«Все любят футбол, а он — динозавров»

00:06 22/04/2016 Россия
«Все любят футбол, а он — динозавров»
Могут. Если сильно захотят. Но, как правило, всем начхать. А травить будут тех, кто не вписывается в стадные предсталения о норме и правильности. При чёи именно из этих странных вырастают потом действительно интересные и хрошие люди. Не всегда, но очень счасто. А травители... ну они становятся просто банальной серостью. Хотя почему становятся, они такие с детства.

Одиннадцатилетний московский школьник Степан Савельев проснулся звездой интернета, после того как его мама попросила в Facebook поддержать сына, осмеянного одноклассниками за посты про динозавров и лего. Мальчика завалили тысячами лайков, администрация сервиса вернула ради него золотой рейтинг пользователя, а популярные исполнители опубликовали видеоролики в его поддержку. Травля одноклассников — обычное для школы явление. «Лента.ру» побеседовала со специалистами фонда «Твоя территория», оказывающего детям психологическую поддержку, о причинах подростковой агрессии и о том, стоит ли учителям и родителям вмешиваться в подобные конфликты.

Елена Шумакова, супервизор проекта:

Детей, столкнувшихся с травлей одноклассников, выделяют по какому-то признаку — слабость, внешность, особенности характера или семейная ситуация. Все это может сделать его в глазах сверстников не таким смелым и сильным, как другие дети, и они это чувствуют. Это естественный процесс для коллектива, тем более детского, когда формируется некая иерархия и в ней есть слабое звено. Такой ребенок, как правило, об этом молчит в силу своих качеств, которые и делают его изгоем. Здесь вся надежда на учителей — такое трудно не заметить.

Когда преподаватель относится с симпатией к ребенку, заступается за него, это влияет на других детей. Если кому-то влетит, у ребенка возникает ощущение защищенности. Но диву даешься тому, насколько педагоги безучастны. Понятно, что они тоже люди, хотя вообще, это их прямое назначение как педагогов. Проблема в том, что когда взрослый вмешивается, он обычно опасается реакции: мол, вы нас наказали за это, так мы его еще больше затравим. А бесконтрольная агрессия может вызывать у забитого ребенка предсуицидальное состояние. Из-за того, что ты один и ни с кем это не разделяешь. Обычно в подобных ситуациях дети ни к кому не обращаются. То, что ребенка травят, выясняется уже из разговора с психологом, ребенок все в себе копит.

Дети обращаются в психологические службы, потому что грустно, одиноко, не хочется жить. Ребенок, в отличие от взрослого, не всегда может прямо сказать о проблеме. Для него это чуть ли не предательство, признать свою слабость. Задача психолога, работающего с насилием в школе, выйти на чувство несогласия и гнева. Укоренить мысль, что так неправильно. Причины травли могут быть не такими очевидными, а находиться в области поведения, скажем, эпатажного или гиперактивности. Это может вызывать смех или создавать неудобство для класса. То, что у ребенка есть внутренний недостаток, считывается детьми моментально. Это связано с семейными историями: развод родителей, проблемы с алкоголем, неблагополучие. Ребенку даже не надо обладать каким-то особым изъяном и провоцировать, чтобы стать изгоем.

Работать с такими детьми просто — с ними надо говорить. И с зачинщиками, и с жертвами. Дети самоутверждаются за счет слабых неосознанно, просто это находит отклик у сверстников. Подростков несет в разные стороны, эти природные импульсы надо направлять. В СССР были, например, пионерские организации, а сейчас дети, по сути, покинуты. Хорошо, когда в семье с ребенком занимаются, но если возможности такой нет, он выпускает пар вовне или на себя.

Суицид из-за травли прежде всего связан с одиночеством. Задача у родителей подростка — перейти от состояния воспитателя к равным отношениям, партнерским. Но мы не успеваем. Дети уже выросли, а мы используем те же механизмы, что работали в младшем возрасте: «Делай так, а вот так не делай». Но подростковому возрасту, как известно, свойственен протест. Родители принимают все на свой счет, а это просто такая реакция. Хотя перестроиться так же естественно, как, например, когда вы похудели и купили новые штаны.

В подростковом возрасте суицидальные мысли возможны и без травли. Ребенок заявляет о таком намерении в качестве вызова. Родителям нужно следить за околосуицидными высказываниями. Банальное: «Я не хочу жить», которое кажется им дурью, на самом деле может быть сигналом. Для родителей это крайне травматичная тема, они это пропускают мимо ушей, потому что так устроена психологическая защита. Смерть ребенка — та травма, которая психологически вообще не переживается. Заявление, даже косвенно этого касающееся, для родителя настолько невыносимо, что наступает одна из двух противоположных реакций: либо полное игнорирование, либо чрезмерная тревожность. Одни начинают излишне давить, и это приводит только к тому, что ребенок замыкается, другие — вообще не обращают внимания. Но главное — не пропустить размышлений о смерти. Нужно успокоить в первую очередь себя, дать ребенку выговориться и собрать информацию. Дальше в зависимости от ситуации: говорить с учителями, обращаться к специалисту. Переход в другую школу — крайняя мера, потому что всегда сопряжена со стрессом. Нежелание ходить в школу, мрачные записи в соцсетях, плохой сон, подавленность — все это маячки. Сложность в том, что подростковому возрасту в целом все это свойственно, тут надо проявить участие, но не увлекаться.

Елена Василевская, ведущий специалист:

Существует миф, что объект травли выбирают, исходя только из каких-то внешних различий: высокий, низкий, худой или толстый. Но часто жертва отличается от других детей именно поведением, ценностями, интересами. Не такой, как принято в этой социальной группе. Здесь все любят футбол, а он — динозавров. Не то чтобы он какой-то хороший или плохой, просто другой. Как правило, это ребенок изолированный, либо замкнутый, и у него нет друзей, нет поддержки. Тут также вероятно, что у ребенка занижена самооценка, он не чувствует собственной значимости, и это транслирует другим. Замкнутым достается больше, но опять же все зависит от окружения. Когда агрессоры ищут жертву, им интересна прежде всего реакция. Если дразнят ребенка, уверенного в себе, он посмеется или ответит еще более жесткой шуткой. Но ранимый ребенок воспринимает такие подколы болезненно, и это провоцирует новый виток агрессии. Это вопрос отношения к себе. Если ребенка бьют по больному месту, которое он в себе не принимает, это только подначивает обидчиков.

Учителя должны вмешиваться в эти конфликты. Но действовать нужно тонко и грамотно. Это сработает только в том случае, если преподаватель — человек, которого школьники уважают и которому доверяют, а так бывает не всегда. Запретительные методы при травле работают с точностью до наоборот. Если ребенок настроен к другому агрессивно и безразлично — корни его проблемы уходят в семью, а с такими работать непросто. Потому что там родители зачастую жесткие и авторитарные. За рубежом в школах с этим активно работают, дают почувствовать агрессорам, что испытывает жертва. Используют для этого какие-то художественные средства, фильмы снимают. Чтобы у нас что-то такое было, я не слышала. Только фильм «Чучело».

К нам часто обращаются дети, которым не дают житья в школе. Мы кризисная служба, и обращения, как правило, разовые, работаем с текущим состоянием, как правило, чувственным. Естественно, это ситуация очень эмоционально нагруженная: там и гнев, и страх, и стыд, и бессилие. Состояние мы можем нормализовать, дальше в глобальном смысле ребенок должен работать над самооценкой. Я всегда стараюсь донести до детей, что если тебя дразнят и обижают, это не значит, что ты какой-то не такой. Это характеризует только тех, кто тебя обижает. Кроме того, нужно находить ресурсы, на которые ребенок может опереться: родители или другие родственники, учителя, кто-то в классе, с кем бы он мог подружиться. Главное, не оставаться одному. Травят наиболее беззащитных, не имеющих друзей. Наша задача — помочь ребенку поверить в себя, обрести поддержку. Понять, что травля — вещь иллюзорная, возникающая только в голове тех, кто обижает и кого обижают.

Если травля не зашла слишком далеко и нет физического насилия, то нужно учиться не реагировать на нее исключительно внутренне, не оставлять обиду в себе. Надо отвечать, отшучиваться. Но это работает, только если ребенок не воспринимает слова обидчиков как справедливый упрек. Иначе все эти рекомендации бесполезны.

Сергей Логинов, волонтер проекта, психолог:

Ребенок, обратившийся в службу поддержки, обычно говорит о своей отчужденности. Его никто не понимает, не замечает его проблем. Подросток не осознает, что закрылся сам и не принимает себя. Школьная травля — лишь верхушка айсберга. Понять, что у ребенка возникли какие-то суицидальные мысли, можно лишь на чувственном уровне. При наличии психологического контакта с ребенком. Чаще складывается другая ситуация, когда дети и родители живут в одном пространстве, но практически не взаимодействуют. Нужно внимательнее относиться к детям, ловить эти знаки, то, как он говорит, жестикулирует. Все его действия, слова подают сигнал о неуверенности.

Ситуация осложняется тем, что если ребенок не выражает переживания вовне, друзьям или родителям, его чувства обостряются. Они накручиваются до невероятных масштабов и замыкают подростка в себе. Вот тогда уже может дойти до самоубийства. Когда группа подростков травит одноклассника, им кажется, что они действуют с позиции силы. На деле эта агрессия — признак неуверенности в себе. Разница между теми, кто унижает и кого унижают, лишь в том, что одним удается эту неуверенность скрыть, а другому нет. Чувства-то у них схожие. Коллективная агрессия — это своего рода защита. Многим легче присоединиться к травле, чтобы не стать ее объектом, обезопаситься. Неуверенный в себе подросток ищет какую-то опору и находит ее в агрессии. Плюс подросткам свойственна некоторая стадность, они только выстраивают свои отношения с миром и сильно подвержены внешнему влиянию.

Анастасия Чеповская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(64):

18 +19−1Ткач Weaver07:21:51
22/04/2016
Могут. Если сильно захотят. Но, как правило, всем начхать. А травить будут тех, кто не вписывается в стадные предсталения о норме и правильности. При чёи именно из этих странных вырастают потом действительно интересные и хрошие люди. Не всегда, но очень счасто. А травители... ну они становятся просто банальной серостью. Хотя почему становятся, они такие с детства.
10 +12−2Ткач Weaver07:15:23
22/04/2016
Комментарий удалён.
И даунам вроде тебя. Брысь отсюда, какашич
5 +5−0Просто Игрок18:24:35
22/04/2016
Сам в детстве был объектом травления среди одноклассников, продолжалось это почти целый год. Сам по себе я был очень скромный и замкнутым в себе, мой круг общения ограничивался семьёй. Конечно я рассказывал родителям о этих нападках, но единственный совет который я всегда получал – "Не слушай их" и "Не обращай внимания". Честно говоря, неудачный совет. Не слушать оскорбления в свой адрес сложно, тем более после того как это происходило на людях, все считали меня тряпкой. И вот однажды, я не смог больше это терпеть. В один день, после урока трудов, в меня начали бросаться стружками и злобно хихикать. Вместо игнорирования, я подошел к обидчикам и стал их бить. Ногами, руками, как мог. Я не был какого-то особого телосложения, типичный дрыщ. Я просто выплёскивал всё то, что накопилось за это время. Никто из них не дал мне сдачи, похоже они даже не ожидали какой-либо ответной агрессии. С тех пор, меня больше никогда не травили одноклассники, это был 5 класс. В общем суть в том, что нельзя показывать свою слабость, если вы не способны игнорировать оскорбления, то не надо делать вид что вам всё равно, потому что это будет продолжаться и дальше. Им не надоест. Такие упыри ничего из себя не представляют, они трусливы и могут только лаять, словно стая дворняг. Я не психолог и не сторонник агрессивных методов поведения, но это единственное что помогло мне в моей ситуации. На мой взгляд весь этот пиар и поддержка парню не поможет. Даже если и временно, в жизни ещё будут подобные ситуации, но будет ли поддержка снова? Нужно быть сильным и уметь противостоять такому, чем постоянно надеяться на чью-то помощь.
3 +3−0ats-rakovka15:48:58
22/04/2016
прививать ребенку интерес к футболу - делать из него потенциальное быдло, которым наводнены стадионы. пусть уж лучше динозаврами увлекается.
3 +4−1А что если...11:44:43
22/04/2016
-11 +3−14Support team05:07:29
22/04/2016
Володька то пукин тоже в школе говорят пальцы щимил младшеклассникам, бил ранцем по голове других школьников и убивал домашних животных.
Понято вам ватнички отчего он теперь со страной тоже делает?
Гляжу, неплохо ботов запрограммировали на генерирование случайных фраз, но все же как-то однообразно.
2 +2−0Herman Dolph10:33:23
23/04/2016
-3 +5−8Олег Вещий05:43:09
22/04/2016
Всё это скотство-результат отсутствия духовности,внутреннего стержня.Это мрачные последствия насаждения христианской религии иудейскими выродками и их приспешниками.Русскому народу продажные и подлые политиканы со времён "христианизатора" Владимира в головы постоянно вбивается мысль,что мы тёмные , забитые и во всём должны равняться на "просвещённую" Европу.Как будто не было у нас на протяжении более 5000 лет своей культуры,правил и обычаев,своей Родной Веры,своих Родных Богов.На огромной земле русской не осталось НИ ОДНОГО памятника дохристианской эпохи,вся история искажена до неузнаваемости.Память людская полностью "стериализована",русичи носят чужие имена (еврейские,греческие,римские),славят чужого иудейского божка Яхве.Христианская церковь, по требованию попов ,получила приставку-РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ,хотя ничего в ней русского и уж тем более православного(ПРАВЬ-это МИР БОГОВ) нет и быть не может. Вот в этом вся и причина-дети и молодежь душой чувствуя бесконечную наглую ложь власти и лицемерного общества,внутренне протестуя,устанавливают в своей среде свои жесткие законы и порядки,увы,весьма далёкие от совершенства.
Шо херстьянство, шо куеславие — два разных сорта одного говна.
2 +2−0Vadim Bazyak09:34:57
23/04/2016
1 +1−0ulya08:28:26
23/04/2016
травлей в школах занимаются учителя женщины. Это классический феминисткий приём, но они его называют интригой
кстати, отчасти верно, т.к. в классах, где руководитель мужчина, таких проблем значительно меньше.
Советская и российская школа сильно пострадали от того, что учителей мужчин в них почти не стало.
2 +2−0Vadim Bazyak09:19:26
23/04/2016
2 +2−0Александр Кожуховский14:37:18
22/04/2016
а может родители банально не занимаются воспитанием детей
конечно, многим лишь бы сбагрить свое чадо.
дети впитывают социальные модели поведения именно со взрослых и особенно с родителей. Если родители быдло, то и на 90% ребенок будет быдлом.
2 +2−0Сергей Ъ00:23:35
23/04/2016
-1 +0−1Vokhsam18:50:12
22/04/2016
Прошлого не вернуть. Это как современная Греция и Древняя. Всё проходит, пройдёт это.
Выведите в Греции христианство, как тараканов и антисанитарию, и всё спокойно вернётся. Тем более в отличии от русской культуры, греческая сохранилась весьма прилично. Тут нужно сказать спасибо арабам, уберегли от христианских фанатиков греческую культуру хотя бы частично. Потом правда сами в мракобесов превратились. Это результат всех аврамистких "высоко духовных" учений.
2 +2−0Vokhsam18:53:39
22/04/2016
Нечего свою жизнь напоказ выставлять, небыло бы и травли. Ради чего эти постики, ради лайков?
2 +2−0Александр Кожуховский14:37:18
22/04/2016
-3 +5−8Олег Вещий05:43:09
22/04/2016
Всё это скотство-результат отсутствия духовности,внутреннего стержня.Это мрачные последствия насаждения христианской религии иудейскими выродками и их приспешниками.Русскому народу продажные и подлые политиканы со времён "христианизатора" Владимира в головы постоянно вбивается мысль,что мы тёмные , забитые и во всём должны равняться на "просвещённую" Европу.Как будто не было у нас на протяжении более 5000 лет своей культуры,правил и обычаев,своей Родной Веры,своих Родных Богов.На огромной земле русской не осталось НИ ОДНОГО памятника дохристианской эпохи,вся история искажена до неузнаваемости.Память людская полностью "стериализована",русичи носят чужие имена (еврейские,греческие,римские),славят чужого иудейского божка Яхве.Христианская церковь, по требованию попов ,получила приставку-РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ,хотя ничего в ней русского и уж тем более православного(ПРАВЬ-это МИР БОГОВ) нет и быть не может. Вот в этом вся и причина-дети и молодежь душой чувствуя бесконечную наглую ложь власти и лицемерного общества,внутренне протестуя,устанавливают в своей среде свои жесткие законы и порядки,увы,весьма далёкие от совершенства.
а может родители банально не занимаются воспитанием детей
2 +2−0Lima Lima11:16:41
22/04/2016
2 +2−0George Wilde11:15:24
22/04/2016
Нужно в жизни находить положительные моменты и за них держаться. Любимые увлечения, работа, интересы...
у детей всего этого пока нет или находится в зачаточном состоянии... и часто за увлечения тоже травят...
2 +2−0George Wilde11:15:24
22/04/2016
Нужно в жизни находить положительные моменты и за них держаться. Любимые увлечения, работа, интересы...
1 +1−0Vokhsam22:30:42
23/04/2016
0 +0−0Олег Вещий12:05:25
23/04/2016
Твои бы слова-да кремлёвской власти в уши !!! Коловрат и Славяно-Арийские Веды признаны российскими судами "зкстремисткими",а БИБЛИЯ,КОРАН и ТОРА-объявлены неприкасаемыми! Хотя в этих книгах почти каждая страница сочится ядом ненависти к "иноверцам" и свободно"тянет" на статью 282 УК РФ.
Может от них просто нацизмом попахивает? Христианом например может быть человек любой национальности, а тут "чистокровные арийцы" славяне, ещё поди свою республику или страну требуют?
1 +1−0Оккультист _20:38:42
23/04/2016
5 +5−0Просто Игрок18:24:35
22/04/2016
Сам в детстве был объектом травления среди одноклассников, продолжалось это почти целый год. Сам по себе я был очень скромный и замкнутым в себе, мой круг общения ограничивался семьёй. Конечно я рассказывал родителям о этих нападках, но единственный совет который я всегда получал – "Не слушай их" и "Не обращай внимания". Честно говоря, неудачный совет. Не слушать оскорбления в свой адрес сложно, тем более после того как это происходило на людях, все считали меня тряпкой. И вот однажды, я не смог больше это терпеть. В один день, после урока трудов, в меня начали бросаться стружками и злобно хихикать. Вместо игнорирования, я подошел к обидчикам и стал их бить. Ногами, руками, как мог. Я не был какого-то особого телосложения, типичный дрыщ. Я просто выплёскивал всё то, что накопилось за это время. Никто из них не дал мне сдачи, похоже они даже не ожидали какой-либо ответной агрессии. С тех пор, меня больше никогда не травили одноклассники, это был 5 класс. В общем суть в том, что нельзя показывать свою слабость, если вы не способны игнорировать оскорбления, то не надо делать вид что вам всё равно, потому что это будет продолжаться и дальше. Им не надоест. Такие упыри ничего из себя не представляют, они трусливы и могут только лаять, словно стая дворняг. Я не психолог и не сторонник агрессивных методов поведения, но это единственное что помогло мне в моей ситуации. На мой взгляд весь этот пиар и поддержка парню не поможет. Даже если и временно, в жизни ещё будут подобные ситуации, но будет ли поддержка снова? Нужно быть сильным и уметь противостоять такому, чем постоянно надеяться на чью-то помощь.
Полностью согласен - всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. Отпор надо давать всегда, даже если нет шансов победить.
Я в школе когда учился, с пакете со "сменкой" носил стальной прут, завёрнутый в газету. Для обороны.
1 +1−0Herman Dolph11:11:30
23/04/2016
-1 +0−1Олег Вещий11:11:12
23/04/2016
Ты - атеист?
Да.
1 +1−0Herman Dolph11:08:12
23/04/2016
-2 +0−2Олег Вещий11:02:34
23/04/2016
Иначе это как? Молча сносить оскорбления от попов типа: "всех язычников надо живьём сжигать на кострах" или "язычников надо приравнять к террористам" ?! А так же молчать в тряпочку,когда такие мохнатые хамы,как ты,уравнивают нас с христианами и считают говном? Не дождётесь !!!Как аукнется - так и откликнется!
А кто тебе сказал, что я сношу херню, которую несут попы? Они дураки, но и вы дураки. Два сорта одного говна, понимаешь? Верите в чушь. Не знаю, как еще разжевать, чтоб до тебя дошло.
1 +1−0Herman Dolph10:44:22
23/04/2016
-2 +0−2Олег Вещий10:40:28
23/04/2016
Есть такое выражение:НЕ РЫБА - НЕ МЯСО . Это про таких как ты...
Неа. У меня как раз прекрасная и стройная картина мира и крепкие убеждения. Просто тебе, как и всем страдающим верой в воображаемых друзей, сложно осознать, что можно жить как-то иначе.
1 +1−0Vadim Bazyak09:22:16
23/04/2016
18 +19−1Ткач Weaver07:21:51
22/04/2016
Могут. Если сильно захотят. Но, как правило, всем начхать. А травить будут тех, кто не вписывается в стадные предсталения о норме и правильности. При чёи именно из этих странных вырастают потом действительно интересные и хрошие люди. Не всегда, но очень счасто. А травители... ну они становятся просто банальной серостью. Хотя почему становятся, они такие с детства.
именно, что норма везде разная. Если большинство твоих сверстников курит, пьет, ругается матом, лжет и пр., а ты при этом будешь весь из себя правильным и честным, то тебя просто это общество в лучшем случае отвергнет, а в худшем - затравит.
И проблема в том, что в отличии от взрослой жизни, когда ты просто можешь не общаться с неприятными тебе людьми и не работать с ними, в школе, как на зоне, просто взять и уйти нельзя.
1 +1−0Vadim Bazyak09:18:30
23/04/2016
-3 +5−8Олег Вещий05:43:09
22/04/2016
Всё это скотство-результат отсутствия духовности,внутреннего стержня.Это мрачные последствия насаждения христианской религии иудейскими выродками и их приспешниками.Русскому народу продажные и подлые политиканы со времён "христианизатора" Владимира в головы постоянно вбивается мысль,что мы тёмные , забитые и во всём должны равняться на "просвещённую" Европу.Как будто не было у нас на протяжении более 5000 лет своей культуры,правил и обычаев,своей Родной Веры,своих Родных Богов.На огромной земле русской не осталось НИ ОДНОГО памятника дохристианской эпохи,вся история искажена до неузнаваемости.Память людская полностью "стериализована",русичи носят чужие имена (еврейские,греческие,римские),славят чужого иудейского божка Яхве.Христианская церковь, по требованию попов ,получила приставку-РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ,хотя ничего в ней русского и уж тем более православного(ПРАВЬ-это МИР БОГОВ) нет и быть не может. Вот в этом вся и причина-дети и молодежь душой чувствуя бесконечную наглую ложь власти и лицемерного общества,внутренне протестуя,устанавливают в своей среде свои жесткие законы и порядки,увы,весьма далёкие от совершенства.
не несите глупости. весь христианский мир носит традиционные христианские имена. Аналогично и с исламским миром. И как это влияет на духовность и уровень жизни?
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь