«Никакого советского народа не было»

00:08 04/11/2016 Россия
«Никакого советского народа не было»
В советское время молодым инженером объездил почти все республики. Плотно общался с народом, так что имею свое небезосновательное суждение. Первое, и самое главное. То отчуждение, враждебность, которое мы видим сейчас, это от Лукавого. От большого, черного Лукавого! Это победитель приказал всем ссор...читать полностью

Закон о российской нации, предложенный президенту Владимиру Путину и одобренный им, принят в разработку парламентариями. Это не первая попытка заняться национальным строительством в стране — во времена СССР в программе КПСС содержалось положение о советском народе как об исторически сложившейся общности. «Лента.ру» попросила экспертов рассказать о том, насколько удачным оказался этот проект и какая судьба ждет новый закон.

Доктор экономических наук, директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский:

Конечно, в СССР произносились слова, которые несколько неадекватно описывали действительность, но поскольку государство существовало, то, наверное, можно говорить и о существовании в его рамках некоей общности. Когда начиналась война, воевали все граждане, они видели естественной защиту этой страны, а значит, и считали себя общностью.

Демагогия о едином советском народе существовала потому, что советское общество не было безупречным в плане организации межнациональных отношений. Но это относится к играм власти, которая вела их исходя из своих внутриполитических соображений, а не к самому народу.

Если же говорить в целом, идея гражданской нации разумна. Представьте себе, что у нас вновь возникают некие проблемы с внешним миром. Тогда, разумеется, все граждане выступают заодно, и никто не отказывается, допустим, от мобилизации в армию, исходя из того, что он не православный, или из-за каких-то других различий. Можно быть кем угодно по вероисповеданию или этническим корням, но при этом и ощущать себя гражданином страны.

Такое положение дел существует не только у нас. Допустим, в США можно считать себя афроамериканцем или латинос, но при этом быть американским гражданином и позиционировать себя так. Как бы она ни называлась, идея общегосударственной идентичности — самая важная, при сохранении всех других идентичностей (национальных и прочих). Из нее, впрочем, должна быть исключена этническая логика, чего у нас никак не могут сделать. В СССР были всякие теории коренизации, этнических различий, которым придавалось всегда большое значение на всех уровнях, вопреки риторике об интернационализме, не реализовавшейся на практике. Не надо делать кальку с концепции советского народа.

Боюсь, что закон о российской нации — это тоже риторика. Зачем он нужен? Разве у наших граждан нет представления о своей гражданской идентичности? США состоят из одних иммигрантов, но все они считают себя американцами. Есть ли у них закон на этот счет?

Руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной:

Я бы не стал преувеличивать успехи советской власти в деле построения советского народа. Если посмотреть с исторической точки зрения, это очень сложный процесс, в котором часто маятник качался в разные стороны. С момента образования Советской России не был решен русский вопрос. Самая большая нация, великоросская, в СССР никогда ничего не имела, в отличие от многих других — например, своей академии наук.

Начиная со второго послереволюционного съезда партии национальную культурную политику курировал Сталин. Там была определена особая концепция, в которой ни о какой советской общности речь не шла. Предполагалось, что должна быть активная фаза национального строительства.

В Советском Союзе политика гомогенизации (стремление сделать все советским) не проводилась. Возможно, власть чувствовала какие-то риски, связанные с этим, — сказать сложно. Кроме того, нужно понимать, что СССР всегда генерировал какое-то представление о себе в развивающихся странах — вспомним тезис Ленина о праве народов на самоопределение. Нужно было всячески показывать, что в нашей семье братских народов у каждого есть свой национальный язык, театр и так далее.

Проект построения единого советского народа не реализовался. Внутри советского строя активно создавались и строились нации (в какой-то мере по инициативе центра, в какой-то — по инициативе национальной интеллигенции), но позитивным следствием всего этого стал относительно бескровный распад Советского Союза.

Что касается закона о российской нации, то наверху, конечно, у нас сидят люди, которые думают, что они могут сконструировать все что угодно. Но, по моему ощущению, с советских времен все идет по своей советской инерции. Власть показывает свою озабоченность этим вопросом, а что она реально сможет построить, это уже вопрос другой.

Еще в советское время на уровне образовательной, культурной политики, законодательства были созданы такие механизмы, которые не позволяли так просто осуществить какую бы то ни было гомогенизацию по примеру европейской нации. Более того, нация в европейском смысле — продукт достаточно старый, являющийся результатом достаточно неприятной насильственной политики.

Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов:

Я считаю, что советский народ как общность был реальностью. Возможно, эта концепция не была доведена до конца, так как те идеологи, которые поторопились назвать все это новой исторической общностью, немного опередили время, но определенная тенденция, общие черты единой нации существовали.

Эти черты существуют и сейчас. Если посмотреть на некоторых людей из Средней Азии, то они остались во многом советскими людьми, воспитанными советской властью. Но это оказалось на поверхности. Более глубинные факторы принадлежности к своей этнической группе в условиях распада СССР их разорвали. Советская общность оказалась не очень крепкой, ее скрепы лежали на поверхности и не выдержали испытание первым же серьезным политическим кризисом.

Та же украинская нация начала активно формироваться только в последние 20 лет. До этого вы не смогли бы найти разницы между средним жителем Днепропетровска и Курска или Нижнего Новгорода. В каком-то смысле это был один народ. Но политическая ситуация нас разорвала, и сегодня мы принадлежим к разным нациям. Советская общность сохранила некоторые остаточные черты, но в целом распалась.

Я думаю, что процесс строительства нации не может быть ускорен или замедлен принятием какого-либо закона. Законы у нас, как правило, не действуют — то есть они носят скорее характер идеологической конструкции, чем реального механизма.

Сейчас мы имеем дело с нацией, расколотой по идеологическим факторам. Перед нами есть большинство и резко противостоящее ему либеральное меньшинство, которое не кажется большим с точки зрения процентов, но является достаточно влиятельным. Это уже говорит о том, что сформировать единую нацию в условиях идеологического раскола очень трудно. Прежде чем принимать закон, надо подумать о преодолении этого разрыва.

То же самое касается регионов. Очень много усилий надо приложить, чтобы жители Дальнего Востока ощущали себя полноценными гражданами России в условиях, когда они фактически оторваны от нее. Там подспудно идут свои процессы формирования своей исторической общности, отличной от общероссийской. Так что, на мой взгляд, принятие этого закона скороспешно и без серьезной аналитической работы не даст никаких позитивных результатов.

Российскую нацию может создать какая-то позитивная программа действий, которой сегодня нет. Было впечатление, что в первое десятилетие XXI века до 2011 года такая программа медленной и осторожной модернизации существовала, при сохранении каких-то гарантий тем группам населения, которые в нее не вписывались. Казалось, что мы движемся вперед, у нас свой путь модернизации, пусть не очень быстрый и форсированный, как предлагали в 90-е годы. Сейчас это ощущение исчезло, что ставит под вопрос реальность объединения людей вокруг какой-то позитивной программы. Единого видения будущего не существует, и это очень опасная вещь, подрывающая возможность формирования единой российской нации сегодня.

Публицист, главный редактор интернет-журнала «Русский обозреватель» Егор Холмогоров:

Давайте прежде всего честно признаемся, что никакого советского народа в этническом и культурном смысле — в том смысле, в котором существуют большие исторические нации, — не было и не могло быть по условиям самой организации советской системы. Есть, конечно, молодые модернистские нации, такие как, например, США, но это нации мигрантов.

Народы Советского Союза проживали в тех местах, в которых они жили всегда. Более того, у них были собственные государственные образования — союзные республики. В них поддерживалась и развивалась культура: узбекская, латышская, молдавская, армянская… Для некоторых из этих народов советский период был временем мощного культурного возрождения.

Говорить о том, что народы, оседло живущие на своих местах и при этом еще имеющие собственную квазигосударственность, могут слиться в одну нацию, несерьезно. Исходная идея была абсолютно абсурдной.

В итоге получилось, что перемешивание и появление чего-то близкого к концепции советского народа происходило в основном в городах за счет двух факторов. Первый — это межэтнические браки. Сын армянина и азербайджанки с учетом некоторой конфликтности этих двух наций больше ощущал себя советским человеком, чем армянином или азербайджанцем. Второй фактор, за счет которого происходило пополнение советского народа, — утрата этнической самоидентификации русских, у подавляющей части населения страны. Русская идентичность, в отличие от других, в СССР специально никак не поддерживалась. Часть русских теряла ее и тут же начинала считать себя по идеологическому признаку советскими людьми.

Но все равно слой носителей советской идентичности, которая перекрывала старые этнические, был сравнительно небольшим. Она имела значение в среде интеллигенции, партийных работников, но не в народных массах. Понятно, что как только запустились процессы распада советской системы и национальный ренессанс в эпоху перестройки, то со всех народов, кроме русских, эта идентичность слетела пулей. Уже к 1989 году все этнические окраины стали обостренно националистическими.

Просто за счет того, что русское национальное самосознание подавлялось гораздо сильнее, в России этот процесс затянулся на гораздо больший срок. Но именно тогда, когда оно восстановилось, начались разговоры о российской нации, и я считаю, что это просто какая-то глупая подстава. Это фарш, который пытаются провернуть назад, причем в тех условиях, когда, кроме конфликта, он ничего не породит.

Российская нация не может появиться в том виде, в котором ее представляют авторы закона, как некий синтез и объединение различных народов и наций, живущих на территории страны. По отношению к ним этот закон представляет собой международное уголовное преступление.

Русская нация существует. Она прописана во множестве этнографических справочников, энциклопедий и так далее. Тут вдруг оказывается, что русская нация будет отменена, а вместо нее появится российская. Чисто юридически это может расцениваться как угроза геноцида, потому что геноцид — это не всегда физическое истребление. Запрет для армян в Турции именовать себя армянами — тоже форма этноцида.

Авторы этой идеи вступили на очень опасную почву. Ничего, кроме дополнительных политических конфликтов в России, эта история породить не может. Эта непродуманно вброшенная идея сильно бьет по президенту. Я никогда за последние два с половиной года не слышал столько критики в его адрес, как после заявления о российской нации. Как говорили в середине 2000-х, президента подставили.

Господин Михайлов (завкафедрой национальных и федеративных отношений РАНХиГС Вячеслав Михайлов —прим. «Ленты.ру»), который громче всех выступает с этой идеей, в 70-е годы прививал пролетарский интернационализм во Львове. Уже к 1989 году стало понятно, насколько он был успешен в этом качестве.

Директор «Левада-центра», доктор философских наук, социолог Лев Гудков:

Конечно, проект советского народа был скорее лозунгом, чем реальностью. Практически и юридически это определение ничего не значило, потому что все это регулировалось подзаконными актами в ситуации изолированной страны с очень жестким идеологическим контролем и репрессивной машиной.

Смысл его — еще раз подчеркнуть тезис о морально-политическом единстве партии и народа, утопию единомыслия. Реально жизнь в СССР была организована иерархически по национальным и автономным республикам, поскольку разные ступени государственного устройства предопределяли разное финансирование, разные бюджеты и разные правовые практики.

Сама конструкция государства разрушала идеологему одного народа. Это неизбежно порождало конфликт интересов. Система — союзные республики, автономные республики, автономные края и так далее — таила в себе распад империи, поскольку в нее уже было заложено неравноправие. Поэтому говорить о реальном советском народе не приходится, что и проявилось в момент, когда прессинг и государственный контроль ослабили.

Эта концепция начала разваливаться в связи с возникновением движения за равноправие, уравнение статуса автономий и республик и требованием больших прав для последних. Это и взорвало в конце концов имперскую структуру. Похоже, что этот опыт никак не осмыслен. Желание вернуться в советские времена — повтор тех же ошибок.

В России никакой национальной идеи быть не может, кроме негативной, возникающей перед фантомом внешней угрозы, при консолидации от противного. Общих ценностей для объединения россиян нет и их нельзя создать, они не могут быть имплантированы. Они появляются только в процессе социальных отношений, и очень нескоро. Иначе это все идеологические фикции.

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(1093):

1 234 ... +1
22 +0−0Gunars Zeps01:29:05
04/11/2016
В советское время молодым инженером объездил почти все республики. Плотно общался с народом, так что имею свое небезосновательное суждение. Первое, и самое главное. То отчуждение, враждебность, которое мы видим сейчас, это от Лукавого. От большого, черного Лукавого! Это победитель приказал всем ссориться. В советское время национализм был, но на тихом бытовом уровне. И это было может быть лучшее, что было в СССР вообще. Разумные люди не испытывали вражды к другим народам и сами гасили пламя вражды. Что касается утверждения в заголовке, то оно ложно. Советский народ был. Недаром в 90-х говорили о "совках". Совки, кстати, неплохие люди. Я и сам "совок"... И "ватник", если вам угодно. Я думаю, это не худшее, что может произойти с человеком. Скорее даже наоборот... :) Я начитан так, что у молодых просто нет шансов. Я много занимался физкультурой и трудно найти что-то такое, где я оплошаю полностью. Во- синхронное плавание... :) А так перепробовал все, и кое где даже преуспел ну, на междузаводском уровне. Каждый день бегал, зимой с работы, на лыжи и в лес. Верил во все светлое. Помогал людям. Некоторых даже просто защитил... Любил. Верил, что все должно быть чисто и на всю жизнь.
Не я один был таким. Такими были все молодые люди начала 80-х. Привет вам, совки и ватники! Увы, мы не знали, что "это твои проблемы", что не "на%бешь не продашь", что человек человеку волк! Что надо бить ближнего внезапно и сильно, желательно ногой и в морду. Так можно выбить кусок тухлятины, который может спасти тебе жизнь!...
Мир не изменился к лучшему. Но стал проще и правдивей. Что дает надежду? Даже не знаю. Может быть Окуджава, законченный ватник!
Я вновь повстречался с Надеждой -
приятная встреча.
Она проживает все там же -
то я был далече.
Все то же на ней из поплина
счастливое платье,
все так же горяч ее взор,
устремленный в века...
Ты наша сестра,
мы твои непутевые братья,
и трудно поверить,
что жизнь коротка.
19 +0−0Марианна Хайдукова17:56:31
04/11/2016
Как можно говорить, что в СССР не было истинно советского народа?! Я 13 лет жила в Ташкенте, с 1979 по 1992г. Да, ехала с сомнениями, как сложится жизнь. Но именно в эти годы почувствовала, что значит ощущать себя частью советского общества. В доме жили и русские, и узбеки, и татары, и корейцы, как, собственно, и во всём городе, поскольку после землетрясения 1961 г. Ташкент отстраивала вся страна. Многие после этого остались там жить.И прекрасно жили! Праздник - значит во дворе ставили столы,и жильцы садились вперемежку, не глядя, что украинец (их в Ташкенте было много) сидит рядом с евреем. Была общность! И отлично, что люди моего возраста помнят это время.
14 +0−0Sergey Lopatnikov03:44:21
04/11/2016
Ангажированное вранье перестроечной (вроде Вишневского) и нацистской (вроде Холмогорова) сволочи, цель которой уничтожить многонациональную страну, как они сожрали СССР.

Есть простой и абсолютно объективный критерий: доля межнациональных браков. Просто вдумайтесь:

Если в 1959 г. количество межнациональных браков составляло 5,2 млн. или 10,2% всех браков в стране, то в 1979 г. - 9,9 млн. или 14,9%, а в 1989 г. - 12,8 млн. или 17,5%.
Более того - это в среднем по стране! В городах все было еще интереснее: там процент смешанных браков еще выше и достигает по некоторым республикам ТРЕТИ (Молдавия, например, 33%).

С учетом того, что коренное население в республиках как правило составляло большинство, то можно утверждать, что при заключении браков национальность вообще не играла существенной роли: ведущую роль играла сама статистическая возможность заключения межнациональных браков с учетом того, что "ино-национальности" составляли меньшиство.

Так что, что бы там не врали антисоветчики, общность СОВЕТСКИЙ НАРОД в отличие от "россиянского", реально существовала и потребовались гигантские пропагандонские усилия, чтобы народжы развести по этническому признуку, сняв общий, "советский" их определитель.

Можно сказать только одно: как бы власть не пыжилась, могли быть совесткие чечены, советские евреи, и советские русские, но никогда не появятся "русские чеченцы", "русские евреи", "русские якуты". Изо само название страны "Россия", будучи этнически окраженным (в отличие от СССР) играет разрушительную роль.
14 +0−0Aaaaaaaaa Aaaaaaaaaa01:25:41
04/11/2016
Хахахаааа, азиатские сми нас уже неграми выдают ))))
Типа смотрите, гопак - танцует, укры - нeгpы уже ))))

Монголоиды, вот только на фото - Москва.
А гопак танцуют студенты российского Университета дружбы народов )))
Ааааааа, ржу - Геббельс отдыхает )))

Ссылка:
Ссылка на www.alamy.com
12 +0−0Иван Иванов12:22:07
04/11/2016
Ждем откровений от икспердов из ВШЭ о том, что и СССР не существовал вовсе.
12 +0−0Виктор Заика08:21:30
04/11/2016
Дамы и господа! Любые попытки обсуждения этого вопроса не будут конструктивными, пока мы четко не разграничим понятия «государство», «население», «народ», «национальность» и «нация». Пока же мы используем их практически как синонимы, смешивая в одну кучу юридические (государство, население), генетические (национальность), культурно-психологические (народ, нация) понятия, никакого толка не будет. Коммунисты не такими уж дураками были, говоря о «советском народе», а не о «советской нации»: речь шла именно о формировании культуры (в широком смысле этого слова), в основе своей единой для всего населения страны.
В принципе, это и понятно, так как нация, говоря упрощенно, - это народ, имеющий собственную государственность. А для объединения в единый народ действительно нужна, даже необходима, общая для всех идея. И идея эта должна быть конструктивной, ибо идея деструктивная сама в себе несет собственное разрушение.
11 +0−0Gunars Zeps01:52:44
04/11/2016
Комментарий удалён.
На данный момент я программирую микроконтроллеры для интелектуальной системы уличного освещения.
10 +0−0Cannon19:31:12
04/11/2016
-7 +0−0Олександр Філіпов19:09:32
04/11/2016
Нет никаких "русских"!Есть:мерю,мокшу,эрзю и вепс(мордва),мари,мари-эл,чухня,ханты,манси,эвенки,ненцы,буряты,юкагиры (одул - иркин азуу),татары, чуваши, ингуши, адыги (черкесы), чечены, эвенки, тыва, самоеды,тунгусы,
лопари, мещера, остяки, уйгуры, мурома, весь, тыва, чудь, пермь, ямь,сосолы,комь,чуваши,якуты,алеуты,чукчи,коряки,удмурты,ительмены,нанайцы,карелы,калмыки,нганасаны хакасы,ойроты,цины,дауры,солоны,(а кириков
осталось всего 8 человек,- остальные 120 записались «русскими»)торгоуты (потомки кереитов) всего около 160 неславянских народов."Русские" - это их общее название. И нет в России "русской федеративной республики".
Нет в России административной единицы,где живут так называемые "русские". Татарстан есть, Дагестан есть, а "Русскиестан" – нету.
Говорят, что император Николай I однажды на придворном балу спросил маркиза Астольфа де Кюстина, спасавшегося в России от французской революции:
— Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?
— Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество!
— Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный — татарин, вот финн, а там крещёный еврей.
— Тогда где же русские? — спросил Кюстин.
—А ВОТ ВСЕ ВМЕСТЕ ОНИ И ЕСТЬ РУССКИЕ.

Именно в этом сила России.
Может, вы пытаетесь славян найти, по генетике вычислить принадлежность к той или иной нации?Не стоит тратить времени. Всё зависит от среды обитания, мироощущений, знания и уважения своей истории и общих целей.
10 +0−0Андрей Александров17:31:33
04/11/2016
НИУ ВШЭ надо проверить на нкошность
я не шучу они там как агенты влияния сидят
уж очень много маразма из этой шараги
9 +0−0Dmitriy NeoN18:40:11
04/11/2016
Почему попытки создать единую нацию получились в СССР и гарантированы в новой России?

цитата:
"Максим Кононенко, для РИА Новости

Я — русский. Я родился в России, я говорю по-русски, думаю по-русски и живу в русской культуре. Пью водку. Пельмени ем. Яйца крашу на Пасху.

Но кроме этого я пью вино, делаю плов, поздравляю соседей-мусульман с Курбан-байрамом, вырезаю детям фонарь Джека из тыквы на Хеллоуин, люблю датские сериалы, а каждую субботу отказываюсь от любой работы, ссылаясь на то, что шаббат. И это не делает меня не русским.

И я совершенно не понимаю, что может помешать татарину, чеченцу или якуту поздравить меня с Пасхой, любить Пушкина, нарядить елку на Новый год или сдать ЕГЭ по русскому языку. То есть, быть таким же русским, как я. При этом оставаясь татарином, чеченцем или якутом.

Если татарин, чеченец или якут выедут за границу, они там будут русскими. Просто потому, что они из России и у них русский паспорт. Слово russian только одно, и оно не различает — русский или же россиянин. Просто — житель России."

Ссылка на ria.ru
9 +0−0Великоросс02:23:36
04/11/2016
-5 +0−0Aaaaaaaaaa Aaaaaaaa02:00:17
04/11/2016
Хоспаде, вата. Это ты гуманитариям по ушам этими словами ездить можешь. Но и я, и ты хорошо знаем, что это за "программирование" и что это за уровень программирования (для тех кто в теме - в сравнении с теми же С++ или С#).

Так что, коли дрова и живи прошлым. А развитие оставь другим - не дано вам, не хотите вы.

Вы хотите жить прошлым. И самое поганое, что это прошлое - иллюзорное. Никто из совков не любит говорить о миллионах убитых в гулагах или заморенных голодом, о зверствах КГБ и о том, как стояли в очередях часами за сpaным хлебом. Не о чем говорить с вами - НЕ О ЧЕМ.
Баклан, СССР и стал сильным, потмоу что развился до атомного оружия и АЭС, Космоса, НИИ, институтов и университетов мирового уровня. Ты откуда инфу черпаешь? Из голливудских фильмов или из комиксов? Вот что значит поколение пепси, ни мозгов, ни разума, только пиндосские бредни и ложь.
8 +0−0Evgen18:28:21
04/11/2016
Нашли кого спрашивать. Прохфессоров из ВШЭ. Можно сразу Псаки было спросить - ответ был бы похожим, просто менеее интеллектуальным
8 +0−0Борис Губерман02:41:27
04/11/2016
Статья полнейший бред с конченой аргументацией. Антисоветчик - всегда русофоб. СССР как раз и начал разваливаться после подъема националистических настроений в республиках.
7 +0−0Владимир Курдюмов20:38:45
04/11/2016
"Умные" рожи с бородками рассуждают. В те года 75-78, я мог приехать в любую республику СССР. Теперь их накачали наркотиком собственности, но денег не дали.
7 +0−0Dimon Limon03:02:27
04/11/2016
-5 +0−0Aaaaaaaaaa Aaaaaaaa02:00:17
04/11/2016
Хоспаде, вата. Это ты гуманитариям по ушам этими словами ездить можешь. Но и я, и ты хорошо знаем, что это за "программирование" и что это за уровень программирования (для тех кто в теме - в сравнении с теми же С++ или С#).

Так что, коли дрова и живи прошлым. А развитие оставь другим - не дано вам, не хотите вы.

Вы хотите жить прошлым. И самое поганое, что это прошлое - иллюзорное. Никто из совков не любит говорить о миллионах убитых в гулагах или заморенных голодом, о зверствах КГБ и о том, как стояли в очередях часами за сpaным хлебом. Не о чем говорить с вами - НЕ О ЧЕМ.
Да был этот красный террор. Был сталин. Были все эти ужасы. Была и другая позитивная сторона. 74-х летний эксперимент не удался. Это утопия. Человек говорит про чистоту нравов, идеалы. Никто ппошлым жить не собирается, но обобщающие заключения, максимализм, стремление оскорбить оппонента говорит о молодости или глупости. Сомнительно, что-бы ты жил в СССР в разумном возрасте.
7 +0−0Леонид Ф02:24:46
04/11/2016
-5 +0−0Aaaaaaaaaa Aaaaaaaa02:00:17
04/11/2016
Хоспаде, вата. Это ты гуманитариям по ушам этими словами ездить можешь. Но и я, и ты хорошо знаем, что это за "программирование" и что это за уровень программирования (для тех кто в теме - в сравнении с теми же С++ или С#).

Так что, коли дрова и живи прошлым. А развитие оставь другим - не дано вам, не хотите вы.

Вы хотите жить прошлым. И самое поганое, что это прошлое - иллюзорное. Никто из совков не любит говорить о миллионах убитых в гулагах или заморенных голодом, о зверствах КГБ и о том, как стояли в очередях часами за сpaным хлебом. Не о чем говорить с вами - НЕ О ЧЕМ.
Бедный буржуйчик, из-за своего пещерного примитивизма, так ничего и не понял
6 +0−0Александр Зорин23:50:35
04/11/2016
Те кто пишут, что не было советского народа могут не морщить лбы, изображая из себя мыслителей. Родена им в помощь. Это у них наносное, от того что у них нос по ветру, чтобы именно сейчас не потеряться в массе. Но они далеки от многих десятков миллионов советских людей и их мироощущения в Советской стране.
Когда они врали, тогда когда жили в советской стране или лгут сейчас?
Противно и гадко на душе, когда читаешь этих хамелеонов.
6 +0−0Константин Калашников19:43:36
04/11/2016
Шли бы вы в задницу, господин президент, вместе с холуями своими. Я был русским-им и останусь. А слово "россиянин" ваш недоделанный наставник придумал. Вместе с такими же дебилами, каким был сам. Что ж "сссровец" даже Хрущев со своими 4 классами образования не придумал, не говоря уже о 2 классах церковной школы Джугашвили? Я за графу "национальность" в паспорте.
6 +0−0Андрей Александров18:57:50
04/11/2016
-5 +0−0Алекс allies18:08:40
04/11/2016
"...НИУ ВШЭ надо проверить на нкошность"
На "НЕКОШЕРНОСТЬ" хотели сказать??
Да вы таки антисимит)))
вы таки прочли то что хотели
6 +0−0Георгий Шилов17:22:24
04/11/2016
Почему такое низкое качество статей на Ленте в последнее время? Заявляется: "«Лента.ру» попросила экспертов рассказать о том, насколько удачным оказался этот проект и какая судьба ждет новый закон" и спрашивает мнение у Холмогорова. Какой нафиг Егорушка эксперт? Назовите хотя бы одну его работу по этнографии, социологии или культурологии. Не можете? Вот-вот.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь