Знак неравенства

00:03 02/09/2016 Бывший СССР
Знак неравенства

В конце августа Министерство финансов Латвии подготовило поправки в законодательство, согласно которым чиновники должны указывать в налоговых декларациях не только своих супругов, но и сожителей. Республики Прибалтики стараются максимально слиться с «цивилизованной Европой», а один из главных приоритетов сегодняшнего ЕС — обеспечение прав всяческих меньшинств, в том числе сексуальных. «Лента.ру» разбиралась, как в Литве, Латвии и Эстонии воплощают в жизнь модный лозунг «права человека — это права геев».

Каминг-аут как средство самоутверждения

Инициатива латвийского Минфина направлена на минимизацию возможностей легализации госслужащими незаконно нажитых средств. Однако чиновников, представляющих ЛГБТ-сообщество, это не коснется. Дело в том, что, если сожительство мужчины и женщины фактически приравнивается к браку, то сожительство пары одного пола — нет. И местные геи, уже много лет добивающееся того, чтобы государство признало за ними право на официальные браки, этим весьма огорчены.

Тем не менее именно Латвия одной из первых в ЕС обзавелась официально признанным министром-геем. Глава МИД Эдгар Ринкевич известен театральными жестами с запретами на въезд артистам, заподозренным в «поддержке российского империализма». В частности, в октябре 2014-го Ивану Охлобыстину, собиравшемуся посетить Ригу с «Духовными беседами», вменили в вину то, что он разжигает ненависть к геям. Спустя две недели после этого Ринкевич опубликовал твит: «В нашей стране необходимо создать правовую основу для всех типов партнерств, мы будем бороться за это. Я знаю, что сейчас начнется мегаистерия, но я горд быть геем».

Резонанс был нешуточный. Несмотря на новые гендерные стандарты, усиленно внедряемые в сознание, каминг-ауты политиков столь высокого ранга в ЕС до сих пор относительно редки. Даже заокеанская газета Washington Post отметила, что поступок Ринкевича «придал заметную силу голосам защитников прав геев в постсоветской Восточной Европе». В самой же Латвии большинство политиков рассыпались в комплиментах Ринкевичу — его наперебой хвалили за смелость и желали счастья в личной жизни. Положение министра на своем посту стало почти незыблемым: попробуйте-ка теперь уволить его, не прослыв нетолерантным гомофобом.

И все же латвийские приверженцы нетрадиционной любви жалуются, что в народе до сих пор сильны «шовинистические настроения». Бытует мнение, что большая часть местных геев скрывает свою истинную ориентацию даже в тесном кругу. Ведь латыши всегда считались народом консервативным, приверженным традиционным ценностям, к тому же у них немалым авторитетом продолжает пользоваться церковь. Журналист Виктор Мараховский вспоминает, как двенадцать лет назад гей-актив Скандинавии, «курирующий» Латвию, решил устроить гей-богослужение в старинной англиканской церкви в Риге.

«Узнав о запланированной "службе", в Риге взбеленились все. Католики, православные, баптистские "алилуйя-помолимся-пожертвования" сектанты, скины и тому подобное. Полиция поступила хитро: оцепила англиканскую церковь тройной цепью и заборами, а потом быстренько подвезла гей-парад на двух автобусах. Гей-парада было человек сто, из них практически все завозные скандинавские любители острых выездных ощущений в нарядных костюмах. Под крики оскорбленных туземцев они прошествовали к местной церкви, взошли на ступени, показали туземцам торжествующий фак влево и вправо, и вошли внутрь. Престол был накрыт ЛГБТ-стягом, и пастор прочел молитву от имени всех туземцев с просьбой "простить нам грех гомофобии и все прегрешения наши перед нашими братьями-геями и сестрами-лесбиянками"», — рассказывает Мараховский.

От местечкового гей-парада к «Европрайду»

Первый же настоящий гей-парад в Риге прошел под усиленной охраной в июле 2005 года, собрав несколько десятков человек. Охрана была к месту: шествие геев и лесбиянок сопровождалось отборными ругательствами, возникли потасовки. Полиция задержала нескольких особо рьяных противников однополой любви.

Последующие гей-парады были уже более многолюдными — на них массово завозили представителей секс-меньшинств из других стран. А 20 июня 2015 года по Риге промаршировали свыше пяти тысяч участников «Европрайда» и провели шумное собрание в центральном Верманском парке. Столица Латвии тогда получила право на «Европрайд» в конкуренции с такими городами, как Барселона, Милан и Манчестер.

В первых рядах ЛГБТ-колонны, наглухо закрытой полицейскими кордонами, шли сотрудники посольства США, некоторые депутаты Сейма. Над головами реяли латвийские, российские, украинские, литовские и эстонские стяги. Полотнище самого большого, многометрового знамени радужной окраски растянули на руках. Участники гей-парада от России и Украины шагали бок о бок и демонстративно целовались. Впрочем, большинство латвийских политиков «Европрайд» проигнорировали. Организация Amnesty International даже раскритиковала местных «лидеров мнений» за отказ поддержать геев. В частности, там посетовали на высказывания бывшего президента Латвии Андриса Берзиньша, который неоднократно давал понять, что государство не собирается легитимизировать однополые браки и вообще — «гомосексуальность не нужно рекламировать».

Сотрудница русского культурного общества из Даугавпилса Ирина Большакова в беседе с «Лентой.ру» рассказала, как несколько лет назад в Латвии пытались распространять книги «День, когда Карлис был Карлиной» и «День, когда Рута была Рихардом», предназначенные для детсадов. Эти издания, по замыслу их авторов, должны были заставить детей задуматься о следующем: «Приемлемо ли для девочек играть в футбол и должны ли стыдиться мальчики, которым хочется играть в куклы, а также всем ли девочкам нравится розовая одежда, а мальчикам — темная?» Выпустили также методический материал для педагогов «Садики, где есть место Пеппи-Принцам и Пират-Принцессам», чтобы, как пояснили в министерстве благосостояния Латвии, помочь «учителям отказаться от застарелых стереотипов о способностях, навыках и половом поведении мальчиков и девочек».

«Общественность пресекла распространение этих книжонок по детсадам. Позже в нескольких наших учебных учреждениях случалось, что деток в возрасте четырех-шести лет переодевали в одежду другого пола: мальчиков в девочек, девочек в мальчиков. Я как мать школьника очень озабочена тем, во что хотят превратить наших детей», — возмущается Большакова.

В 2013 году латвийские общественные деятели Владимир Линдерман и Каспарс Демитерс организовали сбор подписей за проведение референдума против гей-пропаганды в школах. В числе прочих под этой инициативой подписался один из самых уважаемых в республике людей, престарелый католический кардинал Янис Пуятс. Владимир Линдерман объяснил «Ленте.ру»: «Здесь присутствует общеевропейский и даже общемировой аспект. Наступление этой новой "гендерной идеологии" я расцениваю как очень амбициозную попытку переформатирования человеческой природы в неприемлемом направлении. То есть фактически предлагается отправить на свалку истории биологический пол как таковой, заменив его вымышленным понятием "гендера". Я считаю, что данная тема плотно придет сюда, в Латвию, уже в самое ближайшее время. Скорее всего, это будет производиться не путем внесения прямых изменений в законодательные акты, а тихой сапой — с помощью внешне не очень заметных подвижек в системе образования».

Чем недовольны эстонские женщины?

Новая идеология постепенно овладевает массами и в других республиках Прибалтики. 18 июня в Вильнюсе в рамках недели Baltic Pride (ее проводили здесь уже в третий раз) состоялось шествие ЛГБТ «За равенство», собравшее около 2000 человек. Демонстранты несли плакаты с призывами к этому самому равенству и портреты врагов секс-меньшинств, к которым литовские геи причисляют Ленина, Сталина и Линдермана. Однако здесь тоже большинство политиков уклонились от этого мероприятия под разными благовидными предлогами. Когда колонна достигла Кафедральной площади, протестующие встретили их криками «Стыдно!». Полиция задержала шестерых особо буйных. Но в целом все прошло спокойнее, чем в 2010 и 2013 годах, когда вильнюсцы забрасывали участников шествия яйцами и даже дымовыми шашками.

«Глядя на количество собравшихся, с трудом верилось, что они — меньшинство. Неслучайно уже звучат призывы сделать этот парад государственным праздником. И завтра маргинальными отщепенцами и меньшинством почувствуют себя те, кто сегодня относится к традиционному большинству», — поделилась с «Лентой.ру» своими впечатлениями от увиденного депутат Вильнюсского горсовета Ромуальда Пошевецкая.

Что касается Эстонии, то здесь много копий было сломано из-за вступившего в силу в начале текущего года «Закона о сожительстве», который обсуждался очень долго. Теперь однополые и разнополые пары могут заключать так называемые «гражданские партнерства» — что позволяет им делить имущество и кредитные обязательства, регулировать обязательства по уходу друг за другом, вступать в наследственные отношения. Легализовать однополые союзы в Эстонии пытаются с 2006 года, но процесс шел очень медленно из-за сопротивления консервативных политиков. А в марте в стране зарегистрировали первое усыновление детей однополой парой.

В обществе это восприняли крайне неоднозначно. Организация «Родители Эстонии» уже несколько раз проводила акции протеста против легализации гей-пропаганды в школах, за что их, кстати, успели обвинить в «работе на Москву». Однако в ходе проведенного в феврале опроса выяснилось, что 60 процентов жителей Эстонии против того, чтобы гей-парам было дано право регистрировать свои отношения. Причем, как установили социологи, почему-то особенно возражают эстонские женщины.

Владимир Веретенников

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(236):

1234 5 678 ... +1
0 +0−0Владимир Савченко17:43:36
02/09/2016
0 +0−0Władek z Łotwy17:42:30
02/09/2016
Популист?
не обязательно. Просто одни ради идеологии могут топтать людей, а другие о людях заботятся.
0 +0−0Władek z Łotwy17:42:57
02/09/2016
0 +0−0Владимир Савченко17:42:20
02/09/2016
Расторгуев, Газманов, Кобзон, Маршалл?
Еще Лещенко и Винокур. ?
0 +0−0Władek z Łotwy17:42:30
02/09/2016
0 +0−0Владимир Савченко17:41:20
02/09/2016
не перебор. отношение к геям- это маркер. Политик заявляет о своем отношении- люди понимают, что это за политик.
Популист?
0 +0−0Владимир Савченко17:42:20
02/09/2016
-1 +0−1Władek z Łotwy17:40:39
02/09/2016
Лучше уж назовите, кто не гей. Список короче получится.;)
Расторгуев, Газманов, Кобзон, Маршалл?
0 +0−0Władek z Łotwy17:42:14
02/09/2016
0 +0−0Владимир Савченко17:39:59
02/09/2016
а с чего вы взяли, что в россии это будут расфуфыренные и накрашеные? На тех шествиях которые проходили, все обычно одетые, симпатичные ребята.
Тут возникло некоторое недопонимание. Я - не из России. В России, конечно, таких не будет. Хотя почему? Как только разрешат провести, так желающих среди гей-активистов найдется немало.
0 +0−0Владимир Савченко17:41:20
02/09/2016
-1 +0−1Władek z Łotwy17:39:50
02/09/2016
Вообще-то на Западе их проблемами считает долгом заняться едва ли не каждый политик. Или, по крайней мере, об этом заявить. Согласитесь, тоже перебор.
не перебор. отношение к геям- это маркер. Политик заявляет о своем отношении- люди понимают, что это за политик.
0 +0−0Владимир Савченко17:39:59
02/09/2016
0 +0−0Władek z Łotwy17:38:29
02/09/2016
Думаете, кто-то на гей-параде их увидит? Увидят каких-то расфуфыренных накрашенных импортных педерастов, которые, естественно, первыми бросятся в глаза. Да и не пойдет никто смотреть вживую на гей-парад. Небольшая горстка любопытных разве что.
а с чего вы взяли, что в россии это будут расфуфыренные и накрашеные? На тех шествиях которые проходили, все обычно одетые, симпатичные ребята.
0 +0−0Władek z Łotwy17:38:29
02/09/2016
0 +1−1Владимир Савченко17:27:00
02/09/2016
если не нравятся акции- значит не были безразличны. А публичные акции нужны хотя бы для того, чтобы геи не прятались а объединялись, а гетеросексуалы видели живых геев, а не сказочных персонажей. Когда человек видит пару геев, которые 20 лет вместе живут по соседству, то трудно потом нести бред про совращение малолетних и т.д.
Думаете, кто-то на гей-параде их увидит? Увидят каких-то расфуфыренных накрашенных импортных педерастов, которые, естественно, первыми бросятся в глаза. Да и не пойдет никто смотреть вживую на гей-парад. Небольшая горстка любопытных разве что.
0 +0−0Владимир Савченко17:38:11
02/09/2016
0 +0−0Władek z Łotwy17:36:27
02/09/2016
Да как же не видели? Они же с экранов телевизоров не слазят. Стоит лишь включить концерт российской попсы.
ну и кто там гей? Вот кто взял, и рассказал? слухи завистников, в основном.
0 +0−0Władek z Łotwy17:36:27
02/09/2016
0 +0−0Michail Ugla17:34:43
02/09/2016
Вот тут плюсую. Правительство в том же СССР и в США тех лет постоянно вещало про геев-извращенцев, активно насилующих детей, не имеющих понятия о любви, что всё это просто анальный долбежь ради бездуховного удовольствия итд итп. И люди до сих пор верят в это от части потому, что никогда невидели ни одного живого гея. Нет другого способа привлечь внимания, кроме протеста и шумихи. К сожалению это только так работает.
Да как же не видели? Они же с экранов телевизоров не слазят. Стоит лишь включить концерт российской попсы.
0 +0−0Michail Ugla17:34:43
02/09/2016
0 +1−1Владимир Савченко17:27:00
02/09/2016
если не нравятся акции- значит не были безразличны. А публичные акции нужны хотя бы для того, чтобы геи не прятались а объединялись, а гетеросексуалы видели живых геев, а не сказочных персонажей. Когда человек видит пару геев, которые 20 лет вместе живут по соседству, то трудно потом нести бред про совращение малолетних и т.д.
Вот тут плюсую. Правительство в том же СССР и в США тех лет постоянно вещало про геев-извращенцев, активно насилующих детей, не имеющих понятия о любви, что всё это просто анальный долбежь ради бездуховного удовольствия итд итп. И люди до сих пор верят в это от части потому, что никогда невидели ни одного живого гея. Нет другого способа привлечь внимания, кроме протеста и шумихи. К сожалению это только так работает.
0 +1−1Владимир Савченко17:27:00
02/09/2016
1 +2−1Władek z Łotwy17:22:42
02/09/2016
Реакцией станет обострение неприязни к гомосексуалистам. В том числе в среде тех, кто относился к ним безразлично, пока они не устраивали шумных акций.
если не нравятся акции- значит не были безразличны. А публичные акции нужны хотя бы для того, чтобы геи не прятались а объединялись, а гетеросексуалы видели живых геев, а не сказочных персонажей. Когда человек видит пару геев, которые 20 лет вместе живут по соседству, то трудно потом нести бред про совращение малолетних и т.д.
0 +1−1Michail Ugla17:24:36
02/09/2016
1 +2−1Władek z Łotwy17:22:42
02/09/2016
Реакцией станет обострение неприязни к гомосексуалистам. В том числе в среде тех, кто относился к ним безразлично, пока они не устраивали шумных акций.
Россия не уникальна, на западе общество было точно также настроено, были времена, когда и хуже. Протесты, шумиха и взывание к адекватной части гетеросексульного населения сделали своё дело.

Если просто засесть и тихо, как предлагают им, спокойно долбиться у себя в спальнях, то НИКОГДА они не получат свои права.

Кроме геев проблемами геев заниматься никто не будет, за редкими исключениями.
0 +0−0Michail Ugla17:21:18
02/09/2016
-1 +0−1Władek z Łotwy17:20:56
02/09/2016
Сработает. Но с точностью до наоборот.
Что, например? И как?
0 +0−0Владимир Савченко17:19:03
02/09/2016
0 +0−0Władek z Łotwy17:18:33
02/09/2016
То есть саму возможность того, что у такой женщины изначально серьезные проблемы с психикой, вы наотрез отрицаете?
не отрицаю, но это редкость.
0 +0−0Władek z Łotwy17:18:33
02/09/2016
0 +0−0Владимир Савченко17:15:52
02/09/2016
чаще мужчины, иногда семья.
То есть саму возможность того, что у такой женщины изначально серьезные проблемы с психикой, вы наотрез отрицаете?
0 +1−1Władek z Łotwy17:16:55
02/09/2016
0 +1−1Michail Ugla17:07:54
02/09/2016
Вы путаете. Боролись за равные права. Люди-то все разные, разные хотябы ориентацией.

И опять, я уже устал объяснять - это костюмированный парад с гей тематиков, на который приходят посмотреть все желающие.

Вопрос вам - почему в странах, где гей парады-праздники проходят регулярно, они не вызывают у большей части населения ничего, кроме позитива? Я был на параде в Лондоне - просто огромное количество довольных людей, которые веселятся. Простые британцы считают гей-права одним из важнейших достижений своей демократии и никто не видит в этом никакой проблемы. Всем уже просто без разницы - ну парад и парад, круто, можно сходить и по-тусить там. Вот и всё, никто не парится.

Если ты гей, то это окей. Если не гей - тоже окей. С тобой знакомится гей, а ты не гей? - скажи ему нет и все окей. Вот так и живут.
Ничего не имею против такого подхода. Но у нас гей-парад - это проявление взаимной нетерпимости. Причем виноваты в этом обе стороны. И я понимаю и разделяю настороженность общества в отношении подобных мероприятий. У нас и без них нетерпимости и вражды хватает.
0 +0−0Владимир Савченко17:15:52
02/09/2016
1 +1−0Władek z Łotwy17:14:26
02/09/2016
А когда аналогичным образом с катушек слетают женщины, то кто в этом виноват? Мужчины? Другие женщины? Или снова гомофобы?
чаще мужчины, иногда семья.
0 +0−0Владимир Савченко17:15:10
02/09/2016
-2 +0−2Władek z Łotwy17:11:43
02/09/2016
Уже в ту войну реально закидывали не мясом, а снарядами. Мясом - исключительно от бездарности командования или от безысходности. Толку с мяса было немного. Гитлер был лучше готов к войне. Поэтому имел все шансы победить.
гитлер был готов к войне не лучше. Он был решительнее. Если бы не пришлось заводы перевозить, то у сталина было бы сразу больше войск. Побеждать стали, когда стали производить нужное количество оружия,для обеспечения мяса оружием. Но еще и бездарность руководства.
0 +0−0Władek z Łotwy17:13:14
02/09/2016
-1 +0−1Владимир Савченко17:11:11
02/09/2016
нет, меня раздражает тот факт, что гомофобы орут о демонстративности геев, не замечая, насколько сильно акцентируют внимание на своей гетеросексуальности. двойные стандарты бесят.
Так ведь больше всех о своей гетеросексуальности орет кто? Правильно, постоянные клиенты мест лишения свободы. Причем их нисколько не смущает тот факт, что они поголовно являются активными гомосексуалистами.
1234 5 678 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь