«Турки лезут»

00:04 17/04/2016 Наука и техника
Турецкие танки на Кипре, июль 1974 года
Турецкие танки на Кипре, июль 1974 года
Странно рассматривать вывоз "Юпитеров" из Турции, как некое поражение Турции... Это геополитический вопрос, в котором голос Турции имел нулевую ценность... Так можно заявить, что вывод советских ракет с Кубы в результате разрешения Карибского кризиса был поражением Кубы ( хотя идиоту пон...читать полностью

Вторая половина ХХ века стала для Турции сложным периодом: в стране произошло несколько государственных переворотов, заявили о себе и курды, у которых появился единый лидер. В то же время турки начали экспансию в Закавказье и Центральную Азию. «Лента.ру» публикует заключительную часть интервью с тюркологом, кандидатом исторических наук, доцентом Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Павлом Шлыковым, в котором он рассказал, почему в 1952 году Турция вступила в НАТО, зачем в 1974 году оккупировала север Кипра и существует ли турецкий след в карабахском конфликте.

Кипрская авантюра

«Лента.ру»: К тому времени как Советский Союз отказался от требований создать в Черноморских проливах свою военно-морскую базу и вернуть Карс, Артвин и Ардаган, Турция уже год была членом НАТО. Часто говорят, что именно советские территориальные претензии толкнули ее в объятия Запада.

Шлыков:В целом с этим можно согласиться. Но ориентация на Запад была характерна для Турции еще с 1930-х годов, а ее вступление в НАТО лишь институционально оформило этот процесс. За членство в Североатлантическом альянсе стране пришлось заплатить высокую цену. Достаточно вспомнить, что более 15 тысяч турецких военнослужащих принимали участие в Корейской войне 1950-1953 годов, в боях погибли более 900 человек. Турции нередко приходилось разочаровываться в своих союзниках по альянсу, не всегда оказывающих ей ту помощь, на которую она рассчитывала.

Почему?

Например, по итогам Карибского кризиса 1962 года Анкара оказалась в числе проигравших, поскольку в обмен на вывоз советского ядерного оружия с Кубы США убрали с территории Турции размещенные там годом ранее баллистические ракеты «Юпитер».

В то же время драматическим образом развивались события на Кипре. После провозглашения независимости в 1960 году на острове резко обострились отношения между греческой и турецкой общинами. Греческое большинство стремилось к энозису (объединению с Грецией), а турецкое меньшинство, естественно, категорически этого не желало. Когда в 1974 году при поддержке греческого режима «черных полковников» и при попустительстве западных держав на Кипре произошел переворот, к власти пришли сторонники энозиса, и турецкая армия оккупировала северную часть острова.

Насколько такие действия были оправданны?

Конечно, это была явная авантюра, но надо помнить, что в предыдущие годы турки-киприоты действительно находились практически на осадном положении и подвергались всяческим преследованиям, а остров разделяла так называемая «зеленая линия». Анкара не могла на это не отреагировать, хотя результатом турецкого вмешательства в конфликт на Кипре стала международная изоляция страны и охлаждение отношений с партнерами по НАТО.

Эпоха военных переворотов

В то время внутренняя ситуация в самой Турции тоже не отличалась стабильностью. Можно ли сказать, что страна жила от одного военного переворота до другого?

Действительно, в послевоенной Турции было три таких переворота. Вдохновителями первого из них, произошедшего 27 мая 1960 года, стали молодые офицеры (впоследствии за переворотами всегда будут стоять генералы). Он был осуществлен довольно жестко, с выводом на улицы танков и большим количеством смертных приговоров. Свергнутый армией премьер-министр Аднан Мендерес слишком увлекся авторитарными методами правления, пытался провести ревизию наследия Ататюрка и ослабить влияние военных. Кончилось это тем, что по приговору суда его повесили, несмотря на протесты лидеров европейских стран. Впоследствии Мендереса посмертно реабилитировали и с почестями перезахоронили в специально построенном для него мавзолее.

Военный переворот 1971 года был относительно мирным, без танков и смертных приговоров для политиков (стоит оговориться, что трех лидеров левоэкстремистских организаций все же повесили). В тогдашней Турции начался процесс урбанизации, резко выросла доля молодежи в населении страны. Под воздействием событий «парижской весны» 1968 года начались волнения студентов под левыми лозунгами и уличные столкновения их с правыми националистами. Правительство Сулеймана Демиреля не смогло справиться с ситуацией, и контроль над властью в стране снова перешел в руки военных.

Курдская проблема остро себя проявила именно в то время?

Она существовала еще с 1920-х годов, просто у курдов долгое время не было единого лидера. Вообще курды всегда были разобщены как этнически, так и религиозно. Лишь в 1970-е годы молодой марксист Абдулла Оджалан сумел сплотить наиболее активную часть курдской общины Турции вокруг созданной им Рабочей партии Курдистана (РПК). На территории Сирии при содействии местных властей Оджалан создал тренировочные лагеря курдов, откуда с середины 1980-х годов бойцы РПК стали совершать вооруженные вылазки на турецкую территорию.

В ответ Анкара усиливала репрессии против курдского населения Турции, чем вызывала возмущение как у турецкой интеллигенции, так и у международной общественности. И хотя сейчас у турецких курдов появилась возможность действовать в рамках легального политического поля страны, юго-восточные районы Турции с середины прошлого года фактически превратились в зону боевых действий.

Давайте вернемся к 1970-м годам в Турции.

Эти годы были очень тяжелым временем: экономические проблемы сочетались с углубляющимся социально-политическим кризисом. Страну сотрясали кровавые уличные столкновения между левыми и правыми радикалами, акции политические террора, самой громкой из которых было убийство бывшего премьер-министра Нихата Эрима в июле 1980 года. Турция неумолимо погружалась в полный хаос.

Длительный период политического насилия завершился переворотом 12 сентября 1980 года. Пришедшие к власти военные сумели окоротить как левых, так и правых экстремистов (только за первые шесть недель после переворота арестовали 11,5 тысячи человек, к концу 1980 года число арестованных выросло до 30 тысяч, а год спустя — без малого 123 тысячи арестов). Жесткие меры привели к резкому (на 90 процентов) снижению числа политических актов террора, что позволило военным спустя несколько лет передать бразды правления гражданскому правительству.

С этого времени начался новый этап политической жизни Турции, продолжающийся и поныне, — с не очень либеральной конституцией и режимом жесткого контроля над политической сферой. В первой половине 1980-х годов в стране сформировалась новая политическая система, а премьер-министр Тургут Озал реформировал экономику по либеральным рецептам — его политика получила название «озалономика». Кстати, именно при Озале Турция стала активно развивать туристическую отрасль.

Турецкие миссионеры

И при Озале же началась экспансия Турции в Закавказье и Центральную Азию?

Да, этот процесс начался сразу после распада СССР. Думаю, надо четко разделить этапы турецкой политики в отношении тюркоязычных постсоветских стран. При Озале действительно была некоторая эйфория от восстановления контактов внутри единого «тюркского мира», но довольно быстро выяснилось, что ресурсов для более активного продвижения своих интересов у Турции явно недостаточно. В нулевые годы это сотрудничество продолжилось (например, был создан «Тюркский совет»), при этом турки старательно пытались не задеть Россию.

В десятые годы возникла совершено новая ситуация: страны региона пытаются самостоятельно, в своих интересах играть на противоречиях России, Турции, Китая и США. Государства Центральной Азии стремятся обрести политическую субъектность и уже не удовлетворяются той ролью, которую им отводили в 90-е годы. Элиты этих стран понимают, что в XXI веке значение региона в мировой политике возрастет, поэтому борьба за влияние на него будет ожесточенной.

Сейчас в Азербайджане и в Казахстане выросло целое поколение элиты, получившее образование в турецких школах. Это привело к возникновению в этих странах некоего очага перманентного присутствия протурецкого лобби. Хотя в соседних Туркменистане и Узбекистане подобные попытки потерпели крах: например, узбекский президент Каримов даже запретил показывать в стране турецкие сериалы.

Россия может что-то противопоставить турецкому влиянию в этих странах?

Нашу реакцию на турецкую активность на постсоветском пространстве в 1990-е годы можно сформулировать одной фразой: «турки лезут». И такой подход сохранялся несмотря на всю позитивную риторику прошлого десятилетия. Яркий пример — кампания критики и гонений на «турецких миссионеров» в 2000-е годы.

Здесь важно, что современная Турция — мы часто упускаем из виду этот факт — пытается позиционировать себя уже не как региональная держава, а как ключевое государство условной «Афразии», то есть как связующее звено между Африкой, Азией и Европой. Именно на достижение этой цели направлена внешняя политика нынешней Турции.

Может ли Анкара в условиях резкого ухудшения российско-турецких отношений способствовать дестабилизации ситуации в Закавказье и Центральной Азии, учитывая последние события в Нагорном Карабахе?

Это очень болезненный вопрос. Была надежда, что события в Карабахе не пойдут по такому сценарию, по какому они сейчас развиваются. У Азербайджана сейчас не самое лучшее положение с доходами бюджета, формируемыми во многом за счет нефтедолларов. В стране растет социальная напряженность, и в этих условиях портить отношения с Россией Баку явно не с руки.

Мне кажется, Турция не пыталась спровоцировать обострение ситуации в Карабахе для отвлечения внимания России от Сирии — для Анкары это было бы слишком примитивно. Конечно, у Турции с Азербайджаном тесные политические и экономические связи, но, думаю, при анализе сложившейся ситуации мы пока упускаем некие не совсем очевидные факторы.

Сейчас Россия сама втягивает Кавказ в орбиту своей холодной войны с Турцией — незаметно для себя. Например, недавно о поддержке антитурецких санкций объявила Абхазия — территория, тесно связанная с Турцией, в том числе через многочисленную абхазскую диаспору. Какие-либо прогнозы в этой постоянно меняющейся ситуации делать очень трудно.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(161):

1 234 ... +1
13 +17−4Призрак Бармалея00:56:48
17/04/2016
Странно рассматривать вывоз "Юпитеров" из Турции, как некое поражение Турции... Это геополитический вопрос, в котором голос Турции имел нулевую ценность...

Так можно заявить, что вывод советских ракет с Кубы в результате разрешения Карибского кризиса был поражением Кубы ( хотя идиоту понятно, что дело обстоит строго наоборот - разрешение Карибского кризиса привело к гарантиям безопасности Кубы со стороны американского руководства)...


Если эти "Юпитеры" как-то и повышали ценность Турции для США и влияние Турции на США - то это, опять же, не турецкое дело, решать, хозяин захотел - поставил ракеты, расхотел - убрал.

Тем более, что эти "Юпитеры" стремительно устаревали на тот момент(поскольку вообще развитие ракетной техники на заре ракетной эпохи шло семимильными шагами) и их снятие с вооружения и вывод был совершенно неизбежным в ближайшее время ( другое дело, что американцы могли что-то посвежее поставить на их место).
8 +8−0Алан Слонов08:50:25
17/04/2016
2 +6−4Т Ш08:47:43
17/04/2016
Мединскому это объяснил бы кто
=======================
– Довожу до вашего сведения позицию минкультуры России о необходимости незамедлительного прекращения всех контактов субъектов РФ с международной организацией «Тюрксой», – такого содержания телеграмма была направлена в правительства Татарстана, Башкирии, Алтайского края и других регионов.
Мединский - дебил и только. к сожалению министры у нас умом не блещут. Им лишь бы что запретить
7 +7−0Арман Копабаев13:21:28
17/04/2016
-3 +2−5Vadim Bazyak13:11:20
17/04/2016
не стоит забывать, что общего между тюрками - это лишь язык, всё остальное разное. Генетически это абсолютно разные народы. Это то же самое, что придумать "панагличанизм", где братскими народами назывались бы англичане, американцы, нигерийцы, ямайцы, индусы и пр., все кто говорит на английском.
генетически все тюрки абсолютно разные, что видно по их внешности даже.
Вы это откуда выкопали?! Согласен что между казахами и турками общей крови мало, но вот с башкирами, крымскими татарами, каракалпаками, кыргызами, хакасами, ногайцами и др. очень много чего общего помимо языка.
7 +13−6Призрак Бармалея04:45:15
17/04/2016
-5 +8−13Amarsanaa Baljinnyam03:56:22
17/04/2016
Если Россия будет проводить и далее презирительную национальную политику в отношений Азий,нет будушее даже в краткосрочном преспективе.Сейчас Росссийские Тюрки не будет воевать с Турками за Русских (Украйнцев,Грузин,Прибалтов и Армян) которые их унижают убивают в Москве,как прежде, это точно.Будет национальная гражданская война не где то там в Чечне а в Москве с вовличиеним со предельных народов не говоря о постсоветских республик. На этом войне не поможет ракеты и ядерные заряды.И конечно Европоклонникам не поможет их Кумиры-Европейцы ( Ха ха Грузины,Украйнцы, Поляки, Румыны,Болгары,Чехи, Албанцы,Косовары тьфу) а наоборот.
У всех заклятых друзей России поразительно одинаковая мечта - что бы кто-нибудь повоевал с Россией. Кто-нибудь другой. Желательно даже, что бы внутри самой России, что бы снаружи никого не задело случайно ?
6 +7−1Чужой11:02:04
17/04/2016
В своем глазу бревно незамечаючи... Вся история России это экспансия на север, юг, запад и восток
6 +7−1Т Ш10:50:37
17/04/2016
-6 +1−7Владислав Каверин09:26:17
17/04/2016
Пантюркизм никуда не ведущая теория, из-за экономической маломощности тюркских наций и низкого культурного потенциала, тюркских народов...
низкого культурного потенциала, тюркских народов...
=======================================
А можно мне пример высокого потенциала какой нибудь группы народов для сравнения. Чем славянская или к примеру германская культура выше тюркской?
5 +5−0Т Ш16:03:35
17/04/2016
7 +7−0Арман Копабаев13:21:28
17/04/2016
Вы это откуда выкопали?! Согласен что между казахами и турками общей крови мало, но вот с башкирами, крымскими татарами, каракалпаками, кыргызами, хакасами, ногайцами и др. очень много чего общего помимо языка.
Турки потомки тюрков огузов как и азербайджанцы, туркмены и часть крымских татар, казахи же большой частью тюрки кипчаки, как и ногайцы, татары, башкиры...
5 +8−3Алан Слонов08:33:57
17/04/2016
-5 +3−8Т Ш08:27:58
17/04/2016
К примеру крымские татары. ))
Ну да, их же прям режут и убивают на улицах Москвы? Утро так и начинается у москвичей. Не убил российского тюрка или не обидел - день прожит зря. ?
4 +5−1Alakbar Azizov16:16:53
17/04/2016
7 +13−6Призрак Бармалея04:45:15
17/04/2016
У всех заклятых друзей России поразительно одинаковая мечта - что бы кто-нибудь повоевал с Россией. Кто-нибудь другой. Желательно даже, что бы внутри самой России, что бы снаружи никого не задело случайно ?
"...У всех заклятых друзей России поразительно одинаковая мечта - что бы кто-нибудь повоевал с Россией. ..." Вы армян имеете ввиду ? "Друзья" армяне в российских СМИ и на телевидении (Кургинян, Багдасаров, Габриэлянов и ко.) вовсю отрабатывают задание госдепа столкнуть Россию с Турцией.
4 +5−1Art avakov13:27:50
17/04/2016
-3 +2−5Vadim Bazyak13:11:20
17/04/2016
не стоит забывать, что общего между тюрками - это лишь язык, всё остальное разное. Генетически это абсолютно разные народы. Это то же самое, что придумать "панагличанизм", где братскими народами назывались бы англичане, американцы, нигерийцы, ямайцы, индусы и пр., все кто говорит на английском.
генетически все тюрки абсолютно разные, что видно по их внешности даже.
Да нет , здесь вы ошибаетесь . тюрков обьединяет как раз генны , язык не является принадлежностью к этносу вовсе . Есть лишь различия в ходе истории - небольшие смешения , к примеру у азеров есть и иранские маркеры в крови , у турков в самой Турции лишь 37% обладают подлинными тюркскими генами , остальное население оттуреченное белые люди - ассирийцы , греки , лазы ( грузинский народ из которого вышел и Эрдогаша ) курды и так далее . Все эти показатели можно проследитъ без спора по данным Гапплогруп и маркеров , это генетические данные любого народа и любого человека .
4 +6−2Арман Копабаев13:17:31
17/04/2016
Комментарий удалён.
Вы лезете в вопросы, в которых абсолютно ничего не понимаете. Во-первых поставили на колени жителя Дагестана калмыки, которые не являются тюркским этносом, хотя и относятся к алтайской семье народов, чем родственны казахам, башкирам, хакасам и др. тюркам, во-вторых казахи вообще-то в большинстве своем комплиментарная нация по отношению к русским и если есть рост количества казахов, которые желают "освобождения" тюркских народов из объятий Москвы, то это только на фоне так называемого продвигаемого Москвой "русского мира", который устраивает беспредел на востоке Украины и идейные вдохновители которого предлагают вернуть север Казахстана - "исконно-русские территории" в состав РФ. Вам бы глянуть на свой "русский мир", продвигаемый кремлем через всяких губаревых, моторол, казаками бабаями и др. отморами идейными, от которого бегут даже ваши братья белорусы и из-за которого с вами воюют братья украинцы, то тогда вам наверное станет немного понятно почему и казахи стали по отношению к РФ "бендерофашистами"!!!
4 +5−1Братушка10:54:50
17/04/2016
Крым будет следующая дыра на карте мира, как и Северокипрская Турецкая Республика
4 +5−1Т Ш10:53:00
17/04/2016
-6 +1−7Владислав Каверин09:26:17
17/04/2016
Пантюркизм никуда не ведущая теория, из-за экономической маломощности тюркских наций и низкого культурного потенциала, тюркских народов...
из-за экономической маломощности тюркских наций
====================================
Все в мире меняется, тем более экономика.
4 +6−2Vit Ticshenko09:38:56
17/04/2016
Россия забыла, как совковых выгоняли со всех стран восточной Европы, ГДР, Венгрии, Чехословакии. По началу их воспринимали как за освободителей. Чего греха таить даже с лидером Югославии Тито были плохие отношения и тот повернулся в сторону Зап. Европы.
4 +5−1Т Ш09:16:00
17/04/2016
-1 +1−2Бубака Маматень Маматень08:59:13
17/04/2016
Не Гюлен ли слепил из этого аджарского пацана диктатора-муслика Эрдогана? Теперь пускай пожинает плоды своих "трудов"!
Я может чего не знаю, но думаю что вряд ли Эрдоган продукт "Хизмета".
Пути Эрдогана и Гюлена разошлись когда Эрдоган начал сближение с Россией.
4 +6−2Алан Слонов08:39:42
17/04/2016
0 +6−6Т Ш08:38:30
17/04/2016
Это на вопрос кто такие российские тюрки.
Угнетать то не угнетают, но почему запретили российским тюркам в музыкальном конкурсе "Тюрквижион" участвовать?
Ну кто такие российские тюрки я знаю. Мне интересен был ответ товарища выше.
По поводу запрета я не в курсе. не слежу за музыкальными конкурсами, но запрещать - глупо
4 +5−1swarley06:46:37
17/04/2016
все еще бомбит от турков. скоро наверно зказуха на персов пойдет
3 +3−0Сергей Петрович00:16:17
18/04/2016
-4 +0−4****** ??????????00:05:11
18/04/2016
Мы не против. Отпустите уже Карабах. Он не ваш. Живите настоящим. Не нужно воевать. Для нас каждый погибший солдат в счет. 1-4 апреля мы потеряли 92 человек! Как вы думаете это много или мало? Мы знаем их поименно, уже знаем их семьи. А народ Азербайджана догадывается, сколько ее сынов погибло в ходе последней авантюры ихнего султана? Минимум 500 человек. Со слов перехваченного разговора азербайджанской матери тела как дрова грузили в грузовики и увозили. До сих пор собирают тела.
Вы - это Азербайджан ?
Ну тогда не 92, а 93 человека вы потеряли.

Ссылка на www.panarmenian.net

Азербайджан официально заявил о потере 31 военнослужащего и не сообщил ни о каких раненых. Однако, согласно мониторингу, который был проведен берлинским Институтом военных исследований «Каспий» на основе материалов в социальных сетях, в результате боевых действий на линии фронта в период с 1 по 6 апреля всего было убито 93 азербайджанских военнослужащих, известны имена 34 раненых.
Армянская сторона понесла 77 боевых потерь, убито 4 мирных жителя, ранены – 122 человека.
3 +3−0Сергей Петрович00:08:09
18/04/2016
-3 +0−3Владислав Каверин23:26:14
17/04/2016
а как же геноцид 1915 года, это что акт гумманизма?
Греки в первой половине 13 века вырезали от 50 до 100 тысяч армян (по подсчетам разных историков) за предательство и сотрудничество с латинскими крестоносцами. Учитывая численность жителей на Земле в 13-ом веке - это все равно если бы в в 1915 году вырезали от 5 до 10 миллионов армян. Что то никто не слышал заявлений армян о геноциде их греками :))))

В конце 18 века при выводе из Крыма армян и греков под руководством А.В. Суворова, при самом благоприятном к этому делу отношении Крымского Хана, при помощи Российской Империи, на небольшое расстояние - от Крыма до Ростова-на-Дону - погибло от 50 до 75 % переселенцев. Включая армянского митрополита.
3 +3−0Маришка Вампировна23:47:40
17/04/2016
-4 +0−4****** ??????????23:40:25
17/04/2016
Все трагические события в истории Армении лично я рассматриваю в ключе развития моровой истории. Да мы и тогда были форпостом против нашествия тюрков на цивилизованный мир и пострадали наверное больше всех, не считая народов и стран бесследно исчезнувших и расстворившихся под натиском тюрков. В 10-ом веке отцы церквей Ближнего Востока даже рассуждали о грядущем Конце Света и победе зла. Отмечу, что религиозного вопроса не стояло, так как от тюрков в равной степени пострадали как христиане, так и мусульмане иранцы, арабы. Развитие колыбели цивилизации было отброшено на столетия назад.
а не проще жить настоящем а не прошлым.не выдуманным а реальном.не надо сказок все давно выросли.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь