«Могли бы и устыдиться, но нет»

00:07 12/10/2016 Россия
«Могли бы и устыдиться, но нет»
Да вообще-то в школе могут ухайдакать не хуже чем в армии. Дети вообще звери.

Проблема насилия в школе стояла всегда. Изменилось ли что-нибудь за последние годы? Что является причиной буллинга в детском коллективе? Как с этим бороться? На эти и другие вопросы «Ленты.ру» ответила психолог, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, руководитель Фонда Развития Интернет Галина Солдатова.

Зачем вы травите?

«Лента.ру»: Из-за чего современные школьники травят друг друга? Изменилось ли что-нибудь за последние 20 лет?

Солдатова:Школьная травля (или, используя современную терминологию, буллинг) как таковая мало изменилась за 20 лет — разве что сейчас все больше используются последние технологии: смартфоны и приложения, интернет и социальные сети — и буллинг превращается в кибербуллинг. Причины буллинга могут быть самыми разными: социальными, экономическими, семейными, ситуационными и другими. Как правило, это совокупность факторов.

Пострадать от буллинга может любой ученик, при этом зачастую отсутствуют какие-либо конкретные основания для агрессии. Повод может быть самым разным. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей. Например, это может быть новичок, которому устраивают проверку, определяя границы дозволенного.

Жертва может быть другой этнической принадлежности. Пришел в класс, скажем, мальчик-киргиз, а там все дети русские, москвичи. С большой долей уверенности можно сказать, что это станет потенциальным поводом для конфликта. Сначала обидчик оценивает, как поведет себя новичок, согласится ли он на приклеенный ярлык — стигму. Это социальное клеймо, которое, как правило, определяется принадлежностью к той или иной непопулярной в обществе группе и незримо сопровождает людей различного возраста.

Жертвой могут становиться ученики с особенностями развития. Причиной для буллинга часто служат и поведенческие особенности жертвы: школьные неудачи или достижения. Например, ребенок плохо учится или, наоборот, получает только хорошие оценки, но не может за себя постоять.

Стигматизированные живут в неопределенности: они никогда точно не знают, примут их или отвергнут. Дети чутко улавливают эти стигмы, информация о тех или иных стигматизированных группах транслируется в семьях, на улицах, в СМИ. Это вообще лакмусовая бумажка: если в классе кого-то травят, например, по этническому признаку, значит, и в обществе в этом смысле что-то неладно.

Вы упомянули буллинг, спровоцированный этнической принадлежностью. А есть какие-нибудь особенности буллинга в классе, состоящем преимущественно, скажем, из детей выходцев из Средней Азии, с Кавказа?

Если речь идет о детях другой этнической группы, то здесь и свои правила поведения. Вся эта сила межличностных связей в классе может быть направлена против возможной жертвы буллинга. И тут уже все идет по общей схеме. Как всегда, может быть один зачинщик или группа, в которой, как правило, есть лидер. И, как всегда, будут те, кто молчаливо поддерживает ситуацию — свидетели или наблюдатели.

Они делятся на несколько групп. Во-первых, это сочувствующие, которые хотят заступиться, но боятся, поскольку обидчик — сильный, и в следующий раз на месте жертвы может оказаться заступник. Во-вторых, это поддерживающие, которые не вмешиваются, но одобряют, объясняя для себя собственное поведение тем, что якобы жертва буллинга заслужила подобное обращение. И, наконец, есть просто равнодушные, которым нет до происходящего дела.

Дети, ставшие свидетелями травли, получают определенный жизненный опыт, и если после этого не следует соответствующая воспитательная работа, он закрепляется в форме соответствующего поведения и выбранных ролей в аналогичных ситуациях.

Совершенно особая категория — это защитники. Существует экспериментальное исследование, показывающее, что если начался буллинг и среди свидетелей есть защитники, то конфликт иногда заканчивается за первые 10 секунд. А если любопытствующие зрители молча стоят и смотрят, то это становится хорошей почвой для дальнейшей травли — дает обидчикам все основания покрасоваться, унижая другого ребенка.

Есть такой психологический феномен, как эффект свидетеля: чем больше свидетелей, тем меньше шансов на то, что кто-то вступится за жертву. Поэтому если будет только один наблюдатель, то он скорее поможет, чем если соберется толпа. Этот эффект работает и внутри детской аудитории. Дети учатся быть безмолвными и равнодушными свидетелями насилия: «Вот, все это произошло, я не полез, и хорошо, что я это не сделал. А Вася полез, и ему тоже досталось». Потом из таких осторожных и равнодушных сторонних наблюдателей формируется общество.

То есть проблема равнодушного общества, о которой часто говорят, закладывается еще в школе?

Нельзя сказать, что она закладывается именно в момент буллинга, но точно формируется и усугубляется. И многие родители это поддерживают: учат детей не лезть куда не надо, не ввязываться в непонятные ситуации и быть максимально осторожными. Я не призываю всех бросаться на амбразуру и защищать жертву, но если мы не станем вести соответствующую работу в школах, то будем способствовать появлению в нашем обществе равнодушных свидетелей, которых не будет волновать проблема агрессии и жестокости.

Мы все хотим, чтобы наш ребенок был сильным. Но все дети разные. Например, есть мнение, что мальчик должен уметь давать отпор, быть брутальным, но ведь надо понимать и то, что он может быть романтичным, созидающим, спокойным и решать проблемы мирным путем, путем переговоров. Это культурный выход из конфликтной ситуации.

Существуют разные подходы к пониманию агрессии. Один, который все называют устаревшим, тем не менее остается наиболее популярным. Он рассматривает агрессию как врожденную инстинктивную форму поведения. Иными словами, конфликты и агрессия будут всегда, так как определяются природой человека. Исходя из этого, делается вывод, что искоренить агрессию невозможно, можно ее ослабить, ввести в цивилизационные рамки.

Уровень агрессивности зависит также и от психофизиологических факторов, например недостатка эндорфинов или повышенного уровня тестостерона. То, что мальчики агрессивнее девочек, определяется в том числе и гормональными особенностями. Общая культура и воспитание должны помочь ввести эту агрессию в приемлемые рамки законов, норм и правил поведения. Человеческая цивилизация все время над этим работает.

Кроме того, жесткие, волевые и агрессивные люди нужны в обществе — это и хорошие руководители, и хирурги, и выдающиеся спортсмены. Поэтому если вы понимаете, что у вас агрессивный ребенок, его надо обязательно вовлекать в соответствующие виды деятельности. Если «маленькие агрессоры» находят себя в жизни, они обязательно будут успешны и востребованы обществом.

Причины агрессии

Часто родители копируют поведение своих родителей, те — своих, и так далее. Как решить эту проблему?

Выход есть, и общество так или иначе движется по этому пути. Сейчас о ситуациях насилия в школе начинают говорить всерьез. В разных странах мира уже приобрели широкую известность программы по комплексной профилактике систематического агрессивного поведения, а также по работе с ситуациями буллинга и их последствиями.

Как отношение к ребенку в семье влияет его поведение в коллективе?

У всех разные модели поведения дома. Если у агрессора авторитарная семья, его ставят в определенные рамки и никак не позволяют выразить свою агрессию. Такой ребенок приходит на урок и выплескивает всю негативную энергию и агрессию в классе. Поэтому в школе надо проводить мониторинг подобного поведения. Замечательно, если назначается человек (обычно — замдиректора) по профилактике насилия, поскольку очень важно отслеживать наличие этой проблемы в учебном заведении.

О том, что агрессия в каком-то смысле становится нормой поведения современных школьников, говорят и следующие данные, которые мы получили в наших исследованиях: каждый пятый ребенок — участник нашего опроса сказал, что он был жертвой буллинга, но обратите внимание: тех, кто считает себя агрессором, оказалось больше — каждый четвертый.

Может быть, они просто хотели казаться агрессорами, так как это дает им выгодное положение в классе?

Да, может быть и так. Наши школы зачастую ведут не слишком эффективную политику в отношении предотвращения насилия, поэтому оно становится даже почетным. Интересно, что дети не стесняются этого, ведь вопрос перед ними ставился прямой: «Ты сам кого-нибудь обижал, толкал, мучил, травил? Причем делал ли ты это неоднократно?» Каждый четвертый ответил «да». Могли бы и устыдиться, не признаваться, но нет.

Мне кажется, что умение постоять за себя, по мнению родителя, дает ребенку возможность ответить на агрессию. Но в результате же ведь именно таким образом и формируется агрессивное поведение?

Да. Есть такое понятие, как ответная агрессия (умей дать сдачи, постоять за себя), а есть понятие «норма возмездия». И здесь возникает вопрос: а каковы критерии этой нормы, как ее правильно отмерить? Агрессия — это очень приятное состояние, особенно когда ты выходишь победителем.

Одно время специалисты спорили насчет последствий агрессивных игр. Считали, что ребенку ими заниматься полезно — он таким образом выплескивает всю свою агрессию и успокаивается. Но исследования последних десятилетий опровергают это мнение.

Опасные игры

Что это за игры?

Самые разные. Сейчас, конечно, идет речь о компьютерных, а раньше были и казаки-разбойники, и прочие. Игра игрой, но знаменитые эксперименты показали, что люди, играющие в тюремщиков, начинают с определенного момента всерьез выполнять свои «обязанности». Существуют исследования, согласно которым жестокие компьютерные игры не понижают агрессию, а, наоборот, повышают ее. Происходит не разрядка, а привыкание: ты разрезал 150 монстров пополам и получил удовольствие — твое агрессивное поведение получило подкрепление.

Разве дети не разделяют реальный и виртуальный мир?

Статистика Фонда Развития Интернет говорит о том, что каждый третий ребенок школьного возраста сегодня проводит в сети восемь часов и больше. Для наших детей интернет и все, что происходит на экране, — это смешанная реальность. Реальный и виртуальный мир для них идут в одной упаковке.

Дети многое экстраполируют из компьютерных игр. Важно, чтобы они не переносили в реальную жизнь — хрупкую и короткую — правила перезагрузки и уверенность в том, что у них в запасе всегда есть еще несколько жизней.

Что делать

В советской школе проблему жертвы травли решали так: ребенок, если у него хватало смелости, обращался к маме или учителям, учителя вызывали агрессора, начинали его ругать, что вело к усугублению ситуации, и за этим мальчиком или девочкой закреплялась репутация ябеды. Как правильно должны вести себя в этом случае родители и учителя? Изменился ли подход в современной школе?

Все зависит от квалификации и желания преподавателя работать с этими вопросами. Опыт показывает: наказания неэффективны и часто приводят к обратному результату. Надо загружать ребенка активностью, в которой его агрессивные качества могут реализоваться в хороших делах. Надо помогать ему ставить себя на место жертвы, чтобы он переживал ее опыт. Даже с агрессором нельзя бесцеремонно обращаться и применять карательные санкции, хотя всегда проще авторитетно сказать, что так делать нельзя, и наказать негодника.

Это всегда сложный, трудоемкий процесс. Он требует большого терпения и пристального внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. В конце концов это вопрос и будущего ребенка. Есть исследования, согласно которым у подавляющей части детей-агрессоров, если их жестокость не была направлена в продуктивное русло, больше проблем с трудоустройством, они меньше зарабатывают и вообще по жизни менее реализованы и благополучны.

Если говорить о жертве, то тут тоже нужна комплексная работа и очень большое внимание со стороны учителей. А ведь бывает, что ребенок приходит даже к директору и говорит: «Я не могу так жить». И я знаю случаи, когда директор, не видя возможности решить эту проблему, ему отвечал: «Либо терпи, либо уходи из школы». Обидчики могут быть влиятельными, такими, с которыми сами учителя справиться не могут и боятся любым контрдействием усугубить ситуацию.

Что же делать?

Здесь выход один: работать всей школой, говорить и с жертвой, и с агрессором, и со всем классом. Нужны специальные акции, которые наглядно демонстрируют, что буллинг — это плохо, и надо жить по-другому. Такие мероприятия надо проводить на уровне всего класса, групп внутри коллектива и в индивидуальном порядке. Все это, конечно, необходимо реализовывать при полной поддержке родителей, которые должны стать партнерами в этой работе.

Наши чиновники от образования задумываются о том, как решать проблему буллинга?

Конечно, с проблемой буллинга борются, но нам не хватает комплексности и последовательности действий — реализации антибуллинговых мероприятий на самых разных уровнях, профилактических работ, структурных изменений, делегирования полномочий школам в области мониторинга ситуаций. То есть чтобы проблема контролировалась изнутри. Нужно постоянно об этом думать, работать со школами. Этот вопрос не должен оставаться без внимания ни администрации учебного заведения, ни конкретных учителей.

Мы с телеканалом Cartoon Network второй год подряд проводим антибуллинговую кампанию, и я считаю, что это очень важно, так как зрители этого телеканала — в основном дети до 11 лет. Это очень чувствительный возраст, в котором проблемы, связанные с насилием и агрессией, переживаются особенно долго и глубоко. Важно информировать родителей, учителей и детей о том, что можно жить по-другому, быть друзьями, а не враждовать.

Беседовал Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(156):

1 234 ... +1
20 +0−0Хpюн Моржов01:19:40
12/10/2016
12 +0−0Абрам Пушкинд01:12:39
12/10/2016
Те кто не успеет познакомится с буллингом в школе, познакомится с ним в армии. Причем, первое время будет принято его "воспитывать", при этом унижая, оскорбляя и нарушая его личностные права, а перед дембелем общество будет требовать от него унижать и нарушать права других.
А это уже не дети и в руках у них не портфели.
Да вообще-то в школе могут ухайдакать не хуже чем в армии. Дети вообще звери.
15 +0−0Ксенофоб сибирский03:42:37
12/10/2016
1 +0−0Хpюн Моржов01:58:04
12/10/2016
Дедовщина в армии - это совсем другое, за вычетом того, что мозгу в 18-20 лет ненамного больше, чем в 12-14.. Дедовщина выгодна офицерам взводного/ротного звена, и поэтому они не возражают против неё. Все их обоснования укладываются в формулу ""не мешай сержантам работать, если не хочешь работать сам". Ну а то что ситуация иногда выходит из-под контроля, и зверствовать начинают не только сержанты, так это издержки явления.
Где есть нормальные офицеры ,а не фуфло там дедовщины не может быть по определению.Помню пришел к нам новый ротный,построили,прошелся перед строем внимательно посмотрел,а потом спокойно так заявил:в этой роте один дед-я,и так оно и было...
13 +0−0Хpюн Моржов01:16:47
12/10/2016
Закрыть школы немедленно.
12 +0−0Абрам Пушкинд01:12:39
12/10/2016
Те кто не успеет познакомится с буллингом в школе, познакомится с ним в армии. Причем, первое время будет принято его "воспитывать", при этом унижая, оскорбляя и нарушая его личностные права, а перед дембелем общество будет требовать от него унижать и нарушать права других.
А это уже не дети и в руках у них не портфели.
11 +0−0Абрам Пушкинд01:42:03
12/10/2016
20 +0−0Хpюн Моржов01:19:40
12/10/2016
Да вообще-то в школе могут ухайдакать не хуже чем в армии. Дети вообще звери.
"Дети вообще звери."
Я уже привык опасаться тех, кто заявляет, что любит детей
10 +0−0Антиох Касторович13:59:24
12/10/2016
Забавно, читать бред: "Надо помогать ему ставить себя на место жертвы, чтобы он переживал ее опыт. Даже с агрессором нельзя бесцеремонно обращаться и применять карательные санкции" . Эта дамочка хоть в курсе того о чем пишет?:) Вспоминаются истории из советского прошлого.
1. Пионерский лагерь от советского завода. Пара явно перереросших дебилов ведущих себя а-ля паханы на зоне. Полсмены им" помогали ставить себя на место жертвы, чтобы они переживал ее опыт." :))) Кончилось все быстро и эффективно, при посещении душа (даже скорей бани советские же времена), с группой оказался не наш вожатый , который вместо увещеваний, после того как "малолетний пахан" начал глумится над одним из ребят быстрым ударом "поддых" свалил эту тварь. И все кто полсмены терпели это падло смотрели как он корчится в грязной воде у их ног. Кстати, больше его мы не видели, а его прихвостней не было слышно до конца смены.

2. Советская школа, группа подобных недоумков. Из малолетних задир, "выросли" сначала до комнаты милиции", затем было групповое изнасилование и "венец карьеры" избиение физрука (сломана нога, ребра). Главарь выпустился из школы уже настоящим бандитом, благо как раз 90-е на подходе были, и в этой роли сложил башку. Все это время были увещевания и уговоры (лишь бы "наверх" не просочилось).
9 +0−0Константин Никитин12:03:31
12/10/2016
-11 +0−0Анна Семенович11:02:10
12/10/2016
иногда ученик есть сама школа и она не согласна с тем как устроено обучение в школе но так как вам это в диковинку вам этого просто не понять и разумеется идет травля о чем школа итак вкурсе что будет от непонимаютих школу учеников школы ибо они ученики а школа то есть я учитель и просто либо кто то будет выгнан из школы ибо просто не поспевает изучать матерриал либо будет переходить в новый класс а систему оценочных балов понимания уроков можете придумать сами ибо для школы это не важно кто быстрее будет поспевать лишь бы в целом обучались ибо это школа жизни а школа жизни очень суровая штука
Знаки препинания, дура! Пользуйся знаками препинания!!!
8 +0−0Catherine Bayeva10:13:12
12/10/2016
-1 +0−0Catherine Bayeva10:00:56
12/10/2016
Травля еще в дореволюционных гимназиях была, и в советской школе. А что, во взрослых коллективах не бывает изгоев? Проблема стара как мир и столь же вечна.
Вы б классиков читали, сомневающиеся. Кстати организаторы травли чаще не агрессивные, а очень умные и подлые детки. А тупую силу в помощь они всегда найдут.
8 +0−0Хpюн Моржов01:59:09
12/10/2016
11 +0−0Абрам Пушкинд01:42:03
12/10/2016
"Дети вообще звери."
Я уже привык опасаться тех, кто заявляет, что любит детей
Я люблю рыбу.
7 +0−0Anatolii Borodaiev12:29:06
12/10/2016
7 +0−0Хpюн Моржов12:14:22
12/10/2016
Однажды, лет 15 назад, я по работе побывал в центральной областной психушке.
Знаете, что меня больше всего потрясло, граждане?
Нет, не больные, не их вид, не вид зданий и не порядки. Картотека! Огромный зал со стеллажами до потолка, на которые навалены горы папок с историями болезни. И наклейки на папках, соответствующие районам области. Количество этих бумаг просто убийственно. Это я к тому, что психические отклонения (даже не болезни, а всего лишь отклонения) отнюдь не редкость. И если у того мальчика или девочки не всё в порядке с психикой, не поможет никакая система образования, воспитания, никакие мудрые учителя, никакие умные родители. Его (её) лечить надо. Потому что это болезнь или грань болезни, а не "ну он у нас такой". Патологические черты характера (психопатии), очень мешают жить и самому пациенту, и окружающим, но в отличие от тяжёлого сумасшествия не видны неспециалисту, и люди думают, что перед ним просто хулиган, когда на самом деле это психопат, которому нужна психиатрическая коррекция личности.

А вы тут об учителях да о системе.
Случай психического расстройства здесь можно не рассматривать. Это действительно к врачам. Но случаи травли (или там дедовщины) зачастую возникают в коллективах психически здоровых людей. Это не психиатрия, зто - психология.
7 +0−0Хpюн Моржов12:14:22
12/10/2016
Однажды, лет 15 назад, я по работе побывал в центральной областной психушке.
Знаете, что меня больше всего потрясло, граждане?
Нет, не больные, не их вид, не вид зданий и не порядки. Картотека! Огромный зал со стеллажами до потолка, на которые навалены горы папок с историями болезни. И наклейки на папках, соответствующие районам области. Количество этих бумаг просто убийственно. Это я к тому, что психические отклонения (даже не болезни, а всего лишь отклонения) отнюдь не редкость. И если у того мальчика или девочки не всё в порядке с психикой, не поможет никакая система образования, воспитания, никакие мудрые учителя, никакие умные родители. Его (её) лечить надо. Потому что это болезнь или грань болезни, а не "ну он у нас такой". Патологические черты характера (психопатии), очень мешают жить и самому пациенту, и окружающим, но в отличие от тяжёлого сумасшествия не видны неспециалисту, и люди думают, что перед ним просто хулиган, когда на самом деле это психопат, которому нужна психиатрическая коррекция личности.

А вы тут об учителях да о системе.
7 +0−0Иван Иванов09:16:51
12/10/2016
-3 +0−0Таня Judina (Галеева)09:08:40
12/10/2016
о каком воспитании в школе может быть речь? cистема образования угроблена!
Да не городите чушь. В СССР была нормальная система образования и там спокойно травили и унижали учеников и даже учителя активно поддерживали травлю. Система образования тут абсолютно не причем. Дело в людях. Большая часть которых - дегенераты, которым нравится самоутверждаться за счет слабых.
7 +0−0Анна Николаева05:52:31
12/10/2016
В классе мой сын был самым младшим, а другой мальчик по,, техническим причинам,, самый взрослый. Так взрослый разбегался и запрыгивал на плечи младшему. Мой сын мне рассказал, а я классной руководительнице. Классный руководитель объяснил мне, что это норма, отношения такие теперь между детьми. А еще осождать надо учителей по физкультуре, которые открыто смеются над более слабыми учениками . Да любой учитель у нас проводит психологические этюды с детьми. Конечно семью тоде в расчет надо брать.
6 +0−0Спиртосмысл Похлебаев16:20:58
12/10/2016
7 +0−0Хpюн Моржов12:14:22
12/10/2016
Однажды, лет 15 назад, я по работе побывал в центральной областной психушке.
Знаете, что меня больше всего потрясло, граждане?
Нет, не больные, не их вид, не вид зданий и не порядки. Картотека! Огромный зал со стеллажами до потолка, на которые навалены горы папок с историями болезни. И наклейки на папках, соответствующие районам области. Количество этих бумаг просто убийственно. Это я к тому, что психические отклонения (даже не болезни, а всего лишь отклонения) отнюдь не редкость. И если у того мальчика или девочки не всё в порядке с психикой, не поможет никакая система образования, воспитания, никакие мудрые учителя, никакие умные родители. Его (её) лечить надо. Потому что это болезнь или грань болезни, а не "ну он у нас такой". Патологические черты характера (психопатии), очень мешают жить и самому пациенту, и окружающим, но в отличие от тяжёлого сумасшествия не видны неспециалисту, и люди думают, что перед ним просто хулиган, когда на самом деле это психопат, которому нужна психиатрическая коррекция личности.

А вы тут об учителях да о системе.
Именно поэтому я за принудительную стериизацию всяких опоек, нарколыг и прочей асоциальной дряни а так же тех кто по медицинским показаниям не способен давать нормальное здоровое потомство. Нефиг плодить уродов и всякую немощь с кучей наследственных паталогий чтобы потом сливать это на плечи налогоплательщиков и требовать особенных льгот и поддержки. Тебя предупредили что будет урод - решила рожать "для себя" - ипись сама. А то доходит до того что на поддержание жизни в личинке чмудаков которому максимум 5 лет жизни светит - уходит не один миллион денег а действительно нуждающиеся пролетают. Вместо того чтобы тратить бабки на цирк с уродами луше поддерживать нормальные молодые семьи ведущие здоровый образ жизни и способных рожать нормальных здоровых детей.
6 +0−0Всеволод Волошин15:12:49
12/10/2016
Мда, тяжелый случай. Про травлю киргиза все однозначно-травля на нац почве, про травлю русского киргизами или кавказцами какое то расплывчатое жевание соплей. Хотя Второе происходит чаще и в силу "культурных" особенностей гораздо более жестоко
6 +0−0Антиох Касторович14:15:32
12/10/2016
-5 +0−0Иван Иванов13:06:18
12/10/2016
А кто работать будет, ВВП поднимать? Я не слыхал о большом наплыве желающих поработать дворниками в Москве или водителями троллейбусов и уж тем более асфальт поукладывать. Полно специальностей, которые нужны, но местный работать не хотят. Все хотят быть эффективными менеджерами и банкирами. Так кто же будет работать блин, если не мигранты?
:)))) Плохо слушали. В дворнике в Москве НЕ ПОПАСТЬ :)) А еще полезно в очередях в центрах занятости потолкаться и послушать как москвичи не могут даже на почту устроиться:)))
5 +0−0Спиртосмысл Похлебаев16:26:54
12/10/2016
-2 +0−0Irina Bragina10:23:33
12/10/2016
Вся беда в том, что школа практически сняла с себя функцию воспитания((( Педагогика, как предмет не интересна молодым учителям и началось это в 90е, Я тогда интересовалась у преподавателя Пед.ВУЗа и она сказала,что педагогика у них-самый нелюбимый предмет!!!
Вопрос в том, как общество относится к проблеме! Буллинг сравни дедовщине в армии, это ее "младший брат!"!! Но усилиями солдатских матерей вроде справились с этой проблемой в армии... Так надо делать гос.программу по борьбе этой проблемой в школе и подвергать всеобщему осуждению агрессоров!!!
При нынешних возможностях соцсетей надо набирать команду психологов и работать под Никамт в этих группах, профессионально гася агрессию в самом ее зачатке!! Вот тогда будет какой то результат!
Только кому это надо?!!!(((
Чеченский папа идет по вызову в школу или садик когда его сын подрался. Он выслушивает все что ему говорят в учительской а потом идет домой. Сын получает ремня если просрал драку. На этом все. У вас в школу или садик идет курица-мама, которая начинает немедленно верещать на своего ребенка который виноват уже по умолчанию потому что "драться нехорошо" "надо объективно разобраться" и т.п. сpань господню. Дома ребенок получает вторую часть накачки о том что надо быть терпилой. Мождели поведения закрепляются. Потом воспитанные тупорылым бабьем зашуганные терпилы с лоховской программной прошивкой подрастают и начинают выгребать в армии, институте, на работе и вообще по жизни.
5 +0−0Max I13:11:02
12/10/2016
2 +0−0Иван Иванов12:58:23
12/10/2016
Дело не в этом. Все это было и в СССР. В учителя шли те, кого не взяли в другие вузы на нормальные специальности. Дело в самих людях. Большая часть из которых - просто дегенераты. Я учился еще в СССР и прекрасно помню как учителя сами устраивали и всячески поддерживали травлю учеников.
Учителя всегда в курсе, и согласен сами подначивают. Всегда эта двуличность учителей забавляла.
5 +0−0Olga A. Efremova12:44:27
12/10/2016
"Они делятся на несколько групп. Во-первых, это сочувствующие, которые хотят заступиться, но боятся, поскольку обидчик — сильный, и в следующий раз на месте жертвы может оказаться заступник. Во-вторых, это поддерживающие, которые не вмешиваются, но одобряют, объясняя для себя собственное поведение тем, что якобы жертва буллинга заслужила подобное обращение. И, наконец, есть просто равнодушные, которым нет до происходящего дела."
Забавно именно так я классифицировала одноклассников в начальной школе, когда была жертвой буллинга (единственная в классе была в очках, а еще диспраксиком - так что физ-ра с ее нормативами и эстафетами, которые я не могла сдать - был ужасом моей жизни). Детей из последней категории я терпеть не могла даже больше, чем самих агрессоров.
5 +0−0Хpюн Моржов12:34:46
12/10/2016
7 +0−0Anatolii Borodaiev12:29:06
12/10/2016
Случай психического расстройства здесь можно не рассматривать. Это действительно к врачам. Но случаи травли (или там дедовщины) зачастую возникают в коллективах психически здоровых людей. Это не психиатрия, зто - психология.
Так я про то, что психические расстройства не редкость. Не исключительные случаи. Кто их проверял, этих здоровых людей? И кто же добровольно согласится отвести своего дорогого ребёночка к врачу?
Кроме того, психопаты вменяемы, с точки зрения закона, и полностью отвечают за свои действия. Это не сумасшедшие, не слабоумные, это психопаты. И их очень много.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь