Китайские скрепы

00:05 08/11/2016 Мир
Китайские скрепы

Ужесточение партийного контроля и вопросы партийной дисциплины стали лейтмотивом VI пленума ЦК Компартии Китая (КПК), прошедшего 24-27 октября в Пекине. Именно эта часть дискуссий делегатов пленума вызвала наибольший интерес у зарубежных экспертов, рассматривавших главное в годовом цикле КПК событие преимущественно сквозь призму антикоррупционной кампании и подготовки к обновлению рядов высшего партийного руководства на предстоящем в 2017 году XIX съезде КПК. Однако не менее важны и идеологические вопросы, обсуждавшиеся на пленуме. Нужно было не только напугать членов партии строгим наказанием за казнокрадство и взяточничество, но и объяснить им, во что они должны верить. «Лента.ру» постаралась разобраться, что сегодня представляет собой идеология самой большой политической партии мира и какие альтернативные концепции популярны в китайском обществе.

Восемь китайских течений

Официальная идеология КПК доминирует в китайских СМИ, но там высказываются и иные мнения. За три десятилетия реформ в стране сформировались новые общественные слои со своими взглядами на то, как следует развиваться КНР. Прежняя схема противостояния хороших «реформаторов» и плохих «консерваторов» уже не актуальна. Китайское интеллектуальное пространство приобрело пестроту и многообразие. Известный публицист Ма Личэн выделил восемь основных идейных течений современного Китая.

«Идеи Дэн Сяопина»господствовали в партийной идеологии 1990-х и первого десятилетия нового столетия. Их суть сводится к смелым экспериментам в экономике и жесткому мораторию на перемены в политической сфере. Политика соединения социализма и рынка способствовала экономическому развитию, но увеличила разрыв между богатыми и бедными.

«Старые левые»опасаются, что рыночные реформы и открытость внешнему миру приведут к перерождению социализма в капитализм, их возмущает защита частной собственности и покровительственное отношение властей к предпринимателям. В основном «старые левые» — это немолодые люди, среди них много ушедших на пенсию партийных работников, хранящих верность идеалам эпохи Мао Цзэдуна.

«Новые левые»состоят из университетской профессуры, впитавшей западные идеи. Революционные идеалы их не привлекают, «новые левые» больше сосредоточены на критике господства транснациональных корпораций и крупного капитала, выявлении негативного воздействия глобализации на развитие КНР. Они также недовольны усилением имущественного расслоения в китайском обществе.

Либералывыступают за соединение свободной рыночной экономики с демократией и конституционным правлением. Они считают, что развитию Китая мешают устаревшие политическая система и идеология. Хотя власти запрещают публикации о возможном переходе КНР к парламентской системе и многопартийности, либералам позволили занять в публичном пространстве нишу апологетов свободы рынка и ограничения государственного вмешательства в экономику.

Национализм, выступающий с критикой Запада, превратился в успешный коммерческий проект публикации бестселлеров о грядущем мировом величии КНР, которому мешают лишь коварные происки иностранцев. Сторонники этого течения приучают аудиторию не страшиться возможного разрыва связей с Западом и изоляции, подчеркивая, что Китай большой и справится с любыми испытаниями.

«Народники»утверждают, что бедные всегда правы, а китайским предпринимателям никогда не отмыться от «первородного греха» нечестного накопления первоначального капитала. С большой симпатией относятся к уравниловке времен Мао Цзэдуна и критикуют либеральных экономистов за их призывы к защите прав предпринимателей.

Современные конфуцианцымечтают заменить марксизм учением мудрых правителей древности и заставить чиновников сдавать должностные экзамены на знание классических канонов. В конфуцианском учении они видят не только инструмент морального воспитания, но также источник легитимности власти — ведь гуманное конфуцианское правление подразумевает обязанность заботиться о простых людях.

«Демократический социализм»выступает против насилия и революции, политически близок к позиции либералов с добавлением программы создания «социального государства» по образцу Швеции. Нашумевшая публикация этих идей в 2007 году в журнале «Яньхуан чуньцю» вызвала шквал критики не только по причине несоответствия идеологической ортодоксии, но и из-за явного несоответствия уровня экономического развития Китая стандартам социального государства, способного выплачивать своим гражданам щедрые пособия от рождения до старости.

Партийные идеологи указывают на изъяны всех перечисленных выше концепций, в том числе на недостаточное внимание к социальной справедливости в процессе реализации реформаторских идей Дэн Сяопина. Попытки «заменить Маркса конфуцианством» называют несостоятельными потому, что взаимосвязь марксизма и китайской традиции с точки зрения официальной идеологии вполне естественна, противопоставлять их не нужно. Открытое обсуждение негативных последствий перехода к рынку также допускается.

Абсолютно неприемлемы для властей две темы. Прежде всего пресекаются призывы к политическим реформам, направленным на демонтаж власти КПК. Вторая мишень — «исторический нигилизм», то есть критика истории китайской революции и деятелей КПК, восхваление их противников, пропаганда тезисов «марксизм устарел» и «социализм провалился». Именно в этом ключе следует воспринимать произошедший этим летом конфликт вокруг специализировавшегося на обсуждении проблем истории КПК и КНР влиятельного журнала «Яньхуан чуньцю», где власти в итоге сменили руководство редакции.

От «культурной революции» к «трампомании»

Многие эксперты отмечают, что китайским интеллектуальным дискуссиям поныне присущ дух нетерпимости и радикализма времен «культурной революции». Либералы постоянно пугают общество тем, что «новые» и «старые» хотят вернуться к практике классовой борьбы. Их оппоненты уверяют, что либералы действуют в интересах зарубежных враждебных сил, тайно способствуя планам нового закабаления Китая. Содержательного диалога между ними очень мало.

Занимающий заметное место в информационно-идеологическом пространстве КНР директор Института Восточной Азии Сингапурского национального университета Чжэн Юннянь признал, что современное китайское общество ностальгирует по элементам «культурной революции»: прямом участии масс в политике, социальном равенстве, подавлении бюрократии. Дух противостояния с истеблишментом отвечает настрою нынешней молодежи, до некоторой степени отождествляющей себя с «бунтарями» 1960-х, борцами с пришедшими к власти носителями «буржуазных прав». Казалось бы, прозападные либералы не имеют к этому никакого отношения. Однако есть опасения, что они готовят «культурную революцию» справа, чтобы нанести удар по истеблишменту, провести радикальную политическую демократизацию, навязать Китаю западную модель.

Тем временем новое поколение образованных китайцев, выросшее в годы реформ, все дальше уходит от вялотекущей идейной «гражданской войны» между левыми и правыми, которая кажется им чуждой и непонятной. Китайский исследователь Хун Кай обратил внимание на распространение среди китайской молодежи «трампомании» и новой правой идеологии. Многие из китайских поклонников Дональда Трампа хорошо знакомы с жизнью американского общества. Их тошнит от общепринятой в Штатах «политкорректности», и они восхищены тем, как Трамп критикует эту идеологию. Они хотят того же, что и Трамп для США, — чтобы Китай «снова стал великой страной», где власти держат меньшинства под контролем, проводя консервативную социальную и культурную политику.

Схожий перенос внешних образов на внутренние проблемы страны просматривается в китайском увлечении личностью Владимира Путина, в котором видят сильного и решительного лидера. Как и в случае с Трампом, речь идет не только о привлекательности его государственничества и консерватизма, но и об эмоциональном позитивном восприятии «обладающих темпераментом» руководителей, как об этом пишут в китайском интернете.

Социализм, а не какой-то другой «-изм»

Возрождение политизации сознания китайской молодежи происходит на фоне заметного укрепления позиций официальной идеологии в период правления Си Цзиньпина. Надежды иностранных экспертов на то, что экономический рост приведет Китай к принятию западной демократии и либеральных ценностей, оказались несостоятельными. Напротив, Си Цзиньпин стремится как можно более четко отмежеваться от этих идей.

В январе 2013-го Си Цзиньпин заявил: «Социализм с китайской спецификой — это социализм, а не какой-то другой "-изм", базовые принципы научного социализма терять нельзя, иначе это будет не социализм». Это послужило сигналом поворота к классическому марксизму и наследию Мао Цзэдуна. В декабре того же года Си Цзиньпин провел коллективную учебу политбюро ЦК КПК по изучению исторического материализма, а в январе 2015-го — по изучению диалектического материализма.

Си Цзиньпин постоянно призывает воспитывать у коммунистов твердую приверженность идеологическим основам. В 2015 году он заявил, что осуществление коммунистического идеала займет много времени, но тех, кто считает это пустым делом, нельзя считать верными членами партии. «Если все будут думать, что раз эту вещь не увидеть и не потрогать, то нет необходимости ради нее бороться и приносить жертвы, тогда коммунизм и правда никогда не построить. Мы сейчас придерживаемся социализма с китайской спецификой и развиваем его, это и есть реальные усилия по продвижению к высочайшему идеалу», — сказал генсек КПК.

Рассуждения о коммунизме кажутся сильно оторванными от повседневной жизни Китая, где все заняты зарабатыванием денег и обеспечением личного благосостояния. В нынешнем году члены КПК приняли участие в кампании «изучать два — быть одним», то есть изучать партийный устав и партийные нормы, важные выступления Си Цзиньпина и быть верными членами партии. Широкое распространение практики переписывания от руки текста партийного устава породило анекдотические истории о том, как молодожены-коммунисты занимались этим в брачную ночь. Вместе с тем очевидно, что укрепление дисциплины синхронизировано с пропагандой нормативной идеологии.

В коммюнике октябрьского пленума ЦК КПК подчеркивается: «Далекий великий идеал коммунизма и общий идеал социализма с китайской спецификой — это духовная опора и политическая душа членов КПК, это идейная основа сохранения сплоченности и единства партии». Марксизм, коммунизм и социализм названы обязательной частью убеждений каждого партийца. На фоне разброда и шатаний в китайских общественных дискуссиях Си Цзиньпин взял курс на укрепление идейной стойкости членов Компартии.

Александр Ломанов доктор исторических наук, профессор РАН, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(110):

0 +0−0Shoo Shoomann23:54:12
08/11/2016
Я преподавал в китайской средней школе английский старшеклассникам, у которых вторым иностранным был русский (улавливаете парадокс?). Я много бродил по окраинам и не только, а по переезду в Россию летал в Китай по работе и встречался с очень крупными людьми. Моё резюме - капитализм там победил. Хотелось бы ошибаться, политика партии может быть такой же хитро*опой, как и всё в Поднебесной. По переезду в Златоглавую Белокаменную привелось работать с китайцами на выставке телекома (денег надо было позарез) - ещё раз убедился, что капитализм там заочно взял верх. С другой стороны не знаю - не казнили ли того представителя капиталистической системы Китая, который платил мне деньги за выставку.
Конфуцианство как система социальных норм в нынешнем Китае была бы идеальной, но в моём идеальном Китае идеалом был бы даосизм, но он к сожалению, а может к счастью - не для многих.
Автору спасибо, очень сжатая и содержательная, как сухари в тайге, картинка.
0 +0−0Rostislav D. Kudryashov23:34:40
08/11/2016
Ха-Джун Чхан (Чанг) в книге "23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм" пишет.
Частные собственники заинтересованы в повышении сегодняшней рыночной стоимости акций корпорации. Это подрывает долгосрочные перспективы. Психология акционера и менагера - выжать компанию досуха и вовремя смыться, т.е. сбросить акции. Крах несёт гораздо больший ущерб тем, у кого нет акций компании - её работникам, смежным предприятиям, всему государству.
Поэтому в Европе государство ограничивает власть собственников, вводя в Совдир профсоюзников и гос. представителей. В Японии также требуется перекрёстное участие в управлении представителей фирм-контрагентов.
Все эти меры - социалистические. И с ростом размеров корпораций такого социализма будет всё больше.
0 +0−0Виктор Малыш22:50:59
08/11/2016
Это в дебильной рашке "скрепы", а в Китае развитие, не зря практически первая мировая экономика
0 +0−0Халиф Аль-Багдади22:46:02
08/11/2016
1 +0−0radeon core17:40:19
08/11/2016
А Ленин не верил в справедливый социализм, поэтому сделал из социализма анархизм,
=================
Что за бред? Анархизм - это ликвидация государства вообще из жизни общества и страны
Именно анархия и есть мать порядка! Какелы это доказывают каждодневно!
0 +0−0Василий Хлебников18:20:46
08/11/2016
С чего бы китайцам отказываться от социализма? Им достаточно посмотреть на тот, крах, что произошел у нас с внедрением этой западной рыночной модели: нового хорошего ничего не создано, только разрушено то что было.
Да и крайне глупо внедрять то, что внедрялось сотни лет назад и от чего на том же западе постепенно отказываются в пользу... реального коммунизма.
А насчет греха нечестно нажитого капитала - это у нас с нашим 1993 актуально как нигде. У нас уже меньше года осталось до 7 ноября 2017
0 +0−0NULL16:50:46
08/11/2016
Смотря на сегодняшний мир, и сопоставляя его с работами Ленина, Маркса, понимаешь с ужасом, что именно эти люди были правы почти во всём.
0 +0−0Alexander Kruglov15:59:53
08/11/2016
социализм - это НЕ китайские скрепы!

Это - РУССКИЕ скрепы, ибо первым в мире социалистическим государством была Советская Россия, Р. С. Ф. С. Р.!

а КНР приняла эстафету только в 1949 году.

Потом в СССР произошел контрреволюционный переворот 1991 года и Россия погрузилась в темноту нищеты, западного разврата, капитализма, рвачества, наживы, проституции, а КНР продолжила идти социалистическим путем счастья и света.
0 +0−0Константин Лащухин13:16:14
08/11/2016
-4 +0−0Ari Lerner07:38:47
08/11/2016
первый признак социализма: государство владеет средствами производства и оно же контролирует ценообразование,
соответсвенно через последнее оно-государство контролирует производство и потребление......
не знаю о каком капитализме вы говорите в ссср.
>>первый признак социализма: государство владеет средствами производства

Это в чьей трактовке, интересно? Капитализм - частная собственность на средства производства в сочетании со свободным рынком труда, что отличает капитализм от феодализма и рабовладельческого строя. Социализм - общественная собственность на средства производства.
0 +0−0Константин Лащухин13:11:30
08/11/2016
-2 +0−0Alexandr Bogus08:17:18
08/11/2016
Vi sluciaino ne poluciaite zarplatu u Solovieva-Kiselieva! Uvajaemii? Oni poluciaut zarplato iz krasnogo doma iz krasnogo kirpicia! Edinaia Rossia=Bolishevizm=El Duce!!!
Очень умное высказывание. Главное, аргументированное.
0 +0−0Константин Лащухин13:07:35
08/11/2016
2 +0−0Ari Lerner07:48:09
08/11/2016
ну я думаю,если сравнивать эконмику китая в руинах 1945 года с 60-ми то % может и больше оказаться.
А в 70х почему такой рост был? И почему страны "свободного, либерального рынка" (где Мексика, например, или Гаити) из руин не восстанавливаются, а наоборот?
0 +0−0Константин Лащухин12:49:25
08/11/2016
2 +0−0Ari Lerner07:48:09
08/11/2016
ну я думаю,если сравнивать эконмику китая в руинах 1945 года с 60-ми то % может и больше оказаться.
А в 70х почему такой рост был? И почему страны "свободного, либерального рынка" (где Мексика, например, или Гаити) из руин не восстанавливаются, а наоборот? И почему лишь возвращение госрегулирования экономики помогло Бразилии и Аргентине оправиться от падения экономики, вызванного либеральными реформами?
0 +0−0Иосиф Сталин11:09:24
08/11/2016
-1 +0−0Иосиф Сталин10:31:46
08/11/2016
За время Cталинского руководства, в течение 30 лет, аграрная, нищая, зависимая от иностранного капитала страна превратилась в мощнейшую военно-индустриальную державу мирового масштаба, в центр новой социалистической цивилизации.
Нищее и неграмотное население царской России превратилось в одну из грамотнейших и образованнейших наций в мире. Политическая и экономическая грамотность рабочих и крестьян к началу 50-х годов не только не уступала, но и превосходила уровень образованности рабочих и крестьян любой развитой страны в то время.
За первые 19 лет управления страной Сталин увеличил её индустриальное производство без малого в 70 раз и из африканского состояния превратил во вторую в мире, а по целому ряду параметров и первую в мире страну.

А что было сделано за последние 25 лет барыжно-либерастного капиталистического строя в РФ?
Каких высот в экономике, науке, образовании, культуре, бесплатных соц. гарантиях для простого трудового народа добилась паразитическо-олигархическая власть РФ? кроме разворовывания ресурсов страны и вывода их на Запад?
Либерасты и прочая западная шваль любят покричать о "кровавом тиране Сталине" и "триллионах людей лично им расстрелянных":

В феврале 1954 г. на имя Н. С. Хрущёва была подготовлена справка, подписанная Генеральным прокурором СССР Р.Руденко, министром внутренних дел СССР С.Кругловым и министром юстиции СССР К.Горшениным, в которой называлось число осуждённых за контрреволюционные преступления, за период с 1921 года, по 1 февраля 1954 года. Согласно этой справке, всего за этот период было осуждено Коллегией ОГПУ, "тройками" НКВД, Особым совещанием, Военной Коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 человек, в том числе, из них, было приговорено к смертной казни 642 980 человек, а к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже — 2 369 220 человек, к ссылке и высылке — 765 180 человек. Обратите внимание, что это статистика за 32 года

Численность населения СССР при Сталине увеличилась со 136,8 млн. чел в 1920 г. до 208,8 млн. в 1959 г.
Численность населения РСФСР увеличилась примерно с 87,8 млн. в 1923 г. до 106,7 млн. чел. в 1953 г., то есть на 22%
Численность русских (великороссов, малороссов и белорусов) за время правления Сталина увеличивалась по данным переписей в среднем на 1,3-1,5 млн. в год.
1926 г. – 113,7 млн.
1939 г. – 133 млн.
1959 г. – 159,3 млн.

за время 25 лет либерастного геноцида русского народа - правления Ельцина численность населения России (что примерно равно численности русских в СССР на 1990 г.) сократилась на 5,7 млн. чел, за время правления Путина-Медведева – уже на 7,5 млн. чел.
Общие демографические потери за последние 25 лет с учетом неродившихся составили 31,3 млн. чел.

так КТО же "убийца миллионов"?
0 +0−0Иосиф Сталин10:44:50
08/11/2016
Если Россия и дальше не хочет быть позорной либерастной сырьевой и финансовой колонией Запада, встроенной в нагло-санксонскую "глобальную экономику" в качестве сырьевого придатка, то нам нужно срочно:

1) восстанавить народный социалистический строй и Советское государство в новой, нелиберастной, неколониальной Конституции России по образцу Конституции СССР 1977 года (гарантировав частную собственность вне отраслей госмонополии),

2) восстановить в новой Конституции России государственную идеологию - советский патриотизм и социалистический интернационализм (дружбу народов) - именно она должна определять смысл всех законов, деятельность политических партий, общественных объединений и граждан России.

3) начать 13-ю пятилетку как в КНР сегодня, форсированную реиндустриализацию госсектора страны,

4) провести 100 % национализацию ключевых секторов экономики - добычи природных ресурсов (нефти, газа, леса, металлов, угля и пр.), энергетики, ж/д, транспортной инфраструктуры (дорог, мостов, вокзалов, портов, гидросооружений и пр.), 5-ти крупнейших банков страны,

5) восстановить госмонополию на внешнюю торговлю через Минвнешторг (для пересечения вывоза капитала) - каждый цент валюты поступающей и выходящей из страны должен контролироваться государством!

6) восстановить гос. валютную монополию (для пресечения спекуляций и мафиозных структур), Любой оборот (наличный и безналичный) иностранной валюты внутри России должен быть прекращен - при выезде за границу любой гражданин России должен иметь возможность купить любые вещи или услуги по своей рублевой банковской карте путем автоматической конвертации на ней средств в валюту страны покупки по фиксированному курсу Госбанка России на день покупки

7) ввести золотой курс рубля (как было 1 марта 1950), все биржевые спекуляции рублем запретить!

8) восстановить смертную казнь с конфискацией за дачу и получение взятки и казнокрадство, присвоение и растрату госимущества в крупном размере, умышленное убийство, саботаж, вредительство, антисоветскую пропаганду и клевету на Советский строй, терроризм, сбыт наркотиков и вовлечение в него несовершеннолетних, валютную спекуляцию, браконьерство и прочие опасные преступления.
0 +0−0Иосиф Сталин10:32:23
08/11/2016
В 1990 году ВВП Китая в шесть раз ниже ВВП советского Союза. Сейчас это сложно себе представить, но это так. Это правда. В "благополучном" 2008 году ВВП Китая в три с половиной раза превысил ВВП России.

Сегодня мы действительно ничего не можем предложить миру, кроме сырья?

Да. И по этой причине модернизация в России не может осуществляться либеральными силами. Потому что как только мы начинаем что-то сложное производить сами, мы вырываем соответствующий рынок у западных корпораций, и тем самым отнимаем у них прибыль. Мы можем – поскольку наш рынок занят Западом – даже собственный рынок отвоевывать (это и есть модернизация) только в конфликте с Западом. А либералы на конфликт с Западом идти не могут. В этом их объективный исторический тупик.
0 +0−0Dmitriy_Silver__10:26:27
08/11/2016
Комментарий удалён.
Какая концентрация merde в человеке, надо же!
0 +0−0Никита Иванов08:18:36
08/11/2016
-2 +0−0Ari Lerner08:01:18
08/11/2016
уважаемый-штаты вывезли производство из китаю, уже как 3 года....
сейчас у штатов есть 16 маленьких китаев в тихоокенском регионе. учи матчасть. LOL
ну вообще не плохо если так будет, пусть 16 малочисленных островов держит все производство штатов, это значит, что его нет по сути))
0 +0−0Никита Иванов08:10:21
08/11/2016
-2 +0−0Ari Lerner08:01:18
08/11/2016
уважаемый-штаты вывезли производство из китаю, уже как 3 года....
сейчас у штатов есть 16 маленьких китаев в тихоокенском регионе. учи матчасть. LOL
я не понимаю этих наречий это раз, и два, китай первая экономика мира уже давно, не знаю, кто там и, что вывез в ваших фантазиях, но видимо на китае это не отразилось
0 +0−0duradulova07:36:38
08/11/2016
-4 +0−0Ari Lerner02:21:27
08/11/2016
отвечать будут некоторые в гаагском суде.
исключено
0 +0−0Ari Lerner07:21:36
08/11/2016
3 +0−0Gunars Zeps04:32:13
08/11/2016
Стагнация в Китае еще не наступила и очень не факт, что наступит вообще, как бы этого не хотелось кому-то.. Темпы роста экономики , конечно, уже не 10%, но стабильные 6-7% в год. Это при том, что вот в Европе как раз стагнация, а рост США 0.5-1% в год. Китай уже первый и с каждым годом отрыв увеличивается. Что называть социализмом, об этом, конечно, можно спорить, но то, власть КПК не поколебима-это факт. И открывается каждый съезд КПК пением Интернационала. Слова там ого-го. И это не Ералаш, я уверяю Вас!
при населении китая в 1,5 млрд -рост экономики в 6,2% это стогнация, а самое главное, что черта бедности установлена в $4,400 в год,
как можно конкурировать с остальным миром? как только штаты вывезли свое производство из китая -тем стало несладко.
вот с этим проблема- стогнация в экономики из-за того, что нет потребления товаров , производимых фабрикой мира.
причем после охлаждения мирового потребителя, народ китая должен был стать потребителем.
экономика штатов растет в среднем 2,5, что совсем неплохо
0 +0−0duradulova05:37:30
08/11/2016
Ой, Габуев какой няшка!
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь