парк юрского периода" и сериал "ER". Так что с уборщицей это мягко выражаясь-мимо.
2 +0−0fantasy FF17:00:54
10/11/2016
В WW у меня вопросы возникают на каждом шагу. И далеко не только о том: как там этот мир покидают или посещают. А, например, как они нейтрализуют клиентов, когда персонал растаскивает трупы роботов, как сюжет отыгрывает неадекватное поведение клиентов, желающих, например, тупо убивать всех вокруг (что часто случается в компьютерных играх), какого хрена роботы включают дурака, когда им прямо в лицо рассказывают, что они "ненастоящие", какого клиенты прутся с детьми туда, где детям, мягко говоря, делать нечего? Как реализована блокировка убийства клиентов роботами (то оружие их не пробивает, то вдруг просто слабо пробивает, но почему роботы не могут клиентов тупо душить или заколоть ножом или, например, подстроить ловушку типа волчьей ямы??)? И как быть с теми клиентами, которые там торчат месяцами, при том, что обитатели салуна за это время бывают убиты раз по десять? Клиентов не смущает, что они приходят в тот же салун, где вчера собственноручно застрелили всех шлюх, а его встречают те же шлюхи? В лучшем случае такой аттракцион будет восприниматься не как иная реальность, а как другой вариант каруселей с лошадками. И за что там платить сумасшедшие бабки - хз. За секс с куклами? Короче - такое....
2 +0−0Галина Блинда16:50:01
10/11/2016
5 +0−0Антон Петров15:28:00
10/11/2016
>Вот только чем дальше, тем сильнее подозрение

Стоило ли тебе писать эту простыню, чтобы измазать своими слюнями всю клавиатуру ? Про ИИ ещё не было фильма такой глубины как эта многосерийная версия Мира Дикого Запада!!! В центре лабиринта ты сам, если ты пшик - то и увидишь там пшик, собственно уже увидел. Что за люди! Всегда лезут обгаживать то, чего не понимают.
ЖерналиЗДом теперь может назвать себя каждый дурак.
2 +0−0Александр Хапин16:30:29
10/11/2016
-2 +0−0. .12:33:47
10/11/2016
Он плох. Развитие сюжета и раскрытие персонажей происходит медленно. Зато заканчивается все резко в последней серии, обрывая все это неспешное развитие. Они все скомкали и выбросили в помойку. Как и в случае с сериалом "Той ночью".
Ну как говорится "каждому свое"... Лично мне второй понравился больше. Тут действительно нужно не оглядываться на первый сезон. А медленное развитие... в 8 эпизодах особо не затянешь. Не всегда быстро - есть хорошо. Я вот смаковал, и думал над сюжетом увидев серию(не помню вторая или третья), когда в конце главного героя Фарелла якобы убивают, стреляя в него резиновыми пулями. "Вот это поворот" думал я... Да все 8 серий ради похода Вонса по пустыне стоило посмотреть!
2 +0−0Антон Петров15:52:34
10/11/2016
-1 +0−0StartVisit .15:51:27
10/11/2016
он имел ввиду из Совка
Ааааа. Так сей садовый инструмент торчит из твоей башки.
2 +0−0Антон Петров15:34:20
10/11/2016
-2 +0−0Gamma Drill11:10:27
10/11/2016
Ни к чему духовному человеку смотреть всю эту западную гадость.

Только отечественная теле- и киноиндустрия может удовлетворить высокие запросы россиянина.
Укропитеки негодуэ ?
2 +0−0Alex Orlov14:05:16
10/11/2016
И снова сиськи на главной!!!
Это хорошо, я люблю сиськм! Спасибо, Лента, ты знаешь как завлечь
2 +0−0Николай Кондратьев13:29:09
10/11/2016
5 +0−0Nikita Zelenin12:12:28
10/11/2016
С тех пор что написать говенную рецензию гораздо проще, чем снять сериал.
аргумент!
2 +0−0teruik teruik12:31:33
10/11/2016
На счёт "Папы" не знаю- не добрался пока, а вот "МДЗ" что то совсем не зашёл, начиная с концепта и заканчивая "феласофией". Актёры - отличные, визуал- отличный, режиссура неплохая, а вот со сценарием-проблемы. Ноланы хоть и креативщики от Иисуса но опять забодяжили тонну эстетской псевдофилософии, размазали толстым слоем по банальному сюжету не заботясь о балансе и как итог- скучный, мутный передоз пафосом и запутанные конструкции из смыслов которые в итоге несостыкуются из за черезмерной сложности.
2 +0−0Антон Иванов11:10:04
10/11/2016
0 +0−0Venom T11:03:41
10/11/2016
Имеется ввиду второй сезон, который вышел более блеклым по сравнению с первым.
если оценивать второй сезон без оглядки на первый, то он очень даже неплох
1 +0−0mailos mailosovich06:20:50
11/11/2016
Почему-то никто не пишет, что "Мир Дикого Запада" это римейк фильма то ли 60-х, то ли 70-х (не помню сейчас) с Юлом Бринером. Он там сыграл первого Терминатора, задолго до Шварцнегера.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь