«Что-то потерял наш народ»

00:08 10/09/2016 Статьи
«Что-то потерял наш народ»

Трагедию Второй мировой войны помнят все россияне, а вот Первая мировая многими незаслуженно забыта, хотя она затронула и перевернула жизни огромного количества людей. Этому периоду истории посвящена трилогия писателя Арсена Титова «Тень Бехистунга», презентация которой состоялась в Музее военной истории Российского военно-исторического общества (РВИО) «Стрелецкие палаты». На мероприятии автор рассказал о своем труде и отношении к событиям того времени, на встрече присутствовал председатель РВИО, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

Начиная свое выступление, Арсен Титов отметил, что его книга будет интересна не только мужчинам, но и женщинам, поскольку в ней каждый найдет свое: женщины могут пролистывать повествование о войне и читать про любовь, а те, кому не нравится углубляться в проблемы взаимоотношения полов, — наоборот. «Будете так читать? — спросил он у зала и тут же ответил сам себе: Не будут! Вообще читать не будут!» Писатель отметил, что чтение в последнее время стало «душевной роскошью», как некогда общение. Впрочем, Титов сказал, что он не тщеславен и работает ради самого процесса, так что ему не будет обидно, если никто его книгу не прочтет.

Герои и автор

Свою книгу Титов начал писать в 34 года, желая восстановить справедливость — вырвать из забвения события Первой мировой. Он искал источники, исторические материалы. «И конечно, как Пушкин говорил, одно слово подобрал, другое само пришло, а третье Бог подал — строка пошла», — рассказал писатель.

Титов застал участников Первой мировой и Гражданской войн — например, своего дедушку, который служил у Колчака, и бабушку, которая в то время была маленькой девочкой. «Она рассказывала страшные вещи — иногда не верится. Как это — по контрибуции расстрелять человека? Приезжает власть и назначает: от вашей деревни столько-то расстрелять, выбирайте сами, так постановили Советы, в назидание», — вспоминает писатель. Двоюродный дед отца Титова стал прототипом главного героя трилогии, подполковника Бориса Норина.

Писатель пояснил, что его произведение не является жестко историческим, ведь он показывал события глазами действующих лиц: «Как сделать так, чтобы они как живые смотрелись? Только вместить героя в себя и что-то за него пережить, поэтому иногда приходится подвинуть исторические факты».

Титов признался, что не относится к тем писателям, у которых есть конкретный план произведения, — он держит в голове определенную картинку: «Вот нет картинки — и я не знаю, мечусь. Вдруг она приходит, появляются слова определенного человека, которых я долго не мог найти, и продолжает дальше писаться».

По его словам, концовку романа изначально он представлял себе по-другому — в нее должен был войти расстрел Николая II. «Когда я написал эпизод кануна его привоза в Екатеринбург, то вдруг понял, что по композиции все, хватит — дальше уже будет мыльная опера», — сказал он.

Писатель заметил, что в фигуре Николая II «нет никакой святости», поскольку император, помазанник Божий, обязан был думать не о своей жизни, но об империи и поступать соответственно. Царь не имел права отрекаться. «Скажем, он даже не просто не отрекся бы — его бы убили, представляете, что было бы тогда?» — спросил Титов.

Образ войны

Основным лейтмотивом Первой мировой войны для писателя является великая народная жертвенность: «В крови у русского народа — не терпеть иноземного ига». Именно эту жертвенность он и хотел показать в своей книге: войну против супостата, против ворога, которого «нам не надо».

Во времена Советской власти из народной памяти события Первой мировой старались вычеркнуть, заменить ее славной историей Гражданской войны. «Красные герои — они, мол, подлинные были, а там — за царя, за какого-то Николашку пошли воевать, да тьфу на вас, забыть и растоптать», — посетовал Титов. При этом он отметил массовый героизм, свойственный солдатам и офицерам царской армии, и сказал, что разрушиться сама по себе она не могла, ей помогли извне.

Войной было подорвано и народное хозяйство. В каждой отдельной семье можно увидеть трагедию маленьких людей. В результате революция 1917 года началась по причинам как глобального, так и частного характера. «Терпение лопнуло, жить нельзя так, столь мрачно и долго», — констатировал Титов.

Тем не менее писатель отметил, что в эпохе, которую он описывает, жили «люди с красивыми лицами». Причина этого, по мнению Титова, в том, что русские, как сказал недавно президент России, «наивный народ»: «К тем людям это относилось гораздо больше, чем к нам, мы эту наивность потеряли — вернее, нас научили, как ее потерять, а тот народ в целом был еще более чистым в своих помыслах».

Он предположил, что сейчас, в отличие от времени, описываемого в его книге, россияне не только бы не пошли на войну, но и стали бы массово сдаваться, поскольку такое мировоззрение еще совсем недавно культивировалось извне (писатель припомнил опрос телеканала «Дождь», в котором зрителей спрашивали о том, стоило ли сдать Ленинград немцам). «Что-то потерял наш народ, а прежний просто не подвергался таким атакам, и мне кажется, что этот генотип отражался на лицах и в состоянии духа», — подвел итог своим размышлениям писатель.

«Нельзя строить будущее, не понимая, откуда ты появился»

Присутствовавший на встрече Владимир Мединский объяснил, какое отношение Министерство культуры имеет к книгам. «Все мы понимаем, что вначале было слово, поэтому стараемся, в меру наших сил и полномочий, помогать и поддерживать интересные литературные проекты и авторов, тем более что я и сам довольно близок к этой отрасли», — сказал он. По словам министра, о романе Титова он узнал благодаря конкурсу «Ясная Поляна» и предложил Российскому военно-историческому обществу поддержать проект. В результате было найдено издательство, и трилогия вышла десятитысячным тиражом.

«Это не просто глубокое литературное произведение, но и очень интересный исторический материал, автор глубочайшим образом погрузился в описываемые события, происходящие на малоизвестном Кавказском фронте», — отметил Мединский и заверил, что книга будет интересна широкому кругу читателей.

Министр культуры рассказал, что РВИО старается искать и другие проекты, касающиеся военной истории России, которых не так уж и много. «Пикуль — а дальше какой-то провал просто», — пожаловался он.

На вопрос из зала, должна ли молодежь переживать историю или просто знать ее, Мединский ответил, что одно другого не исключает. «Когда вы смотрите кино, вы сопереживаете героям. В чем прелесть длинных сериалов? В том, что ты погружаешься в другую реальность и не понимаешь, какая жизнь реальнее», — пояснил он. Задача же РВИО, по его мнению, проста: рассказывать всеми доступными способами об истории Отечества. «Нельзя строить будущее, не понимая, откуда ты появился. Поэтому я категорически против попыток переосмыслить свою историю или надругаться над ней», — отметил Мединский. Он признал, что невозможно оценивать или критиковать тех, кто жил в былые времена, не понимая, в каких обстоятельствах они существовали и какими ценностями и мотивами руководствовались.

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(76):

0 +0−0dok kod05:26:49
11/09/2016
0 +0−0Завершение Зенитарены05:16:32
11/09/2016
Бедняга. Ты помнится пытался гадить на статью члена русского исторического общества, знавшего об истории побольше чем ты сможешь узнать за всю свою жизнь. На основании величайшего научного доказательства - статья мусор.

Разочарую. Ты сам мусор.
Тупорылый бредовый никчемный п.дарас.

ВСЕ что ты сказал я опроверг, начиная с артиллерии, заканчивая офицерскими делами.
Да, кстати. Почитай в интернете кто мог быть офицером в Российской Империи. Разницы между призванными на войну офицерами и уже находящимися на службе по уставу - нет. Ни по образованности, ни по статусу в обществе, ни по получаемому довольствию именно как действующих военных.

Ты смачно обоср.лся во всем кретин )
Иди поплачь в триколор Власова )
Так это статья члена общества - вот это да, она хоть знает как писать научные статьи - нет ни ОДНОЙ ссылки - такие статьи в научные журналы не принимают. О да, в артиллерии ты мастак - 240 умножить на 40 получаем 16 сотен с мелочью. Ты опроверг - в твоих мечтах да.
0 +0−0Завершение Зенитарены05:16:37
11/09/2016
0 +0−0dok kod04:58:39
11/09/2016
Мне понравилось с Бон-Бруевичом - биография обычного служаки, научных трудов нет, хотя и числится военным теоретиком. Круто, куда там Менделееву до него
Ты писал первое в России пособие по электротехнике наверное?
Слышь даун, расскажи, а вообще что кроме говна есть в твоей голове ))))

Расскажи о своих научных достижениях. Очень интересно кто же оценивает научные труды ученых? )))))
0 +0−0Завершение Зенитарены05:16:32
11/09/2016
0 +0−0dok kod04:49:39
11/09/2016
Опять двадцать пять, я могу и больше сбросить, да только зачем, живи в своем ущербном мирке, главное не мешай другим жить. Доказать ты ничего не мог, т.к. даже не знаешь как это делается.
Бедняга. Ты помнится пытался гадить на статью члена русского исторического общества, знавшего об истории побольше чем ты сможешь узнать за всю свою жизнь. На основании величайшего научного доказательства - статья мусор.

Разочарую. Ты сам мусор.
Тупорылый бредовый никчемный п.дарас.

ВСЕ что ты сказал я опроверг, начиная с артиллерии, заканчивая офицерскими делами.
Да, кстати. Почитай в интернете кто мог быть офицером в Российской Империи. Разницы между призванными на войну офицерами и уже находящимися на службе по уставу - нет. Ни по образованности, ни по статусу в обществе, ни по получаемому довольствию именно как действующих военных.

Ты смачно обоср.лся во всем кретин )
Иди поплачь в триколор Власова )
0 +0−0Завершение Зенитарены05:09:33
11/09/2016
1 +1−0Потомок Атлантов23:34:39
10/09/2016
Проснется ли вообще... У монархии были все шансы привести страну к процветающей державе а не быть вечно позерствующей и шальной наследницей Византии живущей на показ для франзузко да немце-голландской аристократии. Были же не черствые умы, Петр 1, Александр 3, тот же Столыпин, но не сумели во время с народа кровавую узду снять, вот и поплатились все остальные, что потеряли в итоге родину, чистый генофонд, и будущее своей родины. Вы же видите насколько сильно оскуднел народ разумом, все на лицах написано, будто лепил их всех из теста один пьяный матрос. Путин хотя бы родился еще в союзное время, у него есть в любом случае свои принципы, но по сути он людей что под ним не любит и душой за их жизнь не родеет. А это все потому, как и написал выше, большинство жителей РФ, это пассивно плывущая и отупевающая серая масса. А те кто, все это видит не хочет быть в этой массе уезжает навсегда как и 19, 20 годах из страны. Если человек вместо свежей рубашки скорее прилепит к себе уже копченную Георгиевскую ленточку, и мыльными глазами таращится в НТВ с ТНТ, то кому будет до этого человека дело?
Шансы содержать русских в животном голодном и нищем состоянии? И называть это процветанием?
0 +0−0dok kod04:58:39
11/09/2016
0 +0−0Завершение Зенитарены04:24:53
11/09/2016
Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org


Бредить, потому что ученых в России было больше чем три. Что для ума недоношенного дегенерата довольно трудно понять.

Ты реально выродок.
И я это доказал.
Мне понравилось с Бон-Бруевичом - биография обычного служаки, научных трудов нет, хотя и числится военным теоретиком. Круто, куда там Менделееву до него
0 +0−0dok kod04:49:39
11/09/2016
0 +0−0Завершение Зенитарены04:24:53
11/09/2016
Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org


Бредить, потому что ученых в России было больше чем три. Что для ума недоношенного дегенерата довольно трудно понять.

Ты реально выродок.
И я это доказал.
Опять двадцать пять, я могу и больше сбросить, да только зачем, живи в своем ущербном мирке, главное не мешай другим жить. Доказать ты ничего не мог, т.к. даже не знаешь как это делается.
0 +0−0SERZ PETERS04:29:26
11/09/2016
Сколько пафоса по еще одной псевдоисторической книжечки..
0 +0−0Завершение Зенитарены04:24:53
11/09/2016
0 +0−0dok kod04:10:04
11/09/2016
Как можно бредить Менделеевым, Поповым, Столетовым, можно просто проверить их биографии. Ты настолько болен, что думаю врач тут бессилен. Истории ты не знаешь, не понимаешь в чем разница между младшими, старшими и высшими офицерами. Мне от таких как ты ничего не нужно - ты сам себя столько разоблачил, что можешь не продолжать. Думаю, ты имеешь не больше нескольких классов начальной школы.
Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org

Ссылка на ru.wikipedia.org


Бредить, потому что ученых в России было больше чем три. Что для ума недоношенного дегенерата довольно трудно понять.

Ты реально выродок.
И я это доказал.
0 +0−0dok kod04:10:04
11/09/2016
0 +0−0Завершение Зенитарены03:57:28
11/09/2016
Кроме них в России были тысячи чиновников. Часто градоначальники, полицейские, разного рода статские советники были бывшими офицерами армии.
Ты надоел. Реально.

Понимаешь, ты хочешь чтобы Я доказывал ТЕБЕ то, что ТЫ не знаешь истории, чтбы делал это фактами. Когда я выписываю из справочника цифры по артиллерии - ты их игнорируешь. Хотя ты перед этим ты лгал и изваращался. Когда я выписал вполне научные выжимки из описания жизни тог времени - ты начал бредить Менделеевыми.

Просто СЕБЕ хотя бы признай что ты НОЛЬ в истории. И не лезь своей пакшей туда куда твой мозг не способен.
Чтобы знать надо учиться, а не быть дегенератом.
Как можно бредить Менделеевым, Поповым, Столетовым, можно просто проверить их биографии. Ты настолько болен, что думаю врач тут бессилен. Истории ты не знаешь, не понимаешь в чем разница между младшими, старшими и высшими офицерами. Мне от таких как ты ничего не нужно - ты сам себя столько разоблачил, что можешь не продолжать. Думаю, ты имеешь не больше нескольких классов начальной школы.
0 +0−0Завершение Зенитарены03:57:28
11/09/2016
0 +0−0dok kod03:47:37
11/09/2016
Да, конечно куда уж нам - как представлю, что Столетов, Попов и Менделеев, между боями еще и наукой занимаются, так просто "спать не могу от зависти"
Кроме них в России были тысячи чиновников. Часто градоначальники, полицейские, разного рода статские советники были бывшими офицерами армии.
Ты надоел. Реально.

Понимаешь, ты хочешь чтобы Я доказывал ТЕБЕ то, что ТЫ не знаешь истории, чтбы делал это фактами. Когда я выписываю из справочника цифры по артиллерии - ты их игнорируешь. Хотя ты перед этим ты лгал и изваращался. Когда я выписал вполне научные выжимки из описания жизни тог времени - ты начал бредить Менделеевыми.

Просто СЕБЕ хотя бы признай что ты НОЛЬ в истории. И не лезь своей пакшей туда куда твой мозг не способен.
Чтобы знать надо учиться, а не быть дегенератом.
0 +0−0dok kod03:47:37
11/09/2016
0 +0−0Завершение Зенитарены03:34:35
11/09/2016
Книги читай.
А изображать из себя умных научилось много дегенератов, не ты один такой.
Да, конечно куда уж нам - как представлю, что Столетов, Попов и Менделеев, между боями еще и наукой занимаются, так просто "спать не могу от зависти"
0 +0−0Завершение Зенитарены03:40:22
11/09/2016
0 +0−0dok kod03:33:27
11/09/2016
Ищи старших офицеров среди генералов. Интересно куда ты относишь майоров и подполковников - к средним что ли.
Как ты думаешь, мало было таких людей?

Ссылка на ru.wikipedia.org
0 +0−0Завершение Зенитарены03:34:35
11/09/2016
0 +0−0dok kod03:32:25
11/09/2016
Статья относится к мусору - так автор говорит о том, что дескать до 90 процентов в науке были офицерами - дальше можно не читать, автор даже не утруждает себя доказательствами, правда ты ввел новое понятие боевые офицеры-ученые. Продолжайте в том же духе.
Книги читай.
А изображать из себя умных научилось много дегенератов, не ты один такой.
0 +0−0dok kod03:33:27
11/09/2016
0 +0−0Завершение Зенитарены02:24:40
11/09/2016
Объясни мне одно. Почему ты вонючее тупорылое говно несешь херню с такими понтами, не имея никакого понятия о чем ты говоришь?
Сгинь в ад выбл.дь дерма.
Ищи старших офицеров среди генералов. Интересно куда ты относишь майоров и подполковников - к средним что ли.
0 +0−0dok kod03:32:25
11/09/2016
0 +0−0Завершение Зенитарены02:23:46
11/09/2016
Читай кретин
Ссылка на rus-istoria.ru
Статья относится к мусору - так автор говорит о том, что дескать до 90 процентов в науке были офицерами - дальше можно не читать, автор даже не утруждает себя доказательствами, правда ты ввел новое понятие боевые офицеры-ученые. Продолжайте в том же духе.
0 +0−0Завершение Зенитарены02:24:40
11/09/2016
0 +0−0dok kod01:15:18
11/09/2016
"Из боевых офицеров происходили и ученые, и чиновники". - свободен, иди искать старших офицеров среди генералов, а также боевых офицеров-ученых. Вообще то в России были дворяне, священники - без каких либо кавычек.
Объясни мне одно. Почему ты вонючее тупорылое говно несешь херню с такими понтами, не имея никакого понятия о чем ты говоришь?
Сгинь в ад выбл.дь дерма.
0 +0−0Завершение Зенитарены02:23:46
11/09/2016
0 +0−0dok kod01:15:18
11/09/2016
"Из боевых офицеров происходили и ученые, и чиновники". - свободен, иди искать старших офицеров среди генералов, а также боевых офицеров-ученых. Вообще то в России были дворяне, священники - без каких либо кавычек.
Читай кретин
Ссылка на rus-istoria.ru
0 +0−0dok kod01:15:18
11/09/2016
0 +0−0Завершение Зенитарены00:56:01
11/09/2016
Тебе прямая дорога в ад.
В Российской Империи офицеры были сословием. почитай о кадетских корпусах и прочем.
Как например "дворяне", "священники" или "казаки".
Из боевых офицеров происходили и ученые, и чиновники. Потому что империя строилась на войнах.

Получение образования для становления офицером ввели большевики после 1917 года.

Когда же тупорылая дегенеративная погань триколора перестанет рассказывать сказки о том, в чем НИЧЕГО не понимает? Ты хуже говна баран.
Сдохни со своим куриным мозгом дегенерата.
"Из боевых офицеров происходили и ученые, и чиновники". - свободен, иди искать старших офицеров среди генералов, а также боевых офицеров-ученых. Вообще то в России были дворяне, священники - без каких либо кавычек.
0 +0−0dok kod01:11:15
11/09/2016
0 +0−0Nekto Lemov00:59:11
11/09/2016
Вот здесь радикально не согласен. Вообще есть либо государственная собственность, либо частная. У частной в свою очередь есть несколько форм, как-то: ЗАО, ОАО, Лтд. и т.д.
Но крупные компании как правило это ОАО, их акции торгуются на фондовой бирже и свободно переходят из рук в руки.
Вот я и спрашиваю к какому конкретно типу относится компания Wal-Mart Stores?

Хотя стоп, куда же я смотрел, там же в статье ясно написано что NYSE: WMT, см. здесь:

Ссылка на ru.wikipedia.org

Теперь всё ясно, т.к. знаете что такое NYSE - это Нью Йоркская фондовая биржа, что и требовалось доказать.
Итак: Wal-Mart Stores - это ОАО....
Не совсем верно - акции, принадлежащие семье едва ли имеют хождение на рынке ценных бумаг. Множество частных компаний вообще не выпускают акции.
0 +0−0Nekto Lemov00:59:11
11/09/2016
-1 +0−1dok kod00:50:18
11/09/2016
Частная компания и открытое акционерное общество - суть не одно и тоже - по разному устроены.
Вот здесь радикально не согласен. Вообще есть либо государственная собственность, либо частная. У частной в свою очередь есть несколько форм, как-то: ЗАО, ОАО, Лтд. и т.д.
Но крупные компании как правило это ОАО, их акции торгуются на фондовой бирже и свободно переходят из рук в руки.
Вот я и спрашиваю к какому конкретно типу относится компания Wal-Mart Stores?

Хотя стоп, куда же я смотрел, там же в статье ясно написано что NYSE: WMT, см. здесь:

Ссылка на ru.wikipedia.org

Теперь всё ясно, т.к. знаете что такое NYSE - это Нью Йоркская фондовая биржа, что и требовалось доказать.
Итак: Wal-Mart Stores - это ОАО....
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь