Спокойной ночи, бердыши

00:09 24/10/2016 Россия
Спокойной ночи, бердыши
Две вещи в статье удивили. Во-первых, "кровавым" называли не Ивана IV, а Николая II Романова (кажется, канонизированного). Во-вторых то, как оправдывается Варфоломеевская ночь. Мол, религиозных противников тысячами уничтожать можно (чуть ли не гуманно), а политических (как в Новгороде) уже зверство.

В середине октября в Орле торжественно открыли первый в России памятник Ивану Грозному, возможно, самой противоречивой фигуре российской истории. Не успели утихнуть споры по поводу этого монумента, как стало известно о планах установить еще один — в Александрове Владимирской области, поскольку именно в этом городе располагалась резиденция царя. Александровская слобода действительно была центром опричнины — репрессивной политики, за которую Иван IV получил прозвище Кровавый. Но инициаторы всего этого с такой трактовкой совершенно не согласны. Они убеждены: царя оболгали, и его эпоха заслуживает более тщательного и непредвзятого анализа. «Лента.ру» разбиралась, кому и зачем понадобилось реабилитировать Ивана Грозного спустя почти 500 лет после его царствования.

Спешился в Александрове

Инициатива орловских властей вызвала ожидаемый и весьма негативный общественный резонанс. Даже пришлось переносить сроки открытия монумента царю, которого считают основателем города. Впрочем, недовольство местных жителей вызвало не столько то, кому памятник, сколько его местоположение. В городе состоялся санкционированный митинг против установки монумента в охранной зоне другого памятника архитектуры — здания местного ТЮЗа. Против высказались краеведы и депутаты местного горсовета. По итогам судебного разбирательства было принято решение о переносе памятника. Ивану Грозному выделили место на набережной у слияния рек Ока и Орлик. После этого споры утихли. Как показали опросы, большинство жителей Орла не имеют ничего против памятника Ивану Грозному.

В Александрове царя также решили поставить возле реки. Монумент выполнен в камне по проекту скульптора Василия Селиванова. Его ориентировочная стоимость — пять миллионов рублей, причем деньги собирались посредством добровольных пожертвований. По словам инициаторов, власти не помогали, но и не препятствовали им, что они расценивают как одобрение.

В Орле Иван Грозный изображен верхом на коне, в Александрове он стоит с посохом в руках на постаменте из известняка. Немного другой крест на груди царя — напоминает мальтийский. Скульптор объяснил, что консультировался по этому поводу в местной епархии. Он утверждает, что там в целом его поддерживают.

Памятник святоубийце

Позиция церкви в отношении Ивана Грозного много лет остается неизменной. Патриарх Алексий II крайне жестко критиковал попытки реабилитации царя и тем более считал кощунством «иконы» и «молитвы» Ивану Грозному. «Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, “с черного хода” канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию, — писал патриарх. — Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги церкви. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митрополита московского Филиппа и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие».

Его преемник патриарх Кирилл также высказывался о Грозном нелестно. Во время обсуждения личности Ивана Грозного в проекте «Имя России» тогда еще бывший митрополитом Кирилл рассуждал о нравственном надломе царя, имевшего по меньшей мере четырех жен и убийстве святого старца Корнилия на глазах множества свидетелей. «Отдавая дань должного государю Ивану Васильевичу Грозному, мы не можем оторвать и отделить от его образа все то, что связано со страданиями и кровью людей», — отмечал Кирилл.

В день памяти святителя Филиппа патриарх Кирилл выступил с обличительно речью в адрес Ивана Грозного. «Окружив себя опричниной, стремясь укрепить собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некоей оппозиции. Море крови было пролито на Руси, и когда царь после очередного набега на свой собственный народ, после очередной расправы над теми, кого он подозревал, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попросил благословения у митрополита Филиппа, тот благословения не дал. То был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие», — сказал патриарх в своей проповеди.

Однако в 2016 году патриарх неожиданно смягчил свою риторику. Он поддержал и благословил установку памятника в Орле, заявив, что царь заслуживает монумента как «основатель города и мощный государственник». Хотя патриарх по-прежнему выступает против канонизации Грозного, равно как и Петра Первого. Памятник был освящен духовником патриарха схиархимандритом Илием.

Изменение отношения патриарха к Ивану Грозному неслучайны, считает протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев. «Патриарх мог отстраниться от этой дискуссии. Это вопрос его выбора, тут не было непреодолимой силы гравитации, — говорит протодиакон. — Он подлаживается под некий властный тренд — играть мускулами, казаться очень сильными и не признавать своих ошибок ни в прошлом, ни в настоящем. До некоторой степени он этого стесняется, потому что сам публично не выступил с одобрением».

Протодиакон отрицает возможность внутрицерковных изменений по этому вопросу. «Это памятник святоубийце. То, что Иван Грозный многое сделал для России, — не аргумент. В свое время Пол Пот многое сделал для Камбоджи, а уж сколько хорошего сделал Ирод для своего королевства, не говоря о Понтии Пилате», — резюмировал он.

Ударили опричниной по пятой колонне

Позиция почитателей Ивана Грозного, собирающих деньги на его памятники, в корне отличается от церковной. В фонде сохранения и развития наследия русского мира «Светославъ» уверены, что царь — наиболее выдающийся государственный деятель в российской истории, незаслуженно оклеветанный оппонентами. По словам автора фильма об Иване Грозном «Царское дело» Бориса Лизнева, об этом свидетельствуют письма царя. «Все его тексты бесценны. Из них надо было выжать самое главное. Никто не читал его великолепной переписки с Курбским (бежавшим в Литовское княжество в 1564 году —прим. «Ленты.ру»). Это идеология власти и духовности страны», — отмечает режиссер, добавляя, что памятники Грозному стоит также поставить в Казани, Коломне, Рязани, Туле и Москве. «Шельмование Грозного в XVIII веке могло быть выгодно представителям новой династии (Романовых —прим. «Ленты.ру»), которая совершила духовный и социальный раскол, введя в стране крепостное право», — считает Лизнев.

Во время круглого стола, посвященного памятнику Ивану Грозному в Александрове, упоминали об «общей победе». Над кем или над чем, напрямую не говорилось, но сторонники памятника в один голос винят в очернении образа царя «либералов», которые, как они утверждают, существовали и при Грозном. Против них, очевидно, и была направлена карательная политика. «Это жалкие полпроцента людей, называющих себя либералами, которых волнует только их будущее. Они видят памятник и понимают, что история в России повторяется, идет циклично. Каждый раз, когда в России какой-то кризис — политический или экономический, — мы видим, что русская власть применяет методы опричнины», — считает член Общественной палаты Владимирской области Вячеслав Манягин.

Враги Грозного пытались привнести в страну западные порядки и обычаи, говорит директор Института русской цивилизации Олег Платонов. «Они были готовы сломать церковь и перевести страну в сторону католичества. Создав опричнину, Грозный сумел отрубить голову этой гидре. Без этого Россия стала бы второй Польшей, ее бы растаскали по кусочкам», — уверен он.

Смута, наступившая после смерти царя, — следствие действий той самой недобитой царем пятой колонны. А опричнина была «инструментом социально-экономических преобразований в стране».

«Иван Грозный — духовный покровитель нашего народа, государства и страны, — добавляет Манягин. — Одно известие об установке памятника улучшило психическую и демографическую ситуацию в стране». Каким образом монумент повлиял на рождаемость и психическое здоровье граждан, член Общественной палаты не уточнил.

Председатель Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич начал свое выступление на круглом столе с молитвы Ивану Грозному. Он также предложил поставить памятник царю на Лубянской площади в Москве, где раньше стоял монумент Дзержинского. Эту идею горячо поддержали. «Хочется верить, что Иван Васильевич своим духовным присутствием объединит народ и приведет к победе русского духовного оружия», — подчеркнул Симонович-Никшич.

Казнил и каялся

Иван Грозный сейчас актуален по разным причинам. К нему обращались, о нем говорили, его правление оценивали уже младшие его современники. И оценивали, как правило, отрицательно, считая, что смута начала XVII века случилась из-за «ратоненавистного разделения» в годы опричнины. Позднее, c XVII по XIX века, Иван Грозный как правитель постоянно привлекал к себе внимание по разным поводам. Но достижения, как и преступления царя, правильно вписывать в общий контекст эпохи истории страны и российского общества середины и второй половины XVI века, считает старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Владислав Назаров. «В его правлении можно выделить два периода. Если бы он скончался после первых двух — возведение памятника ему, быть может, было бы обоснованным. Хотя я в принципе не считаю правильным сооружать памятники только правителям. Однако с началом массовых репрессий, особенно с введением опричнины в 1565 году, второй период его правления вообще нельзя оценивать как позитивный», — отмечает Назаров.

Большинство российских историков за редким исключением личность Грозного воспринимали негативно. «Было одно небольшое исключение в середине XVIII века, когда российская историческая наука только формировалась, — продолжает ученый. — И была советская историография в годы массовых репрессий при Сталине. Тогда опричнину считали прогрессивной формой борьбы царя, якобы выражавшего интересы широких кругов дворянства, с остатками родовой аристократии и реакционным боярством. И это расценивалось как важный этап в централизации российского государства. Истоки таких взглядов восходили отчасти к работам авторитетных историков второй половины XIX — начала XX века, которые полагали основным вопросом в годы опричнины борьбу царя с боярством. Но системные исследования отечественных историков второй половины XX и начала XXI века показали, что такая концепция не верна фактически и неприемлема в теоретическом плане. А в наши дни характеристика Ивана Грозного как "собирателя земли русской", как поборника государственной централизации стала уже ненаучным мифом, используемым в сиюминутных политических целях».

Попытки почитателей Грозного приуменьшить масштабы его казней не выдерживает критики, добавляет Назаров. Число жертв только в дни погрома Новгорода и еще нескольких городов зимой 1570 года, по самым скромным оценкам, превышало три тысячи человек. Об этом свидетельствуют поминальные списки, которые рассылались по приказу царя по многим монастырям вместе с деньгами и вещевыми вкладами после смерти сына. «В январе 1583 года царь каялся перед близкими ему монахами Троице-Сергиевого монастыря во время частной беседы и договаривался об особом порядке поминания царевича. Именно тогда его канцелярия стала рассылать по обителям наиболее подробные перечни казненных. Это, однако, неполный список», — отметил историк.

Он также назвал некорректными попытки проводить сравнения с числом убитых в те же годы во Франции и Англии. «Это были не казни, а расправы католиков над протестантами, или в отдельных случаях наоборот. Эти взаимные массовые истребления людей были неизбежным следствием многолетней религиозной войны в тогдашней Франции. Так что сторонникам подобного сравнения надо доказать, что русский царь аналогично французскому королю вел религиозную войну против своих подданных. Что значительная часть русского общества, от бояр до простых крестьян, были еретиками и конфессиональными противниками православного царя. Вряд ли это им удастся», — говорит Назаров.

По приказу царя казнили без исповеди и причастия, запрещалось хоронить казненных вблизи церквей, нередко тела жертв выбрасывались на помойку, а родственникам запрещались заупокойные вклады в монастыри и церкви. Сами способы казни, по словам Назарова, были таковы, что у репрессированных не было никакой надежды на спасение своей души на Страшном суде. Учитывая все вышесказанное поклонникам Грозного вряд ли удастся доказать, что царь милостив, опираясь лишь на то, что он казнил немного меньше своих подданных, чем европейские монархи. 

Анастасия Чеповская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(373):

1 234 ... +1
19 +0−0Romlih05:15:53
24/10/2016
Две вещи в статье удивили. Во-первых, "кровавым" называли не Ивана IV, а Николая II Романова (кажется, канонизированного). Во-вторых то, как оправдывается Варфоломеевская ночь. Мол, религиозных противников тысячами уничтожать можно (чуть ли не гуманно), а политических (как в Новгороде) уже зверство.
18 +0−0Petr Petrov01:56:13
24/10/2016
Германия во время религиозных войн потеряла три четверти населения, Чехия во времена гуситских походов с 9млн. сократилось до 900000. Но зверем является Иван Грозный.
18 +0−0Jesse Pinkman01:38:25
24/10/2016
Какая-то бредовая формулировка - "реабилитация Ивана Грозного". Как будто до этого его предавали анафеме исключительно. Еще советская историческая наука взвешенно раскладывала как его благие начинания, так и отрицательные. Это как реабилитировать Ричарда Львиное сердце или Карла 12го, за какие-то их преступления. Они давно уже стали просто историческими персонажами, со своими изъянами и достоинствами.
16 +0−0Jesse Pinkman01:43:36
24/10/2016
-7 +0−0Лунный Трактор01:30:23
24/10/2016
поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие современной россии
При Иване Грозном территория государства расширилась в два раза. В битве при Молодях крымцам был устроен такой холокост, что они думать забыли надолго о каком-то давлении на Москву(хотя грабить продолжали конечно). Было положено начало покорению Великой Степи, которая столетиями жгла Русь и уводила в рабство людей(кстати не только московских). Даже и не знаю, стоит Иван Грозный того, чтобы это ценить или нет.
16 +0−0Dmitriy NeoN01:35:55
24/10/2016
цитата:
"Он также назвал некорректными попытки проводить сравнения с числом убитых в те же годы во Франции и Англии. «Это были не казни, а расправы католиков над протестантами, или в отдельных случаях наоборот. Эти взаимные массовые истребления людей были неизбежным следствием многолетней религиозной войны в тогдашней Франции. "

Врун либерастический! Пусть врет детишкам своим сказочками на ночь а не нам, россиянам. Кромвеля пусть вспомнит и "овцевание" в Англии
15 +0−0Матрос Батарейкин01:53:43
24/10/2016
В Новгороде Малюта "зачистил" не "три тысячи по самым скромным подсчётам", а полторы, и в поминальных списках, которые дошли до наших дней - три с половиной, итого - пять тысяч репрессированных, реально грозный царь:) Его английский коллега, правивший в это же время укакошил на порядки больше своих подданных и за это прозван Добрейшим:))))
14 +0−0Jesse Pinkman01:46:23
24/10/2016
16 +0−0Dmitriy NeoN01:35:55
24/10/2016
цитата:
"Он также назвал некорректными попытки проводить сравнения с числом убитых в те же годы во Франции и Англии. «Это были не казни, а расправы католиков над протестантами, или в отдельных случаях наоборот. Эти взаимные массовые истребления людей были неизбежным следствием многолетней религиозной войны в тогдашней Франции. "

Врун либерастический! Пусть врет детишкам своим сказочками на ночь а не нам, россиянам. Кромвеля пусть вспомнит и "овцевание" в Англии
Резня на религиозной почве это ведь совсем другое дело, прогрессивное европейское начинание! Не то, что отсталые московиты с тираном, который выстраивал вертикаль власти.
11 +0−0Руслан кей07:43:14
24/10/2016
Пипец их корежит от памяти Ивана Грозного. Аж пищать)))
11 +0−0Alexey Kuznetsov07:19:04
24/10/2016
" Число жертв только в дни погрома Новгорода и еще нескольких городов зимой 1750 года по самым скромным оценкам превышало три тысячи человек. " Ребята вы что там курите? Какой Грозный во времена Елизаветы Петровны?
11 +0−0Сергей Александрович04:48:51
24/10/2016
Интересно, как либерасня вообще представляет себе Средние Века - с позиций гуманизма и либерализма что ли? Или с позиций христианской продажной морали? А каким вообще мог быть политик в то дикое время в морально-нравственном смысле? Из Грозного всё пытаются графа Дракулу вылепить... Судить Грозного как политика, исходя из высоких моральных и нравственных ценностей, которым современные-то политики не всегда отвечают, могут либо идиоты, либо тупая либерасня, либо продажные попы. При этом продажная Церковь что-то забыла о Василии Блаженном, в честь которого был построен собор. Давайте тогда уж и мировой символ Руси сожжём, ведь строил его средневековый дикий царь, не отвечающий нормам морали современной либерасни, которая, в отличии от Ивана, вообще ничего после себя не оставит, кроме пердежа, кукареканья и вони
10 +0−0Матрос Батарейкин03:10:50
24/10/2016
-8 +0−0Сергей Матисон02:53:30
24/10/2016
Курбский был олигархом и коррупционером?
А Ходорковский был узником совести? :)
10 +0−0Великоросс02:03:03
24/10/2016
Русофобам Иван Грозный конечно ненавистен, так как он укрепил и расширил Россию, сделал ее сильной
9 +0−0Алексей Кондратьев17:39:20
24/10/2016
>>пытается самочинно, “с черного хода” канонизировать тиранов и авантюристов
И тут же канонизируют Николая 2. Логика!
9 +0−0Иван Ивано07:32:46
24/10/2016
О периоде правления Грозного мало информации, потому что практически все документы были уничтожены. Поэтому где правда и лож трудно судить, прогрессивный был царь или деспот, если судить по увеличению территории, прогрессивный царь, по состоянию вооруженных сил не уступал западу и востоку
9 +0−0Alexey Kuznetsov07:21:50
24/10/2016
Господину "историку" напомнить про казнённых английских крестьян, без всякого религиозного подтекста...
9 +0−0Матрос Батарейкин02:25:03
24/10/2016
-10 +0−0Лунный Трактор02:12:55
24/10/2016
давил помидоры?
Давил сепаратистов, олигархов и коррупционеров.
8 +0−0Key Altos14:47:56
24/10/2016
-5 +0−0Кирилл Бэндер13:41:00
24/10/2016
Кто следующий? Чикотило? Путин пытается убедить тупорылое быдло, что репрессии и геноцид, а также монархия, это в принципе нормально, так и должно быть, на троне должен сидеть шизофреник самодержавец, помазаник божий, фараон сын бога (Владимир Владимирович) и сажать на кол неугодных во имя отца и сына и светаго духа, а ватное бидло должно молча стоять на коленях и ждать опричников за дверью...
Историки утверждают, что без учета за время правления Иоанна Васильевича и по его приказу было казнено меньше людей, чем убито гугенотов во Франции за одну лишь Варфоломеевскую ночь.
Источник: Ссылка на www.kulturologia.ru
Почитайте источник, полезно!
8 +0−0Peter Asket14:09:23
24/10/2016
Господи! Ну опять очередной пасквиль на русскую историю! Какой Иоан "кровавый"? С легкой руки вот таких "писателей" молодежь будет уверена в том, что расстрел мирной демонстрации в январе 1905 года, когда было убито 130 мирных граждан и свыше 300 получили ранения, организовал Иван Васильевич. С лёгкой руки Карамзина, по каким-то причинам шибко не возлюбившим этого царя-государственника, начали кочевать грязные мифы по поводу правления Ивана IV. Мы за последние 70 лет несколько раз переписывали свою историю, и через лет 50 она предстанет перед нашими потомками в абсолютно искаженном виде. А тут более 300 лет с момента смерти царя! То, что церковь невзлюбила Ивана Васильевича, вполне понятно, и нам не указ. Для объединения и укрепления Русского государства царь вполне оправдано игнорировал мнение церкви на этот счет. А когда церковь стала активно вмешиваться в государственные дела и препятствовать реформам, Иван IV и "власть употребил". Кстати, Иван IV в конце своего правления покаялся за жестокость, с которой он устанавливал порядок в государстве. А вот что-то я не припомню, чтобы возведенный нынче РПЦ в разряд страстотерпцев Николашка-кровавый покаялся бы за свои преступления перед собственным народом.
8 +0−0Павел Фомин11:15:02
24/10/2016
Можно подумать мало трупов, а то и пепла от них церковь за собой оставила!
8 +0−0buhtiar09:48:11
24/10/2016
Какой то странный историк, у него "некорректно" сравнение с Европой потому как там "религиозные войны". А что, эти самые религиозные войны не имели в своей основе политическую борьбу за централизацию власти в руках монарха? Генриха VIII, что, так интересовали догматические вопросы веры или всё таки он хотел править по своему усмотрению, не оборачиваясь на досадно мешающего ему Папу?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь