«Мусульмане молчали только на Пасху»

00:07 27/04/2016 Россия
Следственный изолятор в Грозном
Следственный изолятор в Грозном
В целом праввильно, для таких нужны специальные зоны с обязательной трудотерапией. Плюс где нибудь в сибири. Плюс всех ставить на учет. Есть еще более радикальные меры.

В начале этого года Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) заявила, что намерена усилить в своих учреждениях борьбу с общинами радикальных мусульман — тюремными джамаатами. Эксперты Российского института стратегических исследований даже призывали создать отдельные зоны для исламистов, дабы лишить их возможности вербовать в свои ряды неофитов из числа заключенных. О том, что представляют собой тюремные джамааты, за счет чего они существуют и как вербуют новых членов, в интервью «Ленте.ру» рассказал аспирант экономического факультета МГУ Виктор Луковенко. Недавно он освободился из мест лишения свободы, где провел более пяти лет.

«Лента.ру»: Где вы отбывали наказание?

Виктор Луковенко: Около года, с июля 2010-го, я провел в Бутырке. С одной стороны, это образцово-показательный столичный централ, но в целом — наиболее характерный пример московского СИЗО. Почти месяц длился этап через Челябинск и Красноярск в Бурятию. И четыре года в колонии строгого режима ИК № 8 в Улан-Удэ.

Каков национальный состав заключенных?

Если брать московские централы, то абсолютное большинство, процентов восемьдесят — это выходцы с Кавказа и из Средней Азии. Мне лично приходилось сидеть в камере, где из двадцати человек славян было только двое, прочие — азербайджанцы, грузины, таджики, узбеки, киргизы. Очень много «смотрящих» за камерами и даже за корпусами Бутырки из тех же азербайджанцев, например.

Конфликты на национальной почве случались?

Очень мало. Несмотря на все попытки сотрудников использовать этот фактор в своей оперативной работе, преступный мир понимает, что деление по национальному признаку — его слабая сторона, и все работают на то, чтобы это сгладить.

Но есть другой фактор, с которым трудно что-либо сделать, — религиозный. В СИЗО все чаще попадают радикально настроенные мусульмане из республик Северного Кавказа. Отношения между ними и, например, теми же азербайджанцами, которые в местах заключения в большинстве своем являются носителями традиционной воровской идеологии, мягко говоря, прохладные.

Что значит радикально настроенные?

Я человек не из этой среды, наблюдал ее со стороны, но, судя по всему, речь о салафитах (исламское фундаменталистское течение, пришедшее в Россию в 1990-е годы из арабских стран —прим. «Ленты.ру»). Они и внешне выделяются — отращивают длинные бороды, бреют усы, подворачивают штаны и так далее.

Насколько их много и как складываются отношения с прочими заключенными?

Численно салафиты, если брать именно активных, объединенных в джамааты (общины —прим. «Ленты.ру»), составляют порядка пяти процентов обитателей московских централов. Их не так много, но они сплочены и хорошо организованы, идут на конфликты даже с ворами. Бывали драки и не раз. Когда, например, в камере сидело десять на десять радикальных мусульман и представителей преступного мира. Если в камере преобладают мусульмане, они устанавливают свои правила. Отказываются, например, переправлять в другую камеру сигареты. А это так называемая «дорога», на которой и зиждется все существование в тюрьме.

Часто ворам приходилось отступать под натиском агрессивной молодежи. Бывали драки и на сборках (при перевозке заключенных —прим. «Ленты.ру»), и опять-таки, радикальные мусульмане не раз выходили победителями, поскольку многие из них, надо отдать им должное, готовы идти до конца. В результате к этим немногочисленным группам подтягиваются по национальному признаку и те выходцы с Северного Кавказа, которые на воле не испытывали особого интереса к религии.

Радикальные мусульмане чаще конфликтуют именно с преступными авторитетами?

Со всеми, кто препятствует введению их правил. Стоит заметить, что в случае национальных конфликтов воры не раз заступались за немногочисленных славян, понимая, что сегодня они отдадут их «на съедение» радикальным мусульманам, а завтра те возьмутся и за них. Кое-где так уже и происходит — по слухам, есть лагеря в Ростовской области, на Северном Кавказе, где преобладают салафиты, живущие своими джамаатами. Они отрицают воровские традиции, не скидываются в общак (об этом рассказывали заключенные ИК-2 в городе Шамхал в Дагестане, —прим. «Ленты.ру»). Отчасти это на руку сотрудникам колоний, которые покровительствуют отдельным радикально настроенным мусульманам, чтобы вбить клин между заключенными.

То есть национальный и религиозный факторы играют не последнюю роль в системе исполнения наказаний?

Так получается. Многие сотрудники и вовсе обязаны своим карьерным ростом принадлежности к северокавказским диаспорам. Я сталкивался с оперативными работниками чеченского происхождения, которые за счет своих национальных связей решали служебные задачи, быстро получая звезды на погоны. Причем, попадая на работу в СИЗО и в лагеря, они не просто «прикрывают» там своих, но занимаются распространением идей радикального ислама среди славян, что я наблюдал лично.

Можно предположить, что в ряде случаев администрация СИЗО продуманно собирает в отдельных камерах салафитов, чтобы при необходимости использовать их как «пресс-хаты» для непокорных славян. Так сказать, quid pro quo, услуга за услугу. В целом, сотрудники администрации СИЗО ведут себя с салафитами подчеркнуто корректно, несмотря на зачастую вызывающее поведение со стороны последних.

По каким статьям обычно сидят исламисты, какие у них сроки?

Я не раз пересекался с молодыми дагестанцами, почти всегда они идут по одной статье — разбой в особо крупном размере, сроки по 15-20 лет. Возраст обычно 18-20 лет, один и тот же сценарий преступления — приезжают группой в Москву, совершают очень дерзкие вооруженные нападения на ювелирные точки, банки и т.д. Всеми возможными способами они добивались перевода для отбывания срока в какую-нибудь из северокавказских республик. Откровенно объясняли: «Мы едем на Кавказ, там отсидим три-четыре года, решим вопрос через волю, выйдем на свободу и вернемся к своим делам». Отправку на Урал или в Сибирь они воспринимали как конец света — там быстро освободиться невозможно.

Члены тюремных джамаатов как-то афишируют свою связь с боевиками на Северном Кавказе?

Те же молодые дагестанцы, о которых я говорил, прибывают в тюрьму уже радикально настроенными мусульманами. Не скрывают в разговорах, что часть награбленного они отправляли домой на Кавказ, как они говорят, «на джихад».

В этой среде весьма популярен певец Тимур Муцураев, воспевавший «подвиги» дудаевских боевиков. Члены джамаатов не раз с целью пропаганды открыто демонстрировали с мобильных телефонов ролики с изготовлением взрывных устройств, пропагандистские ролики «Исламского государства» (запрещенного в России —прим. «Ленты.ру»). Когда телефоны отнимали, там находили также снятые боевиками ролики с отрезанием голов русским солдатам и прочее в том же духе.

Вы отбывали срок в период становления «Исламского государства». Как реагировали на эти события лагерные салафиты?

Когда в тюрьмы и лагеря просочилась информация о том, что в Сирии «Исламское государство» провозгласило халифат, джамааты встрепенулись. Многие, особенно из неофитов, не скрывали восторга, заявляя, что после освобождения поедут туда воевать. Они так и поступают — я знаю конкретные случаи. Что меня удивило, так это равнодушие ко всему этому со стороны администрации ФСИН.

Среди кого вербуют сторонников тюремные джамааты и как это происходит?

В своей национальной среде они не замыкаются, пытаются вербовать и славян, и азиатов. Правда, в силу ментальной установки на лидерство, внутри джамаатов кавказцы все равно занимают главные позиции, прочие — как бы второго сорта.

Поэтому неофиты стараются проявить себя, повысить статус в джамаате и изначально готовы на самые радикальные поступки. Лидеры численно небольших тюремных джамаатов часто исподволь используют это в конфликтах с администрацией и ворами. Неофитов провоцируют на драку с конкретным сотрудником администрации или вором, который якобы «не любит Аллаха». Провокатор попадает в карцер, получает иные наказания. Но влияние джамаата в тюремной среде укрепляется.

Что дает заключенному джамаат?

Неофит меняется не только внешне (борода и т.д.). Он становится более уверенным, так как за ним стоит целый джамаат. Его члены благодаря финансовым возможностям часто лучше питаются. В лагерях в силу своего особого статуса отказываются от общих работ, либо как-то договариваясь с ворами, либо идя на открытый конфликт с ними.

Члены джамаатов усиленно занимаются спортом — это неотъемлемая часть их подготовки. В Бутырке есть спортзал, но это платно, и ходят туда в основном мошенники, среди них популярен фитнес. А вот в лагерях сами заключенные оборудуют для себя «качалки». На всех их не хватает, и там обычно занимаются те, кому позволяет это администрация. Салафиты такую возможность в ИК-8 имели в силу наличия финансов и связей с сотрудниками. Более того, в ИК-8 при запрете руководства на ввоз спортивного питания джамаатовские находили возможность нелегально доставлять в лагеря крупными партиями протеины, специальные спортивные добавки для наращивания мышечной массы.

Каково у них отношение к исламскому духовенству?

Презрительное, подчеркнуто негативное. Еще когда я находился в Бутырке, по телевизору в камере показывали новостной репортаж о встрече мусульманского духовенства то ли с президентом, то ли с премьер-министром. Реакция была резко негативная, телевизор сразу выключили. Приходилось слышать и соответствующие реплики.

В ИК-8 в 2013 году открылась молельная комната для мусульман, для совершения там богослужений приходил представитель официального духовенства, татарин. Желающих помолиться с ним нашлось немного...

Были моменты, которые как-то по-особенному врезались в память?

Два момента. Первый — это постоянные переклички до и после намаза «Аллах акбар!» между камерами в Бутырке. Этот клич, пролетавший по централу от одной решетки до другой, имел в том числе конкретной целью психологическое давление на прочих заключенных и администрацию через демонстрацию многочисленности и единства салафитов. Единственный день в году, когда мусульмане просто молчали, — это Пасха, знаковый день и для славян, и для грузин. По старой тюремной традиции в этот день «смотрящий» по камере обращался к ее обитателям с поздравлениями, и между камерами звучала перекличка «Христос воскресе!»

Второй момент, очень знаковый — в июне 2011 года я вышел на прогулку в Бутырке и услышал восторженные крики «Аллах акбар!» и поздравления радикальных мусульман друг другу. Оказалось, что так они празднуют убийство полковника Буданова, застреленного в Москве.

Беседовал Владислав Мальцев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(317):

1 234 ... +1
42 +44−2Добер00:34:49
27/04/2016
В целом праввильно, для таких нужны специальные зоны с обязательной трудотерапией. Плюс где нибудь в сибири. Плюс всех ставить на учет. Есть еще более радикальные меры.
37 +45−8Светка Ерошина00:36:34
27/04/2016
Последователи язычника Мухаммеда, который поклонялся камню, целовал его... Что с них еще взять, животные есть животные( Ничего святого.
30 +33−3Борис Кулев08:13:04
27/04/2016
-41 +11−52Обама - враг русских людей02:33:50
27/04/2016
А религия среди заключенных - это тот моральный столп, скрепа, которая действительно способствует их перевоспитанию...
Радикальные религиозные учения - это столп на котором зиждутся будущие тяжкие преступления.
28 +32−4technotopia00:34:39
27/04/2016
24 +26−2Ivan Agashkin00:30:53
27/04/2016
Действительно, их надо изолировать, и чем быстрее, тем лучше.
Желательно их в камеру к 48 гуриям.
27 +30−3Денис Поздеев00:23:20
27/04/2016
Комментарий удалён.
Иди нах ?
26 +28−2Алан Слонов07:52:19
27/04/2016
-23 +4−27D Tigr 207:41:48
27/04/2016
Тупой ватник, нельзя держать людей в заключении из-за их мировозрения. Будешь пол России кормить в тюрьмах...
Ты туп однако. статью то осилил?? их там держат не из за "мировозрения" . Тоже мне - защитник аллахбабахнутых
26 +34−8WHIPPET02:45:18
27/04/2016
-36 +13−49Обама - враг русских людей02:33:15
27/04/2016
Этот "аспирант" скорее всего из тех "болотных либерастов", что на полицейских кидались. Белыми нитками прослеживается во время всего рассказа...
сам рассказ выглядит весьма правдивым и неангажированным
24 +26−2Ivan Agashkin00:30:53
27/04/2016
Действительно, их надо изолировать, и чем быстрее, тем лучше.
23 +27−4vera faith09:34:14
27/04/2016
10 +18−8Vadim Bazyak08:36:45
27/04/2016
В общак не скидываются, сигареты не передают, поддерживают друг друга. Да это скорее характеризую их с положительной стороны. Да и вообще сейчас радикальный ислам привлекает людей в свои ряды идеей социального равенства - всё то, что 100 лет назад привлекало радикальных социалистов-революционеров и коммунистов. Потребность в социальной справедливости осталась, а идеология социализма дискредитирована, вот они в религию и идут.
Социальное равенство - это когда женщин в покрывало закутывают и считают их хуже скота?
21 +23−2Иван Иванов02:42:39
27/04/2016
Политика правительства по взаимоотношениям с черноJопыми - печалит. Кончится это большой резнёй. И никакая нацгвардия не збасёт.
21 +24−3Cyborg Deniz01:17:39
27/04/2016
проблема в том, что с ними можно бороться только силой и очень жестко. а нынешнее общество к этому не готово. Пока.
20 +28−8Сергей Ъ09:26:08
27/04/2016
10 +18−8Vadim Bazyak08:36:45
27/04/2016
В общак не скидываются, сигареты не передают, поддерживают друг друга. Да это скорее характеризую их с положительной стороны. Да и вообще сейчас радикальный ислам привлекает людей в свои ряды идеей социального равенства - всё то, что 100 лет назад привлекало радикальных социалистов-революционеров и коммунистов. Потребность в социальной справедливости осталась, а идеология социализма дискредитирована, вот они в религию и идут.
Хоть сто лет назад, хоть две тысячи - идеей социального равенства всегда заманивали баранов. После чего устраивали им такое "равенство", что им небо в овчинку казалось.
20 +22−2Борис Кулев08:16:08
27/04/2016
-20 +3−23D Tigr 207:58:50
27/04/2016
Это дело каждого человека, соваться в душу человека и кидать в тюрьму за то, что он не так думает - это дело последнего идиота. Нужно решать проблему, а не тупо заниматься репрессией, надо давать пример того, как вести себя в обществе...смотря на Кремлевский сброд что думает молодежь? У них апатия и отвращение от всего этого сброда и плюсуй к этому отсутствие государственной идеологии по воспитанию молодежи в том духе, чтобы каждый, в независимости от конфессии и национальности он мог принести пользу стране, а вы, идиоты загоняете людей в рамки под ярлыками террориста, сепаратиста, дага, чечена...будь бы ты в США или в Европе, то за такое оскорбление тебе б влетел
Ты тупой ? Их не кидали в тюрьму из-за души, наоборот - они совершили уголовные преступления, которые никакая религия не одобрит.
19 +25−6Анжелика Москвина00:40:24
27/04/2016
Мрази.
18 +19−1Сергей Владимирович13:06:54
27/04/2016
2 +8−6Сергей Калябин12:30:23
27/04/2016
Уже давно все противопоставлено, с древнейших времен, и живем же как-то, уживаемся так сказать. Мне русские фашисты ничем не милее любых других. Превосходство одной нации над другой - это бред. К религиям я отношусь вполне терпимо, покуда это не навязывается насильно.
Если все будут к этой чуме относится терпимо, то миру существовать останется не долго. Неужели вы не понимаете,что их главная цель -уничтожение всех кто не их веры.
18 +26−8Остап Меркава01:36:13
27/04/2016
-3 +6−9Светка Ерошина00:48:44
27/04/2016
В Чечне была попытка) Революция подавлена.
Не подавлена, а подкуплена.
Де-факто Чечня независимое государство со своей властью и законами.
Чтобы в грязь лицом не ударить, договорились с боевиками о формальном присутствии Чечни в составе РФ в обмен деньги.
18 +24−6Иван Иванов01:10:03
27/04/2016
-10 +8−18Светка Ерошина00:53:18
27/04/2016
Не путай Ислам и шизиков террористов.
Одно и то же. Чего тут путать.
17 +20−3Олег Болховский04:39:02
27/04/2016
-14 +4−18R.R.02:51:33
27/04/2016
ждите повестку
Брей усы , отращивай бороду и закатывай штанины
16 +19−3Иван Иванов01:23:29
27/04/2016
1 +12−11Мухамад Нураев01:18:02
27/04/2016
Так он вроде в погонах был
Его не за растрел боевика судили
какая разница? звери тоже погонов не носят. В Грозном русских убивали ни одного суда не было над зверьем.
16 +20−4Alex Rash01:02:45
27/04/2016
война с исламистами неизбежна
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь