Почему президенты опаздывают, но не болеют

00:07 03/10/2016 Россия
Владимир Путин, Владимир Шевченко и Борис Ельцин
Владимир Путин, Владимир Шевченко и Борис Ельцин
На главном фото, за ельциным Путин и старый Димон? ♊♐

Владимир Шевченко — человек, который всегда шел впереди глав государств. Он создавал современный кремлевский протокол при Михаиле Горбачеве, довел его до совершенства при Борисе Ельцине и стал советником при Владимире Путине и Дмитрии Медведеве. Шевченко — автор уникальной в своем роде книги «Повседневная жизнь Кремля при президентах». «Лента.ру» встретилась со знаменитым шефом президентского протокола и поговорила о том, как главы государств выбирают подарки, почему они порой опаздывают и скрывают свои болезни, а также узнала о запасах водки и часов у российских протокольщиков.

«Лента.ру»: Во время недавнего саммита «Большой двадцатки» новый премьер-министр Британии Тереза Мэй забыла первой подать руку президенту России. В прессе историю раздули до скандала. Это правило этикета о том, что дама первая протягивает руку, распространяется на политиков?

В. Шевченко: Хочу сразу оговориться, мне сложно комментировать события, на которых я не присутствовал лично. Но конечно, дама должна первая протягивать руку, какую бы должность она ни занимала. Насколько я знаю, у Мэй был опыт дипломатической работы, но в роли лидера страны она появилась впервые. Думаю, здесь сказалось волнение… и плохая работа ее протокола. Именно он должен предупреждать лидера, с какими условностями он столкнется на международном уровне. Временами мы начинаем обвинять в промахах президентов, забывая о том, что это может быть ошибкой их команды.

Вы писали, что у другой британской правительницы — королевы Елизаветы II — на этот случай всегда был небольшой букет цветов в руках.

Во всяком случае, так было раньше. Все же тянутся, хотят приложиться к руке. Если королева захочет, она сама протянет ладонь. В 1994 году она совершила свой первый и последний государственный визит в Россию. Это особая история — в таком формате королева может приехать в страну только однажды. И нас монарший протокол об этом предупреждал. Они, кстати, готовили визит очень тщательно. Приезжали каждые полтора месяца. Большая была команда, но уже довольно возрастная. Да, в те дни букет в ее руках менялся по несколько раз в день.

Чем же отличается протокол от этикета?

Мы часто их путаем, эти понятия находятся на стыке. И журналисты, кстати, пишут об этом с ошибками. А потом еще и тиражируют их, никогда не извиняясь. Но хочу заметить, не только у нас меняется культура общения с прессой, но и у тех же американцев. Я, например, впервые сталкиваюсь с тем, что так жестко прицепились к здоровью будущего лидера.

Вы имеете в виду кандидата от демократов Хиллари Клинтон?

Конечно, ей тяжело — женщине под 70 лет и такая идет борьба. Но она виновата сама. Если ты плохо себя чувствуешь, то лучше отменить мероприятие. Не выходить на трибуну и кашлять, хватаясь за стаканы, падать в обморок. Борис Николаевич после четырех инфарктов тоже был нездоров. Но, когда он себя плохо чувствовал, мы старались воздержаться от общения с прессой. Да он и сам говорил: «Ну, зачем я пойду, и буду выглядеть неприлично». Каждый человек имеет право на эту слабость.

Но в России почему-то не принято говорить о том, что глава государства болеет. Это сразу вызывает спектр чувств от паники до злорадства.

У нас почему-то странное к этому отношение. Нужно приучать людей к такой информации. Мы очень не по-доброму относимся к своим руководителям. Я говорил и буду говорить: многие вещи зависят от команды, которая работает с руководителем. Вот, например, если он опаздывает, надо так составлять график, чтобы человек все-таки успевал.

Вы сейчас про президента Путина говорите?

Про всех руководителей. В этом отношении как раз и ценен протокол, но при условии, что он очень близок к президенту. С самого утра шеф протокола должен лично проговорить с главой государства его график. У меня рабочий день начинался с листа Бориса Николаевича. Мы смотрели на план и обсуждали, какое мероприятие состоится, а какое — нет. Если что-то не получалось, самое главное было предупредить человека, что встреча отменяется.

Есть ощущение, что Путину и вовсе не показывают намеченный план.

Не могу сказать, я не работал напрямую с Владимиром Владимировичем. Но зная его характер, его загрузку, нельзя на него вешать все ошибки. Президентство — это же бессонные ночи. Ельцин спал по два-три часа в сутки.

Это в какие-то особо загруженные периоды или постоянно?

Постоянно! Привычка вырабатывается. Он просыпается и думает, документы хватает. У меня то и дело раздавались ночные звонки: «Приезжай посмотрим». Мы рано отправлялись в Кремль, потому что по тем временам подмосковная резиденция не была приспособлена для работы.

Вот один из недавних примеров — опоздание Путина к Папе Римскому. Но тогда действительно были страшные пробки из аэропорта в Рим, автобус с журналистами тоже стоял несколько часов. Чья это недоработка? Понятно же, что это не нежелание президента опоздать к Папе.

Ни в коем случае. Это прокол. Могли ошибиться итальянцы — рассчитали одно время на дорогу, а сложилось по-другому. У меня было очень просто устроено: мы с ребятами из ФСО своими ногами проходили все маршруты, все повороты, закладывали резервное время на случай пробок или других неожиданностей.

Борис Николаевич сам никуда не опаздывал и не понимал, почему кто-то другой может опоздать. Это мне стоило больших нервов. Он каждый раз спрашивал у меня: может, машину не вовремя подали, может, не накормили человека или задержали при въезде в Кремль. Бывают же человеческие потребности… Три-четыре минуты — и уже опоздание.

Вот у нас был случай. Лондон, встреча с бизнесом в присутствии премьера и члена королевской семьи принцессы Анны. Духота, мы в смокингах стоим. Проходит пять минут… десять… пятнадцать. А ее все нет. Что случилось? Ее команда молчит. И тут наконец принцесса Анна вбегает, взбудораженная, извиняется. Оказывается, сама села за руль, нарушила скорость. Ее остановили полицейские, и пока они составляли протокол, принцесса опоздала на встречу.

Немыслимая для России история. У вас вот наручные часы с большими такими цифрами. Специально выбирали?

Это подарок. Кстати, у нас был шикарный Второй Московский часовой завод. А Борис Николаевич часто снимал с руки часы и дарил понравившемуся человеку. Поэтому у меня в портфеле всегда было по пять штук — про запас. Мы делали именные — с надписью «От первого президента Российской Федерации». В то время наши механические часы были лучшими. Швейцарцам не уступали. И я вам скажу, они часто закупали часы у нас, снимали корпуса и выпускали под своей маркой.

Кстати, про подарки. В последнее время часто стали вручать оружие: президенту Египта в прошлом году подарили автомат Калашникова, премьеру Японии недавно самурайский меч — катану. Кто такие опасные презенты выбирает, служба протокола?

Да. Вообще, это очень кропотливая и тонкая работа — выбрать подходящий подарок. У меня два человека этим занимались. Один из них хорошо знал наших художников, да и сам прекрасно рисовал. Мы тогда работали на наших промыслах: гжель, хохлома, дулевский фарфор, в Ростове Великом — скань, в Туле — самовары и как раз оружие. Кстати, королеве Елизавете был подарен самовар, настоящий, с углями — полная копия самовара Льва Толстого.

Как только начиналась подготовка визита, мы совместно с МИДом изучали увлечения первых лиц. Опасная, между прочим, вещь, ведь многие по этой стезе идут. Я побывал в трех американских президентских центрах: у Буша-старшего, Рейгана и Клинтона. И в подарочных фондах увидел завалы бейсболок, ковбойских шляп, клюшек для игры в гольф. А Ельцину дарили сотни теннисных ракеток и машин для подачи мячей.

Путину в свое время одежду для дзюдо, а Медведеву — гаджеты.

А нужно было искать автобиографические изюминки. Когда мы первый раз поехали к Жаку Шираку, зацепились за то, что он в молодости переводил Пушкина. А у нас как раз вышел 30-томник сочинений поэта, и мы его полностью и подарили. Ширак был в восторге! Билла Клинтона с его саксофоном вылепили из гжели. Надо было видеть реакцию. Он же очень эмоциональный человек, схватил подарок и даже не доверил охранникам взять статуэтку в руки. Гельмута Коля мы, честно говоря, просто завалили камнем!

Камнем?

Уральскими самоцветами: и необработанными, и в виде изделий. Он был собирателем. И когда мы побывали у него в гостях, увидели эти наши «булыжники».

Как известно, подарки передаются в Гохран. А вот что с ними дальше происходит? Их продают и переводят деньги в бюджет?

Нет-нет, не продают. Они хранятся в выставочном зале. В США, например, президент может выкупить подарок. Но как определить стоимость той же гжелевой статуэтки Билла Клинтона? Я наши подарки видел в американских президентских центрах. Не пропали они, хранятся. Но времена меняются, и подарки лидерам меняются вместе с ними. Раньше американцы и французы могли Брежневу подарить автомобили. Сейчас такое не принято.

В феврале Путин дарил арабскому принцу ахалтекинского скакуна. Я слышала, Ельцину как-то медведя дарили.

Было такое. Я прихожу на работу, а окна у меня выходили во внутренний дворик, слышу — кто-то рычит. Понять не могу. Выглядываю, а там медведь сидит на цепи. Сразу звоню в комендатуру, они объясняют, что подарили косолапого. «Что, сдурели?», — спрашивает Борис Николаевич. Стоило ему в Сибири похвалить мишку за красоту, как ему его тут же подарили.

Куда же вы потом косолапого дели?

Отдали в зоопарк. Дареных коней отдавали на конезаводы, выставки. Да и своя конюшня у Бориса Николаевича была.

Вот кстати, недавно Сергей Лавров угощал журналистов водкой. Джон Керри раздавал пиццу, а наш министр вдруг вытащил несколько бутылок беленькой. Они их с собой возят на всякий случай?

Ну а почему нет? У иностранцев ведь большая любовь к нашим напиткам — особенно к качественной водке. Это сейчас много вариантов. А в наши времена давался подарочный набор в виде тубы: водка («Московская», «Столичная» или «Посольская») и маленькая баночка икры. Стоила три рубля. И такая туба шла на ура!

Беседовала Татьяна Меликян

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(141):

1 234 ... +1
6 +7−1Доктор Гомес06:57:35
03/10/2016
-1 +4−5WHIPPET02:21:04
03/10/2016

не раскрыта тема подарков киевским чиновникам.
На главном фото, за ельциным Путин и старый Димон? ♊♐
6 +9−3Adam Graalis02:28:49
03/10/2016
0 +6−6Завершение Зенитарены02:06:16
03/10/2016
Как это причем? Он поставил государственному преступнику и убийце, развалившему СССР - мавзолей.
Минимум он соучастник. А максимум - подделывает выборы, как например прошедшие в сентябре.
Я знаю этих уродов и уродов отцов этих уродов которые шли в альтернативе партий ("Власти") которые кроме жатвы под себя и хауса неспособны не способны не на что полезное для Страны. Рисовать демагогией радужные горизонты они уж на это неспособны им уж не придёт многие из них и тогда и сейчас были лобби по разграблению России и опустошению накоплений граждан.И мы граждане этих упырей помним и их детишек знаем и где деньги хоронят и откуда подпитываются стада уродов.Я гражданин Российской Федераций. который также имею Гражданства Израиля и член ЛДПР с 1992 года. Мне как живому человеку многое не нарвется и многое не разделяю.Но баланс голоса я даю правильно что идет хоть в медленную но пользу России и народу её.
3 +4−1Черная Жемчужина13:03:37
03/10/2016
-4 +1−5Ольга Дубинина12:57:22
03/10/2016
Боже,откуда столько негатива? Неужели жизнь вас так помотала,что ничего вразумительного и обоснованного написать не можете? Сравнили нас с Китаем. Да они там круглыми сутками работают,чтобы прокормиться,а вы тут их в пример ставите.
Боже откуда столько любви к навозной куче опарышей, называющих себя "элитой России"? Вы вообще не разбираетесь в людях, говоря что выродки и канализационный сброд умеющий только ковырять в носу являются великими?
2 +3−1Черная Жемчужина12:41:43
03/10/2016
-1 +0−1Рита Роттенберг11:09:35
03/10/2016
Что касается выборов, то уже даже не актуально разбрасываться такими стереотипами, что мол голоса подтасовали, все ложь и клевета. Але, ребят, для вас же стараются максимально открыто провести выборы, дабы вы не мычали и не уссывались кипятком, что были вбросы. Другие страны даже в этом году отметили легитимность выборов в Госдуму.
Выборы подделали. Парламент расстрелян. Митинги запрещены.

Россия презрительно даже не ходит на выборы, плюя в ваши тупорылые свиные рыла фашистов.
И то 99% голосов Едра подтасованы каруселями.
Видео ОТКРЫТЫХ выборов с каруселями навалом - все подтасовано.
2 +3−1Антон Круглов11:47:53
03/10/2016
-2 +18−20Завершение Зенитарены00:44:10
03/10/2016
Учитывая что и Ельцин и Путин избирали себя сами с помощью расстрела парламента, подтасовок, подкупов, коррупции, воровства - это не президенты.
Это бандиты временно находящиеся у власти России.
Что то вроде Лжедмитрия. Путин - Лжепрезидент, как то так.
Да уж)Кажется кому-то надо немного подучить историю России)А то ты чушь какую-то пишешь
2 +2−0Adam Graalis03:35:37
03/10/2016
1 +4−3Завершение Зенитарены03:33:28
03/10/2016
Я? Если ты не способен понимать элементарные факты из настоящей реальности - что тебе от моих каких то предложений? Зачем?
Любое государство строится на законе, на определенных правилах. Эти правила нарушены, СССР из-за этого распался, Россия на грани.
Именно потому, что жиробесы Путина жрут в три горла не заработав ничего.
А он является гарантом их доходов, выжранных вампиризмом из других людей, кто создавал и строил Россию.
Понятно?
Равенства перед законом всех пере всеми.Согласен.
2 +3−1Adam Graalis03:05:39
03/10/2016
-6 +3−9Завершение Зенитарены02:44:32
03/10/2016
Главное уйти в сторону, мне все равно что думает соучастник фашизма. Ты всегда будешь за пока жир капает с уничтожения миллионов.
Ты вообще кто? Израиль... Езжай в израиль, ты ни слова не способен возразить по смыслу.
Вот кто твой Жирик.
Жирик исчерпался для меня торгуя голосами в том числе и 1996.Нам региональном многое привелось делать и видеть минимум с нарка-торговлей бороться под крышей МВД и многое другое ты чего делал кроме болтовни.Мне как то в наручниках через забор Центрального УВД областного перепрыгнуть пришлась чтоб не идентифицировали в три метра.Включать подачу электричества с подстанций для воинских частей отключенным за неуплату в том числе и ПВО приходилось наряжаться с муляжами и запугивать начальство сетей в плоть до стенки.Пока в штабе военного округа сопли жуют среагируют всё работает потом ищут что за офицеры самовольничают. А ты что делал или сделал в то время для страны и людей. .
1 +1−0Ирина Серебрякова15:53:05
03/10/2016
Статья, однако, познавательная. Не думала, что столько тонкостей, в их работе, и что есть отдельные люди которые этим занимаются. Нет особой любви к Ельцину, но все же они все выкладываются на максимум в своей работе, Путин так точно.
1 +1−0no name14:52:53
03/10/2016
Владимир Шевченко хохол? Он создал современный кремлевский бомонд. Горбачева Рая одевалась в брендовые вещи от дорогих катюрье. когда бандиты грабили СССр. А алкаш Ельцин пил как последний алкаш., Ну а Путин окружил себя единой партией воров. Чем хвалиться? Сталин отдыхает.
1 +2−1Черная Жемчужина12:56:04
03/10/2016
0 +1−1Андрей Соловьев12:51:51
03/10/2016
вот посмотрел видео которое ты якобы скинул в доказательство. Но любой поймет,что вброс о котором говорят на этом видео были в пользу местных князьков, которые спонсировали школу и районы.. Они шли, как одномондатники и главы районов. Не путайся и людей не путай.
Слышь по России таких видео тысячи. Ты в каждом будешь выискивать "что придумать чтобы сказать что все это неправда и происки обамы-обезьяны"?
Зачем мне твой бред то?
Шакал ты сам с удовольствием подделаешь что угодно за деньги и сам же будешь придумывать как это представить как праздник и величие России.

Тебе УЖЕ похеру что выборы подделаны. Так ты сам не путайся, пугало.
1 +2−1Черная Жемчужина12:46:43
03/10/2016
0 +1−1Екатерина Волкова11:15:47
03/10/2016
Ну как обычно у всех виноват Путин и ничего вразумительного сказать не могут. Это просто ещё раз доказывает насколько беспомощны люди, которые в жизни ничего не смогли добиться.
Да, да, почему то Китай стал №1 в мире не продавая ни газа ни нефти. А Россия плетется по уровню жизни в заднице мира плодя умственно отсталых дегенератов, обогатившихся распродажей России и рассказывающих о своем галерном труде в богатой стране с африканскими зарплатами.
1 +2−1Черная Жемчужина12:45:39
03/10/2016
-2 +0−2Рита Роттенберг11:06:14
03/10/2016
Бандит, вор, преступник - какие еще синонимы подберете в адрес Путина? Вам раскаленным кирпичом пригрели что ли?
Забавно, когда не смыслящие в политике люди, начинают хаять президента страны.
Подберите сначала для примера парочку аргументаций, которые точно отражают вашу позицию, а уже после критикуйте.
Это аргумент, что Путин выродок, как и люди кго поддерживающие?

Ссылка на img-fotki.yandex.ru
1 +1−0Valery Grigoryev12:22:03
03/10/2016
0 +0−0Алексей Власов11:42:00
03/10/2016
А мне вот все-таки интересно, как Путин болеет, если его никогда и никто не видел больным.
хоть один двойник всегда здоров ?
1 +2−1Valery Grigoryev12:20:25
03/10/2016
0 +1−1Evgenii Shaulskiy11:59:56
03/10/2016
Да винить президента в таких случая как "опоздал" вообще глупо- все мы люди и все опаздываем,а учесть как занят президент-это очень легко
опоздания путина - не "случаи", а устойчивая манера поведения. можно опоздать изредка, но не всегда.
гопник просто самоутверждается до сих пор.
1 +2−1Верховный Пятиугольник11:23:13
03/10/2016
-2 +0−2Таня Парфенова11:01:50
03/10/2016
Я вообще не представляю, как можно работать в таком режиме, как Путин, он как машина, то в постоянном сознании, уделяет внимание даже самым мелким вопросам в стране
В проблемы деревни вникает,
Курирует взлеты ракет,
Не справишься - обматюгает,
И даст вместо денег совет.
Потом обращается к людям,
К людям, понимаешь, своим.
"Я думаю, что мы обсудим,
И я, понимаешь, решим"
(С) Шаов
1 +1−0T C10:47:38
03/10/2016
Шевченко отец Медведева?
1 +2−1T C10:46:13
03/10/2016
6 +7−1Доктор Гомес06:57:35
03/10/2016
На главном фото, за ельциным Путин и старый Димон? ♊♐
Похож ?
1 +2−1кергу ду10:32:19
03/10/2016
православные!!! царь не настоящий!! на фото с ельциным и с папой два разных человека!!!
1 +1−0Ruslan Super10:09:51
03/10/2016
Вот один из недавних примеров — опоздание Путина к Папе Римскому. Но тогда действительно были страшные пробки из аэропорта в Рим, автобус с журналистами тоже стоял несколько часов. Чья это недоработка? Понятно же, что это не желание президента опоздать к Папе.
-----------------------------------------
Как так? А почему не перекрывают?
К нам когда кто-нить едет, всю дорогу перекрывают, вся Москва потом стоит в пробке, матерясь на Вовку.
1 +1−0Антон Скидан09:59:30
03/10/2016
Кстати, упомянутая "Повседневная жизнь Кремля при президентах" - отличная книга. Для интересующихся закулисьем международных встреч, визитов, обедов, одежды, этикета, транспорта. Если еще удастся достать в продаже, конечно.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь