Все только начинается

00:12 19/03/2016 Силовые структуры
Все только начинается
По пунктам...1 пункт...Преднестровие...Российские поселенцы на оккупированной территории Румынии?? Ну что же...Аналогичное тогда можно и о хохлах которые живут на оккупированных территориях Польши и Румынии...Пункт 2. Вторая чеченская война началась из за похода чечен на Дагестастан...3 пункт - Войска Грузии напали на миротворцев РФ..Которые находились там по Сочинским соглашениям...

Вывод части самолетов и наземного контингента с авиабазы Хмеймим заставил многих говорить о завершении российской операции в Сирии. Повлияет ли это решение на ход дальнейших событий — еще предстоит оценить. Интересен и вопрос о целях, которых удалось достичь России с сентября 2015 года.

Проблемы и решения

Происходящее становится понятнее, если сформулировать основные цели российской операции более детально, чем публично декларируемая поддержка законного правительства Сирии в борьбе с радикальными исламистскими группировками «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра» (запрещенными в России).

Эти цели в основном сводились к следующему.

1. Поддержка сирийского правительства как единственной силы, способной эффективно противостоять террористическим группировкам, обеспечивая при этом нерушимость светского многонационального и мультикультурного государства.

2. Ликвидация (или как минимум радикальное ослабление) террористических группировок с целью устранения угрозы падения Сирии и роста влияния террористов в регионе и на континенте в целом, включая находящиеся в зоне стратегических интересов России территории Афганистана, Центральной Азии и Кавказа, в том числе российских исламских республик Северного Кавказа.

3. Ликвидация «кузницы кадров» террористов для потенциальной войны в Центральной Азии и на территории России.

4. Обеспечение присутствия и сохранение влияния Москвы на политические процессы в жизненно важном для интересов России регионе Большого Ближнего Востока.

Все эти задачи так или иначе были решены. Во-первых, за полгода, прошедшие с начала операции в Сирии, была полностью ликвидирована угроза уничтожения сирийского государства террористическими группировками и практически полностью устранена вероятность открытой агрессии против Дамаска со стороны США и их партнеров по западной антитеррористической коалиции, прежде всего — Турции.

Во-вторых, радикальные группировки (ИГ, «Ан-Нусра» и другие) лишились значительной части своего потенциала, в том числе экономического, в результате планомерной ликвидации нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей инфраструктуры, находившейся под их контролем. Не менее планомерное уничтожение командных пунктов, баз, тренировочных лагерей и других объектов значительно снизило возможности лидеров террористических группировок управлять своими силами. Постепенно накапливавшийся ущерб дал в итоге кумулятивный эффект: продвижение террористов остановилось, в некоторых районах сирийские войска перешли в наступление.

В-третьих, война из «кузницы кадров» для террористов превратилась в их могильник, что стало весьма существенным успехом с точки зрения России. Учитывая то, что в составе групп боевиков разного сорта находятся десятки тысяч выходцев из России и других постсоветских республик, опасность перетекания кадров с боевым опытом на территорию России и близлежащих стран представляется весьма реальной. Проблема усугубляется относительно более высоким уровнем образования и подготовки боевиков — выходцев из бывшего СССР, в сравнении с основной массой исламистов, что позволяет многим из них быстро занимать командные и управленческие должности.

При сохранении этой тенденции через несколько лет возможный конфликт с исламистами на территории России и/или других постсоветских государств был бы неизбежно отягощен значительным «кадровым резервом» террористов. Полностью ликвидировать эту опасность вряд ли возможно, но радикально сократить ее масштабы удалось: потери террористов в результате действий российской авиагруппы и операций сирийской армии при поддержке российской авиации по достаточно скромным оценкам превышают 15 000 человек убитыми, не считая раненых и тех, кто решил скрыться на территории сопредельных государств. Некоторые отряды террористов вообще перестали существовать.

Наконец, Москве удалось решить главную политическую задачу: сохранение правительства Башара Асада как политического субъекта, с которым необходимо договариваться о судьбе Сирии. Эта задача диктовалась не столько теплым отношением к «традиционному союзнику», сколько вполне прагматичными соображениями: падение правительства в Дамаске создало бы вакуум власти, который привел бы к длительной войне всех против всех. В итоге этот вакуум мог быть заполнен наиболее организованной и единой силой — прежде всего тем же «Исламским государством», так же как в свое время победу в Афганистане одержало движение «Талибан», сокрушившее в середине 1990-х годов группировки моджахедов, контролировавшие страну после падения светского правительства Наджибуллы.

В сохранении действующей власти в Сирии заинтересована и другая влиятельная сила региона — Иран, также поддерживающий очень хорошие отношения с правительством Асада. Именно этот интерес и определил конфигурацию помощи Сирии со стороны России и Ирана: Москва, для которой поддержка Дамаска стала весьма важной задачей, направила в регион авиагруппу и серьезные силы поддержки, а Тегеран, для которого вопрос сохранения независимого выхода к Средиземному морю через дружественные Ирак и Сирию является жизненно важным, направил туда группировку «Корпуса стражей исламской революции» и силы подконтрольного Ирану движения «Хезболла». Естественно, помощь Дамаску в обоих случаях этим не исчерпывается.

Уйти, не уходя

То, что вывод части группировки отнюдь не означает прекращения российского присутствия в стране, в принципе, было ясно уже 15 марта, когда замминистра обороны Николай Панков в ходе торжественного мероприятия на авиабазе Хмеймим заявил о продолжении операции: «Достигнуты определенные положительные результаты. Появился реальный шанс положить конец многолетнему противостоянию и насилию. Однако о победе над терроризмом говорить пока рано. Российская авиагруппа имеет задачу продолжить нанесение ударов по объектам террористов».

Замминистра обороны напомнил, что перемирие, действующее в Сирии с 27 февраля, не распространяется на боевиков «Исламского государства», «Джебхат ан-Нусры» и других группировок, признанных Советом Безопасности ООН террористическими.

Вывод коснулся части сил: насколько можно судить, Сирию покинули все штурмовики Су-25, бомбардировщики Су-34, несколько бомбардировщиков Су-24. Остающаяся на Хмеймиме группа теперь насчитывает, насколько можно судить, 12 бомбардировщиков Су-24, восемь истребителей — по четыре Cу-30СМ и Су-35. Вертолетная группировка, ранее состоявшая из Ми-8, Ми-24 и Ми-35, теперь дополнена новейшими боевыми вертолетами Ми-28Н и Ка-52.

Остались на месте и силы ПВО, в том числе зенитно-ракетная система С-400 и ракетно-пушечные комплексы «Панцирь», технические подразделения и силы охраны базы. В сочетании с пунктом материально-технического обеспечения ВМФ России в Тартусе, ставшим за последние три года основной точкой перевалки грузов, доставляемых «Сирийским экспрессом», Хмеймим составляет вершину айсберга военного присутствия России в Сирии. Все остальные элементы, включая систему подготовки сирийских вооруженных сил на месте, действия разведки и других специальных сил, функционирование частных военных компаний, в том числе в интересах ряда негосударственных структур, сегодня скрыты от посторонних глаз, и детальное их описание невозможно за отсутствием открытой информации.

Присутствие в таких масштабах позволяет эффективно поддерживать Дамаск, защищая Сирию от возможного внешнего военного вмешательства и помогая в ключевых операциях типа штурма Пальмиры. При этом основную нагрузку предстоит нести собственно сирийским правительственным силам и поддерживающим их формированиям ополчения. За прошедшие полгода потенциал сирийских войск заметно вырос — в первую очередь благодаря технической помощи России и возобновлению подготовки личного состава сирийской армии российскими специалистами. Вырос и потенциал сирийских ВВС, что в совокупности позволяет продолжать наступательные операции. При этом в случае каких-либо существенных проблем Россия сохраняет возможность оперативно усилить свою группировку на месте.

Война же как таковая только начинается — и в ближайшие месяцы ее исход будет решаться не только за столом переговоров в Женеве, но и близ Пальмиры, Ракки, на севере — у турецкой границы, и на юге — близ границ с Иорданией. Боевые действия в сочетании с дипломатией должны прояснить вопросы о весомости претензий участников конфликта на роль в послевоенной судьбе Сирии.

Илья Крамник

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(206):

1 234 ... +1
10 +12−2Kazimir Almazov11:57:18
19/03/2016
-10 +5−15Dmitry Pi11:00:36
19/03/2016
Ой,как мы от темы отклонились. Да, я в курсе официальной позиции России по поднятым вопросам, так что нет смысла всё переписывать. Отвечу частично.
1. Приднестровие - российские поселенцы на оккупированной румынской территории.
2. Дома в России взорвал Путин. Чеченцами там не пахло. Заложников на дубровке убил спецназ Путина. Требование захватчиков было "прекратить войну". Т.е. она уже была развязанна, и Россия к тому времени убивала чеченцев полным ходом.
3. > именно Саакашвили начал войну
Саакашвили на Россию не нападал. Это Россия напала на Грузию. Никакой угрозы Росии Саакашвили не представлял.
3. #они_хотели и #да_если_бы_мы_захотели не обсуждаю.
По пунктам...1 пункт...Преднестровие...Российские поселенцы на оккупированной территории Румынии?? Ну что же...Аналогичное тогда можно и о хохлах которые живут на оккупированных территориях Польши и Румынии...Пункт 2. Вторая чеченская война началась из за похода чечен на Дагестастан...3 пункт - Войска Грузии напали на миротворцев РФ..Которые находились там по Сочинским соглашениям...
6 +7−1ПЕТР ШАХОВ12:03:32
19/03/2016
-8 +8−16Dmitry Pi10:22:54
19/03/2016
Войны в Приднестровье, Чечне,Грузии, Украине развязала Россия. Войны США к России не имеют никакого отношения.
Войны россии к сша так-же не имеют никакого отношения Войну в грузии развязала грузия нападением на миротворческий контингент Войну в чечне развязали иностранные и чеченские боевики наподением на российский дагестан Война в приднестровье носила гражданский характер Россия только положила конец этой войне
6 +9−3Rinat Tavlybaev10:54:31
19/03/2016
-8 +8−16Dmitry Pi10:22:54
19/03/2016
Войны в Приднестровье, Чечне,Грузии, Украине развязала Россия. Войны США к России не имеют никакого отношения.
Ну прям интересно стало))) К Приднестровью Россия имеет отношение толь к в том, что встала между противоборствующими сторонами и прекратила насилие. Причем не выступая ни на чьей стороне. Про Чечню вам вообще не стоит вспоминать, наверно это у вас на Украине дома взрывали, театры, школы, больницы захватывали, людям головы отрезали. В Южной Осетии и Абхазии Россия также размещала миротворцев, находящихся там на основе международных договоров с Грузией. На отчетную дату уже всем известно, что именно Саакашвили начал войну, расстреливая в том числе и миротворцев. Медведев остановил танки в 20 км. от Тбилиси. Если бы хотели, то Мишико давно бы висел на суку. Если бы Россия действительно хотела воевать с Грузией и Украиной, то в Тбилиси и Киеве давно бы сидели российские марионеточные правительства. До Саакашвили, в 2008 году, доперло, что его слили, но до Порошенко не доходит еще, что он просто разменная монета в споре .
6 +9−3Добер10:17:58
19/03/2016
-12 +6−18Dmitry Pi10:13:58
19/03/2016
Пока что к войне готовится и постоянно развязывает Россия.
Меньше бы готовились, может бы больше в мире жили.
А войны развязывает США и что?
6 +7−1Солнечный Гриб00:36:10
19/03/2016
интересно было бы посмотреть на новые вертолеты в бою
5 +6−1ПЕТР ШАХОВ12:19:27
19/03/2016
-10 +5−15Dmitry Pi11:00:36
19/03/2016
Ой,как мы от темы отклонились. Да, я в курсе официальной позиции России по поднятым вопросам, так что нет смысла всё переписывать. Отвечу частично.
1. Приднестровие - российские поселенцы на оккупированной румынской территории.
2. Дома в России взорвал Путин. Чеченцами там не пахло. Заложников на дубровке убил спецназ Путина. Требование захватчиков было "прекратить войну". Т.е. она уже была развязанна, и Россия к тому времени убивала чеченцев полным ходом.
3. > именно Саакашвили начал войну
Саакашвили на Россию не нападал. Это Россия напала на Грузию. Никакой угрозы Росии Саакашвили не представлял.
3. #они_хотели и #да_если_бы_мы_захотели не обсуждаю.
У тебя не обсуждение на основе всем известных фактов а гонево на основе западной пропаганды и высосонных из пальца фактов При этом еще претензия на всезнайство Тебе спецслужбы доложили о том что дома в россии взорвал путин?
4 +4−0Добер10:17:42
19/03/2016
-6 +2−8Dmitry Pi10:11:22
19/03/2016
Зацени, по сравнению с 450 тыс убитых 50% беженцев в Сирии, в Ливии всё же в 10 раз лучше.
А наличае центральной власти - это вообще не параметр качества жизни.
НУ если для вас анархия это нормально то о чем мы говорим. Это при том, что раньше Ливия была одной из самых успешных стран региона.
3 +3−0Yuri Kom20:58:24
19/03/2016
-5 +1−6Dmitry Pi12:50:07
19/03/2016
Обзывательство оппонентов Асада террористами.
Тогда Донбасс надо называть умеренной опозицией и начать поствлять им оружие офциально и требовать ухода Порошенко.
3 +3−0Kazimir Almazov19:45:31
19/03/2016
-4 +2−6Dmitry Pi13:09:56
19/03/2016
> Кто вам это сказал что Асад применял??
Это сказала израильская разведка - абсолютно достоверный источник информации в отличие от российских средств массовой пропаганды.
2. Так никому ничего не было. Все дружно сказали российское "а докажите!"
В свое время ЦРУ тоже демонстрировала якобы пробирку с тем что якобы изготавливает Саддам..Это подтвердилось??
3 +3−0Оё Сарказми18:09:21
19/03/2016
-6 +2−8Dmitry Pi10:11:22
19/03/2016
Зацени, по сравнению с 450 тыс убитых 50% беженцев в Сирии, в Ливии всё же в 10 раз лучше.
А наличае центральной власти - это вообще не параметр качества жизни.
Зацени, 3 млн убитых иракцев за 10 лет управления страной американцами, с 250 тыс убитых Саддамом Хуссейном за 20 лет правления. Или 3500 убтых при свержении Милошовича, обвиненного в притеснении (не убийстве!) 400 косоваров. При этом CNN без стеснения показывала "героев", убивающих сербских полицейских, в то время как в США индейского лидера казнили по обвинению в убийстве двух агентов ФБР, причем один из "убитых" проходил на суде свидетелем.
3 +3−0Kazimir Almazov18:01:24
19/03/2016
-4 +2−6Dmitry Pi13:09:56
19/03/2016
> Кто вам это сказал что Асад применял??
Это сказала израильская разведка - абсолютно достоверный источник информации в отличие от российских средств массовой пропаганды.
2. Так никому ничего не было. Все дружно сказали российское "а докажите!"
Вопрос к вам...Еврейская разведка заинтересованная сторона...Как и разведки США,Англии...И России...Берем результаты НЕЗАВИСИМОЙ экспертизы комиссии ООН...Которая по сути признала наличие ЗАРИНА у Сирийской оппозиции...Одно это признание комиссии ООН ставит под вопрос то что ЗАРИН применялся Асадом...А именно то что наличие ЗАРИНА у обоих сторон говорит о том что его могла применять и оппозиция что бы скомпрометировать Асада...
3 +3−0Kazimir Almazov16:45:52
19/03/2016
-7 +1−8Dmitry Pi10:21:16
19/03/2016
Мы говорим о качестве жизни. В Ливии она лучше чем в Сирии. Хотя бы потому что там не убивют так массово.
Кстати...Уровень жизни в Ливии при Каддафи был намного лучше чем в Сирии и не только в Сирии а лучше чем у соседних стран.а так же как и лучше чем у стран Восточной Европы...Но тем не менее этого кому то мало в Ливии показалось...Устроили революцию .точней переворот..И сейчас из той же Ливии бегут беженцы в ЕС..Кстати...В свержении Каддафи принимала участие и Аль Кайда...Но это не смутило запад...
3 +4−1Obam Obamovich10:23:08
19/03/2016
6 +9−3Добер10:17:58
19/03/2016
А войны развязывает США и что?
Есть простой способ проверки бот или нет. Скажи что Путин сволочь.
3 +4−1Добер10:18:54
19/03/2016
-2 +2−4Obam Obamovich10:15:45
19/03/2016
О да, ставить в одну строку успешных бизнесменов, политиков и друзей Путена - такое могут только боты с Савушкина.
Хм. А че Бушей не поставил? В одном лице олигархи, бизнесмены и президенты. ЗА время президентства увеличили капитал свой в десятки раз.
2 +3−1Kazimir Almazov20:23:14
19/03/2016
-3 +2−5Sniečkus Visųmetų19:42:54
19/03/2016
За три дня до "нападения", неизвестные бомбардировщики бомбили грузинские сёла на грузинской стороне границы, а в Сети есть подтверждение (фотографии) российских мотоколонн, вышедших маршем на Роккский тоннель, за несколько часов до "нападения" в Цхинвали. Да и Вова сам, в который раз признался: "Да. Это была работа наших спецслужб". Об чём ещё спорим?
Кстати...Читай так же и признания Саакашвили...Где он признает что Грузия ПЕРВАЯ начала военные действия...
2 +3−1Kazimir Almazov20:22:13
19/03/2016
-3 +2−5Sniečkus Visųmetų19:42:54
19/03/2016
За три дня до "нападения", неизвестные бомбардировщики бомбили грузинские сёла на грузинской стороне границы, а в Сети есть подтверждение (фотографии) российских мотоколонн, вышедших маршем на Роккский тоннель, за несколько часов до "нападения" в Цхинвали. Да и Вова сам, в который раз признался: "Да. Это была работа наших спецслужб". Об чём ещё спорим?
Бредишь олигофрен??Читай доклад европейской комиссии Тельявини...
2 +2−0Kazimir Almazov19:58:43
19/03/2016
-3 +8−11Dmitry Pi01:56:52
19/03/2016
> Ликвидация «кузницы кадров» террористов для потенциальной войны...
Убивать людей за тысячи км от России, только за то что они могут захотеть сделать что то плохое в России! - Я даже не знаю как это называется.
По моему, это обыкновенное убийство/терроризм. Каким дебилом надо быть что бы этого не видеть?!
В США убийство за тысячи км от своих границ называют обеспечением нацбезопасности США..Вот так и и не больше и не меньше...
2 +2−0Kazimir Almazov15:37:16
19/03/2016
-4 +2−6Dmitry Pi13:09:56
19/03/2016
> Кто вам это сказал что Асад применял??
Это сказала израильская разведка - абсолютно достоверный источник информации в отличие от российских средств массовой пропаганды.
2. Так никому ничего не было. Все дружно сказали российское "а докажите!"
А что сказала международная комиссия ООН?? Помните в той ссылке что вы же и предоставляли??Боевики сирийской оппозиции применили ЗАРИН...
2 +2−0Kazimir Almazov12:59:13
19/03/2016
-4 +2−6Dmitry Pi12:51:53
19/03/2016
Самое массовое применение химии в Сирии совершил Асад. Так что по вашим меркам Асад террорист #1 в Сирии.
Кто вам это сказал что Асад применял?? Это доказано независимыми комиссиями?? Второе..На тот момент Сирия не являлась подписантом конвенциии по химоружию а значит имела законное право иметь химоружие...А вот сирийская оппозиция не имела такого права а имела химоружие и применяла его против мирных жителей...Кстати ..в Свое время и Саддам применял химию..Но ему за это не что не было...
2 +2−0Kazimir Almazov12:47:39
19/03/2016
-6 +1−7Dmitry Pi09:57:48
19/03/2016
Вам, как профессионалу, вопрос с низу: как оценивается законом убийство незнакомого человека под предлогом что он может захотеть совершить что то плохое?
Это вы про то что США начали войну против Гренады??Ну или против Саддама - вторая война??
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь