Спикер Совета Федерации (СФ) Валентина Матвиенко предложила объединить некоторые российские регионы. По ее мнению, это позволит территориям быстрее и лучше развивать свою экономику. Что в действительности стоит за концепцией интеграции? В этом разбиралась «Лента.ру».
«Я сторонник перекройки карты регионального плана. Надо укрупнять регионы, и не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования», — заявила Матвиенко в интервью телеканалу НТВ. И добавила, что сейчас в РФ есть нежизнеспособные субъекты, причем «в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы». «Не должен человек страдать из-за того, что он живет в малообеспеченном и не очень перспективном для развития регионе, а не в другом, богатом», — подчеркнула Матвиенко. Правда, не уточнила, какие именно субъекты Федерации нежизнеспособны. Но широкая дискуссия о перекраивании карты России уже была запущена.
Объединенный кулак на случай кризисаТему развил член Совфеда Сергей Калашников. Сенатор рассказал, что речь идет об интеграции областей Центрального федерального округа (ЦФО) с целью «создания мощного экономического кулака на определенной территории». По мнению Калашникова, такой «кулак» особенно пригодится в условиях кризиса: «Там (в ЦФО) расположены области, с одной стороны, с однотипной схемой хозяйствования, с другой — они дополняют друг друга распределением производительных сил». Но пока, подчеркнул сенатор, субъекты находятся «в разных юрисдикциях», что не способствует концентрации экономических усилий.
Поэтому, как полагает Калашников, вполне возможно объединение Смоленской, Брянской, Калужской и Орловской областей, а также слияние Липецкой, Воронежской и Рязанской областей. Кроме того, сенатор считает рациональным объединить несколько национальных республик Поволжья, в частности Чувашию, Мордовию и Марий-Эл, в некий административный субъект, «не имеющий национальной окраски». То же самое он рекомендует для дальневосточных регионов.
После того, как член Совфеда обозначил такой размах, Валентина Матвиенко уточнила свою позицию, напомнив, что по действующему законодательству для подобных изменений необходимы референдум и согласие жителей этих территорий. Спикер порадовалась, что ее предложение вызвало широкую дискуссию. Но добавила, что «ничего нового не сказала», а лишь затронула тему, «которая витает в воздухе и неоднократно в разных форматах обсуждалась».
Парад объединенийИдея слияния субъектов Федерации действительно не нова. Масштабная кампания по укрупнению (а в сущности, по включению автономных округов в состав краев и областей) активно велась в 2003-2008 годах. В итоге число субъектов сократилось с 89 до 83: прекратили самостоятельное существование шесть из 10 автономных округов, а три области — Пермская, Камчатская, Читинская — превратились в Пермский, Камчатский и Забайкальский край соответственно.
На фоне бурного процесса интеграции субъектов, получившего название «парад объединений», порой возникали дополнительные инициативы. Так, начиная с 2007 года, еще на посту губернатора Санкт-Петербурга, Валентина Матвиенко активно продвигала идею объединения города на Неве с Ленобластью. Ей же принадлежит инициатива полного слияния так называемой «Тюменской матрешки» — Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного и Ямало-Ненецкого округов, которые с 90-х годов прошлого столетия тесно сотрудничают по межрегиональным программам.
В 2007 году вице-премьер Дмитрий Козак, возглавлявший в то время Министерство регионального развития, предложил сгруппировать субъекты Федерации в 10 макрорегионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Южный, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Суть программы состояла в отказе от централизации и предоставлении регионам большей экономической самостоятельности.
Согласно обсуждаемой схеме, федеральный центр должен был лишь определять специализацию макрорегионов: сырьевую, промышленную или аграрно-индустриальную, а субъекты могли выбирать инвестиционные приоритеты, но при этом на них возлагалась ответственность за риски. Вскоре Минрегион от этого замысла отказался.
В 2010 году тогдашний спикер Госдумы Борис Грызлов говорил о желательности объединения дотационных субъектов с регионами-донорами. Примерно в то же время лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказал и вовсе нетривиальную идею — создать в России семь губерний.
На референдумы никто не пойдетМного говорилось о возможном слиянии в 2016 году Иркутской области и Бурятии. Комментируя слухи, губернатор области Сергей Левченко отметил, что для объединения регионов, безусловно, есть предпосылки — совместное экономическое развитие и охрана озера Байкал, однако исключил возможность интеграции в ближайшем будущем.
Глава Бурятии Вячеслав Наговицын, в свою очередь, высказал мнение, что прежде необходимо добиться экономической стабильности. «Ситуация в экономике сложная, и говорить о том, чтобы проводить референдумы — а только так может идти объединение, — на это никто не пойдет. Сейчас стоит задача поправить экономику, сделать жизнь лучше, а когда она будет стабильна и все будет хорошо, можно будет и на эти темы поговорить. Сегодня есть более важные проблемы, которые надо решать», — резюмировал глава республики.
К потенциальному объединению надо подходить очень осторожно, считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Тут требуется принцип — «семь раз отмерь, один раз отрежь». «Представим себе ситуацию объединения Иркутской области и Республики Бурятии. Как к этому отнесутся национальные элиты, представители титульных народов и жители вообще? Этот механизм у нас проходит через референдум, и очень сомнительно, что, скажем, в Волгоградской области согласятся с необходимостью присоединения к Ростовской», — отмечает политолог.
Куда битый небитого повезетПозитивный эффект от объединения регионов-доноров с отстающими субъектами видят далеко не все. «Делать это ради того, чтобы в лучших регионах жить стали хуже, а в худших — лучше, не вполне разумно. Укрупнять, безусловно, надо, но не юридически, а экономически. Действительно, есть взаимодополняющие регионы как в Центральной России, так и на Северо-Западе, и в Сибири. Но от идеи "битый небитого везет" все же, считаю, надо отказаться», — комментирует председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов.
Статистически картина может измениться в лучшую сторону, но в основном за счет того, что «блестящие показатели одних регионов прикроют убогие показатели других», продолжает профессор Челябинского государственного университета, завкафедрой экономической теории и регионального развития Алексей Шумаков. «Все в целом будет выглядеть скромнее. Не будет богатых, потому что не будет бедных, все цифры усреднятся», — говорит он.
«Объединять регионы слабые с сильными — это то же самое, что размазывать кашу по тарелке или получать среднюю температуру по палате в госпитале», — согласен с ним Константин Калачев. По его мнению, в этом вопросе нужно проявить здоровый консерватизм. «Лучше оставить все как есть, если нет желания породить хаос. Не надо ломать то, что работает», — отмечает эксперт.
Показательно, что принадлежащая Валентине Матвиенко идея слияния Петербурга и Ленобласти дальше обсуждения не пошла. «У регионов уже сложившаяся система хозяйствования, и если в 90-е и начале нулевых это было бы целесообразно, то сейчас точно нет. То же можно сказать и о возможном поглощении Москвой Мособласти. К тому же это огромные субъекты со своей инфраструктурой, и даже больше пользы в том, что они разделены и управляются отдельно», — объясняет Леонид Давыдов.
***
Эксперты едины во мнении: для таких предложений Совфеда выбран не самый лучший момент. Очевидно, что основная цель — дать регионам большую экономическую самостоятельность и разгрузить федеральный центр, но в нынешней ситуации это не гарантирует результата. Да и прежний опыт не продемонстрировал резкого улучшения экономических показателей после укрупнения. Более того, процесс объединения сам по себе требует огромных затрат: проведения референдума, переформатирования органов власти. И даже после слияния дотации из федерального бюджета все равно пойдут в прежнем направлении, изменится лишь их формальный адресат.
Виктория Токарева
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
0 +0−0 | Хасан Бойси-Ахъядер | 13:38:51 30/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Россию называют многонациональной из за покорённых инородцев со своими землями и которых не смогли перемолоть в фарш - "русские". То что вы предлагаете - Империя, что в современном мире, если люди хотят государство для людей, а не люди для государства - вредная, бессмысленная фигня. Швейцария спокойно живет и процветает, хотя она Конфедерация с десятками разных народов, говорящих на разных языках. |
0 +1−1 | Сергей Иванов | 16:01:14 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
И я так думаю, коли ты живешь в России, то все равны независимо от национальности. Не должно быть предпочтений на какие-либо национальные территории. Живем в одной стране, единым коллективом. И да, русские всё же титульная нация в России(81%), что бы там всякие высеры не верещали, что Россия многонациональная страна и т.п. |
0 +0−0 | Хасан Бойси-Ахъядер | 15:48:05 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Да ну ? А Польша и Финляндия ? |
0 +0−0 | Сергей Иванов | 15:34:39 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Вину за боинг не признали и не признают (т.к. сбили ВСУ-шники и это факт), ДНР и ЛНР до сих пор стоят, Савченко отдадут через 20 лет, если только не захотят обмена с другими товарищами. Весь мир будет класть на то, кто такие украинцы. Для них всё одно - русские. И последним пуком хохла станет - вы нас обманули (про ЕС). А чего хотели-то? Думали, что ЕС за вас в войну с Россией ввяжется? Хрен вам, никто не хочет войны, кроме свидомитов абосанных и пиндосов недоделанных |
0 +0−0 | Сергей Иванов | 15:29:34 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Украина унитарная страна и была всегда, только сейчас заговорили о федерализации |
0 +0−0 | Сергей Иванов | 15:24:40 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Так сделать однородность, населить всех русскими, а других истребить за ненадобностью. Оптимальное для России именно унитарное государство. Кто не согласен с русский идеологией - в расход. И да, нет такой страны Ичкерия - там одни бандиты и террористы стояли во главе. Во времена Российской империи государство было унитарным, и ничего 300 лет как-то же жило без нацпредставителей и прочей нацдребедени. |
0 +0−0 | Екатерина Никифорова | 14:55:16 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Согласна. Особенно удивило высказывание Калашникова "не имеющий национальной окраски".Оскорбительны такие небрежности. Товарищ Калашников, вот как раз данные республики имеют ярко выраженную национальную окраску!Это оскорбительно! Не надо объединять Республику Мордовию с иными субъектами.У нас свое самосознание, история и прочее. |
0 +0−0 | Екатерина Никифорова | 14:52:32 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Финно-угры никогда не будут орать ,что они "настоящие" русские. Не надо передергивать. |
0 +0−0 | Ksan Req | 14:51:49 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
годнота |
0 +0−0 | Ksan Req | 14:49:22 29/04/2016 |
Комментарий удалён. | ||
иди нах спамер, выше уже отметился копипастой |
0 +0−0 | Fat Karlsson | 14:47:34 29/04/2016 |
"Вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь." (с) |
0 +1−1 | Михал Саныч | 14:18:06 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
За то вам всюду нужно свой пятак засунуть! Ладно, Вовочка, некогда мне, работать надо. Нечего тебе доказывать, Савченко отдадите, за боинг, Крым и Донбасс ответите. Будет суд, Россию признают виновной, выплатите репарации и поимеете войну с Китаем. Россия никуда не развалится (а хотелось бы), капиталюги этого не допустят, хватает и одного дибила с ядерной дубинкой, а так будет несколько! Кому такое счастье надо? Обанкротят вас и скупят с потрохами за бесценок. Тогда не до Крыма будет и Лугандонии. Украина, через 10 лет станет как сейчас Польша, а вы останетесь в дерьме и нищие. Так же будете ненавидеть и презирать всех соседей, а соседи вас. А и ещё, как только кони двинет Лукашенко, вы полезете в Белоруссию "наводить порядки" там. Внезапно нарисуются "белорусские фашисты" которых срочно нужно будет принуждать к миру. Это станет последним вашим идиотским выбрыком, потому как со всеми остальными вы уже перегрызлись. Убитых земляков вам никто не простит. А у тебе, Вова рекомендую уехать из страны пока не поздно. Тяжелые времена ждут Россию, очень тяжелые. Пиндосы развалили совок, а свами и подавно справятся. Всё, пакеда, некогда мне. |
0 +0−0 | Владимир Богданов | 14:03:25 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Вам каклам(Мне, на пример до лампады, что происходит).Вот вся Ваша политика вышиванок. |
0 +0−0 | Михал Саныч | 13:52:35 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
А я тебе, лапотнику, ещё раз говорю, если бы тебе было всеравно, то тебя бы не интересовало, кто кому в какой рот смотрит. Мне, на пример до лампады, что происходит к примеру у финов. Я реально не знаю, что у них там! Мне реально побоку.? |
0 +0−0 | Емраз Худайберды | 13:39:37 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Уркаина попробовала унитарное государство. Очень больно получилось. |
0 +0−0 | Советский Союз | 13:38:15 29/04/2016 |
Хочу жить в Московской области! |
0 +4−4 | Емраз Худайберды | 13:28:48 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
"Нарезка страны по нац признаку"? Ты чота путаешь. Нарезали по принципу упрощения администрирования. Крым передали стране 404, условный Северный Казахстан, где казахов не было никогда - Казахстану. И таких примеров много. В Вильнюсе не было литовцев... А вот как раз нарезка по нацпризнаку - самая стабильная и проверенная временем. Ну, а то, что хотят сделать дорогие члены совфеда - это полный аналог хрущёвских Совнархозов. Так и вопрос возникает: мы что, опять возвращаемся к плановой экономике? |
0 +0−0 | Владимир Богданов | 13:07:27 29/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Михал Саныч,,России на твой гаагкий трибунал,,всё равно что сходить в туалет по маленькому.Единственное что я выяснил....,, что хохлы предатели и работу в России приезжим я давать не буду,,а наоборот буду сообщать в надзорные органы.Так что хохолик иди шукай работу в твоей любимой гейропе.,,а то там тебя заждались горячие парни.Ха-ха-ха. |
0 +0−0 | Соборов Виктор | 12:51:28 29/04/2016 |
"Не больно то и хотелось". Когда кому то надо провести какой то референдум - всё делается одним махом |
0 +0−0 | Сергей Баранов | 11:16:45 29/04/2016 |
скоро и без ее тупых предложений перекроят..иди бухай,валька |